В итинерарии Феодосия (ок. 530) говорится, что на Е. г. было построено 24 церкви ( Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в.//Пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 15), а паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал здесь «множество затворников, мужчин и женщин» (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 33). Кармелитский мон-рь Pater Noster Кармелитский мон-рь Pater Noster Малая Галилея С юж. стороны часовни Вознесения к стене мечети пристроено маленькое прямоугольное здание без к.-л. украшений над пещерой прп. Пелагии († 457, пам. 8 окт.), знаменитой антиохийской красавицы-куртизанки, обращенной в христианство еп. Нонном и много лет подвизавшейся в каменном затворе на Е. г. На дорогу выходит решетчатая калитка, через к-рую небольшая дорожка ведет к глухой двери. В 1-м довольно высоком и просторном помещении, возможно пристроенном позднее, молятся мусульмане, почитающие преподобную, далее неск. крутых ступеней ведут в сводчатую комнату. Она меньше по размеру предыдущей и освещена небольшими окошечками под крышей. Здесь, справа от входа, стоит каменный саркофаг с греч. надписью. На стенах сохранились евр. надписи о почитании пророчицы Фульды, в пустой гробнице к-рой, видимо, и совершала затворнический подвиг прп. Пелагия. Она жила и могла быть похоронена в маленькой низкой каморке с заложенным после ее смерти окошком, через к-рое принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления. Есть сведения, что когда-то от Имвомона к пещере Пелагии вели 25 ступеней. Монастырь прп. Пелагии расположен напротив часовни Вознесения и пещеры прп. Пелагии. Этот участок был приобретен в 1845 г. Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992 г. стараниями архим. Иоакима, прибывшего с Хиоса, началось строительство нового храма в честь Вознесения Господня. По офиц. версии, были нарушены пункты израильского законодательства, по к-рым муниципальные власти запрещают строить новые христ. храмы на Е. г. и в др. районах Иерусалима. 23 июля 1992 г., когда храм был уже практически возведен, прибыла команда полицейских с бульдозером и церковь была варварски разрушена. Сохранился лишь нижний храм, оборудованный в крипте строившейся церкви. Его спасло чудо: большая круглая деревянная икона Вседержителя, сорвавшись с места, вдруг закружилась перед бульдозером. В этот миг бульдозер сломал зуб, запутавшись в железобетонном перекрытии нижнего храма. После этого израильские полицейские прекратили снос постройки и удалились. В ночь на 8 июля 1995 г. неизвестные злоумышленники ворвались в разоренный мон-рь, связав архим. Иоакима, нанесли ему тяжелые побои и убили его мать, причисленную ныне Иерусалимской Православной Церковью к лику святых мучениц ( Ιωακεμ (Στρογγυλς), ρχιμ. Τ ερ προσκνημα τς Αναλψεως. Ιεροσλυμα, 1996).

