Как пишет преподобный Исаак Сириянин: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть — и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лестница того царствия внутри тебя сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха — и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить». Как видно из слов прп. Исаака, наличие способности внутреннего зрения предопределяет возможность спасения души человека через покаяние. Спаситель говорит: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11, 34-36). Здесь Господь говорит о невещественном теле души и способности видеть ее одеяние — или в грязь страстей и пристрастий, или в красоту добродетелей: любви, веры, смирения и т. д. И если внутреннее «око чисто», если человек умеет видеть появляющиеся на одежде души его пятна греха, то он будет иметь возможность наиболее глубокого покаяния, а через покаяние — очищения и преображения. При «худом» же оке, т. е. внутренней слепоте, у человека нет возможности видеть пятна греха на одежде души. Отсюда нет и возможности покаяния. Следует, впрочем, оговориться, что развитие внутреннего зрения есть лишь медленный процесс, как и весь процесс преображения «внешнего» человека во «внутреннего». Иначе душе человеческой было бы даже худо при внезапном полном просветлении внутренних очей. Об этом так говорит подвижник благочестия И. И. Троицкий: «Не вдруг открывает Господь грехи человека ему самому: иначе он от страха не вынес бы и умер». Важнейшим условием для приобретения способности внутреннего зрения — очей сердца — является, по словам прп. Варсонофия Великого, наличие в человеке нищеты духа и смирения. Он пишет одному из своих учеников: «По силе внутреннего человека трудись над тем, чтобы смирить свои помыслы, и тогда Бог откроет очи сердца твоего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Когда Иисус шел в город Наин, то увидал, что из городских ворот вынесли умершего юношу, который был единственный сын у матери. Господь подошел к гробу и сказал: «юноша, встань!» Мертвый в ту же минуту поднялся и начал говорить. Раз Иисус шел, окруженный множеством народа. Одна женщина, двенадцать лет страдавшая тяжкою болезнью, протеснившись сзади к Иисусу, прикоснулась к краю одежды Его в твердой надежде, что от этого прикосновения она выздоровеет. И действительно, она тотчас же получила исцеление, а Иисус, обратившись к ней, сказал: «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» Находясь в пустынном месте, Иисус учил народ, который слушал его так внимательно, что целый день не принимал пищи. Когда день склонился к вечеру, то Спаситель приказал ученикам накормить народ. Ученики отвечали, что у них всего пять хлебов и две рыбы. Иисус воззрел на небо, благословил и преломил хлебы, разделил рыбы и велел ученикам раздавать всем присутствовавшим. Народу было около пяти тысяч, кроме женщин и детей; все насытились, и остатков собрали двенадцать коробов. После того ученики Его сели в лодку и отправились на другую сторону озера, а Иисус остался и, отпустив народ, пошел на гору помолиться. Между тем настала ночь, поднялась буря и захватила учеников на середине озера. Перед рассветом Иисус пошел к ним по воде. Ученики, приняв Его за привидение, испугались; но Господь успокоил их, сказавши: «это Я.» Петр отвечал: «Господи! если это Ты, вели мне придти к Тебе по воде.» Иисус сказал: «иди.» Петр вышел из лодки и пошел по воде; но испугался ветра и волнения и стал тонуть. «Господи, спаси меня!» закричал он. Господь протянул к нему руку, и как только вошли они в лодку, ветер утих. Преображение Господне Незадолго до последнего путешествия Своего в Иерусалим, Иисус объявил Апостолам, что Ему предназначено много пострадать, а потом умереть за спасение рода человеческого. Поэтому, чтобы во время страданий и смерти Спасителя Апостолы не перестали в Него веровать, как в Сына Божия, Он решился показать им славу Свою. Взявши с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Он взошел с ними на гору Фавор и начал там молиться. Вдруг, лицо Спасителя просияло как солнце, и одежда Его сделалась блистающей как снег. В эту минуту явились Моисей и Илия, светлое облако сошло на них, и оттуда слышен был глас: «сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение, Его слушайте.» Апостолы при этом пали на землю, Иисус приступил к ним и сказал: «встаньте и не бойтесь; не сказывайте никому, что видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.» Преображение Господне празднуется 9 августа. Воскресение Лазаря

