И бысть слово Господне ко мне рекущее: Еда, якоже скуделник сей, не возмогу сотворити вас, доме Исраилев? рече Господь: се якоже брение в руку скуделника, тако вы есте, доме Исраилев, в руку Моею ( Иер. 18:3–6 ). И оное написанное: Я всем звездам дал заповедь дает некоторым повод [думать], что звезды разумны и что они имеют душу и чувство. Ибо, говорят они, Он мог заповедовать только разумным [существам], не припоминая того, чти написано у Ионы: «заповедал Господь ветру знойному» ( Ион. 4:8 ), и опять: «заповедал червю утреннему» (там же, ст. 7), и что Спаситель в Евангелии запретил ветрам и морю ( Лк. 7 ), которые, очевидно, не имеют чувства и разума. Ст. 14–17. Так говорит Господь: труд Египта и торговля Ефиопии не савейцы, люди высокие, к тебе перейдут и будут твоими: они последуют за тобою; связанные ручными узами приидут и будут преклоняться пред тобою и умолять тебя: в тебе только Бог, и нет Бога, кроме тебя. По истине, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель, Постыжены и посрамлены все: вместе [с ними] ушли со стыдом виновники заблуждений. Израиль спасен в Господе спасением вечным: вы не будете постижены и посрамлены во веки веков. LXX : Так говорит Господь Саваоф: утрудился Египет и торговля ефиоплян и савейцев: люди высокие приидут к тебе, и будут твоими рабами и последуют за тобою, связанные ручными узами, и прийдут к тебе, и будут преклоняться пред тобою и умолять тебя: ибо в тебе Бог, и нет Бога, кроме Тебя. Ибо Ты Бог, а мы не знали: Бог Израилев, Спаситель. Да будут постыжены и посрамлены все противники Его и да идут со стыдом. ÷ Обновляйтесь у Меня острова Израиль спасется Господом спасением вечным: не будут постижены и посрамлены во веки . И в этом месте следующие историческому пониманию говорят, что Египет и ефиопляне и савейские народы, находящиеся за Ефиопиею, были порабощены Киром, ему были подчинены и самые отдаленные народы, которые из необычайной победы поняли, что в нем был Господь, и что не было другого Бога кроме того, который обитал в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«И Господь возложил на Него грехи всех нас», или, как в славянском: «и Господь предаде Его грех ради наших». Приведенные слова направлены против самого существа иудейского заблуждения. Иудеи думали, что если кто страдает, то это значит, что Господь его наказал, или «предал» бедствию за его собственные грехи. Пророк здесь и говорит: да, Мессия тоже подвергается Божественной каре, Господь Его «предает» на страдания; но вся глубина различия лежит в том, что эти страдания будут возмездием не за Его личную вину, а за «грехи всех нас». «Господь предал Его за грехи наши, чтобы Он вместо нас понес то, чего мы, по причине слабости сил, не могли понести» – прекрасно разъясняет это блаженный Иероним. Нетрудно видеть, что в основу выражения данного стиха положен образ, взятый из подробности религиозных церемонии в день очищения, – именно символическое действие возложения первосвященником грехов всего Израиля на голову козла Отпущения ( Лев.16:21–22 ). Как основная мысль этого стиха, так и имеющиеся в нем образы, прекрасно раскрыты в новозаветных Писаниях, в особенности, у Апостола Павла, который, напр., говорит об Иисусе Христе, что «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». ( 2Кор.5:21 ). Ис.53:7 . Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Сво­их; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Сво­их. С 7–9 ст. включительно идет специальная речь о страданиях, смерти и погребении кроткого Отрока Господня, смиренного Сына Его, т. е. страждущего Мессии. «Он истязуем был, но страдал добровольно». Повторение старой мысли (4–6), но с некоторым новым добавлением – именно, с более ясным указанием на добровольный характер искупительных страданий Мессии. Общий характер страданий Мессии здесь обозначается одним словом – «он был истязуем», по-славянски – «озлоблен бысть». «Быть в озлоблении» – значит, собственно, быть объектом чьей-либо злобы, терпеть стеснение и испытывать страдания. «Как рабы – погонщики терзают бедных животных ( Исх.3:7 ), как жестокосердые люди издеваются над теми, кто попадается в их руки ( Ис.3:12 ; Ис.58:3 ), так жестоко и немилосердно злые мучители истязуют невинного Отрока Господня» (И. Григорьев. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И сделаю гору Сеир опустевшею и необитаемою, и истреблю в ней приходящего и возвращающегося (или людей и скот). И наполню горы ее убитыми (или раненными ее), на холмах твоих и в долинах и в потоках твоих будут падать убитые мечом. Обращу тебя в пустыни вечные, и города твои будут необитаемыми, и узнаете (или узнаешь), что Я Господь (в Вульгате прибавлено Бог). Так как ты говорила: [эти] два народа и две земли (или страны) будут мои, и я возьму их в наследие, хотя там был Господь; за то, живу Я! говорит Господь Бог, поступлю сообразно с яростию (или враждою) твоею и сообразно с ревностью твоею, которую ты обнаружила, ненавидя их, и буду познан тобою (Вульгата: ими), когда буду судить тебя, и узнаешь, что Я Господь. Я слышал все глумления твои (или голос хулений твоих), которые (или так как их) ты произносила на горы Израилевы, говоря: «опустевшие нам отданы на съедение». И восставали вы против Меня устами вашими (или ты величалась предо Мною устами твоими) и уничижали Меня речами вашими (или вопили против Меня); Я слышал [это]. Так говорит Господь Бог: когда будет радоваться вся земля, Я обращу тебя в пустыню; как радовалась ты о наследии дома Израилева, о том, что оно опустошено, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь (или опустеешь), гора Сеир и вся Идумея, и узнают, что Я Господь. Прибавленного же Семьюдесятью: и будут истреблены в еврейском нет. Если бы слово Божие всегда было присуще пророкам и имело постоянное пребывание в сердце их; то Иезекииль не говорил бы так часто: и было ко мне слово Господне, говорящее. Но так как вследствие бренности человеческой и нужд этой жизни оно иногда оставляло их, то Иоанн Креститель говорит: пославый мя крестити, Той мне рече: над Негоже узриши Духа Святого сходяща и пребывающа на Нем, Той есть ( Ин. 1:33 ). Ибо в отношении ко Христу никоим образом не были бы применимы присоединяемые слова и пребывающа на Нем, если бы [Дух Святый] никогда не оставлял других. Также и Моисею Бог говорит: уйму от Духа, иже в тебе ( Чис. 11:17 ), которого он, конечно, не имел бы, если бы Он не сошел к нему от Господа, Что же касается пророчества этой главы, то все оно направлено против горы Сеир, то есть сынов Исава и Едома, называющихся на греческом и на нашем языке идумеянами, потому что они во время крайне бедственного положения, когда Иуда был пленен вавилонянами, издевались над ним и, по изгнании народа иудейского, думали, что им отдана земля во владение, и не только не вступились за братьев своих, то есть за сыновей Иакова, но преследовали и предали [их] в руки меча.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И совершенный в сынах человеческих и мудрый не будет в состоянии иметь живой хлеб и небесный иначе, как чрез премудрость, увещевающую: «приидите, ядите мой хлеб». И так как есть богатство, о котором апостол сказал: «богатитеся в делах добрых» ( 1Тим.6:18 ) и в другом месте: «обогатистеся во всяком разуме» ( 1Кор.1:5 ): то следует знать, что муж мудрый может собирать это богатство не иначе как получив его от Господа, Которому принадлежит это богатство. О нем и в другом месте сказано: «искупление души мужа свое ему богатство» ( Прит.13:8 ). И благодати хотя бы и образованный муж обрести не сможет, если она не будет сопровождаться ведением и не будет дана от Бога. И Павел, зная это, сказал: «паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:10 ) и еще: «и благодать его, яже во мне, не тща бысть». И, в заключение, неведомо для человека, когда придёт время, в которое последует различный исход и конец для всех. Это по смыслу таинственному (secundum αναγωγν). В более же простом смысле, этому месту соответствует послание к Римлянам: «ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога» ( Рим.9:16 ). А сказанное: «не у мудрых хлеб» ежедневно доказывается примером многих, которые, будучи весьма умными, нуждаются в необходимом. «Не у сведущих благодать». Ибо можно видеть, что в церкви процветают некоторые самые невежественные люди: они, приобретши себе самоуверенную осанку и бойкость языка, говоря не думавши, считают себя умными и образованными, особенно если получат благосклонность толпы, которая более услаждается и увлекается легкими фразами. И наоборот муж образованный скрывается в неизвестности, терпит преследования и не только не имеет благорасположения в народе, но чахнет от нужды и бедности. А это бывает потому, что все вращается в положении непрочном и в настоящем нет воздаяния заслугам, а в будущем. Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною. Город небольшой, и людей в нем немного: и подступил к нему царь великий, и обложил его, и построил против него машину большую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И что служит к миру твоему, то есть, конечно, ты бы заплакал в оный день, который представляется, что будет для тебя мирным. Но это сокрыто ныне от твоих глаз, то есть теперь ты не плачешь, потому что твои грехи затмили твои глаза.Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19:47–44 ). Так, придут на тебя дни, когда враги твои окружат тебя, то есть бесы сделают вокруг тебя забор и поведут тебя в ад, и приведут тебя, сущего в великой печали и тоске, и ввергнут тебя в адскую глубину вместе со всеми твоими делами. И не оставят в тебе камня на камне, то есть никакое твое доброе дело не будет иметь для тебя никакого значения (в нем не будет никакой ценности для улучшения твоей судьбы). Потому что ты не узнал времени посещения твоего, то есть не хотел слушать, когда Господь призывал тебя. Душа, не допусти себя дойти до такого положения, но все же, если ты дойдешь до такого состояния, не приходи в отчаяние; возьми следующие врачевства. Во-первых, прибегни к Распятому: воззри на Его доброту, как Он восхотел быть распятым и умереть для того, чтобы спасти тебя. Имей большую уверенность в Нем, что, если ты прибегнешь к Нему с сокрушенным сердцем, Он тебе поможет, хотя бы ты и сделал тысячи грехов. Посмотри, до какой степени благостно Он простил разбойнику, и поэтому не приходи в отчаяние, но имей веру, что Он простит и тебе, если ты смиренно прибегнешь к Нему, потому что ради тебя Он пролил Кровь Свою. Во-вторых, скорби всем сердцем о твоих грехах и прими решение больше не возвращаться к ним; и если Ему будет угодно, чтобы ты избежал смерти, прими решение желать жить всегда доброй жизнью и не желать оскорблять более твоего Господа. В-третьих, призови хорошего духовника и очень хорошо поисповедуйся со всяким прилежанием и причастись. В-четвертых, сделай так, чтобы около тебя всегда был кто-нибудь, кто постоянно пребывал бы в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

Ибо далее следует: «закричали также старейшины против нее». Дан. 13:42 . Возопила Сусана громким голосом и проч. Возбуждение сердца, чистота выражаемой мысли и спокойствие совести придавали звучность ее голосу. Поэтому было громким возвание ее к Богу, которое не было слышимо людьми. Дан. 13:45 . И когда она была ведена на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши. Эти слова показывают, что не вошел святой дух в Даниила, но тот, который был в нем и покоился вследствие слабости возраста и не мог обнаружить своих действий, был возбужден Господом, когда представился случай к этому ради святой женщины. Дан. 13:46 . И он закричал громким голосом: чист я от крови ее и проч. Когда возбудился в нем святой дух и внушал то, что юноша должен был говорить, голос его был громким. Следует заметить, называется ли в каком-либо месте Священных Писаний голос грешника громким 45 . Дан. 13:54–59 . Скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым (schino). И сказал Даниил: точно солгал ты на твою голову, ибо вот ангел Божий, приняв решение от Бога, расторгнет тебя пополам. И вскоре после того другой старейшина сказал: под зеленым дубом (prino). И сказал ему Даниил; точно ты солгал на голову твою; ибо ангел Божий с мечем ждет, чтобы рассечь тебя пополам. Так как евреи возражают против истории Сусанны, говоря, что ее нет в книге Даниила, то мы должны тщательно исследовать имена σχνου и πρνου, означающие по-латыни ilicem (зеленый дуб) и lentiscus (мастиковое дерево): находятся ли они у евреев и от чего происходят, чтобы можно было произвести на их языке от σχνω расторжение и от πρνω рассечение или распиливание. Если же этого не окажется, то по необходимости и мы должны будем принять мнение тех, которые