34 года, как мы видим из жития, продолжалось испытание сродников преподобного. И в продолжение всего этого времени не утихали в доме скорбь и стенания! Это нам дает повод подумать еще и о том, что любовь Евфимиана и Аглаиды – родителей Алексия – ко своему чаду, возможно, была чрезмерной. Может быть, они просто никак не могли смириться с этой скорбью, отпустить свое чадо на волю Божию, совершенно положиться на Его благой Промысл, как блаженный ветхозаветный Иов? Тот праведник в одночасье лишился и всех своих детей, и имения и, тем не менее, нашел в себе силы прославить Господа: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). Не это ли блаженное совершенство было целью столь долгого и мучительного испытания? Мы не можем знать наверняка судьбы Божии, но можем предположить, что, вероятно, так оно и было. Святой Алексий, человек Божий В наше время культ семьи приобрел поистине нездоровые формы. Пришло время ненормальной любви к детям. Во многих семьях совершаются десятками аборты , а когда наконец рожают одного единственного, не знают, как ему угодить. Высшей ценностью всё больше становится здоровье и благополучие. Любовь между людьми всё больше воспринимается как сюсюканье и человекоугодие. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? И когда «враги человеку домашние его» (Мф. 10: 36)? Но Православие нам снова и снова дает возможность встряхнуться и рассеивает как дым наносные стереотипы современности. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? Почему многие люди, бросившие ради Христа свою семью, воспринимаются Церковью как святые? Это не только преподобный Алексий, это еще: преподобный Симеон, Христа ради юродивый, и его спостник преподобный Иоанн (память 21 июня/3 июля), преподобный Феодосий Печерский, преподобная Мария Вифинская (память 12/25 февраля) и многие другие. Все они действовали согласно слову Писания: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29). Эти слова и поведение очень сложно воспринять положительно в мейнстриме современного образа мыслей. А есть еще и другое слово: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф. 10: 34–36).

http://pravoslavie.ru/78246.html

Добродетели христианские, особенно соединенные с призыванием имени Иисуса Христа и крестным знамением, суть стрелы, уязвляющие дьявола, посрамляющие и отгоняющие его. «Верьте мне, – говорит св. Антоний, – трепещет сатана бодрствования христиан, молитв и постов их, кротости, произвольной нищеты, смирения, и особенно чистого сердца в Христовой любви» 113 . «О, Макарие, – говорил бес Макарию Египетскому , – много скорблю я, что не могу одолеть тебя. Все делаю, что и ты: постишься ты – и я ничего не ем; бодрствуешь ты – и я никогда не сплю. Одним ты одолеваешь меня – это смирением; против него я не могу устоять» 114 . Привели однажды к преп. Антонию юношу, одержимого нечистым духом из чина начальников, князей тьмы. Антоний послал его к св. Павлу Препростому. Этот сказал бесу: «Отец Антоний велит тебе, дьяволе, выйти». Дьявол не выходил. «Или ты выходи, – говорил святой, – или я пойду и скажу Христу, и будет тебе беда». Бес не выходил. Тогда св. Павел встал на камне и взывал: «Иисусе Христе, распятый при Понтийском Пилате! Я не сойду с сего камня до тех пор, пока не услышишь Ты меня, не вкушу хлеба и воды до того времени, пока не изгонишь беса из сего юноши». Бес вышел. Итак, замечено в житии св. Павла, малых бесов изгоняют люди, сильные в вере, а начальных бесовских князей побеждают смиренные 115 . О преподобном Феодосии Печерском замечено, что он имел такую власть над злыми духами, что они не смели приступить к тому месту, где он молился 116 . Св. Потит сказал бесу, находившемуся в одной девице: «Господь мой Иисус Христос, Сын Бога Живого, запрещает тебе, нечистый душе, и повелевает выйти из сего создания и не входить в него более никогда». Бес вышел и исчез 117 . Имя Иисуса Христа, не только произносимое устами св. угодников, но и написанное ими в письме, имело силу изгонять бесов. Св. евангелист Иоанн Богослов послал с учеником своим Прохором письмо одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, пытливому духу повелеваю: о имени Отца, и Сына, и Святого Духа изыди от создания Божия и не входи в него никогда, но будь вне острова, в местах безводных, а не в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда преподобные отцы наши Антоний, Феодосий и Никон в темной пещере, как три светильника, сияли добрыми делами, достойным предстоянием пред престолом Святой Троицы, приходил к ним часто, наслаждаясь медоточных слов, исходящих из уст их, этот блаженный Варлаам. Происходя от благородных и Христолюбивых родителей, он был