1034 . Зубов Д. В. Афон и Россия: Духовные связи. М. 2000. 431. 1035 . Игумен русских святогорцев. Жизнеописание схиархимандрита Макария (Сушкина). М. 1998. 222. 1036 . Иеросхимонах Иероним, духовник русского на Святой Афонской Горе Пантелеймонова монастыря//ДЧ 1886. 1. 288–327. изд.: М. 1887. 2 1900. 48. изд., с расшир. назв.: Иеросхимонах Иероним... и его присный ученик, игумен священноархимандрит Макарий. М. 1908. 72. 1037 . [Иоаким (Сабельников), иером.] Великая стража. Жизнь и труды блаж. памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. М. 2001. 831. 1: Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеймонова монастыря/Автор-сост. иеромонах Иоаким (Сабельников). 1038 . Кончина настоятеля Пантелеймонова монастыря на Афоне († 19.6.1889). – Жизнь покойного Макария. – Преемник ему и состояние монастыря//Церковный Вестник. 1889. 28. 502–503. [О кончине архим. Макария (Сушкина)]. 1039 . Красовский И. Ф. Макарий Афонский игумен и священноархимандрит Афонского Св.-Пантелеимонова монастыря//Московские ведомости. 1889. 182, 184, 206, 212. изд.: М. 1889. 184. Красовский И. Ф. Игумен русских святогорцев. М. 1998. 1040 . Кусков В. В. Роль Афона в развитии культуры Древней Руси XI-XVII вв.//Культура славян и Русь. М. 1998. 238–248. же. Эстетика идеальной жизни. Избранные труды. М. 2000. 83–94. 1041 . [ Леонид (Кавелин) , архим.] Рассказ о святогорских монахах архим. Феофана (Сербина), 1663–1666/Сообщил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Леонид. СПб. 1883. (ПДПИ 40). 1042 . Леонид (Кавелин) , архим. Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706). СПб. 1883. X, 102. (ПДПИ 43). 1043 . Леонид (Поляков), архим. Афон и русское монашество//ЖМП 1958. 8. 60–65. 1044 . Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества//БТ 1970. 5. 5–24. 1045 . Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря Св. Пантелеймона на Горе Афонской//Гражданин. 1889. 18. 191–211. же://Он же. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1901). М. 1996. 577–586.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

421 . – Путешествие в Иерусалим Троицко-Сергиевой Лавры иеродиакона Зосимы. – ЧОИДР, 1871, кн. I, отд. 2, с. 16–30. В статье: Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV–XVII вв. ... 422 . – Путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225–1237 гг. Под ред. архимандрита Леонида. СПб., 1884. IV, 80 с. (ППС, вып. 5). 423 . – Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина), 1663–1666 гг. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., ОЛДП. 1883. 15 с. (ПДПИ, вып. 40). 424 . – Рукописи сербского письма XII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии. – ЧОИДР, 1891, кн. 2, отд. 2, с. 1–8 Описана 91 рукопись, в том числе афонского происхождения. 425 . – Русский монастырь святого Пантелеимона – Русик. – ХЕВ, 1867, 6, 7, 17, 22. Отд. изд. Одесса, 1867. 127 с· 426 . – Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных. – ЧОИДР, 1890, кн. 4, отд. 3, с. 1–3. 427 . – Сказание о Святой Афонской Горе игумена Русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев (Из сборника Синодальной библиотеки, 272, конца XVII в.). СПб., ОЛДП, 1882. 31 с. (ПДПИ, вып. 30). Ср. изд. 1846 г. (по другой рукописи): Ундольский В. М. Сказание о Святой Горе Афонской... 854). 428 . – Славяносербские книгохранилища на Святой Афонской Горе, в монастырях Хилендаре и Святого Павла. – ЧОИДР, 1875, кн. 1. отд. 5, с. 1–80. Отд. изд. М., ОИДР, 1875. 88 с. Описано 83 рукописи Хилендаря, 55 – Святого Павла, 10 – Зографа. 429 . – Спорный вопрос о месте нахождения первоначальной копии с афонской иконы Иверской Богоматери. – ВОДРИ, 1875, 6/10, отд. 4, с. 75–80. 430 . – Стара Српска писма из Руског манастира св. Пантелеимона у Светой Гори. Прилог. арх. Леонид. – «Гласник Српског ученог друштва», 1868, кн. 7, свеска 24, с. 231–295. Отд. изд. Белград, 1868. 65 с. Сербские акты из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 431 . – Три древних сказания о Святой Горе Афонской и краткое описание Святой Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725–1726 гг.). М., 1882. 50 с. Авт. в кн. не указан. Изд. 2-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1895. 50 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

