Послушайте вот, в свое утешение, дивную повесть от первых дней христианства на Руси. Вот что пишет святитель Симон Владимирский преподобному Поликарпу в «Патерике Печерском»: «Был в монастыре Печерском черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, но все его истратил на церковные нужды: оковал много икон, и дошел он до последней нищеты, и все стали пренебрегать им. И стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь , а не на милостыню роздал его. Диавол вложил эту ему в сердце. И стал он нерадеть о житии своем, во всяком небрежении и бесчинстве дни свои проводил. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В восьмой же день пришли к нему братия, и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Эразм же этот встал, как никогда и болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте. Истинно так: грешен я, как вы сами знаете, и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые Антоний и Феодосии и сказали: мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться. И вот, увидел я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Ней. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Мф. 26:11 ). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе – чистого, возлюбившего благолепие дома Моего». И, сказав это, Эразм начал перед всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; на третий же день отошел ко Господу в добром исповедании. Об этом слышал я, – прибавляет святой Симон, – от тех святых и блаженных старцев, которые сами были тому свидетелями и очевидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– Явился мне, – говорил он, – брат мой Евстратий, которого вы предали жидам на распятие 8322 ; за это они осуждены будут вместе с отцами своими, некогда кричавшими: «Кровь Его на нас и на детях наших» 8323 . Вы же, нечестивые, будете мучиться вместе с Иудою, предавшим Господа на крестные страдания. Явившийся же мученик сказал мне, что на третий день, по молитвам святых отец Антония и Феодосия и прочих Печерских угодников, я буду возвращен в обитель Печерскую. Услыхав это, половчанин, взявший преподобного в плен, подумал, что он хочет убежать, а потому подрезал ему жилы под коленами, чтобы он не мог уйти и кроме того стал бдительнее стеречь его. И вот на третий день, в шестом часу дня, в то самое время, когда вся стража окружала преподобного с оружием в руках, блаженный узник стал невидим, а стерегшие его услышали только его голос, воспевавший: «Хвалите Господа с небес»! Так чудесно и ни для кого невидимо святой перенесен был в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то самое время, когда на Божественной литургии стали петь запричастный стих. И тотчас вокруг него собралась вся братия и стала вопрошать его, каким образом он попал сюда. Сначала он хотел было скрыть это дивное чудо, но все окружавшие его, видя его связанным тяжелыми цепями, с неизлечимыми ранами, гнойными струпьями, покрывшими всё тело его, а особенно при виде крови, струившейся из разрезанных голеней, всячески заставляли его поведать истину. Поэтому, вопреки своему желанию, он, наконец, рассказал им всё, как было, но не позволял снять оковы с рук и ног своих. На это игумен сказал ему: – Брат! Если бы Господь желал сих уз твоих, то не освободил бы тебя от плена, а потому покорись нашей просьбе. После сего, сняв с преподобного оковы, братия перековали их на вещи, необходимые для алтаря. Спустя немного времени, когда уже с Половцами заключен был мир, прибыл в Киев тот самый половчанин, который держал блаженного Никона в плену. Прибыв в Киев, он вошел в Печерский монастырь. Увидав здесь своего бывшего пленника, блаженного Никона, он узнал его и рассказал о нем всё подробно игумену и братии и уже не возвратился обратно в страну свою, но, умилившись от всего происшедшего, принял святое крещение и вместе с другими своими родичами – половцами, также пришедшими в Киев, сделался иноком и вместе с ними окончил жизнь в покаянии в том же Печерском монастыре, служа пленнику своему – блаженному Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вопрос: «Так ли ты все это принимаешь в надежде на силу Божию и обещаешься ли по благодати Христовой пребывать до самой смерти в данных обетах?». Ответ: «Принимаю и обещаюсь с Божией помощью, святой отец.» Настоятель, обращаясь к постригающемуся, произносит: «Всещедрый и Многомилостивый Бог, открывающий пречистые недра Своей непостижимой любви всякому приходящему к Нему с горячей любовью и желанием, и сказавший: «Если и мать забыла бы свое дитя, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ), Он Сам, видя твое желание и прилагая к