Бл. Августин ч. 4, стр. 309: «Ибо как дух, служащий плоти, прилично называется плотским, так и плоть, служащая духу, справедливо называется духовною, не потому, что бы она превратилась в дух, но потому, что отдает себя в подчинение духу, быв освобождена от всякого скорбного чувства, всякой тленности и косности». Иоанн Златоуст т. 9, стр. 649, на Рим.8:8–9 : «Духовный человек не только не пребывает во грехе, но даже и не во плоти еще здесь делается ангелом, возносится на небо и просто носит только тело... самая плоть перерождается в ту же деятельность, делаясь всецело духовною». Ириней Лионский кн 5, гл. 6. стр. 589–590: «Таковых апостол называет также духовными и они духовны по причастию Духа, а не по уничтожению и устранению плоти и не потому, что стали одним духом» Относительно слов Феофилакта должно сказать, что они несправедливо старообрядцами относятся к пророкам, ибо о пророках в этом месте у Феофилакта ни слова не сказано. Эти слова относятся к телам воскресшим: «Тело, какое ныне мы имеем, душевно, то есть, управляется душою, и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело каким оно будет по воскресении, Павел называет духовными ( 1Кор.15:44 ), то есть, оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душею, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления, и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении. Именно – как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, ни нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения» (на 114 зач. Луки, стр. 419, изд. 3). 18) Относительно свидетельства блаж. Иеронима, ч. 16, стр. 170, что Илия во второе пришествие Спасителя придет телесно, за последнее время беспоповцы стали возражать, что во второе-то пришествие не только Илия придет, а и мы все придем. Разбор: Но у того же Иеронима есть и другие места в его творениях, где сказано, что Илия придет пред вторым пришествием (ч. 16, стр. 91; см. выше, А, § 28, ст. 409). Выражение «во второе пришествие» равносильно выражению «пред вторым пришествием». Для пояснения этого положения прочтем у св. Амвросия Медиоланского «О девстве и браке» стр. 6: «Κτο-нибудь скажет: но ведь (еще) Илия оказался совершенно непричастным к вожделениям плотского соития. Но потому-то он и был взят на небо, потому то он и является во славе вместе с Господом, потому то он и будет предтечей Господня пришествия».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Интересно одно место из сочинения " О девстве " pseudo-Aфahacuя: после 9-го часа произносится следующая молитва при преломлении хлеба: " Благодарим Тебя, Отче наш, о святом Воскресении Твоем, ибо Ты явил его через Иисуса, Отрока Своего, и как этот хлеб, рассеяный некогда, теперь лежит на этой трапезе и, будучи собран, стал одним, так да будет собрана Твоя Церковь от пределов земли в Твое Царство, ибо Твоя сила и слава во веки, аминь " . Затем следует чтение " Отче наш " и дается указание девам не вкушать вместе с оглашенными. Обращаем внимание на почти буквальное сходство с текстом молитвы " Дидахи " и на другие предписания того же памятника. Эфиопская редакция " церковных постановлений " , равно как и Апостольское предание святого Ипполита (гл. 26), имеет интересную вставку, а именно правило о внесении светильника. " Когда наступит вечер, диакон вносит светильник. Епископ приветствует собрание: " Господь со всеми вами " . Народ отвечает: " И со духом твоим " . Епископ: " Возблагодарим Господа " . Народ: " Достойно и праведно, — величие и слава Ему " . (Но он не должен говорить " ГорЕ ваши сердца " , — это говорится лишь при приношении, т.е. при Евхаристии.) Засим епископ говорит молитву благодарения за просвещение нас откровением невещественного Света, в которой Карабинов находит сходство с гимном " Свете Тихий... " Затем после вечери приносится диаконом растворенная " чаша приношения " , поются псалмы " аллилуия " , и когда епископ произносит псалом, все славословят Бога, сотворившего мир единым словом. Потом вкушают от чаши, и прежде вкушения от вечери должны все принять маленький кусочек от руки епископа, но это не Евхаристия Господня, а только " евлогия " . Напоминаем описание Тертуллиана: тоже возжигание светильников, пение псалмов или песней своего сочинения, вкушение от трапезы. Агапы были известны и в пустынных монастырях Не следует забывать, что на Востоке в монастырях, например, в лавре святого Саввы Освященного и теперь во дни больших праздников, когда предлагается " утешение " в виде " красовуля " вина, кроме того, после