http://pravenc.ru/text/189763.html

С. 178–179, прим. 5). Сам прп. Савва, согласно житию, придя еще безбородым юношей в лавру прп. Евфимия, был отослан им к авве Феоктисту, так как «юноше неприлично быть между omшeльhukaмu» (Kyrillos 1929. Р. 91.9–10; рус. пер.: ПП. Вып. 1. С. 9). Также был отослан им позднее прп. Кириак Отшельник к авве Герасиму. Так и сам прп. Савва поступал впоследствии, «ибо спасался соблазнов лукавого ( δι τ σκνδαλα  το πονηρο)» (Kyrillos 1929. P. 113.26; рус. пер.: ПП. Вып. 7. С. 38). 4 . ...постриг ( π& ριξε) его и одел в монашеский образ ( σχμα) – И уставы прп. Иоанна Кассиана , и пространные правила свт. Василия Великого , и тексты житий свидетельствуют о том, что ко времени написания данного жития (нач. VII в.) существовали уже все элементы таинства пострижения: собственно пострижение, обеты ( αποταγη) и облечение в монашескую одежду ( σχμα). О перемене имени есть свидетельство и в «Изречениях отцов»: «Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне, ложь не исходила из уст мoux» (Apophmhegmama, col. sys. 11.7; PG 65,129D). Что касается пострижения, то одним из первых упоминает о нем Иоанн Мосх в «Луге Духовном» (102). Согласно уставу прп. Иоанна Кассиана  (Об установлениях киновитян 4.3–5) пострижение и облечение в монашескую одежду совершалось руками аввы перед всей братией. Свидетельство об облечении в схиму содержится также в греч. житии прп. Пахомия: когда он приходит к человеку Божию Паламону, желая, чтобы тот принял его, Паламон после некоторого испытания его принял и облек в монашескую схиму (Pahomius 1932. Р. 6). Также и о прп. Кириаке Отшельнике сообщается в его житии, что он, придя в обитель Великого Евфимия, был облечен в монашеский образ «святыми его руками» (Kyrillos 1929. Р. 224.22–23), хотя ему и не было разрешено остаться в лавре по молодости. В житии прп. Анастасия Персского эту функцию выполняет hacmabhuk (Flusin 1992. Т. I. Р. 11–13). Совлекаться же эта одежда могла уже только с позором, в случае изгнания из обители. Главным назначением монашеской одежды было служить облеченному в нее зримым напоминанием о принятых обетах. Так, 22-е пространное правило свт. Василия Великого гласит: «Посему распространение обета и на одежду служит как бы вразумлением каким для немощных, невольно удерживая их от худого» (PG 31, 980С). О символическом значении монашеского пострижения свидетельствует житие прп. Герасима Отшельника: «...и обрезав волосы, а с ними, так сказать, всякое мирское и земное помышление, он весь предался добродетели» (ППС. Вып. 57. С. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Второй, отмеченный на карте как «Енон, где сейчас Сапсафа [греч. Σαπσαφας, от евр.   - ива]», находился значительно южнее, на левом берегу Иордана, напротив Иерихона, чуть западнее горы Нево (ныне Эн-Наба). На карте можно рассмотреть остатки сводчатого строения, возможно пещерной церкви, и обильную растительность. Судя по древним свидетельствам, в визант. эпоху именно эта местность привлекала множество паломников. Паломник из Пьяченцы (ок. 570) указывает: «В этой части Иордана находился источник, который в двух милях от Иордана, где крестил Св. Иоанн, и Илия был в этой долине, когда ворон принес ему хлеба и мяса. Вся долина полна отшельников» ( Anton . Placent . Itinerarium. 9. 7-9). «Место, называемое Сапсас» и «малая пещера, что больше горы Синайской» упомянуты также у блж. Иоанна Мосха в «Луге духовном», согласно к-рому в нач. VI в. в пещере был устроен храм, а вокруг начали селиться отшельники ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 1). В отличие от сев. Е. возле Салима юж. Е. оставался важным местом паломничества до эпохи крестовых походов. О нем упоминает греч. паломник Иоанн Фока в кон. XII в. (Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 51, 53). Î Е. пишет в «Хожении» (нач. XII в.) игум. Даниил: «...и тут же к востоку есть поблизости место, примерно в двух перестрелах от реки, где пророк Илия восхищен был на колеснице огненной. Тут же и пещера святого Иоанна Крестителя. И есть тут поток, водой исполненный, и течет красиво по камням в Иордан. Вода та холодная весьма и очень вкусная. И ту воду пил Иоанн Предтеча Христов, когда тут жил в пещере той святой» («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 53). Со временем, видимо, местность обезлюдела и паломничество в Е. стало опасным. Память о нем, однако, сохранялась до XIV в. Так, ок. 1370 г. смоленский архим. Агрефений отмечает: «Говорят, за Иорданом можно увидеть пещеру Святого Иоанна, и она близ Салима в Еноне, где много воды и где Святой Иоанн крестил народ. Мы туда не пошли из-за страха перед арабами» (Хождение Агрефения в Палестину/Текст и археогр. примеч.: Н. И. Прокофьев//Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 150).

