Итак, в продолжении только 50 лет (т. е. с 1068 года, когда основался Киево-Печерский монастырь в виде иноческого общежития, до 1215 – 26 годов, когда был епископом Симон), только из одного монастыря до 50 епископов! Эта красноречивая цифра, при множестве в тоже время других монастырей и при не большом еще числе епархий, осязательно показывает, что в тот (первый) век нашей Церкви не только сразу утвердилось на архиерейских кафедрах монашество, но и начинания не было к поставлению архиереев вне его. В целом столетии только одного видим епископа из белого духовенства, Илариона: но и тот был пострижен в монашество, перед посвящением в архиерейский сан. А, казалось бы, как не трудно было сделать иначе, если бы только мысль была о том! Церковь была только в начале, когда еще не успели утвердиться предания и обычаи, получающие с течением времени силу законов, избрание Илариона решено было независимо от цареградского патриарха, начинания и вся сила этого дела принадлежала великому, самодержавному князю, избранный был пресвитер его Двора, Иларион был всем известен своим благочестием и строгою жизнью: словом, все по-видимому благоприятствовало оставлению его в белом духовенстве на кафедре: однако не оставили! Видно – и не думали о том. В 12 столетии (именно в 1165 году) «Новгородцы, сказано в летописи, поставиша великому Новуграду епископом Иоанна, а в мире был Илия жив на Софийской стороне и священствова у церкви Власия священномученика на Волосов улици» 73 . Итак, этот архиепископ (первый в Новгороде с этим титулом) был пострижен в монашество. Но когда? Прежде или после посвящения в епископа? По словам указанной летописи видим, что – до посвящения. В других, более древних, он называется и в архиерействе Илией 74 , а в некоторых – обоими именам, то Илией, то Иоанном 75 . В позднем жизнеописании, (составленном уже по обретению мощей его, в 1439 году). замечено, что он перед кончиной своей – «пострижен в иноческий образ, в схиму, и наречен бысть Иоанн: прежде 6о бише имя ему Илия 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

эту запись на дальнейших страницах нашей книги). Земляк старца Иосифа Яков Сушенко родился в 1882 году. Он был из крестьян. 25 апреля 1900 года, 18 лет, поступил в скит, а 7 декабря того же года скончался. Послушание его было помогать пасечникам. Яков сразу начал подвижничать. Во-первых, он так стянул свое тело под одеждой вместо вериг веревкой, что она врезалась в кожу и образовались раны. Летом он выходил ночью из келии и спал на голой земле. Ложился даже на крапиву, говоря: «Недостоин я спать в келье». Он жаловался на слабость, и старец Иосиф советовал ему больше есть. В октябре он простудился и так заболел, что его положили в больницу. Там он и скончался. Тело его начало застывать только через 12 часов после его смерти. Отец Агапит пишет в конце краткого очерка жизни послушника Якова, что можно было бы поставить ему в укор самочинность его подвигов, «но, думается, как можно строго судить шестнадцатилетнего (18-летнего. – Сост.) мальчика, безотчетно стремившегося ко спасению своей души? А покойный старец отец Амвросий имел обыкновение говорить в подобных случаях так: “Всякий подвиг человека, предпринимаемый им ради спасения своей души, приемлется Милосердным Господом в умилостивительную жертву”» 387 . Матфий Егоров Кузнецов, крестьянин села Салапёнок Калужской губернии, поступил в Оптину пустынь, в монастырь, 8 мая 1886 года, когда ему было уже за сорок лет. 1 июня 1899 года перешел в скит. Он был пострижен в рясофор, но когда – сведений не сохранилось. В скиту проходил послушание пасечника. 26 ноября, в день своей кончины, утром, он еще трудился (привез жернов на тачке из монастыря в скит), а после обеда в келии своей потерял сознание. Его нашли на пороге как бы спящим, но он долго не просыпался и по перенесении его в больницу продолжал спать. А в ночь на 27-е так и скончался, не приходя в себя. Из Москвы по вызову телеграммой прибыл родной брат усопшего казначей Новоспасского монастыря иеромонах Тихон, он и отпел брата и совершил погребение. Всей жизни отца Матфия было шестьдесят пять лет. 24 декабря 1864 года в скит поступил двадцатилетний юноша из города Торопца Псковской губернии Николай Васильевич Фуфаев. С июня 1865 года он проходил послушание келейника у скитоначальника отца Илариона, после кончины которого (в сентябре 1873 года) перешел из скита в монастырь. 