трапезы все испивают от большой чаши вина, благословленного настоятелем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Кондак, гл. 2. Вышних ища и земную славу презрев, церковь Божию обагрил еси твоею кровию, за нюже и пострадал еси святе Михаиле, заколение неправедное прием веселяся: темже со ангелы предстоя Христу Богу, моли непрестанно за вся ны. Парем. (см. 4 февр. Утр. Ев. см. 9 мар. Ап. см. 14 янв. Ев. см. 23 апр.). Совершается собор его в Твери, и идеже храм его. Мучч. и с нею свв. мучеников и пострадавших за Христа в Риме около 230 г. Св. Кикилия, богатая римлянка, вышедши замуж за язычника Валериана, обратила его ко Христу и убедила жить в девстве. Свв. супруги много помогали страдающим в темницах христианам, облегчая их страдания. Примеру их следовал и брат св. Валериана, Тивуртий. За исповедание Христа все они были обезглавлены. Максим, которому поручено было совершить над ними казнь, уверовал во Христа и также скончался мученически. Муч. чтеца. Родом из Иерусалима, он был чтецом в Кесарии Палестинской, где и пострадал за Христа в 303 г. Муч. белильника. Родом из г. Парии (в Геллеспонте, на бер. Черного моря), он занимался мытьем и чисткой одежд и холстов. В гонение Декия, он добровольно исповедал себя христианином, разорвав царский указ о гонении, за что ему отрезали пальцы и после мучений усекли мечом. Пр. Агаввы Исмаильтянина, подвизавшегося в Сирии в V в. Нося железные вериги и жесткую власяницу, он 38 лет день и ночь проводил в молитве и соблюдал при этом самый строгий пост. Св. праведного воина, болгарина. Родом болгарин, он с детства проводил жизнь в подвигах благочестия. Есть предание, что он убил молитвой страшного змея, обитавшего в одном озере и похищавшего людей. Скончался он в своем отечественном г. Потуке, в 866 г. Мощи его впоследствии были перенесены в Тернов, а в начале XIX в. – в Валахию. Убиение благоверного Ярополка – Петра Изяславича, князя Владимироволынского. Сын Изяслава и правнук св. Владимира, св. Петр, отличавшийся необыкновенной кротостью, смирением и благочестием, был коварно убит, по проискам князей Ростиславичей, в 1086 г. Он погребен в Киево-Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2-й и 3-й разделы В. с. («    » и «    ») более позднего происхождения. 2-й разд. состоит только из цитат: Пс 89. 2; 40. 5; 142. 9-10; 35. 10-11. Напротив, 3-й разд.- это имеющая самостоятельное значение молитва; впрочем, и она на 2/3 состоит из ветхозаветных цитат (таковыми не являются только начало и заключение раздела): Дан 3. 26; Пс 32. 22; 118. 12 (стих повторяется трижды); 137. 8. 2 редакции В. с., используемые в правосл. Церкви, имеют следующую структуру. 1-я редакция («праздничная»): 1-й разд. + 3-й разд. (без стиха Пс 137. 8 и окончания) + 2-й разд. + Трисвятое (исполняемое с повторениями, как на литургии). 2-я редакция («вседневная»; она никогда не называется «В. с.» в богослужебных книгах): 1-й разд. + 2-й разд. + 3-й разд. (полностью; при троекратном повторении стиха Пс 118. 12 его текст неск. изменяется). При этом во вседневной редакции 3-й разд. явно отделен от 2-го; в нек-рых памятниках они даже разделяются вставными текстами - напр., ектенией. 1-я редакция В. с. присутствует уже в Александрийском кодексе Библии почти полностью (без стиха Пс 32. 22 и Трисвятого) и, т. о., возникла не позднее V в. 2-я редакция составлена, вероятно, неск. позднее 1-й. Различие в употреблении редакций первоначально объяснялось местной традицией (1-я редакция В. с. известна по александрийским и древним к-польским памятникам, 2-я - по палестинским), и лишь впосл., когда за богослужением в рамках одной традиции стали использоваться обе редакции, различие в употреблении приобрело значение различения праздничных и будних дней. Богослужебное употребление Наиболее ранние памятники, достоверно свидетельствующие об использовании В. с. за богослужением,- это соч. Псевдо-Афанасия «О девстве», где гимн входит в утреннее правило девы и следует за Пс 62 и песнью вавилонских отроков. В 47-й гл. VII кн. «Апостольских постановлений» гимн надписан как утренний. В проповедях свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии, говорится о пении ангельского славословия (возможно, В. с.) перед восходом солнца ( Ioan. Chrysost. Hom. 68 (69). In Matth. 3//PG. 58. Col. 644-646). Свт. Василий Великий в письме к свт. Григорию Богослову, рассуждая о монашеской жизни, отмечает, что хорошо начинать день еще до восхода солнца с песнопений в честь Создателя, подражая ангелам ( Basil. Magn. Ep. 2).