сын Иоанна, первого боярина князя Изяслава, и жены его Марии, внук славного и храброго Вышаты, правнук Остромира воеводы. Он сиял в юности своей и телесной крепостью и душевной чистотой. Сильно возлюбил он тех преподобных отцов, так что захотел жить с ними и бросить все в жизни этой, не вменяя ни во что славу и богатство. Его устрашило слышанное им среди прочих слов слово Господне: « Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие» ( Мф. 19:24 ). И вот, он пришел однажды к преподобному Антонию и открыл ему свою мысль, говоря: «Хотел бы я, отче, если Богу угодно, быть иноком и жить с вами». Отвечал ему старец: «Хорошо желание твое, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но смотри, чтоб богатство и слава мира этого не возвратили тебя назад. Ибо (по слову Господню) „никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия“ ( Лк. 9:62 )». И о многом другом беседовал старец на пользу блаженного, и сердце Варлаама распалялось еще более любовью к Богу, и так ушел он домой. На другой день после беседы со старцем он оставил не только родителей, но и обрученную уже с ним жену; одетый в светлую и богатую одежду, сел на коня и, окруженный шедшими вокруг него многочисленными слугами, ведшими коней, нагруженных добром, в великой славе подъехал к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему, как кланяются вельможам, он также поклонился им до земли. И тогда, сняв с себя боярскую одежду, положил ее пред ногами преподобного Антония и также поставил пред ним нагруженных коней, говоря: «Это, отче, все сокровища, прелесть мира этого, делай с ними, что хочешь, а я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... ( Флп. 3:8 ), и хочу жить с вами в этой пещере, и уже не возвращусь в мой дом». Преподобный же Антоний сказал ему: «Подумай, чадо, Кому обещаешься ты и Чьим хочешь быть воином. Ибо невидимо предстоят ангелы Божии, принимая обещания твои. Смотри, как бы отец твой, придя сюда с великой силой, не увел бы тебя против воли, и мы не будем в состоянии тебе помочь; ты же явишься пред Богом лжецом, отметником Его». Отвечал ему блаженный: «Верую Богу моему, отче, что, если мой отец захочет и мучить меня, я не вернусь к мирской жизни, и только прошу тебя скорее постричь меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Итак, начало мудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских и научных, а в страхе Божием, как говорит премудрый Соломон (см. Притч. 1:7, 9:10 ). Нет мудрости и нет разума вопреки Господу ( Притч. 21:30 ). Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2:3 ). Мы ищем премудрость только в Этом Сокровище, и больше нигде. Неложны слова Соломоновы о том, что уста праведника источают мудрость ( Притч. 10:31 ). Чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви: Василия Великого , Григория Богослова и целого сонма других святителей? Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского , Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских ? Неложны слова Соломоновы о том, что со смиренными мудрость ( Притч. 11:2 ). Настоящая мудрость с теми, кто сам себя никогда не считает мудрым, кто почитает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится. О такой мудрости говорил апостол Иаков: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак. 3:17 ), а также апостол Павел: Немудрое Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков ( 1Кор. 1:25 ). Немощь смиренных, кротких и чистых сердцем гораздо сильнее всей силы человеческой. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, избрал Бог , чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее ( 1Кор. 1:26–28 ). Господь знает, в чьих сердцах истинная мудрость. Он видит тех мудрых, которых люди не замечают. Есть мудрецы Божии среди простых людей и среди нищих, ничего не значащих в глазах мира. Они всем сердцем возлюбили Крест Христов, страданиями на котором Спаситель наш примирил с Богом все небесное и земное (см. Кол. 1:20 ). Но не все, именующие себя христианами, это понимают. Разве чтут Крест еретики, называющие себя евангельскими христианами? Разве чтут его баптисты, молокане, жидовствующие? Они все враги Креста Христова, споткнувшиеся о камень преткновения и только мнящие себя носителями истины Христовой. К ним относятся слова ап. Павла: Слово о Кресте для погибающих юродство ( 1Кор. 1:21 ). Они считают наше почитание Креста безумием, в безмерной дерзости поносят его, говоря, что к нему следует относиться с отвращением и презрением, сравнивая его с виселицей и смеясь над тем, что мы орудие казни почитаем всем сердцем и превозносим над миром. Да не будет у нас никакого общения с этими хулителями Креста Господня!

