14 . Иустин (Попович) , архимандрит. Жumje преподобног Ромила Раваничког//Жumuja светих за jahyap. Београд, 1972 С. 501–517. 15 . Иустин (Попович) , архимандрит. Жumuje светог Калиста патриарха Цареградског//Жити)а светих за ]уни. Београд, 1975. С. 480–482. 16 . Качаловский В. Сербские жития и летописи как источник для истории южных славян в XIV и XV веках//Славянский сборник. СПб., 1876. Т. 3. С. 183–222. 17 . Митерикон: Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре. 2-е изд. М., 1898. 18 . Палестинский патерик. СПб., 1895. Вып. 6. 19 . Парфений, епископ Левкийский. Жития на българските светии/В новобъл. прев. София, 1974. Т. 1; 1979. Т. 2. 20 . Помяловский И. Житие святого Григория Синаита //Записки ист.-филол. фак. Имп. С.-Пб. ун-та. СПб., 1895 Ч. 35. 21 . Порфирий (Успенский) , архимандрит. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб., 1847. 22 . Сборник поучений Григория Богослова и Григория Синаита и их жития: Рукопись конца XV – начала XVI в.//ОР МГУ. Шифр: 2С295. 23 . Соколов И. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита /Пер. с греч. по изд. списку XVI в. М., 1904. 24 . Сырку П. А. Житие Григория Синаита , составленное Константинопольским патриархом Каллистом: (Текст славян, пер. жития по рукописи XVI века и ист.-археол. введение)//ПДПИ. СПб., 1909. Вып. 172. 25 . Сырку П. А. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.)//ПДПИ. СПб., 1900. Вып. 136. 26 . Увещание Константинопольского патриарха Каллиста к клиру города Тернова относительно Терновского патриарха и обряда крещения/Пер. с греч. г-на Н-ского//ТКДА. 1871. Июнь. С. 555–572. 27 . Учение 12 апостолов://Раннехристианские отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 16. //. Исследования 30 . Аверини,ев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. 31 . Александр (Тимофеев), архиепископ. Исторические связи Русской Православной Церкви с балканскими Церквами//Роль и значение святых Кирилла и Мефодия для духовного и культурного сотрудничества между балканскими народами в IX– XIX веках: Докл. на Междунар. симпоз. в Софии с 10 по 16 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 годах//ПДПИ. 1898, т. 130, с. 23–35). Сообщение о пребывании троицкого келаря под Казанью вполне соотносится с указанием автора Троицкого сочинения на свою причастность к событиям осады Казани, которые он видел «своима очима», и на его личное знакомство с царем, от которого он «слышать сподобился» о некоторых подробностях взятия Казани. Делают реальной гипотезу об авторстве Адриана Ангелова и те сведения о его личности, которые донесли до нас монастырские записи, сохранившиеся в некоторых троицких рукописях. Из них явствует, что Адриан Ангелов в период своего келарства (1550, 1552, 1555–1561 гг.) вел активную хозяйственную деятельность: его заботами в монастыре были построены больница и каменная келарская, выкопан большой пруд с наведенными через него мостами, позолочены купола главного монастырского храма, отлит большой 30-пудовый колокол, переданный Троице-Сергиевым монастырем в Никольский собор Свияжского Успено-Богородицкого монастыря. При нем на Троицком подворье в кремле была заложена церковь во имя преподобного Сергия. Иван Грозный с царицей и детьми неоднократно посещал монастырь во время келарства Адриана Ангелова (Краткий летописец Святотроицкие Сергиевы лавры. М., 1865, с. 4–5; Яблоков Я. Город Свияжск. Казань, 1907, с. 99). Организаторская деятельность Адриана Ангелова распространялась и на литературные работы. По его распоряжению в скриптории монастыря переписывались рукописи, некоторые из которых (например, Четьи Минеи за май и июль) сохранились до нашего времени. В составе Троицкого летописца сохранилась челобитная Адриана Ангелова Ивану Грозному, датированная 1561 г., в которой, келарь ходатайствует о возведении троицкого игумена в сан архимандрита, оформляя свое прошение в этикетно-риторическую форму. Он просит царя «прославить» Троицкую обитель, напоминая о покровительстве ей самой Богородицы и духовных подвигах ее основателя Сергия Радонежского. По своему стилю и идеям эта челобитная очень близка Троицкому сочинению о взятии Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