http://pravenc.ru/text/189979.html

Среди многочисленных чудес М. Н. есть и «обычные», к-рые описываются в др. Житиях св. игуменов. Напр., как-то зимой в обители осталось мало елея, а из-за выпавшего снега пути стали непроходимыми, М. Н. благословил сосуд с елеем, и тот не оскудевал, пока не растаял снег. Однажды тыква, единственное блюдо, к-рое могло быть предложено братии, оказалась горькой и несъедобной. Повар сообщил об этом преподобному, тот благословил тыкву, и она тотчас стала сладкой. В др. раз М. Н. велел разбить сосуд с вином, в к-ром оказалась ядовитая змея. М. Н. скончался в возрасте ок. 70 лет и был погребен в монастырском соборе Небесных Сил бесплотных. На его гробнице совершались исцеления. Расслабленный мон. Иаков, принесенный в храм и положенный на полу в том месте, под к-рым было погребено честное тело преподобного, тотчас восстал здоровым. Прокаженный фиванец по имени Варда увидел во сне, что находится в соборе, где погребен М. Н., причем святой участвует в совершающемся там богослужении; болящий припал к его ногам и увидел, как от жертвенника изошел свет, озаривший святого, тот коснулся рукой прокаженного, и Варда проснулся здоровым, только на губах его остался небольшой след болезни, чтобы он не забывал о чуде. Также святой, явившись во сне, исцелил правую руку мон. Саввы и избавил Климента из Монемвасии от болезни печени и грыжи. В 1806 г. в Венеции диак. Агапий издал сб. «Новый Рай», включающий пересказанное им Житие М. Н., составленное на основании 2 визант. Житий. Честная глава М. Н. хранится в монастыре Осиос Мелетиос, др. частицы мощей находятся в ц. вмч. Георгия в Элефсине и в богословской школе на о-ве Халки ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 216). Ист.: BHG, N 1247, 1248; Николай, еп. Мефонский. Житие Мелетия Нового//ППС. 1886. Вып. 17. Т. 6. Вып. 2. С. 1-39; Феодор Продром. Житие Мелетия Нового//Там же. С. 40-69; Χρυσστομος (Παπαδπουλος), ρχιεπ. Συμβολα ες τν στοραν το μοναχικο βου ν Ελλδι: Ο Οσιος Μελτιος Νος (περ. 1035-1105). Αθναι, 1968. Σ. 39-72 [Житие Николая Мефонского]; Σ. 73-100 [Житие Феодора Продрома].

http://pravenc.ru/text/2562872.html

1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 31). Согласно Евсевию, «самую вершину этой горы увенчала она (Елена.- Авт.) священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал Своих учеников в неизглаголанные тайны» ( Euseb. Vita Const. III 43). Во время археологических раскопок, производившихся Л. Ю. Венсаном в 1910 г. и доминиканцами в 1918 г. ( Vincent, Abel. 1926. Vol. 2. P. 337-360), были обнаружены на территории совр. мон-ря Pater Noster (Отче наш) следы фундамента храма. Он состоял из внутреннего двора с колоннадами и базилики (30×19 м, ширина нефов 4-11,4 м, расстояние между колоннами 4 м, глубина апсиды 4 м, толщина стен до 1,5 м), построенной по общему плану базилик того времени (Рождества Христова в Вифлееме , Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании). Елеона была разрушена при персид. нашествии (614). Никто из ранних паломников не связывал ее с местом, где Господь научил апостолов молитве «Отче наш»; эта традиция возникла в эпоху крестоносцев. Совершенно др. локализацию Елеоны - на территории рус. Вознесенского мон-ря - предложила в 1939 г. Е. С. Лукьянова (см. подробнее в ст. Елеонский Вознесенский русский монастырь ). Храм Вознесения Господня (Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей» ( Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г./Пер.: И. В. Помяловский//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону.

