Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Паисий Величковский Паисий Величковский       Преп. Паисий Величковский      Преподобный Паисий (в миру Петр ) родился 21 декабря 1722 года на Украине в глубоко религиозной семье потомственных священников. Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу. С раннего возраста Паисий был человеком книжного духа. В доме настоятеля Успенского собора Полтавы было много духовных книг. Мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых Паисий узнавал из житийной литературы, стали его героями. Им он хотел подражать, их путем идти во след Христу. Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, Паисий Величковский с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном - о душе. Написав для себя короткое правило, мальчик стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним согрешения их. С первых дней учебы Паисий мечтал о монашеской жизни. Посещая в свободное время Киево-Печерскую Лавру, Паисий Величковский непременно бывал в святых пещерах, пропитанных благодатным духом первых русских иноков. Молодого Величковского не привлекала богатая и сытая жизнь некоторых монахов знаменитой Лавры, но скорее пугала и отталкивала. Паисий мечтал принять монашеский постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители. Для человека первой половины XVIII века подобные мысли были большой редкостью. Задыхаясь в чуждой атмосфере, Паисий начал скучать, томиться, пока окончательно не охладел к «языческой мудрости», как впоследствии он сам определил преподаваемую в Академии науку. Сложившаяся обстановка подтолкнула робкого и кроткого по природе отрока к дерзновенному шагу. В 17 лет Паисий бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту - начать иноческую жизнь под руководством старца. Паисий, юноша из знатной семьи, становится одним из нищих странников, бродивших в то время по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства.

http://isihazm.ru/?id=573

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молдавский старец Паисий Величковский «Молдавский старец Паисий Величковский» Четверикова — книга о жизни и творчестве преподобного Паисия (Величковского), образцовая монография и кажется единственная о Величковском. «Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.» Протоиерей Сергий (Четвериков) Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество Предисловие Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы. По своему происхождению и по своей деятельности старец Паисий одновременно принадлежит двум поместным Церквам — русской и молдавской. Уроженец Малороссии, он все свое раннее детство, школьные годы и первые годы юности провел в России, учился в киевской Академии, странствовал по украинским монастырям в бесплодных поисках духовного руководства; будучи 20 лет перешел в Валахию, и через 4 года ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию, где и оставался до конца жизни, все более и более углубляя и расширяя свою деятельность, свое духовное влияние и свою славу в православном, и даже в неправославном мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Защитник Иисусовой молитвы На какой «риск» пошел преподобный Паисий Величковский и почему 28 ноября, 2015 На какой «риск» пошел преподобный Паисий Величковский и почему Преподобный Паисий Величковский завершил свой земной путь 28 ноября, если считать по новому стилю. На его долю выпала большая честь – защищать молитву Иисусову. От кого? От иноверцев или от инославных ругателей? Увы, от своих. Православные христиане не все понимают, в чем ценность Иисусовой молитвы. И ценность всего остального подвижнического опыта исихастов, если брать шире. Во времена преподобного Паисия такие непонимающие критики были. И сейчас есть, и до Паисия встречались. Святителю Григорию Паламе в XIV веке тоже довелось встать на защиту Иисусовой молитвы. Защита на все времена Критерием правильной духовной жизни для православных христиан являются Святые Отцы, которых почитают преемниками и надежными толкователями Апостолов Христовых. Неудивительно, что свою защиту Иисусовой молитвы преподобный Паисий построил на учении Апостолов и Святых Отцов. Пересказывать всю его защиту времени нет, упомяну лишь один фрагмент. В нём святой Паисий вчитывается в Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, где дано особое учение о молитве. Как мы помним, Господь сравнивает лицемерную молитву с молитвой истинной и заповедует Своему слушателю: «Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6). По этому поводу преподобный Паисий обращается к библейским толкованиям святителя Иоанна Златоуста. Процитированные Христовы слова, как замечает отец Паисий, «святой Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, Богоданною Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком: но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но… сокрушением мыслей и внутренними слезами, с… затворением мысленных дверей»

http://pravmir.ru/zashhitnik-iisusovoy-m...

