Г. В. прослеживается в летописании XIII-XVI вв. В Повести о нашествии Батыя в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.) владимирские князья, погибшие в 1238 г. на Сити, характеризуются как мученики за Христа: Василько «кровью мученичьскою омывся прегрешении своих с братом и отцем Георгием, с великим князем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 467). В Похвале Г. В., читающейся в той же летописи, говорится, что он «потщася Божья заповеди хранити, и Божии страх присно при себе имея в сердци... не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа, и украшая иконами безъценными и книгами... чтяшет же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи, подая им еже на потребу, тем и Бог прошенья его свершаше» (Там же. Стб. 468). В «Русский хронограф» редакции 1512 г. включен рассказ «О убиении великаго князя Юрья», содержащий молитву Г. В. перед битвой на Сити после получения известия о взятии Владимира (Там же. Т. 22. С. 398). В Никоновской летописи (кон. 20-х гг. XVI в.) молитва Г. В. заканчивается прошением о причтении «с новыми сими мучениками» (Там же. Т. 10. С. 109). К сер. XVI в. Г. В. еще не был канонизирован: его имя включено в Помянник рус. князей и княгинь, созданный между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. по указанию царя Иоанна IV Васильевича , в раздел «А сех поминати на понахидах» (Россия и греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399). Степенная книга (60-е гг. XVI в.) прославляет Г. В. как мученика: «Великий князь Георгий веньчася кровию, еюже взыде ко Христу, от Негоже и мученический венець прият, егоже желаше» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 264-265). В редакцию Жития блгв. кн. Александра Невского, созданную Ионой (Думиным) в кон. XVI в., включен рассказ о видении, бывшем иноку владимирского Рождественского мон-ря Антонию во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и Александра Невского, к-рые будили князей, чьи останки почивают во владимирских храмах,- Андрея Юрьевича Боголюбского , прп. Петра , царевича Ордынского, и Г. В.- и призывали их прийти на помощь Иоанну Грозному против татар ( Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текстов. СПб., 1913. С. 196-197).

http://pravenc.ru/text/164457.html

Памятники (прим. 202). С. 68–76 (см. также: ПСРЛ. Т. 9. С. 223–230). Трудно комментировать содержащуюся здесь защиту безбрачия (целибата), так как нам неизвестны ее мотивы. Возможно, она связана с категорическим отказом патриарха принять кандидатуру Феодорца, который, наверное, был женатым священником: Vodoff W. (прим. 262). Р. 203. 264 ПСРЛ. Т.1. Стб.354; Т.9. С.236; Татищев В.Н. (прим. 259). С.87. О прочих подробностях см.: Baumgarten N. (прим. 132). Р.99 f. Эта тема вновь затрагивается в ответах епископа Нифонта на вопросы Кирика: Памятники (прим. 202). § § 7, 97. 265 Тем не менее так однажды характеризуются они в летописи: ПСРЛ. Т.1. Стб.351 (под 1164 г.); ср. также двукратное употребление термина “еретик” по отношению к Феодорцу: там же. Стб.356 (под 1169 г.). 268 Памятники (прим. 202). С.66 (без указания года); ПСРЛ. Т.2. Стб.340; Т.9. С. 172 (под 1147 г.). 272 ПСРЛ. Т.1. Стб.315 (под 1147 г.), 347; Т.2. Стб.340 (под 1147 г.), 347, 349, 383, 441, 483–485 (под 1156 г.), 503 (под 1159 г.), 522; НПЛ. С.28 (под 1149, 1156 гг.); Абрамович Д.И. (прим. 156). С.97; см. об этом: Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.3. С.9–22, 297 (послание патриарха Николая IV Музалона); Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. C.II–VI; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.300–317; Соколов П. (прим. 136). С.55–95; Obolensky D. (прим. 113). S. 64–72. Интересным, хотя и поздним (XVI в.) источником о Климе является Житие новгородского епископа Нифонта, составленное иеромонахом Василием (Варлаамом), которое включает позаимствованный из Патерика рассказ о видении Нифонта и прославляет сопротивление, оказанное Нифонтом Климу: Повесть о Нифонте, епископе Новгородском II Костомаров Н. Повести религиозного содержания, древние поучения и послания. (ПЛ. T.IV). СПб., 1862. С.4 и сл. (перепеч.: The Hague, 1970); см. об этом памятнике: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Μ., 1871. С. 252, 260–262 (перепеч.: England, 1969) [а также: Μ., 1988. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предварительных статьях Никоновской лет. список Тверских архиереев выглядит следующим образом: Симеон из Полоцка, Андрей из Литвы, Варсонофий, Феодор, Феодор, Василий, Евфимий, Арсений Чудотворец, Антоний, Илия, Моисей, Геннадий, Вассиан, Нил Гречин, Акакий (ПСРЛ. Т. 9. C. XXII). 4566 Андрей Ерденев или Эрдена – из князей литовских, двоюродный брат Псковского князя св. Довмонта (Тимофея). Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 179). Возводил клевету на митрополита Петра Патриарху, для разбора которой в Переяславле в 1311 г. был созван собор, на котором клевета была разоблачена. Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Преставился, по Никоновской лет. в 1321 г., пребывая на покое в своем Введенском монастыре на р. Шеше (ПСРЛ. Т. 10. С. 188). 4567 Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Упоминается в 1325 г. как участник похорон князя Юрия Даниловича. (ПСРЛ. Т. 7. С. 199). Вторая дата – по: Титов A. А. Тверские епископы. Материалы для истории русской церкви. M., 1890. С. 12. 4569 Упоминается в Никоновской лет. под 1344 г. (ПСРЛ. Т. 10. С. 216). Вторая дата – дата ухода на покой. (ПСРЛ. Т. 10. С. 232). Скончался, по данным Воскресенской лет. 20.03.1367 в Отроче монастыре (ПСРЛ. Т. 8. С. 14). 4571 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 21). Вторая дата – дата снятия с кафедры (ПСРЛ. Т. 11. С. 125). 4572 Митрополичий протодиакон. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 11. С. 126). Вторая дата – дата кончины. Воскресенская лет. относит дату кончины к 1409 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 84), а Никоновская – к 1410 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 211–212). Никоновская лет. приводит наиболее полный рассказ о кончине святителя Арсения, а ее датировка лучше согласуется с датой поставления следующего епископа. Память – 02.03. 4573 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 215). Упоминается при поставлении Новгородского архиепископа Симеона в 1416 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летописях далее говорится, что Феодор Ростовский получил от патриарха Константинопольского сан архиепископа. По Воскресенской лет. преставился 28.11.1394 (ПСРЛ. Т. 8. С. 64, Т. 24. С. 160). Память – 28.11. 5338 По данным Воскресенской и Типографской лет. поставлен 14.03.1396 епископом для Ростова, Ярославля, Белоозера и Углича (ПСРЛ. Т. 8. С. 69; Т. 24. С. 165). Никоновская лет. уточняет, что этот архиерей – второй архиепископ Ростовский (ПСРЛ. Т. 11. С. 164). Вторая дата – дата кончины, причем в Типографской лет. архиепископ Григорий именуется Ростовским и Ярославским (ПСРЛ. Т. 24. С. 178). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5339 Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 94). Кончина его датируется 1427 г., но говорится, что следующий архиерей, Ефрем, был поставлен полугодом ранее – 13.04.1427, что невозможно. Однако в Воскресенской лет. говорится, что архиепископ Дионисий был на кафедре 7 лет и 5 месяцев, в то время как по датам, приведенным в нашем списке, 8 лет и 3 месяца, а, учитывая даты той же Воскресенской лет. – 9 лет и 3 месяца. Следовательно, дату кончины следует отнести к предыдущему, 1426 г. По A. А. Титову , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв... С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5340 Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 182). Вторая дата – дата кончины, по Софийской Второй лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 127). 5341 Бывший духовник Великой княгини Софьи Витовтовны. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 127). Прибыл в Ростов 23.06 (ПСРЛ. Т. 24. С. 184). Вторая дата, по Типографской лет. – дата избрания митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Память в Соборе Московских святых – в Воскресенье перед 26.08. 5342 Духовник Великого князя Василия Темного. Первая дата – по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 24. С. 186). По словам A. А. Титова , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв... С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

