Духовным образцом для Церкви Ирландии с первых же веков ее существования стали святые подвижники Востока — Церквей Египта, Сирии, и Палестины. Монашеский дух далекого Востока оказался созвучным характеру древних кельтов. И задолго до появления первой «монашеской республики» на святой горе Афон (X век), на острове Эйре (Eire), как тогда называли Ирландию, появилась Церковь. Все ее устройство было монастырским, каждый храм был при обители, а почти каждый четвертый житель острова — иноком. Башни служили оборонительным целям, там также хранились монастырские манускрипты Сегодня от древних монастырей Ирландии остались лишь развалины. Но эти тысячелетние стены, башни, храмы и кресты свидетельствуют о высоком градусе религиозной и культурной жизни древней ирландской Церкви. Патрик был необычайно одаренной личностью. Он смело проповедовал местной знати, составившей авангард ирландского монашества. Он сумел донести слово Божие до друидов — языческих мудрецов, многие из которых пополнили ряды первых церковных мыслителей. Он нашел общий язык и с простым населением страны, став героем бесчисленных саг, легенд и символов. В этом обильном предании Патрик творит чудеса во время проповеди королю Лоэгайре (Loegaire) и друидам в Таре (Tara), обращает правителя и всех его подданных в Кашеле (Cashel), изгоняет змей с острова во время молитвы на горе Кроу Патрик (Croagh Patrick), наконец, использует трилистник как символ Святой Троицы во время проповеди простым крестьянам. Впервые оказавшись в Ирландии в качестве плененного раба, Патрик стал ее небесным молитвенником и патроном. Главнейшая обитель Ирландии Благочестивые ирландцы издревле полагали, что не только у страны в целом, но и у отдельного города есть свой небесный покровитель, святой, который в своих молитвах у престола Всевышнего особенно печется «о благорастворении воздухов и об изобилии плодов земных» данной местности. Так, небесным покровителем Дублина, столицы Ирландии, является преподобный Кевин Глендалокский. Дорожки к развалинам древних обителей никогда не зарастают. Любовь к своему прошлому ирландцам привита с детства Он принадлежал к королевскому роду. Еще до рождения его матери было возвещено, что она родит мальчика, который «будет дорог Богу и людям и станет отцом множеству монахов». Образование он получил в лучших интеллектуальных центрах того времени, каковыми являлись монастыри. Практически каждый монастырь Ирландии имел свой скрипторий, богатую библиотеку и ремесленную мастерскую. Из монастырских стен вышла не только церковная, но и будущая интеллектуальная элита страны.

http://pravoslavie.ru/38174.html

     Я просыпаюсь сегодня Великою силою Призыва Троицы Святой И верю в Триединство И исповедую Творца… Лорика (гимн) Св. Патрика 17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя. Всё дело в личности этого святого и тех людей, что необъяснимым образом чувствуют связь с ним, и в том, что с XIX века стало принято называть «кельтским христианством» и наследием кельтской Церкви. Жизнь каждого человека, особенно если исторически он отдалён, интересна, а учитывая специфику отдаления, – неожиданно интересна. (Как предложение, в котором хочется поставить точку с запятой (;), – поскольку того требует «высший синтаксис».) По-видимому, это связано с тем, что она не похожа на нашу (не «совпадает»), но всегда хочется узнать, как другой человек использовал «шанс её прожить», предоставленный всем. Чем наполнил «часов и дней неумолимый бег» (Киплинг), какие люди, вожди, книги, поэты его окружали, куда и как далеко «заводила речь» (Бродский). Читая жития святых, мы, конечно же, запоминаем яркие события, мистические потрясения, пророческие слова, восхищаемся чудесами, но самое главное – пытаемся разгадать, «сколько Христова» было в почитаемом человеке, как Небо отразилось в его личности и Промысел блистал в судьбе. Слова Псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих» – не восклицание (по форме – да), но прежде всего – Свидетельство. О таких, как Св. Патрик, блаженный Августин говорил: «Они призваны не потому, что святые, но святы, потому что призваны». А Патрик был призван крестить Ирландию, хотя прежде он успел побывать там как раб. История его жизни словно предречение об ирландских земных драматических путях, наполненных борьбой, верой, стремлением к независимости, свободе. И это первая причина горячей любви ирландцев к Патрику. Она и объясняет смысл национальной поговорки: «В День Св. Патрика все жалеют, что они не ирландцы».

