«Все монашеское жительство, – говорил он, – разделяется на три вида: первый – общество, второй – именуемый царским или средним путем, когда поселившись вдвоем или втроем имеют общее имущество, общую пищу и одежду, общий труд и рукоделие, общую заботу о средствах к существованию и, отвергая во всем свою волю, повинуются друг другу в страхе Божием и любви. Третий вид – уединенное отшельничество, пригодное только для совершенных и святых мужей. В настоящее же время некоторые, вопреки писаниям отцов, изобрели себе четвертый вид или чин монашества: строят каждый свою келью, где вздумается, живут уединенно, предпочитая каждый свою волю и самостоятельно заботясь о средствах существования. По видимости они уподобляются отшельникам, а в действительности являются самочинниками, мешающими своему собственному спасению, ибо избрали путь жизни не по своей мере и росту. Кто со вниманием просмотрит книгу святого Григория Синаита , найдет, что называется там самочинием именно это уединенное и необщительное самовольное проживание. Лучше, живя вместе с братом, познавать свою немощь и свою меру, каяться и молиться перед Господом и очищаться вседневною благодатью Христовой, нежели, нося в себе тщеславие и самомнение с лукавством, прикрывать их и питать уединенным жительством, которого и следа, по слову Лествичника, им нельзя видеть вследствие их страстности. И великий Варсонофий говорит, что «преждевременное безмолвие бывает причиною высокоумия». По просьбе Платона старец постриг его в мантию с наречением ему имени Паисия. Спустя три месяца после пострижения Паисия в мантию к нему пришел из Молдавлахии юный монах Виссарион, и стал со слезами просить его дать ему наставление для спасения души и указать ему опытного в духовной жизни руководителя. Глубоко вздохнув, Паисий заплакал и, немного помолчав, молясь внутренно, сказал: «Брат, ты вынуждаешь меня говорить о печальных вещах, ты причиняешь боль моему скорбному сердцу. Я сам, как и ты, с великим усердием искал себе наставника и не нашел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Серафим, помогло расчистить русло для мощного потока Православия, нахлынувшего позже – с XVIII века и по XX – это пора преп. Паисия Величковского и других близких нам по времени святых старцев. Именно этому и хотели посвятить отцы следующую книгу, как бы продолжение «Северной Фиваиды». Долго не могли решить: знакомить американцев сперва с преп. Паисием Величковским или с оптинскими старцами – продолжателями его традиции. После некоторых колебаний решили начать с преп. Паисия. Пусть читатель познакомится сначала с духовным основателем Оптиной, а уж потом с ее старцами. Платинские отцы справедливо полагали, что преп. Паисий (Величковский) – ключ к разгадке всей русской духовности, а не только такого необычайного явления, как Оптина. Преп. Паисий всю жизнь изучал святоотеческие труды. Отцы попросили своего духовного наставника, связующего их с традицией Оптиной, еп. Нектария написать предисловие к англоязычному изданию жития преп. Паисия, дополнив его воспоминаниями епископа об Оптиной пустыни. Первоначально замышлялся двухтомник, посвященный и преп. Паисию: первый том – его житие, и второй – его учение. Отдельные главы появились в «Православном Слове». В 1976 году был издан первый том, но до издания второго тома о. Серафим так и не дожил. Ему, правда, удалось перевести на английский два сборника поучений преп. Паисия: «Крины сельные» и «Свиток», первоначально напечатанные в журнале. В основу новой книги легло житие преп. Паисия, составленное его учеником, схим. Митрофаном. Они дополнили его другими материалами, в том числе теми, которые касались его духовного наследия: о возрождении русского и румынского монашества силами учеников святого, его влияние на выдающихся духовных и церковных писателей, его «след» в Америке трудами преп. Германа и других подвижников. Книга получилась не просто жизнеописанием праведника, а выдающимся исследованием. Отцам удалось доказать, что не будь преп. Паисия – не знали бы мы сейчас такого всеобъемлющего труда, как «Добротолюбие». Его стараниями собраны и переписаны поучения подвижников, его радением стали они известны людям и пробудили в их душах интерес, дав таким образом побуждение к составлению Добротолюбия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Лучше, живя вместе с братом, познавать свою немощь и свою меру, каяться и молиться перед Господом и очищаться