твоему намерению Свою Божественную силу для исполнения Своих заповедей, да примет, обнимет и защитит тебя и да будет тебе несокрушимой стеной от врагов, камнем терпения, виновником утешения, подате лем силы, приобретением благодушия, соучастником в подвигах, пребывая вместе с тобою, когда ты ложишься и когда встаешь, услаждая и радуя твое сердце утешением Святого Своего Духа, удостаивая тебя наследия святых и преподобных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Серафима Саровского и всех преподобных отцев (Женскому же полу: святой первомученицы Феклы, Евпраксии, Олимпиады и всех преподобных матерей), в монашестве Христу угодивших, с которыми и ты да унаследуешь Царство Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому с Отцом и Святым Духом принадлежит царство, и сила, и слава, и власть, ныне и всегда и во веки веков» и трижды благословляет его. Братия: " Аминь». Диакон: «Господу помолимся». Братия: «Господи, помилуй». Постригающийся наклоняет голову, а настоятель, возложив на нее книгу и руки, молится: «Господи Боже наш, направляющий к совершенству всех, последовавших за Тобою и оставивших родных, друзей и все житейское! Прийми и этого раба Твоего (имя), по Твоему святому слову отказавшегося от всего этого и с твердым намерением кающегося пред Тобою, и наставь его в Твоей истине, и силою Святого Твоего Духа огради его от действия всякой диавольской силы и даруй ему терпение, чтобы всегда угождать Тебе по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех от начала мира святых, Тебе угодивших, ибо благословенно и прославлено всечтимое и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Воскресение. О наибольшей заповеди Неделя 15-я Мф.22:35–46 2Кор.4:6–15 Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ вообще к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача не в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, но – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела. А сами дела порой могут выглядеть очень противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст , по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как иные подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всею душою своею, и всем помышлением своим? Всегда поступающий по любви, – идет по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  Среди названных выше «страстных помыслов» самым тяжким и опасным считается гордость, точнее гордыня. Чрезвычайно существенно, на наш взгляд, что Достоевский в согласии с святоотеческой традицией, расценивает гордыню Ставрогина как величайший грех, грех человекобожия, приведший его к гибели. Обратимся к Уставу Нила Сорского. На вопрос: «Как выясняет преподобный Нил окаянство и гибельность гордостных помыслов», последний отвечает: «Тот, кто в гордости своей сопротивником своим возьмел Бога, кто мерзок и нечист пред ним ... кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам и бес, и враг (ратник), тот в себе самом носит скорую   «Желающему обучиться смирению, сей божественной науке», преподобный Нил советует «ставить себя ниже всех, то есть почитать себя хуже и грешнее всех человек, и сквернее всех тварей, потому что вышел из порядка, всякому естеству тварей указанного, – и горше самых бесов, потому что и они преследуют нас и   Далее преподобный Нил цитирует Григория Синаита, по определению которого человек, одержимый гордыней, «горше самых бесов, яко их раб и послушник, и сожитель их, во тьму бездны сойти к ним долженствующий. Воистину, всякий, кто во власти бесов, горше их и злосчастнее их самих. С ними низринулась ты, душа окаянная, в бездну. А посему, будучи жертвою тления, ада и бездны, почто прельщаешься умом своим и почитаешь себя праведною, будучи греховна, скверна и по злым делам своим бесподобна. Увы тебе, пес нечистый и всескверный, в огнь и тьму кромешную осужденный! Горе прельщению и заблуждению твоему, о   Приведенная выше цитата вызывает прямые ассоциации с двумя новозаветными текстами, сыгравшими важную роль в формировании религиозно-философского замысла романа «Бесы». Во-первых, это евангельский рассказ об исцелении Христом гадаринского бесноватого (см. эпиграф к роману: Лк: 8, 32-36). Во-вторых, это стихи из Откровения св. Иоанна Богослова «К Ангелу Лаодикийской Церкви напиши...», упомянутые в самом тексте романа, черновых материалах к нему и главе «У Тихона». Приведем их, так как они чрезвычайно важны для понимания образа Ставрогина и причин его духовной гибели: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды». А не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откровение св. Иоанна Богослова, 3: 15-17).