Закрыть Преподобный Паисий Величковский - монах и переводчик 28.11.2015 264 Время на чтение 6 минут «Избранный иноческого жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие, премудре, старчества духовного в стране нашей возродителю»,- это слова кондака преподобному Паисию Величковскому, память которого совершается 28 ноября (по н. ст.). Очень сложно полностью оценить и рассказать о влиянии, оказанном преподобным Паисием на духовную жизнь православных верующих России, Украины , Молдавии, а также Румынии. Начав свой монашеский подвиг в монастырях Украины, преподобный продолжил его на Святой Горе Афон, затем основал обитель в Молдовалахии, найдя свое последнее земное пристанище в румынском Нямецком монастыре. Преподобный Паисий был не только строгим аскетом и подвижником. Практически всю свою жизнь он посвятил делу перевода и распространения святоотеческих творений. Сын священника Преподобный Паисий (в миру - Петр) родился в Полтаве 21 декабря 1722 года. Оба его родителя, протоиерей Иоанн и Ирина, происходили из потомственных священнических семей. С юных лет Петр имел стремление к монашеской жизни, собрав вокруг себя группу друзей-единомышленников, желавших только одного - монастырского уединения. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр Величковский вступает на путь монашества. В 1746 году, в возрасте 24 лет, побывав в монашеских обителях Украины и Молдавии, постриженный в рясофор с именем Платон, будущий старец и наставник многих святых подвижников отправляется на Афон. Через четыре года пребывания на Святой Горе он принимает постриг в мантию с наречением имени Паисий. Именно здесь, на Афоне, у преподобного Паисия проявляется особенный интерес к аскетическому наследию древних подвижников (хотя святоотеческие тексты он начал собирать еще в юношестве). Святоотеческие сочинения стали для преподобного руководителями и учителями в духовной жизни. Книги - главные наставники

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

расположен близ Кареи, на северо-востоке Св. Горы Афон (п-ов Афон (Айон-Орос), Греция). Общежительный, управляется дикеем (настоятелем, скитоначальником). Основан в 1757 г. прп. Паисием (Величковским) . Согласно Житию преподобного, в 1746 г. он прибыл из скитов Трэистени и Кырнул (Валахия) на Афон, поселился в каливе на земле мон-ря Пантократор и принял монашеский постриг. В 1750 г. к прп. Паисию из Валахии пришел мон. Виссарион, затем другие ученики. Прп. Паисий приобрел у Пантократора келлию во имя св. равноап. Константина, получив от мон-ря и омологию (обоюдное согласие) на устройство нового скита. Вскоре собралась братия, до 12 чел. молдаван и славян. Монашеское правило вычитывалось на слав. и молдав. языках. По неоднократным просьбам братии, а также др. «духовников святогорских» прп. Паисий был рукоположен во иерея и «произведен... в духовничество» (Житие и подвиги. 2004. С. 152-154). Вскоре келлия стала мала для умножающейся братии и о. Паисий купил у мон-ря Пантократор ветхую келлию во имя св. Илии пророка и по благословению патриарха К-польского Серафима I , пребывавшего в монастыре на покое, в 1757 г. основал И. п. с. Трудами братии и «Хрестолюбцев подаянием» были построены церковь, трапезная, пекарня, кухня, странноприимница, 16 келий «и воду привели в скит» (Там же. С. 155). Монашеское правило совершалось по чину Св. Горы, а богослужение - на слав. и молдав. языках. Прп. Паисий ввел в обители общежительный устав, сам трудился вместе с братией, занимался рукоделием, днем вырезал ложки для продажи, ночью переводил труды св. отцов с греч. на слав. язык, спал не более 3 ч. Прп. Паисия часто посещал патриарх Серафим, а также иноки др. мон-рей. Полемика с молдав. схим. Афанасием (насельником Кавсокаливийского скита), сначала называвшим прп. Паисия «прелестником» и еретиком, а затем испросившим у него прощение, принесла настоятелю И. п. с. известность. Когда число насельников скита возросло до 64 чел., прп. Паисий стал ходатайствовать перед Протатом о приобретении обремененного долгами и мало населенного мон-ря Симонопетра . После благословения Протата о. Паисий переселился туда с половиной братии, а начальником скита оставил архим. Варлаама. Но, прожив в Симонопетре 3 месяца, он был вынужден возвратиться в И. п. с., т. к. был не в состоянии оплатить монастырские долги. В 1763 г. прп. Паисий вместе с братией на 2 судах покинул Св. Гору (Там же. С. 156-158). В скиту осталось ок. 20 чел., в 1766 г. проживал уже 41 чел. В этом же году был получен султанский фирман, освобождавший скит от выплаты хараджа (подушной подати) (Русский общежит. скит св. прор. Илии. 1896. С. 52).