124. Успенский Ф. И.Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. 125. Филарет (Гумилевский),архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб., 1860. 126. Филарет (Гумилевский),архиепископ. Святые южных славян. 2-е изд. СПб., 1882. 127. Флоренский Павел,священник. Из богословского наследия: Культ, культура и религия//БТ. М., 1977. 17. С. 127—128. 128. Флоринский Т.Политическая и культурная борьба на греческом Востоке в первой noлobuheXIVbeka. Киев, 1883. 129. Флоринский Т. Д.Южные славяне и Византия во второй чembepmuXIVbeka. СПб., 1882. Вып. 1—2. 130. Фойгт Г.Возрождение классической древности. М., 1889. Т. 1. 131. Шестов В. Г.От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности дoXVIIIbeka. М., 1975. 132. Экономнее Игорь,священник. Исихазм и восточноевропейское возрождение: Докл. на конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Тутцинг (ФРГ), 7—11 мая 1987 г. Машинопись. 133. Экономцев Игорь,священник. “Письмо своей Церкви” святителя Григория Паламы//БТ.ΜДА 300 лет (1685— 1985): Юбилейный сборник. М., 1986. С. 293—315. 134. Яцимирский А. И.Из историко-литературных наблюдений над житием Григория Синаита//ВВ. 1919. Т. 15, вып. 2/3. С. 300—331. 135. Яцимирский А. И.Византийский религиозный мucmuцuзмXIVbeka перед переходом его к славянам//Странник. 1908. Ноябрь. С. 597—512; Декабрь. С. 662—672.   Список сокращений БВ — Богословский вестник БТ — Богословские труды ВВ — Византийский временник ВРЗЕПЭ — Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата ЖМНП — Журнал министерства народного просвещения ЖМП — Журнал Московской Патриархии ОР МГУ — Отдел рукописей Научной библиотеки им. А. М. Горького Московского государственного университета ПДПИ — Памятники древней письменности и искусства ПО — Православное обозрение ТКДА — Труды Киевской духовной академии ТОДРЛ — Труды Отдела древнерусской литературы ХЧ — Христианское чтение ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских     Заключение    Как определяет один из древнейших памятников христианской письменности, перед каждым человеком открыт один из двух путей: или путь жизни, или путь смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Сборник правительственных (Министерства внутренних дел) сведений о раскольниках. T. I—N. Лондон, 1860—1862. Сватиков С. Г. Россия и Дон (1549—1917). Вена, 1924. Светозаров П. Л. – см. Павел Любопытный. Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем pykonucям XVIII – XIX веков А. Н. Пыпиным (ПДПИ. T. XLIV). Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). История о отцех и страдальцех соловецких//Есипов Г. Раскольничьи дeлa XVIII столетия. T. II. СПб., 1863. Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Виноград российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Вып. 1—2. М., 1912. Синод: Постановления. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. T. I-II. Синодик – см. Сводный старообрядческий синодик. Сказание Авраамия Палицына/Под ред. О. Дружининой. М. —Л., 1955 Скворцов Г. Патриарх Адриан//Православный собеседник. 1912. T. I-II. Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. Скрижаль. М., 1655–1656. Смирнов Е. Иоаким патриарх Московский. М., 1881 Смирнов П. Правительство Б. И. Морозова и восстание в Москве 1648 г.//Труды Средне–Азиатского университета. Cepuя III. Вып. 2. Ташкент, 1929. Смирнов П. П. Города Московского государства первой noлobuhы XVII века. Т. 1. Вып. 1–2. Киев, 1917–1919 (оттиск из журнала “Университетские известия” за 1918 г.). Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе b XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. Смирнов П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования//Христианское чтение. 1910. T. V-VI. Смирнов П. С. Из истории раскола первой noлobuhы XVIII века. СПб., 1908. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. 2–е изд. СПб., 1895. Смирнов П. С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Христианское чтение. 1906. 7.