В страстной четверток по «Благо есть» поется тропарь: «Егда славнии ученицы», а в страстный пяток – тропарь: «Искупил ны еси от клятвы. В субботы пения Постной Триоди, в которые не поется (а читается) великое славословие после «Благо есть» и «Отче наш» поется: в субботу первой седмицы Великого поста тропарь, на 2-й глас, св. Феодору: «Велия веры исправления» и Богородичен: «Вся паче смысла». В субботы 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, когда совершается служба за упокой, поются тропари: «Апостолы, Мученицы, Пророцы». На «Слава»: «Помяни. Господи, яко благ». На «И ныне»: Богородичен: «Мати святая неизреченнаго Света» (Тип., послед. субб. 2-й седмицы Великого поста и след.). Эти тропари поются после «Благо есть» и в другие субботы в году, если в них совершается служба за упокой (Тип., гл. 14), исключая суббот пред Неделей мясопустной и пред Пятидесятницей; тогда, по «Благо есть», поются тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы» (Тип., послед. мясопустной субб. и субботы пред Пятидесятницей). На той утрени, в которой поется великое славословие (а не читается), сряду после пении Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и после тропаря бывает ектения: «Помилуй нас, Боже»; но на утрени, в которой славословие читается (а не поется), ектения: «Помилуй нас, Боже» следует после «Благо есть», «Трисвятого». «Отче наш» и тропаря 514 . В дни же поста эту ектению заменяет произнесение 40-а раз «Господи, помилуй». Дни, в которые возглашается «Господи, помилуй» 40 раз, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», суть следующие: 1) Среда и пяток сырные. Но исключаются те случаи, когда в среду и пяток сырные случится: а) праздник Сретения (Тип., послед. 2-го февр., в среду сырную; там положены три поклона в конце утрени), предпразднство, попразднство и отдание его (1-го, 8-го февр.): б) день храмового праздника. Тогда по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже». 2) Вместо ектении произносится: «Господи, помилуй» 40 раз в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, исключая тех случаев, когда в эти дни бывает: а) Благовещение (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

358. Об отправлении всенощных до 15 сентября. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, объявленному Синоду в предложении Синодального Члена, Преосвященного Амвросия Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, «что на Всеподданнейший доклад Государю Императору об отправлении повсеместно как на высокоторжественные, так и на праздничные дни до 15-го сентября всенощных служений с вечера по примеру прежнему, Его Императорское Величество соизволяет». Святейший Правительствующей Синод приказали: о сем Высочайшем соизволении, для должного по оному повсеместно исполнения, дать знать указами: Московской Святейшего Синода конторе, Синодальным Членам и всем прочим Преосвященным епархиальным Архиереям, так же Ставропигальным Лаврам и монастырям. Сентября 10 дня 1802 года. 359. О празднования в текущем 1857 году дня восшествия Государя Императора на Всероссийский престол, вместо вторника первой недели великого поста, в неделю православия и о проч. Государь Император, по случаю, что в текущем году день восшествия на Всероссийский престол Его Императорского Величества приходится во вторник на первой неделе великого поста, согласно определенно Святейшего Синода, Высочайше повелеть соизволил:- празднование упомянутого дня – восшествия на престол совершить вместо вторника первой недели великого поста в неделю Православия с тем, чтобы сие в подобных случаях и впредь исполняемо было и чтобы там, где совершается молебствие Православия, отправлено было оное пред литургиею, а молебствие о восшествии на престол – после литургии. Января 28 дня 1857 года. 360. О дате празднования в 1861 г. рождения Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали рапорт Синодального Члена, Преосвященного Филарета, Митрополита Московского, о том, в какой день в текущем году следует праздновать рождение Государя Императора, по случаю совпадения дня сего с понедельником страстной седмицы. И, по справке, приказали: в разрешение настоящего представления Преосвященного Митрополита Московского и в предупреждение могущих возникнуть со стороны других Преосвященных недоразумений, дате знать циркулярными указами по всему духовному ведомству, что в настоящем году, согласно с объяснением, сделанным в табели высокоторжественных и викториальных дней, празднование высокоторжественного дня рождения Его Императорского Величества Государя Императора, по случаю совпадения дня сего с понедельником страстной седмицы, имеет быть отправлено в православных церквах в понедельник на Святой седмице. Марта 18 дня 1861 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Православные посты в 2024 году 8 марта, 2019 Православные посты в 2024 году Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю. Календарь постов и трапез на 2024 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Великий пост как путь пробуждения Однажды, будучи студентом Московской духовной