http://pravenc.ru/text/великим ...

Церковь православная Восточная празднует память св. Ефрема 28 января, а Латинская 1 февраля. Из сирских писателей одни говорят, что Ефрем скончался 9 июня (так краткое житие Ефрема и хроника едесская); другие полагают днём кончины его 15 июня (так пространное жизнеописание p. LXIII.); иные 19 июня (так Дионисий католикос яковитский в своей хронике). 99 De viris illustrib, c. 115. Он же говорит, что читали, его книгу «о Святом Духе» в греческом переводе. 100 Созомен Н.Е. III. 16. «Ещё при жизни Ефрема начали переводить его писания, и доселе они переводятся; и переводы не много лишены достоинства подлинника, так что и грек, читая их, удивляется им наравне с сириянином». Из похвального слова пр. Ефрему св. Григория Нисского видно, что ему известны были следующие писания Ефрема: а) против Аномеев, б) против Новата, в) завещание, из которого он делает, и выписку (p. VI), г) о покаянии, д) о добродетельной жизни, е) о смирении, ж) о втором пришествии Христа и последнем суде, з) наставления о любви, и) о девстве (p. VIII. XI,), и) толкование на Св. Писание (р. VII), к) похвальные слова (p. VIII). 101 Творения пр. Ефрема в более полном виде на сирском и греческом языках, с латинским переводом, изданы в Риме, в шести томах in folio, 1732–1746. Но и здесь помещены не все его творения, исчисленные Ассеманом в его Bibliomh. Orient. Τ. I, p. 63–156. 102 В сочинении: «о добродетели», гл. VIII (Орр. Græc. Т. I, p. 224), он приводит обширную выписку из сочинения св. Иринея advers. Hæres. L. I, c. I. XIV. (sec. ed. Grabii), хотя и не именует писателя. 106 «Завещание» на греч. языке издано в 2 т. Орр. Gr., p. 230–247, на сирском ibid., p. 395–410. «О Пророке Ионе» на сирском – Орр. Syr. Τ. II, p. 359–387 и в латинском переводе с греческого, которым был у Воссиа, но не найден Ассеманом. Op. Gr. Τ. III, p. 561–568. 108 Авдиисус несторианский, Еп. Низивинский, в каталоге сирских писателей, между прочими творениями св. Ефрема упоминает о толкованиях его на книгу Бытия, Исхода, Левит, Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, на книгу Псалмов, Иеремии, Иезекииля, Даниила, и двенадцати меньших Пророков. Ass. В. Orient. Τ. I, р. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати " Аминь. Покров Богоматери да будет над всеми нами. Любящий вас брат о Господе... Примечания a. См. ниже цитату из Николая Кавасилы - прим. М.А. Новоселова. b. Ср. слова А.С. Хомякова, на которые указывает предыдущее примечание - прим. М.А. Новоселова. Комментарии 1. " Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно - великая тайна " (Беседа 27,4//Макарий Великий. Духовные беседы о совершенстве. Сергиев Посад, 1904. С.209). 2. Архим. Иларион. Христианства нет без Церкви. Сергиев Посад, 1915, 67 с. 3. Еф.1:23; 1Кор.12:27 и др. 4. Пс.132:2. 5. Скиния свидения или свидетельства - место, где Господь свидетельствовал о Себе людям: переносной шатер или палатка, устроенная Моисеем по повелению Божию для богослужений; вокруг нее собиралась ветхозаветная церковь. 6. Святаго отца нашего Германа, патриарха Константинопольскаго, последовательное изложение церковных служб и обрядов, и таинственное умозрение о значении их//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.1. СПб., 1855. С.357-358. 7. Церковь одна//Хомяков А.