Содержание Предисловие Глава первая. Панихида и агрипния Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской церкви Заключение     Предисловие В основу этого труда я положил свою диссертацию на степень магистра богословия «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви», защищенную в Ленинградской духовной академии 22 июня 1949 года. Я писал ее в тяжелые годы войны (1941–1945) в блокированном Ленинграде, когда не только не существовало никаких культурных связей с зарубежными богословскими учреждениями и учеными, но и в самом Ленинграде были нарушены возможности для нормальной научной работы как в государственных библиотеках, так и у себя дома. Я делал то, что мог, пользуясь своей маленькой личной литургической библиотечкой и записками, которые у меня сохранились после написания диссертации на степень кандидата богословия «Происхождение чина всенощного бдения и его составные части», каковой ученой степени я был удостоен в 1925 году. Уже после защиты магистерской диссертации, когда установились культурные связи с зарубежными богословскими учреждениями и появилась возможность ознакомления с новейшей литургической литературою, я дополнил свою магистерскую диссертацию и публикую ее под названием «Чин всенощного бдения на Православном Востоке ( αγρυπνα) и в Русской Церкви». Источниками моего исследования являются историко-ли-тургические памятники как опубликованные в печати, так и неопубликованные. Поскольку значительная часть источников моего исследования опубликована в переводе на русском языке, я нашел целесообразным из соображений доступности моего труда большему кругу читателей не переведенные с греческого языка тексты, а также текст армянских лекционаров, опубликованный его преподобием отцом Афанасием Рену на французском языке, дать в русском переводе. К греческому тексту я прибегаю в тех случаях, когда отдельные слова или фразы оригинала имеют решающее значение для уточнения смысла перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Преподобный Савва Освященный Память 5/18 декабря Преподобный Савва Освященный      Святой Савва , озаривший палестинскую пустыню своим житием, подобным ангельскому, родился в небольшом городке Муталаска, в Каппадокии , в 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть. Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании. Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

http://pravoslavie.ru/58196.html

В гостях у Саввы Освященного На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии). Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви. В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело. Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется “эрмитаж”. Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел. Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей Иудейской пустыни – Великой Лавре Саввы Освященного. Савва Освященный Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения. Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.

http://pravoslavie.ru/1986.html

Патриаршее слово на открытии Международной конференции «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в Православном мире» 11 декабря 2007 г. 14:11 11 декабря в Президентском зале Российской Академии Наук Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил первое заседание Международной церковно-научной конференции «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» , посвященной 600-летию со дня преставления прп. Саввы Сторожевского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам конференции с приветствиями. Догорой отец наместник, дамы и господа, дорогие братья и сестры! Нынешний 2007 год освящен знаменательным событием в жизни Русской Православной Церкви — 600-летием со дня преставления одного из наиболее почитаемых святых земли русской — преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского чудотворца. Отрадно, что мы собрались вместе в этом юбилейном году, чтобы осмыслить наследие этого великого угодника Божия, его влияние на историческое развитие нашей страны, на ее культуру. Жизнь свидетельствует, что существует неразрывная духовная связь между нашими далекими предками и нами, православными христианами XXI века. Наша задача всячески поддерживать этот источник христианской мудрости и святости в нравственной чистоте. Возвращение святых мощей преподобного Саввы в основанную им обитель в 1997 году поистине стало знаменательным событием в жизни России. Имя преподобного Саввы, наряду с именем его великого учителя прп. Сергия Радонежского, стало одним из символов возрождения великого государства российского. Как и в былые времена, память о преподобном Савве стала для каждого православного христианина призывом к духовному совершенству. Она помогает умножать веру, надежду и любовь. Эта международная конференция проводится совместно с представителями Сербии. Промыслом Божьим у одних из самых почитаемых святых сербского и русского народов — святителя Саввы Сербского и преподобного Саввы Сторожевского один небесный покровитель – прп. Савва Освященный. Святитель Савва Сербский являлся видным государственным деятелем Сербии, и в свою очередь преподобный Савва Сторожевский всегда почитался царской фамилией, как молитвенник о царях Богоизбранных. Тем интереснее участникам конференции будет проследить как параллели в житии наших великих славянских святых, так и параллели в историческом и духовном развитии наших братских стран.

http://patriarchia.ru/db/text/336381.htm...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Сегодня 3 июля празднуется икона «Млекопитательница», находящаяся при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею Сегодня 3 июля празднуется икона «Млекопитательница», находящаяся при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею     Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца, хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.   Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась… Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.           От святителя Саввы Сербского « Млекопитательница » перешла Хилендарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля келии избирал и поставлял хилендарский игумен. Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=725