вседневною благодатию Христовой, нежели, нося в себе тщеславие и самомнение с лукавством, прикрывать их и питать уединенным жительством, которого и следа, по слову Лествичника, им нельзя видеть вследствие их страстности. И великий Варсонофий говорит, что " преждевременное безмолвие бывает причиною высокоумия " . По просьбе Платона старец постриг его в мантию с наречением ему имени Паисия. Спустя три месяца после пострижения Паисия в мантию к нему пришел из Молдавлахии юный монах Виссарион. И стал со слезами просить его дать ему наставление для спасения души и указать ему опытного в духовной жизни руководителя. Глубоко вздохнув, Паисий заплакал и немного помолчав, молясь внутренно, сказал: " Брат, ты вынуждаешь меня говорить о печальных вещах, ты причиняешь боль моему скорбному сердцу. Я сам, как и ты, с великим усердием искал себе наставника и не нашел. От этого я испытывал, да и теперь испытываю, великую скорбь. А потому, сочувствуя тебе, видя тебя охваченным крайнею печалью, скажу тебе немногое по силе моего слабого разума. Спасение души, о котором ты меня спрашиваешь, не может быть достигнуто без помощи истинного духовного наставника, который и сам понуждает себя жить по заповедям Божиим, согласно слову Господа: " Иже сотворит и научит сей велий наречется " . И, действительно, как можно вести кого-нибудь по тому пути, по которому сам не ходил? Нужно самому до крови бороться против всех страстей душевных и телесных, победить при помощи Христа похоть и гнев, исцелить смиренномудрием и молитвой разумное начало души от безумия и гордости, покорить сластолюбие, славолюбие и сребролюбие и все прочие злые страсти, имея в этой борьбе своим вождем и начальником Господа нашего Иисуса Христа по сказанному: когда изведен был Иисус в пустыню, постом, смирением, нищетою, бдением и молитвою и словами священного писания отразил сатану и этим дал победный венец на главу нашего естества, уча и подавая нам силу побеждать диавола. И тот, кто во всем этом со смирением и любовью последует своему Господу, и примет от Него служение врачевать и другие души, и наставлять их на заповеди Божии, тот вместе с тем получит от Господа за свое смирение силу побеждать все вышеупомянутые страсти.

http://isihazm.ru/1/?id=476

Paisij, lo starec. Atti del III Convegno ecumenico internazionale di spiritualitàrussa “Paisij Velikovskij e il suo movimento spirituale”. Bose, 20–23 settembre1995 a cura di Adelberto Mainardi, monaco di Bose. Magnanö Edizioni Qiqajon,1997. Содержание: Kauchtchischwili N. La tradizione religiosa e sollecitazi-oni illuministe nella cultura russa del settecento. P. 27–43. Tachiaos A.-E. N. Lo studio e la traduzione degli scritti patristici nella concezionedi Paisij Velikovskij. P. 45–54. Citterio E. La dottrina spirituale dello“Starec” Paisij. Radiografia di una comunità. P. 55–82. Kotel’nikov V. Paisij Velikovskij e il momento creativo nella tradizione ascetica russa. P. 83–90. Prochorov G. M. La formazione della conscienza nazionalerussa tra medioevo e modernità. Paisij Velikovskij e la traduzione del”Corpus Areopagiticum”. P. 91–96. Kobišanov J. M. Le radici famigliaridi Paisij Velikovskij. P. 97–114. Okara A. N. Paisij Velikovskij e Grigorij Skovoroda. P. 115–128. Pelin V. I manoscritti dello “Starec”Paisij nelle biblioteca del monastero di Neam. P. 129–136. Syšikova M. A. Manoscritti paissiani nella biblioteca dell’Accademia delleScienze Russa. P. 137–139. Zjablicev G. Un’ opera esicasta dello “Starec” Paisij. P. 141–148. Choruij S. S. L’esicasmo e il pensierocontemporaneo. P. 149–164. Rigo A. Nicodemo Aghiorita e la suaedizione delle opere di Gregorio Palamas. P. 165–182. Lisovoj N. N. Due epoche, due “Filocalie”: Paisij Veliovskij e Teofane il Recluso. P. 183–215. Verešagin E. M. I principi di traduzione in Paisij Velikovskij e nella sua scuola. L’esempio della versione della “Scaladel Paradiso”. P. 217–230. Kenanov D. Il monaco del grande abitoSpiridon discepolo Bulgaro di Paisij Velikovskij. P. 231–244. Ic jr I. I. La posterità romena dello “Starec” Paisij. P. 245–266. Appendice. La lettere à Teodosio. P. 267–304. Пальмов Иван Саввич . О сочинении студента Василия Казанакли под заглавием: « Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества»//Христианское чтение. 1894. Т. 74. Вып. 4. С. 223–224.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