1 декабря этого года он был пострижен в мантию и наречен Нестором. Постриг совершал в скитской церкви игумен архимандрит Исаакий. Восприемником от Евангелия был при этом старец Амвросий. Двадцати восьми лет отец Нестор заболел тифом и был пострижен в схиму. После того он выздоровел и в феврале 1896 года перешел в скит. Послушание его было – пение на клиросе. Скончался шестидесяти лет в монастырской больнице 25 января 1905 года. Отпевал его и служил заупокойную литургию архимандрит Агапит с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наставник его, отец Иоанникий, вскоре принял великую схиму и стал братским духовником Пантелеимонова монастыря. В схиму был пострижен и монах Памва с именем Парфений. В 1841–1844 гг. он выполнял послушание по сбору средств в России для своей обители, тогда еще очень бедной. А в 1846 г. схимонах Парфений окончательно покинул Афон по благословению первого своего духовника старца Арсения, а также и отца Иеронима. Старцы благословили ему отправиться за 12 тыс. верст, в Томск, с 12 рублями ассигнациями и повелели в пути ничего не просить. О цели странствия ему было сказано так: «Бог тебе дело укажет». Совершив паломничество на Святую Землю, отец Парфений отбыл в Россию. В Томской епархии он был принят в доме архиерея и, пока жил там, написал свое знаменитое «Сказание о странствии и путешествии», занимался и другими литературными трудами, написал до 18 томов. Но Господь судил отцу Парфению еще и другое поприще – миссионерскую деятельность. Святитель Филарет (Дроздов) по прошению отца Парфения определил его в Московскую епархию. В 1854 г. отец Парфений прибыл в Москву. В последующие годы он нес на Троицком подворье послушание, связанное с обращением раскольников и их утверждением в Православии, написал книгу «О Промысле Божием», в которой раскрыл свой богатый личный духовный опыт. Рукоположенный святителем Филаретом в иеродиакона и иеромонаха, в 1859 г. он назначается настоятелем и строителем Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. Обитель скоро стала образцовой по духовному благоустройству и исполнению общежительного устава, а иеромонах Парфений был награжден от государя золотым наперсным крестом. В 1863 г. возведен в сан игумена. Наряду с благоустроением своей обители, отец Парфений в 1860-е гг. продолжал заниматься писательством, в основном антираскольничьих книг. Особо следует упомянуть сочинения «Виноград церковный, или Свидетельства святых отцов соборной и апостольской воинствующей Христовой Церкви», «Меч духовный на поражение раскольнической апологии», «Разбор окружного послания лжеархиепископа Антония». По свидетельству святителя Филарета, деньги, вырученные от продажи книг, отец Парфений употреблял на монастырское строительство. Интересна статья отца Парфения в «Русском вестнике» под названием «Первые известия о русских в Кульдже и присоединение к России Киргизской степи», опубликованная в 1878 г., уже после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Извините, Ваше Высокопреосвященство, что карандашом пишу; мне исполнилось 73 года, как поступил в монастырь, всего 70 лет, как прожил на Святой Горе. Чувствую, что скоро помру. Желал бы, чтоб Ваше Высокопреосвященство прочитали молитву; мне исполнилось 48 лет, как я пострижен в схиму. Ещё и ещё простите за вольная и невольная согрешения. Остаюсь Вашего Высокопреосвященства послушник и богомолец Игумен Илиан 12 авг. 1970 с/ст Письмо 65 Его Высокопреосвященству Высокопресовященнейшему Василию, Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Ваше Высокопреосвященство, первосвятительски благословите! Извините и простите, Ваше Высокопреосвященство, что так случилось. Ваше письмо было написано очень хорошо и благополучно дошло, и всё хорошо. Посылаю Вам молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит (В.