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. - С. 83-84. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. - С. 196-204. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Иер. 17:10: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: « Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: « Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Комментарии ( 4): 11 ноября 2011г. 19:54   Прогресс, не создающий регресс (разрушение), это изучение закона Божьего, т.е. есть стяжание души своей, это наука из наук! Это небесная наука! Это наука наук, сообщенная человеку Богом!   Видимо можно сказать   «Ноева – Башня 2» исходя из следующего: 1.Академик Ю. Лопухин: Работы по генетическому шализу различных хромосом обещают быть закончены в ближайшее время. 100 тысяч генов будут точно локализованы-деинтифшшрованы.... инструмент для дискриминационных актов опорочивания или возвеличивания людей, расе и народов.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Немного позднее, когда Господь запретил им разглашать о видении на горе преображения, «доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых», они удержали, это слово и спрашивали друг друга, что значит воскреснуть из мертвых. Делом учения и жизни Христа до самой смерти было воспитание учеников в правильных понятиях о духовном воскресении, – о смерти и воскресении: к этому направлялись Его позднейшие беседы с учениками, в этом было значение для них Его смерти. Вера в уничиженного Сына Божия и внешние мессианские ожидания были соотносительными душевными силами: крепость и рост одной истощали другую. И Господь Иисус отверг прекословие Петра с той же силою, с какою ублажил его веру. И как веру Он назвал откровением Отца, так и человеческое отвращение к уничижению Он назвал сатанинским соблазном. Выразительно взглянув на учеников, Он сказал Петру: «отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Затем подозвав народ с учениками Своими, Он стал говорить им, что в основе сатанинского соблазна лежит привязанность к земному, тогда как духовная жизнь требует от человека полного самоотречения, потери самой души, самой внешней жизни. Он говорил о кресте и самоотречении всему народу с учениками Своими, но Его слова иначе звучали для учеников, чем для народа... § 41. Преображение С событием при Кесарии находится в тесной связи преображение Господа, на что указывает уже отмеченный всеми тремя евангелистами, повествующими о событии преображения, промежуток времени, протекший от исповедания и прекословия Петра до преображения. Внешним переходом от одного события к другому служат слова Господа Иисуса, которыми закончилась Его беседа при Кесарии. Предрекая о Своих страданиях в Иерусалиме и призывая учеников к самоотречению, Он сказал: «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца, и святых ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие, пришедшее в силе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом… А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68. 4-5, 21-22, 30; ср.: Пс 21. 7-9; 41. 11; 87. 2-10). У мн. пророков предсказываются конкретные кенотические события в жизни Мессии: «...тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих 5. 1); «...отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах 11. 12-13). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в ВЗ прообразуют буд. уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: убийство Авеля (Быт 4. 8), жертвоприношение Исаака (Быт 22. 1-18), продажа в рабство Иосифа (Быт 37. 28), жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, страдания праведника Иова и др. Новозаветные свидетельства о К. В НЗ формы глагола κενω используются 5 раз (Рим 4. 14; 1 Кор 1. 17; 9. 15; 2 Кор 9. 3; Флп 2. 7), но именно цитата Флп 2. 7 является ключевой для понимания христ. учения о К. Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Новозаветные свидетельства о К. Христа согласуются с предсказаниями ветхозаветных пророков. Согласно Евангелию , божественное достоинство Иисуса Христа было сокрыто под образом страждущего человека, а вся Его земная жизнь являлась смирением и чередой страданий: Он родился в пещере для скота, потому что для Его Матери, ожидавшей рождения Богомладенца, не нашлось места в гостинице в Вифлееме (Лк 2. 5-7); вырос в бедной семье плотника в послушании у родителей (Лк 2. 51); принял крещение от св. Иоанна Предтечи , желая совершить определенное Богом (Мф 3. 14-15); не имел земного богатства и славы и, совершая служение ради людей, «не имел, где преклонить главу» (Лк 9. 58; ср.: 2 Кор 8. 9); творя чудеса для других, не пользовался божественной силой для Себя (Мф 26.