http://pravoslavie.ru/101735.html

298 Патрик Ирландский , епископ, просветитель Ирландии († ок. 460; память 1730 марта), один из наиболее почитаемых Западной Церковью святых. Как указывает сам Патрик в своей «Исповеди», родом он происходил из юго-западной Британии, был сыном богатого декуриона Кальпурния, диакона местной Церкви. Шестнадцати лет был похищен ирландскими пиратами и шесть лет пас скот. Через десять лет по возвращении на родину вновь пленен морскими разбойниками и продан в Галлию, где его выкупил купец-христианин. Уразумев из всех этих событий Божественный Промысл о себе, Патрик решил посвятить свою жизнь служению Богу. Приняв епископский сан от британских епископов, около 432 года он обратился с проповедью Евангелия к ирландцам, многих из которых крестил. Им было основано несколько монастырей (причем монахи были подготовлены к христианскому просвещению народа), изобретена ирландская азбука, он наладил связь с Британской и Галльской Церквами. Устроив Ирландскую Церковь с митрополией в городе Армахе, Патрик отошел ко Господу. В настоящее время день святого Патрика в Ирландии – государственный праздник. 299 Вацлав Чешский, мученик († 935; память 417 марта, 28 сентября11 октября), князь-страстотерпец (в русский святцах – Венцеслав, Вячеслав), правивший с 924 года. Внук святой Людмилы (см. примечание 76). Несмотря на царский венец, подвизался подобно великим подвижникам, утверждал Православие в своем народе. Был очень справедлив и строго следил за тем, чтобы в судах никого не осуждали безвинно. По христолюбию и милосердию покупал языческих детей, которых продавали в рабство, крестил их и воспитывал как христиан. Перевел на чешский язык Евангелие от Иоанна. Брат Вацлава Болеслав, зазвав святого царя в гости в свой дворец, убил его и стал насаждать в стране католичество и приглашать священников-немцев. 300 …Святого Прокопия Карпатского " … Вероятно, имеется в виду Прокоп Богемский, Чешский († 1053; память 1629 сентября), иеромонах, основатель Предтеченского монастыря на реке Сазава. 301 Святитель Петр Цетиньский, чудотворец, митрополит Черногорский († 1830; память 1831 октября, Неделя третья по Пятидесятнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Представьте себе, кто захочет вернуться туда, где его насильно держали, заставляли работать, может быть, относились плохо? Кто из людей, попав в рабство и вернувшись домой, захочет назад? Это безумие. Но здесь, видимо, было что-то другое. Возможно, его приняли в семью не как раба. Ирландский народ доброжелательный, не воинственный, не жестокий, а добродушный, с чувством юмора, артистичный, в художественном отношении развитый, талантливый. Например, количество лауреатов Нобелевской премии по литературе из ирландцев на душу населения больше, чем в любой другой стране (Йейтс, Джойс и другие). Кстати, святой Патрик считается родоначальником ирландской литературы. – Есть ли у вас личная история, связанная со святым Патриком? – Да, есть, она связана с подъемом на его гору. Когда ты оказываешься на вершине этой горы, откуда Патрик пошел проповедовать, то ощущаешь с ним духовное родство. Вся страна перед тобой: горы, океан, реки, озера – страна, которую тебе дал Господь, чтобы ты пошел и проповедовал тем, кто населяет эту страну. Они ждут тебя. Для меня Ирландия тоже в каком-то смысле родное место, потому что я начал здесь священническое служение и, можно сказать, состоялся как пастырь. Вид с горы святого Патрика. Фото: Brian Joyce Photography/Facebook Я бы попросил у Патрика молитвы о духе мира и согласия – Как вы думаете, чему православные могут научиться у этого святого? – Деятельному смирению. Не смирению как уединению и концентрации на своих внутренних переживаниях, а деятельному смирению, когда человек идет и преодолевает сложные обстоятельства жизни благодаря личному смирению. Святой Патрик был смиренен и активен. – Кто еще из британских святых, живших до раскола христианской Церкви на Западную и Восточную (1054 г.), может дополнить календарь Русской Православной Церкви? – Брендан мореплаватель, Бригитта Килдарская и Колумбан. Святые того времени знали друг друга и встречались на своем пути, проповедуя каждый на своей территории. Св. Брендан Мореплаватель Есть еще знаменитый валлийский святой кельтской Церкви Дэвид Акватикус. Он читал Псалтырь, стоя по пояс в воде моря Ирландского, весьма холодного. Каким должно быть горение духовное, чтобы подобное исполнить!

http://pravmir.ru/svyatoy-patrik-dlya-mn...