«По его житию можно снять сериал-байопик». Преподобный Савва Освященный 1 500 лет назад он основал монастырь, который существует и сейчас 18 декабря, 2021 1 500 лет назад он основал монастырь, который существует и сейчас По житию преподобного Саввы Освященного можно снять сериал-байопик. Еще совсем юным отроком он выбрал монашеский путь и шел им настолько твердо и уверенно, что его после недолгого «испытательного срока» принял в свою обитель преподобный Евфимий Великий, который молодежь в свой монастырь не брал во избежание дополнительных искушений.  Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Дело происходило на библейской земле, в окрестностях Иерусалима, во время расцвета монашеской жизни (вторая половина V века). Несколько лет Савва жил отшельником, но затем к мудрому монаху присоединились другие жаждущие духовных подвигов. И вскоре он создает лавру, в которой проживают 150 человек.  Что такое лавра в древнем понимании? Это особым образом устроенный монастырь: улочка, на которой расположены небольшие домики-пещерки — келии, и храм. При преподобном Савве их было два: пещерная церковь Феоктиста («Богом зданная») и большая во имя Пресвятой Богородицы. Лавра сочетала в себе и общежительный устав, и элементы отшельнической жизни: отдельная келья позволяла подвижнику вести уединенную жизнь, собираясь с собратьями для общей молитвы и трапезы. Кстати, первый дошедший до нас монастырский устав составлен именно преподобным Саввой.  Преподобный также первым установил практику особых богослужений — всенощных бдений с Литургией, которые совершались в ночь с субботы на воскресенье и в праздники. Примерно так же сейчас служат на приходах, по крайней мере в России — разве что бдение перестало быть в буквальном смысле всенощным.  Вообще Типикон — главная уставная церковная книга — восходит именно к уставу Лавры святого Саввы.  Имя «Освященный» преподобный получил именно в связи с такой насыщенной литургической жизнью — так как огромная обитель (в дальнейшем ее и стали называть «Великой Лаврой») нуждалась в разумном духовном окормлении и сохранении богослужебного ритма, он был рукоположен в священный сан, хотя по скромности и не хотел брать на себя такую ответственность. Это не было ложным «смиренничанием»: в те времена монашество считалось даже несколько противоречащим священству, ведь священник совершает Литургию, дословно — «общее дело», а монах — по определению одиночка. Так Савва и стал священником — Освященным.

http://pravmir.ru/po-ego-zhitiyu-mozhno-...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о дарованиях Святаго Духа Незадолго до своей смерти палестинский подвижник Савва Освященный 345 сказал своим ученикам: – Через много лет сюда придет поклониться царский сын из Сербии, который будет носить мое имя – Савва. Ему вы отдадите икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Когда он поклонится моему гробу, на него упадет мой жезл, который вы дадите ему как благословение, чтобы он правил народом Божиим. Когда об этом услышал преподобный Иоанн Дамаскин 346 , который подвизался в Лавре Саввы Освященного, то просил, чтобы тому же человеку, святому Савве Сербскому , была передана и икона «Троеручица», исцелившая его усеченную руку. И действительно, случилось так, как предсказал преподобный. Когда примерно через шесть веков в Святые Места пришел поклониться святой Савва Сербский , он получил две иконы и жезл, которые и перенес в келлию Преображения в Карее, где тогда подвизался. Эта келлия с того времени называется «Патерица» 347 или, по-другому, «Типикарница», потому что вместо обычных богослужений в ней ежедневно прочитывается вся Псалтирь и совершается литургия 348 . Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», монастырь Хиландар Источник Господина Исаии Святой Павел Ксиропотамский, основатель двух монастырей – Ксиропотама 349 и Святого Павла, был, как его называли, «величайшим из философов» 350 в Византии. Достойно восхищения его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, а также каноны по гласам на память сорока мучеников и ямбический канон Честному Кресту. Преподобный и богоносный отец наш Максим Кавсокаливит буквально утопал в море дарований, которые подает неисчерпаемый Источник благодати и которыми были украшены все святые. Однако преподобный Максим имел и одно особое дарование, подаваемое лишь немногим. Он перемещался по воздуху! Летал, переносился по воздуху из одного места в другое. Это была птица небесная и в прямом, и в переносном смысле. Очевидцем и свидетелем такого удивительного полета был сам составитель жития святого, митрополит Феофан Перифеорийский. Вот как он сам описывает этот факт:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва: «Закрываться от мира мы не будем» 18 августа 2011 г. 14:00 В 2011 году исполняется 20 лет со дня возрождения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 21 августа настоятель обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит здесь торжественное богослужение. О жизни обители в интервью главному редактору портала  «Православие и мир»  Анне Даниловой рассказавает  наместник Новоспасского монастыря  епископ Воскресенский Савва . — Владыка, объясните название монастыря: Новоспасский… — Изначально монастырь был Спасским. Сейчас в Кремле есть Спасская башня — свидетельство того, что там находился когда-то монастырь. А потом перенесли монастырь — и люди стали говорить «Спас на новом месте». И получился — Новоспасский. — А как в Вашей жизни появился Новоспасский монастырь? — Совершенно случайно: до того как Святейший Патриарх назначил меня наместником монастыря, я ни разу здесь не был, хотя слышал и читал о Новоспасском довольно много. О том, что я назначаюсь наместником, я прочитал в журналах Священного Синода 20 марта 2011 года, хотя и были предварительные согласования. — Как состоялось Ваше первое знакомство с монастырем, каким Вы его увидели? — Весна, пасмурный день, дождь, таял снег, с крыш капает. Дорогая братия меня встретила радостно — всего лишь 22 человека у нас, но было приятно ощущать семейную обстановку в монастыре, мое назначение приняли с чистой и распростертой душой. Впечатлил меня в первую очередь Спасо-Преображенский собор нашей обители и его фрески. Заканчивалась их реставрация при моем предшественнике, ныне архиепископе Костромском и Галичском Алексии . Здесь находится усыпальница бояр Романовых, захоронения от первых бояр Захарьиных до Сергея Александровича Романова, бывшего губернатора Москвы. Утешительным для меня стало и то, что здесь исторически находились два престола: в честь Димитрия Ростовского (а я прибыл сюда из Спасо-Яковлевского Димитрова монастыря Ростова), а также престол в честь преподобного Саввы Освященного, имя которого я удостоен носить.