К сему же и единомысленные други име, едино и тожде намерение о монашестве имущия, и собирающеся в вечер в некое тайное и тихое место, чрез всю нощь до звона советовахуся, како быша возмогли намерение свое в действо произвести, и где бы такое место могли обрести, в немже бы, помогающу Богу, постригшеся во иночество, возмогли быша истинно по обету монашескому пожити; и по многократном совещании и прилежном рассмотрении, таков завета непременен и непреложен в душах своих завещаша: да не будет отреченье их от мира, постриг же и житие в таковых обителях, идеже суть великое изобилие в пищи и питии, и всякое телесное продовольствие, слава и упокоение: приводяще от святых писаний во утверждение своего совета всех святых древних в нищетном монашестве пребывавших, и св. Симеона Нового Богослова , глаголюща тако 7 : бегаяй мира, зри, да не даси душу твою во утешение, и проч. Зане в таковых обителех постригшеся, невозможно, глоголаху, будет нам по обету монашескому нищете Христовой последовати, и воздержное житие проходити: то есть в скудости нуждных потреб, и во всяком телесном злострадании спасения ради душевного. Но немощи ради нашея, и паче от мятежа и сообщения еже со инеми, удобопреложного же ради нашего произволения, и неравного душевного усердия и нетвердого, нужда будет нам отступивше от тесного пути вводящего в живот вечный, заблудити в широкий, по словеси Господню вводящий в пагубу. И лучше быти судиша в мире пребывати, нежели отрекшеся мира и всех яже в мире, ко угодию плотскому во всяком упокоении и изобилии житие препровождати, на соблазн миру и поругание монашеского образа, и на вечное осуждение душ своих в день судный. Еще же от Божественных Евангельских и отеческих написаний совершенне уразуме Паисий, Яко без послушашя и смирения без нищеты и терпения, без веры а любве и отсечения совершенного своея воли и своего рассуждения желающему монашества, и просте рещи: без прилежного хранения всех заповедей Христовых, единою православною верою отнюдь спастися невозможно: и положил бяше благоговейный отрок, зело твердое завещание в души своей пред Богом, уже купно и на телесная деяния, во исполнение заповедей Христовых, всею душею понуждатиси. Яко же еже ближняго своего отнюд не осуждати, аще бы и очима своима видел его согрешающа. Осуждаяй бо ближняго своего, достоинство Божие сам на себе восхищает, чесого есть ли что страшнейше? 8

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

И аще и при слабом обаче при здравии обретаюсь и управляю Богу вразумляющу мя по преданию святых отец монастиръ общежителный нашъ елико сила моя есть, которий монастиръ, зовомый Драгомирну, пришедшим нам с пятидесятми братиями от святыя Афонския гори, виделен от благочестиваго господаря Молдовлахийскаго и преосвященнаго митрополита, яко в пристойном месте к обществу сущий, в совершенное владение с принадлежащими к тому монастырю добрами. Братия же наши, якоже пришедшии з святыя Афонския гори, такожде и зде к нам приобщившиися, коих всех нине являет число сто и пятьдесят быти, живут мирно, безмятежно, повинующеся заповедем Христовим, с коих болшая часть находится от россискаго рода, найпаче же от православноименития страни Запорожския. Яко сим во всех рукоделиях и послушаниях монастирских наполнято место, от сих иние уже пострижени в монашеский чинъ, иние же еще в искусе пребывают, искушающеся по преданию святых отец, аще могут понести монашество. Суть же от сих инии уже сподобленни по своему достоинству диаконскаго и священническаго чина, котории предстояще в церкве престолу Божию молят Господа прилежно о здравии и спасении всего Христолюбиваго войска Запорожскаго, яко ближайших своих благодетелей. Смущения же или перемены в монастыре нашем нияковой не было, и уповаем на милость Божию, что и не будет. Ибо всем общежительным нашим уставом и обрядом, каковии мы от святия Афонския гори принесши в выделенном нам монастыре по преданию святых отец уставили, якоже сам благочестивий господарь и преосвященний митрополит, такожде и все знаменитейшии духовнаго и мирскаго чина Молдовлахийския земли господие не только ни в чем не препятствуют, но и весьма радуются о сем и похваляют. И желают еже бы и во веки так утвердити, и знамения сего святия Афонския гори, идеже первее общежитие наше началося, еже бы женам ни под каким образом, ниже тем самем благороднейшим, в монастир наш не входити, не отревают, но и зело о том благоволят, спомоществуют в строениях монастирских в распространении келлий, зане