http://pravenc.ru/text/389269.html

С присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве Содержание Предисловие от русского издателя Предуведомление краткое Боголюбивому читателю, о житии Блаженной памяти старца Паисия, Архимандрита Молдавских Святых монастырей Житие и подвиги Отца нашего старца Паисия, архимандрита молдавских святых монастырей Нямецкого и Секула 1. Рождение и родители отца нашего Паисия. 2. Отрочество его 3. Юный Паисий идет во град Киев 4. Его желание иноческого нелицемерного жития 5. Его странствие. 6. Паисий вступает в обитель Любицкую 7. Богоугодное правление Игумена Никифора 8. Перемена начальства 9. Паисий неумышленно прогневляет нового игумена. 10. Исходит тайно из обители 11. Вступает в обитель св. Николая Медведовскую 12. Гонение от униатов 13. Паисий идет в Киев 14. В Киеве извещается о печали матери своей 15. Матерь его приемлет иночество 16. Паисий исходит из Киева и приходит во Влахию в скит Трейстены 17. Старец Василий. 18. Паисий не желает прияти священство 19. Искушение 20. Старец Михаил 21. Схимонах Онуфрий. 22. Пасий идет в скит Кыркул с схимонахом Онуфрием. 23. Пребывание и подвиги его в ските Кыркуле. 24. Посещает старца Онуфрия 25. Путешествие его во Св. гору Афонскую. 26. Прибытие во Святую гору в 1746 году 27. Нынешнее бедственное положение Св. горы 28. Паисий вселяется в келлию. 29. Не обретает старца 30. Новые подвиги юного старца 31. Прибытие старца Василия и пострижение Паисия 32. Пришествие юного монаха Виссариона 33. Каков долженствует быть истинный наставник 34. Виссарион просит Паисия быть его старцем. 35. Отец наш указует ему путь царский; их содружество 36. Ученицы. 37. Начало общего жития. 38. Братия убеждают старца прияти священство 39. Основание скита во имя Пророка Илии. 40. Умножение Братии 41. Слава Паисия 42. Завистник 43. Временное переселение в монастырь Симопетру и возвращение в скит 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

