Следующая ветхозаветная книга, полностью прочитываемая в течение Четыредесятницы, — пророчество Исайи. Не случайно пророка Исайю называют в церковной традиции ветхозаветным евангелистом. Ведь именно он произнес пророчество о рождении Спасителя от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Евнух эфиопской царицы из книги Деяний перед встречей с апостолом Филиппом читает книгу Исайи о страданиях Агнца Божия: Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его (Деян. 8, 32–33, см.: Ис. 53, 7–8). Но Исайя пророчествовал не только о грядущем Христе. Пророк обличал неправды и грехи правителей и народа: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, повернулись назад (Ис. 1, 3–4). Даже животное — вол — оказывается мудрее грешника, отвернувшегося от Бога. Путь греха — возвращение назад, уход от праведности в погибель, отказ от той Божественной мудрости, к которой призывал царь Соломон. Чтение этих трех книг начинается в понедельник первой седмицы Великого поста: на шестом часе будет прочитано начало книги пророка Исайи, на вечерне — повествование о первых трех днях творения из книги Бытия и первое Соломоново поучение из книги Притчей. Каждый день три эти книги будут уводить нас все дальше в познании Промысла Божия о мире и человеке, стремлении к мудрости Божией и укреплении надежды на встречу с обещанным Мессией. Газета «Православная вера» 4 (504) Рейтинг: 9.1 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68954.html

Таким образом, по мнению блаженного Августина , чувственная похоть входит в человеческую природу всех людей. Она передается детям через похоть родителей при акте зачатия. Виновность за эту похоть снимается (отпускается) в таинстве Крещения, поэтому и необходимо крещение детей. В некрещеных же людях присутствует как сама похоть, так и виновность за нее. 176 «Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что ей было свойственно; а превыше естества потому, что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все – как добровольное. Ибо Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер» (38: 258). «Эти страсти восприняты Богом Словом в Своем человеческом естестве не по необходимости (в силу безгрешного рождения), не как наказание за грех прародителей, а по экономии, с целью совершения добровольных страданий», – говорит преподобный Максим Исповедник (цит. по 47: 117). 177 «В объяснение такой всецелой, безусловной безгрешности Христа Спасителя учители Церкви указывали на то, что естество человеческое в нем не отдельно существует, а ипостасно соединено с естеством Божеским» (22: 78). «Ибо один и тот же был и Богом и человеком; посему Он имел желание естественное, простое, одинаково созерцаемое во всех лицах человеческих, но мнения, то есть того, что могло быть предметом Его желания, противного Божественной Его воле и иного по сравнению с его Божеским желанием, Его святая душа не имела... В Господе же нашем Иисусе Христе, так как природы – различны, то различны и естественные желания Его Божества и Его человечества, или способности желания. А так как едина Ипостась и един Желающий, то един также и предмет желания или едино возникающее из мысли желание, так как человеческая Его воля, разумеется, следует Божественной Его воле и желает того, чего Божественная воля желала, чтоб она хотела» (38: 171, 172). 178 «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:30,34,35 ). «Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, Плод безмужной матери нетленен…» (Великий канон святого Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 9). «О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия…» (Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою ЕЕ, именуемой «Неувядаемый Цвет»).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Д.В. Дементьев Понедельник первой седмицы Великого поста Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а  богослужения недели – продолжительностью. Первая седмица Великого поста – это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз –  в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста. ПЕСНОПЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

