Ист.: О христианстве среди мусульман//Кавказские ЕВ. 1874. 13. С. 428-433; Статистические сведения о Кавказской епархии за 1874 г.//Там же. 1875. 8. С. 257-260; Мат-лы для истории Кавказской епархии//Там же. 1880. 7. С. 232-239; 8. С. 259-268; 13. С. 423-430; Историческая записка: О христианстве на Сев. Кавказе//Ставропольские ЕВ. 1888. 19. С. 774-799; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. С. 259; Сперанский Я. Первая духовная школа на Сев. Кавказе: (Мат-лы для истории Ставропольской епархии)//Ставропольские ЕВ. 1907. 1. С. 34-50; Народы Зап. Кавказа (по неизд. запискам природного бжедуга и князя Хаджимукова)//Кавказский сб. Тифлис, 1910. Т. 30. С. 19; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европ. авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 32-33, 36, 38, 47; Определения Свящ. Синода РПЦ//Офиц. хроника. 1994. 1/3. С. 41; В Свящ. Синоде РПЦ//ЖМП. 1994. 9/10. С. 5; 1995. 6/8. С. 15; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2001. 2. С. 14-15; 2009. 7. С. 13; Северный Кавказ: рос. теория и практика христианизации: Извлеч. из Ставропольских (Кавказских) ЕВ (1873-1917 гг.)/Сост.: Р. А. Остапенко. Майкоп, 2009. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского: В 10 т. СПб., 1852. Т. 8. С. 307; Сысоев В. М. Прп. Никон, игумен Киево-Печерский, угодник Тмутараканский (Таманский)//Изв. Об-ва любителей изучения Кубанской области. Екатеринодар, 1899. Вып. 1; Беляев И., прот. Русские миссии на окраинах: Ист.-этногр. очерк. СПб., 1900. С. 40; Дубровин Н. Ф. Черкесы (Адыге). Краснодар, 1927. С. 29. (Мат-лы для истории черкесского народа; 1); Зевакин Е. С., Пенчко Н. А. Очерки по истории генуэзских колоний на Зап. Кавказе в XIII и XV вв.//ИЗ. 1938. Т. 3. С. 72-129 (здесь: 52); Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, сост. по преданиям кабардинцев. Нальчик, 19472, 1994; Кушева Е. Н. Политика Рус. гос-ва на Северном Кавказе в 1552-1572 гг.//ИЗ. 1950. Т. 34. С. 236-287 (здесь: 254); Алексеева Е. П. Мат-лы к древнейшей и средневек. истории адыгов (черкесов)//Тр. Черкесского НИИ. Черкесск, 1954. Вып. 2. С. 199-261 (здесь: 233); Афанасьев Г.

http://pravenc.ru/text/2561236.html

От брака с неизвестной по имени княгиней (Агафья Мстиславна?) у К. В. родились 3 сына: Ростовский и Белозерский кн. мч. Василий (Василько) Константинович , ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович . После погребения К. В. его жена «над гробом мужа своего» постриглась в монахини с именем Агафия († 1221). В XIII - нач. XX в. К. В. поминался на территории бывш. Ростовской епархии, в городах Ростово-Ярославской земли как родоначальник местной династии князей, а во Владимире, Москве и Н. Новгороде - как вел. князь Владимирский. Отдельные памяти К. В. встречаются в многочисленных синодиках соборов и мон-рей Ростовской епархии. «Великого князя Констянтина» с пометой «Всеволодичь» поминали в синодиках нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 54. Л. 24 об.; РГБ. Рум. Ф. 256. 387. Л. 41). В вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (РНБ. Погод. 1595. Л. 165). К. В. как предок легендарного кн. Глеба с сер. XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня муж. мон-ре ( Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М., 2008. Вып. 12. С. 38-90; ранее Сказание ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову) и датировалось нач. XVI в.- Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. 1991. С. 139, 153). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 15, 74-75, 92-93, 113; Родословная книга//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15-16, 25, 35, 37, 140, 212, 219, 228, 231, 232; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 55-57, 254-257; Т. 4. Вып. 1. С. 186-197; Т. 5. Вып. 1. С. 193-201; Т. 7. С. 120-124; Т. 15. Стб. 318-325; Т. 25. С. 111-114; Т. 26. С. 61-66; Т. 27. С. 38-41, 234, 320; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 271, 278, 281, 283, 284, 286-287, 289-291, 294-295, 297, 300-309, 329; Новые родословные книги//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 13, 96, 101; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 18, 39, 47, 163, 164.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Соч.: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу//АИ. Т. 1. 3. С. 3-4; ПДРКП. Ч. 1. 19. Стб. 167-172; Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом//ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30-39; Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России//ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449-467; Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово//Моск. вед. 1882. 17 июня. 166. С. 4; Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда)//ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2; Слово преосвященного Алексия митрополита// Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 325-330; Т. 11. С. 29-35; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31-33, 39-40, 84, 91-92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74-76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123-124, 126; Т. 20. С. 271-276; Т. 21. Ч. 2. С. 346-386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16-17; Т. 34. С. 200; Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом//ЧОЛДП. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2; Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892; Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции//ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85-152; Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г.//РИБ. Т. 6. Прил. 9. Стб. 41-52; Грамота Патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем//Там же. Прил. 28; Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием//Там же. Прил. 29; Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским//Там же. Прил. 30; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216-218; Ярлык Алексия от Тайдулы//РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 593. 9.

