1032 Херсонские святители. Святого священномученика Ефрема, епископа Херсонского, сказание о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента. Греч, текст рукописи XII в. с рус. пер. Зикфоса//ЗООИД. – 1875. – Т. 9. – С. 137. 1033 Пуцко В. Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого//Byzantino-bulgarica. – Sofia, 1986. – T. 8. – C.301 сл.; ср.: Jastrzebowska E. Der Sarkophag des Jaroslav in Kiev//Akten des Symposiums «Fruhchristliche Sarkophage», Marburg, 30.6–4.7. 1999. – Mainz, 2002. – S. 129–135; Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alla luce della ricerca archeologica//Studi su Clemento Romano. – Roma, 2003. – P. 136–137, fig. 16. 1034 Dujcev I. Une miniature byzantine meconnue avec les images de Cyrille et Methode? 11 Byzantion. – 1966. – Vol.36. – P.51–73; Hofmann J. Op. cit. – S.56, Abb.2; Jastrzebowska E. II culto... – P.128, fig. 2. 1036 Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства im. Шевченка. – Льbib, 1902. – Т. 48. – Кн. 4. – С. 139–142. 1039 См.: Сомов Л. Камни ... преткновения?//Слава Севастополя. – 2001. – 1 декабря 225). – С. 3. 1040 Отчет о раскопках в Херсонесе (главная площадь, «базилика в базилике», у западных стен, на северном берегу, за южной оборонительной стеной, в Стрелецкой и Казачьей бухте). 1888–1890 годы//Архив НЗХТ. – Д. 1. – Л. 28, 42, 44. 1042 Производство археологических раскопок... – С. 36–37; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 60–61. 1043 Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/По рецензии Гильдмейстера издал, перевел и объяснил И. Помяловский//ППС. – СПб., 1891. – Т. 10. – Вып. 1. – C. II–III, 5, 17–18, § 54. 1044 См.: Золотарев М. И. Портовые сооружения Херсонеса Таврического в Карантинной бухте//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 62–63, рис. 5. 1045 Подр. см.: Duchesne L. Origines du culte chretien. – Paris, 1903. – P. 327–330; Saxer V. Les rites de l’initiation chretienne. – Spoleto, 1988; Арранц М. Чин оглашения и крещения... – C. 74–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 29–30): «Только что вернулся я из заседания Совета, в котором было прове­дено это предложение нашего факультета. Я отлагал свое личное поздравление до этого общественного признания Ваших ученых заслуг, которое у нас прошло в официальной форме час тому назад. Читали мы в газетах, что Харьковский университет сделал то же самое раньше... Еще летом осведомлялся я насчет Сборника (в честь И. В. Помяловского. – И. М.), который готовили Вам Ваши ученики; пред­полагал, что туда будут допущены и другие Ваши почитатели, но определенного ответа на этот вопрос я ни от кого не получил; приглашение не рассылалось... и я лишен возможности непосредственно участвовать в этой дани уважения к Вам Ваших младших коллег». Откликнулся на юбилей и Карл Крумбахер, который в написанном по-русски письме из Мюнхена от 28 апреля 1898 г. высказался так: «Ваше Превосходительство! Только теперь я узнал из рецензии в Визант. временнике (.287), что Вы отпраздновали юбилей Вашей 30-летней ученой деятельности. Я спешу поздравить Ваше Превосхо­дительство с этим прекрасным и радостным торжеством. Да будет суждено Вам и Вашему отечеству, чтобы Вы праздновали еще другие подобные юбилеи! Очень сожалею, что не могу достать преподнесенного Вам Сборника, и чрезвычайно был бы Вам обязан, если Вы изволили пожаловать экземпляр редакции Byz. Zeitschrift. С наилучшими воспоминаниями Вам преданный К. Крумбахер» (Там же. Д. 1528. Л. 2). В приведенных письмах речь идет о сборнике: Commentationes philologicae. Сборник статей в честь Ивана Васильевича Помяловского... к тридцатилетней его ученой и педагогической деятельности от учеников и слушателей. СПб., 1897. 