умножающихся благодатию Христовою братии не вмещают келлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Среда же, еже на всяк день причащатися пищи и не насыщатися, умеренный сон и труд, и еже яся творити по известному 551 преданию святых отец, сиречь церкве и иноческаго устава. Рече бо некто от святых отец, ако краи 552 бесовстии суть. Аще же и нецыи от подвижников, надеждою к Богу и любовию укрепившеся, крайне пожительствоваша, но редце бысть сие: а не по заповеди, и правилу 553 , несть приято Отцами, яко погрешно и кроме советно, и вреда 554 множицею виновно бывшо подражати хотевшим. Истинный же по превосхождению 555 путь, добродетели верхоградие, и к Богу уподобление сей есть. Аще враги любиши, аще ненавидящия любителствуеши, аще злотворящим благодетельствуеши ( Мф.5:14 ), аще носиши 556 тяготы ( Гал.6:2 ), аще укоряемь и злословимь благословляеши ( 1Кор.4:12 ), аще же вся человеки, яко сам себе, паче же, паче самаго любиши, якоже и Христос возлюбил есть нас ( Еф.3:2 ); аще радуешися с радующимися, и плачеши с плачущими ( Рим.12:15 ), аще во всех всегда благодариши ( Еф.5:20 ), аще непрестанно молишися ( 1Фес.5:17 ); аще Бога оть всея души и от всего сердца любиши ( Мф.22:37 ) и Тому работаеши. Сия суть пачеестественная исправления; сии суть плоды Духа, имиже подобни Богу бываем. Прочая же вся, елика воздержанием и злостраданием ухищряем 557 пути суть, и корения, и орудия, и деяния, к сим ведуще и нанравляюще. Что бо пользует земледельца сеятва, и о земли и виногради; u древесех прилежание, аще не пшеницу, и грозд, и вино плодопринесет? Что же секира здателя, и рыбарей весла и ладия и тростие, аще не свое коемуждо приобретении тем даст 558 ? И аще сия сей имут образ, и на конец, сиречь на приобретение и на пользу, взирающе, делаем; ниже иноком отнюдь польза кая от труда ирвбывает, аще не к самому тому доброму и не за то текут 559 . И безмолвствуя убо, нмей делание в келлии твоей: чтение, молитву, и псалмопение, негли и рукоделие. Даждь поучение во ум: память смерти, память прежних грехов, новседневных согрешений, нерадения и преступления в молитве и псалмопениих и во прочих добродетелех, поминай языка твоего поползновения, ярости и похоти безсловесная движения, скитания мысли, привредныя 566 помыслы, крадения человекоугодия, хрепетания 567 тщеславия.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Вопрос. Вознегодовав же схоластик 247 о обличениих, рече: аще сия духовный ваш закон повелевает, Богу уставившу, якоже рекл еси, почто падают нецыи от инок, сей держаще закон? Ответ. Старец же рече: держащии его не падают, но оставлшии, и о изрядных его вознерадевшии: о молитве, глаголю, и смиренномудрии, от тщеславия и попечения житейского окрадени бывше. Темже и диавол вся житейская помышляти нам и творити не возбраняет, точию да от молитвы и смиренномудрия скитатися сотворит: весть бо, яко без двою сею бывающая, яко аще и добра суть, позде некогда он отъимет. Молитву же глаголем, не точию плотно совершаемую, но и мыслию неразвлеченною Богу приносимую. Аще бо едино от нею безвременно отторгается, то ниже другое наедине предстоит Богови, но своей воли. Вопроси схоластик. И имать ли волю плоть вне мысли? Ответ постника. Имать, якоже глаголет Апостол: яко бехом бо иногда и мы непокориви ( Тит. 3:3 ), творяще волю плоти ( Еф.2:3 ): и паки: плоть похотствует на духа, и дух иа плоть ( Гал. 5:17 ). Се убо имат и похоть, и волю, еже мнозии не ведят, невнимания ради о помыслех и сосложения. Темже не точию нерадящии о молитве, но и не внимающии о уме стужаеми суть. Сия же рехом, не яко инех осуждающе, но лишения своя исповедающе: зане оно убо гордости, сие же смиренномудрия есть знамение: и, гордым убо Господь противится, смиренным же дает благодать ( 1Петр.5:5 ), еюже не точно в разум, но и во имство 248 нас ведет священныя добродетели, сиречь неразвлекаемыя молитвы, о нейже никакоже нерадети нас хотя блаженный Павел, глаголет: непрестанно молитеся ( 1Сол.8:17 ): купно же и непарителность 249 ума являя, рече: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам; что есть воля Божия благая и угодная и совершенная ( Рим.12:2 ). Понеже бо, по маловерию нашему и немощи, различны заповеди положил есть Бог, яко да по своему тщанию кийждо избежит муки, и получит спасение: сего ради Апостол наставляет ны на совершенную Божию волю, никакоже нас судимы быти хотя: ведый же, ко исправлению всех заповедей содействующу