Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский пост: Человек гордый терпеть не может  Афонский пост: Человек гордый терпеть не может      Публикуем новые воспоминания, собранные отцами со всей Афонской Горы в книге " Новый Афонский Герондикон " . - Афон     Иеромонах Иоанн-румын из келий Колицу говорил: «У монаха должно быть терпение. Чтобы у монаха было терпение, он должен стяжать смирение. Человек гордый терпеть не может. Началом пути (не основанием, а именно началом] положи пост. Ты ведь чувствуешь себя по-разному во время Великого поста: вечером в воскресенье или в конце недели. В воскресный день ум не может видеть свет, тогда как к концу постной седмицы ум зрит свет». «В день, когда предлагаются две трапезы, попробуй на вечерней трапезе поесть только немного хлеба и воды, и обрати внимание на то, как ты будешь чувствовать себя утром. А на другой день попробуй вечером сытно поесть и выпить вина—утром увидишь, что твоя голова тяжела и ум беспокоят помыслы». «Некоторые совсем не пьют вина. А я пытался подражать преподобному Савве Освященному. Когда он пришёл к святому Евфимию, и они пошли на трапезу вкусить пищу, то святой Евфимий предложил ему вина. Святой Савва, перед тем как выпить вино, смешал его с водой. Тогда преподобный Евфимий сказал святому Феоктисту: „Он станет хорошим монахом, потому что показал и послушание, и воздержание " . Потом святой Савва совершил много постнических подвигов. Комментарии Всего комментариев: 7 2016/12/28, 13:25:48 НАПОМИНАЮ ВАМ БРАТИЕ И СЕСТРЫ, что в дни Предпразднства Рождества Христова, от 2 января до 7 января (нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье вкушение рыбы не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. 6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2448

43. На память пр. Саввы Освященного «Христиане! Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:18 ). Мы сегодня творим память о преподобном Савве Освященном и видим на нем исполнение слов, нами сказанных выше, слов св. Апостола Петра. Из жизни преподобного Саввы видно: сколько трудов употребил сей святитель для своего спасения, сколько подвигов, сколько злостраданий и слез! Да мир этого и представить не может себе. Денно и нощно на молитве, постоянные коленопреклонения, глад, долулежание, странствование по пустыням, по дебрям, по жгучим пескам: ежедневно в страхе от злых людей и от лютых зверей, – в опасности от воды, от огня, от бурь и непогод, от хлада и жары, день и ночь – горе, беда, нужда, бедность, алчба, жажда – вот какая жизнь подвижников и святых. Такую жизнь провождал и ныне поминаемый преподобный Савва Освященный; такову жизнь проводят и ныне те иноки, которые подвизаются и теперь в его пустынном монастыре, стоящем на высокой и грозной скале, на которой взгроможден монастырь преподобного. Посетители старого Иерусалима бывают и в этом уединенном, тихом и мирном уголке святой земли. Печальна там жизнь, горька там жизнь, по-видимому; но спросите монахов там живущих: «какова ваша тут жизнь»? Они всегда вам скажут с улыбкой: «благодарение Богу»! Присмотритесь ближе к этим труженикам, взгляните на их походку, бледность лица, на блеск очей, на легкость движений, – это пустынные орлы, это те же легкокрылые горлицы, это ангелы Божии, готовые взлететь на небо, так как оттуда лествица ведет прямо к небесам. Все это для миролюбца кажется дико, странно, неудобоисполнимо, многоболезненно, трудно. Но если святые столько предпринимают трудов для спасения: то сколько трудов и подвигов для спасения своего должны предпринимать грешники? Вот почему св. Апостол сказал: «если праведник едва спасется (т.е. с величайшим трудом, при таких великих и тяжких подвигах), то нечестивый и грешный где явится»? Не спрашивает Апостол «как спасется грешник», а «где явится, как явится, с какой совестью явится на суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