57 П. Васенко: 1) «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1, с. 243; 2) Кто был автором «Книги Степенной царского родословия»? – «ЖМНП», 1902, декабрь, с. 36. Описание содержания данного памятника см.: П. Васенко. Составные части «Книги Степенной царского родословия». – Летопись занятий Археографической комиссии за 1906 год. СПб., 1908, вып. 19, с. 1–51. 58 Д. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3. М., 1979, с. 280. Об агиографическом характере Степенной книги см. также: П. Васенко. «Книга Степенная...», с. 227–232. 59 Мансуров С., свящ. Очерки из истории Церкви. – «Богословские труды», сб. 6. М„ 1971, с. 92–100. 62 Г. Кунцевич. Житие святого Никиты столпника Переяславского. Чудо 19-е и 20-е. СПб., 1902, с. 4. 63 П. Васенко. «Книга Степенная...», с. 113. Почти современна Степенной книге роспись кремлевского Архангельского собора, которая, по мнению Е. Сизова, является иллюстрацией к ней. Он говорит: «Итак, включенная в роспись Архангельского собора галерея условных портретов всеми ее особенностями и главным своим замыслом напоминает общие черты построения «Степенной книги», ее основную идею. Здесь, как и в «Степенной книге», реально ощущаются те золотые ступени, что ведут святых князей в Царство Небесное, представлен тот же государственный парад». (Г.. Сизов. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в. – В кн.: ТОДРЛ, т. 22. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. М. – Л., 1966, с. 271). Срав.: Н. Е. Мнева. Монументальная и станковая живопись. – В кн.: Очерки русской культуры XVI века. Пзд. МГУ, 1977, ч. 2, с. 321. 65 Г. Кунцевич. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария (15 сентября – 31 декабря 1563 г.). – Отчеты о заседаниях имп. Общества любителей древней письменности в 1907–1910 годах. ПДПИ 176. СПб., 1911. 69 БАН, 31.6.27, л. 524–524 об.; ГИМ, собр. А. С. Уварова, 23, л. 875–876; Веретенников П., свящ. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского († 1563). – «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1980–1981, 105–108, с. 244–245, прим. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

61 . Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. СПб. 1898. 1:1: Время и жизнь патриарха Евфимия Терновского XXXII, 609. 1:2: Литургические труды патриарха Евфимия Терновского/Тексты, собранные П. Сырку. XCVII, 231. L. 1972. 62 . Сырку П. Монаха Григория житие преподобнаго Ромила. По рукописи XVI в. Имп. Публ. библиотеки собр. Гильфердинга. С приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в. Белградской народной библиотеки. СПб. 1900. XXXIII, 54. [Оттиск из ПДПИ 36]. 63 . Сырку П. Евфимия патриарха Терновского служба преподобной царице Феофане. По рукописи XIV-XV в. Хиландарского монастыря на Афоне. СПб. 1900. 38. 64 . Яцимирский А. И. Григорий Цамблак. Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. СПб. 1904. VI, 501. 65 . Яцимирский А. И. Из истории славянской проповеди в Молдавии. Неизвестные произведения Григория Цамблака, подражания ему и переводы монаха Гавриила. СПб. 1906. 116, 118. (ПДП 163). 66 . Ангелов Б. Търновският книжовник Дионисий Дивний//Старобългарска литература. 1980. 7. 54–62. же://Старобългарско книжовно наследство. София 1983. 44–54. 67 . Ангелов Б., Генов М. Стара българска литература в примери, преводи и библиография. София 1922. 480–512. [Из соч. патр. Евфимия Тырновского]. 68 . Ангелов Д. Към историята на религиозно-философската мисъл в средновековна България – исихазъм и варлаамитство//ИБИД 1967. 25. 73–92. 69 . Ангелов Д. Богомилството в България. София 1969. 564. 70 . Ангелов Д. Философски идеи през XIII-XIV в. Исихазъм, варлаамство, богомилство, адамитство//История на философската мисъл в България. София 1970. 1. 77–91. 71 . Ангелов Д. Общество и обществена мисъл в България IX-XIV в. София 1979. 315. 72 . Ангелов Д. Исихазъм//История на България. София 1982. 3. 400–405. 73 . Ангелов Д. Исихазмът в България//Он же. Българинът в средновековието (Светоглед, идеология, душевност). Варна 1985. 248–270. 74 . Андреев Й. Търновската книжовна традиция и идеята за третия Рим//Търновска книжовна школа. София 1980. 3. 310–316.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

