Православное богословие Православное богословие опирается на предание греческих отцов Церкви. Однако в Новое время оно было преобразовано по западному образцу. Патристическое предание сохранялось в Византии до политической катастрофы. Вероучение в Восточной Церкви официально никогда не систематизировалось. Не было никакой «византийской схоластики», хотя во многих областях чувствовалось сильное влияние развивающейся западной схоластики, вызывавшее ожесточенное противостояние сторонников предания. Византийское богословие имело глубокие корни в молитве и мистическом созерцании. Оно достигло совершенства в движении исихастов, которые истолковывали богословие Григория Паламы . Падение Константинополя (1453 г.) привело к застою византийской учености. С тех пор греческие ученые были вынуждены заниматься на Западе – прежде всего в Падуе. При этом они овладевали западной богословской практикой, хотя и старались твердо придерживаться древнего предания. Традиционные вероучения стали представляться новым образом и в новой форме. Церковь была вовлечена в оборонительную борьбу на два фронта: против римской пропаганды и против вызова Реформации. В этой борьбе древнее предание защищалось западным оружием. Кальвинистская направленность Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса в пресловутом «Исповедании» (1629 г.) вызвала возмущение и была официально осуждена. Противостояние протестантизму определяло богословские ориентиры 17 века. Это нашло отражение в «Православном Исповедании» Петра Могилы (1667 г.) и «Исповедании» патриарха Иерусалимского Досифея, подтвержденном Синодом Вифлеема. В обоих документах заметно формальное влияние римской учености. Новый центр богословской учености – знаменитый Collegium Mogilianum – был основан Петром Могилой в 1631 году в Киеве. В то время это было единственное высшее православное учебное заведение, и оно стало образцом для последующих школ в России. Несмотря на противостояние Римской унии. Могила был «романистом» по воспитанию и убеждениям и хотел европеизировать Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Архив Пн В Сыктывкарской епархии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 16 октября 2023 г. 11:17 9-12 октября 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Сыктывкарскую епархию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , член коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, член Научно-методического совета Межведомственной комиссии, наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея  Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 9 октября в столице Республики Коми г. Сыктывкаре выездную комиссию встречал руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Сыктывкарской епархии, клирик Стефановского кафедрального собора г. Сыктывкара, заместитель директора по организационно-административной работе Сыктывкарского центра подготовки церковных специалистов кандидат экономических наук иерей Максим Стыров. Утром 10 октября члены комиссии поклонились раке с мощами святителя Стефана Пермского в Стефановском соборе. На базовой учебной площадке курсов в Сыктывкарском центре подготовки церковных специалистов состоялось общее собрание, посвященное открытию богословских курсов для монашествующих Сыктывкарской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6067824.ht...

В Челябинской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 29 августа 2023 г. 11:42 22-25 августа 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Челябинскую митрополию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — игумен Адриан (Пашин), секретарь Ученого совета Московской духовной академии , доцент кафедры богословия; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Выездную комиссию встречали и сопровождали по монастырям руководитель курсов для монашествующих Челябинской митрополии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» города Миасса иеромонах Герман (Чернышев) и клирик Симеоновского кафедрального собора города Челябинска иеромонах Иосиф (Реутов). 23 августа в Центре подготовки церковных специалистов Челябинской епархии состоялось общее собрание, посвященное открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Челябинской митрополии. В программе обучения на базе Центра подготовки церковных специалистов примут участие два монастыря и одна монашеская община Челябинской епархии, два монастыря Троицкой епархии и один монастырь Магнитогорской епархии . В ходе встречи обсуждались вопросы организации работы курсов на образовательных площадках. Игумен Адриан (Пашин) ознакомил преподавателей с единой программой курсов и рассказал о проведении богословских курсов в других митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. На встрече обсуждались вопросы организации курсов, учебного процесса, методики преподавания всех предметов для монашествующих. Особое внимание было уделено беседе с игуменами и игумениями монастырей Челябенской митрополии о целях и задачах богословского образования всех монашествующих.

http://patriarchia.ru/db/text/6054619.ht...

