плененных воздыхания, страдания убогих, нужды путешествующих, немощных скорби, старых немощи, рыдания младенцев, обеты дев, молитвы вдов и сирот умиление... " . Иерей, а с ним и все молитвенное собрание и всякий верующий, должен в Евхаристии сосредоточить всю свою молитвенную жизнь. К евхаристической Чаше приносится всякая скорбь и всякая радость; они должны растворяться в Ней. Евхаристия должна обнимать и освящать всю жизнь христианина, его творчество, его дела и порывы. Поэтому литургия и евхаристическая жизнь не есть и не может быть ограничена подачей записок о здравии и упокоении. Евхаристическая жизнь не есть просто стояние в церкви и присутствование при совершающемся в храме чинопоследовании. Евхаристическая жизнь не есть слушание церковных песнопений. Мирянин не присутствует, а активно, молитвенно переживает совершающуюся литургическую, голгофскую драму, и причащается. Для христианского церковного сознания богослужение есть живая и жизненная философия Православия, а не только обряд. Или, пользуясь словами св. Иринея Лионского, надо сказать: " наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, с свою очередь, подтверждает учение " Примечания 1. Сергиев И.И., протоиерей. Полное собрание сочинений, т.1. - С-Пб., 1893. - С.94 Архиепископ Вениамин. Небо на земле. - М., 1978. - С.9 2. Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. - С-Пб., 1894. - С.8. 3. Цит. по Е.Поселянин. Кронштадтский пастырь. - С-Пб., 1911 - С.14. 4. Архиепископ Вениамин. Цит. соч. - С.23. 5. Там же. - С.24. 7. Сергиев И.И.. протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. - С.63. 8. Сергиев Иоанн Ильич, протоиерей. Христианская философия. - С.145. 9. Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении. - С.78. 10. Сергиев И.И., протоиерей. Путь к Богу. т.4. - С-Пб., 1905. - С.259-260. 11. Там. же. - С.256. 12. Там же. 13. Сергиев И.И., протоиерей. Мысли христианина. - С.174-175. 14. Сергиев И.И., протоиерей. Христианская философия. - С.150 15. Сергиев И.И., протоиерей. Мысли о Церкви. - С.64.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/260/...

Его же, «Библиографический Словарь. 1832», – краткая биографическая заметка. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых. – С.-ПБ. 1836 г. – Упомянуто об отношении Нила к Кирилло-Белозерскому монастырю, его путешествии на Афон и основании им Сорской пустыни и скитского жития в России, о чуде, по которому Нил является в сонном видении Иоанну Грозному и запрещает вопреки желанию Грозного ставить каменную церковь вместо деревянной, имевшейся в пустыни. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. Т.2. С.-ПБ. 1827 г. – дает краткие сведения о Ниле, об его путешествии на Афон и основании пустыни. Русские иноки на св. горе Афонской, от перехода 10 века до половины 19 в. (Христ. Чт.1853 г., ч.2). Здесь находим: о посещении Афонской горы Нилом вместе с его учеником Иннокентием, изучении там правил безмолвия и уединения, и краткую характеристику произведений Нила. Некрасов, «Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870». – Небольшая заметка о существовании до 1538 г. биографии Нила, и уничтожении ее после разорения, бывшего от казанских людей. Муравьев, «Русская Фиваида на севере. С.-ПБ., 1894 г.», посвящает большую статью; дает описание пустыни, церкви и гробницы, обычные биографические данные, отмечает влияние греческих писателей, печатает завещание, излагает современным языком Устав, послания и чудеса Нила. Он же, «Жития святых. С.-ПБ., 1858 г.», упоминает об Уставе, посланиях и чудесах Нила, давая и о нем самом некоторые небольшие сведения. Неизвестный автор, (в Прав.Соб. 1863 г., Апрель), издавая послания Геннадия, архиепископа Новгородского, к Московскому собору 1490 г., пишет, что еретики указывали на такие стороны в современных церковно-правительственных порядках, против которых восставал и Нил. Другой неизвестный автор в статье «Сведения о древних переводах творений свв. отцов на славяно-русский язык» (Прав.Соб. 1859 г., т.1), говорит о знакомстве Сорского со святоотеческими творениями Византийских писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