В.) вся согрешения Ваша. Аз же, недостойный иеромонах, прощаю вся согрешения Ваша. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и вовеки веков. Аминь». Ещё раз извиняюсь, что адрес Ваш потерял: разлил гуммиарабик, где лежали адреса, и они склеились, и я после нашёл – пришлось обратиться к господину доктору Большакову. Извините, пишу письмо и чувствую, что больной, 23 июля исполнилось 70 лет, как я поступил в обитель. В трапезу не хожу, уже собираюсь помирать. Прошу Вас и желаю, чтоб Вы написали разрешительную молитву за все согрешения, вольная и невольная. Уже прошло 49 лет, как ношу святую схиму. Ещё прошу, извините: хожу я в церковь , читаю и пою только, служить не могу. На праздник служил отец Авель в митре, он архимандрит из новых, всё вышло хорошо, богомольцев было 300 человек. (Я и) о. Давид, и Серафим все вспоминаем Вас. Всего нас осталось 14 человек. Просим Вашего благословения и святых молитв, остаёмся Ваши смиренные богомольцы и послушники Игумен Илиан со всею во Христе братиею 12 сентября 1970 г. с/ст Письмо 66 Его Преосвященству Высокопреосвященнейшему Василию, Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

После конфликта с секретарём РПЦЗ (В) протоиереем Вениамином Жуковым весной 2003 года перешёл в Российский Экзархат «каллиникитского» синода Церкви ИПХ Греции, куда увлёк и свои российские приходы. В июне 2004 года он уже значился благочинным и заместителем администратора управления приходами РПАЦ в Северной Америке. В июле 2005 года протопресвитер Виктор вышел из состава РПАЦ. 463 ρχιεπσκοπος Г.О.Х. θηνν κα πσης λλδας Αξντιος (Πστρας)//κκλησα τν Γ.Ο.Χ. λλδος κα ξωτερικο [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: http:/www.omologitis.org/main_pag/hеllenic.htm. Дата доступа: 24.05.2007; THE HOLY SYNOD OF THE TRADITIONAL CHURCH OF GREECE [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: Дата доступа: 23.04.2007. 464 The Chronology of Events of the HOCNA/Panteleimonite Schism//The Holy Orthodox Church in North America [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://hocna.info/index.shtml. Дата доступа: 25.01.2007. 465 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине, (Вехи истории). К., 2002. С. 152; The Chronology of Events of the HOCNA/Panteleimonite Schism//The Holy Orthodox Church in North America [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://hocna.info/index.shtml. Дата доступа: 25.01.2007. Более подробная информация об Экзархате УПЦ КП в Греции приводится в разделе «V3.5.3. Греческий старостильный раскол и Украинская православная церковь киевского патриархата». 467 Родился в 1924 году. В 1946 году на Афоне был пострижен в великую схиму. В 1950 году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Архиерейское посвящение во «флоринитском» синоде принял в 1979 году. В достоинство архиепископа возведён в 1995 году. 468 Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 12/25 июня 1988 года//Церковная жизнь. Джорданвилль. 1988. 3–4. с. 80. 469 ΙΣΤΟΡΙΚΟ ΧΕΙΡΟΤΟΝΙΩΝ ΕΛΛΗΝΙΚΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΙΕΡΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΑΡΧΙΕΠΙΣΚΟΠΗΣ ΑΜΕΡΙΚΗΣ//ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΝ ΤΟΥ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΟΡΤΟΛΟΓΙΟΥ. ΕΤΟΣ 2009. Σ. 2–5. 472 Родился в 1969 году. В 1987 году поступил послушником в один из афонских монастырей, а в 1988 году принял монашеский постриг. В 1991 году принял пострижение в великую схиму и был рукоположен сперва во иеродиакона, а затем во иеромонаха канонической Элладской Православной Церкви. С декабря 1991 по январь 1992 годов пребывал в юрисдикции Александрийского Патриархата. В апреле 1992 года уклонился в старостильный раскол, присоединившись к «авксентьевскому» синоду церкви ИПХ Греции. В марте 1993 года возведён в достоинство архимандрита. В мае 1997 года был рукоположен в архиерейский сан с присвоением титула митрополита Олимпийского. В январе 2006 года вошёл в юрисдикцию «Греческой православной миссионерской архиепископии