академии (по-моему, я был тогда уже в священном сане), возвращаясь на электричке из Москвы в Сергиев Посад, я стал невольным свидетелем разговора нескольких женщин. Приближался Великий пост, и разговор у них как раз зашел о том, кто будет или не будет соблюдать приближающийся пост. Мне особенно запомнилась реплика одной из беседующих: «Не могу сказать, что мы прямо-таки постимся, но скидку все же делаем – мясное не едим». Есть или не есть – не вопрос Для большинства людей Великий пост, да и любой другой пост, ассоциируется именно с отказом от так называемой скоромной, то есть мясной и молочной, пищи. Наверное, каждому священнослужителю в преддверии и в продолжение поста задают вопрос о том, какой календарь поста более правильный: тот, в котором в такой-то день предписано сухоядение, или тот, где в тот же день варение с елеем. Конечно, «гастрономический» аспект поста важен. Но порою в погоне за строгим соблюдением календарных предписаний мы начинаем забывать о главном – духовном значении великопостного подвига. Удивительная глубина духовной стороны поста раскрывается в богослужебных песнопениях Постной Триоди, богослужебной книге, по которой совершаются все великопостные службы. Одна из самых знаменитых стихир, раскрывающих смысл постного подвига, звучит так: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне, вечерня в понедельник первой седмицы Великого поста). В русском переводе эта стихира будет выглядеть так: «Будем поститься постом, достойным приятия, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева,разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный». (Интересно, что церковно-славянское слово «приятный» оказывается из разряда «ложных друзей переводчика». Приятный – не тот, который нравится, а тот, который принимается, становится достойным приятия.)

http://pravoslavie.ru/77705.html

   Синаксарь в субботу сыропустную.    По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной.    Синаксарь в сырную субботу.    Синаксарь в неделю сыропустную.    Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7.    Беседа 4, de quadragesima.    Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν.    Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен.    О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше.    О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше    Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы.    Феодорит. История, кн. 3, гл. 15.    Никифор, История, кн. 10, гл. 12.    Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы.    См. Рождество Христово.    29 sermo catecheticus Theodori Studitae.    Последователи Манеса.    Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста.    Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7.    О монофизитах см. выше, Рожд. Хр.    Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16.    Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7, 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами.    Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6.    Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9—10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового.    Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18.    См. празд. Нерук. Образа.    Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13.    Bibliothec. orient, pag. 311.    Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   Кроме вышеперечисленных песнопений св. Иосиф составил еще следующее каноны для подвижных дней. Прежде всего — для 40-цы:    1) на неделю блудного (печ. триодь), 2) на неделю мясопустную: πδ. ΑρματηΛατην Φαρα· Χαρει χορς τν αγιων σου Χριστ с акростихом: χριστο δεδοικα δευτεραν παρουσιαν ο ιωσηφ (со 2 π.), 3) на неделю сырную (печатный сырной среды), 4) св. Феодору Тирону: πβ. ς ν περω· ΠεποικιΛμνος τη δξη. τη θεκ с акростихом: πληρωσον ημων τας παρακλησεις μακαρ ιωσηφ, 5) на вторую неделю поста о блудном πβ. Τμηθεση τμαται· Δξαι με Στερ. τος σος οκτειρμοιπστει προστρχοντα с акростихом: δεξαι με σωτερ ως τον ασωτον παλαι, 6) на третью неделю поста (печ. пятка 4 седмицы). Затем, в рукописях есть еще два великопостных канона св. Иосифа: первый (7) о посте на вторую неделю поста — α. Σο τροπαιοχος· χοντες νηστεας τν καιρν с акростихом в 9 п. ιωσηφ и другой (8) покаянный, положенный в синодальной 217 и ватопедской 316—905 триодях на повечерии четвертка первой седмицы поста: β. Βυθο Βυθς με χειμαζει. По акростиху он предназначался для какого то Василия (императора Василия Македонянина 867—887?): βασιλειου τον κλαυθμον ω σωτερ δεχου ιωσηφ.    Для 50-цы у св. Иосифа составлены следующие каноны: 9) на неделю расслабленного (печ. триодь), 10) — самаряныни (там же), 11) — слепого (там же) и 12) на субботу пред 50-цей.    Наконец, синайская триодь 742 надписывает еще именем Иосифа Сдален 5 недели — πβ. Αγγελικα δυναμεις· Τν νηστειν πρς πρας νυν πειγμενοι и стихиру пятка Ваий δ. κουσως νεκρς τριημερεσας. триоди Pii II 31; Гроттаферратская Δ. β. I и VIII и синайская 736 присоединяют к ней два подобна: Τα τς Μαρας οκτερας και τς Μαρθας и «Οτι παρχω ζω και αφθαρσα.    