Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково–Печерский образ «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия» или Путеводительница) была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Чудо милости Божией – совершилось! Все – самые старцы, дети и жёны – бестрепетно устремились на помощь одушевившимся ратникам, – все – и воины, и не воины, под наитием всеоживляющего духа веры и братства, – соединёнными усилиями смело ополчились на врагов и дружным натиском на все занятые ими места, не смотря на все трудности, сбили их со стен, выгнали из пролома и заставили силою и оторопевших, и сопротивляющихся – бежать в поле, поражая их в самых окопах, или забирая в плен сдающихся. Неприятели отовсюду были прогнаны. Пятимесячная осада ими Пскова кончилась для них посрамлением, а для Пскова самым светлым торжеством исповедуемой им веры в Бога, которая даровала ему спасение, ознаменованное, столь многими утешительными для него явлениями Божия к нему благоволения. Так, во время осады Пскова, когда, на пробитом в стене месте, стояла Печерского монастыря Икона Умиления Божией Матери, – неприятельское ядро, пущенное из-за Великой реки, с Преображенской Мирожской колокольни тихо упало пред нею, как повинное, – по замечанию летописца, и не повредило никого из стоявших при ней. Все, видевшие это чудо, прославили тогда Бога и Пречистую Богородицу. Иные видели какого-то важного военачальника, который днём и ночью ездил на коне, кругом по городской стене, распоряжаясь, по-видимому, укреплением города и вооружая людей. Но никто не знал его. Некоторые из неприятелей видели какую-то жену, окруженную необыкновенным светом, которая то ходила, подобно стражу, по стене города, то сидела у пробитого места (где стояла Икона Умиления Божией Матери). «Сколько раз стреляли мы в неё, говорили они, но не могли никак попасть». Кто усумнится в том, что эта Светоносная жена была Пречистая Богородица, охранявшая город свой и защищавшая своих рабов от угнетавшей их напасти. Осада Печерского монастыря и победа над врагами. В то время, как Баторий стоял под стенами Пскова, воины его, отправляясь добывать себе пищи и корму для коней, разъезжали по разным селениям во всей Псковской области, и особенно в Ливонской земле. Ездили до самого Юрьева (Дерпта), по лесам, по болотам и по островам на Великом Псковском озере, разыскивая везде разбежавшихся жителей, и отводя в плен пойманных. Всё имение этих жителей коровы, лошади – всё становилось добычею алчных врагов, как скоро ими было найдено. Тогда некоторые поселяне, скрывавшиеся в укреплённых местах, с помощию Божиею, в надежде на заступление Пресвятыя Владычицы, выходили из осадных (укреплённых) городов, как то: от Изборска, из Печерского монастыря, из Гдова, из Юрьева Ливонского, из Новгородка (Нейгаузен) и ловили рассеянных по сёлам и лесам Литовских фуражиров; иных брали в плен, других побивали и отнимали у них всю добычу. Между этими частными битвами русских поселян с неприятельскими отрядами особенно замечательны два случая, обратившие на себя внимание самого Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Особенно прославились обе Псково-Печерские иконы во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория, в 1581 году. Подробные сведения об этом помещены под 1 октября. Псково-Печерской иконе «Умиление» бывает еще отдельное празднование 7-го октября. Икона Успения Адриановская В 1540 году преподобный Адриан Пошехонский (сконч. 5 марта 1550 г.), ученик преподобного Корнилия Комельского (сконч. 19 мая 1537 г.), а с ним вместе и старец Леонид отправились из Комельской обители, что в Вологодской губернии, в 5 верстах от г. Грязовца, в пределы г. Пошехонья нынешней Ярославской губернии. Игумен Лаврентий благословил их на этот путь иконой Успения Богородицы. Они достигли непроходимой пустыни на реке Вотхи, окруженной дремучими лесами, и здесь, в пяти верстах от города Пошехонья, по указанию инока Бесстужа, остановились с намерением основать обитель. Помолившись Богу, они поставили на дуб образ Успения Богородицы, а сами отправились отыскивать место, которое было бы удобно для постройки кельи. Во время их отсутствия к этому месту подъехали по реке на лодке несколько человек из соседних жителей для рыбной ловли. Против дуба, на котором был поставлен образ Богоматери, рыбаки поймали, кроме мелкой рыбы, две огромных щуки, каких никогда прежде не лавливали. Один из рыбаков, заметив образ Богородицы, пожелал взять его с собой домой. Он уже влез на дерево и протянул руку, чтобы взять святыню, как вдруг какая-то невидимая сила отбросила его на десять локтей от образа. Он упал и тотчас же сделался расслабленным. Увидев такое чудо, рыбаки испугались. Они оставили перед иконой Божией Матери хлеб и рыбу и поспешили уехать домой и увезти с собой расслабленного. Вскоре после их отъезда вернулись сюда и оба старца. Леонид первым подошел к образу и, увидев хлеб и рыбу, стал тихо звать: — Адриане, иди сюда, посмотри, как Пресвятая Богородица подала нам хлеб и рыбу. Старцы приняли пищу, как дар Богоматери, и прославили Бога. Вскоре они принялись за рубку леса и построили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и поставили принесенный ими из Корнилиева монастыря образ Богоматери. Основанный ими монастырь был назван Адриановским. Он находится близ г. Пошехонья Ярославской губернии. И икона Успения Богоматери, находящаяся в нем, носит то же наименование.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