860 Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis édita, rossice versa, notis illusstrata ab Joh. Pomialowsky//ППС. 1889. T. 7, вып. 2. 312 c. 862 Там же. Д. 892. Л. 27. Письмом от 24 декабря 1888 г. Η. Ф. Красносельцев извещает Помялов­ского о высылке ему своего сочинения о паломничестве Сильвии: «Брошюрка о путешествии Силь­вии послана Вам ранее. Я сомневаюсь, чтобы она могла Вам служить каким-либо подспорьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Dalman G. Die Worte Jesu. Lpz., 1898, 19302; idem. Grammatik des jüdisch-palästinischen Aramäisch. Lpz., 19052; Wellhausen J. Einleitung in die drei Ersten Evangelien. B., 1905, 19112; Burney C. F. The Aramaic Origin of the Fourth Gospel. Oxf., 1922; Schulthess Fr. Grammatik des christlich-palästinischen Aramäisch. Tüb., 1924; Torrey Ch. The Origin of the Gospels// idem. The Four Gospels: A New Transl. L., 1933. P. 237-286; Jastrow M. A. Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Jerushalmi and the Midrashic Literature. N. Y., 1950; Birkeland H. The Language of Jesus. Oslo, 1954; Argyle A. W. Did Jesus speak Greek?//The Expository Times. 1955/1956. Vol. 67. P. 92-93; Винников И. Н. Словарь арамейских надписей//ППС. 1958. 3. С. 171-216; 1959. 4. С. 196-240; 1962. 7. С. 192-237; 1962. 9. С. 141-158; 1964. 11. С. 289-232; 1965. 13 С. 217-262; Wagner M. Die lexikalischen und grammatikalischen Aramäismen im alttestamentlichen Hebräisch. B., 1966; Rosethal F. A Grammar of Biblical Aramaic. Wiesbaden, 1968; Kutscher E. Y. Aramaic// idem. Hebrew and Aramaic Stud. Jerusalem, 1977; Goshen-Gottstein M. H. The Language of Targum Onqelos and the Model of Literary Diglossia in Aramaic//JNES. 1978. Vol. 37/2; Hackett J. A. The Balaam Text from Deir ‘Alla. Harvard, 1980; Tadmor H. The Aramaization of Assyria: Aspects of Western Impact//Mesopotamien und seine Nachbarn/Hrsg. H.-J. Nissen, J. Renger. B., 1982. S. 449-470; Garr W. R. Dialect Geography of Syria-Palestine, 1000-586 B. C. E. Phil., 1985; Beyer K. The Aramaic Language: Its Distribution and Subdivisions. Gött., 1986; Segert S. Altaramäische Grammatik. Lpz., 1986; Neusner J. Language as Taxonomy: The Rules for Using Hebrew and Aramaic in the Babylonian Talmud. Atlanta, 1990; Церетели К. Г. Староарамейский язык//Языки Азии и Африки. IV: Афразийские языки. Кн. 1: Семитские языки. М., 1991. C. 198-232; он же. Арамейский язык//Ibid. С. 194-249; Sokoloff M. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic. Ramat-Gan, 1992; Kaufman S. A. «Aramaic»//The Semitic Languages/Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1997. P. 114-130; Muraoka T. , Porten B. A Grammar of Egyptian Aramaic. Leiden etc., 1998; Грилихес Л. , свящ. Практический курс библейско-арамейского языка. М., 1998; он же. Археология текста: Сравн. анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999; Коган Л. К интерпретации raka (Мф 5. 22)//Библия: Лит. и лингвист. исследования. М., 1999. Вып. 3. C. 334-341; Hurvitz A. Can Biblical Texts be Dated Linguistically?: Chronological Perspectives in the Hist. Study of Biblical Hebrew. Leiden, 2000. P. 143-160. (VT. Suppl.; 80).