С. Поли. собр. соч. 3-е изд. Т.2. М., 1880. С.3. 8. См. прим. II,3. 9. Точнее, Никео-Цареградский символ веры, поскольку в редакции символа, принятой на I Вселенском соборе в Никее (325 г.), еще не было четырех последних членов (о Церкви, крещении, воскресении и будущей жизни); они были добавлены к символу веры на II Вселенском соборе в Константинополе (381 г.). 10. Мф.7:21. 11. Хомяков. Цит. соч. С.12. 12. 2Кор.11:2. 13. Пир десяти дев или О девстве. Речь III. Фалия, гл.8//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец церкви III-ro века. Полн. собр. его творений. 2-е изд. СПб., 1905. С.52. 14. В узком смысле так называют в монастырях недавно постригшихся монахов. 15. Св. Мефодий. Цит. соч. С.52. 16. Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.83. 17. " Призри на рабы твоя оглашенныя... и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их святей Твоей, соборней и апостольстей церкви и сопричти их избранному Твоему стаду "http://Служебник. М., Издание Московской Патриархии, 1977. С.119.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

См. подробнее о Тертуллиане: Tertullian. Apologeticum, herausgegeben von Carl Becker. Koesel-Verlag, Muenchen, 1961. S. 14-18. См. подробнее об свт. Ипполите: Roy N. Hippolytus of Rome, St. New Catholic Encyclopedia. V. 6. Thomson, 2003. P. 859. См. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Ипполита Римского.//Эсхатология св. Григория Нисского. М.: Паломник, 1999. С. 100-101. Ориген. О началах. Против Цельса. С П б.: Вивлиополис, 2008. Книга 3 (5). С. 327-328.//См. подробнее об Оригене: Ritter Adolf Martin. Dogma und Lehre in der Alten Kirche. Christentum und Wissenschaft bei Origenes. Handbuch der Dogma und Theologiegeschichte. Band 1. Vandenhoeck und Ruprecht in Goettingen, 1999. S. 116-125. Киприан (Керн), архимандрит. Ориген. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. 125. Мефодий, сщмч. Пир десяти дев или о девстве. Речь 9, гл. 2. См. сбориник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. С. 115.//См. подробнее о Мефодии Олимпийском: Михаил (Чуб), архиеп. Святой священномученик Мефодий и его богословие. Богословские труды, 10. М., 1973. С. 8-24. См. Лосский В. Н. Первородный грех. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Богословские труды, 8. М., 1972. С. 163. См. подробнее о свт. Василии Великом: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 127-158.//Святый Василий Великий. Его жизнь и деятельность. Творения Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб.: Изд. Сойкина, 1911. С. I- XXIII. Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. Творения. Т. 2. С П б.: Изд. Сойкина, 1911. С. 156. Василий Великий, свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения. Творения. Т. 2. С П б.: Изд. Сойкина, 1911. С. 193. Василий Великий, свт. Беседа на псалом 114. Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, 1911. С. 218-219. См. подробнее о свт. Григории Богослове: Gregor von Nazianz. Die fuenf theologischen Reden, herausgegeben von Joseph Barbel. Patmos – Verlag, Duesseldorf, 1963. S. 5-36.//Фаррар Ф. В. Св. Григорий Назианзин. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. 1. Изд. Сретенского монастыря, 2001. С. 470 – 560.//Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Святой Восток. М., 1997. С. 37-38.