В монастыре масса цветов, порядок. Мне особенно нравится звон колоколов. Это – искусство. Окошко у брата выходит на площадь перед собором. Нынче он выглядит хуже, хотя – всегда красивым, величественным. Его жизнь – это подвиг во имя всего лучшего на земле. У него есть все необходимое. Желаний он никогда не имеет. Он всегда всем доволен. Слышала, что их Обитель помогает даже другим монастырям. Едут люди к ним за много тысяч километров... Отец Серафим пользуется большим авторитетом среди всех, кто служит с ним, а также среди верующих» 30 Другая знакомая Тамары Ивановны – Зоя Жемчужина пишет об отце Серафиме так: «...Одно знаю я о вашем брате, что его уважают за его стойкость и непреклонность...» А вот что свидетельствовала Тамаре Ивановне об отце Серафиме некая печерянка Зина, знавшая старца еще даже до его поступления в Псково-Печерскую обитель: «1979 год. Вспоминаю то время, когда ваш братец Атя жил у нас под горой – рядом с обителью [до поступления в нее]. Вижу его очень часто. Бывает так, что он издали меня приветствует, и тогда радости моей нет конца. Часто служит: он – старший архимандрит. Вид благообразный – седой, черные брови, – одним словом, он наша радость, гордость». И наконец приведем фрагмент письма к Тамаре Ивановне одного из русских иноков-афонитов, лично знавшего отца Серафима. Афонский монах цитирует евангельские слова о необходимости жертвенной самоотдачи христианина Христу, поистине осуществленной отцом Серафимом в его подвижнической монашеской жизни: «...Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит: мнози же будут перви последний, и последни первии ( Мф 19,29–30 ). Вот поэтому ваш брат и всех старше в монастыре». Жизнь старец вел всегда очень скромную, обстановку его кельи можно было бы назвать попросту бедной – самая простая мебель, немного книг. Среди чтимых им икон там находились икона Пресвятой Троицы и икона Божией Матери Умиление – такая же, какая была у преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году. Икона «Споручница грешных» Сведения о ней смотри под 7 числом марта. Цезарская, или Боровская икона. Сведения об этой иконе Богоматери смотри под 9 апреля. Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе В понедельник Фоминой недели празднуется иконе «Хрисафитисса Монемвасийская» (в Элладе). На Преполовение чтится Иверская-Моздокская, сведения о коей помещены под 31 марта. В шестую неделю по Пасхе — Моденская (20 июня), Страстная (см. 13 августа) и «Неопалимая Купина» (читай под 4 сентября). В день отдания Пасхи чтится Сретенская икона Богоматери; празднование ей совершается в Элладе, в г. Каламата Миссинийской епархии. В 1841 году этот город, благодаря заступничеству Богоматери, был спасен от моровой язвы. Тогда же было установлено празднование сей иконе. В день Вознесения в селе Хвастовцах Черниговской губернии, Борзенского уезда, празднуется Беловежской иконе Богоматери. В 7 неделю по Пасхе празднуется иконе «Умиление»Псково-Печерской (см. под 7 октября). На Пятидесятницу совершается празднование иконам Богоматери: в местечке Радогоще (сведения см. под 8 сентября); Онышковской (см. под 14 сентября); Леснянской (см. там же); Красностокской (см. под 7 октября) и Браиловской (1 октября). На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой. Предание рассказывает, что этой иконой Цареградский патриарх благословил царевну Анну на брак с князем Владимиром. В Зимненской женской обители находится еще другая замечательная икона Божией Матери, присланная сюда по повелению Богоматери игуменом Иркутского монастыря Аверкием. Аверкий не знал о существовании Зимненской обители, но повеление Богоматери он все-таки исполнил.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Обе Псково-Печерские иконы особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского в 1581 году. При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Успения Богоматери и Умиления. За несколько дней до приступа, назначенного Баторием, один благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей кельи и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который возвышался до неба над Печерской обителью. В этом столпе он увидел Пресвятую Богородицу и перед ней слезно молящихся угодников земли псковской – преподобных Корнилия, Евфросина, Саввы и Николая о пощаде города. Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и повелела ему немедленно идти и к воеводам, и к игумену Печерскому, и в собор Святой Троицы, чтобы они прилежно и непрестанно молили Бога о помиловании и принесли бы старый образ и хоругви на стену города. «А Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов», – заключила Она. Воеводы, бояре и духовенство поставили в той части стены, над которой было видение, три креста. Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. 6 сентября весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ни откуда, кроме Бога. На другой день Стефан Баторий с самого рассвета начал штурм, открыл сильную пушечную пальбу и в жестокой битве поначалу овладел двумя башнями. Страх овладел сердцами защитников; была вынесена икона Божией Матери к пролому в стене, и сразу же начался перед ней молебен под звуки сражения и грохот пушечных выстрелов. Защитники, воодушевленные присутствием святыни, мужественно устремились в пролом. Завязалась жаркая схватка, в которой участвовали даже женщины. К ночи 8 сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где многие взяты были в плен. Они потерпели поражение и у стен Печерской обители, на которою напали при отступлении.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В обители один каменный храм во имя прп. Сергия, заложенный 25 сент. 1892 г. и освященный 20 июня 1893 г. Ежегодно 8 сент. в Свято-Троицкую Сергиеву обитель приносится из Псково-Печерского икона Божией Матери «Умиление» и пребывает икона чудотворная здесь по 5 октября. При Свято-Троицкой Сергиевой обители имеются в настоящее время церковно-свечной завод и иконописная, и швейная для церковных облачений мастерские. Вообще эта обитель уделила не малое внимание на дела христианской благотворительности. Так, например, ныне в своих стенах она содержит детский приют на 40 девочек на полном содержании, двухклассную церковно-приходскую школу на 40 девочек и столовую для бедных, где ежедневно получают бесплатно пищу от 100 до 150 человек, а от двадцати до тридцати наиболее несостоятельных семейств получают пищу и на дом. Управляет монастырем игуменья. Люблинская губерния Обителей мужских нет, женских 2. Женские обители Покровская община в Грубешовском уезде. Покровская община, приписана к Радочницкому Св. Антония Печерского женскому монастырю, находится в двух верстах от села Турковиц. Она учреждена в 1903 году. При ней имеется два храма: старинный Покровский и новый Покровский, заложенный в 1903 году. Радочницкий Св. Антония Печерского монастырь в Замостском уезде. В юго-западной части Замостского уезда, в 32 в. от уездного города Замостья и в 12 в. от заштатного гор. Щебрешина, располагается на горе, в весьма живописной местности, среди буковой рощи, село Радочница, в котором и находится Радочницкая обитель. В 1667 году в селе Радочнице был основан католиками бернардинский монастырь, имевший целью ополячивание и окатоличивание совращенного в унию православного народа Холмской Руси. Миссию свою он исполнил успешно, так как русское по происхождению население Радочницы ныне забыло свою православную веру и говорит исключительно по-польски. Неудивительно поэтому, что основание бернардинского монастыря в Радочнице и его деятельность пользовались всегда особенным вниманием и уважением со стороны католиков в их политических и религиозных стремлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

52 Предполагалось совершать то и другое богослужение в одном из селений, лежавших на пути из Печерского монастыря во Псков, на расстоянии 56 вер. 53 Из сего словесного Святительского наказа и из дальнейшего сказания летописца и печатной повести видно, что сначала, при установлении крестоходного чина, Преосвященный возымел желание брать в крестный ход и Чудотворную Икону Успения Пресвятыя Богородицы и икону Антония и Феодосия Киево-Печерских и даже править им службу, но после, вероятно в виду нового ходатайства Псковитян (см. ниже стр. 43) – изменил свое прежнее словесное распоряжение о сих 2-х иконах. Таким образом, во все крестные хода во Псков и по новому чину, продолжали брать из Печерского монастыря только две Богородичныя иконы: Умиления и Одигитрии и св. Николая Чудотворца, а также медную хоругвь – непременно. 54 Т. е. священнослужителей, пришедших с Иконами из Печерского монастыря и вышедших на встречу из Пскова. 58 Повесть стр. 19 об. В настоящее время встреча и сопровождение св. Икон делается у часовни Владычного Креста, но долго ли продолжалось это у Камно, неизвестно. 