Сведения о Г. И. содержатся в Житиях прп. Евфимия Великого и прп. Кириака Отшельника, написанных Кириллом Скифопольским. В «Луге духовном» Иоанна Мосха († 619) приводится рассказ о том, как вылеченный Г. И. лев выполнял послушания старца, что, по мнению автора, служило примером того, как в раю звери подчинялись Адаму. Г. И. скончался 5 марта, в этот день его память отмечается в лат. и сир. календарях (Римский Мартиролог, Мартиролог Раббана Сливы). В греч. календарях память Г. И. празднуется 4 марта (SynCP. Col. 507-508; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 242) и лишь в нек-рых списках указывается 5 марта. В ряде визант. календарей память Г. И. помещена под 20 марта, что является особенностью агиографических памятников, связанных со Студийским уставом ( Евергетидский Типикон XI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428). С распространением Иерусалимского Типикона окончательно утверждается празднование Г. И. 4 марта (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 41), к-рое внесено в совр. церковный календарь. Ист.: BHG, N 693-696е; ActaSS. Mart. T. 1. P. 386-389; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 175-184; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского//Палестинский Патерик. СПб., 1895. Вып. 6; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого//Там же. 18982. Вып. 2. С. 50-51, 58, 65, 69; Житие прп. Кириака Отшельника//Там же. 18992. Вып. 7. С. 4-5, 18; Κοικυλδης Κ. Μ. Α παρ τν Ιορδνην λαραι Καλαμνος κα γου Γερασμου. Ιεροσλυμα, 1902; ЖСв. Март. С. 79-85; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19, вып. 3. (Вып. 57). С. 115-135 (1-я паг.), 131-152 (2-я паг.); Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 129-132; Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 44, 51, 56, 60 (TU; Bd. 49. H. 2); idem. Vita Cyriaci//Ibid. S. 224-225, 235. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 108; Gr é goire H. La vie anonyme de S. Gérasime//BZ. 1904. Bd. 13. S. 114-135; Sauget J. -M. Gerasimo, egumeno in Palestina//BiblSS. Vol. 6. Col. 199-200.

http://pravenc.ru/text/164611.html

1891. Т. 11. Вып. 3(33). С. 16). В 1647 г. отреставрированный патриархом Паисием И. п. м. стал одним из основных хозяйственных центров Патриархата: диак. Иона Маленький (1651) упоминает принадлежавшие мон-рю пашни, виноградники и оливковые рощи (Повесть-сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева мон-ря черного диакона Ионы Маленького: 1649-1652//ППС. 1895. Т. 14. Вып. 3(42). С. 21). Наиболее подробное описание И. п. м. сделано В. Г. Григоровичем-Барским (1726): «Аще и мал отъвне зрится быти, обаче внутрь многа здания содержит... и тесен есть внутрь. Имат же храм преизбраний, велик и висок, с главою одною, яже зрится вне обители издалеча, шестию же столпами поддержится... Храм оний иногда бисть иконописан зело лепо, но понеже обетша, сего ради поновлен есть варом... Сице же тесно с келиями совокуплен окрест, яко низу ниоткуду к вратам пути имат, но иноки, правила ради, снисходят сверху зданий степеней каменных вниз к дверем... Трапези здание мало есть и келий такожде мало суть, понеже церковь величеством своим наполни весь монастир» ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 370-371). О фресках с эпизодами жития пророков Илии и Елисея упоминает Р. Покок (1743). Григорович-Барский и паломник Серапион (1751) сообщают также о «докуке» от бедуинов, к-рым монахи были вынуждены выплачивать натуральный оброк. Летописи палестинских греков нач. XIX в. сохранили свидетельства того, что во время восстания жителей Юж. Палестины против дамасского паши (1825) бунтовщики (в частности, из соседней Бейт-Джалы) использовали мон-ри как опорные пункты, а также прятали там свое имущество. Желая получить спрятанные в И. п. м. деньги феллахов, паша подверг пыткам игум. мон-ря Флавиана ( Неофит Кипрский. Двадцатилетие, или Продолжение всего случившегося в правосл. Иерусалимской Церкви с 1821 г. до настоящего 1841 г.//Мат-лы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 139. (ППС; Т. 19.

