Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

«Храм будет восстановлен в прежнем виде – том, который задумывался изначально архитектором Никоновым», – отметил С. Макаров. 04.08.2016 г. Сайт «Приходы» http://prichod.ru/opyt-prihodov/25495/ Церковь эта состояла в начале в ближайшем ведении С.-Петербургского Епархиального Братства во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а с первых годов ХХ ст. сделана приходскою. Н. А. Тихомиров «Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей». - С.-Петербург, 1906 г. Была заложена 10 июня 1890 года и строилась 3 года. Выполнена в неорусском стиле, по проекту довольно известного архитектора Санкт-Петербурга - Никонова Николая Никитича. Надо отметить, что это его первый храмовый проект, после которого он был назначен на должность епархиального архитектора. Затем им были построены Иоанновский женский монастырь на Карповке, подворье на улице Некрасова. Эта церковь считалась первой в Петербурге выстроенной в «русском стиле внутри и снаружи». Воздвигалась церковь с 1891-1893 год для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и была создана для развития сети церковно-приходских школ и поддержания традиции церковного пения. Основателем и первым священником Покровской церкви является Сергей Николаевич Слепян. Над отделкой церкви трудились суздальские мастера во главе с М. С. Серебряковым. Образа исполнил князь Г. Г. Гагарин. Церковь была двухэтажной — на втором этаже Покровский храм — в нем был майоликовый иконостас, а на первом этаже церковь во имя св. Вонифатия. Достопримечательностью церкви была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатёр. Он эффектно сочетался с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над её приделами. Церковь имеет два престола: святого мученика Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. Две церкви, верхняя и нижняя, одновременно могли вмещать около 1500 человек. Нижний храм святого мученика Вонифатия был освящён 12 октября 1893 года епископом Нарвским Никандром (Молчановым). Верхний храм был освящён 9 марта 1897 года, митрополитом Палладием (Раевым). Рядом с церковью был выстроен дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней церкви епископом Гдовским Вениамином 8 июня 1913 года был освящён придел во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=01545

Когда-то, еще со времен Тверского княжества, на этом самом месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь. Посвящен он свт. Афанасию Александрийскому и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей монастыря и его первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского. Известно и второе народное название монастыря " Софьин " , " Софийский " . В судьбе Афанасьевской обители после княжны Софьи - 250 лет полной неизвестности. К XVI в. относится цветущая пора монастыря, когда в нем жило до 20 монахинь. Тогда же " были дарованы монастырю разные льготы на владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В Писцовой книге 1б2б года говорится о двух деревянных храмах монастыря: церкви Афанасия и Кирилла и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Учитывая, сколь разрушительным оказалось для Твери литовское разорение, можно предположить, что в первой половине XVII в. и Афанасьевский, и Покровский храмы были выстроены вновь. В последней четверти XVII века Покровская церковь служила " теплым " , т. е. ежедневно посещаемым храмом. Можно предположить, что во второй половине XVII в. к церкви Покрова постепенно переходят функции основного храма обители, а к XVIII веку Афанасьевский храм перестает существовать. В 1723 г. монастырь был упразднен " за малочисленностью " , а монахини были переведены в тверской Христорождественский женский монастырь. Место в документах стало называться погостом. Каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765 года, и строительство " тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами " окончено в 1774 году. На престольный праздник Покрова Богородицы был освящен центральный Покровский придел. Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви - " восьмерик на четверике " . Восьмерик двухсветный, с междуярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне - пятигранная алтарная абсида.

