Согласно Описи Новгорода 1617 г., монастырская библиотека состояла из 5 Евангелий в серебряных и медных окладах и 39 книг (как печатных, так и рукописных) (Опись Новгорода 1617 г.//Памятники отеч. истории/Подгот. публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Вып. 3. Ч. 2. С. 60-61). В связи с тем что прп. Михаил Малеин являлся небесным покровителем царя Михаила Феодоровича (1613-1645), после воцарения последнего в М. м. ежегодно 12 июля молебен с водоосвящением и литургию служил Новгородский митрополит (см.: Голубцов. Чиновник. 1899. С. 127-129). С этого времени в обители усилилось почитание прп. Михаила Малеина; впосл. был учрежден и крестный ход в память о святом ( Передольский В. С. Новгородские древности: Записки для местных изысканий. Новг., 1898. С. 130). В источниках отмечаются постриги в М. м. представительниц знатных родов. Так, 27 июня 1572 г. постриг в обители приняла жена (вдова?) боярина В. В. Розладина-Квашнина (НовгорЛет. С. 115; ПСРЛ. Т. 30. С. 162); в 1621/22 г., согласно окладным росписям, в мон-ре пребывала старица Варсонофия (Колычева), представительница рода, из к-рого происходил св. митр. Московский Филипп II (Колычев) (Опись Новгорода 1617 г. 1984. Ч. 2. С. 265-266). При этом численность насельниц в XVII в. уменьшилась. Так, в 1621 г. руга выплачивалась игумении и 48 старицам, в следующем году - 49 старицам (ср. 90 инокинь в 1594 г.). К кон. XVII в., однако, в М. м. проживали 90 инокинь (Там же. С. 274), обитель стала одной из самых больших в Новгороде. В 1764 г. мон-рь был упразднен, последняя игум. София (Логачёва) переведена в новгородский Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . К этому времени «дачи и пожни» обители «находились в Грузинском погосте, а крестьян не было» (ИРИ. Ч. 5. С. 90). В 1775 г. на территорию бывшего монастыря по распоряжению митр. Новгородского Гавриила был временно переведен пострадавший в пожаре 3-классный Николаевский Сокольницкий мон-рь (с сохранением названия). 5 марта 1786 г. он был объединен со второклассным Евфимьиным мон-рем в единый новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь (учрежденный вместо одноименного мужского). С этого времени на месте М. м. существовали только церковные приходы при бывших монастырских церквах.

http://pravenc.ru/text/2563820.html

Прочную историческую основу имеет также Житие полоцкой княжны Евфросинии (мирское имя – Предслава), основательницы мужского и женского монастырей близ Полоцка (до 1128 г.) и игуменьи последнего. Она скончалась во время паломничества в Иерусалим 24 мая 1173 г. и была похоронена в монастыре Св. Феодосия, после того как тщетно просила о погребении в лавре Св. Савы. Именно рассказ об этом паломничестве через Константинополь в Святую Землю и обеспечил популярность житию, записанному только в XV–XVI вв., но опирающемуся на более древнюю традицию 683 . Критическое издание текста – дело будущего 684 . Издания: [Аноним]. Житие преп. матере нашея Евфросинии девицы, игумении обители св. Спаса в Полоцке. Киев, 1742 (сокращено); Сахаров И.