в Москву и попавшей в Успенский собор Московского Кремля, в описях к-рого она называется «Никола Вежитцкий». Это внимание составителей иконных программ и мастеров к чудотворной силе, явленной святителем еще до посвящения во иерея, согласуется с отмеченным в новгородских и московских Чиновниках XVI в. под 29 июля редким праздником рождества Н. (см.: Саенкова. 2002): его отказ от груди, стояние в купели после крещения (на иконе кон. XV в., из ГВСМЗ), исцеление сухорукой жены (икона из Предтеченской ц. Дюдиковой пуст., нач. XVI в., ныне во ВГИАХМЗ) - эти сцены занимают все верхнее поле. Столь развернутое повествование о чудесном даре святителя еще в младенчестве должно было подчеркивать благодать, данную ему от рождения. Фигуры отца и матери Н. с нимбами можно рассматривать как своеобразный ответ составителей житийных программ на обвинения в адрес святителя еретиков, которые не признавали святость Н. на том основании, что он всего лишь человек - «прост муж». Подобная формулировка прозвучала на заседании Собора осенью 1553 г. и вошла в летописные тексты: «У митрополита истязалися с Перфиром о чюдотворцех, еже глаголют святаго Николу проста мужа…» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 233). Пренебрежительное упоминание о родителях чудотворца как указание на его незнатное происхождение («сей бо с(ы)нъ Феофанов смердович есть», «Феофанов сын и Нонин») вложено в уста К-польского патриарха Афанасия, фигурирующего в Чуде о 3 иконах ( Леонид (Кавелин). 1881. С. 65-70; Крутова. 1997. С. 67). Редко в ряд клейм, иллюстрирующих ранний период жизни святого, попадают клейма со сценой пострига Н. (что восходит к текстам о св. Николае Сионском), как на иконе из Троицкой ц. с. Нёнокса (1-я пол. XVI в., ныне в ГЭ). Вершиной развития житийной иконографии святого, достигнутой именно в древнерус. художественной культуре и изобразительном искусстве, по праву должно считаться Лицевое житие Н., проиллюстрированное 408 миниатюрами (РГБ. Больш. 15, публ.: ПДПИ. 1882. Вып. 28; Лёвочкин. 2006). Авторство миниатюр приписывается 5 мастерам, в т.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Издания: а. Молитва на дьявола: Соболевский А.И. Материалы (прим. 332). С.41–45 (перепеч.: Mareš F.W. An Anthology [прим. 346]. Р.65–68); б. Молитва Св. Троице: Архангельский А.С. Любопытный памятник русской письменности XV века. (ПДПИ. 50). СПб., 1884. С.4–19 (editio princeps, полностью, по трем спискам); Шляпкин И.А. Рец. на: Архангельский А.С. Любопытные памятники...//ЖМНП. 1884. Декабрь. 4.236. С.267–269 (выдержки по древнейшему списку XIII/XIV в.); Соболевский А.И. С.45–47 (наиболее важные отрывки) (перепеч.: Mareš F.W. Р.69 f.; перепутаны данные о двух важнейших списках); в. Восемь молитв из Ярославского молитвенника XIII в.: Соболевский А.И. Несколько редких молитв из русского сборника XIII в.//ИОРЯС. 1905. Т. 10. С.67–78 (перепеч.: Mareš F.W. Р.71–80); г. Житие отца нашего Бенедикта, игумена и наставника... по римскому образу: Соболевский А.И. Житие преп. Бенедикта Нурсийского по сербскому списку XIV в.//ИОРЯС. 