Как видим, все песнопения св. Иосифа для подвижного круга распадаются на две неравныт группы. Большая из них — песнопения преимущественно для седмичных дней этого круга — представляет собою, как было сказано, повторение работы св. Феодора Студита. Меньшая — воскресные каноны — не имеет какого либо общего, связующего ее части воедино, плана, не имеет она также особенно тесной связи и с предыдущей группой: трудно думать, чтобы у св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На утрене с великим славословием и на вседневной эта часть отсутствует. Здесь после седальна последней кафизмы читается 50 псалом. На великопостной утрене после 50 псалма непосредственно следует канон. Состав канона в разные праздники и дни седмицы различен и указывается на ряду в типиконе, октоихе, минеях и триодях. Существуют три порядка его отправления: праздничный, вседневный и великопостный. Все они изложены обстоятельно, с указанием библейских стихов, положенных для соединения с тропарями, в ирмологие. Праздничным порядком совершается канон на воскресной утрене, на утрене бденным и полиелейным святым и святым с великим славословием, а также и шестеричным святым и святым без знака в уставе, если памяти их совпадают с предпразднеством или попразднеством, отданием двунадесятых праздников и в период пятидесятницы. В прочее время года на памяти святых шестеричных и без знака в уставе, канон отправляется вседневным порядком. Существенная разница между праздничным и вседневным порядком отправления канона состоит в том, что при праздничном отправлении полагается так называемая рядовая катавасия (типикон, гл.19), которая поется после каждой песни канона. При отправлении канона вседневным порядком катавасия полагается лишь после 3, 6, 8 и 9 песен, причем ирмосы на катавасию берутся от последнего канона из читаемых. Кроме того, в этом случае после катавасии 9 песни поется “Достойно есть”, чего при отправлении канона праздничным порядком не положено (см. ирмологий). Великопостным порядком канон отправляется в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу первых шести недель великого поста, за исключением четверга пятой седмицы. Устав отправления канона великопостным порядком подробно изложен в типиконе в службе понедельника первой седмицы великого поста. На всяком каноне после 3, 6 и 9 песен полагается малая ектения, за которой следует после 3 песни обычно седален, после 6 – кондак, а после 9 – светилен или екзапостиларий. Кроме того после 8 песни поется “Честнейшую”. (Дни, когда не положено пение “Честнейшую”, указаны в 20 главе типикона.) На 9 песне канона совершается каждение всего храма (типикон, гл.22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

29 Богослужебный Устав предполагает, что тропари Великого канона также поются. На практике их читает иерей. 30 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 541) следующим образом описывает окончание пения С нами Бог: «каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. И ныне, и второй лик: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Наконец оба лика поют припев: Яко с нами Бог». 31 Из указаний Типикона и других богослужебных книг следует, что тексты после «С нами Бог» (в том числе – Символ веры) поются (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541). Первые два тропаря День прешед – антифонно, прочие молитвословия – обоими ликами (либо также антифонно). Обычно на практике эти тексты читаются. 32 Первый стих: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, и последний стих: Боже, очисти нас..., согласно Уставу, исполняются трижды, остальные стихи – дважды. 33 В Типиконе указано петь «молительные стихи» антифонно (обоими хорами). Если есть два хора, то они поочередно повторяют стих: «Пресвятая Владычице Богородице...», и далее поют каждый стих на оба лика (иерей безмолвствует). В храмах, где нет двух хоров, иерей, стоя пред царскими вратами, поет каждый из положенных стихов, и хор повторяет их. В этом случае, чтобы вполне соблюсти антифонное пение, следует не петь третье: «Пресвятая Владычице Богородице...», либо петь этот стих иерею вместе с хором (ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284). 34 Согласно Типикону, «речем: Боже, очисти мя, грешнаго..., трижды, поем оба лика равно» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие). Таким образом, после двукратного пения стиха: «Боже, очисти нас, грешных» (в храмах, где нет двух хоров – иереем и хором), этот стих поется еще один раз, но с добавлением слов: «и помилуй нас» (в практике этот стих поет только иерей, либо иерей совместно с хором). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 541; Службы первой седмицы Великого поста. М., 1984. С. 81, 284. Существует также практика, согласно которой стихи Боже, очисти нас... поют вместе священник и певцы (Настольная книга священнослужителя. М., 2001 р . Т. 4. С. 527).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-27/