http://pravenc.ru/text/189763.html

XV в. ( Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР. 1901. Кн. 2. Смесь. С. 7-14). Одновременно с Игнатием Смольнянином К-поль по торговым делам («куплею») посетил диакон (дьяк?) Александр; его лапидарный перечень цареградских святынь включен в Новгородскую IV летопись в конце статьи 1395 г. (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 376-378). Конечно, далеко не все паломники оставляли записки, и в действительности их круг шире; так, к их числу в посл. четв. XIV - нач. XV в. следует отнести и прп. Епифания Премудрого, к-рый в своем Житии прп. Сергия Радонежского в заключительной похвале святому замечает, что Сергий «не взыска Царьствующаго града, ни Святыа горы или Иерусалима, якоже аз, окаанный… полъзаа семо и овамо, и преплаваа суду и овуду» (БЛДР. 1999. Т. 6. С. 404), из чего можно заключить, что прп. Сергий, как и мн. отцы Церкви, не одобрял монашеских П. Проблематична принадлежность прп. Епифанию сказания о пути к Иерусалиму через К-поль и Афон рубежа XIV и XV вв., которое надписано именем некоего Епифания «мниха» (ППС. 1887. Т. 5. Вып. 3(15)) и выказывает текстуальную зависимость от «Хождения» архим. Агрефения. Последним известным рус. П. до падения К-поля в 1453 г. стало путешествие иеродиакона Троице-Сергиева мон-ря Зосимы, посетившего кроме К-поля также Афон и Иерусалим (1419-1422). Из сочинения Зосимы под названием «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник», видно, что его паломнический замысел разрастался постепенно: после молитв у мощей преподобных Антония и Феодосия Печерских в Киеве Зосима задумал двинуться в Царьград, по дороге завернув на Св. Гору и в Солунь к св. Димитрию; в Царьграде же у него рождается мысль о П. на Св. землю. Все это характеризует Зосиму скорее как не стесненного в средствах паломника, чем как церковного посла: с предположением, будто Зосиме было поручено провести переговоры с патриархом о готовившемся прославлении прп. Сергия Радонежского ( Ченцова В. Г. О причинах путешествия рус. паломника XV в. Зосимы на христ. Восток//Иностранцы в Византии.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДДАЙ [сир.  ], в сир. традиции один из 72 апостолов, посланный после Вознесения Иисуса Христа в Эдессу, столицу гос-ва Осроена , для исцеления царя Авгаря и проповеди в его стране. Согласно сир. памятнику кон. IV - нач. V в., известному под названием «Учение Аддая апостола», А., посланный ап. Фомой , посвятил во епископа Эдессы своего ученика Аггая, а во пресвитера - следующего предстоятеля Эдесской Церкви Палута (в действительности еп. Палут жил в нач. III в.). Композиционное построение «Учения» напоминает Евангелия: сначала подробно излагается проповедь А. народу, затем - ученикам. История обращения Осроены в христианство изложена также у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. I 13; II 1, 6-7), к-рый пользовался документами из архива Эдессы. Однако при переводе рассказа с сир. на греч. язык произошла замена имени апостола: вместо А. у Евсевия фигурирует «Фаддей (Θαδδαος), один из 70-ти». Поскольку превращение одного имени в др. не может быть объяснено ни ошибочным прочтением сир. текста, ни непривычностью имени А., вероятнее всего предположить, что отождествление А. сир. источника с известным из Евангелий Фаддеем (одним из 12 апостолов.- Мф 10. 3; Мк 3. 18) было сделано Евсевием осознанно, для придания большего авторитета свидетельству о Крещении Эдессы. Вслед за ним, начиная с комментария блж. Иеронима на Евангелие от Матфея, утверждается мнение, что А. и Фаддей - одно и то же лицо. Именем А. названа одна из литургий вост. сир. обряда (см. Литургия апостолов А. и Мари ). Ист.: Phillips G. The Doctrine of Addai, the Apostle. L., 1876; Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесирийский литературный памятник. М., 1984. С. 118-230; она же. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., 1997. С. 77-152. Лит.: Drijvers H. J. W. Addai und Mani: Christentum und Manichäismus im dritten Jahrhundert in Syrien//OCA. 1980. T. 221. P. 171-185; Мещерская Е. Н. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 72-80; Desreumaux A. Histoire du roi Abgar et de Jesus. Brepols, 1993 (см. также лит-ру к ст. Авгарь). А. В. Постернак Рубрики: Ключевые слова: АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях

http://pravenc.ru/text/63494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I [греч. Κριλλος] ( 23.07.1854, мон-рь свт. Ираклидия, Кипр), архиеп. Кипрский (c 10 июля 1849). Племянник этномартира Киприана , архиеп. Кипрского. В 1821-1849 гг. служил при Кипрской архиепископии иеродиаконом, а затем - архимандритом, зарекомендовал себя как разумный и энергичный церковный деятель. Он приобрел большой опыт в адм. и политических делах, в т. ч. участвовал в делегациях, направленных в К-поль в 1835 и 1848 гг. В апр. 1849 г., после смерти архиеп. Иоанникия , были проведены выборы предстоятеля Кипрской Православной Церкви, в к-рых участвовали архиереи и 39 мирян и представителей духовенства. К. был избран архиепископом, но его противники обратились с жалобой к османским властям на то, что число избирателей было ограниченным. Тур. наместник Кипра потребовал проведения новых выборов и получил одобрение великого везира в виде указа. 10 июля 1849 г. в резиденции тур. наместника в Никосии собрались 87 представителей каз (округов) и городов острова. Подавляющее большинство высказалось за утверждение результата предыдущих выборов. 18 окт. 1850 г. К. отправил поздравительное письмо Свящ. Синоду Элладской Православной Церкви в связи с признанием автокефалии этой Поместной Церкви К-польским Патриархатом. В 1850 г. К. добился, чтобы сбор десятины проводился «по султанскому снисхождению» христианами (а не османскими чиновниками) ( Θιλππου. 1975. Σ. 227). В 1853 г. К. предпринял попытку получить разрешение османских властей на возврат церковных владений, проданных эпитропами при его предшественниках, но получил отказ. К. хотел открыть на Кипре семинарию и рассчитывал на поддержку генерального консула России в Бейруте К. М. Базили, к-рый писал, что «Св. Синод обнадеживает разрешением сбора в России в пользу Кипрской Церкви» (Письмо К. М. Базили к А. Н. Муравьеву, 4 июля 1852 г.//РГБ ОР. Ф. 188. Картон 4. Ед. хр. 30. Л. 71-74 об.; изд.: ППС. 2005. Вып. 103. С. 89-91). В 1853 г. К. обратился к директору Богословской школы на о-ве Халки Константину (Типалдосу-Иаковатосу), митр. Ставрупольскому, с просьбой найти среди преподавателей подходящего для руководства семинарией, но тот ответил, что не имеет такой возможности. Тогда К. пригласил возглавить семинарию бывш. директора Патриаршей академии митр. Месемврийского Самуила (киприота по происхождению), но тот отказался, сославшись на преклонный возраст. Из-за преждевременной смерти К. его замысел остался неосуществленным.