19 июня АРК на своем заседании выдвигает ряд новых требований к патриарху – ужесточить формулировки своей вины, перечисления своих “преступлений”, осудить Антония Храповицкого , патриарха Мелетия, правительство Польши, ввести в церкви новую орфографию и новый стиль и т. д. Комиссия все это приказывает “провести Тучкову в пятидневный срок и доложить на следующем заседании комиссии”. В тот же день 19.06 Ярославский просит рассмотреть на ближайшем заседании ПБ все дело, включая принятие директивы ПБ об освобождении патриарха 12–39, 12–40). Политбюро на своем заседании 21.06 одобрило предложенную АРК директиву Верховному Суду об освобождении патриарха на основе его заявления от 16.06; все остальные вопросы решено было отложить, подготовив новые предложения АРК. Но одно ПБ констатировало твердо: “Процесса пока не ставить” 24–38). На своем заседании 26.06 1923 г. АРК наметила освобождение патриарха на следующий день и предусмотрела меры ослабления репрессий по отношению к “раскаявшимся” церковникам. Патриарх Тихон оказался на свободе 27 июня 1923 г. Обосновавшись в своей резиденции в Донском монастыре, он буквально на следующий же день начал нелегкую борьбу за преодоление навязанного Троцким и ГПУ раскола РПЦ. В его обращении к верующим и духовенству от 28.06 и воззвании от 01.07 1923 г. еще можно найти отражение требований АРК от 19.06 (допущение нового стиля и орфографии, упоминание в осуди-тельном смысле политических действий Антония Храповицкого и патриарха Мелетия), есть ссылка Тихона на свои действия еще марта 1922 г. с осуждением карловацких решений. Но основной смысл этих важнейших для дальнейшей судьбы российского православия документов – в осуждении постановлений обновленческих организаций и в авторитетном призыве патриарха к преодолению раскола, к объединению на канонической основе вокруг законно утвержденной Собором 1917–1918 гг. иерархии. Хорошо известно, что менее чем за два года патриарху удалось сорвать мартовский 1922 г. план ПБ и ГПУ по навязыванию обновленчества Церкви и в дальнейшем – ее разгрома. Одни за другими приходы и епархии РПЦ стали возвращаться под омофор ее соборно избранного главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Pitra в Des canons et des collections canonique, Par. 1858, и в historia et monumenta t. II, 1868. Romae. Kopftar, в Wiener Jadrbücher für Literatur. В. XXV. Bickel, в Neue Jenaische Lfteratur-Zeit. 1844. 282 и 283. Hergenrötter, Photius, Partriarch von Constantinopel, Regeasbürg, 1869. III B. s. 92 – 143. – У нас Розенкампф, „Обозрение Кормчей книги в историческом виде», С.-Пб. 1839. 2-е изд. стр. 15 – 40; арх. Иоанн, в „Опыт церковного законоведения» С.-Пб. 1851, т. I, стр. 86 – 97; автор статьи в „Духовном Вестнике» 1866 г. июнь и июль, под заглавием: „Номоканон патр. Фотия»; А. Павлов „Первоначальный славяно-русский номоканон». Каз. 1869. 141 См. Синтагму и номоканон Иоанна Схоластика в Voelli et Justelli, Bibliotheca juris canonici, 1666, t. II, p. 499 sq. сн. Pitra, Historia et monumenta juris ecclesiastici, Romae, 1868, t. II, p. 368 – 385. 142 Смотрите описание Иверской греческой кормчей IX–X вв. с собранием Иоанна Схоластика, находящееся в „Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках» И. Срезневкого, С.-Пб. 1876, стр. 65–79. 143 См. описание Кормчей XIII в. Румянцевского музея в „Обозрении Кормчей книги» Розенкампфа, С.