Этот глубочайше благоговевший перед апостолом Павлом человек в то же время писал о нем: «Он не мог выражать достойным образом греческой речью величие божественных мыслей, поэтому имел переводчиком Тита». О евангельских ссылках на Ветхий Завет он замечает: «У Матфея после того, как были возвращены Иудойпредателем 30 серебреников и на них куплена земля горшечника, написано: тогда сбывается реченное пророком Иеремией говорящим: и взяли тридцать серебреников, цену цененного, которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь ( Мф 27,9 ). Этого совсем не находится у Иеремии, а встречается у Захарии в значительно измененном порядке и не теми словами выраженное». И несколько далее: «Также и Марк приводит слова Спасителя к фарисеям: Разве не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним; как он вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и съел хлебы предложения, которых нельзя было есть никому, кроме священников? ( Мк 2, 2526 ). Прочтем Самуила или – как вообще они называются – Книги Царств и здесь найдем имя не Авиафара, а Ахимелеха первосвященника». Относительно все той же библейской хронологии он говорит в другом месте: «Перечти все книги Ветхого и Нового Завета – и найдешь такое несоответствие дат между Иудой и Израилем, то есть между тем и другим царством, что длительно останавливаться на этом было бы делом скорее праздного человека, чем любознательного». Коекакие замечания в стиле Иеронима относительно языка апостолов и ошибок в боговдохновенном Писании были позднее повторены Эразмом – и он чуть не поплатился за это, так как на очереди стоял вопрос об его привлечении на суд инквизиции. Иерониму тоже не прошли даром его смелость и независимость суждений: мы видим целую бурю протестов, поднявшуюся вокруг его переводов. Иероним защищался как мог, причем сознание своей правоты еще увеличивало, казалось, страстность и резкость его тона. «До меня неожиданно дошел слух, что некоторые людишки бранят меня непрестанно, зачем в Евангелиях, против мнения всего света и вопреки авторитету старины, я пытаюсь исправлять коечто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 20. Если сын почетный (или возлюбленный) у Меня Ефрем, если дитя любимое, ибо, как только заговорю о нем (или слова Мои в нем), то с любовию вспомню о нем: то поэтому возмущена внутренность моя о нем; милосердуя умилосержусь над ним, говорит Господь. Тогда как Ефрем приносит покаяние и говорит: изначала Ты вразумил меня и я был вразумлен как телец неукротимый, и затем: ибо я понес безславие юности моей: то Господь отвечает и обратившегося к Нему всем сердцем поддерживает такими словами: сын возлюбленный для Меня Ефрем, которого от начала Я так полюбил, что предпочел его брату Манассии. Сын почетный, – который вопреки закону природы удостоением Господа получил честь первенца Дитя любимое, о котором написано: сынове Ефремли налягающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани ( Пс. 77, 9 ), против которого и к которому написана вся книга пророка Осии и которого благословил Иаков. Наслаждения же в этом месте мы должны принимать сообразно с тем, что говорится в псалме: насладися Господеви, и даст тебе прошения сердца твоего ( Пс. 36, 4 ), вместо чего в греческом и еврейском стоит: изобилуй наслаждениями. Поэтому и рай в Едеме называется раем сладости. Поскольку, говорят, слова Мои были в нем, то Я с любовию буду вспоминать о нем. Чтобы благословение не считалось полученным туне и данным туне более по милости подателя, чем по заслуге получающего, говорит: буду воспоминать о нем, ибо слова Мои были в нем, – не на устах его, не на языке, а во внутреннем стремлении сердца. Поэтому и возмущена утроба Моя о нем. Ему говорит и чрез Осию: «что тебе сделаю, Ефрем, что тебе сделаю, Израиль? Поступлю ли с тобою как с Адамою, и как с Севоимом»? ( Ос. 6, 4; 11, 8 ). Переворотилось во Мне сердце Мое, возмущены внутренности Мои; не исполню гнева ярости Моей, и не погублю Ефрема; милосердуя умилосержусь над ним говорит Господь. Хотя были слова Мои в нем и все заповеди Мои он принял с охотою и сохранил в сердце своем, но, тем не менее, милосердуя умилосержусь о нем, говорит Господь, – показывая, что всякая праведность человеческая нуждается в милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но нашел в нем человека бедного и