Красная Грива, урочище. Знаменский женский монастырь. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1598 и 1679. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, Знаменский участок Координаты: 56.21205, 42.67613 Проезд:с центральной площади Гороховца 300 м до реки Клязьма. Летом понтонный мост, зимой по льду на другой берег. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Церковь Иоанна Богослова Приписные приходские церкви: Быстрицы. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Свято-Знаменский женский монастырь прежде был мужским. Основан в 1670 г на средства Гороховецкого купца Симона Ершова. В 1678 г в монастыре была Знаменская церковь с приделами Иоанна Богослова, Зосимы и Савватия Соловецких. На территории размещалось пять келий, где проживало восемь человек братии («питались милостыней»). С 1723 г. Гороховецкий Знаменский Красногривский мужской монастырь был приписан к Флорищевой пустыни. Храм в обители был один - в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом во имя св.Иоанна Богослова. Прежде в храме существовали «оригинальные клиросы, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы» с соответствующими изображениями. Из памятников церковной старины замечательны: царские врата 18 века; 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах» (Денисов … Православные монастыри, 1908). Монастырь закрыли в 1923 г. Во второй половине 20 в. на его территории был совхоз, в Знаменской церкви – конюшня. Монастырь возобновлен в 1999 г. как женский. В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо.Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908. Знаменский монастырь расположен на левом берегу реки Клязьмы, в ее пойме, на так называемой Красной гриве (поэтому монастырь называется Красногривский). Это самый древний в Гороховце монастырь. Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его в начале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле. В 1670 году Семен Ершов уже построил каменную церковь Знамения Богородицы. Позже была пристроена колокольня (после 17ЗЗ года) и теплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=01071

Москва. Церковь Иоанна Богослова " под вязом " . Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с конца XV века. Вяз, давший ей название, рос у алтаря до 1775 г. В 1658 г. церковь перестроена в кирпиче, а в 1825-37 гг. сооружен нынешний храм в стиле " ампир " . Колокольня пристроена в 1840-х гг. На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1925 г. храм был закрыт, его основной объем лишился барабана с главой, а колокольня - шпиля. С 1934 г. в нем разместился Московский коммунальный музей, позже переименованный в Музей истории и реконструкции Москвы; современное название - Музей истории города Москвы. В начале 2004 г. Градостроительный совет при мэре Москвы утвердил перемещение Музея истории города в здание на Страстном бульваре, при этом здание храма должно было быть возвращено Православной Церкви. Это решение, запланированное на 2004 г., выполнено не было. 9 октября 2011 года, в день престольного праздника церкви во имя святого Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12) — храма Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, будет совершена первая за 85 лет Божественная литургия. Богослужение совершит ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей вуза в священном сане. На Литургии будут присутствовать представители органов власти, преподаватели и студенты РПУ и других столичных вузов, представители научной интеллигенции, православной общественности, казачества г.Москвы. «Мы счастливы, что именно нашей университетской общине Святейший Патриарх вверил этот замечательный храм, и видим особый промысел Божий в небольшом испытании, предшествовавшем возобновлению в этом храме богослужебной жизни, — отметил ректор университета игумен Петр (Еремеев). — Последний год, проведенный нашей общиной на улице, у алтаря храма, послужил ко благу, научил нас дорожить друг другом и оценить возложенную на нас ответственность за эту духовную жемчужину Китай-города. Конечно, храм должен быть храмом. Теперь здесь будет созидаться духовный центр, а Музей истории Москвы разместится в значительно более просторных и удобных помещениях».