http://pravenc.ru/text/75828.html

Здания не использовались и постепенно были разобраны для строительства султанского дворца. Ист.: Constantinus Porphyrogennitus. De cerimoniis aulae byzantinae/Ed. Reiske. Bonn, 1830; Theophanus Continuatus. Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 139-143, 215, 321-329, 447ff; Leo Grammaticus. Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 132, 137-138; Лопарев Х. М. Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония архиеп. Новгородского в 1200 г.//ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39; Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos/Ed. A. Heisenberg. Würzburg, 1907. Лит.: Labarte J. Le palais Impérial de Constantinople et ses abords. P., 1861; Беляев Д. Ф. Byzantina. СПб., 1893. T. 2: Ежедневные и воскресные приемы визант. царей и праздничные выходы в храм св. Софии в IX-X вв.; Bury J. B. The Ceremonial Book of Constantine Porphurogennetos//EHR. 1907. Vol. 22. P. 209-227, 417-439; idem. The Great Palace//BZ. 1912. Bd. 21. S. 210-225; Ebersolt J. Le Grand Palace de Constantinople et le Livre des Cérémonies. P., 1910; Mamboury E. , Wiegand T. Die Kaiserpaläste zwischen Hippodrom und Marmarameer. B., 1934; Demangel R. , Mamboury E. Le quartier des Manganes et la première Région de Constantinople. P., 1939; Brett G. , Martiny G. , Stevenson R. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Oxf., 1947; Guilland R. L " Augusteus//REB. 1948. T. 6. P. 167-180; Guilland R. Les Palais du Boukoleon//BSl. 1950. T. 11. P. 61-71; idem//JÖBG. 1955. Bd. 4. S. 65-85; idem. La Magnaure//EEBS. 1957. T. 27. S. 63-74; idem. Sur les itinéraires du Livre des Cérémonies//JÖBG. 1961. Bd. 10. S. 39-52; idem. Études de Topographie de Constantinople Byzantine. B.; Amst., 1969; idem. La disparition du Grand Palais//BSl. 1970. T. 31. P. 189-191; Mango C. Autour du Grand Palais de Constantinople//Cah. Arch. 1951. T. 5. P. 179-186; Jenkins R. , Mango C. The Date and Sighificance of the Tenth Homily of Photius//DOP. 1956. Vol. 9-10. P. 125-140; Gouillard R. La Magnaure//EEBS. 1957. T. 27.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Лит.: Grimme H. Der Strophenbau in den Gedichten Ephraems des Syrers. Freiburg, 1893; H ö lscher G. Syrische Verskunst. Lpz., 1932; Halleux A., de. Une clé pour les hymnes d " Éphrem dans le ms. Sinaï Syr. 10//Le Muséon. Louvain, 1972. Vol. 85. P. 171-199; Husmann H. Madraše und Seblata - Repertoireuntersuchungen zu den Hymnen Ephraems des Syrers//Acta Musicologica. Basel, 1976. Bd. 48. S. 113-150; Greenfield J. C. Early Aramaic Poetry//JANES. 1979. Vol. 11. P. 45-51; Brock S. P. Syriac and Greek Hymnography: Problems of Origin//StPatr. 1985. Vol. 16. P. 77-81; idem. The Transmission of Ephrem " s Madrashe in the Syriac Liturgical Tradition//Ibid. 1997. Vol. 33. P. 490-505; idem. The Dispute Poem: From Sumer to Syriac//J. of the Canadian Society for Syriac Studies. 2001. Vol. 1. P. 3-10; idem. Dramatic Narrative Poems on Biblical Topics in Syriac//StPatr. 2010. Vol. 45. P. 183-196; idem. Poetry//GEDSH. P. 334-336; Мещерская Е. Н. Сирийское стихосложение (вопросы изучения)//ППС. 1986. Вып. 28(91). С. 171-176; Hage L. Les strophes-types syriaques et leurs mètres poétiques du patriarche maronite Etienne Douayhi. Kaslik, 1986; Lattke M. Sind Ephraems Madra  še   Hymnen?