На наш взгляд, в пользу того, что влияние святого на Али-пашу было чрезвычайно результативным, свидетельствует целый ряд факторов: Али поддерживал талантливых греческих детей (в частности, на его деньги получил образование выдающийся греческий политик Иоаннис Колеттис), финансировал ряд греческих учебных заведений, построил при монастыре святого Космы школу, ориентированную на обучение греческому языку (в этом учебном заведении принципиально не преподавались ни турецкий, ни албанский языки) 693 . Как видим, фактически он на практике способствовал реализации просветительской программы Космы Этолийского . Влияние на разные слои было характерно и для других традиционалистов, которые не только были связаны между собой, но и оказывали влияние на патриархов, священников и преподавателей. Помимо возможного участия в тайном обществе, направленном на просвещение соотечественников, большинство православных просветителей участвовали в международном издательском сотрудничестве. Впоследствии это способствовало перерастанию традиционализма в движение обще-православного масштаба, получившее широкое распространение не только в греческих землях, но и в ряде славянских государств. Ярким примером международного сотрудничества является издание исихастских текстов, подготовленных греческими традиционалистами, на славянском языке. «Восстановителем преданий старчества и насадителем его в России» 694 стал молдавский старец Паисий Величковский . Он восемнадцать лет подвизался на Афоне и был связан тесной дружбой с некоторыми участниками коливадского движения, в том числе и с его лидером Макарием Нотарасом. Именно Макарий отправил ему экземпляр «Добротолюбия», который Паисий перевёл на русский язык и немедленно отправил в Петербург с целью его последующего издания. Там митрополит Гавриил собрал группу монахов – знатоков греческого языка для окончательной редакции текста «Добротолюбия» 695 . Восприятию традиционной идеологии способствовала подготовка православными просветителями талантливых учеников, продолживших их просветительскую деятельность. Так, за одним из участников движения Макарием Нотарасом «следовало множество учеников... со временем они составили группу книжников, которая весьма значительно способствовала духовному пробуждению и возрождению» 696 . Постепенно движение традиционалистов приобретало всё более широкий масштаб: в него вошли священники, монахи, преподаватели, писатели и книжники.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Прежде всего, преподобный Паисий выделяет в человеке два традиционных начала: телесное и душевное. К телесному началу, или силам, он относит зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, к душевному – ум, смысл (рассудок), слово, мечтание (воображение), чувство (сердце). Все эти силы, хотя и дарованы Богом, после грехопадения человека стали амбивалентны, то есть могут быть как источником добродетелей, так и источником греха, страсти. И великий русский подвижник детально, пусть и очень кратко, разбирает все моменты, связанные с наличием в человеке добродетелей или страстей: причины их зарождения, последовательность и взаимосвязь, средства поддержания или попущения, следствия и результаты. Желающий двигаться по пути духовного совершенствования и спасти свою душу получает в поучениях старца Паисия своеобразную «карту» с описанием маршрута движения, «карту» своего внутреннего мира. Началом благодатного движения, направленного на получение добродетелей и преодоление страстей как телесных, так и душевных, преподобный Паисий Величковский считает страх Божий, который лежит в основании нашей духовной премудрости. И далее ступени нашего духовного совершенствования, согласно старцу Паисию, выглядят так: «Страх Божий рождает веру; вера – надежду; надежда – любовь к Богу и людям; любовь – терпение и иные многие добродетели; терпение – послушание и всякую добродетель; послушание – упование; упование – пост; пост – чистоту и безмолвие; безмолвие же рождает воздержание, молитву, слезы, бдение, плач, бодрость, трезвение и иное многое и отсекает всякое злоязычие; плач рождает нестяжание; нестяжание же рождает правду и отсекает всякий спор; молитва рождает рассуждение, трезвение ума, слезы, радость, смирение сердечное, кротость; смирение рождает смиренномудрие, уединение; смиренномудрие отсекает гордость, тщеславие и растит плод духовный» 144 . Так же как существует «карта» добродетелей, существует и «карта» страстей. И преподобный старец приводит взаимосвязанную цепочку страстей и пагубных пороков. Он выделяет три страсти, которые считает главными побудителями всяческого греха: забвение, гнев и неведение. Именно эти страсти, по мнению старца, служат своеобразной настройкой человеческой души к пороку. Если такая настройка состоялась, путь для всех