Америки». Высшее образование получал во Франции. Имеет дипломы по хирургии, психологии и каноническому праву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Куда приезжала Геронтисса Гавриилия , везде ее окружала и обнимала любовь, которую вложил Господь в сердца ее чад. Во всей ее жизни. На Лерос приезжали некоторые из ее чад. Сестра Кассиания П. из Афин, сестра Констнация Баббингтон Смит из Англии, и многие другие братья из Афин. Приезжал отец Симеон агиорит, монахиня Августина из Фарона, монах Михаил из Америки и монах Александр из Австрии. Она продолжает переписку со своими чадами. Она уехала из Афин, но любовь ее продолжает их покрывать. В письме Л. Сарийанни об этом читаем: 17–12–1990 «Возлюбленная Гавриилия. Нет у меня ничего иного дать тебе, кроме моей любви и утешения, какое я ощущаю, когда мысль моя летает с тобой, или когда пытаюсь схватить твой взгляд, который всегда теряется в Небесах, в сердцах, в Ангелах. Сказать, что ты уехала и оставила пустоту? Это было бы неправда! Как говорить о пустоте, когда возлюбленное твое присутствие живет во мне вместе со всем тем, что ты дала мне за все эти годы... Достаточно подумать о тебе, чтобы найти ответ, который ищу. Я просила Христину купить Рождественскую открытку, чтобы отослать тебе. «Ты не хорошо думаешь, сказала она, бабушка Гавриилия не имеет нужды в таких пустушках, какие продают. Скажи только, что ее любишь. Этого довольно! " " В августе 1991г., за семь месяцев до ее погребения, приехали со Святой Горы наш старец о. Дионисий Микройаннанитис вместе с о. Спиридоном. Она говорила своей подруге X. Зисиму: «Сестра моя Хариклия, вместо четверых, приехали ко мне двое». – «Что ты хочешь сказать мне?» – «Хочу объявить тебе благодарность. Приехал наш старец со Святой Горы о. Дионисий М., и они подняли меня на стуле, т. к. я не могу ходить, монах о. Спиридон и диакон о. Мелитон, и отнесли в церковь «Крепостная», и постригли меня в великую схиму, с именем, как и в малой, Гавриилия». Никогда не забуду выражение ее лица, когда они спускали ее вместе со стулом по крутой лестнице крепости. Оно было очень спокойным. Руки ее не держались за ручки стула, а держали четки. Вот как бы она была в своей келии. Другой бы в ее возрасте, может быть, испытывал бы некоторое беспокойство. Но она имела абсолютное доверие к Богу и Ангелам Его... «На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Там высоко, в церкви Богородицы «Крепостная», всего лишь несколько метров далее того места, где сейчас гроб ее, в присутствии о. Никодима, о. Мелитона, и Ф. и М. Мора, 13 августа она была пострижена в великую схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

   Архимандрит Феоген укреплял и поддерживал духовную и хозяйственную жизнь обители, поэтому, не считаясь с мнением братии, его отстранили от управления монастырем. 29 июля 1960 г. указом управляющего Сумской епархией архиепископа Андрея «в силу сложившихся обстоятельств» о. Феоген был освобожден от должности настоятеля Глинской пустыни. Уполномоченный так опасался его духовно-благотворного влияния на иноков, что о. Феоген был даже лишен права оставаться в обители и вынужден был покинуть пустынь.    Но вскоре и сама пустынь была закрыта. После о. Феогена временно исполняющим обязанности настоятеля был назначен казначей обители игумен Модест (в миру Михаил Иванович Гамов).    Это был «неплохой монах, скромный, аккуратный, способный хозяйственник, усердный труженик по благоустройству обители» , послушание казначея нес добросовестно, но не пользовался авторитетом у братии, поскольку не имел молитвенного духа и не отличался подвижнической жизнью. 10 марта 1961 года игумен Модест был утвержден в должности настоятеля Глинской пустыни и возведен в сан архимандрита .    Уполномоченный по Сумской области и другие представители местной советской власти рассчитывали, что новый настоятель будет исполнять их волю. Но о. Модест за обитель стоял ревностно, делал что только мог для сохранения монастыря, и увещевал братию молиться усерднее, чтобы не закрыли Глинскую пустынь.    