В дальнейшем исследования жизни и деятельности Ильи обрели системный характер, причем не только в сфере исторической науки. Так, в частности, в 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца, находящихся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. В соответствии с заключением экспертной комиссии: «Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой рост считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см» Более того, обнаруженные множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья и меча лишь подтверждали легенды о том, что Илья был храбрым воином, участником жестоких сражений. Да и причиной смерти героя послужил удар острого орудия (возможно, копья) в грудь, сквозь прикрывавшую ладонь левой руки. Все это позволило определить примерную дату его рождения – между 1150 и 1165 годами, хотя ряд исследователей относят ее к 1143 году. Таким образом, очевиден разброс по времени, что, в общем-то, не удивительно с учетом отсутствия документальных свидетельств этой даты. Тем не менее разброс во времени минимален и позволяет определить историческую эпоху, в которой жил Илья Муромец – это вторая половина XII столетия. Еще один спорный вопрос, относительно личности Ильи, касается места его рождения. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно родился русский богатырь – в селе Карачарово, что под Муромом, или его родиной было село Карачев под городом Моровск. Есть и еще ряд версий, определяющих зарубежное (греческое или моравское) происхождение Ильи Таким образом, споры относительно места рождения по-прежнему не утихают. Не спорят лишь о том, что «жил на Руси великий богатырь – Илья Муромец», посвятивший себя защите и обороне Земли Русской. Свой героический путь Илья начал за сотни километров от Киева, в глухих, непролазных чащах среднерусских лесов, и первые былины об Илье Муромце начинаются традиционным сказочным зачином: «Как во городе, во Муроме, во селе да Карачарове, жил да был Илья Муромец, сын Иванович». Это весьма точное географическое указание приводит нас в город Муром – самый древний город во Владимирской земле, первое упоминание о котором имело место уже в «Повести временных лет». Примечательно, что и в самой Киево-Печерской лавре у гробницы святого богатыря написано «Илья из города Мурома». Далее сказание ведет к Свято-Троицкому храму, построенному в Карачарово в XII веке на берегу Оки.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

Такого поворота Максим не ожидал. Кроме моря, в котором мальчик мечтал плавать с утра до вечера, ему теперь предстояла и работа: знакомство с музейными экспонатами, занятия в библиотеке, посещение раскопок… Но он почему-то совсем не огорчился, что придётся отрывать время от «ничегонеделания». Наоборот! Отцовское поручение говорило о том, что он уже взрослый и ему уже можно поручить настоящее, серьёзное дело. Максим понимал, что у отца есть причины дать сыну именно это задание…». Обращает на себя внимание, как прописан диалог. Хорошо, умно, занимательно. В историю Древней Руси Максим погружался сам через уроки истории, через посещение музеев, исторических мест, через чтение книг по истории и т. д. Но кроме этого автор вводит персонажей, которые тоже рассказывают о событиях, произошедших в далёком прошлом. Это Максимкины друзья, бабушка Вера, экскурсоводы в музеях и под открытым небом, фронтовик-попутчик, который ехал в одном вагоне с главными героями повести. Информация для читателя даётся и через дневниковые записи Максима. Вводя каждый раз новых героев повести, автор решает сразу несколько задач. Во-первых, сюжет произведения идёт живо, наполнен внешними событиями. Во-вторых, автор влагает в уста героев объёмную информацию, содержащую разнообразные исторические факты. Читатель легко запоминает рассказанные события далёкого прошлого и как бы сам становится участником разговоров об истории его, читателя, Родине. Информация о событиях прежних эпох даётся через восприятие Максима. Эта информация может быть очень краткой или развёрнутой, но всегда максимально приближённой к происходящему. Вот два исторических события, которые слышит герой повести. Первое – от бабушки. «– Да и первый орден России Пётр I учредил именно в честь апостола Андрея Первозванного, – объяснила бабушка». Второе рассказывает экскурсовод в Киево-Печерской лавре. «Больше всего мальчика поразили мощи богатыря Ильи Муромца. Для него было настоящим открытием, что Илья Муромец – не выдуманный былинный герой, а реальный человек. Он во времена Киевской Руси защищал землю Русскую от врагов, а в последние годы жизни принял монашеский постриг. Затаив дыхание, они слушали рассказ экскурсовода о том, что несколько лет назад мощи преподобного Ильи Муромца были исследованы учёными, которые обнаружили у святого богатыря множественные переломы ключиц и следы от удара копьём на его плечах и руках. Ещё учёные выяснили, что Илья Муромец болел редким заболеванием гипофиза: оно приводило к утолщению костей и давало рукам огромную силу, но ослабляло мышцы ног. «Так вот почему Илья Муромец был конным ратником!» – догадался мальчик».

http://azbyka.ru/fiction/o-tvorchestve-t...