http://pravenc.ru/text/81755.html

??? ????????????? ??????? ???????? " ???? ??? ?? " ????? ?????????? ???? ??? ??? ?? ?e? ????????? ?? " ????? (РИБ. Пг., 1920. ?. 36, вып. 1. С. 74). Максимович М. А.Собрание сочинений. Киев, 1877. Т. 2. С. 326; Филарет (Гумилевский).История русской церкви. М., 1848. Т. 1. С. 164; Макарий (Булгаков).История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889. Т. 1. С. 35—36; Т. 2. С. 12—13; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 287, 328—329, 685; Пархоменко В.Церковно-историческое значение Переяслава//Тр. Полтавской ученой архивной комиссии. Полтава, 1907. Вып. 4; Греков Б. Д.Киевская Русь. изд.] М., 1953. С. 139; Машин В. А.Послание русского митрополита Леона об опресноках в Охридской рукописи//Byzantinoslavica. Praha, 1963. Т. 24. С. 87—105; Фроянов И. Я.Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв.//Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 94; Он же.Киевская Русь. Л., 1974. С. 86. Лебединцев П. Г.Где жили киевские митрополиты — в Переяславле или в Киеве?//Киевская старина. 1885. Янв. Т. II. С. 177—182. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 329. Приселков М. Д.Очерки. . . С.132—133, 140. Попов А.Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI—XV вв.). М., 1875. С. 27—45; Павлов А. С.Критические опыты по истории древней греческо-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 29—39; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 282; см. также: Машин В. А.Указ. соч. С. 87—105. Рорре A.Le traite des azymes ??????? ???????????? ??? ?? " ????? ??????????: quand, ou et par qui a-t-il ete ecrit?//Byzantion. Bruxelles. 1965. T. 35. P. 504—527. Успенский сборник. С. 62; ПВЛ. Ч. 1. С. 121. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 227. ДКУ. М., 1976. С. 146. «И совокупивъше ся вься братия Изяслав, Святослав и Всеволод, митрополит Георгий кыевьскый и другый Неофит чьрниговьскый, и епископ Петр переяславьский ... и по сих митрополита (!) и епискупи. . . с ракою идяху» (Успенский сборник. С. 62). ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 146; Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 142; Т. 7. С. 341.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург) Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург) В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки» (Помянник великих князей, княгинь, митрополитов и архиепископов новгородских (Стефановский синодик)/Публ.: Л. В. Столярова//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2001. С. 212), но в ней следует видеть жену владимирского и новгородского кн. Ярослава Всеволодовича, к-рая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом мон-ре (НПЛ. С. 79; в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича кнг. Феодосия , в иночестве Евфросиния, названа святой (ПСРЛ. Т. 21. С. 279; ср. С. 287)). По-видимому, в Пскове 2 княгини были отождествлены. Этим может объясняться появление 2-го имени у Е., также неизвестного древнерус. источникам,- Евфросиния, впосл. оно стало считаться ее мирским именем. Летопись сообщает о том, что супруга кн. Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове. В агиографической лит-ре о Е. писали как о пострадавшей от «немецкого папизма», мстившего за неудачи в Сев.-Зап. Руси в 1240-1242 гг. (архиеп. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Димитрий (Самбикин) ). Вероятно, к митр. Евгению (Болховитинову) восходит произвольно реконструированная картина событий, приведших к гибели княгини: Е., будучи схимонахиней, была приглашена Ярославом в Оденпе и там умерщвлена его сыном от жены-немки ( Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; см. также: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 70-71 и др.). Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