http://bogoslov.ru/event/5739800

Братья же, слыша слова эти из уст преподобного, горько плакали. А преподобный, утешая их, говорил: «Обещаю вам, братия и отцы, что если телом отхожу от вас, то духом всегда буду с вами. И знайте: если кто-либо из вас умрет здесь, в монастыре, или будет отослан куда-нибудь игуменом, то, если даже и согрешит в чем, все равно буду я за того отвечать перед Богом. А если же кто по своей воле уйдет из монастыря, то до такого мне дела нет. Если после того, как я покину свет этот, буду я Богу угоден и примет меня Бог, то монастырь этот начнет устраиваться и пополняться; так и знайте, что принял меня Бог. Если же когда-либо увидите оскудение монастыря и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться». После этих слов преподобный отпустил всех, не оставив у себя никого. Лишь один монах, который всегда прислуживал преподобному, проделав небольшую дырочку в двери, смотрел в нее. Он увидел, что преподобный, став на колени, со слезами молился Богу о спасении души своей, призывая на помощь всех святых и Пречистую Богородицу, Которой поручал он братию и Печерский монастырь. Помолившись, преподобный лег и, казалось, забылся сном. Вдруг воскликнул он громко и радостно: «Благословен Бог! Вот уже не страшно мне, но радуюсь я, что отхожу от света сего!» Что за явление видел он – Бог весть. Потом выпрямился, вытянул ноги, руки крест-накрест сложил на груди и предал свою святую душу в руки Божии. В то же время князь Святослав, находившийся невдалеке от Печерской обители, вдруг увидел огненный столп, поднявшийся над тем монастырем до самого неба. Так он понял, что преподобный отошел ко Господу, и сказал своей свите: «Мне кажется, что сегодня преподобный Феодосий преставился от земли на небо». Оплакивая преподобного, иноки отнесли тело его в церковь и отпели. В то время перед воротами монастырскими собралось множество почитателей преподобного. Братья же заперли ворота и никого не впускали, как повелел преподобный, и сидели возле тела его, ожидая, когда разойдутся люди, чтобы тогда и похоронить его, как он сам повелел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Например, преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери; а Иоанн Златоуст по просьбе матери сделал это только после её кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушёл и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил всех вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 11:32 ), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал верёвкой своё тело, что оно начало гнить, и такой распространяло смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как Христа ради юродивые своим поведением побуждали людей и к осуждению, и к осмеянию, и к поношению себя. А иные тайные великие постники даже при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим 9:3 ) … Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца и которого они возлюбили всею душею своею и всем помышлением своим?.. Всегда поступающий по любви – всегда идёт среди мира как по острию меча и свидетельствует о себе: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаленных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». И как в человеке зарождается любовь? Апостол пишет, что у иных «бог века сего», то есть диавол, «ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа; а иным «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил… сердца… познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Но не с Бога надо спрашивать, почему одним Он попустил быть ослеплёнными, а другим повелел прозреть; Бог каждому говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь обращается к каждому, потому что каждый наделён свободой и, с Божией помощью, может всё. И не почему-либо, а только по своей свободной воле один даёт себя ослепить, а другой тянется к прозрению и свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 После протеста архиепископа Амвросия власти Чернигова решили не устанавливать в городе идол языческого божества Симаргла 05.03.2010 Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий (Поликопа) в связи с решением черниговского объединения «Громадська думка» построить в городе на территории Борисоглебского монастыря на Валу памятник языческому идолу Симарглу выступил с увещевательным письменным заявлением к общественным деятелям Чернигова . Владыку побудили обратиться к общественности города многочисленные жалобы и письма местных жителей с просьбой повлиять на ситуацию. В славянской мифологии Симаргл является зверем, псом-птицей, охраняющим царство мертвых. Владыка напомнил, что город Чернигов является одним из древнейших православных центров Киевской Руси, средоточием многих ее святынь, и поэтому не нуждается в языческом покровителе. Архиепископ напомнил, что идолопоклонство - это грех: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш» (Лев. 26:1). Владыка указал на то, что почитая идола как защитника города, жители, таким образом, отрекаются от таких его святых покровителей как преподобный Антоний Печерский, св. благоверные князь Михаил и боярин его Федор, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, преподобный Лаврентий, святитель Филарет (Гумилевский). Архиепископ Амвросий напомнил общественности Чернигова о том, что никакие муки не могли заставить святых мучеников Святой Церкви Христовой поклониться языческим богам, и никакие гонения не смогли остановить христиан благовествовать всему миру об истинной вере. Он призвал жителей святого Чернигова беречь свою православную веру, ибо только она способна дать человеку радость вечной жизни с Богом. Владыка Амвросий отметил, что епархия неоднократно обращалась к городскому управлению с просьбой не осквернять святое место языческим идолом. Но, к сожалению, эти обращения как будто остались без внимания. После архипастырского заявления этот вопрос был обсужден на сессии Черниговского городского совета. Депутаты не поддержали языческий проект организации «Громадська думка» и отказали ей в разрешении на возведение памятника идолу в своем городе. Седмица.Ru Редакция текста от: 05.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/8004.html