-Пб. 1839, изд. 2-е, стр. 90 – 95 и в „Описании рукописей Румянцевского Муз.» Востокова стр. 273 – 276. По замечанию Востокова, „хотя почерк (этой Кормчей) и указывает на XIII в. или начало XIV-ro, но язык перевода во многих местах сохранен древнейший, по коему несомненно заключать можно, что сие собрание церковных законов есть первое на языке славянском, за коим уже следовали другие». 147 Что правила VII вселенского собора были известны в России в XI веке, это видно из одного ответа митрополита Uoahha II , который приводит из них в своих ответах 22-е правило. См. Русские Достопамятности, М. 1875, ч. I, стр. 98. 149 Отрывок этот находится в Кормчей XIII века, описанной Востоковым (Описание Румянцевского Музея 277), и озаглавлен здесь с ошибкою „О взбраненных женах», – в Соловецкой Кормчей XV в., которая признается копиею с первоначального славяно-русского номоканона в которой имеется оглавление „О вображении женитвах» ( А.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1074 Так охарактеризовал положение женщины в семействе Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев. 1851, VIII. 1075 Библиот. иностранных писателей о России, т. I, С-ПБ. 1836. Павел Иовий, 51. Герберштейн. Записки о Московии, в переводе Анонимова. 73–81. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в XVII в С-ПБ. 1860, 103–110. Буслаев. Исторические очерки русской народной словечсности и искусства, т. II, 584. 1076 Буслаев. Игторич. очерки русск. народ, словесности и искусства, т. II, ст.: идеальные женские характеры древней Руси, 238–269. Очерк истории русск. женщины в последовательном развитии ее литературных типов. Публич. лекции Чудинова, изд. 2, С-ПБ. 1873, 47. 1077 Существовали на этот, раз специальные рассуждения, направленные к унижению женщины как жены пред мужем в роде напр. слова св. Косьмы, еп. Халкидонского, «о том како не подобает жены своея звати госпожею» (Рукоп. Имп. Пуб. библ. F. I. 228, 422–423. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 91–93). Слово св. Козьмы находится в известном Паисиевском сборнике рукоп. Кириллов. биб. 4/1081. л. 12. Слово Козьмы Халкидонского вошло даже в Кормчия Рукоп. Соф. библ. 1173 л. 427. Рукоп. Рум. муз. 231. Кормчая XV в., л. 390. Востоков. Описание Рум. музея, 288. Слово Козьмы Халкидонского напечатано у Дубакина. Влияние христианства на семейный быт русск. общ. 90. 1078 «Женам украшение паче злата ум добр, в домех пред мужем покорение и послушание», говорит автор слова о злых женах. Рукоп. Соф. библ. 1490, 532–534. «Научитеся жены молчати да спасете свою душу... повинися (мужу) в молчании», читаем- мы в поучении к женам, «да будут молчаливы». Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 20. Много трактовали о послушании жен своим мужьям пастырские поучения, говорившиеся непосредственно после венчания. Вот напр. какое наставление давалось в XVI веке жене в церкви непосредственно после венчания: «ты же дщи мужа имей во всем честна и бойся его, и во всем честь воздавай ему, а с ним всегда спрашивайся о всяком деле понеже глава есть тебе». «Услышите жены заповеди Господни и научитеся в молчании повиноватися своим мужем»; «достоит повиноватися жене мужу своему и непрекосновенно послушливой быти». Слово о том како лепо жити христианам с женами в рук. Соф. библ. 1063. л. 62–64. Требник. Рук. Соф. библ. 1061, л. 158, 1066 л. 279–280; 1085 л. 116. Домострой. М. 1849. 