Неуклонное возрастание духовной жизни в обители продолжалось, несмотря на все усилия советской власти подорвать ее. Старцы Глинской пустыни принимали, исповедовали, наставляли множество паломников, совершали постриги в монашество и в великую схиму. Во время настоятельства о. Модеста в схиму был пострижен игумен Корнилий (Оробцов), иеромонах Иннокентий (Шиховцов), иеромонах Исмаил (Невдачин), монахи Никандр (Шапошник) и Виталий (Середа). Однако архимандрит Модест недолго был настоятелем, так как уже шла активная подготовка к закрытию Глинской пустыни.    11 апреля 1961 года управляющий Сумской епархии освободил архимандрита Модеста от обязанностей настоятеля , а 12 апреля без согласования с братией назначил исполняющим обязанности настоятеля Глинской пустыни иеромонаха Даниила (в миру Димитрий Васильевич Новиков), который не отличался духовной жизнью, и братия не считала его своим настоятелем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога. Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви. Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, Который «творит ангелами Своими духов, служителями Своими — огонь пылающий» (Пс.103:4), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келлии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил: — Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня! Тотчас по слову его оставила их болезнь, и они, сделавшись здоровы, последовали за ним. Преподобный же Пимен, войдя в церковь, приобщился Божественных Таин и после этого, взяв смертный одр свой, понес его, без всяких указаний к пещере, в которой никогда не был, которую никогда не видал со дня своего рождения. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония [ 6 ] и указал место, где желал быть погребен. Перед смертью он поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежавших вблизи: — Здесь, — сказал, — вы положили в этом году двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме [ 7 ]; первого, положенного без схимы, вы найдете в схиме; он неоднократно хотел принять ее, но всё откладывал, но так как он явил дела, достойные этого образа, то Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел достойных ее, а говорил, когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму; не помнил он слов сказавшего: ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа (Пс.113:25–26). Поэтому и отнято у него достоинство схимы и дано показавшему дела, достойные ее: ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а у неимеющего (добрых дел) отнимется и то, что имеет (Мф.25:29). Третий брат, — продолжал он, — много лет тому назад положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения, ибо он совершал дела недостойные этого образа, — всю жизнь провел в лености и грехах, не помня слов Господа: кому дано много, много и потребуется (Лк.12:48); пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пришедши во Святую Афонскую Гору и Господь Бог , и Божия Матерь, не лишили моего желания, ибо такого старца сподобился застать в живых, что к нему вся Святая Гора Афонская благоволила, и навсегда тамо таковых старцев бывает немного, может быть, во веки, пустынножителя иеросхимонаха Арсения, ибо он был всеобщий духовник русским, болгарам и сербам и всем духовникам духовник. Вот такому-то великому старцу сподобил меня Господь Бог препоручить свою душу и тело. Сколько был велик старец, столько же и велик наложил мне нести крест. Он прежде благословил меня пожить одному в пустыне; потом препоручил меня под руководство своему ученику, иноку Иоаникию на келию, препроводить скитскую жизнь. Потом второго моего старца, монаха Иоаникия, и меня с ним, послал в общежитие к грекам, в русский Пантелеимонов монастырь, и тамо благословил отцу Иоаникию принять священство и духовничество для русской братии и принять великую схиму, и наречен в схиме Иероним, который и до ныне тамо обретается в живых. А, проживши в общежитии 5 лет, в течение которых игуменом Герасимом был пострижен в великий иноческий образ схиму. Потом игуменом Герасимом и духовником Иеронимом, по моему желанию, отпущен был в пустыню послужить