//Oriens Chr. 1989. Bd. 73. S. 38-43; idem. Hymnus: Materialien zu einer Geschichte der antiken Hymnologie. Freiburg, 1991. S. 347-353; Murray R. Aramaic and Syriac Dispute-Poems and Their Connections//Studia Aramaica: New Sources and Approaches/Ed. M. J. Geller et al. Oxf., 1995. P. 157-187; Palmer A. Words, Silences, and the Silent Word: Acrostics and Empty Columns in St. Ephraem " s Hymns on Faith//PdO. 1995. Vol. 20. P. 129-200; idem. Akrostich Poems: Restoring Ephraim " s Madroshe//The Harp. Kerala, 2002. Vol. 15. P. 275-287; idem. Restoring the ABC in Ephraim " s Cycles on Faith and Paradise//JEastCS. 2003. Vol. 55. P. 147-194; idem. Interpolated Stanzas in Ephraim " s Madroshe LXVI-LXVIII on Faith//Oriens Chr. 2006. Bd. 90. S. 1-22; Ibrahim G. Y., Kiraz G. A. Ephrem " s Madroshe and the Syrian Orthodox Beth Gazo: A Loose, but Fascinating, Affinity//Hugoye: J. of Syriac Studies. Wash., 1999. Vol. 2. N 1. P. 47-56; McVey K. E. Were the Earliest Madraše Songs or Recitations?//After Bardaisan: Studies on Continuity and Change in Syriac Christianity in Honour of Prof. H. J. W. Drijvers/Ed. G. J. Reinink, A. C. Klugkist. Leuven, 1999. P. 185-199; Aslanov C. Bayt («House») as «Strophe» in Hebrew, Byzantine and Near Eastern Poetry//Le Muséon. 2008. Vol. 121. P. 297-310; Притула А. Д. Восточносирийский гимнографический сборник «Варда  » (XIII-XVI вв.): Исслед., публ. текстов. СПб., 2014. (ХВ. Н. с.; 7(13)); Stevenson P. S. Stanzaic Syntax in the Madrashe of St. Ephrem the Syrian. Leiden; Boston, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561214.html

свидетельствует прибытие к нему во время восстановления плотины посольств из Аксума, Византии и Ирана, а также от араб. владетелей - Лахмида аль- Мунзира III и Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы и его брата Абу Кариба ибн Джабалы . По примеру химьяритских царей V в. А. проводил активную политику во Внутренней Аравии, что подтверждает надпись (Ry 506), повествующая о победоносном походе А. против группы бедуинских племен в 552 г. Отождествлять эту кампанию с упомянутым в Коране (сура 105) «походом слона» на Мекку, к-рый арабо-мусульм. традиция приписывает А., нет оснований: по-видимому, в предании о «походе слона» отразился один из более поздних рейдов А. или его преемников на Хиджаз. Из-за сложных отношений с Аксумом А. взял курс на укрепление политических и религ. связей с Византией. Именно оттуда в годы его правления к химьяритским христианам был прислан правосл. еп. Григентий . Однако предположение о принятии при нем Православия в качестве офиц. религии Химьяра нельзя считать доказанным. О последних годах правления А. сведений нет. Вероятно, его кончина пришлась на кон. 50-х гг. VI в. Ему наследовал его сын Яксум. Ист.: Das Leben Muhammed " s nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1/1. S. 26, 28-41; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 927-946, 950-952, 966; CIH 541//CIS. Pars 4: Inscriptiones Himyariticas et Sabaeas. P., 1911. T. 2. P. 278-296 (переизд. и рус. пер.: Лундин А. Г. Южноаравийская историческая надпись VI в. н. э. из Мариба//Эпиграфика Востока. М.; Л., 1954. Вып. 9. С. 3-24); Ry 506// Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10 série//Muséon. 1953. Т. 66. P. 275-284; Прокопий. Войны. I 20. 3-8; 13. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 306-309, 314-331; Beeston A. F. L. Abraha//EI. Vol. 1. P. 105-106; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.//ППС.