http://sobory.ru/article/?object=00004

В 1887 году Святейший Синод Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание Барской иконы Божией Матери 1 (14) октября - в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 1921 игуменьей Софией (Рачинской) был составлен Акафист Пресвятой Богородице в честь Барского чудотворного образа. В начале 60-х годов ХХ века Барский Свято-Покровский женский монастырь был закрыт безбожной властью, а сестры переведены в Браиловский женский монастырь. Чудотворный Образ монахиням удалось спасти - насельницы успели передать икону благочестивым местным жителям. А в 1962 году закрыли и Браиловский женский монастырь, тогда игуменья Клавдия с монахинями Серафимой, Херувимой, Амвросией и инокиней Гавриилой купили половину дома в г. Бар, забрали туда икону и спрятали ее. Они свято чтили этот Образ и просили Царицу Небесную об открытии обители, ведь издавна эта икона находилась в монастырских стенах и ее называли Барской-монастырской. В подполье древний образ находился до 90-х годов ХХ века. Тогда же вышло постановление правительства о передаче культовых сооружений верующим, но Барский монастырь был передан католической церкви. Последней хранительницей чудотворного Образа Божьей Матери была матушка Гавриила. В старости и по болезни ей пришлось передать икону в 1994 году в Одесскую епархию, где она находилась до 1999 года. В 1999 году древняя святыня была привезена в город Бар и Крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте у иконостаса. Верующие снова потянулись к чудотворному образу, с молитвой прибегая к заступничеству Царицы Небесной. В 2002 году митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий благословил создать в городе Бар общество в честь Барской иконы Божией Матери. Вскоре на окраине города началось строительство храма блаженной Матроны Московской, возле которого и образовалась община. 1 июня 2010 Указом архиепископа Симеона, Винницкого и Могилев-Подольского, храм блаженной Матроны Московской и земли были переданы под скит Браиловского женского монастыря. Игуменья Антония с сестрами постепенно начали восстанавливать монашескую жизнь в новой обители. Началось строительство ограждения, Святых ворот и сестринского корпуса с трапезной и кельями. В этом же году 19 октября состоялось освящение Храма блаженной Матроны Московской.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому) с прошением о благословении устроения монашеской общины на приобретенной земле. Она писала, что обитель может давать приют бедным женщинам правосл. вероисповедания, к-рые хотели бы посвятить себя служению ближнему. Указом Синода от 20 июля 1889 г. в Киеве был учрежден общежительный жен. мон-рь на пожертвованной княгиней земле в Лукьяновском участке города, к-рый включал «6 десятин земли с большим зданием для келий инокинь, трехпридельным храмом и с 12 другими домами». В них размещалось или предполагалось устроить «больницу с домовою церковью, бесплатное училище для девочек, рукодельные мастерские, бесплатную лечебницу, странноприимную аптеку, кельи для вдов и девиц, которые пожелают жить в монастыре без принятия до времени монашества, со взносом платы, просфорную с пекарнею, кухню, прачечную, теплицу, пчельник и вне ограды монастырской скотный двор и конюшню, дом для мирских служителей и гостиницу для богомольцев и приезжающих» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 559. Д. 61. Л. 14-15). Храмы и другие постройки Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 19 дек. 1888 г. митр. Платон утвердил проект главного монастырского корпуса, включавшего соборную и трапезную церкви, игуменские покои и кельи для сестер. 11 янв. 1889 г. прот. В. И. Лебедев освятил место, избранное для его сооружения. Именно этот день считается офиц. датой основания мон-ря. К 1899 г. на территории К. м. находились 3-придельный деревянный на каменном фундаменте собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с правым приделом во имя св. прор. Илии, левым - во имя Всех святых (освящен 17 дек. 1890). К собору примыкал главный 2-этажный корпус с домовой ц. во имя арх. Михаила, кельей Александры Петровны, приемным покоем, б-кой, ризницей, кельей игумении и т. д. На верхнем этаже располагались покои для приема высокопоставленных особ. На территории К. м. архит. Николаевым также были построены больница с ц.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Источник: Образование и Православие Примечание модератора: форма обратной связи на сайте " Образование и Православие " не работает, отправить просьбу на разрешение перепечатки информации для sobory.ru оказалось невозможно. Покровский Александро-Невский епархиальный женский монастырь был устроен в 1991 г. А сам некогда заштатный купеческий город Колывань был основан в 1797 г. В XIX веке это был один из городов Томской губернии: он имел свой герб и развитую торговлю. После того как вопрос о проведении первой транссибирской магистрали через Колывань был решен отрицательно, так как было определено проложить железную дорогу южнее Колывани, через село Новониколаевск - ныне Новосибирск, Колывань утратила статус губернского города. История возникновения самого храма, на территории которого расположился ныне монастырь, также очень интересна. Во второй половине XIX веке в городе имелся трехпрестольный собор в честь Живоначальной Троицы, действовали еще несколько храмов, приходская школа, духовное училище. В 1878 г. на общественном сходе мещанское общество заштатного города Колывани имело рассуждение о том, что население города год от года увеличивается, и есть надобность построить еще одну церковь на собственные средства, раскладом. Однопрестольный каменный храм примерно на 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1881 г. 1 марта было совершено убийство Российского императора Александра II. Колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм в заштатном городе Колывань на свои личные средства во имя небесного покровителя убиенного царя - святого благоверного великого князя Александра Невского. При этом он предлагал использовать проект, уже утвержденный для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прошение купца Кривцова было удовлетворено. Согласно рапорту священника Ставрова, церковь была заложена 2 мая 1882 г., а через пять лет 4 декабря 1887 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы храм был освящен Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским.