http://pravenc.ru/text/389257.html

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия. В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в. Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы. В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия , св. Ремигий Реймский). Ист.: Egeriae peregrinatio. 24, 9//Éthérie: Journal de voyage. P., 1948. (SC; 21). Лит. : Leblant E. La Question du vase de sang. P., 1858; Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Т. 1. С. 99-102; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание св. мест во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3 (51). С. 2, 42, 72; Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910. Bd. 1; Mercati S. G. Sanctuarii e reliquie cosmanminopolimane secondo il Codice Ottoboniano Latino 169 prima della conquista latina (1204)//Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. 1936. T. 12; Coens M. Un sermon inconnu de Rupert abbé de Deutz, sur S. Pantaléon//AnBoll. 1937. T. 55; Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza. Bobbio. P., 1958; RBK. Bd. 1. S. 137-142; Wilkinson J. Egeria " s Travel. L., 1971; Engemann J. Palästinische Pilgerampullen im F. J. Dölger-Inst. in Bonn//JAC. 1973. Bd. 16. S. 5 ff.; Weitzmann K. Loca sancta and the Representational Arts at Palestine//DOP. 1974. Vol. 28. P. 33ff.; Metzger C. Les ampoules à eulogie du Musée du Louvre//Notes et documents des Musées de France. P., 1981. Vol. 3; Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; K ü tsche- Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land//Vivarium: Festschrift Th. Klauser zum 90. Geburtstag. Münster, 1984 (JAC; Erg.-Bd. 11). S. 229-246; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.)//ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997. С. 19.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

Нижний храм построен на месте пещеры, где, по преданию, останавливалось Св. Семейство по пути в Египет. Здесь находится братская костница и хранится чтимая икона Божией Матери Галактотрофусы (Млекопитательницы), к-рой молятся об избавлении от бесплодия. Одна из фресок с изображением прп. Герасима Иорданского написана рус. художником в кон. XIX в. Верхняя 3-нефная церковь включает остатки средневек. стен, на что указывают фрагменты росписей XV-XVI вв. в апсиде. Главный престол освящен во имя прп. Герасима, боковые - во имя прп. Евфимия Великого (правый) и преподобных Марии Египетской и Зосимы (левый). В сев. нефе сохранился мозаичный пол, мнения исследователей о его датировке расходятся: кон. VI или XI в. ( Pringle. P. 200). В иконостасе находятся рус. иконы XIX в. (Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и прп. Герасима). Г. И. м. представляет собой оазис среди пустыни, стараниями игумена вокруг мон-ря разбит большой сад. В наст. время в обители нет братии, игумен - архим. Хризостом (Тавулареас). Ист.: Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена//ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3). С. 49; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 20-21, 50; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского//Палестинский Патерик. СПб., 1895. Вып. 6; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19, вып. 3. С. 135 (2-я паг.); Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 18-19, 129-132, 167-168. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 108-112; F é derlin J. L. Recherches sur les laures et monastères de la plaine du Jourdain et du désert de Jérusalem//La Terre Sainte. Р., 1903. T. 20. P. 134, 148; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 41-42; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF: Coll. Maior; 36); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1. P. 197-202; 1998. Vol. 2. P. 238-239; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 59-62.

http://pravenc.ru/text/164603.html

В 30-х гг. XIII в. свт. Савва Сербский посетил К. по пути на Синай (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 17, 59). Долгое время считалось, что с кон. XIII в. К. стал именоваться мон-рем прп. Герасима по соседней заброшенной обители (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь ). Однако в результате недавних раскопок было высказано мнение, что К. находился не в Дайр-Хаджала на месте совр. монастыря прп. Герасима, а на расстоянии примерно 1 км к северу близ источника Хаджала, где были обнаружены развалины большого мон-ря ( Hirschfeld. 2002. P. 132-133; Sharon. 2004. P. 48-54). По археологическим данным, мон-рь близ источника Хаджала был оставлен монахами до кон. XIII в., что следует из араб. надписи 1295 г. из дер. Хаджала, построенной прямо на месте мон-ря, тоже вскоре покинутой. Ист.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 40, 46, 98, 157, 163//PG. 87. Col. 2872, 2893, 2900-2901, 2957, 3025, 3029-3032 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 54, 61-62, 120, 187-188, 193-194); Vita S. Georgii Chozebitae confessoris et monachi auctore ejus discipulo Antonio/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. T. 7. P. 97-144, 336-370; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23); Sharon M. Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae. Leiden, 2004. Vol. 3; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 106-119; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Janin R. Calamon//DHGE. 1949. Т. 11. Col. 338; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF. Coll. Major; 36); idem. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992. P. 13, 31, 73, 77, 86-87, 96, 105, 177-178, 180-181; idem. The Desert of the Holy City: The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. Jerusalem, 2002. P. 132-133 (на ивр.); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 197-202; Читти Д. Д. Град пустыня. СПб., 2007. С. 243-245, 251.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Память В. значится в сир. календарях и в Римском Мартирологе под 24 янв., а в греч. месяцесловах под 4 сент. Из похвальных слов Иоанна Златоуста следует, что кончина святого произошла 24 янв., а 4 сент., видимо, являлось днем перенесения мощей. Кроме «Церковной истории» Евсевия (VI 29, 34, 39) древнейшие сведения о В. находятся в рассказе Леонтия, еп. Антиохийского († 357), включенном в состав Пасхальной хроники (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 503), в похвальных словах Иоанна Златоуста в честь В. (PG. 50. Col. 527-534, 541-550) и в его «Книге о Св. Вавиле и против Юлиана и язычников» (PG. 50. Col. 533-572). Сохранились греч., сир. и арм. жития В. (BHG, N 205, 205а; BHO, N 127-128), а также более позднее сказание Симеона Метафраста (BHG, N 206). В груз. житии св. Василия Епифанийского говорится, что этот святой претерпел мученическую кончину вместе с В. ( Peeters. P. 302-323). Ист.: BHG, N 205-208; BHO, N 127-128; BHL, N 889-893; ActaSS. Ian. T. 3. P. 183-185; PG. 114. Col. 967-982; MartHieron. P. 59; ЖСв. Сент. С. 76-86; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1891. Т. 19. Вып. 3. (Вып. 57). С. 75-84; MartRom. Р. 33; Peeters P. La Passion de S. Basile d " Epiphanie//AnBoll. 1930. T. 48. P. 302-323. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. т. 2. с. 355-356; Franchi de " Cavalieri P. Il koimeterion di Antiochia//Note agiografiche. R., 1928. T. 7. P. 147-148. (ST; 24); Delehaye. Origines. P. 36, 54, 58, 195-196; Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " Eglise jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 109-110, 115; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947. P. 123-128; Ceriani G. La basilica di S. Babylas. Mil., 1952; Marcora C. Il santorale Ambrosiano. Mil., 1953. P. 25-27; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 253, 306-308, 364, 387, 415-416, 455, 525; Janin. Églises et monastères. P. 55-56; idem. Babylas (2)//DHGE. T. 6. Col. 33; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 557; Frutaz A. P. Babylas//LTK. Bd. 1. Sp. 1169.