http://pravenc.ru/text/1840407.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II патриарх Иерусалимский († 1482). Сведения о личности и времени правления И. скудны ввиду крайней ограниченности источников по истории Иерусалимской Церкви кон. XV в. И. не упоминается в списках патриархов у греч. церковных историков патриарха Досифея II Нотары, Максима Симского и др. Сообщение об И. имеется у фламандского хрониста кон. XV в. Теодориха Паули, к-рый, по всей видимости, общался с палестинскими монахами, собиравшими милостыню в Европе. Он пишет о тяжелом положении вост. христиан под мусульм. владычеством и, в частности, о непосильной дани, к-рую должен был выплачивать мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Для сбора милостыни И. послал к европ. монархам одного из синайских иноков со мн. частицами мощей святых. Летописец указывает также год смерти патриарха и сообщает о ежегодной помощи, к-рую при И. оказывал Иерусалимской Церкви Бургундский герцог Филипп, обновивший с согласия султана храм Гроба Господня. В июне 1480 г. рус. купец Григорий встречался в Египте с Иерусалимским патриархом, прибывшим ко двору султана для решения церковных вопросов. Патриарх передал с купцом грамоту св. Геронтию , митр. Московскому, «в порадование и приятельство». В рус. источниках патриарх назван Иоакимом, однако это мог быть И., чье имя неправильно воспроизвел переводчик или переписчик. В нач. 80-х гг. XV в. К-польский патриарх Максим III начал подготовку общевост. церковного Собора, к-рый должен был окончательно определить отношение правосл. Церквей к католичеству и укрепить церковно-каноническое единство православного мира в условиях новых политических реалий, сложившихся после падения К-поля. Ок. 1480/81 г. Даниил , митр. Эфесский, посетил Сирию, Палестину и Египет с целью проведения переговоров с восточными патриархами об их участии в Соборе. Хотя митр. Даниил в записках о посещении Св. земли не говорил напрямую о встрече с Иерусалимским патриархом, на К-польском Соборе 1484 г. он выступал как экзарх патриарха Св. Града - эти полномочия, вероятно, делегировал ему И. В нек-рых списках Иерусалимских патриархов (напр., у М. Лекьена ) И. фигурирует как Иаков III, т. к. позднейшие греч. церковные историки помещают в сер. XII в. патриарха Иакова II. Однако существование этого патриарха не подтверждается ни диптихами Иерусалимской Церкви (кон. XIII в.), ни к.-л. др. аутентичными источниками, в то время как на сер. XII в. приходится патриаршество Николая , достаточно надежно документированное. Ист.: Le Quien. OC. T. 3. Col. 516; АИ. Т. 1. С. 136-137; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8). Лит.: Пападопуло-Керамевс А. В котором году Смирнский митрополит Даниил посетил Св. Землю?//СИППО. 1893. Т. 4. Окт. С. 631-637. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200287.html

Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Терумот. 46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли ( Klein. 1928. S. 49). Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса ( Euseb. Onomast. 589). Евсевий при этом допускает неточность и помещает 2-ю Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона . Блж. Иероним ( Hieron. Ep. 46; Idem. Ep. 108) говорил о К. Г. как о деревне недалеко от Назарета ( Wilkinson. 1977. P. 153). Свт. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христ. храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в К. Г. вода в фонтане атриума превращалась в вино ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 30. 1-2). Паломник Феодосий (нач. VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т. е. Сепфориса ) до К. Г. 5 рим. миль (ок. 8 км). Такое же расстояние, по его подсчетам, отделяет К. Г. от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (ок. 570) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до К. Г. было 3 рим. мили (ок. 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В К. Г. он вместе с группой паломников поклонился св. сосудам. Из 6 сосудов на тот момент сохранилось только 2. Один из них паломник наполнил вином и возложил на алтарь в качестве приношения. На каменном ложе он написал имена своих родителей и совершил омовение в источнике, водой из которого, как считалось, были наполнены когда-то сосуды, упомянутые евангелистом ( Wilkinson. 1977. P. 79). Св. Виллибальд приблизительно в 724 г. посетил К. Г., где, по его описанию, находилась большая церковь, а в ее алтаре был один из сосудов. Из него паломники пили вино (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//ActaSS. Iul. Vol. 2. P. 505). Согласно датированной 808 г. «Памятной записке о домах Божиих, или монастырях» (Commemoratorium de casis Die vel monasteriis), в К. Г. был мон-рь (число монахов неизв., т. к. запись повреждена). Англ. паломник Зевульф, совершивший в 1102-1103 гг. путешествие на Св. землю, писал, что К. Г. расположена на горе, приблизительно в 6 рим. милях (ок. 9 км) к северо-востоку от Назарета. Кроме мон-ря Архитриклиний к тому времени, по словам паломника, там ничего не сохранилось (Путешествие Зевульфа в Святую Землю/Пер.: П. В. Безобразов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 287).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010