Начало миссии в Ирландии В 432-м году свт. Патрик взял с собой 12 спутников и отправился по морю на «Изумрудный остров» – так называют Ирландию благодаря красоте ее природы. В Ирландии святитель высадился в местечке Сол близ нынешнего города Даунпатрик. Святой повелел спутникам укрыться в лесу, подальше от людских взоров, пока он осмотрится и поймет, где они находятся. В то самое время принцессы Этна и Фидельма, дочери местного короля (фактически главы небольшого княжества) Лохры, вышли купаться на берег реки. Патрик, выучивший ирландский язык за годы пленения, заговорил с ними. Сначала девушки испугались, но, видя доброе и сияющее любовью лицо святого, сели рядом и стали внимать его словам. Патрик рассказал принцессам о Христе и Его учении, и старшая из них, выслушав благую весть, сказала, что новая вера им нравится больше, чем язычество, и попросила покрестить их. Святой крестил принцесс в реке и вскоре прибыл ко дворцу их отца. Вождь Лохра и все его придворные приняли христианство, а принцессы Этна и Фидельма, посвятившие свою жизнь Христу, впоследствии почитались в лике святых (память 11 января) . Что представляла собой Ирландия в то время До прихода свт. Патрика Ирландию никогда никто не завоевывал, так что она не зависела ни от Рима, ни от кого бы то ни было еще. Большая часть Ирландии в то время практиковала язычество, совершались человеческие жертвоприношения языческим богам, и культ природы был весьма силен. Ирландское общество было жестко разделено на разряды, подобные индийским кастам: короли (клановые вожди) были на вершине пирамиды, затем шли друиды (языческие жрецы), барды, врачи, хранители порядка (brehons), и в самом низу – рабы. Это означало, что миссионерам предстояло обращать в веру каждую «касту» по отдельности. Помимо этого, в ирландском обществе той эпохи можно выделить три основных класса: высший – короли, знать и землевладельцы; средний – друиды, ремесленники, врачи, музыканты (особый дар ирландского народа: до сих пор почти каждый ирландец является музыкантом или поэтом!) и представители разных других профессий; низший – простой народ и свободные крестьяне. Ирландия состояла из множества крошечных королевств (княжеств), находившихся друг с другом в состоянии почти постоянной войны. Но в итоге образовалось 5 основных королевств: Манстер, Коннахт, Мит, Ленстер и Ольстер.

