Житие и время кончины не известно. Мощи в Антониевой пещере, в затворе. Память общая с другими преподобными той же пещеры (Сергий, II, 254). 75. Преподобный отец Сергий постник Вероятно тот же, который обозначен в других списках под названием «послушливого». Жил в XIII веке. Житие не известно. Память 7 октября. Мощи в Антониевой пещере (Филарет, Р. Св., октябрь, стр. 25). 76. Преподобный отец Савва чудотворец Житие не известно. Ум. по всей вероятности в начале XIII века. Мощи в Антониевой пещере. Память 24 апреля (Сергий, II, 106). 77. Преподобные отцы Нектарий и Елладий Старец Нектарий, по свидетельству Кальнофойского, отличался постоянным послушанием. Память его 29 ноября. Преподобный Нектарий упоминается в каноне Печерским подвижникам. Оба в Антониевой пещере. Время их жизни не известно (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 303). 78. Преподобные отцы Иоанн и Феофил братья Родные братья, соединенные сердечною любовию от юности, просили преп. Марка гробокопателя приготовить им одну общую могилу. Иоанн умер прежде и по смерти его последовало чудо, описанное в житии блаженного Марка (см. выше, 70). Мощи их в пещере Антониевой. Память декабря 29. 79. Преподобный отцы Сергий и Еразм О первом из них ничего не известно. Сказание о преподобном Эразме, истратившем все имение свое на св. иконы Великой Печерской церкви, помещено в послании св. Симона к Поликарпу (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 51). Мощи в Антониевой пещере. Память 24 февраля. Время кончины около 1160 года (Филарет, Р. Св., февраль, стр. 138). 80. Преподобные Онисим и Матфей О преподобном Матфее ничего не известно, если только он не тот же Матфей прозорливый, о котором писано выше (см. 57). Мощи Онисима затворника в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 81. Преподобный Илия Муромец богатырь Мнение, что преподобный Илия, Муромский уроженец, по прозванию Чоботок, есть одно лицо с известным богатырем Ильею Муромцем, ничем не доказано. Кальнофойский говорит, что преподобный Илия жил за 450 лет до его времени, следовательно ум. около 1188 года, а богатырь был современником равноапостольного князя Владимира. В статье: «в каком веке жил Илья Муромец?» М.А.Максимович, между прочим, пишет: «на родине Ильи Муромца, в с. Карачарове, которое в нынешнем столетии принадлежало еще графу Разумовскому, а потом досталось графу А.С.Уварову, есть крестьяне Ильюшины, присвояемые в потомство славного богатыря. С такою же вероятностию может быть приписан ему в родню и дворянский род Чоботков, еще на моей памяти процветавший в Киеве» (Максимович, 1, 125, 128). Мощи почивают в Антониевой пещере. Память 19 декабря. Замечтально перстосложение правой руки мощей: три первые перста вместе протянуты, а два последние пригнуты к ладони» (Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 396). 82. Преподобный Исаакий затворник

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Церковное почитание святого Ильи Муромца в позапрошлом и прошлом столетиях ограничивалось лишь обычным упоминанием его имени в день памяти. В последние же десятилетия ушедшего ХХ-го и начала XXI века с возрождением местных святынь церковное почитание Ильи Муромца заметно вы росло. Однако, до сих пор икон Илии Муромца и мест почитания святого богатыря насчитывалось немного. Помимо Киево-Печерской Лавры, где почивают мощи Святого Илии, в 1998 г. в микрорайоне «Вербовский» округа Муром была освящена часовня во имя святого богатыря; в 1999 году Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, скульптор В.М. Клыков установил в городском Окском парке г. Мурома на высоком берегу Оки бронзовый памятник Илье Муромцу; в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был создан «Надгробный» комплекс святого Илии Муромца. Поэтому в 2015 году Международный фонд славянской письменности и культуры при поддержке православных христиан и просто хороших людей выступил с инициативой написания иконы святого воина, что и было осуществлено. В сентябре 2015 года был готов эскиз иконы. В ноябре 2015 года работа иконописца над образом была успешно окончена, а Муромское духовенство благословило освятить икону святого воина. На созданной иконе святой богатырь Илия Муромец изображен в воинском облачении (кольчуге и богатырском шлеме), с крестом на груди, мечом и щитом в руках. 26 декабря 2015 года представители Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры привезли икону в Муром. Чин освящения был осуществлен в этот же день в храме Спасо-Преображенского мужского монастыря, где находится саркофаг с частичкой мощей Преподобного воина Илии. Икона была доставлена в Москву и подарена Заиконоспасскому монастрыю. К сожалению, в 2016 году настоятель Заиконоспасского Мужского Монастыря Архимандрит Петр (Афанасьев) уже был болен и отошел ко Господу 11.04.2016 года. Поэтому дальнейшая деятельность, связанная с молитвенным служением пред иконой Преподобному Илии Муромцу были приостановлены.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/24/o_...