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

На другой день князь, взявши с собой врача, пришёл в то место, где был прежде Василий, хотел лечить его и не нашёл его там. Узнавши же, что его повезли в Печерский монастырь, подумал, что он умер, поспешно отправился туда и нашёл его так здоровым, как бы он никогда и болен не был. И услышав от него о дивных чудесах, князь весь приложился душой к пресвятой Богородице и к святому Феодосию. Симонович же Георгий, тысяцкий, ко многому своему подаянию прибавил ещё гривну шейную 69 , весом в сто гривен золота, и написал так: «вот я, Георгий, сын Симонов, раб пресвятой Богородицы и святого отца Феодосия, принимал благословение от святой руки его, слышал из его уст: прозри, и прозрел; пять лет был я болен глазами, блеска солнечного не видал и словом его исцелился. И вот я пишу грамоту последнему роду моему, чтобы никто не был отлучён от дома пресвятой Богородицы и святого Феодосия. Если же и в последнее убожество кто придёт и не сможет ничего дать, пусть будет положен в церкви сел их: везде защищает молитва Феодосиева. Когда мы приходили с половцами на Изяслава Мстиславича, увидали мы издали город высокий и пошли на него. И никто не знал, какой это город. Половцы бились под ним, но многие были ранены, и мы побежали от города того. После уже узнали мы, что это было село пресвятой Богородицы, а города тут никогда и не бывало. И сами, бывшие в селе не понимали, что делалось; только вышедши видели кровопролитие и подивились бывшему. Я пишу вам потому, что все вы вписаны в молитву святого Феодосия; он обещал отцу моему, как о всех чернецах, так и о нас молиться. И отец мой, ожидая исполнения обета святого, велел молитву его положить в гроб себе, в руку. И открылся он одному из тех богоносных отцов и сказал: «скажи сыну моему: я уже получил все блага по молитве святого. Постарайся и ты, сын мой, идти по моим следам добрыми делами. Если же кто не захочет благословения и молитвы и уклонится от них, возлюбя проклятие, пусть проклятие придёт на него! И потому всякий пусть имеет истинную любовь к святому Феодосию. Если же кто не будет иметь этого; тот под клятвою своих прародителей и отцов, и своей волей отвергает молитву и благословение и обет преподобного». 12. О зодчих

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но и от собрания церковного он не уклонялся никогда для работы. За многую его добродетель и чистое житие, игумен возвёл его на степень священства. И в таком чину священства он пребывал благо и богоугодно. Некто из богатых киевлян заболел проказой. Много лечился он у волхвов и у врачей, и у иноверных людей искал помощи и не получил; а только ещё сильнее сделалась его болезнь. И послал его один из друзей в Печерский монастырь просить некоторых из отцов, чтобы они помолились о нём. Когда привели больного в монастырь, игумен велел напоить его из колодезя святого Феодосия и помочить ему голову и лице. И вдруг за неверие свое вскипел он гноем, так что все стали бегать от смрада, какой исходил от него. Плача и сетуя возвратился он в дом свой и от смрада много дней не мог выйти от туда. И говорил он друзьям своим: «стыд покрывает лице моё. Чужим стал я для братьев моих, и незнакомым для сынов матери моей 117 ; потому что без веры пришёл к святым Антонию и Феодосию». И всякий день ожидал он смерти. Наконец он пришёл в себя, размыслил о своём согрешении, пришедши к преподобному Алимпию, покаялся ему. Блаженный же сказал: «сын мой! ты хорошо сделал, что исповедал Богу грехи свои перед моим недостоинством». Пророк Давид говорить: «исповедаюсь пред Господом в преступлениях моих: и Ты снял с меня вину греха моего 118 » И много поучивши его о спасении души, преподобный взял сосуд с красками, которыми писал иконы, намазал этими красками лице больного, покрыл и гнойные струпья, и тем возвратил ему прежнее благообразие. Потом привёл он его в божественную церковь Печерскую, дал ему причаститься Святых Тайн, и велел умыться водой, которой умываются священники. И тотчас спали с прокаженного струпья, и он исцелел. Видишь ли блаженного, ум мой! Христу Богу уподобился он: как Господь, исцелив прокаженного, велел ему показаться священникам; как Христос, исцеливши слепого, не тотчас дал ему прозрение, но велел идти к Силоамской купели умыться: так и этот святой; избегая величания, украшает красками образ, смердящий за неверие, честь же исцеления отдаёт служителям Божиим, чтобы и они были с ним участками чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой инок, именем Никон, был также взят в плен и держался в оковах. Некто из Киева пришёл выкупить его; но он не радел о том. А был он из великих людей в городе. И выкупивши многих других пленных, христолюбец тот возвратился домой. Услышали об этом родственники блаженного и со многим имением пошли выкупать его. Инок же сказал им: «не тратьте напрасно имения вашего: если бы Господь хотел иметь меня свободным, то не предал бы Он меня в руки этих людей, самых беззаконных и самых коварных во всей земле. Он сказал: «Я предаю в плен и священников. Благое мы приняли от руки Господней, уже ли не стерпим зла»? Родственники же укоряли его и ушли, унося с собой своё большое богатство. Видя, что не сделалась по их желанию, половцы начали мучить инока без всякой милости. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали на огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили жечься на солнце, голодом и жаждой морили; так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за всё это благодарил он Бога и молился Ему. Зимой же на снег и на мороз выбрасывали его. Все это делали окаянные половцы, что бы он дал за себя хороший выкуп. Он же сказал им: «Христос даром избавит меня от рук ваших; я уже получил извещенье об этом: являлся мне брат мой Евстратий, которого вы продали жидам на распятье. Осудятся они со сказавшими: возьми, возьми, возьми, распни Его 36 : Кровь Его на нас и на детях наших 37 Вы же окаянные, вечно будете мучиться с Иудою, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал мне святой Евстратий: на третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними». Половчанин подумал, что бежать хочет блаженный, и обрезал ему икры, что бы он не мог скоро ходить. И крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках окружали его, вдруг, в 6-м часу, он сделался невидим, и всем слышен был голос: «хвалите Господа с небес»! Так преподобный перенесён был невидимо в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то время, когда начали петь причастен. И стеклась к нему вся братия, и все спрашивали его: «как пришёл ты сюда»? Он сперва хотел утаить преславное то чудо; но братия, видя на нем железа тяжкие и раны неисцелимые, видя, что все тело его гноилось от ран, и сам он в оковах, и кровь ещё каплет от перерезанных икр, не поверили ему, и он наконец поведал им истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дух злобы начал тогда внушать ему: нет тебе пользы от того, что истратил ты имение на церковь ; лучше было бы, если бы употребил ты на нищих. Не рассудив о таких помыслах, он пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Эразм лежал без языка, с закрытыми глазами, семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: горе, горе душе сего брата, в лености прожившего! Она видит что-то и мятется, не выходя из тела. И вот Эразм внезапно встал, как здоровый и сказал: отцы и братия! точно я грешник, и грешник не каявшийся, как говорили вы; но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния. Потом видел я и пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и она сказала мне: Эразм! поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего: встань, покайся, облекись на ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего. Сказав это, Эразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда. Потом пошел в церковь и был пострижен в схиму; а на третий день умер». «Все это слышал я от святых свидетелей и очевидцев», говорит блаженный Симон, и затем, обращаясь к Поликарпу, пишет: «зная это, не думай, брат, что ты напрасно истратил, что имел. Все изочтено у Бога до медницы. Ожидай от Бога милости за труд твой. Ты устроил двое дверей в великой печерской церкви пресв. Богородицы, и тебе отверзет Бог двери милости Своей. Ибо иереи взывают в той церкви: «освяти, Господи, любящие благолепие дому твоего!». Вспомни о Патрикие, который велел сковать крест из чистого золота; поревновавший ему юноша и прибавивший немного своего золота, сталь наследником всего. И ты, если истратишь то, что есть у тебя, во славу Божью и Пречистой Матери Его, не останешься без награды. Скажи с Давидом: приложу на всяку похвалу Твою ( Пс.70:14 ), дабы и тебе сказал Господь: прославляющие Мя – прославлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Антоний! — сказал Господь, — ты обрел благодать предо Мною. Услышав это, преподобный Антоний испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте суша; в другую же ночь он испросил у Господа сушу, а на место, угодное Ему для храма, росу На третий день преподобный отец благословил предуказанное место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от Шимона, — в тридцать поясов в длину и двадцать в ширину, как повелено было Шимону свыше. Затем преподобный Антоний низвел молитвою своею огонь уничтоживший поросль того места, которое, после окружения рвом, стало уже совершенно готовым; здесь и была поставлена чудотворная печерская церковь, «небеси подобная» по выражению сказания о ней Так преподобный отец наш Антоний столь великими чудесами уготовил место для храма своей обители и благословил самое начало его постройки. После этого он начал приуготовлять самого себя к отшествию к Церкви вечной, нерукотворенной в обителях небесных; об этой Церкви святой Апостол Иоанн в Откровении пишет: «Храма же я не видел в нем ибо Господь Вседержитель его храм» (Откр.21:10,22). Так предсказала и Царица Небесная, во время явления Своего во Влахерне открывши строителям церкви: — Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо он сам отходит в вечный покой; за ним во второе лето последует и Феодосий Но в каком приуготовлении к честной кончине нуждался преподобный Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, мог сказать с Апостолом: я каждый день умираю (1 Кор.16:31)? который не ложно применял к себе во все дни слова пророка: (я) спешил не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс.118:50)? Преподобный Антоний готов был в душе своей (к переходу в вечную жизнь) и смущался мыслью не о себе, но за свое богоизбранное стадо, как бы его не оставить в смятении. Так исполнилось на преподобном слово Апостольское: влечет меня то и другое: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (для самого Апостола); а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:23–24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010