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. T. I-III. Париж; Гаага, 1931—1960. Н. А. А. – см. Аполлос [Алексеев], архим. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в noлobuhe XVII века//Христианское чтение. 1882. T. I-VI. Николаевский П. Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне//Христианское чтение. 1890—1891. Никольский В. К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума//Ученые Записки Института истории РАНИОН. 1927. T. II. Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам. СПб., 1916 (ПДПИ. T. CLXXXVIII). Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1930. Никон, патриарх. Возражение или разорение//ЗОРИСА. 1861. T. II. С. 490–498. Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869. T. I-II. Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 г. по 1881 год. СПб., 1903. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868. T. I-II. Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные нижегородскому епископу Питириму в 1719 г. Нижний Новгород, 1906. Очерки истории СССР. Т. 5 (Период фeoдaлuзмa. XVII век)/Ред. Новосельский А. А., Устюгов Н. В. М., 1955. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в noлobuhe XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским/Пер. с араб. Г. Муркоса. T. I-V. М., 1896—1900. Павел Любопытный (Павел Львович Светозаров). Исторический словарь староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. T. I. С. 123—177. Павел Любопытный (Павел Львович Светозаров). Каталог или библиотека староверческой церкви//ЧОИДР. 1863. T. I. С. 1—122. Письма русских государей и других особ царского семейства. T. I. М., 1848. Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном bpeмehu XVII века как исторический источник. СПб., 1913. Платонов С. Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926. Платонов С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском rocyдapcmbe XVI-XVII вв. М., 1937. Платонов С. Ф. Смутное время. Прага, 1924. Повесть о Белом Клобуке//ПСтРЛ. T. I. С. 287—300.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Павел, 1885 – Архимандрит Павел. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, о каждой с замечаниями. М., 1885 Панченко, 1973 – Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973 Панченко, Успенский, 1973 – Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепция первого монарха//ТОДРЛ, т. XXXVII. Л., 1983 Патерик, 1702 – Патерик Киево-Печерский. Киев, 1702 Пекарский, 1865 – Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. [Отдельный оттиск]. [СПб., 1865] Пернштейн, 1876 – Иоанн Пернштейн. Донесение о Московии. М., 1876 Петерсон, 1971 – Pemerson Th.G. The Survival of Byzanminism in 18 Century Greek Painting//Allen Memorial Art Museum. Bulletin, vol. XXIX, 1971, Петкович, 1965 – Петкович С. Зидно сликарство на 1557–1614. Нови Сад, 1965 Петров, 1866 – Петров П.Н. Сборник материалов для Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. Часть 3. СПб., 1866 Петров, 1902 – Петров Н.И. Коллекция старообрядческих икон и других священных предметов из Стародубья, собранная В.Н. Фальковским//Труды Киевской духовной академии, 1902, янв. Петров, 1911 – Петров Н.И. Один из способов похищения древних икон путем подмена их позднейшими копиями//Искусство. Киев, 1911, Пирсол, Солтер, 1973 – D. Pearsall, Е. Salter. Landscapes and Seasons of the Medieval World. Toronto. Buffalo, 1973 Писарев, 1904 – Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. Репринт. М., 1991 Побединская, Уханова, 1985 – Побединская А.Г., Уханов И.Н. Произведения мстерских художников М.И. Дикарева и О.С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Л., 1985 Покровский, 1895 – Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. М., 1895 Покровский, 1899 – Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства//ПДПИ, CXXXIV. см., 1899 Покровский, 1900 – Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб.. 1900

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