1903. Т.8. С. 121–137 (перепеч.: Mareš F.W. Р. 150–162) (свободная переработка сведений о Бенедикте Нурсийском , содержащихся во 2–й книге Диалогов Григория Великого ). Молитва под необычным заглавием “на дьявола и на нечистыя духи ко всем святым” мыслилась как молитва на исход души. Просьба о ходатайстве за грешника обращена прежде всего к Аврааму, Исааку (прообразу Христа) и Иакову, к Иову, Моисею, Иисусу Навину, Самуилу и шестнадцати пророкам Ветхого Завета (по недосмотру в числе четырех великих пророков вместо Иезекииля поименован Самуил), к Илии и Елисею, к двенадцати апостолам (отдельные имена сопровождаются ссылками на типичные, наиболее значительные эпизоды из жизни их носителей). В заключении находим обращение и к святым, почитаемым латинской церковью: Виту, Лаврентию, Флориану, Хрисогону, Сильвестру, Амвросию, Иерониму, Мартину, Луции, Цецилии, Фелиците, Вальпурге и Бенедикту; не забыты при этом и восточные святые и отцы церкви – иными словами, перед нами молитва ко всем святым единой и нераздельной Церкви, объемлющей как Восток, так и Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МГУ. 1987. Сер. 9: Филология. 1. С.73–80; Revelli G. Некоторые новые археографические сведения о неизвестных списках “Сказания о Борисе и Глебе”//Palaeobulgarica. 1988. Т.12/1. С. 81–92; она же. Некоторые археографические сведения о неизвестных списках литературного цикла о Борисе и Глебе//Quaderni del Dipartimento di Lingue e Letterature Straniere Moderne: Università di Genova. 1989. P. 163–183; Ужанков A.H. К вопросу о времени написания “Сказания” и “Чтения” о Борисе и Глебе//ГДРЛ. 1992. Сб.5. С.370–412; Биленкин В. “Чтение” преп. Нестора как памятник “глебоборисовского культа”//ТОДРЛ. 1993. Т.47. С.54–64; Милютенко Н.И. Переяславское сказание о Борисе и Глебе в составе Летописца Переяславля Суздальского//Там же. С.65–81; Poppe A. Politik und Heiligenverehrung in der Kiever Rus’: Der apostelgleiche Herrscher und seine Märtyrersöhne//Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter. (Vorträge und Forschungen. Bd.42). Sigmaringen, 1994. S.403–422; Топоров B.H. Идея святости в Древней Руси: Вольная жертва как подражание Христу (“Сказание о Борисе и Глебе”)//Он же. Святость и святые (прим. 430). С.413–600.) 534 Речь идет предположительно о раннехристианском мученике Никите, сыне императора Максимиана (286–305), о мученичестве которого сохранилось несколько повестей (BHG/Auctarium. 1343–1346). 535 Существует обширная литература о распространенности среди южных и восточных славян различных вариантов Жития св. Вацлава (знакомство с которым, в той или иной версии, приходится предполагать и в данном случае) и его (равно как и проложного Жития св. Людмилы) влиянии на литературную форму Сказания. Приведем только наиболее важные работы: а. (издания Жития св. Вацлава, открытого и изданного А. Хр. Востоковым и Н. К. Никольским ): Никольский Н. Легенда мантуанского епископа Гумполъда о св. Вячеславе чешском в славянорусском преложении. (ПДПИ. 174). СПб., 1909; Sborník staroslovanských literárních památek I Ed. J.Vajs (прим. 365) (среди прочего и “востоковская” легенда); Jakobson R.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авт.: Никон, Патриарх – установлен по кн. митрополита Евгения (Болховитинова) Исторический словарь... 816 . Страхов Н. И. Афон и его обитатели. – «Русская религ. мысль», 1912, 35. с. 4. 817 – Воспоминание о поездке на Афон. – PB, 1889, окт., 204, с. 120–144. То же. Отрывок из воспоминаний о поездке на Афон. – ПрЦВед, 1899, 44, с. 1319–1327. 818 . – Из путешествия на Афон. – КурЕВ, 1902, 23, с. 465–466. 819 . Суд над афонцами. – ЦОВ, 1914, 11, с. 5–6. 820 . Схимонах Иоанн постник . – ДС, 1892, 10, с. 313–318. 821 . Схимонах Русика Иларий (в мире Иоанн Симеонид, †1864). – ДС, 1889, 1, с. 6–10. 822 . Сырку П. А. Житие Григория Синаита , составленное Константинопольским Патриархом Каллистом. Текст славянского перевода Жития по рукописи XVI века и историко-археологическое введение. СПб., 1909. LXXXIX. 48 с. (ПДПИ, вып. 172). Ср.: Соколов И. Житие... Григория Синаита ... 796). Ср. также: Помяловский И. В. ... Житие... Григория Синаита ... 611). См. также: Яцимирский А. И. Из критико-литературных наблюдений над Житием Григория Синаита ... 910). 