http://pravenc.ru/text/187266.html

519 Georgios Pachymeres. Συγγραφικαι ιστοραι/Rec. I. Bekker. (CSHB. T.18). Bonnae, 1835. T.l. Cap.V, 7. P.355–358. 520 Fischer J. Die Völkerwanderung im Urteil der zeitgenössischen Schriftsteller Galliens unter Einbeziehung des hl. Augustinus. Heidelberg, Waibstadt, 1948. 521 По поводу относительно хорошей изученности древнерусской агиографии см.: Stupperich R. Zur Geschichte der russischen hagiographischen Forschung von Kljuevskij bis Fedotov//Kyrios. 1936. Bd. 1. S. 47–56; Bprtnes J. Vision of Glory: Studies in Early Russian Hagiography. (Slavica Norvegica. 5). Oslo, 1988. 523 Там же. Стб. 181 (под 1072 г.). Вместо “2 мая” следует читать “20 мая” (см.: ПСРЛ. Т.2. Стб. 172 [под 1072 г.]; произошла путаница с событиями 1115 г.). 524 См. прежде всего: Poppe A. Chronologia utworów Nestora Hagiografa//SlOr. 1965. T. 14. 3. S. 287–305; он же. О роли иконографических изображений в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 24–45; он же. Предание о Борисе и Глебе в древнерусской письменности XI – начала XII вв.//СФ. 1966. Т.8. С. 55–57; idem. Opowie о mczestwie i cudach Borysa Gleba//SlOr. 1969. T.18. S. 267–292, 359–382; он же. О времени зарождения культа Бориса и Глеба//RM. 1973. Т.1. Р. 6–29; idem. La naissance du culte de Boris et Gleb//CCM. 1981. T.24. P. 29–53. 527 Так, ок. 1200 г. архиепископ новгородский Антоний видел большую икону Свв. Бориса и Глеба в Св. Софии в Константинополе (Лопарев Хр. Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа новгородского, в 1200 г.//ПрПалСб. 1899. Т.51. С. 15 и сл.); см.: Dujev I. Slawische Heilige in der byzantinischen Hagiographie//SOF. 1960. Bd.l9, S. 71–86 (перепеч.: Dujev I. Medioevo [прим. 318]. Т.2. Р. 207–224); в 1094/1095 г. часть мощей Бориса и Глеба была доставлена в Сазавский монастырь (Fontes rerum Bohemicarum/Ed. J.Emler. Praha, 1871. T.2. P. 251); см. об этом: Рогов А.И. (прим. 344). С. 14; Sciacca F.A. The History of the Cult of Boris and Gleb. Columbia Univ. (Diss.), 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 7.02.1238), мц., местночтимая (пам. 4 фев. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь вел. кн. киевского Всеволода Святославича Чермного (из князей Черниговского дома; 1210-1214). В 1211 г. выдана отцом замуж за блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (в 1212-1216, 1218 -1238 вел. кн. владимирский). В кон. 1237 - нач. 1238 г. он уехал из Владимира на р. Сить собирать войска для борьбы с татарами, оставив семью во Владимире. Во время штурма Владимира татарами А. В. с сыновьями и дочерью приняла постриг от Владимирского еп. Митрофана и заперлась в Успенском соборе на хорах. Там они скончались от огня и дыма. Мощи А. В. находятся в Успенском соборе Владимира. Местная канонизация А. В. в Соборе Владимирских святых была совершена в 1982 г. Ист.: НПЛ. С. 75, 287-288; ПСРЛ. Т. 1. С. 435, 463, 518; Т. 2. С. 779-780; Т. 4. С. 31-32; Т. 5. С. 173; Т. 7. С. 117, 141; Т. 10. С. 108; Т. 39. С. 77-78; Описание о российских святых. С. 227. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 11; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 68-69; Сергий (Спасский). Месяцеслов. М., 1997. Т. 3. Ч. 2-3. С. 547. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/63224.html

культуры и общественного сознания. Сб. научных трудов. Новосибирск, 2000. С. 232—238. 280 Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова. Прага. С. 40, 45–47, 90 и др. 281 Синицына Н. В. Сказания о преп. Максиме Греке. 282 Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 143. О «Выписи» см. также: Тихомиров М. Н. К вопросу о Выписи о втором браке царя Василия III. В кн.: Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. М., 1928. С. 91—98; Шмидт С. О. О времени составления «Выписи» о втором браке Василия III. В кн.: Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 110—122. 283 ПСРЛ. М„ 2000. Т. 13. С. 45. 284 Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия 111//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 115–118. 285 Герберштейн С. Записки о Московии. С. 86—87. 286 Послания Иосифа Волоцкого. С. 16. 287 А. А. Зимин предположил, что это архимандрит Иона Сабина (с 1518 года), что справедливо, так как Вассиан находился тогда уже не в Симонове монастыре, а в Чудове, он упомянут в «Выписи» и вторично («архимандрит Иона Михайлова Чуда»), см.: Зимин А. А. Выпись… С. 142, 145. Следовательно, ошибки в «Выписи» нет. 288 Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев. С. 279. 289 Опись архива Посольского приказа 1626 года. 290 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 96—97. 291 Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 286. 292 Судные списки. С. 108. В историографии происходит полемика по поводу отнесения Соборов апреля — мая к 1525 или 1531 году. В ее основе находится грамматическая особенность сообщения, синтаксис того времени, нечеткость в членении фразы и определении смысловых периодов. Такая же особенность встретится и в одном из «Сказаний» о Максиме Греке в сообщении о 22 годах его заточения (от какого Собора вести отсчет). 293 ААЭ. Т. I. С. 143. 294 Судные списки. С. 115. 295 Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 198–200. 296 Судные списки. С. 118. 297 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 369—370. 298