http://patriarchia.ru/db/text/1599725.ht...

Архив Пн Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей 25 июля 2013 г. 21:02 25 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой . Святейший Патриарх Кирилл приветствовал гостя в крестовом храме резиденции, освященном в честь Всех святых, в земле Русской просиявших: «Мы рады видеть Вас не только как человека, близкого нам по взглядам на церковную жизнь, на миссию Церкви в современном мире, но и как собрата, столь много сделавшего для процветания Польской Церкви , которая является Дочерью Церкви Русской и с которой у нас сохраняются самые тесные связи — не только официальные, но и сердечные, человеческие, в том числе взаимные паломничества, поездки молодежи. Несколько дней тому назад я встретился с группой православной молодежи из Польши, и меня просто обдало атмосферой Грабарки. Я увидел светлые лица, горящие глаза, и самое главное — людей с большим энтузиазмом, с большим потенциалом. Все это снимает существующие человеческие границы, в том числе и между Поместными Православными Церквами, создает атмосферу единодушия и братства». Поблагодарив за сердечные слова, Блаженнейший Митрополит Савва отметил, в частности, большую значимость визита Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу в прошлом году. Далее Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей прошли в Тронный зал резиденции, где состоялась братская беседа, в которой также приняли участие со стороны Московского Патриархата — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , епископ Смоленский и Вяземский Исидор , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а со стороны Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, настоятель прихода преподобного Иоанна Лествичника в Варшаве протоиерей Николай Ленчевский, референт Блаженнейшего Митрополита архидиакон Павел Токанюк.

http://patriarchia.ru/db/text/3123383.ht...

Икона Собора всех святых Британии и Ирландии Дом, возделанная земля, один фунт в день, милый уголок для трезвения и молитвы; будь верным Церкви, будь щедрым к бедным, о пастырь, – всегда. Роберт Стивен Хокер Пустыня Египта, наставляемая святым Антонием Великим , в IV веке превратилась в монашеский «город». Его влияние быстро распространилось на северо-восток – в Палестину и Сирию, где в VI веке монашество развивалось благодаря другим прославленным отцам, таким как святой Феодосий Великий и святой Савва Освященный. Но несколько ранее этого, во второй половине IV века, монашество пришло на северо-запад – в Тур в Галлии, где его возглавил святой Мартин Милостивый († ок. 397; память 12 октября). О последнем услышал молодой Ниниан из Британии, будущий святитель, и даже, возможно, посетил его. Позднее он стал известен как святой Ниниан, апостол пиктов († 432; память 26 августа) в той части Британии, которую мы сейчас называем юго-западной Шотландией. Вскоре это монашеское движение достигло южной Галлии, откуда в первой половине V века святой Иоанн Кассиан Римлянин (360–433; память 29 февраля) отправился учиться у старцев-монахов. Он насадил монашество в этих землях, основав знаменитый монастырь на острове Лерин, рядом с Каннами, – отсюда монашество распространилось по всей Галлии, ставшей «Фиваидой святых», как о ней писал святитель Григорий Турский. Здесь, в монастыре Лерин, святой Иоанн Кассиан писал свои «Установления», а преподобный Викентий Леринский составлял богословские трактаты, опровергавшие ошибочные мнения блаженного Августина. Бывшая монастырская церковь вмч. Евстафия в Тавистоке, Девон      Влиятельный монашеский центр на острове Лерин вдохновил молодого человека с севера, посетившего эту обитель и оставшегося в ней на какое-то время. Он был римо-британцем из христианской семьи: дед его был священником, а отец – диаконом. Он пришел из той части Британии, которую мы сегодня называем северо-западной Англией; он хотел учиться монашеской жизни. Молодой человек носил римское имя Патриций, или Патрик. Ему было предназначено вернуться на Британские острова и в Ирландию, чтобы просветить светом Евангелия ирландцев. Святой Патрик († 493(?); память 17 марта) основал ирландское монашество – мы можем говорить и об «Ирландской Фиваиде» . Монашеское движение распространилось из Ирландии на остров Айону, а затем в Шотландию, северную Англию, Уэльс, Бретань, на запад и юго-запад Англии, подняв на более высокий уровень этноцентричное и слабеющее христианство, которое на западе Британии, после завоевания ее язычниками англами и саксами, хранили некоторые римо-британцы.

http://pravoslavie.ru/63445.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010