http://pravoslavie.ru/129750.html

Их имена даются в соответствии с их днями памяти, начиная с сентября. Святитель Патрик Ирландский, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 357 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 3 апреля 2020, 12:03 Дмитрий. Спасибо за статью. Так много слышала о св. Патрике, и о праздниках, которые в честь него проводятся, но совершенно не знала о его жизни и деяниях. Теперь он для меня живой и реальный. Еще раз спасибо Вам за наше просвещение, к тому же рассказанное таким интересным языком. Ирина (АС) Елена 31 марта 2020, 22:18 Очень интересно и познавательно! Святой равноапостольный отче Патрикий, моли Бога о нас! Благодарность вам, Дмитрий, за это повествование. Почему-то Ирландия всегда казалась близкой нам по духу, а теперь и Св. Патрик наш святой! Солнышкина 31 марта 2020, 15:51 Дмитрий, благодарю. Помоги Вам Господи! Dmitry 31 марта 2020, 12:45 Уважаемая Солнышкина, Спасибо на добром слове! Эта молитва приведена полностью в статье. Она называется «Мольба оленя», или «Крик оленя», или «Щит св. Патрика». Всем остальным тоже огромная благодарность за отзывы! Солнышкина 31 марта 2020, 00:46 Благодарю автора. Действительно " Дивен Бог во святых своих " !В моем календаре на март рассказывается о св.Патрике и о чудесном избавлении от засады в лесу, сказано, что святой и его спутники пели гимн-молитву известную ныне, как " Щит св. Патрика " . Может автор смог бы привести и ее? Илона Шевцова 30 марта 2020, 15:36 Замечательная статья , много новых, интересных фактов. С большим удовольствием читаю Ваши статьи . Спаси Господи, Дмитрий! Илона Шевцова 30 марта 2020, 15:32 Замечательная статья , много новых , интересных фактов! С большим удовольствием читаю Ваши публикации ! Спаси Господи , Дмитрий! Елена 30 марта 2020, 12:38 Очень интересно. Замечательно, что забытые в России древние православные святые возвращаются к нам. Спасибо, автор, Вы делаете большое и важное дело! Любовь 30 марта 2020, 11:54 СПАСИ ГОСПОДИ !!! Св.Патрик просветитель Ирландии моли Богу о нас!! Радион 30 марта 2020, 09:07 " Изображение свт. Патрика на восточном окне Придела Богоматери англиканского собора г. Арма (любезно предоставлено настоятелем собора г. Арма) " - интересно, почему Святой частично в одеждах ветхозаветного первосвященника - на груди наперсник с драгоценными камнями, на голове золотая дощечка. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/129750.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День святого Патрика 4 мин., 17.03.2010 17 (ст. стиль) - 30 (нов. стиль) марта — День Святого Патрика . С чем у людей в первую очередь ассоциируется этот праздник? С клевером-трилистником и зеленым цветом, с рыжебородыми ирландцами и посиделками в пабах, с мифическими лепреконами и горшочком золота на конце радуги, с уличными парадами и ирландскими национальными костюмами... День Святого Патрика знают повсюду, и складывается впечатление, что он успел из национального ирландского праздника «перекочевать» в международное празднество. И все же представления об этом дне и о Святом, памяти которого он посвящен, у большинства крайне поверхностны. Предлагаем вашему вниманию подборку материалов «Фомы», которые, надеемся, позволят вам более глубоко и разносторонне взглянуть на жизнь этого святого и страны, столь его почитающей. Так кем же на самом деле был Святой Патрик? Смотрите в материалах " Фомы " : 3 мифа о святом Патрике «...Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви. Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.), написанная им около 460 года...» «... Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в День святого Патрика — это символ Святой Троицы...» Но как связать проповедь святого, жившего в пятом веке, с настоящим? Рассказ об истории Земли Святого Патрика на фоне видов современной Ирландии... и попытка показать, какой " след "   в буквальном смысле оставили ее святые - в материале «Проповедь на краю света» 8/38 за март 2010):

http://foma.ru/den-svyatogo-patrika.html

Евгений Никифоров: - Тем самым они совершенно православные святые. Протоиерей Александр Шабанов: - Вообще, если быть честным, не придираться к слову «православные» и связывать его появление с более поздними временами, чем эпоха Вселенских соборов, то очевидно: все эти святые принадлежат единой неразделенной Церкви времен ее существования до раскола. Евгений Никифоров: - И православная Церковь никогда не вменяла им в вину какого - то неправомыслия. Протоиерей Александр Шабанов: - Нет. Более того, из истории мы знаем, что, во-первых, эти святые - не все из них, но основная часть - так или иначе почитались у греков. В 1952 г. собор Русской Православной Церкви Заграницей прослушал специальный доклад святителя Иоанна Максимовича о почитании западных святых. У него был более широкий список, составленный в православной эмигрантской традиции. Не только в Русской Православной традиции Зарубежной Церкви, но и в Церквях именно православных, но находящихся вне России - у греков, антиохийцев. Все эти имена в той или иной степени там уже звучали. Евгений Никифоров: - Но святой Патрик является покровителем Ирландии, и там он почитается особенно. Чем же этот святой так был любезен ирландцам, что они избрали его, как у нас - преподобного Сергия? Мы чувствуем, что да, преподобный Сергий - это начало русской святости, особого русского пути в православие. Абсолютный авторитет для всех нас. А там, у них - Патрик? Протоиерей Александр Шабанов: - Сама по себе любовь к Патрику тоже складывалась исторически. Патрик скончался по разным вариантам в 461, 463, 465 году. А само по себе почитание в народе, как мы говорим, развивалось на протяжении 200 лет. Два века прошло, пока появились два первые текста жития. Были в народе сложены гимны, песни, духовные стихи. В устных традициях все это сохранялось как народное почитание. А то, что мы называет лорика (букв. «латы, панцирь»-прим. ред.), «Щит святого Патрика», тоже в той или иной степени бытовало в устной кельтской традиции народного творчества. А почитание началось, как уже сказано, лет через 200. И в западной Церкви он стал достаточно известен к XI веку. Почему я датирую XI век - потому, что на самом деле упоминание названия Ирландия как «остров святых» относится как раз к XI веку. Тогда, когда один ирландский монах, находящийся в Германии, обращаясь к родине, которую покинул, назвал её островом святых. Естественно, у большого количества святых кто-то должен быть патроном. И так исторически, традиционно сложилось, что Патрик как человек, который крестил Ирландию, был выбран гласом ирландского народа.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