http://pravenc.ru/text/62478.html

[xx] Стурлусон Снорри. Круг земной. М., 1995. С.485. [xxi] Мусин Александр, диакон. Археология древнерусского паломничества в Святую Землю... С. 93. [xxii] См.: Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.//ППС. Вып. 3. Спб., 1883. С. 267. [xxiii] См.: Albericus Aquensis. Historia Hierosolymitanae expeditionis//Panrologia latina. 1854. Col. 687. [xxiv] Все цитаты (в упрощенной орфографии) из Первой редакции «Житья и хоженья Данила, Русьскыя земли игумена» даются по изд.: «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. СПб., 2007. С. 15-135. Цифры в скобках в тексте означают номер страницы. [xxv] См.: Стурлусон Снорри. Круг земной. С. 481-485. См. также: Blöndal S. The Varangians of Byzantium: an aspect of Byzantine Military history/transl., revised and rewritten by B. Benedikz. N.-Y., 1978 (по именному указ.); Луговой О. М. Крестоносцы-наемники в Византии//deusvult.ru [xxvi] Возможно, Сигурд Крестоносец и сам был поэтом. Скальдическая традиция приписывает ему, по меньшей мере, одну «отдельную вису». См.: Поэзия скальдов. Л., 1979. С. 72. Историческую драму-сагу посвятил Сигурду Б. М. Бьëрсон, а Э. Григ оркестровую сюиту (1872). [xxvii] Даниил «трижды быти на святемь Иордане» (52). [xxviii] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 131, 132-133, 141-142. [xxix] Васильевский В. Г. Труды. Т. I. Спб., 1908. С. 240. В. Г. Васильевский цитирует эпизод с подковой по изд.: Antiquités russes après les monuments historiques des Islandais et des ansiens Scandinaves/Ed. C. Rafn. Copenhague, 1850-1852. T. I. P. 385. В основу русского пер. в серии «Литературные памятники»: Стурлусон Снорри. Круг земной. М., 1995 положено изд.: Snorri Sturluson. Heimskringla. Bjarni Aðalbjarnarson gaf út, Reykjavík, 1941-1951 ( " Islenzk fornrit " , 26-28). Здесь этот эпизод отсутствует. [xxx] Данилевский И. Н., Турилов А. А. Даниил//ПЭ. T.XIV, " Да-Ди». М., 2006. С. 80. [xxxi] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 146. [xxxii] См.: Мусин Александр, диакон. Археология древнерусского паломничества в Святую Землю... С. 96.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Вместе с тем в некоторых из 9 известных на сегодняшний день списках хожения (Вторая редакция) содержатся дополнения («приписка»), рассказывающие о разграблениях в городе после латинского завоевания. Большинство исследователей (П. И. Савваитов, Н. П. Кондаков, Хр. М. Лопарев и др.) полагают, что дополнения были сделаны самим Добрыней Ядрейковичем. Это мнение О. А. Белоброва считает «недоказательным» и указывает: «...дополнения о разграблении латинянами византийской столицы, о крещении княгини Ольги и другие могли принадлежать редактору или переписчику «Книги Паломник» (см.: Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского (К изучению текста)//ТОДРЛ. T.XXIX. Л., 1974. С. 179). В таком случае получается, что Добрыня Ядрейкович побывал в Константинополе только однажды - в 1200 г. В принципе также считал и П. И. Савваитов, который, однако, относил дату отъезда паломника из Царьграда к 1204 г., а Муралт, на которого ссылается Хр. М. Лопарев, - даже к 1211 г. Н. П. Кондаков допускал, что Добрыня провел в Царьграде не менее года (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. I). Другие исследователи (напр., А. В. Назаренко - см.: Назаренко А. В. Антоний//ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 600) предполагают, что Антоний побывал в Царьграде «дважды (в 1200 и накануне 1208/9)». Странную непоследовательность в этом вопросе демонстрирует А. В. Майоров: на с. 217 своего фундаментального труда «Русь, Византия и Западная Европа» (Спб., 2011) он говорит об « одном (курсив наш. - В. Г. ) из посещений столицы Византии» Добрыней (чуть дальше - о «первом» посещении паломником Царьграда в 1200 г.) а на с. 613 г. утверждает: «Какие-то причины заставили Добрыню-Антония на несколько лет продлить свое пребывание в Константинополе и отказаться от конечной цели паломничества - посещения Святой Земли». Откуда исследователю стало известно о «конечной цели паломничества» Добрыни Ядрейковича не уточняется. Тут же А. В. Майоров безосновательно приписывает Н. П. Кондакову мнение, что Добрыне могло понадобиться на «осуществление описанного им маршрута...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Гиперкритическое отношение к труду М. Х. может привести к возникновению исторических фальсификаций и паранаучных теорий. Лит.: Sarkissian A. O. On the Authencity of Moses of Khoren " s History//JAOS. 1940. Vol. 60. N 1. P. 73-81; Манандян Я. А. Когда и кем была составлена «Армянская География», приписываемая Моисею Хоренскому//ВВ. 1947. Т. 1. С. 127-143; он же. «Начальная история Армении» Мар-Абаса: К вопросу об источниках Себеоса, Моисея Хоренского и Прокопия Кесарийского//ППС. 1956. Вып. 2. N 64/65. С. 69-86; Коланджян С. Новооткрытый фрагмент рукописи Мовсеса Хоренаци на еркатагире и вопрос времени Данииловых письмен//Вестник Матенадарана. Ер., 1958. Т. 4. С. 163-172 (на арм. яз.); Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959; Саркисян Г. Мовсес Хоренаци и его «История Армении»//ИФЖ. Ер., 1973. 2(43). С. 43-60 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. Ер., 1975; Thomson R. W. History of the Armenians. Camb. (Mass.), 1978; Lang D. M. Reviewed Work(s): «Moses Khorenats " i»: History of the Armenians by R. W. Thomson//BSOAS. 1979. Vol. 42. N. 3. P. 574-575; Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья: Опыт сравн.-ист. исслед. М., 1980. С. 34; Матевосян А. С. Мовсес Хоренаци и Хроника Атанаса Таронаци//ИФЖ. 1989. N 1. С. 220-234 (на арм. яз.); Мурадян Г. С. К вопросу о датировке двух источников Мовсеса Хоренаци//Там же. 1990. 4. С. 94-104 (на арм. яз.); Ширинян М. Э. «История» Мовсеса Хоренаци и «генеалогия» патр. Фотия//Аштанак (Лампада). Ер., 1995. 1. С. 85-96 (на арм. яз.); Hovannisian R. G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. Basingstoke, 1997. Vol. 1: The Dynastic Periods: From Antiquity to the XIVth Cent.; Hacikyan A. J. et al. The Heritage of Armenian Literature. Detroit, 2000. Vol. 1: From the Oral Tradition to the Golden Age. P. 305-306; Топчян А. «Хроника» Юлия Африкана и Мовсес Хоренаци//ИФЖ. 2000. 2. С. 128-159; idem. (Topchyan А.). The Problem of the Greek Sources of Movse  s Xorenac " i " s History of Armenia. Leuven, 2006; Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа, с древнейших времен до нач. XIX в. М., 2008; Саакян А. А. Столица Мцурн и историограф Мараб Мцурнийский//Доклады/Нац. АН Респ. Армении. Ер., 2011. Vol. 111. 2. C. 195-206 (на арм. яз.); Ващева И. Ю. Парадоксы исторической концепции Мовсеса Хоренаци//Диалог со временем. М., 2012. 40. С. 219-230.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