П. Путешествия русских людей по св. земле. СПб., 1893. Т.1. С. 119–123 (только описание путешествия в Иерусалим); ПЛ. 1862. Т. 4. С. 172–179 (текст по Степенной Книге: ПСРЛ. Т. 21. С. 206 220); Сапунов А. Житие (прим. 683). С. 1–58 (три ред.); англ. перев. (с введ. и комм.): Nadson A. The Life of St. Euphrosyne of Polack//JBS. 1965. Vol. 1. P.3–24 (по Степенной книге). Исторически засвидетельствовано и существование игумена Варлаама Хутынского (мирское имя – Алекса Михалевич), основавшего в 1192 г. в Хутыни, близ Новгорода, монастырь в честь Преображения Господня, который был освящен архиепископом Гавриилом 685 . Спорной остается дата его смерти (6 ноября того же года), сообщаемая Новгородской IV летописью, так как она противоречит другим данным (например, Жития) о его дружбе с архиепископом Антонием (после 1200 г.). Житие дошло в четырех редакциях, первая из которых (проложная) возникла, надо думать, до 1323 г. 686 . Данных об официальной канонизации Варлаама нет, прослеживается его почитание со второй половины XV в. 687 . Издания: а. (проложное житие): Памятники (прим. 16). Т.2. С.49–51; б. (третья ред., Пахомия Логофета): Житие Варлаама Хутынского (прим. 626); нем. перев.: Benz Е. (прим. 678). S.265–283; в. (четвертая ред.): Никольский А. Житие преп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции//ВАИ. 1911. Вып.21. С. 1–60 [более подробно об изданиях и редакциях текста см.: Дмитриев Л.А. Житие Варлаама (прим. 686). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Д. В. и кнг. Марии помимо дочери Софьи и сына Федора известны сыновья Андрей (в иночестве прп. Иоасаф) и Семен, родоначальник князей Кубенских. В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад кнг. Марии - дер. Горка-Шкуликино. Ближайшие потомки Д. В. унаследовали интерес заозерского князя к иноческой жизни по Афонскому уставу (Афонский устав был принят в Спасо-Каменном мон-ре). «Княж Федоров род Коубяньского» записан в синодике Лисицкого (Лисичего) во имя Рождества Богородицы муж. мон-ря (РГАДА. Ф. 381. Тип. 141. Л. 77 об.), имевшего с кон. XIV в. тесные связи с Афоном, князья Кубенские делали вклады в этот мон-рь. Д. В. почитался, в частности, как отец прп. Иоасафа Каменского, в Житии к-рого излагаются сведения о благочестии Д. В., говорится о влиянии заозерского князя на образование сына. Имя Д. В. было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, в т. ч. в синодик ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря (ЯИХМЗ. 15585. Л. 142, 1656 г.). Память Д. В. местно чтилась в день его тезоименитства - 26 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 183). Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... которая известна под названием Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 122-123; ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Т. 27. С. 345; ДДГ. 35. С. 91, 94, 96, 99; РИИР. Вып. 2. С. 12, 28-29, 31, 77, 102, 104; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Вып. 6. Екатеринбург; Нью-Йорк, 1995. С. 95-106; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 325, 331-333; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 103; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 54, 56-57, 109, 145-146, 248, 249, 265-266, 282-283.