молитву, не престает многочастне и многообразне о сей заповедуя, и глаголя: молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве ( Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Весь бо подвиг души есть, еже не разлучати ума от Бога, ни сочетоватися и согласоватися с нечистыми помыслы, ниже внимати тем, яже образопишет в сердце всеподражательный и ветхий живописец диавол: овогда бо образы, овогда же виды и шары и лица по сих всех диавол изображает. И страстный человек, на едином месте стоя, непщует инде где быти прельщаяся, и мнится зрети некиих, и к лицам беседовати, и разпределяти вещи, яже прелести суть диавольския. Подобает убо утверждати и управляти ум и обуздовати его, и всяк помысл и всяко лукаваго действо мучити призыванием имене Господа нашего Иисуса Христа: и идеже тело стоит, тамо и ум да будет, да посреде Бога и сердца ничтоже ино обретается, яко средостение или ограда, пресеняюще сердце и разлучающе от Бога. Аще ли же когда и восхищается кто умом, то не подобает в помыслех коснети; да не сосложение помыслов в деяние ему вменится пред Господем в день суда, егда судити имат Бог тайная человеком. Упразднитеся убо выну, и пребудите при Господе нашем, дондеже ущедрит нас: и ничесогоже иного взыщите, разве точию милости от Господа славы. Ищуще же милости, со смиренным и умиленным сердцем ищите, и вопите от утра до вечера, аще мощно есть, и всю нощь сие: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. И понудите ум ваш в сие дело даже до смерти. Многа бо понуждения требует дело сие, зане узка суть врата, и тесный путь вводяй в живот, и нудящиися входят в он: нудящихся бо есть царствие небесное. Молю убо вас, не отлучайте сердец ваших от Бога, но приседите и храните я с памятию Господа нашего Иисуса Христа всегда, дондеже всадится имя Господне внутрь в сердце: и ничтоже ино помышляйте, точию да возвеличится Христос в вас. Молю убо вас, правилу молитвы сея никогдаже престати сотворите, но аще ясте, аще пиете, аще путешествуете, аще ино что творите, непрестанно зовите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас: да память сия имене Господа нашего Иисуса Христа раздражит на брань противу врагов. Вся бо памятию сею имат обрести нудящаяся душа, или блага, или лукава.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Таковое же не в реченных точию изъявляется словесех, но и в прочиих, и не точию в единем сем мужи, но мало и не во всех, имже постническия законы и страсти и завещания, делы вмещающаяся, извещавати бысть тщание, образ таковыя неясности негде спроисходит: познание бо, еже от самех дел, не зело приемлет изъяснения яже чрез глаголы. Но тако убо о сем. Четвертое же слово во образ вопроса и ответа воображенно, являет, яко спасительное крещение свободу и очищение от грехов таинственне дарова нам, и благодать пресвятаго всели Духа, и такова ина. Пятое же воображает ума к души своей аки совет возвещающа, имже не инех виновных согрешений, но самех нас явственно глаголет. Но и шестое в беседу воображается, схоластика вводящо некоего к Марку самому беседующа, ихже главы суть: яко подобает обидимому не отмщевати, ниже осуждати обидящих, но своих грехов истязания непщевати яже от инех наносимая нам стужения: и яко люта вещь есть человекоугодие: и яко подобает паче всякаго телеснаго дела многою посредностию 30 молитву предучиняти, и что есть воля плоти. Седмое же (не во глаголы отвещавающыя воображаемо) о посте объемлет. Осьмое же к Николаю некоему иноку писано, киими усыпаема бывает паче ярость и гнев, или и совершение упраздняется, научает: и киими похоть плотская. Сия убо, аще и по большему и меньшему едина от друтих различествуют, обаче к деятельному руководят любомудрию осмь сия словеса. Девятое же на Мелхиседекиты подвизающося, ничимже мнее рождшаго е ереси повинна не мерншия обличает 31 . Обаче желающему отвсюду обретати пользу, не безполезно ему ниже от сего чтение оно будет. Чин же реченных словес не вси подлинники тойжде хранят, но ови убо предполагают, ини же подполагают, яко неким и последнее первым определяти место. Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Марка Слово первое Господь наш Иисус Христос , Божия Сила и Божия Премудрость, Боголепно, якоже весть Сам, о всех промышляя спасении, различными велении 33 закон свободы положив, едино намерение, подобающее всем, определи, глаголя: Покайтеся ( Мф.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010