мудрого, и он спас город своею мудростью; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. Тогда как другие говорят, что все непрочно и праведный не имеет никакого преимущества пред неправедным, я нашел и в том величайшую мудрость, что часто случается, что город мал, жителей в нем немного, и облагается он войском безчисленных врагов, осаждается и народ погибает в нем от голода: но вдруг, сверх ожидания, отыскивается простой, бедный человек, который, превосходя мудростью всех богатых, великих, сильных и гордых, находящихся в этой опасности и упавших духом при виде осады, думает, разыскивает и находит средства избавить город от бедствий. Но, – о, неблагодарная забывчивость людей! как только они избавились, как только с города снята осада и возвращена отечеству свобода, никто не помнит об этом мудром бедняке, никто не благодарит его за спасение, но все честят богачей, не умевших во время несчастия оказать никакой помощи. Еврей иначе объяснял это место, именно так: Город небольшой – это человек, который у философов называется малым миром; и людей в нем немного, – членов, из которых составляется этот человек; когда же выступит против него царь великий – диавол и будет искать места, чрез которое мог бы вторгнуться в него, находит в нем простое, мудрое и спокойное размышление внутреннего человека и оно сохраняет город, обложенный осадою. Но когда человек избавится от опасности гонения ли, или бедствий, или какого-либо другого несчастия и греха, тогда тот внешний человек, который враждебен оному человеку бедному и мудрому, не вспоминает о внутреннем человеке и не подчиняется его внушениям, но снова живёт по своей свободе. Иначе: город небольшой и людей в нем немного, – это Церковь , по сравнению с целым миром; против неё часто восстаёт царь великий – диавол (не потому, чтобы он был велик, но потому что хвалится своим величием) и облагает ее осадою или гонения, или другого рода бедствий; но находит в ней человека бедного и мудрого – Господа Иисуса Христа, Который и обнищал ради нас ( 2Кор.8:9 ) и есть Сама Премудрость, и этот муж бедный освобождает город своею мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вы же не называйтесь «рабби». Ибо один у вас Учитель, вы же всем братья. И отца не называйте себе на земле, ибо один у вас Отец, сущий на небесах. И не называйтесь учителями, ибо Учитель ваш един – Христос. Кто же из вас больший, да будет вам слугою. Кто же себя возвысит, того смирят. И кто себя смирит, того возвысят. Горе же вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо затворяете царство небесное пред людьми. Вы же сами не входите и входящим не позволяете войти. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо обходите море и сушу, чтобы обратить одного, и, когда обратится, делаете его сыном геенны вдвое хуже вас. Горе вам, вожди слепые, говорящие: «Если кто поклянется храмом, ничего; кто же поклянется на храмовом золоте, виновен». Глупцы и слепцы! Что же больше, золото или храм, освящающий золото? «И если кто поклянется на алтаре, ничего; кто же поклянется на даре, возложенном на алтарь, виновен». Слепцы! Что же больше, дар или алтарь, освящающий дар? Посему, кто клянется на алтаре, клянется на нем и на всем, что на нем возлежит. И кто клянется храмом, клянется на нем и на всем, что в нем находится. И кто клянется небом, клянется и престолом Божьим, и Тем, Кто восседает на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что отделяете десятину от мяты, аниса и тмина, и оставляете самое важное в законе – суд, милосердие и веру. Сие подобает делать и того не упускать. Вожди слепые, отцеживающие комара и проглатывающие верблюда! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо вы очищаете наружную сторону чаши и блюда, а внутри полны грабежами и нечистотой. Слепой фарисей, очисти сперва то, что внутри чаши и блюда, чтобы было чистым и то, что снаружи. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо подобны вы склепам побеленным, кои снаружи кажутся людям красивыми, внутри же полны костями мертвецов и всякой нечистотой. Так и вы, ибо снаружи кажетесь людям праведными, внутри же полны лицемерия и нечестия. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо воздвигаете склепы пророкам и украшаете гробницы праведников, и говорите: «Если бы мы были во дни отцов наших, не были бы товарищами их в пролитии крови пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