http://pravenc.ru/text/178193.html

В 1992 г. сохранившийся деревянный храм во имя преподобных Дионисия и Амфилохия был открыт как приходской (с. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.), к нач. 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому мон-рю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения. Справа от царских врат хранится икона XIX в. с гробницы преподобных Макария, Тарасия и Феодосия. Сохранилось неск. икон деисусного чина из Покровского собора Г. м. (1-й четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), житийная икона преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (XVII в.; ВГИАХМЗ), икона «Благоразумный разбойник» (XVII в.; ВГИАХМЗ), двусторонняя икона «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» (сер. XVIII в.; ЦМиАР). Из б-ки мон-ря сохранились рукописные синодик (XVII в.; ВГИАХМЗ. 2139), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.; ВГИАХМЗ. 1841), сб. «Устав монастырский» (XVII в.; ВГИАХМЗ. 4357). Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14880, 14733, 14737, 14881; ГАВО. Ф. 343. 3; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1488, 18634, 19354; ГАВО. Ф. 523. Оп. 1. Д. 1, 35, 41, 55, 58, 102, 125, 203; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139; 7296, 7297, 10632, 26954/2, 29443/161. Ист.: Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44; ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Там же. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 123-124; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 1. 30, 34, 52; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165173.html

ПСРЛ. Т. II. С. 341. 365 Макарий. Ibid. Т. IV. С. 126–136; Т. V. С. 329–338. 366 Ibid. Т. IX. С. 70. 367 Филарет (Гумилевский). История Русской Церкви В 3 т. М., 1857—185 1857. С. 57–62. 368 Соловьев С. М. Ibid. Т. VII. С. 86. 369 Макарий. Ibid. Т. X. С. 77–78. 370 Ibid. Т. IV. С. 204–209; Т. VII. С. 28–52. 371 Отрывки из его жития см. в Макарий. Ibid. Т. ГУ. Прилож. XVIII. С.341. 372 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею в 5 т. СПб., 1841–1875. Т. I. 112. С. 168. 373 Свидетельство. Герберштейна. См. Макарий. Ibid. Т. VI. С. 322. 374 О христианстве в Перми см. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 136—146; Т. V] Знаменский П. В. Руководство… Казань, 1876. С. 94—96; 119—120;, Рассказы из истории Русской Церкви. М., 1873. С. 221—227. 375 Толстой М. В. Ibid. С. 230–231. 376 Максим Грек. Сочинения. Казань, 1859. Ч. III. С. 265. 377 См. Житие преподобного Трифона Печенегского, просветителя лопарей ПС. 1859. Ч. II. С. 89–120. 378 Макарий. Ibid. Т. VI. С. 322–329. 379 Ibid. С. 348; Т. X. С. 75. 380 Ibid. Т. VI. С. 347; Т. X. С. 66–67. 381 Пособия: Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 1—113; Т. V. С. 1—124,276–303; Т. VI. С. 1–317, 354–357; Т. VIII. С. 143–308; Т. IX, первые три главы. Чистович И. А. Очерк истории западно–русской церкви на Волыни//ХЧ. 1855. Ч. I. С. 144—165; Горский А. В. Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской//ПТСО. 1854. Ч. XIII; Месячный митрополичий суд//ПО. 1863. Ч. III; ГорскийА. В. Кирилл III, митрополит Киевский и всея России//ТСО. 1843. Ч. 1; ВЧ. 1855. Ч. IX. С. 233,251 и след.; ГорскийА. В. Св. Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры//ПТСО. 1844. Ч. II; ГорскийА. В. Св. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси//ПТСО. 1848. Ч. VI; Киприан, всероссийский митрополит, и великий Князь Дмитрий Донской (1376—1389)//ПС. 1862. Ч. I. С. 3 и след.; ГорскийА. В. Фотий, митрополит Киевский и всея России//ПТСО. 1852. Ч. XI; Горский А. В. Св. Иона, митрополит Киевский и всея России//ПТСО. 1846. Ч. IV; ВЧ. 1855.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Ист.: ПСРЛ. Т. 8, 25, 31; Корб И. Г. Дневники путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906; Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 5. С. 3-39; Тихомиров М. Н. Новый памятник Моск. полит. лит-ры XVI в.// Он же. Рус. летописание. М., 1979. С. 155-166; Вкладная книга 1674-1675 (7183) г. Моск. Новодевичьего монастыря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985. С. 152-210; Приходная книга Моск. Новодевичьего мон-ря 1603-1604 (7112) г.//Там же. С. 81-151; Синодик 1705 г. Моск. Новодевичьего мон-ря//Там же. С. 211-301; Антонов А. В. Вотчинные архивы моск. мон-рей и соборов 14 - нач. 17 в.: Акты Новодевичьего мон-ря//РД. 1997. Вып. 2. С. 193-201; АРГ: АММС. С. 265-412, 483-520; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2008. Т. 2; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.//Моск. Новодевичий мон-рь: к 500-летию основания: Антология. М., 2012. С. 509-515. Лит.: Снегирёв И. М. Новодевичий мон-рь в Москве. М., 1857; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876; Историческое описание Моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1885; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 793-807; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст.; он же. История г. Москвы. М., 1905. Ч. 1; Писарев Н. Домашний быт рус. патриархов. Каз., 1904; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по мон-рям и св. местам Рос. империи. Н. Новг., 1907; Посникова М. А. К истории землевладения Новодевичьего мон-ря в кон. XVI в.//Юбилейный сб. ист.-этногр. кружка при ун-те св. Владимира. К., 1914. С. 229-242; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1955. (Тр. ГИМ; Вып. 14); она же. Путеводитель по музею Новодевичий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

15585. Л. 124-124 об., 142; список 1656 г.). Они внесли имя М. в свой помянник, сохранившийся в составе синодика Пафнутиева Боровского мон-ря, настоятель к-рого, прп. Пафнутий Боровский, несмотря на запрет Киевского митр. свт. Ионы , продолжал поминать во время богослужения кн. Дмитрия Шемяку и членов его семьи. Канонизация М. совершилась после включения ее имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 56-57, 248-249, 265-266, 297. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 306-309; Описание о российских святых. 251-252. С. 120-121; 257. С. 125-126; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 71; Окт. С. 181-183; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 182; Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1: Курс рус. истории. С. 353-354; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 124, 235. Примеч. 17. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2562082.html