1519 Богородичен 9-й песни канона, седален по 3-й песни канона, в Неделю Святой Пятидесятницы на утрене. – Триодь цветная. Ср.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 10. 1520 Молитвы Отцу, Сыну Божию и Святому Духу. См.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 63–74. 1522 2-й трипеснец, троичен 8-й песни канона, в среду ваий на утрене. – Триодь постная; Троичен 3-й и 5-й песней 2-го канона, в среду преполовения на утрене, 7-я стихира на «Господи, воззвах» в субботу седьмой седмицы по Пасхе вечера. – Триодь цветная. 1525 Троичен 9-й песни, 2-й трипеснец третьей седмицы Великого поста на утрене; 7-й тропарь 2-й песни, 2-й трипеснец, в понедель­ник Страстной седмицы на повечерии. – Триодь постная. 1526 Троичен 1-го гласа на утрене перед кафизмами. – Триодь постная; 1-й тропарь 9-й песни канона Святой Троице, в Неделю утра на полунощнице. – Октоих, глас 7. 1528 2-й трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра третьей седми­цы Великого поста; 2-й четверопеснец, троичен 9-й песни, в суббо­ту третьей седмицы Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 1530 Троичны 3-й, 9-й песней канона в Неделю мясопустную на утрене; Троичен 8-й песни, трипеснец в понедельник сырный на утрене; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный на утрене; Троичен 3-й и 8-й песней канона св. Андрея Критского , в понедель­ник первой седмицы Великого поста, на повечерии; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный, на утрене. – Триодь постная. 1531 Тропарь мертвых на «Слава» по 17-й кафизме, в субботу мясо­пустную, на утрене. – Триодь постная; Троичен 2-й песни канона св. Андрея Критского , в четверг первой седмицы Великого поста, на повечерии; Трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра первой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 1-й песни, в по­недельник второй седмицы Великого поста, на утрене; Троичен 9-й песни, 2-й четверопеснец, в субботу утра четвертой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 8-й песни, в понедельник утра пятой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, 8-й тропарь 9-й песни канона св. Андрея Критского , в понедельник Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Аудио (MP3) > > Богослужебные песнопения Канон св. Андрея Критского - mp3 и текст канона автор: Mon, 10 Mar 2008, 10:45 Обсудить на форуме Версия для печати Дорогие братья и сестры! В дни Великого поста нагрузка на сервер нашего сайта очень большая, поэтому возникают сложности с прослушиванием файлов он-лайн. Советуем скачивать аудиофайлы на совй компьютер. Великий Покаянный Канон Св. Андрея Критского  - текст В по недельник Первой Седмицы Великого поста Во вторник первой седмицы Великого поста В среду первой седмицы Великого поста  В четверг первой седмицы Великого поста Понедельник первой седмицы Великого поста 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель - 4.08 3.870 мб. 2 Вторая песнь: Вонми небо - 4.23 3.118 мб. 3 Третья песнь: На недвижимом Христе - 3.01 2.828 мб. 4 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи - 5.55 5.544 мб. 5 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче - 3.48 3.574 мб. 6 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу - 3.08 2.944 мб. 7 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? - 2,27 2.298 мб. 8 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою - 4.40 4.372 мб. 9 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят - 4.29 4.208 мб. 10 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное - 8.04 7.554 мб. Вторник первой седмицы Великого поста 11 Первая песнь: Помощник и Покровитель - 4.21 4.072 мб. 12 Вторая песнь: Вонми небо - 3.45 3.512 мб. 13 Третья песнь: Утверди Господи - 3.12 3.004 мб. 14 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи - 4.50 4.526 мгб. 15 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче - 3.41 3.456 мгб. 16 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу - 3.30 3.292 мгб. 1 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? - 2.07 1.996 мгб. 2 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою - 4.13 3.958 мгб. 3 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят - 4.04 3.814 мгб. 4 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное - 6.29 6.082 мгб. Среда первой седмицы Великого поста

http://pravmir.ru/audio/article_893.html

   В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста. ПЕСНОПЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИОГО ПОСТА     Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.    «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост — избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».     Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста     Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.    «Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».     Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста     Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.    «Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».     Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.    «Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем. Адам был изгнан из рая из-за ослушания, и отторгнут от наслаждения, прельщенный словами женщины, и сидит нагим, увы мне, напротив рая, рыдая. Итак, постараемся все использовать время поста, слушаясь евангельских заповедей, чтобы, через них угодив Христу, снова воспринять жилище рая. Вступление в Великий пост ознаменовано вечерней, совершаемой вечером в Неделю сыропустную и относящейся уже к понедельнику первой седмицы поста. Первая часть вечерни носит торжественный характер. Совершается вход с кадилом и произносится великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя». Во время произнесения прокимна все находящиеся в алтаре переоблачаются в темные одежды, и далее вечерня совершается уже по великопостному чину. Меняются и напевы, используемые при богослужении. Стихиры, исполняемые на вечерне, напоминают о смысле поста как духовной весны, времени воздержания не только от скоромной пищи, но и от греховных поступков: Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти... Постараемся все смирить тело воздержанием, проходя божественное поприще непорочного поста, и будем молитвами и слезами искать спасающего нас Господа, и полностью оставим злобу, взывая: согрешили пред Тобою...  Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся. Время поста с радостью начнем, предоставив себя для духовных подвигов, очистим душу, очистим плоть, будем воздерживаться, словно от снеди, от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, совершенствуясь в которых с любовью, да сподобимся увидеть драгоценное страдание Христа Бога и святую Пасху, духовно радуясь.  Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Среда первой седмицы Великого Поста Без Меня не можете делать ничего. Ин. 15, 5 По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всей Четыредесятницы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Фото: Патриархия.Ru На 1-й седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой великопостной недели. В остальные великопостные седмицы за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения. Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения». Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне. «Знаешь наше состояние, знаешь нашу немощь, Человеколюбец; мы согрешили, но не отступили от Тебя, Боже, и не возвели рук наших к иному богу – пощади нас по доброте Своей, Благий». Тропарь пророчества из службы среды первой седмицы Наставления вступающим в пост Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных Боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