Боэмунд I, гр. Тарентский (июнь 1098 - авг. 1100; май 1103 - осень 1104); Танкред (регент: март 1101 - май 1103; осень 1104-1108, кн.: 1108 - дек. 1112); Рожер, гр. Салернский (дек. 1112 - 28 июня 1119); Балдуин II, кор. Иерусалимский (регент, июль 1119 - сент. 1126); Боэмунд II (окт. или нояб. 1126 - февр. 1130); Алиса, вдова Боэмунда II (февр. 1130-1132; 1135-1136); Фульк, кор. Иерусалимский (регент, 1132-1136); Раймонд, гр. Пуатье (1136 - 29 июня 1149); Констанция, вдова Раймонда (1149-1153); Рейнальд, гр. Шатильонский (весна 1153 - нояб. 1160 или 1161); Балдуин III, кор. Иерусалимский (регент, нояб. 1160 или 1161 - 10 дек. 1163); Боэмунд III (февр. 1163 - апр. 1201); Боэмунд IV (апр. 1201 - февр. 1216; 1219 - зима 1233); Раймонд Рубенид (14 февр. 1216-1219); Боэмунд V (зима 1233 - янв. 1252); Боэмунд VI (зима 1252 - 18 мая 1268). Ист.: Guillelmus Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum//RHC, Occ. Vol. 1; Gaimundus de Agiles. Historia Francorum//Ibid. Vol. 3; Fulcherius Carnotensis. Gesta Francorum//Ibid. Vol. 3; Ordericus Vitalis. Historia Ecclesiastica//PL. 188. Col. 1-984; Assises d " Antioche. Venise, 1876; Michel le Syrien. Chronique. P., 1904. T. 1-4; Анна Комнина. Алексиада/Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 1996. Лит.: Rey F. G. Histoire des princes d " Antioche//Revue d " Orient latin. 1896. T. 4; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Yewdale R. B. Bohemund I, Prince of Antioch. Princeton, 1925; Dussaud R. Topographie historique de la Syrie. P., 1927; Cahen C. La Syrie du Nord à l " époque des Croisades et la principauté franque d " Antioche. P., 1940; idem. Turcobyzantina et Oriens Christianus. L., 1975; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1954; Заборов М. Крестовые походы. М., 1956; Галстян А. «Антиохийские ассизы» по переводу Смбата Спарапета, армянского историка XIII в.//ППС. 1960. Вып. 5 (68); Kugler B. Boemund und Tankred Fürsten von Antiochien. Tüb., 1962; A History of the Crusades/Ed. K. M. Setton. L., 1969; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. L., 1980; Lilie R.-H. Byzanz und die Kreuzfahrerstaaten: Stud. z. Politik d. Byzantinischen Reiches gegenüber den Staaten der Kreuzfahrer in Syria und Palästina. Münch., 1981; Бозоян А. А. Восточная политика Византии в Киликии в 30-е - 70-е годы XII в. Ереван, 1984; McQueen W. B. Relation between the Normans and Byzantium 1071-1112//Byz. 1986. T. 56. P. 427-476; Степаненко В. П. Равнинная Киликия во взаимоотношениях Антиохийского княжества и княжества Рубенидов в 10-40-х годах XII в.//ВВ. 1988. Т. 49; он же. Цицилия, «дама Тарса и сестра короля»: Равнинная Киликия в составе Антиохийского княжества 1108-1137 гг.//Там же. 1991. Т. 51; История Крестовых походов/Ред. Дж. Райли-Смит. М., 1998; Todt K.-P. Region und griechisch-ortodoxes Patriarchat von Antiocheia, 969-1204. Wiesbaden, 1998.

http://pravenc.ru/text/115778.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010