страстей оказывается открытым. Первой, согласно преподобному Паисию, появляется маловерие, оно уже порождает самолюбие как «начало и конец, корень и родоначальник всякого зла». Самолюбие, в свою очередь, порождает немилосердие и сребролюбие, «также корень и причину всякому злу». И далее цепь порождений выглядит следующим образом: сребролюбие порождает гордость, гордость – славолюбие, славолюбие – сластолюбие, сластолюбие – чревообъядение и блуд, блуд – гнев, гнев – памятозлобие, памятозлобие – хулу, хула – печаль, печаль – наглость, наглость – тщеславие, тщеславие – многоречие, многоречие – празднословие, пленение 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Превожделенного лицезрения тебя искренне желаю. Неизменный друг, о имени Христовом собранного братства недостойный предстоятель иеромонах Паисий. 16 мая 1766 года, Молдовлахийская общежительная обитель Драгомирна. Письмо это послано с отцами Гавриилом и Спиридоном. Письмо второе иерею Димитрию Всевозлюбленному моему другу, усердному делателю заповедей Христовых, благоговейнейшему во иереях отцу Димитрию – о Господе радоваться! Благодарю Христа Бога за то, что искру огня Божественного, еще в юности твоей Им в блаженное твое сердце вверженную, ты деланием прилежным душеспасительных Его заповедей соблюл неугасимой и желаешь разжечь ее в пламень совершенной к Нему любви получением, если Господь захочет, ангельского образа. Но великое у тебя к этому, любимец мой, имеется препятствие, ибо оженившийся, по Лествичнику, уподобился тому, кто имеет руки и ноги связанные, и если и захочет идти в иночество, не может. Во-вторых, ты обязался пасти паству словесных Христовых овец, которую небезопасно оставить просто так и как случится. В-третьих, привычку, приобретенную в мирской жизни за столь долгое время и превратившуюся почти в естество, еще же к жене и детям вкорененную естественную любовь, а также к миру и сущему в мире пристрастие оставить весьма нелегко. Находясь в таком положении, как сможешь от неудоборазрешимых этих уз освободиться и эти препятствия преодолеть? Во-первых, превозлюбленный, следует тебе с данной тебе Богом помощницей иметь об этом духовный совет, поступая с ее на это дело позволения. Во-вторых, должно детей своих законно и по Богу устроить. В-третьих, что самое главное, нужно у Преосвященнейшего архипастыря, если бы Дух Святой вдохнул в святое его сердце согласие на это, испросить: тебе – на такое святое дело благословение, а для паствы твоей – после тебя искусного пастыря. «Сеяй о благословении, о благословении и пожнет» ( 2Кор. 9:6 ). И поскольку ты начнешь совершать дело свое по чину, будет твое стремление к монашеству по Богу крепко и непоколебимо, похвально перед Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Е. К. Никифоров: - Добротолюбие — это де­виз нашего радио. Ра­донеж занимается этим уже 30 лет, как «коллективный старец­». Здесь восстановлен прямой способ обще­ния старца со своими чадами, как древний жанр бесед старца со своими чадами в том «Добротолюбии», ко­торый оставил нам пр­еп. Паисий Величковс­кий. Этим мы занимае­мся 2 часа ежедневно — у нас проходит 2 прямых эфира, когда можно задать вопросы людям, достигшим бо­льших знаний, приняв­ших в сердце Христа, знающих, чем подели­ться. Спасибо за раз­говор. Ваши знания украшают нашу жизнь. Сегодня я получил бо­льшое наслаждение от беседы. А. В. Михайловский: - Спаси Христос. Мы сегодня как две пчел­ки пожужжали немного в эфире. Хочу закон­чить тропарем препод­обному Паисию на вто­рой глас. Он удивите­лен тем, что вмещает в себя текст Иисусо­вой молитвы. «Стран­ен быв на земли, не­беснаго отечества достигл еси/препо­добне отче Паисие,/добротолюбия по­движниче,/верных научил еси ум к Богу возводити/и сердцем к нему взыв­ати:/Господи Иису­се Христе, Сыне Божий,//помилуй мя, грешнаго». Аминь. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 09.01.2022 - 15:26 Кому как, а для меня самым : Кому как, а для меня самым современным мудрым Старцем является ув. проф. А. И. ОСИПОВ с его непрестанными призывами к непрестанной/или хоть регулярной/Иисусовой молитвой в бытовых условиях и миссией распространения глубин Православия в наше лукавое время... Причём на доступном и понятном языке... Скольких людей он привёл к неформальной Вере?! Сейчас именно такие Старцы и нужны... При нашей-то немощи... Какая глубина молитвы? — хоть бы как для начала её систематизировать в массовом восприятии и делании... И явление уникальное — Старец, Богослов, ни одного своего личного слова, через СМИ учитель сотен тысяч из простого народа, не имеющий сана, но, как отец возрождающий и просвещающий человеческие души... Это наша гордость..! А главное — авторитет, основанный на Правде... Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2021/12/30/starchestv...

Еще для чтущаго уверения посилаем з братом нашим монахом Пахомием от общества нашего честнаго иеромонаха Софрония, и всепокорнейше просим, якоже сим тако и тем оставшимся всем братиям нашим на время доколь возмогут вибратися в путь возвращатися въ монастир, всякую благодетелскую вашу являть милость и любовь и в нуждах случающихся делать благопризретелное спомоществование. Мы же по должности нашей за ваше к нам милосердие и премногая благодеяниия к преблагому владыце при святой божественной тайной жертве всегдашнии и незабвеннии молитвенники пребудем. При сем поручивше себе милости и любви велможности вашей со всепочитателством нашим в надежде остаем навсегда Вашей велможности, нашего всемилостиваго благодетеля и добродея всех временних и вечных благ всеусердейшии желатели и непрестаннии богомолци, Молдовлахийския общежителныя Сошествия Святаго Духа обители Драгомирны строитель иеромонах Паисий со всею о Христе братиею. 1768 года, Июня, 2. З 3. Письмо от 30 января 1771 года Конверт: Высокоблагородному и Высокопочтенному Господину Запорожскому войсковому Пану Пысару, Милостивонадежнейшему нашему Благодетелю, з почтением. Высокоблагородный и высокопочтенний господин писарь, Милостивонадежнейший наш благодетелю. Благодеяния ваша и милостиня, творимая к убогой обители нашей в незабвенной памяти имуще удостояемся теперь писменно за оная принести благодарения с желанием временних и вечних благ от Христа Господа нашего. В великом утеснении и страсе были мы в обители нашей чрез немалое время. Первое от мимоходящих неприятелских агарянских войск, потом от последовавшей Божиим допущением моровой болезни. Обаче от всех протчих случаев сохранил нас Господь своею благодатию целих и здравих, толко едина нам осталась беда – крайное убожество, скудость в пищи и одежди, и во всех потребностях. Як и сами можете розсудити, где случаются войни и различнии перемени, тамо наипаче последуют глад и всякая нищетя. Затем просим вашего высокоблагородия, надежнейшаго благодетеля нашего, як прежде творили, так и теперь сотворите милость з нами убогими зделать вспоможение.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В прочемъ на вашу велможность но и паче надежду по Бозе полагающе, аще кое милосердное подаяние за вашим позволением откуду получим, все тое вашей велможности приписивать должни будем, и молить всемилостиваго Господа да по неложному своему обещанию удостоит вашу велможность по многолетному зде пребыванию в будущем веце в воздаянии праведных онаго суднаго гласа: Аще сотворите сим меншим братиям милость, мне сотворите. С таковым убо богомолческим желанием и с надеждою от вашей велможности благопризрителнаго на убожество наше благодеянии пребываем. Вашей велможности нашего высокомилостиваго благодетеля временних и вечных благ и всеусердейший желатель и богомолец, Молдовлахийския общежителныя Сошествия Святаго Духа обители Драгомирны игуменъ иеромонах Паисий со всею о Христе братиею. 1771 года, Января, 31. Драгомирна. 5. 1-е письмо от 18 марта 1772 года Велможному высокородному и высокопочтенному преславнаго Низового Войска Запорожскаго великому господину атаману кошевому, Нашему высокомилостивейшему благодетелю и добродееве. Благодать и мир от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и о Господе радоватися. На тверди небесней возвышенный солнечный круг, на высоких горах утвержденный град, и сияющая благородием с высокими добродетелми человеческая душа укрытися не могут. Сию истину столь яснее и толь откровеннее непреоборимую видим сколко проницателнее во обстоятелства дел входим. Светлое бо солнце мрак и мгла часто покрывают, а сияющую благородную с высокими добродетелми душу ни самая мрачная наветных сил злобная зависть помрачити не в силах. Добродетелный бо муж яко лев уповает и неустрашится, затем что Бог с ним, и ктож на него! Упова древле на Бога израилский вождь Гедеон преславный, и с тем упованием многочисленныя тысящи мадианитов с тремя точию сты воинов всех онех погуби, и в конец розсыпа и истреби. Ваше высокородие, уповайте и вы, что якоже тогда, тако и всегда и до скончания века бывает и будет пособствующая в бранех всесилная и непреодоленная помощь владычня, которая защищает и сохраняет живот вашея велможности от всякаго навета.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Все это изумляло сердца людей, собирало к нему многих жаждущих спасения, все это создавало старцу Паисию немеркнущую славу. Тот же порядок истового нелицемерного и смиреннейшего служения Господу был перенесен из Драгомирнского монастыря Молдавии в Секульский и Нямецкий монастыри. Около пятисот человек братии — все охвачены были от мала до велика подвигом ежедневного откровения помыслов и исходящего отсюда нелицеприятного и чистейшего послушания. Со временем у старца Паисия появились помощники — старцы, руководившие приходящих братий, но и сам он никому не отказывал в своей духовной помощи. Трогательно читать, как схиархимандрит Паисий первый являл во всем образ тихости и послушания, как горел он о насажденном им откровении помыслов, как по сему именно случаю для доступа желающих келья его не закрывалась до девяти часов вечера. Старец был истинным психологом и духовным врачом душ к нему приходивших. И как описывается в его житии, “в беседе своей рассуждая, рассмотряше брата онаго лице и нрава устроение, разум же и послушание. К разумнейшему убо обыче приводити некий глагол высокий к тому же прилагаше и еще нечто высочайше, и толико удивляше и утешаше его душевне, яко вменити ему вся мира сего, славу, радость же и скорби, в мерзость и мечту от радости тоя духовныя” 58 . Также и простейший брат был утешаем старцем, видел скорбь свою исчезающею как дым и, уходя от любвеобильного отца, радовался и благодарил Бога. К старцу приходили и за телесными, и за душевными нуждами, и старец “со иным убо плакаше, утешив онаго”, по образному выражению его жизнеописания, “со другим радовашеся, аки не имев никогда кия скорби” 59 ; “и не отхождаше от него неисцелен никтоже” 60 . Воистину есть что-то поражающее в образе старца Паисия, что-то величественное, почти патриархальное, напоминающее периоды далекой истории времен патриарха Авраама и других. Но вместе с тем во всем облике старца — все новое — новозаветное, все — Христово, временами даже что-то трогательно-детское. В научном исследовании о русском старчестве говорится, что для того, чтоб из разобщенных небольших скитов перевести старчество в крупные общежительные монастыри необходим был особо одаренный, особо любящий старчество человек, которым и оказался Паисий Величковский. “Нужно было, чтобы явился такой человек, который бы силою своего слова, силою своего примера, своей энергии и влияния ввел старчество в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв”. И далее: “Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре ни в русском, ни в афонском”.

http://pravmir.ru/slovo-o-starchestve/

Инок, предполагая злонамеренную порчу книг, идущую от новгородских жидовствовавших («книги немало перепорчены и от новгородских еретиков») 785 , описал тягостную ситуацию своего времени. Мы, однако, сейчас пропустим события XVI и XVII вв., имевшие целью предпринять радикальную справу церковных книг (и, к сожалению, приведшие, наряду с другими обстоятельствами, к расколу в Русской Православной Церкви), и обратимся к ситуации XVIII в. 786 Знаменитый славяно-русский книжник второй половины XVIII в. св. Паисий Величковский (1722–1794), который, согласно тропарю, «писаньми отеческими души наша снабдил есть» 787 , не только сетовал, но и пытался исправить ситуацию. Паисия можно назвать третьим, после Константина и Максима, теоретиком славянской переводной текстологии. Хотелось бы воспроизвести его позицию 788 , тем более что он не ограничивается банальной констатацией удручающей картины, а предлагает пути, отчасти нереальные, – как из ситуации выйти 789 . Св. Паисий занимался святоотеческими произведениями в переводах на славянский язык; вот его заключение: «На зело премножайших местех обрутах в них неисповедимую неясность»; «На премногих же местех не обретахь отнюдь ниже самого грамматическаго разума»; «Аще и многократне чтый, и с неизреченным трудом и испыташем, но ни тако обретах предреченнаго разума» (212). Задавшись вопросом, «откуду таковая есть в книгах не ясность и оскудуние грамматическаго разума», старец указал на те же две причины (и посчитал их), о которых упоминалось выше: «первая, неискусство древних с еллиногреческаго на словенский язык книг преводителей» (т.е. переводчиков); «вторая, неискусство и нерадуние неисусных преписателей» (т.е. переписчиков) (213). Отсюда результат: хотя греческие источники вразумительны, в славянских переводах зачастую нет смысла («уже совершенно отчаяхся увидети в словенских отеческих книгах правый и истинный разум», хотя он и «обретается в еллиногреческих таковых же книгах») 790 . Между тем «чистый еллиногреческий язык», в отличие от «простаго греческаго», весьма сложен («вся языки всея вселенныя премудростию, красотою, глубиною и преизобилием и богатством неисповедимым речений несравненно превосходящий» (217)), так что даже этнические греки, в том числе ученые, «еллиногреческих» книг целиком не понимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если бы ты и этих вышеописанных по Божией благодати легко сподобился и от всякого препятствия избавился, то и еще должно было бы тебе с великим рассуждением пересчитывать свое душевное имение и так столп монашества начинать возводить, – да не будет твое дело, из-за безрассудного начала строительства и неоконченности его, посмешищем и поруганием, по Евангелию ( Лк. 14:28–29 ); и чаша сия со слезами, и хлеб монашества с горечью да не будут нам из-за нерассудительности в осуждение в день Судный. «Ибо никто, – говорит Лествичник, – не войдет К получению пострига, в чертог небесный с венцом, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое – отречение от мира и того, что в мире; второе – отречение от своей воли и рассуждения; третье – отречение от тщеславия, последующего за послушанием. Из них первое – удобнейшее, но для боголюбцев. Второе до смерти требует подвига и труда кровавого. Третье достигается непрестанным укорением себя. Всем же им соприсутствует невидимая Божия помощь, без которой ни одного из них исполнить невозможно». Потому, всевожделенный, если ты при содействии помогающей тебе Божией благодати уповаешь, что сможешь, освободившись от преждеупомянутых препятствий, поистине отречься от мира и от всего, что в мире, отречься также и от воли своей и рассуждения, и предать себя в истинное по Богу и Божиим заповедям до самой смерти послушание, и отнюдь ничего из своего имущества, даже до малейшей вещи, не иметь, считать же себя меньшим и последнейшим из всех и претерпевать великодушно мысленную брань, непрестанно наносимую рабам Божиим невидимым врагом душ наших, если имеешь еще произволение до смерти любви ради Божией со сладостью претерпевать голод и жажду и скудость в потребном для тела, поругание и бесчестие и всякую тесноту и скорбь, которыми начертывается монашеское житие, – радуйся и веселись, прославляй Бога и несомненно веруй, что Бог дивными Своими судьбами твое богоугодное намерение претворит в дело. И пусть ты и в одиннадцатый час жизни своей сподобишься в ангельском образе Богу послужить, однако не усомнись, ибо равную с первыми, от юности своей до старости в иночестве Богу служившими, от всещедрой Божией десницы получишь мзду на Небесах–неизреченные, боголюбцам уготованные блага, сподобиться которых тебе о Христе Иисусе Господе нашем, богомольчески желая, являюсь зрения превожделенного лица твоего искренний желатель и неизменный друг, о имени Христовом собранного братства недостойный предстоятель иеромонах Паисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

На общих послушаниях положено было блюсти молчание уст; в уме же да действуется тайно и хранится молитва . И сам старец часто выходил с братиями на общия послушания, и вместе со всеми трудился со всяким смиренномудрием, молчанием и молитвою, подавая собою всем пример смирения и любви, и говоря: братия! никто из вас не должен оставаться в праздности, кроме крайне немощных и престарелых; ибо от праздности раждается всякое зло. В келлиях на едине братия должны упражняться в чтении писаний Богоносных Отцев и молитве, умом в сердце художественно совершаемой, по преуспеянию каждаго, полагая по силе частые поклоны со слезами. Все братия, и в особенности новоначальные должны были всякий вечер открывать свои помыслы духовным отцам. Ибо откровение это есть основание истиннаго покаяния и прощения грехов, и надежда спасения душе, с печалию истинно кающейся в грехах. А если бы случилось между некоторыми братиями какое-либо неудовольствие, то непременно в тот же день должно было последовать и искреннее примирение, по Писанию: солнце да не зайдет в гневе вашем ( Ефес.4:26 ). Если же кто так ожесточился бы, что и не захотел бы примириться, таковаго старец подвергал отлучению, чтобы он и на порог церковный не вступал, и молитву «Отче наш» не читал, пока не смирится. – На послушания вне монастыря старец определял и посылал таких братий, от которых не могло бы произойти какого либо соблазна для мирян, ни вреда для душ их самих. – Если за каким либо делом неизбежно следовало бы нечто, ведущее к преступлению заповеди, то повеленное дело должно было оставлять. Лучше, говорил старец, оставить дело без исполнения, нежели презреть заповедь Божию и подвергнуться вечному осуждению. Вообще же сказать: в обители, как внутри, так и вне, во всех послушаниях, старец Паисий всегда старался, чтобы между всеми братиями были мир и любовь по Богу, благоговение и страх Божий, смирение и повиновение со всесовершенным отсечением своей воли и своего разсуждения пред Старцем и друг перед другом. Также ввел старец Паисий в своей обители и все прочие порядки, по уставу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010