LXX: И сказал он мне: «Что ты видишь»? И я сказал: «Я видел и вот светильник весь из золота и лампада на верху его и семь светильников на нем, и семь трубочек у светильников, которые были на нем. И вот две маслины на нем: одна с правой стороны лампады, а другая с левой». И спросил я и так, сказал Ангелу, говорившему во мне: «Что это, Господи?» И Ангел, говоривший во мне, сказал мне в ответ: «Разве ты не знаешь, что это?» И сказал я, «нет, Господи». И отвечал он, и сказал мне так: «Это слово Господне к Зоровавелю, говорящее: Не в силе великой и не в крепости, но в Духе Моем, говорит Господь всемогущий. Кто ты, гора великая пред лицем Зоровавеля, чтобы исправлять? И я изведу камень наследия, равенство благодати благодать его». – Ангел, пробудивший Захарию, как человека, который встает от сна, спрашивает, что он видит, с тем, чтобы, – через вопросы [пророка] через незнание его и переспрашивание о предмете видения и через его слова: Что это, господин мой?, – мы узнали от него: Это есть слово Господне к Зоровавелю: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь. Итак, сначала разъясним, обозревая по порядку то, что думают об этом Евреи, от которых мы научились Ветхому Завету; а потом чрез них как бы по степеням вступим на вершину [или: в пределы] Церкви. Под тяжелым золотым подсвечником они разумеют Закон ( νμον); а под лампадой, т. е. пламенем, горящим и светящим на вершине подсвечника, Христа, Который есть Глава Закона и просвещает весь мир. Семь светильников на подсвечнике суть семь даров благодати Святаго Духа, о которых мы выше сказали, что на одном камне семь очей. Ведь никто не сомневается, что Закон написан по внушению Святаго Духа. А семь трубочек, в которых заключается масло, текущее в светильники, находящиеся на подсвечнике, они хотят рассматривать как схождение с неба к людям этих даров благодати. А две маслины на подсвечнике с правой и левой стороны, между которыми сияет лампада, это – Закон и Пророки. Итак как пророк рассказал видение свое, не зная смысла видения, то и спросил говорящего в нем ангела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Блаженный Иероним Стридонский предложил следующте истолкование данного текста: «Народ не мог ни войти в дом Иисуса, ни быть там, где апостолы слышали тайны, посему благий и милосердный Господь выходит из дома и садится при море века сего, чтобы многие толпы народа, которые не удостаивались слышать внутри дома, сходились к Нему и слушали Его на берегу; было так, что Он сидел на маленьком корабле: а вся толпа стояла на берегу. Иисус находится среди волн и подвергается ударам моря то оттуда, то отсюда; но Он в Своем величии не подвергается опасности и повелевает приблизить корабль Свой к берегу. А народ стоит на берегу твердой стопой, чтобы слышать то, что говорится, не подвергаясь опасности и искушениям, которых он (народ – О.С.) не мог вынести» . В этом истолковании блаженного Иеронима мы видим, что люди самостоятельно не могут противостоять волнам житейского моря века сего. Христос и является в этот мир, чтобы вместо нас и за нас в Своем истинном Человечестве одержать победу над силами зла. Вера во Христа – есть вера в то, что Бог не равнодушен к нашим человеческим проблемам. Он не гнушается нас и готов «нас ради человек, и нашего ради спасения» взять на Себя, по праву Творца, ответственность за все Свое творение. Создав мир, Бог не устранился от его проблем, нужд и переживаний. Он и становится Истинным Человеком, чтобы, как написано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» ( Ос.11:4 ). Те, которые не верят в возможность Боговоплощения (мусульмане и иудеи), они хотят ограничить Бога своими собственными представлениями о Нем. Но Бог в Своем волеизъявлении не нуждается в человеческом представлении о Нем. Он всегда выше того, что мы можем представить или сказать о Нем. А иногда Он становится как бы и «ниже» наших представлений о Нем. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Можно ли представить себе такое! Бог принимает на Себя «образ раба, сделавшись подобным человекам». Творец как бы уподобляется части Своего собственного творения… Непостижимое самоуничижение!