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII - XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. Предание об Илье Муромце как о богатыре было подтверждено медико-антропологическим исследованием святых мощей, которое проводилось в 1988-1990 годах. Исследование показало, что Илья Муромец был погребен в XI-XII вв., имел высокий для своего времени рост (177 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника, которое привело к перестройке организма. Экспертиза обнаружила несколько переломов ребер и правой ключицы, сквозную рану на левой руке, проникающее ранение груди (вероятно, копьем), которое, по всей видимости, послужило причиной смерти (в возрасте 40-55 лет). Был канонизирован как местночтимый святой в 1684-1690 годах, когда при киево-печерском архимандрите Варлааме установилось празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня . Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762 , 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. Тропарь Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших. Кондак Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

http://drevo-info.ru/articles/4646.html

Но такое явление было всегда – и в древности, и до революции. И в семинариях так было. Из них вышло много атеистов и революционеров. Дело в том, что человек живет на Земле по законам диалектики. Поэтому всякий тезис предполагает возникновение антитезиса. Если мы ребенка воспитываем в вере, то он обязательно должен, внутренне как бы, столкнуться с антитезисом – отрицанием Бога. И должен или утвердиться, или отойти от Него. Человек, имея дар богоподобной свободы, должен либо преодолеть этот антитезис, либо ему подчиниться. Это зависит от очень многих причин: помогут ли ему, сможет ли он сам, к чему будет его больше располагать внутреннее влечение и внешнее окружение. Это опять-таки невозможно предсказать. Очень часто бывает так, что ребенок, воспитанный в православной, религиозной семье, проходит через период отрицания веры, а потом еще больше укрепляется в вере и возвращается в Церковь. И я должен сказать, что у меня тоже такое было. Я не отходил полностью, но некоторое остывание веры у меня в определенном возрасте было. Это как раз было во время взросления, сразу после школы, может быть, в начале университета – период сомнений. Когда я учился на физическом факультете МГУ, вокруг звучало, что Бога нет. Я и учиться на физфак пошел, чтобы с полной ответственностью выяснить: наука доказала неправоту веры или не доказала. – Вы разобрались в этом, когда стали кандидатом физико-математических наук? – Нет, гораздо раньше. За короткое довольно время мне стало все понятно. – Почему же вы продолжали работать в науке? – Ну, наука интересная вещь. А в то время лучше, чем заниматься наукой, ничего нельзя было придумать. Поступить в семинарию было практически невозможно. Но я с детства хотел стать священником. И мне говорили разные старцы, что я им стану. Но сначала пришлось поработать в науке. – Кстати, по поводу искушений в детском возрасте. Недавно я разговаривал с мальчиком, который приехал в Москву с родителями из Украины. Он мне с восторгом рассказывал, что посмотрел все серии из художественного и мультипликационного фильмов о человеке-пауке, который «очень добрый, потому что спасал город Нью-Йорк». Но оказалось, что мальчик понятия не имеет о том, какой город спасал не фантастический, а реальный герой – русский богатырь преподобный Илия Муромец, нетленные мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Мальчик очень удивился, когда узнал, что Илия Муромец спасал его любимый город Киев – столицу Древней Руси. Наших детей и внуков планомерно и методично лишают знания отечественной истории, отрывают от корней, превращают в Иванов, не помнящих родства. Как мы можем этому воспрепятствовать?