57–58. В отношении непослушных жен существовали страшные угрозы: им угрожали анафемой. Рук. Соф. библ. 1466 л. 170. Прилож. XXV, VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Тем не менее д. 24 фонда Политбюро АПРФ, как и ряд документов других центральных фондов, позволяют сделать некоторые наблюдения. Политбюро, дав упоминавшиеся выше общие директивы о беспощадных расправах, обязательных расстрельных приговорах на показательных процессах, время от времени возвращалось к оперативному руководству репрессиями на своих заседаниях. Для трех наиболее важных процессов – в Иваново-Вознесенске, Москве и Петрограде Политбюро не только давало предварительные (!) директивы трибуналам о приговоре, но и утверждало уже после вынесения приговора окончательное число расстреливаемых. Характерно, что на заседаниях Политбюро разговор шел именно о числах, фамилии если и были, то в прилагаемых к делу документах. (Вспомним о более поздних количественных “лимитах” на расстрел, спускаемых из Политбюро на места.) Расстрел по тогдашним понятиям был делом срочным; вне всякой очереди передавались телеграммы из губерний о вынесенных расстрельных приговорах с запрашиванием санкций ВЦИК на приведение приговора в исполнение (вот такие либеральные времена). ВЦИК, хотя и обладал формальным правом помилования, обращался в случае подобных ходатайств за решением вопроса в Политбюро. Сохранились протоколы поименных опросов членов и кандидатов в члены ПБ об окончательном количестве расстреливаемых в связи с изъятием церковных ценностей в Шуе и Москве. Это позволяет узнать индивидуальные позиции членов реального правительства страны, фиксируемые при голосованиях опросом, но отсутствующие в обычных протоколах заседаний ПБ. 25 .04 1922 г. выездная сессия Верховного трибунала, следуя прямой директиве Ленина и ПБ, приговорила в Иваново-Вознесенске к расстрелу за участие в шуйских беспорядках священников Павла Михайловича Светозарова, Ивана Степановича Рождественского и мирянина Петра Ивановича Языкова П-109). Материалы дела (ГАРФ, ф. Р-1005, оп. 1с, д. 377) свидетельствуют о крайней спешке следствия и суда, многих вопиющих юридических ошибках – когда, например, П. И. Языкова путали с его братом, когда не учли многочисленные свидетельства прихожан о. Иоанна Рождественского о том, что он призывал верующих в церкви не противиться изъятию (один из таких документов, ходатайство сельского схода с. Палех за о, Иоанна, нарочито был на пару месяцев задержан в канцелярии и приобщен к делу лишь после его расстрела), не учли даже экспертизу местных чекистов о том, что о. Иоанн не имел отношения к распространению в Шуе воззвания патриарха Тихона от 28.02.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устав изложен здесь в виде вопросов и ответов. Издание интересно лишь потому, что к нему приложены послания Сорского, которые до сих пор не были напечатаны. 11) Тоже. Москва, 1869 г., с приложением изображения, причем на венце сделана надпись: «Преподобный Нил Сорский чудотворец», а на свитке в руке: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури». 12) Тоже. Издание 2. Кириллов, 1902 г. Все вышеуказанные издания сделаны не научно. Конец первой половины и особенно вторая половина прошлого века обогащаются литературой, касающейся характеристики монастырей, их представителей и общественно-религиозных вопросов 16 столетия. Какой бы факт или какого бы деятеля в области этих интересов ни брали исследователи, они необходимо уделяют хотя несколько слов и Нилу, давая о нем сведения общего характера, а иногда посвящая целые статьи и даже исследования. Таким образом, создалась довольно обширная литература, к просмотру которой и обращаемся. Прежде всего следует указать на библиографический труд Мезьер. «Русская словесность с 11 по 19 столетия. Библиографический Указатель. ч.1, 1899». Для уяснения тех религиозных течений Востока, которые могли иметь влияние на Нила, должны назвать работы: Ф.Успенский. «Очерки по истории Византийской образованности. С.-Петербург, 1892 г.» Радченко. «Религиозное и литературное движение в Болгарии. Киев, 1898 г.». Сырку. «К истории исправления книг в Болгарии в 14 в. С.