Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС принял участие в конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» 16 сентября 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион принял участие в конференции Синодальной библейско-богословской комиссии «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», которая состоялась в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. В конференции участвуют члены Синодальной библейско-богословской комиссии, представители духовных школ Русской Православной Церкви, профессорско-преподавательского состава вузов, иерархи и клирики Украинской Православной Церкви, гости из Поместных Православных Церквей. Выступая перед слушателями  с докладом , митрополит Иларион, в частности, подчеркнул, что православное вероучение, опираясь на Евангелие, говорит о единстве и единственности Церкви, и ставит это свойство первым в ряду ее свойств. «Всякая угроза единству Церкви есть угроза Телу Христову, в котором все верующие объединены одной верой, Евхаристией и Своим Главой – Иисусом Христом», – отметил председатель ОВЦС. – Именно поэтому наиболее трагичными событиями в истории Церкви являются расколы, в которых нарушается заповеданное Христом единство, утрачивается единомысленное пребывание в вере, прекращается единение вокруг евхаристической Чаши, нарушается апостольское преемство иерархии, а в Теле Христовом возникает глубокая рана». По мнению иерарха, в истории Церкви найдется немало примеров того, как деяния отдельных ее членов приводили к трагическим разделениям, последствия которых  ощущаются до сих пор.

http://mospat.ru/ru/news/88042/

Ректор РПУ: готовим православных светских специалистов С какими проблемами пришлось столкнуться коллективу РПУ и каким вуз стал сегодня, рассказал его ректор игумен Петр (Еремеев) 22 июля, 2015 С какими проблемами пришлось столкнуться коллективу РПУ и каким вуз стал сегодня, рассказал его ректор игумен Петр (Еремеев) Пять лет назад по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению попечительского совета игумен Петр (Еремеев) был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. О том, что изменилось в этом высшем учебном заведении за последнее время, с какими проблемами пришлось столкнуться коллективу и каким вуз стал сегодня, РИА Новости рассказал сам ректор. — Отец Петр, как и почему именно вы были назначены на должность ректора Православного института святого Иоанна Богослова? — До назначения ректором института я пять лет служил на Дальнем Востоке, где моей задачей было под руководством правящего архиерея архиепископа Марка обеспечить строительство комплекса зданий духовной семинарии Хабаровска, а также провести процедуру лицензирования, в том числе впервые в стране и по государственным-образовательным стандартам. Эту миссию мы успешно выполнили, и по завершении командировки я поступил в распоряжение учебного комитета Русской православной церкви. Тогда я думал, что моя дальнейшая деятельность будет проходить в Московской духовной Академии или учебном комитете. Однако неожиданно я получил указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла об определении на должность ректора Православного института святого Иоанна Богослова. 21 мая 2010 года я был приглашен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископом Зарайским Меркурием в здание гуманитарного корпуса института на Чернышевского, где познакомился с преподавателями и студентами института. Тогда же мне были вручены все необходимые документы и я приступил к своим новым обязанностям. Несмотря на то, что специфика моей работы до этого назначения хотя и косвенным образом, но имела соприкосновения с системой светского высшего образования, все-таки преимущественно это было обеспечение учебного и воспитательного процесса, основанного на стандартах церковного образования. Здесь же речь шла о всецело светском образовании.

http://pravmir.ru/rektor-rpu-gotovim-pra...