http://pravoslavie.ru/28866.html

Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах — преподобный, память празднуется 19 декабря (1 января). По преданию отождествляется с героем русских былин. Илия Пророк библ. — один из самых почитаемых на Руси святых. Митрополит Питирим всегда подчеркивал, что первый на Руси храм был храм Ильи Пророка (упоминается в Лаврентьевской летописи в повествовании и договоре с греками 944 г.). Илия (Карам) — митрополит Гор Ливанских (Антиохийский патриархат). В настоящее время широко распространена легенда о том, что в начале Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия ушел в затвор, и, наложив на себя пост, 40 суток провел в молении о России в пещере. Ему было явление Божией Матери, Которая открыла, что пока власти России не снимут цепи и оковы с Церкви, до тех пор победы над врагом не будет. Митрополит Илия выполнил повеление Богородицы и передал Сталину Ее слова, после чего Сталин, будучи в безвыходном положении, ослабил гонения на Церковь. После войны Сталин сам пригласил митрополита Илию в Россию, где он был награжден Сталинской премией, от которой отказался. Документальные подтверждения этой легенды, возможно, существуют, но не обнародованы. Митрополит Питирим этой легенды не оспаривал, но от своих личных впечатлений не отказывался. Ильченко Мария Николаевна — преподаватель музыки. Иннокентий (Просвирнин) (1940–1994) — архимандрит С 1957 г. — сотрудник и близкий друг Митрополита Питирима. Был заместителем Митрополита Питирима в Издательском отделе. Весной 1993 г. в Иосифо–Волоцком монастыре на него было совершено нападение. После этого по состоянию здоровья находился на покое — последние месяцы жизни провел в Новоспасском монастыре в Москве, где скоропостижно скончался 12.06.2004. Похоронен перед алтарем Спасо–Преображенского собора Новоспасского монастыря. Иоанн — священник храма в Филипповском переулке на Иерусалимском подворье. Иоанн Богослов — апостол, евангелист. Иоанн (Максимович) (1896–1966) — архиепископ Западно–Американский и Сан–Францисский (Русская Православная Церковь Заграницей). Аскет, подвижник, молитвенник. В начале 60–х гг. подвергся травле по обвинению в финансовых преступлениях. В 1994 г. прославлен РПЦЗ в лике святых.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах — преподобный, память празднуется 19 декабря (1 января). По преданию отождествляется с героем русских былин. Илия Пророк библ. — один из самых почитаемых на Руси святых. Митрополит Питирим всегда подчеркивал, что первый на Руси храм был храм Ильи Пророка (упоминается в Лаврентьевской летописи в повествовании и договоре с греками 944 г.). Илия (Карам) — митрополит Гор Ливанских (Антиохийский патриархат). В настоящее время широко распространена легенда  о том, что в начале Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия ушел в затвор, и, наложив на себя пост, 40 суток провел в молении о России в пещере. Ему было явление Божией Матери, Которая открыла, что пока власти России не снимут цепи и оковы с Церкви, до тех пор победы над врагом не будет. Митрополит Илия выполнил повеление Богородицы и передал Сталину Ее слова, после чего Сталин, будучи в безвыходном положении, ослабил гонения на Церковь. После войны Сталин сам пригласил митрополита Илию в Россию, где он был награжден Сталинской премией, от которой отказался. Документальные подтверждения этой легенды, возможно, существуют, но не обнародованы. Митрополит Питирим этой легенды не оспаривал, но от своих личных впечатлений не отказывался. Ильченко Мария Николаевна — преподаватель музыки. Иннокентий (Просвирнин) (1940–1994) — архимандрит С 1957 г. — сотрудник и близкий друг Митрополита Питирима. Был заместителем Митрополита Питирима в Издательском отделе. Весной 1993 г. в Иосифо–Волоцком монастыре на него было совершено нападение. После этого по состоянию здоровья находился на покое — последние месяцы жизни провел в Новоспасском монастыре в Москве, где скоропостижно скончался 12.06.2004. Похоронен перед алтарем Спасо–Преображенского собора Новоспасского монастыря. Иоанн — священник храма в Филипповском переулке на Иерусалимском подворье. Иоанн Богослов — апостол, евангелист. Иоанн (Максимович) (1896–1966) — архиепископ Западно–Американский и Сан–Францисский (Русская Православная Церковь Заграницей). Аскет, подвижник, молитвенник. В начале 60–х гг. подвергся травле по обвинению в финансовых преступлениях. В 1994 г. прославлен РПЦЗ в лике святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, о котором складывались многочисленные былины 1 января. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память преподобного Илии Муромца, Печерского. Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях. С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Реконструкция облика преподобного Илии по черепу (метод Михаила Герасимова, выполнена С.А. Никитиным) Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Мощи преподобного Илии Печерского Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