823 . – Житие Иоанна Кукузеля как источник для болгарской истории. Греческое житие афонского подвижника XII (?) века. – ЖМНП, 1892, т. 282, июль. с. 130–141. 821 . – Заметки о славянских и русских рукописях в Bodleian Library в Оксфорде. С предисл. А. И. Яцимирского . СПб., 1908. 74 с. 825 . – К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Исслед. П. Сырку. Т. 1. СПб., ИАН, 1898. (ЗИФФ, 1899, ч. 5. вып. 1). Т. 1. Вып. 1. Время и жизнь патриарха Евфимия Терновского. 1898. 6, XXXII, 609 с. Об Афоне как главном центре духовного просвещения и охранения чистоты Православия у византийцев и славян в XIV и след. веках: с. 55–62, 65–67, 69, 73–77, 78, 85–86, 88 92, 98, 101–107, 131–132, 135, 141. Т. 1. Вып. 2. Литургические труды патриарха Евфимия Терновского. 1890. 4, IV, XCVIII, 231 с.; 1 л. факс. 826 . – Критика и библиография. Б. м. и г. 21 с. Без тит. л. Отд. отт. из ЖМНП, ч. 220, отд. 2, с. 105–126. 827 . – Монаха Григория житие преподобного Ромила. По рукописи XVI в. Имп. публ. биб-ки. СПб., 1900. XXXIII, 54 с. (ПДПИ, вып. 136).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Серия «Памятники древней письменности» (с нояб. 1898 - «Памятники древней письменности и искусства»; ПДПИ) представляла собой отчетную часть деятельности ОЛДП, содержавшую сведения о заседаниях, ежегодные научные и финансовые отчеты, исследования, тезисы и резюме сообщений, библиографические описания и обзоры, а также тексты небольших по объему рукописей (1878-1925. Вып. 1-190). Тираж «ПДПИ составлял 200 экз., 90 экз. предназначались для приобретения библиотеками высших и средних учебных заведений. В ПДПИ публиковались обзоры, каталоги, описания и указатели рукописей, хранившихся в библиотеках и частных собраниях. Среди подобных публикаций: «Обзор Московских книгохранилищ: Приложение к протоколу заседания ОЛДП», «Собрание факсимиле и материалов по книгопечатному делу в портфелях Т. Ф. Большакова», «Библиотека И. Н. Царского», «Славяно-русские рукописи Парижской библиотеки» Ф. И. Булгакова, «Книгохранилище Чудова монастыря» (все - 1879. Вып. 4); «Рукописи о России в Королевской библиотеке в Стокгольме» кн. В. С. Оболенского и «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской ДС» М. И. Лилеева (обе - 1880. Вып. 6(1)); «Описание рукописей Черниговской ДС» (1880. Вып. 7(2)); «Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева монастыря» И. А. Шляпкина (1880. Вып. 9(4)); «Каталог российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора» П. Н. Тиханова (1881. Вып. 21); «Гос. древлехранилище в теремах Московского Кремлевского дворца» А. Е. Викторова (1882. Вып. 26); «Каталог патриаршей библиотеки (1718)» (1894. Вып. 103); «Статистические сведения о сохранившихся древне-русских книгах XI-XIV вв.» Н. В. Волкова (1897. Вып. 123). Также в ПДПИ публиковались крупные исследования, в частности «Из истории отреченных книг» М. Н. Сперанского (1898. Вып. 129; 1899. Вып. 131; 1900. Вып. 137; 1907. Вып. 171), «Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст» В. Й. Мансикки (1913. Вып. 180) и др. Одной из самых известных работ, осуществленных ОЛДП, стала публикация Сийского иконописного подлинника - собрания рисунков XVII в. (свыше 500 листов), предназначенного для использования в иконописной практике (подготовлено Н. В. Покровским; 1894. Вып. 106; 1895. Вып. 113; 1897. Вып. 122; 1898. Вып. 126). В альбомную часть издания вошли, в частности, переводы с икон Прокопия Чирина, Симона Ушакова , Ф. Е. Зубова (см. в ст. Зубовы ), Семена Спиридонова (Холмогорца) и др., как столичных, московских, так и ряда менее известных сев. иконописцев - напр., каргопольца Василия Мамонтова, усольца Федора, вологжанина Ермолая или сийского чернеца Никодима, к-рым, очевидно, был собран и сам подлинник. Важную часть этого издания составляют иконографические пояснения Покровского ( Вздорнов. 1986. С. 166) и его работа «Лицевой иконописный подлинник и его значение» (ПДПИ. 1899. Вып. 133).