Скачать epub pdf Что такое Православное Догматическое Богословие? Термин «богословие» – русский эквивалент греческого термина «θεολογα» (теология), образованного от слов «θες» (Бог) и «λγος» (слово). Его смысловыми оттенками могут быть: «слово от Бога», «слово о Боге», «слово к Богу». В древности богословами (теологами) называли тех людей, которые учили о богах. В раннехристианской Церкви названием «богословие» обозначалось учение, содержащееся в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, и вот почему: во-первых, это учение имеет Источником Бога, во-вторых, является словом о Боге, в-третьих, содержит слова, обращенные к Богу (славословия, гимны, молитвы). С течением времени под богословием (теологией) стали подразумевать систему обоснования, объяснения и защиты учения о Боге и Его отношении к миру, всякое учение, относящееся к области Православной веры. В современном христианском употреблении наименование «Богословие» прилагается к церковным наукам и церковным образовательным дисциплинам, представляющим доктринальные формы изложения отдельных направлений учения о Боге, богопочитании, богослужении, христианской жизни: Православное Догматическое Богословие, Сравнительное Богословие, Нравственное Богословие, Основное Богословие, Богословие образа (иконы), Пастырское Богословие, Литургическое Богословие и др. В исключительном смысле Богословом является Сам Господь. Ведь только Он знает о Себе всё и может просветить человека подлинным душеспасительным знанием: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ); «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). Кроме того, Церковь Христова особо чтит этим званием евангелиста Иоанна Богослова, святителя Григория Богослова и преподобного Симеона Нового Богослова , как много потрудившихся на ниве распространения евангельской проповеди , приумножения христианских добродетелей. В широком значении термина богословами могут именоваться те люди, которые правильно учат о Боге, мире и его развитии, о человеке, его высшем призвании и предназначении, о путях реализации этого призвания и предназначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богословские споры и третий Вселенский собор А.А.Васильев. История Византийской империи Первые два вселенских собора окончательно решили вопрос о том, что Иисус Христос есть Бог и вместе с тем человек. Но последнее решение далеко не удовлетворило пытливые богословские умы, которые стали заниматься вопросом о способе соединения в Иисусе Христе двух природ и о взаимном их отношении. Из Антиохии еще в конце IV века вышло учение о том, что полного слияния обеих природ в Иисусе Христе не было; в своем дальнейшем развитии это учение доказывало полную самостоятельность человеческой природы в Иисусе Христе, как до соединения, так и после соединения ее с природой Божественной. Пока это учение не выходило за пределы ограниченного круга лиц, оно не вызывало в церкви больших смут. Но со времени появления на константинопольской патриаршей кафедре убежденного сторонника этого учения, антиохийского пресвитера Нестория, обстоятельства изменились: последний сделал антиохийское учение общецерковным. Новый патриарх, знаменитый своим красноречием, сразу же после посвящения обратился с такими словами к императору: " Дай мне, государь, очищенную от еретиков землю, и я за это дам тебе небо; помоги истребить мне еретиков, и я помогу тебе истребить персов " . Под еретиками Несторий разумел всех тех, кто не разделял его взглядов на самостоятельность человеческой природы в Иисусе Христе. Деву Марию Несторий называл не Богородицей, а Христородицей. Открыв суровые преследования против своих противников, Несторий вызвал в церкви большую смуту. Особенно сильно восстал против учения Нестория патриарх александрийский Кирилл и папа Целестин, осудивший на римском соборе еретическое учение. Император Феодосии, желая положить конец церковным распрям, созвал в Эфесе третий Вселенский собор, который осудил несторианство (431 г.). Сам Несторий был отправлен в ссылку в Египет, где и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/434265/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Проникновение западных влияний в XVII веке В последней четверти XVII в. монашество снова активно включилось в религиозную жизнь Москвы. Богословский спор о времени преложения Святых Даров на Божественной литургии характерен тем, что здесь мы явно видим два направления в среде московского монашества: «греко-православное» и «западное», или «римо-католическое». Проникновение римо-католических догматических доктрин не было чем-то внезапным и неожиданным, напротив, оно явилось следствием целого ряда исторических обстоятельств, которые в литературе известны под общим названием «западные влияния». Здесь не место для подробного рассмотрения всего их многообразия и их воздействия на разные стороны московского быта и культуры еще до реформ Петра Великого . Мы можем уделить внимание лишь тем влияниям, которые проявились в области религиозного мировоззрения. Как это видно из нашего изложения, два убеждения глубоко укоренились в душах московитов XVI–XVII вв.: во-первых, убеждение в том, что христианство сохранилось чистым и неповрежденным лишь в греко-православной вере или даже в «русско-православном» ее выражении, и во-вторых, что жизнь человеческого общества должна строиться на фундаменте учения Христова и развиваться в согласии с ним. Эти воззрения утвердились у русских издавна, с самого начала христианизации,— вспомним «Слово» митрополита Илариона (XI в.) (глава I) — и с тех пор только развивались и укреплялись. Сочинения инока Филофея и выраженная в них идея о Москве — «третьем Риме» были лишь торжественным провозглашением этих воззрений. Вместе с убежденностью в собственном правоверии и, как следствие, в собственной исключительности укореняется и некая религиозная гордыня. Уверенность в истинности православия сама по себе совершенно нормальное, не греховное проявление религиозности, но ненужные преувеличения зачастую уже выходят за рамки истинной церковности. Русский человек соединял с убежденностью в собственном правоверии ярко выраженную неприязнь к иным христианским исповеданиям и называл всякое не русско-православное христианство ересью. Религиозное сознание этого типа не было, по сути дела, чем-то типично русским, объективно говоря, оно свойственно всей средневековой религиозности, но существовал и русский вклад, негативный вклад, в историю неизбежной «Una Sancta» [Единой Святой]. Эти черты русского религиозного сознания приводили к тому, что апологетика, сама по себе оправданная, принимала слишком острый характер, что защита словом и делом велась с излишней враждебностью, и при этом обнаруживался недостаток знаний о западном христианстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436621/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку. Приводится по изданию:  Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс Лекций. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. Ч. 3. ОГЛАВЛЕНИЕ Раздел I. Бог как Творец и Промыслитель мира. 1. Бог как творец мира 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.8.2.1. Блаженство твари, как цель творения мира 1.8.2.2. Слава Божия, как цель творения мира 1.9. Совершенство творения 2. Бог как промыслитель мира 2.1. Понятие о Промысле Божием 2.2. Действительность Промысла Божия 2.3. Основные возражения против действительности Промысла 2.4. Ложные учения о Промысле 2.5. Действия Промысла Божия 2.5.1. Мирохранение 2.5.2. Мироправление 2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла 2.7. Образы Божественного промышления о мире 2.7.1. Естественный образ промышления 2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла 2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком 3. Основные виды творений Божиих 3.1. Мир духовный или ангельский 3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.6.1. Духовность и бестелесность 3.1.6.2. Отношение ангелов к пространству и времени