иером. Иаков (Цветков) Преподобному Савве Освященному 112 Кондак, глас 2-й. Издетска возлюбив благочестие, ты мужественно подъял на себя духовныя брани, насадив рай воздержания, и возделав дияние безсмертное, чудотворче отче наш: посему умоляй за нас Господа. Икосы: (σμα) Возглаголем, людие, по достоинству, песнь божественному Савве: ибо он, бегомудрый, совершил путь подвижнически, был крепостию монахов, Сияя добродетелями; всю поднебесную просвтил чудесами, пустыню украсил святыми обителями, соделавшись отцем отцев, и охраняет поющих: «Посему умоляй за нас Господа». (Στεοψχως) Движимый любовно ко Иисусу, с твердымъ духом подъемлет мудрый крест Его; скоро он ушел от мира; – удалился, обрел себя» общежитие (κοινβιον) подвижническое. Сюда пришел он без всякаго имущества (γυμνς τς πρξεως), тотчас, со всяким прилежанием (υνοστατα), изучая псалтирь и весь монашеский устав (καννα), вопия ко игумену: «Умоляй за нас Христа». (Μειρακσκος) Еще отроком будучи, божественный Савва презирает богатство и благородное происхождение свое и всякия мирския удовольствия (πλοτον κα υγνειαν, κα τ τρυφερν μ σκοπομενοσ) Приидите, научимся от него, братие, смиренно духа (ταπεινψυχον), да познаем, каковой являл он пример воздержания: как, будучи отроком, он не дерзнул (υχ ιλετο) съесть яблока (μηλοβρωτσαι), хотя и прикасался к нему, – дабы, таким образом, мы узнали полезное себе, взывая с пением к нему: «Посему умоляй за нас Господа». (Ανδρειπαις) Как мужественный отрок, ты поистине отличил себя (πεδιχθης) между собратями своими (συμφοιτητις σου), превосходя всех, шестьдесят, разными иными добродеяниями (πρξεσι), паче же послушанием и смирением. Так, быв во огне (εκτ πρ εσελθν), ты остался спасенным для жизни (κατφλεκτος), как восприявший в душе своей росу Христову. Видя таковое чудо, братия взывали к тебе, воспевая: «Умоляй за нас Христа». (κτελσας) Благопоспешно исполнив устав монастырский, сей богоизбранный (θεληπτος) муж восходить на высшия степени добродетелей (π μζους δξας αρετν): он приемлет от Бога благодать – возлюбить молчание, и, таким образом, руководимый видением свыше (ν πτασα), преподобный уходить на служение Богу в пустыне, по Писанию ( Пс. 54:8 ), прияв в напутствие себе, благословение пастыря (λαβν φδιον την υχν ποιμνος), к которому взывал: «Не престай моляся за мя ко Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий день. Поучение 1-ое. Преподобный Иоанн епископ. (Молчание и смирение – великие добродетели христианския). I. Ныне память препод. отца нашего Иоанна епископа, о жизни коего и побеседуем. В обители препод. Саввы освященного подвизался один святый муж Иоанн, прозванный молчальником, так как он проходил подвиг «безмолвия». Он был прежде епископом в Армении, потом оставил свою кафедру, удалился в Иерусалим и, утаив от всех высокий сан свой, принят был св. Саввою в качестве послушника. Чрез несколько времени игумен поручил ему заботливую должность эконома и просил патриарха иерусалимского Илию рукоположить его в пресвитера. Уже патриарх шел в церковь Голгофскую, чтобы совершить над ним таинство священства. Тогда Иоанн, видя, что не может далее таить своего сана, остановил патриарха и сказал ему: «тебе, святой отец, открою тайну, которую прошу сохранить; иначе я буду принужден удалиться из этих стран. Я – епископ; сознание собственных грехов побудило меня оставить сан мой и бежать в пустыню, чтобы в ней искать милосердия Божия». Патриарх, изумленный глубоким смирением его, призвал игумена и сказал ему: «инок сей открыл мне тайну, воспрещающую рукополагать его; и так оставь его в мире и не нарушай ничем его спокойствия». Св. Савва весьма огорчился, подумав, что ошибся в молчальнике. Он провел целую ночь в слезах и молитве, прося Господа открыть сию тайну, и услышал ангельский голос: «не может епископ опять быть пресвитером». II. Два великие урока преподает нам преподобный отец наш Иоанн. а) Прежде всего он учит нас крайней осторожности в слове, так как человек больше всего и чаще всего согрешает словом. Вот почему он избрал трудный подвиг молчания. Однажды Господь наш Иисус Христос сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься ( Mamф. XII, 36–37 ); а св. ап. Иаков удостоверяет, что кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Uak. III, 2 ). Святые отцы и учители церкви, постигнув великое значение добродетели молчаливых уст, не находят довольно слов к похвале молчания: они называют его «матерью покаяния, молитвы, зерцалом грехов, родителем всего благаго, огненною колесницею, возводящею на небо» ( Ефрема Сирина слово о безмолвии. Иоанна лествичника слово о безмолвии). Святая же церковь ублажает преподобных молчальников «земными ангелами и небесными человеками». Поэтому, желая избежать осуждения за праздные слова и соблюсти ненарушимым молитвенное богомыслие, некоторые подвижники благочестия налагали печать молчания на свои уста, устранялись человеческих бесед, добровольно лишали себя дара слова, всецело приносили его в жертву Богу. Таким подвижникам усвоено наименование «молчальников». По трудности подвига молчания, требующего особой силы воли и самоотвержения в человеке, редки были молчальники в самые цветущия времена христианского подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