Тем не менее, персонажи мультфильмов выступают под теми же именами, что и герои былин. Возникает закономерный вопрос - почему древнерусские богатыри (а ведь Илья Муромец к тому же - реальное историческое лицо, Святой, почитаемый в Русской Православной Церкви с XVII в., чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре) стали «коллегами по несчастью» глуповатых гастарбайтеров Равшана и Джумшуда? Неужели для того, чтобы устроить «смехопанораму» для современного молодежного зрителя, воспитанного на дворовом юморе, все средства хороши? Или все же «рафинированная» постмодернистская ирония крайне неуместна в сюжетах, касающихся Святости и воинского героизма? Наверное, всё-таки, неуместна. Причем, крайне. Даже революционеры-большевики, пытавшиеся сбросить Русскую Святость и всю историю Руси вообще с «парохода современности», в первые же годы своей власти обращались к образам народных богатырей - красноармейский бронепоезд еще в 1918 г. носил имя «Илья Муромец». А уж о Великой Отечественной войне и говорить не приходится. Но видимо для авторов трилогии гораздо важнее следовать методу постмодернистского коллажа, нагромождать одну глумливую шутку на другую, изображая попутно князя Владимира как типаж современного коррумпированного чиновника, который вечно пытается применить государственные интересы к своим личным, корыстным. А византийского императора «Василевса» рисуя этаким восточным деспотом-сластолюбцем, который, будучи озабочен исключительно величием собственной персоны, понаставил в Константинополе несчетное число памятников себе любимому. Вообще шутовской показ Константинополя, этого священного града, мягко говоря, не украшает последний фильм трилогии («Илья Муромец»). Конечно, мультипликация -не житийный жанр, и много с неё в этом смысле не возьмешь, но выставлять центр православной ойкумены в качестве пародии на современный мегаполис с его «вавилонским смешением» и криминальным бытом - не есть хорошо. Конечно же, авторы фильма не ставили своей целью уничижение и сознательное принижение священных центров православной цивилизации (Константинополя, Киева), они снимали веселый «мультик» для семейного просмотра, приняв за образец для подражания незабвенный «Шрек» с его коллажно-пародийной структурой. Но, как говорится, нам не дано предугадать…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В свою очередь Илья Муромец относится к боярам с презрением, называет их «толстобрюхими» и «кособрюхими», укоряет князя, что он «думу думает» с ними, а не с богатырями. Былины показывают, что это презрение оправдано. Бояре изображены не только трусливыми, но и жадными, злобными, завистливыми. Им приписывается и прямая измена. В некоторых былинах говорится, что как только Илью Муромца заключают в погреб и богатыри разъезжаются, бояре сообщают врагам Русской земли, что Киев-град «пустой стоит». Конфликт Ильи Муромца с боярами ярко очерчивает нравственное превосходство богатыря, его благородство, верность патриотическому долгу. Несмотря на все оскорбления, Илья подавляет в себе законное возмущение и обиду и по зову князя Владимира выступает на защиту Киева. Таков, в общих очертаниях образ Ильи Муромца – богатыря, безупречного воина, личность которого отражена в русском эпосе как выражение его идеальных представлений о народном герое. Вся жизнь Илья была, по сути, подвигом во имя Руси и ее народа, подвигом стала и его гибель. Свою смерть легендарный богатырь принял в 45–55 лет при отражении нападения на Киево-Печерскую лавру. События тех далеких лет были крайне драматичными для Древнерусского государства. Во второй половине XII столетия Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. В 1157 – 1169 годах на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 – 1181 – еще 18. Некоторые из князей правили по нескольку месяцев и сидели на троне по нескольку раз. Все это дестабилизировало внутриполитическую ситуацию и способствовало деградации государственности. Киев утрачивал свою роль и статус первого города и столицы Руси. Междоусобицы крайне негативно отражались на безопасности и благополучии страны. Конец XII века был ознаменован новыми нашествиями половцев. В 1173 и 1190 годах они совершали свои опустошительные набеги на русские земли. Но если, ранее объединенные русские княжеские дружины громили кочевников и загоняли их вглубь Великой степи за тысячи километров от рубежей Руси, то с расцветом местничества и феодальной раздробленности, «войны всех против всех» в рамках единого государства обособленные друг от друга русские княжества были бессильны противостоять грабительским набегам. Более того, нередко и сами князья использовали половцев для нападения на соседние княжества и города. Во время одного из таких нападений, по одной из версий, и прервалась жизнь легендарного русского богатыря Ильи Муромца.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала. Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы. С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен «мощами великана» древнерусской истории). Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади. Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» – народные целители – вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.