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Установившаяся мягкость в отношении монофизитства и в частности пропаганда любимцев Феодоры в Константинополе приносила неожиданные для Юстиниана плоды. Настроение в пользу монофизитов повышалось. B ноябре 533 г. случилось землетрясение. Жители Константинополя, высыпав на улицы, вдруг начали петь Трисвятое с монофизитским добавлением: «Распныйся за ны.» A затем послышались крики: «Август, сожги томос Халкидонского собора!» Юстиниан был испуган и издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, в духе вскоре сочиненной им песни «Единородный Сыне и Слове Божий» с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания.» Так понемногу сдавались позиции Халкидонского собора. Этим указом, как единолично императорским приказом иерархии, Юстиниан заложил первый основной камень создания V Вселенского собора. Теперь он всей силой своей власти предписал выполнение своего богословского указа всей иерархии с особым дополнительным насилием над папами и Западом. Суть этой «реалистической,» в глазах Юстиниана, линии сводилась к тактическим и внешним уступкам восточной монофизитствующей психологии, при сохранении православной, вселенской, западно-восточной, романо-византийской догмы первых четырех вселенских соборов. Пусть это иллюзия, но иллюзия добросовестная. Так сознавался высший долг сохранения высшей для императора ценности — единственной мировой христианской империи. A насколько высшая общеимперская власть не в силах была справиться с монофизитскими вкусами восточных областей греко-римского государства, видно из уступок центра при назначении возглавителей диоцезальных кафедр.