утверждают, что этот отдел ( περικοπ существует лишь на греческом языке и имеет лишь греческое словопроизводство, а еврейского не имеет. Но если кто-либо докажет, что и в еврейском языке эти два дерева называются от расторжения и рассечения, тогда мы получим возможность принять и это Писание. Дан. 13:60 . И все собрание (synagoga) закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо мы преобразовываемся в ангелов, а не ангелы в нас, как бредят некоторые, погруженные в весьма тяжкий сон 39 . Не послужило бы это к похвале Иоанна, если бы сам он, проповедуя крещение покаяния, не говорил прежде, по свидетельству Писания: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Матф. 3:2 ). Почему со дня проповеди его Царство Небесное силою берется ( Мф. 11:12 ), чтобы рожденный человеком возжелал быть ангелом, и земное животное искало жилища небесного. Все пророки и закон прорекли до Иоанна (там же, ст. 13), – не в том смысле, чтобы в Иоанне был конец пророков и закона, но конец этот в том, о ком свидетельствовал в своей проповеди Иоанн. Сам же Иоанн, по таинственному изречению Писания у Малахии ( Мал. 4:5 ), есть Илия, которому должно прийти ( Мф. 11:14 ), – не в том смысле, чтобы и у Илии, и у Иоанна была одна и та же душа (как предполагают еретики), но в том, что он имел ту же благодать Св. Духа, носил пояс как Илия, жил в пустыне как Илия, терпел преследование от Иродиады, как тот переносил его от Иезавели; так что, как первый Илия явился предтечей второго, так и Иоанн приветствовал имеющего прийти во плоти Господа Спасителя, не только в пустыне, но и во чреве матери, и возвестил о нем радостным движением своего тела. Глава II Что значит написанное у Матфея: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ( Мф. 12:20 )? Для изъяснения этого места следует изложить целое свидетельство, приводимое Матфеем из пророка Исаии, слова самого Исаии ( Ис. 42 ), по переводу Семидесяти и по еврейскому подлиннику, с которым согласны Феодотион, Акила и Симмах. Итак из четырех евангелистов один Матфей рассказывает: но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию (гл. 42, ст. 1 и след.), который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы ( Мф. 12:14–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел . LXX [перевели] одинаково. Относительно этих домов в шестьдесят восьмом псалме пророческая речь обещает говоря: яко Бог спасет Сиона и созиждутся града иудеистии и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем . Все это иудеи понимают буквально (carnaliter), в том смысле, что Иерусалим и города иудейские будет восстановлены в прежнем состоянии. Если мы согласимся с ними, то пусть они выслушают, что это обещается не только Иерусалиму, но и Содому, так как Иезекииль говорит: „возвратится Содома в прежнее свое состояние» ( Иез. 16:65 ). Следовательно под домами, в которых будут жить построившие их, должны быть понимаемы или добродетели, или различные обители у Отца, которыми вечно будет владеть построивший их. Таковые устраивали, как говорится в Исходе (1), и повивальные бабки, боявшиеся Бога, хотя в еврейском написано, что домы им устроились Богом, потому что они боялись Его. Также и Иаков, так как он был прост или, как говорится по-гречески, πλαστος, то есть не льстив , и не был таким, какие осуждаются в послании Петра, о которых он говорит: в лихоимстве льстивыми словесы вас уловят ( 2Пет. 2:3 ). Поэтому они жили в доме, которым не мог обладать Исав, находивший удовольствие в зверях и лесах. Такой дом описывают и слова Спасителя в Евангелии: „всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, подобен мужу благоразумному, построившему дом на камне» ( Мф. 7:24 ). В буквальном же смысле многие святые строят домы, и не живут в них или вследствие странствования, или хищения со стороны другого или по причине смерти. Таковым был Иов, который, будучи богат телесно и духовно, был доведен до такой бедности, что сидел на куче мусора вне ворот города ( Иов. 2 ). Напротив того, построил дом и жил в нем тот облеченный в порфиру евангельский богач, которому вполне справедливо можно было сказать: безумне, в сию нощь думу твою истяжут от Тебе, a яже уготовал еси, кому будут ( Лк. 12:20 )? Но не только, говорит, они будут строить домы и жить в них, но также будут насаждать виноградники и сами есть плодь их, согласно с тем, что у Михея говорится: почиет кииждо под лозою своею и под смоковницею своею, и не будет устрашающаго ( Мих. 