Богородичен от меньших (см. Богородичны отпустительные седмичные). Богородичны по гласу святого, по гласу Минеи, во глас Минеи. Они обозначаются еще так: «Богородичны восьми гласов, поемые, егда есть «Слава» святому в Минее, «и ныне» по гласу сия», т.е. поются на тот глас, на который поется песнопение на «Слава». Эти Богородичны поются в те дни, в которые не бывает праздника с бдением, полиелеем или великим славословием. Поются на вечерне и утрени, в 1 гласе в неделю вечера Богородичен «Небесных чинов радование», в понедельник на утрени – «Святейшая святых всех сил», в понедельник вечера – «Дево всепетая». Богородичны печатаются, кроме Октоиха, в Минее, в конце каждой книги. Богородичен первый. Так называются в Октоихе, в службе воскресных дней, во-первых, Богородичны – догматик малой вечерни и догматик великой вечерни. Они находятся на каждой из этих служб первыми из Богородичное; посему и тот и другой в богослужебных книгах называются «Богородичным первым гласа», к догматику же малой вечерни иногда прибавляется указание, что он «малыя вечерни» (см. Богородичен догматик). Во-вторых, Богородичным первым называется и тот Богородичен воскресной службы (Октоиха), который печатается на вечерне после тропаря и поется на утрени первым, а именно по «Бог Господь», но там Богородичен уже не читается, а на него только указывается (см. Тип., гл. 3:5). Он называется также Богородичным отпустительным (Тип. гл. 53). Богородичен часов. На службе каждого часа – на первом, третьем, шестом и девятом – положен после тропаря особый Богородичен: на 1 часе – «Что Тя наречем, о Благодатная», на 3-м – «Богородице, Ты еси лоза», на 6-ом – «Яко не имамы дерзновения», на 9-ом: – «Иже нас ради рождейся от Девы». Эти Богородичны называются Богородичными часов. Великий канон. Великим каноном называется канон святого Андрея Критского и с ним вместе канон Марии Египетской, которые вычитываются по частям на повечериях понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста, и весь целиком – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста. Канон св. Андрея Критского назван великим, говорит Синаксарь, как по множеству мыслей и воспоминаний, какие плодовитый творец в нем заключил, так и потому, что содержит в себе тропарей более, нежели всякий другой канон; ибо в других канонах бывает около тридцати тропарей, а в каноне св. Андрея около двухсот пятидесяти. Канон св. Андрея Критского имеет по 3-й песни два седальна, по 6-й песне – кондак, икос и за ними 14 тропарей на «Блаженны», в каждом тропаре на «Блаженны» содержится из истории поучительный урок для избежания порока и для делания добра, за что в стихах евангельских пред тропарями обещается блаженство. К великому канону принадлежат и 24 стихиры на «Господи воззвах», которые положено петь на вечерне в среду 5-й седмицы. Они называются стихирами Великого канона. Начало каждой стихиры следует букве греческого алфавита, и все они оканчиваются словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (см. Канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но как нам невозможно устраниться от всех предметов, могущих служить для нас поползновением к преобладающим нами страстям: то мы прежде всего со всем тщанием должны уготовлять себя против опасных дня нас случаев рассуждением, осмотрительностью, терпением; должны приготовлять себя на духовную брань с самими собою каждый день из утра, и в продолжении дня с постоянным вниманием смотреть за изменениями нашего сердца, когда мы или воспылали гневом , или предались самолюбивым мечтам, или позавидели чуждой доброте, или уничижили и пренебрегли ближнего нашего; а но прошествии дня отдавать совестный отчет самим себе, и судить себя с строгим беспристрастием в том, в чем поступили против христианского благоразумия, в чем уступили стремлению страсти, в чем даже пали, и, за учиненные падения, истязательно показывать себя обличением совести, и чистосердечно раскаиваться в зле, – добра же вовсе и не приписывать себе, а единствен но Богу. И так, любитель воздержания, рачитель внутренней чистоты, ты, который, имея попечение о духовном своем благоустроении, питаешь в себе священную заботу, дабы не провести понапрасну сего св. времени, но, при помощи Божией, снят с совести своей греховную тяжесть, уврачевать сердечную язву, исправить душевный недуг, трезвись и мужайся на поприще духовного поста, в побеждении страстей своих! Зная в себе особенно слабую сторону, особенно бодрствуй и вооружайся против опасных для тебя случаев. Вот ты юн, и, по твоей юности, чувствуешь на себя льстивые нападения сладострастного влечения, невольно увлекающие тебя к непозволенным мыслям, чувствованиям, расположениям: смотри, всяцем хранением блюди сердце твое от раздражительных впечатлений, особенно убегай той встречи, которая всего опаснее для душевной чистоты твоей; убегай, хотя бы мысль твоя оправдывала сию встречу благой целью, даже видом благочестия. Если же неизбежна для тебя сия опасная встреча, то, проходя мимо, преклони телесный взор долу, а мысленное око вознеси с молитвою горе к Богу о укреплении тебя против искусительного помысла, и таким образом всегда сражайся с стремлением твоих чувств и чувственных влечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010