-ПБ, 1890–1899 г., т.1, в.1-й: «Время и жизнь патриарха Евфимия Терповского». В двух последних авторы упоминают о Ниле, связывая его с Григорием Синаитом . Краткие сведения общего характера находим в следующих сочинениях: Софийский Временник, ч.2. Москва, 1821 г., стр.237. – В выноске к статье: «О сужении еретиков Новгородских» читаем, что в Воскресенской рукописи приписаны среди других духовных лиц: «старцы Пасея и Нил». Барсуков, Н., «Источники русской агиографии. С.-ПБ., 1882», – краткая библиографическая заметка. Строев, «Хронологический указатель материалов отечественной истории, литературы и правоведения. С.-ПБ., 1834», – несколько строк, в которых он отмечает, что Нилом написаны Устав, три послания и указывает дату его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

На следующем, пятом, столпе правая рука с 7 звездами и с надписью: «дар видения» и потом: «в руце десной седмь звезд». На шестом столпе 7 дымящихся курильниц со словами вверху: «дар благочестия» и за ними: «седмь фиал златых полни фимиама, яже суть молитвы святых». На последнем столпе изображено 7 струй молний с надиисью: «дар страха Божия» и потом: «глаголаша седмь громов гласы своя». (Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее св. Иконы. Изд. 2-ое С.-Пб, 1905, стр. 672 – 5). Соответственно этой символике Богоматерь здесь изображается как воплощение Церкви со всеми дарами Духа Св., как единство Софии земной и небесной, как Слава мира. 66 Древнейшие русские соборы в Киеве и Новгороде были посвящены Софии, Премудрости Божией; в этом посвящении видно подражание храмам Греции, а таких храмов Софии на греческом Востоке было немало: в Солуни была Св. София, в Константинополе, Трапезунде, Херсоиесе Таврическом, Никосии (на о. Кипр), Софии Болгарской. Уважение к этому древнему преданию перенесено было и к нам в Россию, и обычай посвящения храмов Св. Софии нашел у нас широкое распространение: кроме Киева и Новгорода, храмы Св. Софии известны в Вологде (1568), Тобольске, в Москве, Гродне и Полоцке. Можно предполагать, что некоторые из древнейших храмов, посвященных Богоматери, напр., в честь Ее Рождества и Успения, также имеют близкое отношение по идее к храмам Св. Софии... В этом последнем обстоятельстве, быть может, заключается причина, почему у нас в России появилось много Успенских соборов: в Ростове, Звенигороде, Владимире, Москве, Ярославле, Рязани, Костроме, Астрахани, Вологде, Рыбинске, Тобольске, Вильне» ( А.Никольский . София Премудрость Божия. С.-Пб., 1905. Addenda 34). 67 Издана свящ. П. Флоренским по рукописи, имеющейся в Моск. храме Св. Софии на Софийке, и переиздана в Белграде кружком студентов-богословов (литограф.). В общем, она представляет собой восполнение службы Успению (соответственно несколько укороченной) особыми стихирами и каноном в честь Софии. Во многих случаях София прямо приравнивается Христу, но в других – Богоматери. Приведем примеры последнего. Тропарь: «Велия и неизреченная Премудрости Божия сила. София преименитая, пречестной храме, огнезрачный престоле Христа Бога нашего: в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть, невидимый явися... и яко чадолюбивая и милосердая Царица, призри на люди Твоя». (Эта и другие молитвы, напечатанные первоначально также в Моск. Церк. Вед. 1889, 35, перепечатаны в сборник молитв, читаемых перед св. иконами на молебнах, на всенощных бдениях, составленном из одобренных духов, цензурой и Св. Синодом акафистов и церковных служб прот. А. Ставровским. С.-Пб., Синодальная типография 1909 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Беседа в день Пятдесятницы (Приб. 14). Размышление в день Рождества Христова (Приб. 14). О Промысле Божием (Стран. 1862 г). Слово при погребении графа В. С. Толстого (Стран. 1863 г. Октябрь). Из записок прот. Голубинского (Душеп. Чтен. 1860, т. I). Слово против склонности к осуждению предержащих властей (Там же). О молитве за царя (Там же). О бытии Божием. Философские доказательства сей истины (Душ. Чт. 1867. т. 2). Слова на день памяти преподобного Сергия (Душеп. Чт. 1870. т. 3). Беседы и слова протоиерея П. С. Делицына. М. 1864. Братья Лихуды. А. И. Смеловского (Ж М. Н. П. 1845). Жизнь св. Григория Богослова . М.И. Салмина (Приб. 1). Общий характер священной поэзии евреев. E. В. Амфитеатрова (При6. 5). О существе и свойствах художественной деятельности. Его же (Приб. 25). О смерти и состоянии душ по разлучении от тел. И. Н. Аничкова-Платонова (Приб. 9). О благословениях ветхозаветных и новозаветных. Его же (Приб. 7). О мирном распространении христианства в России. Его же (Приб. 3). Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. Д. Г. Левицкого. М. 1857. Изъяснение Евангелия, читаемого в день св. Пасхи. Его же (Приб. 9). Попечительность св. Иоанна Златоустог о в распространении Евангелия между язычниками. Его же (Приб. 2). Жизнь св. Ефрема Сирина , характер его сочинений и черты его учения. А. К. Соколова (Приб.7:8). Сношения армянской церкви с восточною православною в XII веке. Его же (Приб. 5). Св. Ипполит епископ и мученик. Иеромонаха Иллариаона (Приб. 4). Ц. С. Казанского (отдельно изданные) Село Новоспасское, Деденево тож, именуемое Влахерны. М. 1847. Родословная Головиных. М. 1847. Историческое описание троицкого Козловского монастыря. Μ. 1849. История православного монашества на востоке. Две части. М. 1854–1857. История православного русского монашества. М. 1855. Житие св. Тихона, епископа воронежского. С.-пб. 1861. 2-е изд. 1862. Служба святителю и чудотворцу Тихону. С.-пб. 1861 64 . Учебная книга всеобщей истории, составленная для употребления в Семинариях. Ч. 1. С.-пб. 1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

6 См. Летописец Новгород. изданный в Продолжении древней Росс. Библиотеки в С.-Пб., ч. 2, 1786, стр. 333. 9 См. Подробную летопись от начала России до Полтавской баталии, С.-П., 1798 года, часть 1, стр. 11. 11 Если, по мнению Татищева и Графа Потоцкого, предположить, что в Библии упоминаемы Гомеры и Рифаты, а у Греческого Гомера Енеты, после именовавшиеся Венетами, были подлинные праотцы Славян и Антов, двух сродных племен, сделавшихся известными в веке, то можно будет доказывать и это мнение. Смотр. Татищев. Рос. Истор. Том. I стр. 451 и des peuples de la Russie par le Comte jean Potocki. a S. Petersbourg, 1802, chap. 2. pag. 29–48. 20 Смотр. вид древнего Новгорода в путешествиях Олеария: Ausführliche Beschreibung der kundbaren Reyse nach Moscau und Persien. Schleswig 1663 cap. XI. А еще вернее, кажется, изображен он под Чудотворной иконой Знамения Богородицы в Новгородском Знаменском Соборе. 21 3дание сего училища, стоявшее впустую около 70 лет, возобновил на домовую свою сумму ныне благополучно правящий Новгородскою паствою Высокопреосвященнейший Митрополит Амвросий, и c 1805 года, Марта 25, открыл в оном для воспитания духовного юношества училище, в котором на Русском языке преподаются: 1) Грамматика Российская и начатки Латинской, 2) История и География, 3) Арифметика и Пасхалия, 4) Правила церковного устава, 5) Катехизис, 6) Нотное простое и партесное пение, 7) а для ставленников должности Священства, руководство к чтению Св. Писания и проч. Из числа учеников 90 человек бедных содержится на домовом Его Высокопреосвященства полном коште квартирой, пищей и одеянием; а ставленниками дается безденежно квартира в сем же училище. 27 Досуги Попова напеч. 1772 в С.-Пб. – Из него выписал Чулков свою Абевегу Русских суеверий, и прибавил еще всех Сибирских языческих богов к баснословию Славяно-русскому. 37 Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича издана в Москве 1800, стр. 7. 38 Летописец Руский, издан. Львовым в С.-Пб., 1792, часть III, стр. 431 и часть V, стр. 153 и 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010