http://sobory.ru/article/?object=02849

поиск:   разделы   рассылка Савва (Тутунов), архимандрит Межсоборное присутствие: итоги и перспективы " Каждый поднимаемый вопрос обсуждается, дискутируется, если нужно – собрание в почти 150 человек отходит от принятого регламента ради того, чтобы никакая тема не осталась забытой " Источник:  Богослов. ру 22-23 ноября 2012 г. в Храме Христа Спасителя проходил второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Об итогах пленума и перспективах дальнейшей деятельности Межсоборного присутствия порталу " Богослов.Ru " рассказал заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов). Протоиерей Павел Великанов: Отец Савва, 22-23 ноября состоялся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Документы, которые на нем рассматривались, были опубликованы на портале " Богослов.ру " в конце мая и, какие-то очень бурно, какие-то – не очень, все это время обсуждались. Помогла ли дискуссия на нашем портале членам Межсоборного присутствия? Архимандрит Савва (Тутунов): Без сомнения. Дискуссия на портале " Богослов.ру " , а также некоторых других уже более официальных интернет-площадках, наряду с той дискуссией, которая проходит в епархиях в ответ на рассылку документов, отражает самую суть существования Межсоборного присутствия. А именно вовлечение максимального числа людей в обсуждение актуальных вопросов церковной жизни, требующих решений Собора или Синода. Размещенные на вашем сайте (а когда-то и моем: помню, как мы его начинали 5 лет назад) отклики внимательно прочитываются, систематизируются, многие из них представляются, в том числе, лично Патриарху, и, в конечном итоге, учитываются при дальнейших редакциях документа. Прот. П. Великанов: А какой порядок работы над документами Межсоборного присутствия? Как " живет " документ до своего официального рождения на Соборе? Архим. Савва: Это довольно длительная жизнь, так сказать взросление. Расскажу, как дело происходит в той комиссии, секретарем которой я являюсь. Для начала комиссия собирается и обсуждает некую порученную ей тему " в целом " : то есть все члены комиссии высказываются относительно того, как разрешить поставленную в этой теме задачу (к примеру, " материальное обеспечение престарелых и одиноких клириков " ).

http://religare.ru/2_98455.html

Российскому православному институту передан храм, временно занимаемый Музеем Москвы 20 сентября, 2010. Редакция " Правмира " Церковь Иоанна Богослова на Новой площади напротив Политехнического музея, занимаемая сегодня Музеем Москвы, стала храмом Российского православного института святого Иоанна Богослова. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом предоставил институту данный храм с прилегающими приходскими строениями «для богослужебной, просветительской и социальной деятельности». При этом институтская церковь Иоанна Богослова станет Патриаршим подворьем. Настоятелем нового Патриаршего подворья назначен ректор РПИ игумен Петр (Еремеев), на которого указом предстоятеля Русской Православной Церкви возложена забота «по скорейшему возвращению Церкви принадлежащего ей храма и приходских строений, оформлению имущественной и иной документации и скорейшему возобновлению богослужений в храме». По словам игумена Петра, «передача институту «храма-жемчужины» в центре столицы, с помещениями, необходимыми для научно-образовательной и просветительской работы, свидетельствует об особом внимании Святейшего Патриарха к вопросам развития высшего православного образования и, в частности, к проводимой руководством РПИ работе по превращению вуза в мощный современный университетский центр». Первое богослужение в храме его настоятель намерен совершить 9 октября – в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Руководство вуза отмечает, что об этом еще предстоит договориться с руководством Музея Москвы. Хотя с 1992 года законное право пользования комплексом было закреплено за Московским Патриархатом, музей до сих пор продолжает незаконно занимать церковные здания. «Мы рассчитываем, что в день престольного праздника в нашем храме будет совершено богослужение – первое за последние 85 лет. Церковь, начиная с момента возвращения ей храмового комплекса, уже 18 лет терпеливо ожидает освобождения музеем церковных помещений. Надеемся, что сейчас процесс переезда музейных коллекций из храма в здания Провиантских магазинов, предоставленные под эти цели столичными властями, ускорится», — отмечает игумен Петр.