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вернулись пастухи, прославляя и восхваляя Бога за все, что слышали и видели, как было сказано им. И после того, как исполнились восемь дней, чтобы обрезан был Мальчик, назван Он был именем Иисус, как назван Он был ангелом, прежде чем зачат был в утробе. И после того, как исполнились дни очищения Ее согласно закону Моисееву, взяли Его в Иерусалим, дабы представить Его Господу, как написано в законе Господнем: «Ибо всякий младенец мужеского пола, разверзающий утробу, наречется святым Божьим». И дабы принесли они жертву согласно тому, что сказано в законе Господнем: пару горлиц или двух молодых голубей. И се, был человек в Иерусалиме, именем Симеон, человек праведный и богобоязненный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был в нем. Он получил ответ от Духа Святого, что не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он в духе во храм. И, когда внесли младенца Иисуса родители Его, дабы поступить с Ним сообразно с обычаем закона, он взял Его в ладони свои и благословил Бога и сказал: «Ныне отсылаешь раба Своего, Господи, согласно слову Твоему, в мире, ибо видели очи мои спасение Твое, кое приготовил Ты пред лицом всех народов, свет для откровения язычникам и славу народа Твоего, Израиля». И изумлялись отец Его и Мать тому, что говорилось о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Он на падение и на воскресение многих в Израиле, и во знак на прекословие, и Тебе Самой душу пронзит меч, дабы открылись помышления многих сердец». И была там пророчица Анна, дочь Фануилова, из колена Асирова, коя достигла дней преклонных, жила с мужем своим семь лет от девства своего и вдовой до восьмидесяти четырех лет. Она не покидала храма, служа постом и молитвами ночью и днем. И, войдя в тот час, она славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим искупления Израиля. И, когда исполнили они всё согласно закону Господнему, вернулись в Галилею, в город свой Назарет. Мальчик же рос и укреплялся, исполненный мудрости. И благодать Божья была на Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякого музыкального орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал. LXX : Так говорит Господь Саваоф: иди в притвор к Сомне – казнохранителю и скажи ему: чего ты здесь? Или чего тебе здесь, что ты высек себе гробницу, и сделал себе на возвышенности памятник и написал себе на земле палатку? Вот Господь Саваоф выбросит и сокрушит мужа, и снимет одежду и венец твой славный, и бросит тебя в страну великую и без меры, и там ты умрешь: и положит колесницу твою лучшую в безчестие, и дом князя твоего в попрание. И будешь извержен от распоряжения твоего и со степени твоей. И будет в день тот, призову отрока Моего Елиакима, сына Хелкиина, и облеку его одеждою твоею, и венец твой дам ему крепко, и распоряжение твое дам в руки его, и он будет отцем жителям Иерусалима и Иуды, и дам славу дома Давидова ему, и он будет управлять и не будет противоречащего. И дам ключ дома Давидова на плечо его, и он отворит, и никто не запрет; и запрет, и никто не отворит. И поставлю его князем на месте верном, и на престол славы дома отца его, и будет надеяться на него всякий славный в доме отца его от меньшего до большего. Всякий сосуд малый из сосудов aganoth , и будут висеть на нем. В день тот, так говорит Господь Саваоф, подвигнется человек, который был утвержден на месте верном, и отнимется, и падет, и погибнет слава, которая была в нем: ибо Господь сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как Невфалиму, так и Асиру в общих чертах предвещается обилие благ земных (ст. 23–28) Сие обилие для Неффалима изображается под видом насыщения Господним благословением; в Ассировом же колене так много будет масла, что жители будут омочать в нем, как в воде, ноги свои; и так много меди и железа, что из них будут делаться запоры. 