61 Городом назывался монастырь, по причине своей крепостной стены, с воинскою командою, с орудиями, многочисленною братиею, прислугою и проч. 62 В 1615 году, старец Дорофей, родом села Нижненикульского, Ярославской губернии, Рыбинского уезда, постриженик и старец Псково-Печерского монастыря, по случаю постоянных набегов неприятеля на этот монастырь, отправился на свою родину, взяв с собою из монастыря икону Божией Матери. Не доходя четырех верст до родины, при соединении двух рек – Черной юги и Белой юги, старец остановился для отдыха и поставил икону на дерево (по преданию – сосну), а сам заснул. Пробудившись, он хотел снять икону и нести, но икона оставалась неподвижною, и старец услышал от нея глас: «на сем месте воздвигнется обитель иноком, и людие страны сея ублажат Мя.» – Старец построил близь этого дерева часовню и жил здесь семь лет. Жители села, по смерти старца, несколько раз уносили икону в свою церковь , но она каждый раз возвращалась на дерево. Спустя не много времени по смерти старца Дорофея, при митрополите Варлааме, основалась здесь пустын, названная, по имени старца и местности, Югско-Дорофеевскою. (Предание сей пустыни, записанное и читаемое в церкви всенародно за всенощным Богослужением 3 Июня, в день принесения иконы на сие место). По случаю нескольких чудотворений, бывших от сей иконы, особенно избавления от чумы окрестных жителей, совершается ежегодно крестный ход с этой иконой в Рыбинск; носят её также в другие города.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В 1521 г. монастырю пожертвовали икону Успения Божией Матери псковские торговые люди Василий и Феодор, писанную живописцем Алексеем Малым. В 1571 г. по повелению Иоанна Грозного икона была украшена драгоценным окладом за счет казенных средств. Названная «Печерской», икона прославилась многочисленными чудотворениями, не раз спасая обитель от многочисленных вражеских нашествий и помогая людям в благодатных исцелениях, особенно от глазных болезней. Другой прославленной Печерской иконой стал список с Владимирского образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Умиление». И этот образ явил бесчисленные чудеса и исцеления. Икона была принесена в монастырь в игуменство преподобного Корнилия, при котором Псково-Печерская обитель достигла своего настоящего расцвета. Будущий игумен родился в Пскове и отрочество провел в Мирожском монастыре. Будучи 28 лет, он принял игуменство в Печерах в 1529 г. и скоро своей строгой жизнью и подвижничеством поднял обитель на высокий духовный уровень. Преподобный Корнилий просвящал святым крещением племена эстов, для которых возвел несколько храмов на юге Эстляндии. В монастыре велась «Третья Псковская летопись», и им самим была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из летописей. При нем активно заработали многие мастерские: иконописная, плотницкая, керамическая, была собрана богатая по тем временам библиотека. По повелению Иоанна Грозного вокруг монастыря, занимавшего стратегически важное положение, начинается сооружение мощной крепостной стены, общая длина которой составила 726 м при толщине 2 м. В 1541 г. в обители возводится редкая для псковской архитектуры 2этажная Благовещенская церковь, а для стрельцов, несших службу в монастыре, – надвратная Никольская церковь. Преподобный Корнилий отличался мудростью и образованностью, всегда отстаивал Божию правду. Бывший соратник грозного царя Андрей Курбский, не раз бывавший в обители и переписывавшийся с игуменом, так отзывался о нем: «Корнилий – муж святой и во преподобии мног и славен, ибо от мудрости своей во мнишеских трудах провозсиял».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РИЖСКИЙ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рижский Троице-Сергией монастырь. Вид на домовую церковь св. Сергия Радонежского и колокольню, 17 января 2008. Фото Людмилы Клешниной с сайта sobory.ru Монастырь начинался в 1891 году с небольшого приюта для девочек и пожилых женщин. Основательницами приюта были М.Н. Мансурова и ее дочери фрейлины Высочайшего Двора, Екатерина и Наталия. Уже в 1892 году приют был преобразован в женскую общину, а в 1901 г. общину преобразовали в монастырь. Первой игуменьей новой обители стала Екатерина Мансурова , в монашестве Сергия (+ 1926). В 1902 году началось строительство собора в монастыре. С 1961 г. собор во имя Пресвятой Троицы состоит в ведении епархии и выполняет функции городского кафедрального собора. Влияние монастыря на православное население, рассеянное среди иноверцев, с каждым годом росло, и постепенно обитель обратилась в " Русский центр " , как ее называли. Близкая духовная связь изначально сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем , откуда ежегодно по желанию верующих прибывала чудотворная икона Божией Матери " Умиление " , чей список по сей день находится в церкви преподобного Сергия Радонежского. Обитель имела в своей ограде и содержала детский приют и школу при нем, дом призрения, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства для благотворительности и собственного содержания зарабатывались сестрами изготовлением свечей для церквей Рижской епархии, выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием и шитьем священнических облачений. Число сестер к моменту эвакуации монастыря в 1915 году вглубь России в связи с военными событиями достигло 200 (с Пустынью). После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумений Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери . Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии.

http://drevo-info.ru/articles/3688.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010