http://pravoslavie.ru/1606.html

Интересно, что только из данного песнопения Постной Триоди можно узнать, что вторая седмица Великого поста трактуется как попраздненство первой, самой строгой седмицы, которая воспринимается как праздник. А если вспомнить, что попраздненства имеют только двунадесятые праздники, то получится, что начало поста, приравнивается к самым важным праздникам, самым важным дням церковного года. Гимнографы предлагают нам огромное количество образов поста и характеристику постного времени. Пост – это подвиг: «Приспе время духовных подвигов начало, на демонов победа» 143 ; «постный подвиг». 144 Пост – это «ангельское благолепие». 145 Пост – это и «всеоружное воздержание» 146 , и защита от врагов: «Твердое оружие поста имуще, яко щит». 147 Пост – это «Мати целомудрия, обличитель грехов проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков». 148 Пост – это «матерь добродетелей». 149 Пост – это губитель страстей: «Страстоубийца пост настоящий» 150 , «страстоубийцу пост возлюбим». 151 Пост – «хранитель чистоты и матерь безстрастия». 152 Пост – это «воздержания наслаждение». 153 Пост свят: «Святаго поста возсиявшая благодать» 154 , «священного воздержания 155 , он отделен от всего обыкновенного и посвящен Богу. Пост изливает свет: «Се светоносное прииде время» 156 ; «светоносное пощение». 157 Песнотворцы сравнивают пост с лучами солнца, со светом, с сиянием на протяжении всей Постной Триоди, начиная с подготовительных недель и до конца поста: «Светлая предпразнства воздержания, светлая предпутия поста днесь» 158 , «светлого поста время» 159 , «светлый день воздержания поста» 160 , «солнца светлее пост возсиявый, многосветлая благодать» 161 , «богосветлая благодать воздержания, возсиявши нам днесь солнца светлее». 162 Вступающий в пост, сам облекается в светлую ризу поста: «во светлую поста облекшеся ризу». Как солнце растворяет тьму, так и пост очищает от тьмы грехов: «Поста благодать днесь солнечныя лучи всем предлагает, предочищающи мрак от греха». 163 И, наконец, пост сам является творцом света: «…Светотворных постов». 164

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Любезно, людие, пост облобызаем: приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевныя дарования, спостраждем, яко раби Христови, и да прославимся, яко чада Божия и Дух Святый в нас вселься, просветит душы наша» (тропарь 8-й песне канона вторника сырной седмицы). «Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, усрящим, душе моя, Владыку, благодати низпослатися свыше нам просяще, и многих прегрешений исправление обрести» (тропарь 9-й песне канона утрени пятка сырной седмицы). «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков» (стихира на стиховне утрени понедельника первой седмицы). «Начнем, людие, непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем и водою чистоты лица умыем, не много глаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш, иже на небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). Сущность и истинный смысл христианского поста, по учению нашей Постной Триоди, изображается в таких привлекательных чертах: «Пост не ошаяние (воздержание) брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение» (стихира на стиховне утрени вторника первой седмицы). «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы). «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста). «Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкания брату в соблазн» (стихира на «Господи воззвах» среды второй седмицы). «Сице нам поститися подобает: не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но, якоже Христос, в смиренномудрии» (тропарь 8-й песне канона утрени вторника сырного).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010