– Прежнее небо и прежняя земля прошли. И моря уже нет больше ( Откр. 21:1 ). – Я увидел град святой Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба (ст. 2). – Это – скиния Божия с человеки, и вселится с ними (ст. 3). – Се творю все новое (ст. 5). Иерусалим весь – из драгоценных камней. Храма же не видел в нем. Да и зачем он? Ибо Господь Бог Вседержитель – храм ему есть и Агнец (ст. 22), то есть Иисус Христос. И не требуется также «ни солнца, ни луны», ибо Слава Божия просвещает его, и светильник его – Агнец (ст. 23). Ясно, что ночи не будет там (ст. 25). От престола Божия и Агнчего протекает «река воды живой» ( Откр. 22:1 ), то есть благодать Божия. Узрят лице Его, и имя Его на челах их (ст. 4). И святые воцарятся во веки веков (ст. 5), ибо ничему нечистому места там нет: – Боязливым (то есть не проявившим мужества веры, исповедничества, подвига), неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чародеям, идолопоклонникам, лжецам – им место в огненном озере (ст. 15) вне Бога: это есть смерть вторая ( Откр. 20:14 ), то есть окончательная. Царство Божие и Царство Христово – одно и то же. Преобразившийся Господь Иисус Христос и есть Царство Божие, или – в славе Царства, или Царство Божие, проявившееся во Христе. Это, по существу, очевидно; и текст Слова Божия устанавливает с точностью. У евангелиста Матфея написано: Истинно говорю вам, что некоторые из здесь стоящих не увидят смерти (то есть еще прежде смерти), как увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (И тотчас идет речь о преображении; Мф. 16:28 .) А святой евангелист Марк, писавший со слов самого апостола Петра, говорит: как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Святой евангелист Лука просто говорит: как уже увидят Царство Божие ( Лк. 9:27 ). Итак, очевидно, что ЦАРСТВО БОЖИЕ, проявившееся «в силе», – и есть слава, блаженство, прославление, преображение, Царство в Преобразившемся Христе. Подобно Ему просветятся яко солнце и все праведные, хотя и в разной степени ( Мф. 13:43 ). Это царственное преображение распространится после Страшного суда не только на человека, но и на тварь, на всю природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Преображение Господне Особое место среди чудес Иисуса Христа занимает Преображение – когда «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф.17:1–5 ; ср.: Мк.9:1–7 ; Лк.9:28–35 ). Преображение Господне. Икона. Россия. Конец 15 века Благодаря этому чуду ученикам Христа было явлено Его Божество, скрытое под завесой человеческой плоти. Была особым, видимым образом явлена слава Божия, пребывающая в Иисусе. Был явлен свет, которым Иисус обладает по Своей Божественной природе 32 . По учению святителя Григория Паламы (XIV в.), свет, который созерцали ученики на горе Преображения, не был обычным физическим светом: это было особое действие Божие, через которое Бог являет Свое присутствие. Божественный свет изменяет и преображает человека, «и созерцавшие его видели его не просто чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа» 33 . Притчи Иисуса Христа Иисус предстает в Евангелиях как Учитель – странствующий проповедник, переходящий из одного города в другой и говорящий людям о Царствии Божием. В Своей речи Иисус часто прибегал к образам, сравнениям, заимствованным из повседневной жизни или из мира природы. Его речь была яркой, красочной, поэтичной. Многие Его поучения имеют форму притч – кратких рассказов, в которых при помощи метафоры (сравнения) передаются те или иные духовно-нравственные истины. Евангелия содержат более тридцати таких притч. Использование притчи в качестве основной формы передачи духовно-нравственных истин было настолько характерным для Иисуса, что евангелисты специально отмечали: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» ( Мф.13:34 ); «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им...» ( Мк.4:33–34 ). Когда Иисус переставал говорить притчами, это даже вызывало удивление: «Вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» ( Ин.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Происхождение службы    В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов    Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника    Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй — хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее — как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17:1-9), Марк (Мк. 9:2-9) и Лука (Лк. 9:28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5).    