http://pravenc.ru/text/153791.html

1938. С. 322-328). Н. И. Прокофьев не исключал возможности авторства И. С. «Канона радостна Пресвятой Богородице», читающегося в рукописях XV-XVII вв. Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849 3. Т. 2. Кн. 8. С. 95-107; Варлаам (Денисов), архим. Описание сб. XV ст. Кирилло-Белозерского мон-ря//УЗ II Отд-ния имп. АН. 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 61-64; Барсов Е. В. Древнерус. памятники священного венчания царей на царство в связи с греч. их оригиналами//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. С. 19-24; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 98-99. 82; Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3(12); ПСРЛ. Т. 11. С. 95-108; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 165-172; Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина//Литература Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1978. Вып. 2. С. 123-149; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 99-119, 276-297, 403-406; Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 48-113 (с пер. на англ. яз.); Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. С. 223-224; Гapahih С. Л. Шляxaмi Гicmapычha-mэapэmычhы нарыс paзbiцця беларускай naлoмhiцkaй лimapamypы XII-XVI ст. Mihck, 1999. С. 172-191; Малето Е. И. Антология хожений рус. путешественников, XII-XV вв.: Исслед. Тексты. Коммент. М., 2005. С. 278-292. Лит.: Попов А. Н. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 50-51; Арсеньев С. В. Предпринятое исследование по поводу Хождения чернеца Игнатия Смолянина в Царьград и Иерусалим//Сб. имп. АН. СПб., 1880. 3. С. 42-44; Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР. 1901. Кн. 2. С. 7-14; Шахматов А. А. Обозрение летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 322-328; Антонова В. И. Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 569-572; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 28-29; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со слав.

http://pravenc.ru/text/293501.html

Впервые память М. встречается в Палестинском грузинском Синаксаре под 13 февр. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 158). Под тем же числом он упоминается и в К-польском Синаксаре (SynCP. Col. 825), где уточняется, что его синаксис в Константинополе совершался в храме ап. Петра при Св. Софии. Частицы мощей М. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 213). Ист.: Rabbow P. Die Legende des Martinians//WSt. 1895. Bd. 17. S. 253-293; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 85-103; ActaSS. Febr. T. 2. Col. 666-671; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 256-259. Лит.: ЖСв. Февр. С. 256-273; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 71; Janin R. Martiniano//BiblSS. Vol. 8. Col. 1226-1228; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 305; Бугаевский А. В. Святые преподобные Мартиниан, Зоя и Фотиния (Светлана). М., 2002. А. Ю. Виноградов Иконография Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Единоличный образ М. входит в программу росписей монастырских храмов, занимая свое место в чине преподобных. Наиболее ранний вариант храмового декора, включающий сонм монашеских изображений, представлен мозаиками кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.). Полуфигура М. помещена в медальоне в юго-зап. части наоса в числе 13 преподобных, среди к-рых - Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Макарий Великий; он изображен фронтально, в правой руке держит крест, ладонь левой раскрыта перед грудью; волосы с сильной проседью расчесаны на прямой пробор, борода клиновидная, чуть короче средней длины, облачен в темно-коричневую полумантию (из-под нее видны охристые поручи подрясника и схима), голова не покрыта. В храмах Св. Горы Афон единоличное изображение М. в чине преподобных встречается в росписи неоднократно начиная с XIV в.: в великой паперти (лити) кафоликона монастыря Хиландар (1321/22) - на сев.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010