ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Преподобный Феодосий Печерский : Православный ...Искать в Источникеmospat.ru
... Феодосий Печерский Четверг, 3 мая (ст. ст.) 16 мая 2018 (нов. ст.) Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный ... далее ...
История Русской Церкви Том 2. Часть 1, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и их поминовение посредством молитв и приношений: «не достоит де, – говорили, по его словам, Стригольники, – над мёртвыми пети ни поминати (их) , ни службы творити, ни приноса за умершего приносити к церкви, ни пиров творити, ни милостыни давать за душу умершего». Нам думается, что св. Стефан в нашем случае представляет учение Стригольников не совсем правильно, – что они не отвергали вообще молитв за души умерших, а только признавали недействительными молитвы современных им священников, и что, не отвергая пользы милостыни, они, может быть, только отвергали пользу пиров, – этой своеобразной милостыни, причём благотворящие и благотворимые (нищие) напивались за душу умершего, почему восставал против заупокойных пиров ещё преподобный Феодосий Печерский. Но, с другой стороны, не невозможно и то, что Стригольники, увлекаясь суровой человеческой справедливостью, которая ограничивает милосердие Божие. И, опираясь на законе и требованиях ограниченной человеческой правды, вдавались в этом случае в ересь и учили, что для человека, который жил грешно, не может быть полезным то, что? сделают для его души после его смерти другие. Что милосердие Божие не покупается, что надежда ... далее ...
преподобный Феодосий ПечерскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Преданию, он родился в местечке Василькове, располагавшемся приблизительно в 50 поприщах от Киева. Точная дата его рождения нам неизвестна. С приближением её обозначают 1009-м годом. С малых лет Феодосий стремился ко Господу, посещал храм, был внимателен к богослужениям, любил слушать проповеди и вообще внимал слову Божьему. Детские игры, равно как и предметы роскоши его не интересовали. Едва он подрос, стал упрашивать родителей отдать его для обучения грамоте. Родители, видя в этом хорошее предзнаменование, выполнили желание сына. Учился Феодосий старательно и прилежно; при этом вел себя скромно, со сверстниками не был заносчив, со старшими был послушлив и кроток. На четырнадцатом году отроду он лишился родного отца, и все тяготы воспитания легли на плечи его матери, женщины властной и строгой. Своего сына она любила, однако то была пристрастная, во многом слепая материнская любовь. Мать не могла, да и не стремилась соизмерять своё влияние на сына с его глубинными наклонностями и стремлениями. Желание Феодосия от всего сердца служить Богу встречало с её стороны неодобрение и даже сопротивление. Она никак не желала согласиться, чтобы сын отказался от счастья в её ... далее ...
История Русской Церкви Том 2. Часть 1, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Они-то двое и возбудили на соборе вопрос об отобрании вотчин у монастырей. Взгляды Паисия и Нила на неприличие монахам владеть вотчинами ведут своё начало от преподобного Кирилла Белозерского, который, основав свой монастырь в 1397 году, скончался в 1427 году. По истинной идее монашества монахи должны кормить себя трудами рук своих (и даже стараться о том, чтобы, по мере своих сил, благотворить от этих трудов мирянам) . Эта истинная идея монашества никогда не умирала между монахами в Греции и, быв перенесена к нам в Россию, никогда не умирала совершенно и у нас. Мы говорили прежде, что преподобный Феодосий Печерский, хотя принимал от усердствовавших мирян приложение его монастырю недвижимых имений, но был против такого обеспечения монастыря в своих мыслях, и что если он делал в этом случае не так, как думал и желал, то потому, что видел себя вынужденным уступить маловерию и малодушию собранного им в свой монастырь братства монахов 1289. Преподобный Кирилл Белозерский представлял собой в этом отношении второго Феодосия: он принимал делавшиеся монастырю вклады вотчин и куплей приобретал последние, и также был в мыслях своих против вотчиновладения монастырей. После ... далее ...
21 июня 2038 - Православный Церковный календарьИскать в Источникеazbyka.ru
... великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 2 Му? жеством души? в ве? ру оболки? йся , и глаго? л Бо? жий а? ки копие? в ру? ку взем, врага? победи? л еси?, му? чеников преве? лий Фео? доре, с ни? ми Христу? Бо? гу моля? ся не преста? й о всех нас. Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас. показать все Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату О, святы? й, сла? вный и всехва? льный великому? чениче Фео? доре Стратила? те! Мо? лим тя пред ико? ною твое? ю свято? ю: моли? с на? ми и о нас, раб Бо? жиих (имена) , умоля? емаго от Своего? благосе? рдия Бо? га, да ми? лостивно услы? шит нас, благосты? ни у Него? прося? щих, и развернуть Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату О, святы? й, сла? вный и всехва? льный великому? чениче Фео? доре Стратила? те! Мо? лим тя пред ико? ною твое? ю свято? ю: моли? с на? ми и о нас, раб Бо? жиих (имена) , умоля? емаго от Своего? благосе? рдия Бо? га, да ми? лостивно услы? шит нас, благосты? ни у Него? прося? щих, и вся на? ша ко спасе? нию и житию? ну? жная проше? ния да испо? лнит. Еще? же мо? лим тя, ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 2. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 1248. Преподобный Феодор Студит не признавал вводившегося в его время разделения монашества на два образа и писал в своём завещании своему будущему преемнику: «не давай так называемого малого образа, а потом как бы великого, ибо один образ (монашества) , подобно крещению, как (это) было в обычае у святых отцов» 1249. Но в Уставе патриарха Алексея, как до́лжно подразумевать, согласно с общим обычаем его времени, уже два образа – малый и великий («малосхимные» монахи, «малые схимники» и «великие схимники», малый образ и великий образ) 1250. Следуя патриарху Алексею (и общему обычаю) , и преподобный Феодосий Печерский ввёл у себя два образа. В позднейшее время кроме двух образов монашества собственного и настоящего явился ещё третий образ монашества несобственного, – образ как бы предварительный и вступительный и представлявший собой полу-монашество. Приходящие в монастыри для принятия монашества по правилам каноническим и по законам гражданским должны быть постригаемы не ранее, как после трёхлетнего испытания. Закон Юстинианов предписывает им в продолжение этих трёх лет носить одежду и стрижку мирскую 1251. Но в позднейшее время вошло в обычай надевать на желающих из ... далее ...