http://pravmir.ru/pamyat-prepodobnogo-il...

Мощи преподобного Илии свидетельствуют о его доблестном воинском прошлом. Глубокая рана на левой руке, значительное повреждение левой области груди говорят, что это был удар копья, которое, пронзив прикрывающую руку, проникло в грудь воина. По всей видимости, именно вследствие тяжелого ранения оставил службу Илия и принял решение провести остаток жизни в иноческом чине. Его постригли в монахи в Феодосиевом монастыре, то есть в нынешней Киево-Печерской Лавре. В те времена это был вполне обычный путь для православного воина — сменить меч железный на меч духовный. Духовное сражение монаха за вечное небесное Отечество часто сравнивается именно с воинской битвой. Преподобный Илия — не первый и не последний воин, ставший в последние годы своей жизни иноком. Постриг Илии Муромца и его духовное возрастание приходились на время игуменства великого подвижника преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182). Преподобный Поликарп пользовался большим уважением у великого князя Ростислава Мстиславовича. Киевский князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Историки и агиографы отмечают, что одним из участников этих бесед вполне мог быть и бывший славный ратник преподобный Илия. В XIX веке ставилось под сомнение тождество святого Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика. Был определен возраст — 40–55 лет, также были выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. Преподобный Илия Муромец, Печерский, был канонизирован в 1643 году в числе шестидесяти девяти преподобных Киево-Печерской Лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В жизни этого подвижника как бы сочетались три пути к спасению. Первый — болезненность. Парализованный, он сиднем сидел тридцать лет, изначально имея наклонность к монашеству. Второй — ратный подвиг в битвах за народ православный, за что и воспели его в былинах. Третий путь — несение креста Христа ради: поступление Илии в Киево-Печерский монастырь уже ради подвигов иноческих. О том, что подвиги эти угодны были Богу, говорит то, что тело преподобного остается нетленным до дней нынешних. Почивает преподобный в Ближних пещерах, с ранением в левой руке и перстами правой руки, сложенными, как и положено православному: три первых перста вместе, а два последних пригнуты к ладони.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

Покой нам только снится - противостояние Добра и Зла продолжается. …Константин Малофеев, заместитель председателя Всемирного Русского Народного Собора, основатель телеканала Царьград ТВ: « Как при своей земной жизни Илья Муромец был славен многими победами над врагами Земли Русской, так после земной кончины он прославился множеством чудес. Главное же чудо, о котором мы молимся Святому Илии прямо сейчас, — это Небесная помощь сегодняшним русским воинам, его наследникам. Молимся и об освобождении в 2024 году Матери городов русских — древнего Киева. С его главной святыней — Киево-Печерской Лаврой, где почивают подлинно богатырские мощи Ильи Муромца. Его же молитвами, Господи, спаси, сохрани и воссоедини Землю Русскую!». Помолимся преподобному Илии Муромцу о наших защитниках Отечества и священниках, исполняющих свой гражданский и пастырский долг в зоне СВО и всех «горячих точках»: О, святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Мощи преподобного Илии Муромца На обложке: «Богатырский скок». Виктор Васнецов, 1914 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/svyato...

Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186 Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Сентябрь, 7 1186 Преподобный Илия Муромец, Печерский. Декабрь, 19 1188 Преподобный Тит, пресвитер Печерский. Февраль, 27 1190 Преподобный Варлаам Хутынский. Ноябрь, 6 1192

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010