Учители Церкви, разлагая это событие на части, в каждой из них находят назидательные наставления для христианина. Заметим главные мысли. Намерением, говорят они, при этом было то, чтобы: 1) показать вечное Божество Иисуса Христа и Его равночестную Богу Отцу славу; 2) чрез это возбудить веру и любовь к Нему и 3) желание чистоты и святости, как необходимых для участия в Его славе. «Мы же все, — говорит апостол, — открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Частнейшей целью Преображения было то, чтобы самовидцев-апостолов приготовить к созерцанию страданий Спасителя, то есть чтобы они пребыли непоколебимы в вере и любви к Нему, несмотря на крайнее Его уничижение, которому Он скоро должен был подвергнуться./Да егда Тя узрят распинаема/, — воспевает Церковь, —/страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние/. Посему-то Моисей и Илия, «явившись во славе... говорили об исходе Его (Иисуса Христа), который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Слово на Преображение Господне) (1949) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Незадолго перед Своими крестными страданиями Господь наш Иисус Христос взял ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел их на высокую гору, где и преобразился, представ пред ними в сопровождении святых пророков Моисея и Илии и воочию явив славу Своего Божества, выразившуюся в блистательном сиянии. Лик Господа просиял паче солнца, и одежды Его сделались белы, как снег. Сияние Божества было настолько сильным, что апостолы не могли смотреть на Него и в страхе пали на землю. В то же время чувство лицезрения Преображения Господня было для них настолько прекрасным, что святой апостол Петр от лица всех сказал Господу: Наставнице, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии ( Лк 9, 33 ). В это время облако осенило их, и был слышен глас из облака: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф 17,5 ). Господь преобразился перед учениками, чтобы показать им, что Он есть Тот, Кто в древности беседовал с пророком Моисеем на горе Синай. Он преобразился перед ними и для того, чтобы накануне предстоявших Ему крестных страданий еще более убедить и укрепить их в вере в то, что Он и есть подлинно Сын Божий, есть истинный Господь, истинный Бог. Явившиеся во время Преображения Господня на Фаворской горе – в предстоянии Ему, – святые пророки Божии Моисей и Илия беседовали с Господом об Его исходе, который надлежало совершить Ему в Иерусалиме, об ожидавшем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Преображение должно было уверить учеников в том, что Христу непременно нужно пострадать, быть распятым, умереть, воскреснуть и вновь войти в славу Свою. Преображение Господне должно было влить бодрость в сердца апостолов – Петра, Иакова и Иоанна, «яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, да, видевше чудеса Твоя, не устрашатся Страданий Твоих» (стихира на «Господи, воззвах» праздника Преображения]. Небесный же глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой... обращенный тогда к апостолам, обращен и ныне, по сути, ко всем, носящим имя Христово. Ведь всем нам следует преображаться в ярких животворных лучах света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа – Его слушать...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь Преображения Господня 12 февраля, 2012 Преображение Господня — это праздник, напоминающий нам о дне, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа во всей Божественной славе. Этот праздник нередко называют «Яблочным Спасом». Откуда пошла эта традиция? В теплых странах праздник Преображения Господня выпадает как раз на те дни, когда собирают урожай винограда. В благодарность Господу люди приносили урожай в храм, чтобы наполнить его благоуханием и красотой. Но в России виноград растет далеко не везде, климат суров, поэтому вместо винограда христиане освящают яблоки. Есть даже молитва «На освящение начаток овощей (плодов)». Читайте также — Преображение Господне 19 августа в 2020 году Но разве может Господь преобразиться? Что это значит? В земной жизни Иисус Христос выглядел как обычный человек. Многие так и не узнали в Нем Мессию. Каким Иисус предстал перед Своими учениками? «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).» Господь буквально явился апостолам во всей Божественной славе и в сиянии Божественного света. Эти события происходили на горе Фавор. Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. На вершине этой горы в наши дни находятся сразу два монастыря: православный и католический. Православные христиане празднуют Преображение 19 августа по новому стилю (6 августа по старому стилю). В этот день поется Тропарь Преображения Господня. Тропарь, глас 7: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/показавый учеником Твоим славу Твою,/якоже можаху,/да возсияет и нам, грешным,/свет Твой присносущный/молитвами Богородицы,//Светодавче, слава Тебе. Тропарь Преображения Господня. Аудио Аудиоплеер Кондак, глас 7: На горе преобразился еси,/и якоже вмещаху ученицы Твои,/славу Твою, Христе Боже, видеша,/да егда Тя узрят распинаема,/страдание убо уразумеют вольное,/мирове же проповедят,//яко Ты еси воистину Отчее сияние.

http://pravmir.ru/tropar-preobrazhenija-...