http://bogoslov.ru/article/2698699

догмата Евангельская заповедь о любви была бы бессильна, а потому противополагать сей догмат заповеди о любви есть безумие; так делать может только непонимающий или нежелающий понять истины 27 . 1 По-видимому, «Исследование догматического богословия» (1880 г.) Л.Н. Толстого (1828–1910), который был отлучен от Церкви в 1901 г. Относительно этого см., напр.: Лодыженский М.В. Свет незримый. Гл. IX. Как умирали святые и как умер Толстой. – Мистическая трилогия. Т. 2. Петроград, 1915. С. 215–250. – Прим. ред. 3 Дописывая эти строки, мы получили с почты новую июльскую книжку «Душеполезного чтения» и открыли ответ старца Амвросия «сомневающимся в православных догматах» [см. Прп. Амвросий Оптинский . Собрание писем, I (к мирским особам), 68. Сергиев Посад, 1908, с.76–80]. Сомневающийся пишет: «Евангелистам принадлежат очень немногие догматы ; онивыработались Вселенскими соборами; от догматов до духа христианского, как до звезды небесной, далеко». Это было в 1875 году. Тогда были сомневающиеся, теперь они – отрицатели. 8 См., напр.: Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Ин., IV, 4. – Творения. В 12 т Т. 8 (1). СПб., 1901 С. 32. О священстве, IV, 9. Т. 1 (1). СПб., 1898. С. 460–461. О девстве, 2–8. Т. 1 (1). СПб., 1898. С. 297–302 – Прим. ред. 9 «Не было бы, братия, ничего несправедливее нашей веры, если бы она была уделом одних мудрых и избыточествующих в слове и в умственных доводах, а простому народу надлежало бы также оставаться без приобретения веры, как без золота…» (Свт. Григорий Богослов . Слово 32, о соблюдении доброго порядка. – Творения, в 6 т. Т. 3. М., 1844, С.156. [В 2 т. Т. 1, М., 2007. С. 403]) 11 См., напр., свт. Григорий Богослов . Слово 32-е, особенно от с.151 (Творения, в 6 т. Т. 3. М., 1844, [В 2 т. Т. 1, М., 2007. С. 400]), или у прп. Иоанна Дамаскина в «Точно изложении православной веры» (I, I ): «Бог, яко всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл всё, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить» (СПб., 1894, С. 2). 13 Эта интуиция есть первоначальный источник логического закона противоречия и исключенного третьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ранее, в материалах Стоглавого собора 1551 г. «недвижимыми вещами» назывались сёла, пашни, луга, поля, леса, виноградники, воды, источники вод, озёра (Стоглав. Казань, Тип. Губернского правления. 1862. [Гл. 75.] С. 340–342). В Соборном уложении этот термин не встречается. 10. Принимающие монашество по особому богослужебному чину – «Последование малого образа» дают несколько обетов: 1) отречения от мира и всего мирского, «по заповеди Господней»; 2) пребывания в монастыре и постничестве до последнего издыхания; 3) хранения себя в девстве, целомудрии и благоговении; 4) послушания настоятелю и всей о Христе братии; 5) пребывания до смерти в нестяжании и добровольной нищете Христа ради в общем житии; 6) принятия всех уставов иноческого общежития, правил святых отец и распоряжений настоятеля; 7) готовность терпеть всякую тесноту и скорбь иноческого жития ради Царствия Небесного. (По достаточно широко распространённой, хотя и весьма упрощённой версии, постригаемые в монашество дают три обета: девства, послушания и нестяжания.) См., например: Чин «Последование малого образа, еже есть мантия. Последование великого ангельского образа, еже есть схима». Киев, Тип. Киево-Печерской Успенской лавры. 1908. Л. 8об.–9об. 11. ПСЗ-1. 1830. Т. VI: 1720–1722 гг. (ст. 4022). С. 715; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания (далее – ПСПиР). СПб., Синодальная типография. 1872. Т. 2: 1722 г. С. 254. 12. Этот указ не вошёл в ПСЗ. Однако о нём упоминается в подписанной 6 июня 1763 г. «Инструкции» (ст. 9) для Коллегии экономии духовных имений (ПСЗ-1. 1830. Т. XVI: 1762–1765 гг. (ст. 11844). С. 276). По-видимому, имеется в виду указ императрицы, выпущенный по случаю смерти одного из ближайших соратников императора Петра Великого, автора «Духовного регламента», первенствующего члена Святейшего синода (с 1726 г.) – архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого Феофана (Прокоповича), скончавшегося в С.