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Д. изображен в рост на иконе «Преподобные Даниил Чёрный и Андрей Рублёв» 2002 г. работы В. А. Сидельникова в местном ряду иконостаса Спасского собора Андроникова мон-ря. Его образ присутствует на клеймах иконы письма мон. Иулиании (Соколовой) «Прп. Никон Радонежский с житием» (нач. 50-х гг. XX в., над ракой святого в приделе прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ), иконописного триптиха «Житие прп. Андрея Рублёва» работы художника-реставратора В. О. Кирикова (1972, ЦМиАР), а также на иконах «Прп. Андрей Рублёв с житием» работы И. В. Ватагиной (1981, ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, Москва) и Е. В. Князевой (2003, фонд Иконописного центра «Русская икона», Москва). Ист.: Карамзин. ИГР. Т. 5. Примеч. 254; Житие преподобного и богоносного отца нашего игум. Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853. Л. 226-227 об., 287 об.- 290; ПСРЛ. Т. 6. С. 138-139; Т. 21. Ч. 2. С. 422; Т. 29. С. 51-52; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558; дни 25-30. Стб. 1434, 1451, 1546-1547; Нояб. дни 16-22. Стб. 2905-2906; Описание о российских святых. С. 71. 185; Древние жития прп. Сергия Радонежского/Изд.: Н. С. Тихонравов. М., 1892. Отд. 2. С. 65, 82; Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым. М., 1902. 93; Яблонский В. М. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. Прил. С. LXXV-LXXVI; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 459, 466; Мастера искусства об искусстве/Под ред. А. А. Грубера. М., 1969. Т. 6. С. 15; ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 380-381; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 401-402. Лит.: Калайдович К. Ф. Предложение с росписью книгам и монетам, принесенным в дар Об-ву купцом К. И. Авериным//Тр. и летописи ОИДР. 1827. Ч. 3. Кн. 2. С. 23. Примеч.; Иванчин-Писарев Н. Д. Спасо-Андроников: [Очерк]. М., 1842. С. 14, 19, 21, 42-46, 84, 85, 103; [Сергий (Спасский), архиеп. ] Ист. описание моск.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Несмотря на состоявшееся под давлением архиереев осуждение еретиков-новгородцев, З. продолжал, по свидетельству прп. Иосифа, оказывать покровительство членам московского кружка жидовствующих, укреплял их влияние в столице, преследовал борцов с ересью: «...овех убо от Божественнаго причащениа отлучаеть, елици же священици или диакони сих от священьства отлучаеть» (Там же. С. 474), клеветал на них вел. князю. Помимо «Сказания о новоявившейся ереси» данная ситуация нашла отражение в др. сочинениях прп. Иосифа: Послании Суздальскому еп. Нифонту (традиционно датируется 1490-1494, возможно написано не ранее 1502-1504; см.: Там же. С. 419-433) и в 12-м Слове «Просветителя». В 2 последних трудах обсуждается вопрос, сохраняет ли архиерей-еретик власть «вязать и разрешать», и опровергается мнение о том, что проклятие архиерея-еретика является действенным (о др. обвинениях прп. Иосифа в адрес З. см. ниже). З. возглавил неск. архиерейских хиротоний выходцев из Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , насельники к-рого, как и насельники Симонова мон-ря, были подсудны вел. князю во всех делах, кроме духовных (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). 18 нояб. 1490 г. митрополит возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Авраамия во епископа Коломенского. На поставление Авраамия не дал повольной грамоты архиеп. Геннадий, т. к. в послании митрополита к свт. Геннадию с требованием о присылке повольной грамоты не было названо имя поставляемого. 4 мая 1493 г. З. возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Силуана во епископа Сарского и Подонского. Благоволил З. и к Троице-Сергиеву монастырю, которому 17 окт. 1490 г. выдал жалованную грамоту, освобождавшую монастырские церкви в Переславском у. от пошлин и суда десятинника (РИБ. Т. 32. 60. Стб. 82-83). В февр. 1492 г. митрополит «по повелению» Иоанна III (ПСРЛ. Т. 25. С. 333) передал в ведение Пермского еп. Филофея «из своея митрополиа на Вологде, в городе и на посаде, все свои церкви» (Там же. Т. 24. С. 209; Т. 6. Вып. 2. С. 332; Т. 26. С. 287-288; см. ст.: Вологодская и Великоустюжская епархия ). Пермской кафедре также была передана часть территории Новгородской епархии (что следует расценивать как меру, направленную против Новгородского архиеп. Геннадия).

http://pravenc.ru/text/200033.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010