Через шесть дней (или через восемь, если считать также день исповедания и день Преображения, как это, видимо, делает евангелист Лука – см.: Лк. 9: 28 ) после исповедания апостолов у кесари Филипповой ( Мф. 16: 15–19 ) и первого явного предупреждения учеников о грядущих страданиях Христа произошло Преображение Господне – явление славы Христовой. Слава Христа как Сына Божия уже открывалась ученикам в Его чудесах и учении, но Преображение – это единственный раз до Воскресения Христова, когда ученики увидели неприкровенное явление славы Сына Божия. Об этом рассказывают евангелисты Матфей, Марк и Лука и свидетельствуют два очевидца Преображения – апостол Иоанн Богослов: «…и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1: 14 ) – и апостол Петр: «…быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр. 1: 16–18 ). Преображение предвосхищает Второе Пришествие Христово, которое, в отличие от Первого, будет явлением Христа во славе. Иисус взял трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых – и поднялся на высокую гору (по Преданию – на Фавор), чтобы помолиться. Утомленные ученики вскоре заснули, но, когда проснулись, увидели, что во время молитвы Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как свет ( Мф. 17: 2 ), и блистающими, как снег ( Мк. 9: 3 ). Во время Преображения Господня произошло явление двух ветхозаветных праведников – законодателя Моисея и пророка Илии, также явившихся во славе и беседовавших со Спасителем о страданиях, которые Ему надлежало перенести в Иерусалиме. Апостолы пробудились, застав конец беседы, и, как все евангелисты отмечают, устрашились увиденного. Необычайность видения славы Христовой и явления пророков так поразила Петра, что он воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи 256 : одну Тебе, одну Моисею и одну Илии…» ( Лк. 9: 33 ) (апостолы Марк и Лука отмечают, что Петр не понимал, что говорит, желая Иисусу остаться на горе в явлении Царства и не страдать).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Шестой день. Поучение 1-ое. Преображение Господне. (Уроки из празднуемого события: а) спеши ко И. Христу и Он успокоит тебя и сделает тебя счастливым; б) средство жить в мире и любви). I. Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т.е. явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал И. Христу: Господи! хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. Но когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и когда они оказались в облаке, то страх напал на них. И вот из облака исшел голос Бога Отца, говоривший: « «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»«. Услышав голос сей, ученики очень испугались и пали на землю. Иисус, пришедши, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже более не видели, кроме одного Иисуса в Его прежнем виде. На другой день, когда сходили они с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать кому-либо о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых ( Матф. 17, 1–9 ; Марк. 10, 2–9 ; Лук. 11, 28–36 ). II. а) Отчего, братие мои, апостолу Петру вдруг так стало хорошо на горе, что он и не знал, как выразить свою радость, – навечно там бы остался, поселился он? Это оттого, что во время преображения от Иисуса Христа сиял необыкновенный свет, свет божественный; и апостолы, сколько вместить могли, наслаждались сим светом. Так и всегда бывает при свете божественном. При нем везде хорошо: и во мраке светло, и в одиночестве весело. Тяжело бывает иногда нам в жизни, при разных нуждах и опасениях, при бедах и болезнях, при трудах и лишениях; спеши всякий труждающийся и обремененный к Иисусу сладчайшему, и Он упокоит тебя. При Иисусе сладчайшем мы можем быть всегда веселы, покойны, всем довольны, горе всякое забудем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Апостолы-свидетели исполнили заповедь Своего Учителя. И тии умолчаша, и никому же возвестиша в тыя дни ничесоже о тех, яже видеша ( Лк.9:36 ). Но по воскресении Спасителя из мертвых проповедь о преображении Его стала не только устно передаваться, но и записана в Евангелии. Апостол Петр в своих посланиях указывает на него, как на свидетельство о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. «Мы возвестили вам, пишет он, силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр. 1:16–18 ). Мы слышали, увещает апостол, и вам поведаем. Для чего? Чтобы вы познали, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго, уверовали в Него и чрез то душу спасли. Внушение апостола относится и к нам. Мы веруем и исповедуем, что Иисус Христос, будучи Сыном Бога Отца, стал и человеком нас ради и нашего ради спасения. Мы именуемся именем Его. Мы знаем, что нет иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Посему, что читаем и слушаем о делах и событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, из того хотим и поучаться. Так чему же поучает нас благовестие о преславном преображении Спасителя? Первее всего отрадно для нас слышать о силе молитвы. По молитве и во время молитвы Иисус Христос преобразился. Молитва производит поистине дивные преображения и в людях. Вспомни о древних молитвенниках. Вот праведный Энох за молитвы взят живым на небо. Моисей-пророк, верный Божий раб, за молитвы сподобился дара чудотворений и удостоился от собеседования с Богом получить чудесный отблеск Божественной славы на лице своем. Пророк Илия силою молитвы небо затворял и отворял и живым взят на небо. Не достало бы нам и времени указывать вам всех древних и позднейших молитвенников, в которых молитва производила дивные перемены, преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 августа Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил . Лк.9:33 Такими словами святой апостол Петр выразил свой духовный восторг под действием Божественной славы Спасителя нашего Иисуса Христа, преобразившегося перед Своими учениками на горе Фавор. Что же пережил он в это время вместе с двумя другими апостолами – Иаковом и Иоанном? На этот вопрос не только мы, грешные, но и сами апостолы не могли бы дать ответа. На языке человеческом нет слов для выражения духовного блаженства, которое испытывает человек под действием благодати Божией. Никакая земная радость, никакое временное счастье не может сравниться с блаженным состоянием духовного единения человеческой души и Бога. Святой апостол Павел говорит о себе, «что он был восхищен до третьего неба, в рай, и слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:4 ). Он сам не мог дать себе отчета в том, что он пережил, что перечувствовал. " Знаю, – говорит он, – человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). Так и святой апостол Петр в состоянии духовного блаженства от лицезрения Божественной славы преобразившегося Господа только и мог сказать: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» ( Лк.9:33 ). Что же, собственно, значат эти слова, как их понять? На этот вопрос святой евангелист Лука отвечает так: «не зная, что говорил», то есть апостол Петр сам не знал, что говорил. Никогда он в своей жизни не переживал такого возвышенного отрадного чувства, которое теперь охватило все его существо. И это исключительное, никогда прежде не испытанное состояние духовного восхищения и блаженства настолько было сильно, что вытеснило из его сознания все другие потребности и желания, кроме одного, чтобы это блаженное состояние было постоянным, чтобы оно никогда не прекращалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010