http://pravmir.ru/rossijskomu-pravoslavn...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   10 листопада 2010 р. 16:38 Зачем Москве 200 новых храмов? [Ihmepb " ю] Зачем городу потребовалось столь масштабное строительство и как оно будет осуществляться, рассказывает председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда. 21 жовтня 2010 р. 14:50 Ректор Российского православного института игумен Петр (Еремеев): Отсутствие у православного вуза собственного храма — это нонсенс [Ihmepb " ю] В интервью корреспонденту «Благовест-инфо» ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев) рассказал о ситуации с храмом св. Иоанна Богослова под Вязом, переданным 18 лет назад московскими властями в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви и до сих пор занимаемым Музеем истории Москвы. 15 жовтня 2010 р. 13:50 Старый храм на Новой площади [Ihmepb " ю] В день памяти св. ап. Иоанна Богослова студенты, преподаватели и выпускники РПИ впервые собрались на совместную молитву у храма Иоанна Богослова под Вязом, что на Новой площади в Москве. Незадолго перед этим событием отец Петр дал интервью газете «Церковный вестник» (ЦВ 19 (440), октябрь 2010/09.10.2010), поделившись своим видением вопросов, связанных с возобновлением постоянных богослужений в храме. 16 вересня 2010 р. 18:47 Епископ Подольский Тихон: Новые московские храмы будут строиться не на бюджетные деньги [Ihmepb " ю] Правительство Москвы готовится внести изменения в перспективный план развития города, подразумевающие возведение в ближайшие несколько лет двухсот новых православных храмов. Предполагается, что места для их строительства будут определены до конца 2010 года. О том, для чего необходимо столь масштабное строительство и как оно будет вестись в непростых условиях мегаполиса, рассказывает председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/18...

ЦВ 19 (440) октябрь 2010 /  9 октября 2010 г. Старый храм на Новой площади Здание церкви Иоанна Богослова под Вязом хорошо известно всем москвичам. Для большинства оно ассоциируется с Музеем Москвы. Хотя храм решением столичной мэрии был возвращен Церкви еще в 1992 году, в его стенах до сих пор вместо богослужений проходят экскурсии. Недавно Святейший Патриарх Кирилл своим указом передал храм на Новой площади Российскому православному институту св. Иоанна Богослова. Община вуза намерена начать богослужебную жизнь в храме с престольного праздника 9 октября. Согласно плану мэрии музейные коллекции с Новой площади переместят в просторные Провиантские склады на Зубовском бульваре. Настоятель храма Иоанна Богослова, ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) убежден, что переезд Музея Москвы в помещения, во много раз превышающие церковное здание на Новой площади, станет безусловным благом для культурной жизни столицы. — Отец Петр, итак, отныне 9 октября 2010 года — новый храмовый праздник не только для РПИ, но и для всей православной Москвы? У вашего вуза наконец-то есть свой храм… — Да, 9 октября с этого года приобретает в жизни нашего вуза значение не просто одного из дней памяти покровителя института — это теперь еще и престольный праздник нашего храма. Отныне для каждого студента, выпускника и преподавателя РПИ церковь Иоанна Богослова на Новой площади станет настоящей alma mater — матерью, рождающей в самостоятельную жизнь, и в первую очередь в жизнь духовную. Если мы говорим о воспитании и подготовке человека к ответственному, интересному, жизнерадостному служению по выбранной специальности, служению семье, Отечеству, народу, то конечно, отмечаем, что для православного вуза главным местом подготовки, воспитания студента является храм. Все семнадцать лет жизни Российского православного института его студенты в той или иной степени были причастны к жизни Высокопетровской обители. На какой-то период центром общей молитвы РПИ стала часовня в одном из корпусов нашего учебного заведения. Но в полной мере ощутить себя членами одной христианской семьи, объединяемой святым апостолом, мы не могли. По той причине, что у вуза не было собственного храма.

http://e-vestnik.ru/culture/440_staryj_h...

1 Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М. Лепта. 2002. с. 98—99. 2 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт. М. 1996)., c. II. 3 Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник. 1998. с.9. 4 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.90. 5 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1992, т. 2. с.7. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 7 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. Ростов-на-Дону. 1992. с.188. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 10 Слободской С. Прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.125. 11 Слободской С., прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.136. 12 По книге: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1997. ч.3. с.91—92. 13 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.129. 14 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.88. 15 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви М.: Центр «СЭИ». 1991. с.83. 16 Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. с.131. 17 Написано по книге: Катехизис. Киев: Издание УПЦ. 1991. с.112—114. 18 Написана по книге: Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.60—65. 19 Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998.с.105. 20 Филарет, святитель. Пространный христианский катехизис. Белосток. 1990 (репринт). с.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010