148. О пустынножительстве Когда человек живет на высокой горе, или где-нибудь на степи, открытой и обширной; тогда ему легко увидеть издали врага какого, или зверя, и предпринять меры и средства к своей защите; а если человек живет между горами, или в лесу – тогда не может усмотреть врагов, – они могут скрываться: или за горами или за деревьями. Вот почему преподобный Савва освященный избрал для спасения братий и своего спасения высокую гору или скалу, окруженную необозримыми степями. Но Он не столько от людей, и не от зверей – избрал эту гору; сколько от соблазнов и искушений мира сего, – не скажу от бесов; они силою молитвы преподобного Саввы и крестным знамением, как стая вранов – отлетают от той горы с криком и воем. Как спастись от соблазнов мира и от страстей, и от искушений – нам, живущим как – бы среди гор и лесов – в этом городе? Куда ни ступишь, куда ни пойдешь – повсюду встречаешь соблазны и искушения. Прельстился Сампсон красотою Далилы – и потерял дар Духа Святого – силу свою. Пристрастился Соломон к женам, и потерял мудрость. Пристрастился Иуда к деньгам – и погиб на веки. Прельстился Ахав садом Навуфея – и потерял царство. Возгордился Навуходоносор земною славою и величием, – и за то наказан бесславием, потерял даже образ человеческий, и был превращен в зверя. Упился Ной – и проклял целое потомство Хамово. Действительно, в мире повсюду соблазны, искушения, поползновения; – пустыня – одна пустыня приносит плоды, достойные неба; бывают, правда, и там искушения; ибо, где человек, там и страсти, – где страсти, там и диавол, – но – разумно сказал некий старец, что у пустынников страсти подобны домашним скотам, а у мирских людей, они подобны лесным зверям. Если бы тебе давали в день съесть два финика, две винные ягоды, да немного вареных бобов; то, думаю, что плоть твоя никак не могла бы рассвирепеть? Душевные страсти – зависть, гордость и другие хотя и там являются; но в худом теле, при расслаблении членов, при смирении страстей телесных – и душевные страсти скоро усмиряются, – поклоны, нощное бдение, послушание, молитва , пост – всякое восстание, всякую страсть укрощают, и всякую гордыню усмиряют. Как вы смирите гордыню, зависть, любострастие, недоброжелательство, человеконенавидение – здесь в мире? Потучнел – загордел, нажил капиталь – загордел, дом выстроил – загордел, чин получил, место – загордел; а гордость есть страсть диавольская, мать всех пороков и беззаконий. Из гордого человека диавол может все сделать, всякими страстями опутать, всякое зло вкоренить, во всякую пропасть втолкнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