http://sobory.ru/article/?object=19202

ПЛОЩАНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж. в Севском уезде, на берегу озера Площанского. Основана в XVI веке старцем Прокопием. В ней четыре церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с двумя приделами: Николая Чудотворца и Мальтинской Божией Матери; в этом храме погребены: строитель Иоасаф, ученик основателя Прокопия, и строитель же Иоиль, ученик Иоасафов, коих память за благочестивую жизнь уважается и доныне. 2) Теплая, Сошествия Св. Духа, с приделами: Феодоровской Божией Матери и Иоанна Крестителя, построенная г.г. Веревкиными в конце XVIII века. 3) Покрова Богородицы. 4) Всех Святых, над вратами. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Орле, на левом берегу реки Орлика; основан в 1616 или 1617 г., после опустошений и разорений, причиненных городу Орлу литовцами и крымскими татарами. Здесь соборная церковь Введения Божией Матери, с. двумя приделами – Афанасия и Кирилла, и Мирона Чудотворца. – В 1843 году, мая 31, монастырь этот сгорел в случившийся в Орле пожар: две церкви, колокольня и все кельи сделались жертвою пламени. ТРОИЦКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Севске; основан в 1684 году. В нем каменная Соб. церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Благовещения Богородицы. ЗНАМЕНСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городи Ельце; существует с древних лет и в 1764 году был упразднен; но в 1822 году, по указу императора Александра I, восстановлен с тем, чтобы пользоваться ему содержащем из процентов на сумму, внесенную в Сохранную Казну купцом Шапошниковым. – Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы. РОЖДЕСТВЕНСКИХ, женский, заштатный, в уездном городе Болхове; основан в XVI веке и, после разорения в 1613 г. от поляков, возобновлен царем Михаилом Феодоровичем. Здесь две каменные церкви, из коих соборная во имя Рождества Богородицы. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, близ губернского города Орла, с соб. церковью Успения Богородицы. О времени основания и уничтожения его неизвестно. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, в уездном городе Брянске. Начало основания этой обители относится к отдаленной древности: ибо известно, что в XIII веке она уже существовала. При царе Михаиле Феодоровиче монастырь этот был приведен в цветущее положение; а патриархом Никоном возведен на степень Ставропигиального. Когда упразднена эта древняя обитель, сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Каменный двухэтажный собор сооружен " кораблем " . По одной оси, уступами, - алтарь, собственно храм, трапезная с притвором и колокольней. Продолжением служит выступающий вперед дополнительный притвор. Едины основные членения, а также элементы декора (междуэтажный и венчающий карнизы, одинарные нижние и спаренные верхние пилястры, наличника с " разрезными " фронтонами). Венчающие части отличаются разнообразием. Одноэтажному, пятигранной формы алтарю придан аттик с главкой. Аттик, только наделенный посередине люкарной и килевидным кокошником, имеет и храмовый объем, увенчание которого представляет купол пологих очертаний с пятью луковичными главками на кокошечниках и барабанах. Особенно интересна колокольня. Первый ярус её - четырехгранник с тройными окнами, вместе со своими обрамлениями " утопленными " в стене, карнизом и " ширинчатым " аттиком. По углам яруса - подобия диагональных контрфорсов; на них насажены главки. над арками звона - треугольные щипцы, усеченный шатер и короткий шпиль, барабан которого весьма насыщен украшениями. Собор выделяется целостностью композиционного построения и живописностью завершения. Принадлежит к русско-византийскому стилю. Рассказ отца дьякона Владимира Труженикова об истории собора: – Первоначально православный храм на этом месте появился на рубеже XVIII-XIX столетий, это была деревянная часовня, возведенная в честь Тихона Амафунтского, и уже позже, в году 1805-м – небольшая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1810 году она была разобрана, и место пустовало до 1813 года. Закладка же нового каменного двухэтажного здания была произведена в 1814 году в ознаменование победы русского народа над армией Наполеона, в это же самое время указом синода Русской Православной Церкви воздвигаемому храму был присвоен и соборный статус. Правда, относительно даты завершения строительства есть разногласия – в документах называются два разных года: 1821-й и 1828-й. Но тут надо помнить, что, как правило, окончанием постройки любого храма считалась дата его освящения. Что касается нашего собора, то иконостас главного алтаря, кстати, работы московского зодчего Степана Голышева, был установлен и освящен как раз 12 июня 1828 года. В 1853 году случилось несчастье – упала колокольня, и богослужения были прекращены до 1856 года. При этом большие пожертвования на восстановление храма были сделаны двумя местными купцами – Савелием Гуляевым и Федором Молчановым. С этого же момента в соборе четыре престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, нижние придельные – во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и во имя Святой Великомученицы Екатерины, верхний придельный второго этажа – во имя Тихона Амафунтского.

http://sobory.ru/article/?object=05758

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010