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Игумен Нектарий (Морозов) От дружбы должна быть устранена всякая подозрительность, и говорить с другом должно так, как бы с другим собой. Преподобный Иероним Стридонский Другу должно принадлежать высшее доверие и высшее прощение. Услышав слово на друга своего, расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь ( Сир.19:13-16 ). Высшее доверие, какое можно оказать человеку, это, — несмотря на худые суждения о нем, несмотря на явные факты, свидетельствующие против него, несмотря на всю действительность, говорящую против него, — все же верить в него, то есть принимать на вид лишь суждение его собственной совести, его собственные слова. А высшее прощение — в том, чтобы, и это приняв, вести себя так, как если бы не было ничего, забыть о происшедшем. Такое доверие и такое прощение нужно оказывать другу. Протоиерей Павел Флоренский Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда (См.: 1Ин.4:18 ). Преподобный Максим Исповедник Любовь — способность отдавать все, чем обладаешь, и самого себя, способность принимать другого в его инаковости, таким, какой он есть, благоговейно, почтительно, радостно, и способность также полагать жизнь за друзей, жить жертвенно. Митрополит Антоний Сурожский Взирающий на друга просветляется от радости, тает от удовольствия и соединяется с ним по душе каким-то особенным союзом, заключающим в себе неизъяснимое наслаждение. Он оживает духом и окрыляется даже при одном только воспоминании о нем. Я говорю о друзьях искренних, единодушных, готовых умереть друг за друга, горячо любящих друг друга. Не думайте опровергнуть мои слова, воображая себе обыкновенных приятелей, сообщников застольных, друзей по одному имени. Кто имеет такого друга, о каком говорю я, тот поймет мои слова. Хотя бы он видел его (друга) каждый день, он не пресытится; он желает ему того же, чего и себе самому, Я знал одного человека, который, призывая в молитве за друга святых Божиих мужей, молил их предстательствовать прежде за него, а потом уже за себя.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Идеал наружного вида Спасителя она извлекала из описаний пророка Исаии, представлявшего Его таким, что нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ). Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих ( Ис.52:14 ). Она изображала лик Спасителя по этим описаниям, хотя описания эти прямо указывали на лик Спасителя во время Его крестных страданий. Такие странные выводы дошли до ужасных крайностей. Напротив того, другие представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженный Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова псалма: Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих: посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим. Сильный, славою Твоею и красотою Твоею ( Пс.44:3–4 ). «Естественно, что этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра-Анжелико, Микель-Анджелло, Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Тициана». Наконец, в конце XIII, или в начале XIV века, найдено послание некоторого очевидца Христа, римского консула Публия Лентула в римский сенат об Иисусе Христе. Вот что пишет этот Публий Лентул: «Говорят, Он великий пророк; Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он высокого роста, прекрасно сложен; вид Его строгий, лицо выразительное. В одно и то же время Он располагает к Себе и внушает страх. Волосы у Него (светло-русые) с красным отливом: они гладки до края ушей, начиная от которого, они, виясь, падают на плечи и ниже; на темени они у Него раздвоены по обыкновению жителей Назарета; лоб гладкий и ясный, лицо (овальное) чистое, с легким румянцем, что придает Ему красоту. Взгляд у Него открытый и приятный; нос и рот безупречные, борода Его одного цвета с волосами, раздвояется; глаза голубые и необычайно блестящие. Упреки и укоры Его ужасны; когда же Он наставляет и увещевает, слова Его приятны и полны привета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010