На какоето время он забылся в тонком сне, и ему явился сам основатель обители – преподобный Савва Сторожевский. Святой ободрил игумена: «Что скорбишь, брат? Иди скорей и отвечай с дерзновением, нисколько не сомневаясь. Господь будет с тобой, помогая тебе». В ту же ночь зачинщики смуты тоже видели во сне грозного игумена Савву, который сказал им: «Для того ли вы оставили мир, чтобы в роптании совершить подвиг вашего монашества? Вы ропщете, а игумен о вас со слезами молится. Что одолеет: ваше ли роптание или отца вашего молитва? Знайте и то, дети, что в сердцах ропщущих нет ни смирения, ни благословения Божьего» (ВМЧ. Декабрь. Дни 1–5. Стб. 76). Когда игумен с братией пришли на государев суд, то монахи были так растеряны, что не смогли ничего сказать, а настоятель Дионисий был оправдан и с честью вернулся в монастырь. Особенная любовь к братии и постоянная забота о спасении души каждого инока отличала преподобного Евфросина Псковского. Однажды в монастырь преподобного пришел инок Конон. Он захотел остаться в монастыре и предложил святому Евфросину свое серебро в качестве вклада. Но преподобный не принимал вкладов, потому что впоследствии вкладчики начинали считать себя свободными от всяких монастырских обязанностей: не ходили в церковь , на послушания, говоря: «Я свое ем и пью». Также и в этот раз преподобный Евфросин не хотел принимать вклад, но Конон настаивал. Тогда преподобный сказал ему: «Брат, если хочешь дать нам серебро от своей милости ради Бога, то иди в церковь и положи его перед алтарем. Раз Богу принес, Ему и дай, а не нам» (ПДПИ. Т. 173. С. 49). Конон так и сделал, но преподобный, проницательно заметя неустойчивость характера нового инока, повелел эконому деньги не тратить и сохранить это серебро все до копейки. Давая вклад в монастырь, Конон, видимо, надеялся на какойто почет или особые условия своего пребывания в обители. Но у преподобного Евфросина все иноки были равны, и вскоре Конон возненавидел преподобного. В один из дней он подошел к нему и сказал: «Отныне, отче, не заботься обо мне, потому что больше не хочу жить у тебя. Отдай мое серебро, и пойду, куда сам захочу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наряду с похвалой св. Григорию Богослову автор мог иметь в виду (не оговорив этого) “сон” св. Константина Философа, с описания которого начинается гл. 3 его Жития и центральным мотивом которого выступает “свет” Софии-Премудрости, сияющий “ярче солнца” ( Прем.7:29 ), просвещающий святого и сообщающий ему способность служить “просвещению вселенной”. Речь идет о святоотеческой топике божественного света, в развитие которой сам св. Григорий внес особенно заметный вклад, что и получило отражение в данном месте Жития Константина Философа. В частности, “сон” св. Константина навеян одним из стихотворений св. Григория, см.: Vavrmek V. Staroslovenske zivoty Konstantina a Metodeje a panegyriky Rehore z Nazianzu//Listy filologicke. 1962. 1. Особ. c. 104 и сл. (K.A.) 615 Яхонтов И. Жития св. северорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 352–359, 363–371 (параллели в Житии Александра Свирского ); Редков Н.Н. (прим. 495). С.42 (параллели из Жития Авраамия Смоленского); Heppel Μ. (прим. 279). Р.81; Ignatjew К. Zitie Petra des Metropoliten Kiprian. (FrAbhSl. Bd.22). Wiesbaden, 1976. S.36– 60 (сравнивает несколько житий). 618 См. заметки в поздней Никоновской летописи: ПСРЛ. Т.9. С. 115 (под 1089 г.: перенесение мощей), 116 (под 1091 г.: “грек митрополич” Феодор доставляет мощи из Рима); см. об этом: Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бар//ТрКДА. 1874. 12. С.521–585 (Шляпкин И. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца. (ПДПИ. 19). СПб., 1881; Голубинский Е. (прим. 19). Τ.Ι/1. С.773–775; Τ.Ι/2. С.398–400.); Meisen К. Nikolauskult und Nikolausbrauch im Abendlande. (Forschungen zur Volkskunde. 9–12). Düsseldorf, 1931. S.94–118; Nitti di Vito F. La traslazione delle reliquie di San Nicola//lapigia. NS. 1937. T.8. P. 295–411; Praga G. La traslazione di S. Niccolò e primordi delle guerre normanne in Adriatico, V: La leggenda di Kiev//Archivio storico per la Dalmazia.