одному великому старцу, пустынножителю Схимонаху Тимофею, бывшему Валаамского монастыря молчальнику. Но немного я насладился этою тихою равноангельною безмолвною жизнию, только полгода, но грехов ради моих великих, вывел меня Господь из тихого пристанища и высунул меня на средину великого и страшного моря претерпевать всякие роды скорбей и странствия. Но мой старец, иеросхимонах Арсений, вывел меня из пустыни, даже и из Русского монастыря, и вечно разлучил меня со Святой Афонской Горой, сверх всякого моего желания прежде послал меня в Иерусалим поклониться Святому Христову Гробу и прочим святым местам, а потом велел идти в Россию, в Сибирскую дальнюю страну, в г. Томск. Я спросил: “Что я тамо буду делать?” Он же сказал: “Тамо тебе Бог дело покажет”. О! коль горестно было мне слышать такое его вышеестественное распоряжение, что как я могу начать такой дальний путь, почти 12 тысяч верст, по морям и по суху, чрез границы и карантины, не имея при себе ни одной копейки денег, еще и просить ни у кого не велел.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в. Схиигумен Харитон (Дунаев), настоятель монастыря с 1933 по 1947 г., род. в Костромской губ. в 1873 г. в крестьянской семье, крещен с именем Хрисанф. Поступил в Валаамский мон-рь в 1894 г., принял постриг в 1905 г., рукоположен во диакона в 1908 г. и год спустя назначен казначеем обители. В 1910 г. рукоположен во иерея, в 1917 г. зачислен в состав старшей братии мон-ря. С 1920 г. благочинный Коневского мон-ря. В 1925 г. назначен и в 1927 г. избран братией наместником монастыря, в 1932 г. назначен благочинным мон-рей Финляндии. В том же году подал прошение и был освобожден от должностей наместника и благочинного, поселился в Иоанно-Предтеченском скиту и сосредоточился на молитвенном делании и изучении писаний св. отцов и учителей Церкви. Позже составил антологию «Умное делание. О молитве Иисусовой», которую совместно с прот. Сергием Четвериковым издал в мон-ре на рус. языке в 1936 г. (впосл. переведена и издана на финском и английском языках). 20 сент. 1938 г. получил 6-месячное освобождение от должности настоятеля. В 1943 г. вышел его труд «Аскетизм и монашество». В 1933 г. братия избрала его настоятелем Н. м., был утвержден архиеп. Карельским и всей Финляндии Германом, к-рый возвел его в сан игумена. В кон. 1946 г. здоровье игум. Харитона начало слабеть; 25 сент. 1947 г. его постригли в великую схиму. Преставился 27 окт. 1947 г. Награжден набедренником (1912), золотым наперсным крестом (1917), палицей (1932), наградой ФПЦ - командорским крестом ордена Св. Агнца 2-й степени (1937). Иеросхимонах Ефрем (Хробостов, в миру Григорий Иванович), ближайший сподвижник игум. Харитона, имел крестьянское происхождение и род. в 1871 г. на окраине С.-Петербурга в семье работника Придворной конюшенной конторы Мин-ва имп. двора. В 12-летнем возрасте принят в Валаамский мон-рь, нес послушания в слесарной и резной мастерских и в б-ке. В 1891 г. посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в Абиссинскую духовную миссию. В 1894 г. зачислен послушником в Валаамский мон-рь. Принял постриг в 1895 г. с именем Георгий, в 1897 г. рукоположен во диакона, в 1899 г.- во иерея. Три года прожил на строящемся Московском подворье Валаамского мон-ря. Исполнял обязанности священника в Салминском и Шустаймском приходах Великого княжества Финляндского. В 1907-1911, 1912-1914 гг. настоятель Никольского храма Имп. Православного Палестинского об-ва в С.-Петербурге. С этого времени начал совершать литургию каждый день и сохранил этот порядок до своей смерти. Духовник мн. августейших особ, его чада финансировали строительство Смоленского скита Валаамского мон-ря, где иером. Георгий служил после возвращения из С.-Петербурга. Во время первой мировой войны находился в ставке вел. кн. Николая Николаевича. Пострижен в великую схиму в 1919 г. с именем Ефрем и жил в Смоленском скиту (был единственным насельником). Назначен в 1925 г., избран в 1927 г. духовником братии, оставался им до кончины 26 марта 1947 г.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010