Бес же, мнимый брат, сказал: «Утаить сокровища ты не можешь, – непременно узнают о нем и возьмут, прими мой совет, который я тебе даю. Если бы это не угодно было Богу, то не даровал бы тебе богатства и меня не известил бы». Тогда пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовил возы и ящики, чтобы, собрав в них сокровище, уйти, куда захочет, повелением бесовским; хотел бес причинить ему какое-нибудь зло своим кознодейством, отлучивши его от Бога и святого места, и от дома Пречистой и преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но Бог, не хотящий погибели ни одного человека из сего святого места, спас и этого молитвами святых своих. В это время возвратился посланный игуменом Василий, который прежде уже спас пещерника от помышления злого. Пришел он в пещеру, желая увидеть живущего в ней брата, и сказал ему: «Феодор, брат, как в Боге живешь ныне?» Удивился Феодор вопросу, что говорит так, как будто долгое время не виделись, – и сказал ему: «Вчера и третьего дня ты постоянно был со мною и поучал меня, и вот я иду, куда ты велишь мне». Василий же сказал: «Скажи мне, Феодор, что значат эти слова, которые ты говоришь: «Вчера и третьего дня все время был со мною и поучал меня?» Уж не бесовское ли это мечтание? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «Что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою, то так мне говоришь, то иначе, и какому же слову верить?» И так прогнал его от себя с жестокими словами. Василий же, все это выслушав, пошел в монастырь. Бес же опять пришел к Феодору в образе Василия и сказал ему: «Потерял ты, брат, из-за сомнений свой разум. Но не попомнив обиды твоей, которую принял от тебя сегодня ночью, снова тебе говорю: уходи скорее, в эту ночь, взяв найденное». И, сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, снова пришел Василий к нему, взяв с собой некоторых из старцев, говоря пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я виделся с тобой, и в монастыре я третий день, ты же говоришь: «Вчера и третьего дня». Здесь какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не дай ему беседовать с тобой, прежде чем не сотворит он молитву, и тогда уразумеешь, что это бес». И, сотворив запрещальную молитву, призвав святых в помощь, он ушел в свою келью, утвердив пещерника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некто из богатых киевлян заболел проказой. Много лечился он у волхвов и врачей, и у иноверцев искал помощи и не получил, а его состояние только ухудшилось. Один из его друзей дал ему совет пойти в Печерский монастырь и просить отцов, чтобы они помолились о нем. Когда привели больного в монастырь, игумен велел напоить его из колодезя святого Феодосия и помочить ему голову и лицо. И вдруг за неверие свое вскипел он гноем, так что все стали бегать от смрада, который исходил от него. Плача и сетуя, возвратился он в дом свой и от смрада много дней не мог выйти оттуда. И говорил он друзьям своим: «Стыд покрывает лицо мое. Чужим стал я для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей (ср.: Пс. 68, 8–9 ), потому что без веры пришел к святым Антонию и Феодосию». И всякий день ожидал он смерти. Наконец пришел в себя, размыслил о своем согрешении и, пришедши к преподобному Алипию, покаялся ему. Блаженный же сказал: «Сын мой! Ты хорошо сделал, что исповедал Богу грехи свои перед моим недостоинством. Пророк Давид говорит: исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего ( Пс. 31, 5 )». И много поучивши его о спасении души, преподобный взял сосуд с красками, которыми писал иконы, покрыл ими лицо больного, закрасил гнойные струпья и возвратил ему прежнее благообразие. Потом привел его в Печерскую церковь , дал ему причаститься Святых Тайн , и велел умыться святой водой. И тотчас спали с прокаженного струпья. Преподобный же Алипий, указывая на исцеленного, сказал бывшим тут: «Никакой слуга не может служить двум господам ( Лк. 16, 13 ). Вот он прежде служил врагу грехом чарования, а потом пришел к Богу; прежде отчаивался в своем спасении, и сильнее напала на него проказа за его неверие; просите, Господь сказал, и не просто просите, но с верою просите, и приимете (ср.: Мф. 21, 22 ). Когда же он покаялся Богу, поставив меня свидетелем, Скорый на милость сжалился над ним и исцелил его» (100, 144–146). В 1711 году пришел в Почаев из Брацлава некий пан Каминский с двумя своими братьями и просил игумена Иосифа Добрянского дозволить им в храме помолиться. Брат его Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усомнился в их святости и подумал, что иноки ради корысти «одного из старцев усушили себе, дабы прельщать людей и собирать сокровище». Затем, отстояв службу, братья пошли в дом свой. В ту же ночь Каминский внезапно был пробужден криком Владислава: «Отселе уже не буду». В недоумении он разбудил брата и спросил его, по какой причине он так кричит и устрашается? «Или ты не видишь страшного сего старца, с палицею, – отвечал Владислав, – грозящего мне, чтобы я не смел хульно говорить о святых Божиих? Спасите меня из рук блаженного Иова». На другой день братья все трое снова прибыли в обитель Почаевскую и здесь, усердно помолившись над ракою преподобного о прощении грехов своих, клятвенно засвидетельствовали сие событие пред лицом игумена (109, 184–185).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010