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОХ – Отдых христианина (СПб.) ПБЭ – Православная Богословская энциклопедия ПгВЕД – Петроградские ведомости ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства (СПб.) Π3АΚ – Протоколы заседаний Археографической комиссии ПО – Православное общество (М.) ПОб – Православное обозрение (М.) ПодЕВ – Подольские епархиальные ведомости ППО – Православное Палестинское общество ППС – Православный Палестинский сборник (СПб.) ПРК – Православный русский календарь (Ладимирова) ПрТСО – Прибавления к творениям святых отцов (Сергиев Посад, МДА) ПрХЕВ – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям ПрЦВед – Прибавления к Церковным ведомостям (СПб.) ПС – Православный собеседник (Казань, ДА) ПСРЛ – Полное собрание русских летописей РАО – Русское археологическое общество PB – Русский вестник (М.) РИ – Русский инок (Почаев) РМГ – Русская музыкальная газета РП – Русский паломник (СПб.) РПО – Российское Палестинское общество РПМА – (Изд.) Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне РРМ – Русская религиозная мысль (М.) РСИСА – (Изд.) Русского Свято-Ильинского скита на Афоне РСП – Руководство для сельских пастырей (Киев) САОСА – (Изд.) Свято-Андреевского общежительного скита на Афоне СОРЯС – Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук СПВед – Санкт-Петербургские ведомости СПДА – Санкт-Петербургская духовная академия СППО – Сообщения Православного Палестинского общества (СПб.) СРАОКЮ – Сборник Русского Археологического общества в Королевстве Югославии (Белград) СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева Лавра ΤКДА – Труды Киевской духовной академии ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР УЗКУ – Ученые записки, издаваемые Казанским университетом ХДА – Христианские древности и археология (СПб.) ХЕВ – Херсонские епархиальные ведомости ХМ – Христианская мысль ХЧ – Христианское чтение (СПб., ДА) ЦАМ – Церковноархеологический музей ИВ – Церковный вестник (СПб., ДА) ЦВед – Церковные ведомости (Изд. Святейшего Правительствующего Синода, СПб.)

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Т. 21. 19828). Одним из важных и до этого практически не разработанных в России направлений деятельности ОЛДП было изучение и издание нотированных рукописей. Среди первых изданий этого типа - «Первое учение мусикийских согласий. Мудрость четвертая: Мусика» (Изд. ОЛДП. 1877. 6), сборник XVIII в. с лицевыми изображениями и крюковыми пометами «На реках Вавилонских» (псалом 136) (Там же. 1877. 15) с демественной нотацией и красочными миниатюрами, «Мусикийское учение. Знамения осмогласного пения» (Там же. 1880. 51) (в 1882 эти издания удостоены 1-й премии на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве). Титульный лист кн. «Памятники древней письменности». СПб., 1879. Т. 2. Вып. 1 Титульный лист кн. «Памятники древней письменности». СПб., 1879. Т. 2. Вып. 1 Сотрудничество с московскими учеными и музыкантами способствовало изданию «Круга церковного знаменного пения» (1884. 83). Рукопись к изданию подготовил регент церкви Богородско-Глуховской мануфактуры И. А. Фортов, а научным редактированием нотного текста (по желанию жертвователя А. И. Морозова) занимался известный историк церковного пения, проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовский . Благодаря щедрому пожертвованию Морозова «Круг церковного знаменного пения» был издан тиражом в 1200 экз. Благодаря финансированию Морозова экземпляры издания были безвозмездно переданы в б-ки духовно-учебных заведений тех из единоверческих церквей, где церковное пение велось по древним крюковым нотам. В 1886 г. архим. Леонид (Кавелин) подготовил к печати «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна Деспота Российского» (ПДПИ. 1886. Вып. 63), изданные факсимильно с нотной расшифровкой по рукописи б-ки Троице-Сергиевой лавры. В 1890 г. была опубликована работа А. С. Фаминцына «Гусли» (Там же. 1890. Вып. 82). Важную роль в изучении и публикации нотированных рукописей сыграл С. В. Смоленский , в 1903-1909 гг. возглавлявший в ОЛДП отдел «для разыскания и издания памятников старинного русского певческого искусства».

http://pravenc.ru/text/2578103.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010