Святитель Григорий Палама как святогорец, Глава 4 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... рассматриваем этот труд святого Григория потому, что он имеет прямое отношение к нашей теме. В настоящей главе мы не будем проводить полный анализ этой работы святителя, остановимся главным образом лишь на моментах, раскрывающих аскетическую жизнь Афона, в которой подвизаются и в наши дни, подобно преподобному Петру Святогорцу и святителю Григорию Паламе, монахи, живущие на Святой Горе. Первое Житие святого Петра было составлено в конце X века Николаем Афонским. Святитель Григорий использовал это Житие, привнеся в него богословское основание. Причины составления Жития преподобного Петра Афонского Для раскрытия нашей темы необходимо рассмотреть причины, побудившие святителя Григория обратиться к житию преподобного Петра Афонского. Это очень важно, потому что мы увидим, что в основе этого жития лежит божественное откровение и огромный духовный опыт самого святого Григория Паламы, что свидетельствует о том, что составление житий святых является не плодом интеллектуальных усилий, а духовного опыта (??????) . Святой патриарх Филофей, составитель Жития святителя, сообщает нам о том, как Григорий Палама приступил к этой работе. Святой находился в скиту святого Саввы, рядом с ... далее ...
Успенская Киево-Печерская лавра / Организации / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского. После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Мощи преподобного Феодосия в 1091 г. были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила) , митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом. В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г. В ... далее ...
24 сентября 1756 - Православный Церковный ...Искать в Источникеazbyka.ru
... величания Преподобной Феодоре Александрийской Тропарь преподобной Феодоре Александрийской, глас 8 В тебе?, ма? ти, изве? стно спасе? ся е? же по о? бразу: прии? мши бо крест, после? довала еси? Христу? и, де? ющи, учи? ла еси? презира? ти у? бо плоть, прехо? дит бо, прилежа? ти же о души?, ве? щи безсме? ртней; те? мже и со А? нгелы сра? дуется, преподо? бная Феодо? ро, дух твой. Кондак преподобной Феодоре Александрийской, глас 2 Те? ло твое? поста? ми изнури? вши, бде? нными моли? твами Творца? умоли? ла еси? о гресе? твое? м, я? ко да прии? меши соверше? нное проще? ние, и прия? ла еси? оставле? ние, путь покая? ния показа? вши. показать все Преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам Тропарь преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, глас 4 Ева? нгелия Христо? ва и? стиннии послу? шницы яви? стеся, преподо? бнии, мир и вся я? же в нем, я? ко не су? щая, преоби? девше любве? ра? ди Христо? вы и в морски? й о? стров всели? стеся, и трудолю? бно в нем проти? ву ко? зней неви? димых враго? в подвиза? стеся, посто? м, бде? нием же и всено? щным стоя? нием пло? ти своя? ду? ху му? дру повину? ли есте?. Сего? ра? ди от Вседержи? тельныя десни? цы досто? йныя ... далее ...
Труд во спасение / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... к конечной цели – спасению души. Помимо этого, безусловно, труд должен иметь и созидательное значение. Именно такой труд является праведным [2]. Сопряженным с трудом и вытекающим из него является вопрос о накоплении материальных ценностей и в конечном счете богатства. Труды отцов и учителей Церкви оказывали мощное влияние на русскую средневековую концепцию этики труда. Особое, благоговейное отношение к труду находим на самом раннем этапе развития древнерусской литературы. Родоначальник русского монашества и зачинатель общежитийных иноческих традиций, один из первых русских проповедников преподобный Феодосий Печерский ( † 1074; память 3 16 мая ) призывал монашескую братию в своих многочисленных поучениях не лениться и трудиться. Так, в «Слове о любви и о смирении», ссылаясь на апостола Павла, преподобный Феодосий указывает: «Ныне же аз, худый, в уме приием заповедь благаго Владыкы, се вещаю вам: лепо бо бяше нам от трудов своих кръмити убогыа и странныя, а не праздным пребывати, преходити от келии в келию». Почин духовенства был быстро подхвачен в светских кругах. В знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха († 1125) завет трудиться помещен уже во введении и предваряет ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Постоянная ссылка на эту страницу: ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера