Архив: Послужный список о. Алексея (Трофимова) (19691998). АЕУА. Лит.: Некролог. ЦВ. 1998. 9. Алексий ( Черняй Александр ; ок. 1900 14.12.1981, Сан-Диего, Калифорния, США), архимандрит. Из семьи духовенства. Участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на северо-западном фронте, поселился в Вильно (1921), окончил Виленскую Духовную семинарию (1925), священник (19.12.1925), клирик Литовской епархии МП, настоятель Св.-Сергиевского храма в г. Векшни (19251944), протоиерей, овдовел (1942), эмигрировал с детьми в Германию (1944), принят в клир РЗЦ (1944), епархиальный миссионер и настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Бад-Наухайме (19451.10.1947), настоятель церкви в Киссене (1.10.194722.2.1948), уехал в США (1948), настоятель церкви в г. Цинциннати и епархиальный миссионер в центре США, настоятель Св.-Владимировской церкви в Хьюстоне, был пострижен в монашество (17.12.1957), игумен (18.12.1957), архимандрит (1958), переселился в Южную Африку, настоятель русской церкви в Йоханнесбурге и миссионер в Южной и Восточной Африке (19581977), принят в клир Западно-Европейской Архиепископии КП и назначен благочинным русских общин в Южной Африке (7.4.1967), перешел обратно в юрисдикцию РЗЦ (1.5.1974), вернулся в США (1979), настоятель Иоанно-Кронштадтской церкви в Сан-Диего (19791981). Соч.: Жизненный путь русского священника. Из воспоминаний о. Алексия (Черняя). Сан-Франциско, 1981. Архив: Послужный список о. Алексия (Черняя) (19671974). АЕУА АГЗ. Лит.: 30-летие священнослужения прот. Алексия Черняя. ПР. 1956. 2. Алимов Димитрий (дата рождения не установлена – сконч. после 1926), священник. Эмигрировал в Болгарию (1920), служил на приходах Сливенской епархии Болгарской Православной Церкви, больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Амвросий ( Курганов Владимир Зиновьевич ; 1.1.1894, с. Говорове» Пензенск. губ. – 17.5.1933, Милькове, Сербия), схиархимандрит. Из семьи духовенства. Окончил Пензенскую Духовную семинарию и Варшавский университет, часто бывал в Оптиной Пустыни, юнкером защищал Московский Кремль от большевиков в октябре 1917г., вступил в Добровольческую армию на Юге России и участвовал в Гражданской войне, был ранен в бою, эмигрировал в Сербию через Константинополь (1921), поступил в сербский монастырь Петковицу (1922), был пострижен в монашество (22.3.1923), иеродиакон (2.7.1923), иеромонах (1.10.1923), рукоположение совершил митр. Антоний (Храповицкий) , состоял в юрисдикции РЗЦ, переехал в Болгарию и стал настоятелем тамошнего Св.-Александро-Невского русского монастыря (1924), затем вернулся с братиею в Сербию и поселился в монастыре Милькове, где стал настоятелем русской мужской общины с возведением в сан игумена (1928), архимандрит (1932), тяжело заболев, принял схиму перед смертью (апрель 1933).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пеподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 12 лет Александра определили в Тамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета. Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Наконец в 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву (память 11 октября). Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Ои не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по егисполнение обета. Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Наконец в 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву (память 11 октября). Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Ои не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по его силам, а принял назначение со смирением, как из уст Самого Господа. Поварская работа занимала у молодого послушника большую часть дня, ему мало приходилось бывать на богослужениях, и это приучило его к внутренней молитве. Через три года, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия (память 7 декабря) и рукоположен в иеродиакона, а через два года – в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанн сомнительный. 9 . АРКАДИЙ, Святой, избран и возведён на сени 7 в 1156 году, а по другим – в 1157 году из Игуменов Новгородского Успенского Аркажского монастыря. Хиротонисан в 1158 году. Преставился в 1165 году, Сентября 19, и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. II. Архиепископы Новогородские и Псковские 10 . ИЛИЯ, а в схимничестве ИОАНН, Святой, по пострижению хиротонисан в 1165 году в Епископа из священников Новгородской Власиевской церкви. В том же году пожалован Архиепископом, и с него в Новгороде учреждена Архиепископия. В 1171 году построил Благовещенский монастырь. При нём в 1169 году было знамение от Иконы Божьей Матери. В 1186 году, оставив Епархию, принял схиму и наречён прежним именем Иоанн. Того же года, Сентября 7, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Иоанна Предтечи. 11 . ГРИГОРИЙ, Святой, брат Святого Иоанна, именовавшийся в мире Гавриил, избран в 1186 году, по пострижению хиротонисан в 1187 году, Марта 29, а по другим – 31. Преставился в 1193 году, Мая 24, и погребён близ брата своего в притворе в теремце. 12 . МАРТИРИЙ, Святой, избран в 1193 году и того же года, Декабря 10, хиротонисан из Игуменов Спасского Старорусского монастыря. В 1199 году, Августа 24, преставился на озере Селигер, едучи во Владимир на Волынь к Великому Князю Всеволоду Юрьевичу. Тело его привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе в устроенном им притворе златой паперти. 13 . МИТРОФАН избран в 1199 году, хиротонисан в 1201 году, Июля 3. В 1211 году изгнан Новгородцами и сослан в Торопец на Городци. 14 . АНТОНИЙ, Святой, в мире именовавшийся Добрыня Ядренкович, избран и хиротонисан в 1212 году из монахов Хутынских. В 1220 году, по изгнанию его из Новгорода, определён в Перемышль. Митрофан, изгнанный в 1212 году, возвращён в 1219 году, а на Епархию вступил в 1220 году, скончался в 1223 году, Июля 3, и погребён в притворе Софийского собора. Арсений избран из Хутынских монахов в 1223 году, Июля 3, но через 2 года изгнан, не быв хиротонисан.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Схимонах Иларион происходил из мещан одного из российских городов. Родился он приблизительно в 1911 году. Место рождения его неизвестно. Живя на Афоне, он старательно скрывал свое прошлое, считая, что человек, вступая в монахи, умирает для мира и все, что с ним было до пострига, уже совершенно не имеет никакого значения. Известно только, что он в начале тридцатых годов XIX века поехал из России в Иерусалим как паломник, но Святая Земля так его пленила, что он остался в одном из тамошних монастырей (точно неизвестно в каком), где был пострижен в мантию с именем Иларион. Более 50-ти лет он подвизался в Иерусалиме, удивляя всех своей строгой подвижнической жизнью. Во всю свою монашескую жизнь не вкусил ничего скоромного, даже растительного масла, не говоря уже о спиртных напитках, которых бегал как огня. Ему было уже более 70 лет, когда он от приехавших в Иерусалим на поклонение афонских монахов узнал, что русский монастырь специально для отшельников построил скит. И тогда старец решил поехать на Афон, где и завершил свой монашеский путь. На Афон он приехал в 1886 году, поступил в пустыннический скит Русского Пантелеимонова монастыря, называемый Новая Фиваида, где был пострижен в схиму. Последния 12 лет жизни отец Иларион провел в маленькой каливе в полуверсте на восток от Крумицы. Он вел строжайшую затворническую жизнь, решительно никого не принимал к себе, не отворял дверей, а сам раз в неделю приходил к метоху (Крумица) и приобщался Святых Таин. После причащения он тотчас, ни с кем не видясь и не разговаривая, шел к себе в пустынь. Келейное правило исполнял такое: ежедневно читал великое повечерие, затем тянул 60 четок, после чего сидя отдыхал, а потом тянул схимонашеский канон – 16 четок, спал три часа, встав ото сна, читал часы и пил чай, единожды вкушал пищу, потом вечерня и опять повечерие. Несмотря на свой 90-летний возраст, он не оставлял свое постническое правило и никогда не участвовал в общих трапезах. Его подвигам дивились все и, славя Бога, говорили, что такая мера подвижничества человеку доступна только по особому благословению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Пинуфрий переживал не только за русския обители Афона, но по возможности старался поддержать новые очаги Православия, которые возникали благодаря деятельности русских эмигрантов в Европе. О том, как он заботился о русских обителях вне Афона, нам сообщает насельник Почаевского монастыря во Владимировке иеромонах Серафим. Вот что он пишет: «Весьма утешил нашу обитель пантелеимоновский иеромонах Пинуфрий. Он принес мне собрание камней и священных реликвий из разных мест Палестины и Синая, которые в благолепном ковчеге, снабженные соответствующими надписями и фотографиями, служат ныне украшением нашего миссионерского храма» 389 . Преставился отец Пинуфрий 15 июля 1953 года, прожив в монастыре 62 года. Иеросхимонах Виссарион (Хлыстов) Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на поприще науки большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это дело благословение от отца Иоанна Кронштадтского . Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно» 390 . 21 ноября 1904года Вячеслав Иванович приехал на Афон и попросился в послушники. Его приняли и определили на послушание в канцелярию. 24 марта 1906 года он был пострижен в рясофор с именем Вячеслав, а 5 марта 1908 года в мантию с именем Виссарион. После чего он активно сотрудничал с редакцией «Душеполезного собеседника», в 1911–1914 годах писал статьи в рубрике «Афонская летопись». Отдельно в своем дневнике он написал летопись монастыря 391 . После смерти отца Матфия (Ольшанского) одно время был библиотекарем, а с 1920 года был назначен казначеем обители. 12 марта 1931 года отец Виссарион был пострижен в схиму с тем же именем и после отъезда духовника монастыря отца Кирика (Максимова) в Сербию в конце того же года Собором Старцев был избран духовником всего братства. Это сложнейшее послушание в труднейший для монастыря период он нес на протяжении 25 лет, и нес достойно с истинно христианской любовью к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

99 Жизнеописание составлено по книге: Душеполезный собеседник. М., 1912. С. 112. См. также: Дмитриевский А. А. Русский самородок на Святой Афонской Горе/Сообщения Православного Палестинского общества. 1912. Т. 23. Вып. 1. С. 122–141; Инок Матфей, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне/Церковныя Ведомости. 1912. 4. С. 133–134; Инок Матфей, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне и секретарь монастыря/Русский Инок. 1912. Вып. 54. Март. С. 62; Лопарев Д. С. Схимонах Матфей (библиотекарь Руссика)/Византийский временник. 1913. Т. 20. Отд. 3. С. 355–358. 116 Жизнеописание составлено по книге: Жизнеописание основателя Костычевской Смоленской женской общины старца Петра Савельева Прохорова (в схиме Пантелеимона). Симбирск, 1889. 117 Жизнеописание составлено по книге: Дмитриевский А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 150. 123 Схимонах Иларион (мирское имя Иван Иванович Домрачев) родился в 1845 году, роста среднего, волосы русые, глаза серые. Бывший сельский учитель из Вятской губернии. Прибыл на Афон и поступил в Руссик 9 августа 1872 года. Пострижен в мантию 10 марта 1877 года с именем Ианнуарий. Послушание проходил в канцелярии, на подворье в Константинополе, в обители экклесиархом, на Новом Афоне. В 1891 году писал письма из Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря игумену Андрею (см. архив РПМА, док. 1169 и 1180). Вышел в пустыню на безмолвие 31 декабря 1897 года. 12 апреля 1903 года уехал в Россию на Кавказ. Был пострижен в схиму. Автор книги «На горах Кавказа», первое издание которой вышло в 1907 году. Она была настольной книгой имябожников. В 1903–1909 гг. писал письма схииеромонаху Агафодору (Буданову) (см. архив РПМА, док. 1723). Преставился 1 марта 1916 года на Кавказе. 124 Иеромонах Хрисанф (в миру Христофор Иванович Потапьев, он же Минаев) – бывший дворянин. Родился 1833 году, служил по ученой части в межевом корпусе в Москве. С 1864 года – насельник Ильинского скита. Одним из первых выступил с резкой критикой книги монаха Илариона «На горах Кавказа». Преставился 25 августа 1916 года. В 1882–1885 годах из Константинополя писал письма схииеромонаху Нафанаилу (Кобелеву). (См. архив РПМА. Док. 1344). В 1895 году написал письмо схииеромонаху Агафодору (Буданову). (См. архив РПМА. Док. 1796).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

306 ...от Покрова святей Богородицы до Рождества Христа Бога нашего... – С 1 октября по 25 декабря (по старому стилю). 309 ...облецыся во... великий образ иноческий... – Елеазар имеет в виду принятие схимы – наиболее строгой формы монашества. 310 Кирило – соловецкий постриженик, по грамоте патриарха Филарета анзерскому черному священнику Варлааму 2 ноября 1621 г. был поставлен попом в первой скитской деревянной Троицкой церкви (ГИКМЗ «МК», рук. 1335). 311 ...при... Михаиле Федоровиче... – Первый царь из рода Романовых, был царём с 1613 по 1645 г., покровительствовал Елеазару Анзерскому, делая в скит богатые вклады. 312 Иринарх – был игуменом Соловецкого монастыря с 1613 по 1626 г., умер в 1628 г. При нём в 1614 г. заключено перемирие со шведами, велось строительство по укреплению монастырских стен, сооружен каменный с двумя башнями пристенок, с северной и южной сторон монастырской стены вырыты рвы, при нем число воинских людей в монастыре увеличилось до 1040 человек. Иринарх признан местночтимым святым. Во второй половине XVII в. написано Житие Иринарха. Обретение мощей Иринарха произошло во время Соловецкого восстания (16681676), о чём сохранилось свидетельство протопопа Аввакума в его толкованиях на 55 и 12 главы Книги пророка Исайи в «Книге толкований», созданной Аввакумом в 16731676 гг. По свидетельству А. И. Журавлева, это событие произошло 31 марта (Журавлев А. И. Исторический месяцеслов. РГБ, Музейное собр., 2798, л. 45 об.). 315 Старец мой. Фирс... – Соловецкий постриженик, от которого, согласно Житию подвижника, Елеазар принял схиму. 317 ...патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии... – В миру Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича, был патриархом в 16081610 гг. и с 1619 по 1633 г. 323 Рафаил – был игуменом Соловецкого монастыря с 1632 по 1636 г., переведён настоятелем Хутынского монастыря, в 1646 г. стал архиепископом Астраханским и в этом сане скончался в 1650 г. 326 ...игумен Ияков... Аз же его застах. – Ияков был игуменом Соловецкого монастыря с 1581 по 1597 г., руководил постройкой каменной стены вокруг монастыря (строительство началось в 1582 г.). С участием Иякова был составлен первый Соловецкий Летописец; игумен сам собирал книги и рукописи, организовал переписывание древних документов. Ияков имел собственный экслибрис, оттиски которого сохранились на 27 рукописях XVXVI вв. (см.: Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 79, 8687). Был игуменом костромского Ипатьевского монастыря с 1597 по 1606 г. Около 1609 г. прибыл на покой в Соловецкий монастырь, где и «застал» его Елеазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Прежде же всего и более всего (необходимо) быть огражденным православной верой во все догматы Вселенской Церкви, переданные ей от апостолов, богопроповедников и от святых отцов, ибо жительствующим так великое воздаяние (будет): жизнь нескончаемая и обитель несокрушимая у Отца и Сына и Святого Духа — Единосущного Триипостасного Бога. О хранении заповедей    «Конец слова: все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни», — говорит Екклезиаст (Еккл.12:13). «Я тебе главный и скорый путь показываю: имей же страх Божий и с ним храни заповеди, и ты будешь совершенным человеком, ни в чем не нуждающимся. Таким человеком, каким тебе быть должно» . Мужественная (бдящая над собой) душа во всей своей жизни имеет два горящих светильника: делательное и боговидное и ими совершает все потребное для спасения; немужественная же душа (слабая), более изнемогает, предаваясь земным наслаждениям. Зная это, будем бояться Бога и заповеди Его хранить, да будем «совершении и ни в чем же лишени» из добродетелей (Иак.1:4), имея смиренное мудрование (помышление) и сокрушенное сердце63, во всякое время омывая лице свое слезами и непрестанно вознося Господу молитву Арсения Великого: «Боже мой! Не остави мене: ничего не сделал я пред Тобою доброго, но дай мне, по благости Твоей, положить тому начало!» Ибо все спасение наше в благоутробии и человеколюбии Бога . Ему же да будет слава во веки. Аминь! ИЕРОСХИМОНАХ ПАХОМИЙ, ДУХОВНИК     Схимонах Пахомий, в миру дворянин Петр Сковородка, был кавалергардским поручиком . В 1800 г. он оставил службу и поступил в Софрониеву пустынь, где архимандрит Феодосий (Маслов) мудро руководил братией. В Софрониевой пустыни в 1802 г. Петр был пострижен в мантию. После кончины архимандрита Феодосия в 1803 г. он отправился на Афонскую Гору, где в 1805 г. в Хилендарском монастыре был пострижен в схиму.    Вернувшись в Россию в 1808 г., о. Пахомий поступил в Белобережскую пустынь Орловской губернии; в 1810 г. был перемещен в Домницкий монастырь Черниговской епархии, в 1812 г. — в Петропавловский монастырь, 6 июня 1819 г. — определен в Глинскую пустынь, в которую его приняли как духовно-опытного подвижника и сразу же включили в число старшей братии обители, о чем свидетельствует его подпись на прошении иноков Глинской пустыни от 20 октября 1819 г. министру духовных дел и народного просвещения князю А.Н. Голицыну о возвращении во владение пустыни лесной дачи .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Его краткие, ясные наставления содержали в себе духовную силу, возгревали в братии ревность ко спасению и укрепляли в уповании на великую милость Божию и Его спасительное руководство. Отец Виталий говорил, что вступление в иноческий чин знаменует собой твердую решимость жить, не поддаваясь увлечениям страстей. Подвиг этот непрерывен в течение всей земной жизни вплоть до отхода из мира сего и представления перед лицом Бога. «Хотите спасаться, войдите внутрь себя, встаньте вниманием у входа сердца и истребляйте все вражеское, входящее и подходящее» . Живя таким образом, инок предстанет перед Богом верным Его служителем. Сам же старец, горя ревностной любовью к Богу, искал высших подвигов в духовной жизни. Незадолго до закрытия обители он был пострижен в святую схиму с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого, поучения которого всегда были для о. Виталия верным руководством в духовной жизни.    После закрытия Глинской пустыни схимонах Варсонофий перешел в Псково-Печерский монастырь, где мирно почил о Господе. Архивные документы    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 22—23.    Материалы о закрытии монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 24, 30, 51.    Документы АСЕУ, АУПЦ.    Документы личного архива автора. ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ     Иеромонах Михаил (в миру Макарий Артемьевич Петренко) родился 25 июня 1883 г. в селе Ястребщина Глуховского уезда Черниговской губернии. Родители его были крестьяне. В 1901 г. он окончил церковноприходскую школу, с 1905 по 1907 г. был на военной службе, затем жил на родине и занимался сельским хозяйством .    29 мая 1943 г. Макарий поступил в Глинскую пустынь. Кроме общих послушаний, исполнял в обители послушание пономаря. В 1945 г. он был пострижен в монашество с именем Михаил и рукоположен во иеродиакона, а в 1948 г. — во иеромонаха, с 1947 г. исполнял должность ризничего . В 1948 г. в Глинскую пустынь поступил младший брат о. Михаила — Александр. Оба они жили на первом этаже бывшей часовни — «углового столпа», под келлией духовника обители иеросхимонаха Серафима (Романцова).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы. 1 Послания Иосифа Волоцкого /Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 152. О данном священнодействии см. Архимандрит Иннокентий. Пострижение в монашество. Опыт историко-литературного исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской Церквах до XVII века включительно. Вильна, 1899. 13 Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия III//ТОДРЛ. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. М.; Л., 1970. С. 115. 19 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87. О последующей стадии развития этих слухов см. Ионина Н. А. Суздаль. История. Легенды. Предания. М., 2009. С. 251–253. 23 Там же. С. 134. См. также: Турилов А. А. Владимир//Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 648. 25 Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Кн. 4: 1205–1216 гг. М., 2009. С. 142. 28 Там же. С. 91. Можно указать на аналогичный пример из XVI века. Царица Ирина Годунова после кончины в 1598 году своего супруга Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного и последнего Даниловича, постриглась в монашество с именем Александра, проведя в Новодевичьем монастыре последние дни своей жизни. Но в её уходе из мира, несомненно, были и политические соображения, так как с её уходом становилось более вероятным занятие царского трона её братом, Борисом Годуновым, и в таком случае Русское государство оказывалось в более опытных руках. 30 См. о ней: Там же. С. 713–714; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 64–86; Морозова Л. Затворницы. Миф о великих княгинях. М., 2003. С. 4–26; Она же. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009. С. 452–471. 34 ПСРЛ. Т. 12. СПб., 1901. С. 249. Таким же образом поступил Пётр I по отношению к своей единокровной сестре и первой супруге. Он препроводил в Новодевичий монастырь в 1689 году Софию Алексеевну, лишив её власти. На зубцах монастырских стен, напротив её кельи, были повешены верные ей стрельцы. Затем она была пострижена с именем Сусанна; скончалась в 1704 году, приняв схиму с именем София, и была погребена в Смоленском соборе (Линдси Хьюз. Царевна Софья. СПб., 2001. С. 317, 321–322). Первая жена Петра I Евдокия Лопухина была по его указанию пострижена в монашество с именем Елена, что нашло отражение в исторических песнях русского народа (Народные исторические песни. М.; Л., 1962. С. 206–208). Последние годы жизни она провела в Лопухинском корпусе Новодевичьего монастыря, скончалась в 1731 году и была погребена в Смоленском соборе обители. Подробнее о царских особах, принявших монашество в Новодевичьем монастыре, см. Священник И. Бычков. Новодевичий монастырь и представители царских семей в нём//Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г. М., 1998. С. 49–56; Шведова М. М. Царицы-инокини Новодевичьего монастыря//Там же. С. 73–93.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010