1081 Свои благословения по коленам Моисей заключает восклицанием о несравненной силе Иеговы, под покровительством которого находится народ израильский (Ст. 26–29). Вдохновенному взору пророка Божия рисуются картины благополучия, каким будет наслаждаться богоизбранный народ по завладении земли обетованной. Эта земля будет изобиловать хлебом и вином, а небеса будут искапать росу. «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ хранимый Господом»! Так заключает Моисей свои пророчественные благословения. Глава XXXIV В главе сей, во-1-х, повествуется о смерти Моисея, пред которою он восходит по повелению Божию на гору Навав, и оттуда обозревает всю землю обетованную (ст. 1–5); во-2-х, говорится о месте погребения Моисеева, которое находилось в земле Моавитской – против Веельфегора, хотя самая могла осталась для всех неизвестною (ст. 6); В-3-х, делается примечание о крепости сил Моисея пред смертию (ст. 7), и о 30-ти-днсввоч плаче по нем Израильтян (ст. 8); наконец, в-4-х, присовокупляется о преемнике Моисея и о несравненном превосходит Моисея, как пророка Божия (ст. 10–12) в народе израильском. Примечание. По мнению большинства толковников, глава сия, начиная со стиха 5-го, не принадлежит Моисею; ибо содержит подробности, которых он не мог быть свидетелем. Некоторые раввины приписывают ее Иисусу Навину, а блаж. Иероним – Ездре. И умер там Моисей, раб Господень (ст. 5). О смерти Моисея существуют разные предания и гадательные предположения; но единственно достоверное только то, что известно из Писания, именно: Кончина Моисея произошла не вследствие какого-нибудь расстройства физического, или старческого истощания сил и притупления чувств, а единственно по слову Божию. Ибо, несмотря на глубокую старость Моисея (120 л.) – «зрение его не притупилось, и крепость его в нем не истощилась» (ст. 7). Полнота и обилие благодати и непрерывная близость к Богу – бы и в нем источником несокрушимой крепости телесной, а потому и смерть его была блаженным и мирным успением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

У возлюбленного Моего был виноградник на роге, сыне елея. Так сообразно еврейскому тексту перевели Феодотион и Акила, Симмах же по своему обыкновению перевел яснее: у возлюбленного Моего был виноградник на роге, посреди оливковых деревьев. Но LXX перевели более мысль, нежели слово: у возлюбленного Моего был виноградник на роге, на месте тучном, или плодородном. И действительно, нет ничего тучнее земли обетованной, если будешь иметь в виду не некоторые гористые и пустынные места, а все ее пространство от ручья Египетского до великой реки Евфрата на восток и к северу до горы Тавра и Зефирова мыса в Киликии, который вдается в море. О роге же часто читаем, что он означает царство и могущество, как это есть в Евангелии: воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока Своего ( Лк. 1:69 ), и: о тебе враги наша избодем роги ( Пс. 43:6 ). И у Захарии четыре рога означают четыре могущественнейшие царства ( Зах. 1 ). Евреи это место изъясняют так: виноградник насажден Христом на роге, то есть, на месте крепком и высоком, которое называется сыном елея или потому, что нуждается в милосердии Божием и поддерживается Его помощью, или потому, что сообщило всем народам ясный свет боговедения. Стих 2. И Он огородил его, и очистил его от камней, и насадил в нем лозу Сорек, и построил башню посреди его, и устроил в нем точило. Посредством метафоры, как мы прежде сказали, виноградника, описывается народ Иудейский, который Он оградил помощью ангелов и очистил его от камней, – или от идолов, или от всего того, что могло препятствовать богопочитанию. И насадил в нем лозу Сорек, которую один Симмах перевел избранною, передавая, как мне кажется, не слово, а смысл, заключающийся в слове. Ибо Евреи говорят, что Сорек есть род самой лучшей виноградной лозы, который обильно и постоянно приносит плоды. Наконец, некоторыми Сорек переводится словом καλλκαρπος, которое мы можем перевести: красивейший плодами. И построил башню посреди его, то есть храм посреди города, и устроил в нем точило, которое, по мнению некоторых, означает жертвенник. Ибо как к точилу сносятся и там давятся ногами всякие виноградные ягоды, чтобы из них выжато было вино, так жертвенник принимает на себя приношения всего народа и пожирает закланные жертвы, сообразно тому, что о Вениамине, в колене которого находился храм и жертвенник, читаем: Вениамин волк хищник, рано яст еще, и на вечер дает пищу ( Быт. 49:27 ). Все, что говорится о винограднике, может быть применяемо и к такому состоянию души человеческой, когда она, будучи насаждена Богом на добро, принесла не добрые грозды, а дикие виноградные ягоды, и после этого предана зверям на попирание, и не приняла божественного дождя учений, потому что пренебрегла прежними дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010