794 Упоминается в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 3). Вторая дата повторного пребывания на кафедре – дата кончины; дана По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 13) 795 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 20). В 1382 г. Константинопольский Патриарх возвел Св. Дионисия в сан архиепископа (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. С. 471–472). Возможно, имел полномочия Патриаршего Экзарха, поскольку посетил Новгород и Псков и др. города как архиерей, имеющий властные полномочия в делах архипастырского попечения и церковного управления вне пределов собственной епархии. В 1384 г. поставлен в Константинополе Патриархом Нилом в митрополиты Киевские. Скончался в заточении в Киеве 15.10.1385 (ПСРЛ. Т. 8. С. 49). См. Всероссийская. Память – 26.06. 796 Архиепископ. По Воскресенской лет. в 1386 г. отбыл в Царьград для поставления во епископы Суздальские (ПСРЛ. Т. 8. С. 50). По Воскресенской лет. прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном в 1390 г. в сане архиепископа (ПСРЛ. Т. 8. С. 60). Под 1406 г. в Воскресенской лет. содержится сообщение о поставлении в Суздаль нового епископа еще во время правления старого, что было совершенно невозможно (ПСРЛ. Т. 8. С. 78). Вероятно, епископ Евфросин в это время пребывал на покое. По Воскресенской лет. скончался 25.03.1407 (ПСРЛ. Т. 8. С. 81). 798 Упоминается в 1437 г. как сопровождающий митрополита Исидора на Флорентийский собор (ПСРЛ. Т. 8. С. 101). Упоминается под 1449 г. в числе членов собора, избравшего митрополитом Св. Иону (ПСРЛ. Т. 8. С. 121). 799 Вторая дата – дата поставления в митрополиты собором епископов по Софийской II лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Преставился 5.04.1473 (ПСРЛ. Т. 8. С. 177). Память – в воскресенье перед 26.08 в Соборе Московских святых. 800 Бежал с Брянско-Черниговской кафедры от литовцев, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 186): «...прибеже на Москву Еуфимей, епископ Брянскый и Черниговскый, покиня свою епископью. И даша емоу Соуждаль и Колугу и Торусоу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По С. Б. Веселовскому — Петр, Никита и Иван Константиновичи Добрынские (см.: Веселовский. С. 311). П.К. Добрынский в 1433 г. был ростовским наместником, верным сторонником Василия II (ПСРЛ. Т. 26. С. 189), но в 1442 г. он уже боярин князя Ивана Андреевича (АСЭИ. Т. I. 171. С. 124-125). ПСРЛ. Т. 27 (Сокращенный свод конца XV в). С. 272. И.Ф. Старков был коломенским наместником, к которому под надзор отправляли в свое время Дмитрия Шемяку (ПСРЛ. Т. 26. С. 191). Инока Фомы слово похвальное... С. 41, 42. По Новгородской IV летописи (Голицынский список), триумвиры, «здумав... царева посла велели потеряти да и казну взяли» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 454). В промосковских летописях о роли будущего союзника или умалчивается (ПСРЛ. Т. 23. С. 152; Т. 27 (Сокращенный свод конца XV в.). С. 272), или говорится очень мягко (ПСРЛ. Т. 26. С. 200): князь-де по слабости («убоявся») примкнул к Дмитрию Шемяке, будучи им обманут. ПСРЛ. Т. 26. С. 200. А.М. Сахаров считал, что Василий II «отправился с дарами в монастырь, надеясь получить его поддержку» (Сахаров А.М. Церковь и образование Русского централизованного государства. С. 55). Это не исключено, хотя возможно, что великий князь отправился просто на богомолье. ПСРЛ. Т. 26. С. 200. В Московском своде конца XV в. говорится: «...не бяше в нем» (ПСРЛ. Т. 25. С. 264); по псковским сведениям, Василий II поехал в Троицкий монастырь «на мясное заговенье», «отпустив тотар» (ПЛ. Вып. 1. С. 47). Л.В. Черепнин предполагал, что «выезд Василия II из Москвы был ловко подготовлен его противниками, действовавшими согласованно в Рузе и в Москве» (Черепнин. Образование. С. 794-795). Никаких данных в пользу догадки о том, что выезд Василия II подготовили его противники, у нас нет. Возможно, именно тогда Борис Александрович «рать... посылал на Москву» (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). Скорее всего эта рать послана была в Рузу, где присоединилась к войскам Дмитрия Шемяки и Ивана Андреевича. ПСРЛ. Т. 26. С. 201. Вероятно, мотив о «крестном целовании» навеян уже последующим «переписыванием истории», согласно которому Василий II рисуется сторонником соблюдения докончаний, а Дмитрий Шемяка — их нарушителем.