http://sedmitza.ru/lib/text/435230/

Август Архиепископ б.архп Бывший архиепископ Бывший епископ «Богосл.библиогр.листок»… «Богословский библиографический листок» «Богосл.Вестн.» «Богословский Вестник» Булгаков для священно-церковно-служителей. Киев, I913 г. Полный православный богословский энциклопедический словарь П.П. Сойкина, т.1 и II-й. Большая энциклопедия. Издательство «Просвещение» Южакова. Выпуск. Гродн.Еп.Вед. Гродненские Епархиальные Ведомости Данные AM Данные Архиепископа Мануила Денисов Православные монастыри Российской империи. Л.И.Денисова. Москва, 1908 г. Деян.совещ.глав.и представ. автокеф.Прав.Церк. Деяния совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в 2-х томах. МП. 1949 г. Допол. к Кат.ЕС Дополнение к обновленческому каталогу епископа Сергия (Ларина) Духовный Вестник Грузинского Экзархата Дух.Вестн.Груз.Экзархата. Дух.Ценз. Духовная цензура. Душеп.Собес Душеполезный Собеседник. «Ев.Чт.» Журнал «Евангелическое Чтение» «Екатеринб.Еп.Вед.» «Екатеринбургские Епархиальные Ведомости» «Енис.Епарх.Ведом» Енисейские Епархиальные Ведомости. «Епарх.Вед.» Епархиальные Ведомости. «Епарх. Вестн.» Епархиальный Вестник. «Епарх.жен.уч.» Епархиальное женское училище. Епископ. Жел.дор Железная дорога. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. М.12 том. I906-I912 гг. «Журн.Засед.Св.Син» Журнал заседаний Священного Синода. Журнал Московской Патриархии. Журн.Сов.Моск.Дух.Акад Журналы Совета Московской Духовной Академии. Игумен. И.д. или Исп.д. Исполняющий должность и другие «Извест.» Газета «Известия» «Изв. Казан. еп.». Известия по Казанской епархии. Издание Илиодор Книга «Святой черт» С.Турфанова Имен.спис.ректор.и инспект. Дух.Акад.и семин Именной список ректоров и инспекторов Духовной Академии и Семинарии на I917 год. «Ирк.Еп.Вед.» Иркутские Епархиальные Ведомости. «Истор.Вестн.» Исторический вестник История Путят. брожен. История Путятинского брожения в г.Пензе в I915-I917 гг. в рукописи к/б Η.П.Иванова. «Калуж.Еп.Вед.» Калужские Епархиальные Ведомости. Каталог Тузова (Кат.Туз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила Одной из крупнейших фигур XIV века помимо святителя Григория Паламы был Николай Кавасила . Он родился в 1332 году в знатной семье – его дядя Нил был архиепископом Фессалоник. Точных сведений о жизни Кавасилы имеется мало. Известно, что он был секретарем при императоре Иоанне Кантакузине и одновременно подвизался на дипломатическом поприще. Известно также, что впоследствии он удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. В священном сане он не состоял, принадлежа к славной восточной традиции богословов-мирян. В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы , хотя он и пользуется иной терминологией. Кавасила оставил нам два основных труда: «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной Литургии». В первой книге содержится объяснение смысла таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Название второй говорит само за себя. В ней автор, следуя устоявшейся традиции, объясняет Литургию как символическое воспроизведение жизни Христа. До Кавасилы такие комментаторы, как патриарх Герман (VIII век), объясняли символически любую литургическую деталь. На этом пути достаточно простора для человеческого воображения: одна и та же деталь может толковаться несколькими различными способами и можно приписать чему угодно какое угодно значение. Кавасила существенно отличается от своих предшественников тем, что он не настаивает на детальном символическом объяснении Литургии. Вместе с Паламой Кавасила принадлежит к другой школе толкователей, для которых смысл Литургии выходит далеко за рамки символического. Помимо двух упомянутых книг перу Кавасилы принадлежат несколько «Слов» или проповедей, посвященных различным святым и Богоматери. Его «гомилии» – свидетельство того, что в те времена мирянам разрешалось читать проповеди. Писания Кавасилы были известны на Западе. Они были переведены на латынь и даже имели некоторое влияние. На Тридентском соборе цитаты из Кавасилы приводились в качестве доводов в пользу догмата реального присутствия Христа в Евхаристии. В XVII веке Кавасилу цитирует Боссюэ, на него ссылались также янсенисты, в частности Арно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Исследование Кривошеина «Преподобный Симеон Новый Богослов» сделало эпоху в изучении одного из самых великих Отцов Православия — Симеона Нового Богослова, с великим дерзновением учившего (и познавшего на собственном опыте), что соединение с Богом, видение Нетварного Света возможно всегда и для совершенно любого человека и, более того: без принятия Духа невозможно спастись… «Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, Не говорите, что без Него возможно спастись, Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, Не говорите, что Бог невидим людям, Не говорите, что люди не видят Божественного света Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим», — эту цитату из гимна Симеона Нового Богослова Кривошеин делает эпиграфом к своей книге — бесконечно высокая планка, обещающая так много, но и как резко осуждающая жизнь «обычных» верующих! Владыка Василий (Кривошеин) так заканчивает свою работу про прп. Симеона Нового Богослова, а мы предлагаем начать: «Работа наша завершена, но мы опять стоим перед теми же недоуменными вопросами: кем был прп. Симеон, что означает в точности его прозвание Новый Богослов? Как такая личность могла появиться в Византийском мире? Откуда он духовно происходит и каково его место в православной духовности и в православии вообще? Ибо подлинно и безупречно православный, никогда не осужденный за какое-либо духовное или догматическое уклонение, он не был, однако, православным “как все”. Это очевидно для всякого, кто входит с ним в духовное соприкосновение. И почему этот великий святой и в то же время замечательный писатель, гениальный, сказали бы мы, несмотря на неровности его литературного творчества, был долгое время оспариваем, потом почти забыт или даже изуродован, почему его место в церковном календаре сведено до минимума, служба ему составлена только в восемнадцатом веке? Но для нас прп. Симеон навсегда останется человеком глубокого личного мистического опыта, сумевшим притом потрясающим образом его выразить. Его значение несравненно и непревзойденно в православной духовности всех времен. Мы восхищаемся также замечательной свободой его духа, умеющей, однако, сживаться с аскетическим и догматическим преданием православия».

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010