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Но, вознесшись, ХРИСТОС И ВСЮ ТВАРЬ, – даже неодушевленную, – возвратил в потерянное состояние, и даже возвел в лучшее, более прославленное… Мир был в ужасном рабстве – теперь освободился во славу Божию: – От работы идольския, – говорится в богослужении, – тварь избавивша и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем и Тебе превозносим уже во вся веки (тропарь 8-й песни 1-го канона праздника). Очевидно, что здесь разумеется пророчественное и глубокое слово апостола Павла о плодах дела Христова: – Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (по благодати то есть людей); потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее, то есть падшего царя твари, человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (то есть разрушению, стихийным бедствиям, исчезновению, – дерево гниет, солнце темнеет, звезды «умирают», превращаясь в пустыню, болезни и так далее) в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:18–21 ). Во Христе это уже совершилось: по воскресении Он вкушал, но пища обращалась в Нем, конечно, в «духовное» состояние ( 1Кор. 15:44 )… Вознесся в одежде, но и она прославилась, еще во время преображения засияла… Земля отказалась от закона тяготения, ибо Господь вознесся вопреки силе этого закона… Но так как всё связано с человеком, – а он еще будет исправляться, – то тварь не ждет до последнего «вознесения» всего человечества… Тогда будет уже «новое Небо и новая земля», которых мы, говорит очевидец преображения, воскресения и вознесения апостол Петр, по обетованию Его ожидаем. Там правда живет ( 2Пет. 3:13 ). А потому, заканчиваем с Ним, ожидая сего, потщимся явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением для себя… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения; но возрастайте во благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:14–15, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но и Моисей и Илия, и особенно Моисей, который был душою, не сопряженной со своим телом, как могли они быть видимы и прославлены чувственным светом? Ибо, «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк. 9, 31 ). Как же опознали их апостолы, никогда не видевшие их раньше, если только не силою этого Света, раскрывающей их ум к познанию? ...Веруя же так, как мы были научены теми, которые были просвещены Христом, то есть теми, которые одни и обладают совершенным знанием, прекрасно веруя так, как были научены, и постигая тайну Господнего Преображения, пойдем к сиянию этого Света и, возжаждав красоты неизменной славы, очистим очи ума (души) от земных скверн. Презрим все приятное и заманчивое, что не прочно; что хотя и представляется сладким, но доставляет вечную муку; что хотя бы и способствовало красоте тела, но душу облекает в безобразную одежду греха, из-за которой, будучи связан по рукам и ногам, тот, кто не имел одежды нетленного соприкосновения (со Христом), извергается в огонь и тьму кромешную. Да избавимся все мы от этой одежды греха осиянием и познанием невещественного и присносущного Света Господнего Преображения, во славу Его и Безначального Его Отца и Животворящего Духа, сияние и Божество Которых, и слава, и Царство, и сила неизменны ныне и присно и во веки веков. Аминь. Омилия 35 На Преображение Господне (В полное название Омилии 35 входит также следующее: «В ней доказывается, что хотя божественный свет, бывший при Преображении, и был несозданным, однако он не есть Существо Божие») ...Итак, рассмотрим снова прежде рассмотренные евангельские слова и прибавим к ним остальные, чтобы насытиться заключающимся в них смыслом и всецело стать причастниками божественного вдохновения. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце» ( Мф. 17, 1–2 ). Вот ныне время благоприятное: ныне день спасения, братие, день божественный и новый и вечный, не разделяемый на промежутки времени, не возрастающий и не убывающий, не обрываемый ночью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Ныне мы воспоминаем и празднуем славное Преображение пречистой плоти Господа нашего Иисуса Христа. Преображение это было при трех земных свидетелях – при апостолах Петре, Иакове и Иоанне. Иисус Христос по обычаю взошел на гору помолиться, как человек, Отцу Небесному. В то время, как Он молился, Божество Его вдруг просияло чрез тело Его: лицо Его сделалось светло как солнце, а одежды Его от внутреннего света Божества и от света тела – стали белы как свет – так белы, что никакой белильщик не в состоянии так убелить их. Явились Моисей и Илия, древние великие пророки; они говорили с Господом. О чем же они говорили? – Говорили о страданиях, которые Спаситель рода человеческого имел претерпеть ради спасения нашего в Иерусалиме. Глаголаста же исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме ( Лк. 9:31 ). Апостол Петр, увидев в такой славе Господа и пророков, сказал Господу: Господи, добро есть нам зде быти; если хочешь, мы сделаем здесь три сени (палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии ( Мф. 17:4 ). Еще он говорил, как светлый облак осенил их, и вот из облака слышится голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте ( Мф. 17:5 ). Глас был от Бога Отца» 213]. «Братия! Господу Иисусу Христу надо было пострадать за нас и быть до того поруганным и уничиженным, что, если бы ученики Его прежде страданий Его не были утверждены» 215]. Мф.17:6 . «И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.» Мф.17:7 . «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» " 6–7. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Каждый раз, когда люди слышат глас Господень или ощущают присутствие Божие, они приходят в ужас. Да, страшно, когда Владыка твари говорит с нею» 77]. «Услышав божественный глас, ученики Господни пали ниц и сильно убоялись. Господь подошел к ним, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь ( Мф. 17:7 ). Они возвели взор свой: не было уже никого, кроме Иисуса Христа. Когда стали сходить с горы, Господь сказал им, чтобы они никому не говорили о видении дотоле, пока Он воскреснет из мертвых» 214].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О других же апостолах можно судить по лаконичному и выразительному замечанию у Марка 10, 32 : «когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, и они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Непосредственно за беседой на пути в Кесарию Филиппову, согласно всем трем синоптикам, следует Преображение, которое есть уже приготовление к Голгофе, в некотором роде предварительный внутренний итог земного пути Спасителя: в ответ на исповедание веры, произнесенное Петром, некоторым из них, (т. е. трем, дается «не вкусить смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в царствии Своем» ( Мф. 16, 28 – Мр. 9, 1 – Лк. 9, 27 ). С горы Преображения, чрез славный вход в Иерусалим, путь лежит на Голгофу. Преображение, вместе с торжественным входом в Иерусалим, было ответом Господа на исповедание веры всех учеников, произнесенное устами Петра, оно явилось предварением грядущей славы Его и, стало быть, предварительным оправданием веры. Но и в своем непосредственном ответе Господь хочет запечатлеть в уме учеников, в этот критический и поворотный для их развития момент, их конечное высокое призвание, еще смутно рисовавшееся им в тумане иудейских национальных мечтаний и человеческих слабостей. Это призвание – быть служителями и основанием Церкви Христовой. Определению этого призвания и служат слова Господа, непосредственно обращенные к Петру, но относящиеся ко всем двенадцати. В этих торжественных словах и видят обычно установление «примата» Петрова. Попытаемся, в связи с предыдущим, понять их значение. IV «И я говорю тебе: ты – Петр (Πτρος) и на сем камне – Петре (πτρα) Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». ( Мф. 16, 18–19 ). Интересно, что в Евангелии Марка, имеющем наибольшую связь с Петром, эти слова отсутствуют, также как и в Евангелии Луки, Этот текст в римском богословии считается устанавливающим примат юрисдикции, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О том, как слушать Бога 18.08.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Преображение Господне Слово на Преображение Господне Господь взял с Собой на гору Фаворскую трех Своих лучших учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Все трое сподобились быть в присутствии Божием. В сиянии света они видят рядом с собой Моисея и Илию. Эти два великих столпа представляют всю долгую историю Ветхого Завета. Но в присутствии Божием прошлое становится настоящим, ибо тысяча лет в очах Господа — как один день. Петр, Иаков и Иоанн не видят Бога. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Невозможно увидеть Его простым человеческим зрением. Но они видят славу преобразившегося Христа. Они несомы чудесным потоком Божественной жизни. Они не видят Бога, но они находятся в Его присутствии. Глас Отца Небесного обращен к ним: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Ежедневная молитва Богоизбранного народа, которую каждый день произносили апостолы Петр, Иаков и Иоанн начиналась этим восклицанием: «Слушай, Израиль. Господь есть Бог единый. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всею крепостью твоею». Новая заповедь, которую получили апостолы Петр, Иаков и Иоанн начинается также с призыва внимать Богу: «Его слушайте». Слушайте Его — Того, Кто преобразился перед вами. Слушайте Его, ибо Он больше пророков и патриархов, больше Моисея, и Илии, и Авраама. Он — Сын Божий. Что сказать нам на это? Мы слушаем, как Христос говорит: «Блаженны нищие духом». «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». «Больший из вас да будет всем слуга». «Прощайте, как Отец Небесный прощает вам». «Не бойтесь убивающих тело». «Нет больше любви, чем кто душу положит за друзей своих». Христос говорит. Никто никогда не говорил так, как Он. И никто никогда не будет так говорить. Жизни земной и вечности не хватит, чтобы, сидя у ног Господа, как Мария, сестра Лазаря, и как другая Мария, Пречистая Его Матерь, слушать каждое слово Его, слагая в сердце своем. Христос говорит, но Он также живет, жизнью Своей являя, что значат Его слова. И ради того, чтобы мы все услышали, что Он говорит, Он идет умереть.

http://moral.ru/о-том-как-слушать/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010