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Издания: В соответствии с большим спросом количество популярных изданий огромно и практически необозримо, но новых критических изданий нет: а. Житие: а) перевод жития редакции Метафраста: Великие Минеи Четии. Декабрь 6–17. Μ., 1904. С.695–724 (Житие и жизнь... Николы чудотворца, архиепископа Мирликийского) (6 декабря); б») “иное житие” (две редакции): Леонид (Кавелин) . Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. (ПДПИ. 34). СПб., 1881. С.27–78 (здесь же, на с. 15–18, сравнительная таблица обеих редакций); Великие Минеи Четии. С. 589–624; в») Слово иже во святых отца нашего Николы, о житии его и хожении его и о погребении: Ключевский В. (прим. 272). С.451–459; б. Славянские Чудеса: а) О ковре: Леонид. С. 79–84; он же. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского, чудотворца. (ПДПИ. 72). СПб., 1888. С. 19–25; Великие Минеи Четии. С.632–636; нем. перев.: Anrich G. (прим. 620). Bd.l. S.376–379; б») Избавление из желез и из темницы: Леонид. Житие... С.85–89; он же. Посмертные чудеса... С. 25–30; нем. перев.: Anrich G. S.385–388; в») О трех друзех: Леонид. Посмертные чудеса... С.30–33; Великие Минеи Четии. С.686–689; нем. перев.: Anrich G. S.388–390; г») О монастыри: Леонид. Посмертные чудеса... С.36–38; Великие Минеи Четии. С.642–645; нем. перев.: Anrich G. S. 383–385; д») О некоем детище: Калужняцкий Е.И. Обзор славяно–русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских//Труды III Археологического съезда. Киев, 1878. Т.2. С.229 и сл. (editio princeps; сокращено); Леонид. Житие... С.90–93; он же. Посмертные чудеса... С.43–46; Великие Минеи Четии. С. 676–680; Багрий А. Киевский список чуда св. Николая об утопшем детище//ИОРЯС. 1914. Т. 19. С.276–279 (полное критич. изд.); е) О половчине: Костомаров Н. (прим. 272). Т.1. С. 71–73 (editio princeps); Леонид. Посмертные чудеса... С.47–54; Великие Минеи Четии. С.680–686; ж») О трех иконах: Леонид. Посмертные чудеса... С.55–61; Великие Минеи Четии. С.636–642; нем. перев.: Anrich G. S.379–383; з») Новгородское чудо (1113 г.): Никольский Н.К. Материалы (прим. 90). С.58–61; в. Похвала “на перенесение мощей св. Николы” (9 мая): Леонид. Житие... С. 102–107; Великие Минеи Четии. С.689–694; г. Память о перенесении мощей св. отца нашего Николы архиепископа Мирьского в Барград: кроме editio princeps (Житие св. Николая. Μ., 1640. Л. 163 об.–171), следует упомянуть: Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С.327–331; Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая чудотворца. (ПДПИ. 19). СПб., 1881. С.3–10; Яцимирский А. (прим. 703). С. 141–145; итал. переводы: Nitti di Vito F. (прим. 618). P.392–396; Cioffari G. (прим. 618). Р.266–323 (здесь и факсимиле Румянцевского списка); англ, перев.: Cioffari G. Р. 324–330; д. Служба (см. в разделе о богослужебной литературе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010