1128 Подобные примеры – правда, относительно новые по происхождению – известны в православном мире. Один из таких балдахинов сохранился в Грачанице, в северо-восточном углу нартекса, перед маленьким входом в храм. См.: uri S., 1991, р. 254. 1129 Ее фрагменты экспонируются в музее Белой башни в Фессалониках. См.: Kourkoumidou-Nikolaidou Е., Tourta A. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Athens, 1997, p. 212, Il. 258. 1132 ПСРЛ. V. С. 130. См. также: Брюсова В. Г. О времени освящения Новгородской Софии//Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 111–114 (далее – Брюсова В. Г., 1974); Стерлигова И. А., 1994, с. 51, 57. 1136 Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века/Перевод, предисл. и коммент. Л. К. Масиеля Санчеса//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996, с. 440–441. 1137 A Western Catalog of the Relics in Constantinople//Belting H. Likeness and Presence: A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London, 1994, p. 527. 1138 Ипатьевская летопись. M., 1998, с. 295. Д. В. Анналов считал, что в этом летописном известии речь идет о привозе в Новгород одного из обломков мраморной облицовки кувуклия – той его части, где находились упоминаемые паломниками оконца. Эти обломки образовались после разрушения кувуклия арабами в 1009 г. (Айналов Д. В. Некоторые данные русских летописей о Палестине//Сообщения ППО. СПб., 1906. Т. 17. Вып. 3, с. 344–345). 1140 Отчет имп. Публичной библиотеки за 1894 год. СПб., 1897, с. 113–115; Миллер В. К былине о сорока каликах со каликою//ЖМНП. 1899, август, с. 464–500, 497; Назаренко А. В. Русь, Запад и Святая Земля в эпоху крестовых походов (XII век)//Он же. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001, с. 635. 1143 Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон. СПб., 1909 (Репринт: [Е. Поселянин]. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Коломна, 1993), с. 261–265.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15–16). 52 Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., 1947. – С. 32; Толстой И. и Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 6. СПб., 1899. – С. 136–137. 54 Там же. – С. 143–144; Лазарев В. Н. Там же. – С. 66. Не исключено, что изображение Петра Александрийского есть и в новгородском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (Бахтель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения в Аркажах/Древнерусское искусство. Художественная культура в домонгольской Руси. М., 1972. – См. вкладку между с. 252–253). 55 Бакалова Э. Фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря и византийская живопись XII в./Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. – С. 222. 59 История русского искусства. Т. II. – С. 256; Лазарев В. Н. Указ. соч. – С. 121.Не является ли тематика этих изображений причиной помещения в летописях XVI–XVII вв. (ПСРЛ. Т. XXII. – С. 269; Т. XXXI. М., 1968. – С. 21) повествования “о Арии еретице”, где говорится о видении Христа священномученику Петру в темнице? 62 Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Ч. 1. СПб., 1906. – C. CLII, 265. 63 Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888. – С. 9. 64 Подлинник иконописный. М., 1903. – С. 43; Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. – 25 ноября. Последняя таблица приложения (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1. – С. 32) представляет миниатюру из Менология Василия II (976–1025), хранящегося в Ватикане. На ней изображена кончина святителя Петра (New catholic encyclopedia. Vol. XI. – С. 209). 66 Труды Святителя помещены в Патрологии Миня на греческом и латинском языках (PG 18, 467–522). Перевод с греческого см. в Приложении I. Правила святого Петра перепечатаны из книги “Правила святых Отец с толкованиями” (изд. Московского ОЛДП. М., 1884. – С. 23–75) с опущением толкования на них. 67 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. – С. 454–475; Правила святых Отец с толкованиями. – С. 23–75. Текст их см. в Приложении I.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Троиц. 783. Л. 599 об.- 603 об., 2-я четв. XVI в.), напротив, на 2-м месте оказывается Л. Этот вариант закрепляется в Никоновской летописи, созданной при дворе митр. Московского Даниила в 1-й пол. XVI в.; здесь указаны даже хронологические пределы деятельности Л.: 992 - между 1004/08 гг., а также усвоены ему конкретные мероприятия, вроде поставления первых епископов или суда над неким «иноком Андреяном», который «укаряше церковные законы» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-69). Несмотря на источниковедческую неосновательность этих дат, хронология Никоновской летописи была воспринята научной историографией XIX в. с тем большей легкостью, что с Л. отождествлялось вполне реальное лицо - «Леонт, митрополит Переяславля в Росии», автор антилат. трактата об опресноках, что породило даже гипотезу о Переяславле как первоначальной резиденции русских митрополитов (митр. Макарий (Булгаков) , Е. Е. Голубинский и мн. др.). Однако с установлением факта существования митрополии в Переяславле Русском во 2-й пол. XI в. это отождествление необходимо оставить (см. Леон , митр. Переяславский). Т. о., предание о Л. как 1-м рус. митрополите следует признать поздним и не имеющим видимых исторических оснований. Если сложение архетипа существующих редакций Устава Владимира, в к-ром имени митрополита еще не было, относить к сер.- 2-й пол. XII в. ( Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Др. Руси. М., 1972. С. 115-134), то рождение этого предания придется датировать XIII-XIV вв. Причины его возникновения остаются неизвестны, возможно, Л. отождествляли с митр. Леоном Переяславским. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 1 (по указ.); Голубинский. История РЦ. Т. 1. Вып. 1. С. 265-282, 328-329, 621. Примеч. 5. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2463391.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010