иеромонах Леонид I Схиархимандрит Паисий Величковский принадлежал к той плеяде замечательных духовных деятелей, которыми так богата была Украина XVII и начала XVIII веков. Он не был призван, подобно Стефану Яворскому , святителю Димитрию Ростовскому , святителю Иоасафу Белгородскому , к административному служению Церкви. На долю Паисия выпал более скромный и незаметный удел аскета-подвижника, который он сочетал с широкой литературно-переводческой деятельностью, создав крупный религиозно-просветительный центр в Нямецком монастыре в Румынии. Паисий Величковский , в мире Петр, родился в Полтаве 21 декабря 1722 года в семье священника. В четырехлетием возрасте он лишился отца. В 1735 году мать поместила Петра в Киевскую духовную академию, в то время не уступавшую в постановке образования лучшим заграничным школам. В Киевской академии Петр пробыл лишь четыре года; затем он покинул ее, потому что в нем давно созревала мысль обучаться внутреннему монашескому деланию. Посещая киевские храмы, проводя время в молитве, в духовных собеседованиях с друзьями-единомышленниками и в чтении святоотеческой литературы, Петр все более и более утверждался в намерении оставить мир. Он и его друзья твердо решили принять постриг не в какой-либо богатой обители, где жизнь иноков протекает в телесном упокоении, а там, где они могли бы, согласно монашескому обету, последовать нищете Христовой. И вот осенью 1739 года Петр, по указанию своего духовника иеросхимонаха Пахомия, направился в Любецкий монастырь, где с любовию был принят игуменом Никифором, в лице которого нашел идеал истинного настоятеля. По истечении трех месяцев пребывания Петра в Любецком монастыре, его настоятелем стал Герман Загоровский, который управлял обителью «не по подобию прежняго предреченнаго, но властительски» 1 . Суровость нового игумена заставила Петра перейти в Медведовский монастырь Святителя Николая, расположенный на острове реки Тясмина. В этом монастыре в день Преображения Господня 1741 года он был пострижен в рясофор с именем Парфения. Одновременно с ним был пострижен и другой брат, названный при пострижении Платоном. Братия монастыря перепутала имена и стала называть Петра Платоном, а другого брата Парфением. Когда Петр сказал об этом игумену, то игумен ответил ему, чтобы он не смущался этим обстоятельством. «Аз же... по повелению его Платоном называхся, – пишет старец Паисий, – аще яко неведый силы святаго послушания отчасти и скорбях о сем, желах бо аще бы возможно именем данным мне на постризе нарицатися» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Духовному деланию преподобный Паисий Величковский учился на Афоне, родине русского монашества, колыбели аскетического просвещения, которого недоставало старцу в русских монастырях и молдавских скитах. Но и Афон в то время переживал период упадка. Обходя иноков, преподобный искал себе духовного отца-руководителя, но не нашел и пребывал в уединении, проводя жизнь в большой строгости. Двери кельи его никогда не замыкались, и ничего у него там не было, кроме икон и книг, которые он нашел с большим трудом и которые брал у болгарских иноков; их-то он изучал и читал с крепким вниманием. С них-то и начал дело обновления иноческой жизни. Постепенно вокруг преподобного Паисия стали собираться монахи, желавшие строгой аскетической жизни. Преподобный Паисий, по совету со своей братией, купил у Пантократорского монастыря ветхую келью святого пророка Илии и заново создал Ильинский скит. Иноки устроили здесь церковь , трапезную, пекарню, странноприимницу и шестнадцать келий. Старец имел намерение братство более чем до пятидесяти человек не увеличивать, почему и устроил шестнадцать келий, каждую на троих. Славя Бога, с радостью перебрались иноки в новое свое убежище. Стройно потекла жизнь их. И увеличились еще более труды старца. Многие из святогорской братии и новоприходящие, когда видели такую богоугодную жизнь Паисиевского братства, усердно просили старца принять и их в свое стадо. Старец вынужден был принимать. Кельи для этих пришельцев не было, но они пристраивали келейки при каменной стене под первыми кельями, на двоих-троих. Трудились же все вместе, и сам старец днем делал ложки, а ночью, – он спал не более трех часов, – занимался переводом отеческих книг с греческого на славянский язык и исправлением древних славянских текстов. От одного из своих братий – Макария, он научился не только разговорному новогреческому языку, но и древнему книжному. Кроме скитского братства, многие святогорские иноки других обителей были духовными чадами преподобного. Даже Святейший патриарх Серафим, живший в Пантократорском монастыре, нередко навещал старца для духовной беседы, – то приходя пешком, то приезжал на ослике. Не раз патриарх и старейшие в обители Пантократорской иноки приглашали старца для служения Божественной литургии и, когда он служил, утешались духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_42.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Инок Парфений (Агеев) о прп Паисии Величковском     Инок Парфений (Агеев) о прп Паисии Величковском        И я предпринял путешествие, и достиг Молдавии и великой обите­ли Нямецкой.     Здесь я увидел великаго старца архимандрита, отца Паисия , и святолепныя его седины, и Богом собранное его вели­кое полчище. Его учеников уже было около тысящи. И я при­пал к стопам его, и начал его просить, да приимет меня в свою святую обитель, и причислит к своему стаду. Он же с лю­бовию принял меня, и причислив в братство, дал мне келию, назначил послушание, и препоручил меня духовнику.    Он всех приходивших и желавших с ним жить принимал, хотя стар­шие некие из братии и скорбели, ибо терпели недостатки те­лесных потреб; но он завсегда говаривал братии: " Аз грядуща-го ко мне не изжену вон; прибыл брат, прибыла и молитва. Пошлет Бог и на него пищу " . И я грешный начал жить в том богособранном его стаде, и наслаждаться его богомудренны-ми наставлениями, и утешаться, смотря на его благолепный седины.     Старец Паисий всех учил, всех утешал, всем с отеческою любонию наказывал не разрушать общежития, иметь совер­шенное послушание и смирение, отсекать свою волю, и вну­шал, чтобы все повиновались един другому, и почитали един другого земным поклоном, чтобы всякий имел ступание крот­ко, руце согбенне к персям, главу наклоненну, очи потуплены в землю, сердце к Богу, а ум в безпрестанной Иисусовой мо­литве; и чтобы во всех была любовь нелицемерная. А наипаче старался во всяком посеять и углубить божественное семя, сер­дечное делание, умную и безпрестанную молитву Иисусову.   И была тогда Нямецкая обитель яко рай, Богом насажденный: все во единомыслии и любви работали Господу своему; было со­вершенное общежитие и любовь во всех, и была во всех яко единая душа; всяк проходил свое послушание со смирением, без роптания, все с любовию взирали на пастыря своего и предводителя, и утешались его лицезрением и беседою, и его святолепными сединами: ибо он всем был образ и пример сво­ею смиренною жизнию. Но сколько он был смирен и кроток, столько был и строг: за малое какое-либо безчиние строго взы­скивал.

http://isihazm.ru/?id=692

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010