-Петербурге 8 сентября 1736 г. В том указе предписывалось, в частности, в кратчайшее время сделать точную опись всех «казённых, то есть церковных, епаршеских и персональных вещей», денег, запасов хлеба, домашнего скота и проч., оставшихся после новопреставленного. Всё это надлежало сохранять впредь до прибытия на кафедру новоназначенного архиерея и получения соответствующих распоряжений; опись же имущества надлежало прислать в Св. синод. Во исполнение данного указа 9 сентября 1736 г. Св. синодом было выпущено определение «О предписании совершать поминовения по скончавшемся первенствующем синодальном члене преосвященном Феофане архиепископе Великоновгородском; о составлении описи имущества, как ему, преосвященному, лично принадлежавшего, так и архиерейских домов, и о возложении управления епархиальными делами, впредь до назначения в Новгородскую епархию архиерея, на консисторских и разрядных правителей, секретарей и экономов» (см.: ПСПиР. 1905. Т. IX: 1735–1737 гг. С. 354–356).

http://bogoslov.ru/article/3016070

Откуда вы, любезные, взяли мысль о таком беззаконным вашем действии? И прежде всего, для кого не очевидно все это, именно что ваше учение есть демонское, что оно есть злоухищрение, измышленное людьми обольщенными умом и испорченными? Ибо если зачатие (по вашему мнению) есть дело совершенно худое, то, конечно, не по причине чадорождения, а по причине плотского совокупления: за чем же, побеждаемые сладострастием, вы совокупляетесь телом? Если же плотское совокупление не есть дело худое: то не составляет худого дела, чтоб зачатое посредством совокупления соделалось рожденным. Отказавшись от этого, человеку не нужно возделывать землю. Авель например был пастырем овец, а Каин обрабатывал землю. Иной возделывает землю подобно Ною, который был человек делатель земли, и насади виноград ( Быт.9:20 ); он насадил виноград но не затем, чтобы на нем не было гроздов; а насади и испи от плода сего, и упися, как написано (ст. 21). В этом старца можно извинить. Будучи благоугоден Богу, он подвергся опьянению не вследствие невоздержности, но, может быть, от горести впал в состояние несознательное, и не вынесши действия той и другой причины, по слабости и старости подпал немощи, не заслуживая, однако же посмеяния от сына. А посмеявшийся стяжал себе проклятие, в пример того, что наносящие оскорбление родителям будут наказаны, равно как и помыслы восстающие в вас на разум Божий и на прекрасно устроенный порядок. Гл. 4. Хотя брак и не так восхвален, как девство, хотя девство выше его, и истинное и неоскверненное девство называется славным и добродетельным: однако же и если имеет целью чадородие, а не обращает прекрасно созданное от Бога к постыдной цели, не надлежащим образом соблюдает учрежденный от Бога порядок брачного общения. Девство истинное таково, каким восхваляет его Святой Апостол: дева и непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом, и духом ( 1Кор.7:34 ); сим показал он, что одиночество не подает никакой причины даже к подозрению в проступках. Но мы знаем, что и Авраам рождал детей, и между тем был другом Божиим, и Исаак, и Иаков и прочие. Они не осквернили себя делами беззаконными, ибо не прикасались к мерзостям, и не относились враждебно к деторождению, путем честного брака прекрасно устроенному от Бога, и подвизавшиеся между ними в целомудрии и девстве не нарушили законов подвига, и похвального образа подвижничества не исказили облекшись в оный как бы в шутку. Илия совсем почти не входил в города, и не был собеседником с женщинами, но постоянно пребывал в пустынях; и Елисей, и Иоанн, и все, которые, имея в виду этот великий образ последования ангелам, по евангельской заповеди Господа исказиша сами себе, царствия ради небеснаго ( Мф.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010