Православная Ирландия. Часть 1 Святитель Патрик Распространенным является мнение, что святой Патрик первым принес христианскую веру в Ирландию, так что его традиционно именуют апостолом Ирландии. Не желая ни коим образом умалить значимость трудов святого Патрика, мы, однако, считаем нужным указать, что незадолго до него в 431 году святой Палладий был послан миссионером в Ирландию святым папой Римским Целестином I, став первым епископом Изумрудного острова , и совершал таинства над «ирландцами, исповедовавшими Христа». Должно быть, в Ирландии уже было некоторое число христиан к тому времени, когда святой Патрик пришел в эту страну год спустя, в 432 году. Более того, апостол Ирландии писал в одном своем письме, что закон Божий уже был насажен в этой стране «в прежние времена» и что он не хотел бы пользоваться добрым именем своих предшественников. Представляется вполне вероятным, что святого Патрика послали в Ирландию подавить ересь Пелагия, так как в то время Ирландию подозревали в склонности к пелагианству. Но, несмотря на вышесказанное, Ирландия в то время все еще фактически оставалась языческой страной, а большая часть ее населения практиковала религию, связанную с культом природы, где исполнителями обрядов были так называемые старцы, или друиды. Через столетие после смерти святого Патрика христианская вера была еще только нововведением в некоторых частях острова. Главным трудом святого Патрика, как принято считать, было устроение Церкви в Ирландии; правда, он подвизался главным образом на Севере, в провинции под названием Ольстер. Скорее всего, святой Патрик был обучен и наставлен в христианской вере на юге современной Франции, в монастыре острова Лерин. Этот великий монастырь был основан святым Гоноратом в 375 году после возвращения из Греции, где он познакомился и сблизился с православным христианским монашеством. Как и многие будущие ирландские монастыри, Лерин находился на маленьком острове. В течение последующих трех столетий Лерин был подлинным маяком православной духовности в мирском латинском окружении. Одной из величайших связанных с Лерином фигур был святой Иоанн Кассиан, старавшийся охранить православную веру от искажений некоторых крайних последователей блаженного Августина.

http://pravoslavie.ru/33703.html

Святой Патрик обычно сначала, по примеру своего учителя свт. Германа, старался обратить в христианство вождя того или иного клана. Потом по примеру правителя обращались и остальные. Миссия св. Патрика увенчалась блестящим успехом. Ему не только удалось сделать Ирландию христианской страной, но и создать поместную Ирландскую Церковь . Он не только крестил, но и рукополагал священников. Посвящение в сан зачастую проходило так: св. Патрик учил вновь обращенного читать, выстригал ему тонзуру и по возможности снабжал его необходимыми книгами – «азбукой веры» с изложением основ христианского вероучения, которое чаще всего переписывал для него собственноручно. Новопоставленный священник получал также Псалтирь, Евангелие и некое подобие Служебника, если таковые имелись в наличии. Это происходило далеко не всегда, поскольку книг было мало, они были дороги. И если под рукой не оказывалось пергамена (что неудивительно в бесписьменной стране), Патрик использовал покрытые воском деревянные таблички. Со св. Патриком шли его последователи. С ним были советник – епископ, священник, певец псалмов, судья, были также кузнецы, ремесленники, вышивальщицы, – эти люди изготавливали предметы, необходимые для богослужения. Христианизация Ирландии проходила практически бескровно – в этой стране не появилось ни одного святого мученика, культ мученичества в Ирландской Церкви так и не развился. Многие мелкие короли, став христианами, выделяли в своих владениях земли под строительство церквей. Церкви эти с самого начала не походили на привычные европейские храмы. Чаще всего они выглядели так: внутри круглого земляного вала стояло несколько построек – жилой дом для священнослужителей, храм или часовня, где проходили богослужения, а также кухня, являвшаяся одновременно трапезной. Таким центром управлял епископ, а потому церкви получили название «города», – ведь так именовались резиденции епископов в Европе. Святой Патрик основывал и монастыри; однако в стране, где все селились обособленно хуторами, церковные общины с самого начала были организованы скорее как монастырские: отдельные поселения, где жили священно- и церковнослужители с епископом во главе. 222

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010