http://azbyka.ru/ilya-muromec

В.В. Виноградов Маковая росинка МАКОВАЯ РОСИНКА Семантическое обособление выражения и превращение его в идиому связано не только с затемнением значений его компонентов, но и с отрывом его от первоначальных контекстов употребления. Например, в современной устно-фамильярной речи идиома маковой росинки во рту не было обозначает «ничего не ел, не пил». Тут все фиксировано. Это – целостное высказывание, выраженное в форме прошедшего времени и характеризующее состояние кого-нибудь в настоящем. Словосочетание маковая росинка в другом контексте не употребляется, и в идиоме маковой росинки во рту не было, маковой росинки осмысляется как синоним слова ничего – на фоне таких параллельных конструкций устно-фамильярной речи, как: с утра ничего в рот не брал, с утра во рту ничего не было. Словосочетание маковая росинка не свойственно литературной лексике и непонятно. Между тем в русском литературном языке конца XVIII – первой половины XIX b. это выражение употреблялось шире. Например, у Н. М. Карамзина в «Илье Муромце»: как Илья, хотя и Муромец, хоть и витязь Руси древния... ....................... ....................... мог ни маковыя росинки в рот не брать, дремы не чувствовать? В языке Григоровича выражение маковая росинка выступает довольно свободно в разных формах в значении «минимальное количество чего-нибудь, капелька». Например, в «Проселочных дорогах»: «... в сердце его не оставалось злобы на маковую росинку...». В «Литературных воспоминаниях»: «Природной веселости в нем не было на маковую росинку» (Григорович, 1928, с. 247). Ср. у Мельникова-Печерского употребление народно-поэтического синонима: «на маково зернышко» («В лесах», ч. 2, гл. 4). Ср. у Даля в «Толковом словаре»: «Иссуши меня, Господи, до макова зернышка!». Ср. также: «Ни мачинки, ни росинки во рту не было» (сл. Даля 1881, 2, с. 297). Но у того же Григоровича встречается и выражение маковой росинки во рту не было в значении «ничего не брал в рот хмельного, ничего не пил». Так, в рассказе «Капельмейстер Сусликов»: «Ей-богу, Арина Минаевна, [в трактире] не был,... маковой росинки во рту не было». Ср. в «Воспоминаниях» Н. Макарова: «Он был совершенно трезв, и как говорится, маковой росинки у него во рту не было...» (Макаров, ч. 4, с. 61). Таким образом, маковая росинка в значении «капелька» (о мере чувств или жидкости) входило в высказыванья, констатирующие отсутствие минимальной степени какого-нибудь чувства или состояния опьянения. Маковая росинка сочеталось с прямыми или образными представлениями чего-нибудь жидкого, текучего. Но потом выжило лишь одно выражение маковой росинки во рту не было. Превратившись в неразложимую идиому, оно обобщило свое значение и стало шутливо-экспрессивным сообщением о посте, голоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

— Нина! Ты что это гостя разговорами кормишь? Веди за стол завтракать. Доброе утро, Алексей! — Доброе утро, Семён! — Прости, Семёнушка! Оплошала! Лёшенька, к столу-то пожалуйте! Простите болтушку окаянную! Вошедший хозяин дома, бесспорно достоин быть описан не таким жалким бумагомаракой, как пишущий эти строки… Тут пожалуй и Лескова с Мельниковым-Печерским не хватило бы. Ростом Семён, фигурой и статью вышел — что твой Илья Муромец (не путать с уродливыми голливудскими «качками»), силища во всём теле, в его-то шестьдесят с лишком, так и переливается. Бородища из под глаз, зубищи «цыганские» — хоть на рекламу «Блендамеда», грива львиная, пальцы стальные — ох и рукопожатие! И при всём при этом глаза — как у младенца — чистые, ясные, ласковые, так и лучащиеся радостью и добротой. Словом какой-то он весь — былинный, из детства. Но в джинсах, и часы японские «родные», с компасом, термометром, барометром и прочими там прибамбасами, я такие у знакомого гонщика с «Кэмел-трофи» видел, тоже бывшего однокурсника, серьёзные такие часики — долларов за шестьсот. — Сынок подарил! Средний, — увидев, как я разглядываю его часы, засмеялся Семён, — он у меня любит всякие подарки из командировок привозить иностранные. Тебе, говорит отец, в лесу без них не обойтись, и везёт: то ружьё итальянское, не скрою — бою хорошего, кучненького, «беретка» называется, то бензопилу шведскую, то снегоход немецкий, то вот, часы эти. Спаси его Господь за заботу! Только я ведь ещё прадедом сызмальства в лесу приучен с одним ножом да коробочком соли по неделе, а то и по две бродяжничать. И заблудиться для нас Прохоровых в лесу стыдней, чем Нине в своём огороде. Было, правда, разок… но то уж — Божьим попущением. «Да бы аз не превозносился!». — Как это — «Божьим попущением»? Расскажи, Семён Михалыч! — Расскажу, попозже. Вот только хозяйку со снедью её уважим, а уж за чайком расскажу. Если есть Рай, то чтоб меня там так кормили! Бывал я на всяких там фуршетах, бизнес-ланчах, обедах и ужинах, едал кухню японскую, китайскую, итальянскую, греческую, французскую, турецкую и какую-то ещё. Один раз с руководством «Газпрома» сподобился спецзаказанные деликатесы поглощать. Но это же всё — просто харчи из забегаловки привокзальной, рядом с неприхотливым завтраком покровского лесника, ласковыми руками любящей жены приготовленным. Нет. Опять мастер слова не меньше Чехова требуется. «Сирену» помните? Не помните так перечитайте!

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

Изображение иконы Илья Муромец, Печерский, прп. #15731 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Илья Муромец, Печерский, прп. #15731 Эта страничка относится к разделу   Илья Муромец, Печерский, прп. Скачать или распечатать изображение 15731.jpg 399x640, 0.26 MPix, 141 Kb. 3.4x5.4cm @ 300DPI (5.1x8.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (414) , 1 (31) . в этом году (за прошлые годы с 2012-01-01) Происхождение изображения: Загружено 2012-01-01, анонимно. Описание: U.Mypoмeц.jpg Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Илья Муромец, Печерский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-15731

Ереси зародились в раннем христианстве, при земном обитании двенадцати святых апостолов, о чем писал апостол Павел ученику Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11). И корни ереси «жидовствующих» таятся в апостольской эпохе; а посему не случайно же, апостол Павел, даже будучи родом из обрезанных, советовал послушникам пуще иных остерегаться рукополагать во пресвитера и епископа обрезанных, суть иудеев: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:10, 11). Перед Крещением Руси иудеи склоняли русских к иудаизму; вспомним хрестоматийное из Карамзинской «Истории Государства Российского»: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, — ответствовали проповедники, — но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?— сказал Владимир;— мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества…» Крещенная Русь, признавая за евреями былую ветхозаветную богоизбранность, настороженно относилась к иудеями, ибо по «Новому Завету» кровь Спасителя мира на потомках, распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф. 27:23, 25). Хотя в мире к иудаизму склонилось иные царства-государства: по Ветхому Завету помним, что персидский царь Артаксеркс, благодаря жене Эсфирь, благосклонно относился к иудаизму. Позже под влиянием иудеев оказались Кордовский халифат и другие арабские страны на Пиренеях; подобное случилось и Хазарским царством. Исповедуя идеи мирового господства, иудеи не оставляли в покое и Древнюю Русь; вспомним набеги хазар, принявших иудаизм, на Русские Земли, – набеги, запечатленные в былине «Илья Муромец и Жидовин». На богатырской заставе Добрыня Никитич оповещает святорусских богатырей: … А как ехал в обороть из чиста поля, В тостом поле увидал ископыть великую,

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Илья Муромец. Русский богатырь силы и духа 27.10.2023 501 Время на чтение 22 минут Источник: Научно-исследовательский Центр проблем национальной безопасности «Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец…». Константин Аксаков Илья Муромец – один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплотивший в себе народный идеал героя-воина, народного заступника. Именно Илье Муромцу суждено было воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. В этом качестве Илья Муромец вошел в русский былинный героический эпос и, соответственно, в отечественную историю – историю Древнерусского государства. Илья Муромец – самый известный и самый загадочный персонаж русского героического эпоса. До 33 лет он просидел на печи. А потом, исцеленный старцами, которые еще и наделили его невиданной силой, защищал Русь от всякой нечисти. Имя богатыря известно благодаря народной памяти о нем. Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. По данным российских исследователей из 53 сюжетов героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них Так, в частности он фигурирует в таких былинах, как: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином» и многих других. При этом по каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню. Таким образом, очевиден легендарный образ русского богатыря Ильи Муромца. Тем не менее наши предки не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность. Не сомневаются в этом и историки, несмотря на то, что русские летописи не содержат упоминаний о нем. Одной из причин этого, очевидно является то, что далеко не все факты отечественной истории нашли свое отражение в летописях, да и с полным списком летописей по разным причинам, в том числе их утраты и уничтожения невозможно. В то же время отсутствие упоминаний Ильи Муромца в летописях вполне компенсируется освещением его жизни, деятельности и подвигов в древнерусском эпосе.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010