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

1050 Первая дата – дата прибытия на Русь, по Троицкой лет. (ПСРЛ. Τ. 1. С. 230) Никоновская лет. добавляет подробности: поставлен Святитель был Патриархом Константинопольским Исаией, после поставления митрополит прибыл в Киев, откуда отправился по городам русским и прибыл во Вл. на Кл., а затем в Москву (ПСРЛ. Т. 10. С. 195). Вторая дата – дата кончины, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 226). По Воскресенской лет. кончина произошла 01.03 (ПСРЛ. Т. 7. С. 217), по Супрасльской лет. – 14.03 (ПСРЛ. Т. 17. С. 34). 1051 Был предназначен митрополитом Феогностом в преемники еще при жизни, для чего был поставлен титулярным епископом Владимирским, но фактически пребывал в Москве и помогал в управлении Церковью митрополиту. Об этом прямо свидетельствуют Никоновская и Воскресенская летописи (ПСРЛ. Т. 10. С. 225 – 226; Т. 7. С. 217). После кончины Святителя Феогноста фактически возглавил Русскую Церковь , но вскоре был вызван в Царьград для поставления в митрополиты (ПСРЛ. Т. 10. С. 227). 1052 Епископ Волынский. «...О епископе Владимиро-Волынском Афанасии усматривается, что он, выбывши неизвестно куда и когда между 1332–1352 гг. из Волыни, жил до 1354 года включительно в Переяславле Залесском...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 34–35). Даты отсутствия Свт. Алексия в Царьграде и, следовательно, временного управления Афанасия приводятся по вычислению E. Е. Голубинского (Там же. С. 33). 1053 По Никоновской лет. был поставлен в Константинополе вместе с митрополитом Галицким Романом (ПСРЛ. Т. 10. С. 227). В 1356 г. ездил в Константинополь для разбора спора с Романом. Вторая дата – дата кончины, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 29). Типографская и Воскресенская лет. эту дату относят к 1377 г. (ПСРЛ. Т. 24. С. 135; Т. 8. С. 26). Память– 12.02 и 20.05. 1054 Прямых свидетельств в пользу того, что епископ Герасим был местоблюстителем митрополичьей кафедры, нет, но существует известие из Никоновской лет. что епископ Коломенский Герасим благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву (ПСРЛ. Т. 11. С. 54), а о митрополите такого не сообщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12(25)09.1929 21.09(04.10)1933 Петр Руднев 16(29)10.1933 14(27)04.1934 Сергий Воскресенский II Коломенская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Коломна (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1942 г. 25.05(07.06)1924 14(27)07.1924 Сергий Озерецковский 14(27)07.1924 18(31)12.1924 Серапион Сперанцев 7.12.1935(09.01.1936) 08(21)04.1937 26.09(09.10)1941 25.04(08.05)1942 2101 В предварительных статьях Никоновской лет. представлен следующий список Коломенских архиереев: Афанасий, Филимон, Герасим, Павел, Григорий, Иларион, Амвросий, Варлаам, Геронтий, Никита, Герасим, Авраамий, Никон. Епископ Афанасий упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. под 1353 г. как участник похорон митрополита Св. Феогноста (ПСРЛ. Т. 7. С. 217; Т. 10. С. 226). 2102 Упоминается в Воскресенской лет. под 1377 г. в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27). 2103 Этот епископ также упоминается в списке архиереев, поставленных митрополитом Алексием, после епископа Филимона (см. прим. 2). В 1380 г. епископ Герасим благословил Дмитрия Донского в Коломне перед походом на Куликово поле, о чем сообщают, в частности, Воскресенская и Никоновская лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 36; Т. 11. С. 54). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 52). 2104 По свидетельству Воскресенской и Никоновской лет., был поставлен митрополитом Пименом в шестую седмицу Великого поста (в «неделю Ваий») в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 52; Т. 11. С. 94). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). 2105 Был поставлен митрополитом Св. Киприаном в 1392 г. после кончины епископа Павла (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). Дата преставления по Второй Софийской и Воскресенской лет. – 13.02.1404 (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 13; Т. 8. С. 77), но верной датой должно считать 13.02.1405. 2106 Бывший архимандрит Симонова монастыря. Ставленник митрополита Св. Киприана. Даты – По Воскресенской лет.,, (ПСРЛ. Т. 8. С. 78,81). 2109 Упоминается в Софийской Первой лет. под 1438 г. в числе членов Собора, осудившего униата митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91). Дата в летописи ошибочная, митрополит Исидор прибыл в Москву в 1441 г., и Собор произошел тогда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010