[Греч. Πασσαρων] († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви . Немногочисленные сведения о П. рассеяны по неск. историческим и агиографическим текстам. В сир. повествовании о смерти Феодосия, монофизитского еп. Иерусалима (VI в.; BHO, N 1178), П. назван пресвитером и архимандритом (т. е. ему был поручен надзор за всеми мон-рями Иерусалима и его округи); сообщается также, что он был известен любовью к бедным и сиротам и построил странноприимный дом за пределами Иерусалима, около Восточных ворот (Vitae virorum apud Monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P.; Lpz., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 27. (CSCO; 8. Syr. 3; 25)). Эта деятельность П., а также основание им большого мон-ря в стенах Сиона послужили примером для Петра Ивера, еп. Маюмского, как отмечается в его сир. Житии (BHO, N 955; Petrus der Iberer/Hrsg., Übers. R. Raabe. Lpz., 1895. S. 35 [сир. текст]). Согласно визант. хронисту прп. Феофану Исповеднику (IX в.), в 427/8 г. П. по поручению Иерусалимского архиепископа доставил в К-поль десницу первомч. и архидиак. Стефана ( Theoph. Chron. P. 86-87). Кирилл Скифопольский в Житии Евфимия Великого писал, что П., будучи в чине хорепископа и архимандрита, вместе с прп. Исихием Иерусалимским сопровождал Иерусалимского архиеп. св. Иувеналия , когда тот прибыл в лавру Евфимия на освящение церкви 7 мая 428 г., по прошествии же менее чем 7 месяцев П. умер ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 26-27) - это согласуется с указанием на 25 нояб. как на день памяти (кончины) П. в повествовании о смерти еп. Феодосия. В мон-ре П. впосл. подвизался прп. Савва Освященный , в связи с чем Кирилл Скифопольский приводит ряд сведений об этой обители в Житии Саввы ( Idem. Vita Sabae. S. 90, 114-115). Судя по всему, пост архимандрита иерусалимских обителей на некоторое время закрепился за настоятелями мон-ря П. (см.: Vailh é S. Répertoire des monastères de Palestine//ROC. 1900. T. 5. P. 40). Впосл. монастырь, возможно, перешел к монофизитам и был разрушен в ходе персид. завоевания Иерусалима (614; см.: Milik J.-T. Notes d " épigraphie et de topographie palestiennes//RB. 1960. T. 67. P. 560. Not. 1).

http://pravenc.ru/text/2579132.html

Иерусалимская Православная Церковь Описание: Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме. Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (+386); патриарх Иерусалимский Ювеналий (+ ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350), Евфимий Великий (+473), Савва Освященный (+532) и многие другие. Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного. Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь. Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; резиденция Предстоятеля находится в Каире).

http://patriarchia.ru/db/text/134470.htm...

Монашество Игумен Нектарий (Морозов): Плыть по течению воли Божией Мое сердце раз и навсегда ранило каким-то ощущением боли. Боль была оттого, что я понимал: есть эти люди, о которых я прочитал — неважно, что они жили столетиями раньше, они все равно есть — есть эта жизнь… А меня там нету. Архимандрит Симеон (Гагатик): Где искать камертон для монашеского делания? Монаху необходимо увидеть правильное устроение монашеской жизни. Здесь как в музыке. Если человек не найдет носителя подлинной, глубокой музыкальной традиции, то он не сможет стать хорошим музыкантом. Епископ Уваровский Игнатий: Нужно находить слова, которые изменят людей Самая трудная проблема для решения сейчас — это наша разобщенность, удаленность, отчужденность друг от друга. Только едиными усилиями мы можем ответить на вызовы современности. Соловки: 10 скитов и пустыней Практически каждая обитель - это не только сам монастырь, но и уединенные скиты, в которых монахи имеют больше возможностей побыть один на Один с Богом, быстрее созреть для вечной жизни. Свято-Преображенский Соловецкий монастырь - не исключение. Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине Святой Савва отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения. Уйти от мира и послужить миру (+Видео) Преподобный Сергий не думал о своем авторитете и значении для людей. Он ушел от мира. Можно сказать, вычеркнул себя из него. Он ушел в Радонежские леса, поселился в такой аскетической обстановке, что даже его родной брат не выдержал тягот, легших на плечи молодых отшельников, для которых существовал только Бог и молитва. Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам» До своего служения в Синодальном отделе у меня было более грустное представление о том положении, которое сегодня есть в монастырях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вот уже 4 года я несу послушание. Сначала трудился в комиссии, а затем возглавил отдел. Могу с уверенностью сказать, что у нас замечательные монастыри, у нас замечательные игумены и игуменьи, братия, сестры. С каждым годом в монастырях все больше и больше увеличивается количество искренних, явных и тайных рабов Божиих.

http://pravmir.ru/tag/monashestvo/page/1...

Новая серия Издательского Совета открывается переизданием классических трудов известного русского литургиста, доктора церковной истории и кандидата искусствоведения, почетного члена нескольких зарубежных университетов, заслуженного профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского (1900–1987). В первый том вошли две работы, посвященные истории вечерни и всенощного бдения. Авторский текст бережно отредактирован. Предлагаемый вниманию читателя труд сопровождается введением, отражающим последние научные достижения в данной области и новейшую библиографию, а также подробным справочным аппаратом. Книга будет полезна учащимся духовных школ и всем, интересующимся историей православного богослужения. Собрание сочинений профессора Николая Дмитриевича Успенского в 3 томах. Собрание сочинений. Том I (содержание) Собрание сочинений. Том II (содержание) Собрание сочинений. Том III (содержание) Содержание I тома. Православная вечерня. Чин всенощного бдения От издательства Опубликованные труды Научно-преподавательская деятельность Неизданные отзывы и рецензии Руководство кандидатскими сочинениями Введение (М. С. Желтов). Православная вечерня Чин всенощного бдения Предисловие Глава первая. Панихида и агрипния Глава вторая. Преподобный Савва освященный и происхождение всенощного бдения Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия Иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Распространение агрипнии в Палестине Палестинская агрипния до вечерней литии Вечерняя лития Утреня Утренняя лития Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения иерусалимского устава на православном востоке Причины повсеместного распространения иерусалимского устава на православном востоке Вечерня Вечерняя лития Утреня Утренняя лития Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Из истории Иерусалимского устава на Афоне Вечерня Вечерняя лития Утреня Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской Церкви Иерусалимский устав в Русской Церкви Разрешение проблемы целонощного богослужения с появлением Иерусалимского устава

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Собрание трудов выдающегося литургиста Н. Д. Успенского: Том 1. Православная вечерня: Историко–литургический очерк От издательства Материалы к изучению научного наследия и жизни профессора Н. Д. Успенского Введение Православная вечерня: историко–литургический очерк Чин всенощного бдения (Η γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви Предисловие Глава первая. Панихида и агрипния Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской церкви Заключение Том 2. Византийская литургия: историко-литургическое исследование М.С. Желтов. Предисловие Византийская литургия: историко–литургическое исследование Предисловие Глава первая. Литургия до VI века (условно) Глава вторая. Антифоны, малый вход и Трисвятое Глава третья. Великий вход Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин» Анафора: опыт историколитургического анализа Глава первая. Евхаристия в век апостольский Глава вторая. Анафора в доникейский период Глава третья. Анафора Василия Великого, Иоанна Златоуста и римо–католическая Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Том 3. Статьи разных лет Раздел первый. Православная литургия: историко–литургические исследования Тайная Вечеря и Трапеза Господня Молитвы евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной литургии) Литургия преждеосвященных даров: историко–литургический очерк Спасающие и освящающие действия Божии через святого Духа в богослужении и таинствах

http://pravbiblioteka.ru/book/vechernya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010