С целью согласовать эти структурные особенности с представлениями о том, как должна выглядеть евхаристическая служба (чаша должна благословляться после хлеба; важнейшие молитвы должны читаться до причащения), было выдвинуто предположение, что 3 благословения 10-й гл. относятся к евхаристической чаше, а 1-е благословение 9-й - к неевхаристической (см.: Bouyer. 1966. P. 166). Если эта интерпретация верна, то «насыщение», упоминаемое в начале 10-й гл.,- это указание на сопровождавшую Е. обычную трапезу, а структура евхаристической службы 9-10-й глав «Дидахе» в целом соответствует описаниям Тайной вечери в Евангелии от Луки и в 1-м Послании к Коринфянам ап. Павла: 1-я, неевхаристическая, чаша (ап. Павел о ней не упоминает); хлеб - Тело Христово; трапеза (вечеря); и только после вечери - чаша Крови Христовой. Определенное подтверждение тому, что в ранней Церкви существовали практики включать общинную трапезу между причащением Телу и Крови Христовым можно найти в 21-й гл. «Апостольского предания», где предписано причащать новокрещеных Телом Христовым, затем давать им отпить из чаш с водой и с молоком и лишь затем причащать их Св. Кровью. Отдельный вопрос - в какой мере «Дидахе» отражает реальную практику древней Церкви, а в какой является только лит. произведением. На основании имеющихся данных ответить на этот вопрос невозможно, однако цитаты из этого памятника включены в состав древних анафор Евхология Серапиона и папируса из Дейр-Балайзы; переработанный текст молитв и рубрик 9-й и 10-й глав «Дидахе» приведен в качестве чина литургии в VII кн. «Апостольских постановлений» (25-26-я главы, причем благословения 9-й гл. «Дидахе» переработаны здесь в анафору, а 10-й - в благодарственную молитву после Причащения); в иной переработке рубрики этих двух глав и молитвы 9-й приведены в 13-14-й главах приписываемого свт. Афанасию Александрийскому сочинения «О девстве» в качестве молитв девы во время трапезы; наконец, на «Дидахе», возможно, ссылается сщмч. Киприан Карфагенский, когда пишет о Е.

http://pravenc.ru/text/348067.html

4 . Иисус Христос и Его апостолы благословили или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и свой особый отпечаток. Проповедь Христа и Его апостолов о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование ( Флп. 3:12–15 ), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства, или нестяжательности ( Мф. 19:11, 12, 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 2:37 ; 1Кор. 7, 8:25–28, 32–34 ; Откр. 14:1–4 ), собственный пример Христа и апостолов, приснодевство Богоматери... – составили евангельскую основу аскетизма (Св. Григорий Нисский – «О девстве»). Такое осуществление христианства не было, однако, провозглашено исключительною формой христианской жизни. Христос и Его апостолы благословили или освятили также и брак ( Мф. 19:4–6 ; Еф. 5:22–32 ). Аскетическое осуществление христианства представляется тому, кто может его «вместить», и для избравшего – этот род жизни является обязательным. Многие последователи Христа во все времена христианской эры стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. В первые два с половиною века по P. X. аскетизм выразился в форме постничества (Иаков Праведный, Анна пророчица – Блж. Иероним 3, 105 стр.; 4, 184 стр. К. 1864. Св. Кирилл Иерусалимский Катих. 10, 19; Евсевий Церков. Истор. 2 кн., 23 гл.), нестяжательности ( Деян. 4:32 – иерусалимская община, Серапиоп, еп. Антиохийский, Киприан еп. Карфагенский, Пиерий пресв. Александрийский), девства ( Деян. 21:9 ; 1Кор. 7:8 ; Св. Кипр.– «Пис. к Помпон. о девственниц.», «Кн. об одежд. девств.».; Еп. Мефодий – «Пир десяти дев или о девстве»). В половине третьего века к этим формам кроме того присоединилось отшельничество или анахоретство, еремитство (от  ρηος – пустыня, Павел Фивейский), в VI веке замененное на востоке великосхимничеством при общежительных монастырях. Своего широкого развития в литературе и жизни аскетизм достиг в UV, V и VI веках. При сохранении основного евангельского учения об аскетизме, отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием греко-русской церкви, где с зари христианства вплоть до наших дней аскетизм составлял и составляет душу монашества. Западная церковь во взгляде на аскетизм была согласной с восточной церковью только до эпохи средних веков. В средние века в римо-католицизме аскетизм был понят, как человеческое достаточное удовлетворение Богу (Satisfactio operum) или как заслуга (merimum) человека, а в лютеранстве, со времени реформации, – как безразличное действие ( διαφορα) со знаменем: упражняйся, христианин, телесно и духовно, но знай, что это, даже искреннее, упражнение не имеет для оправданий ровно никакого значения. От такого знамени был один только шаг к отвержению аскетизма, что и сделали некоторые из протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Ч. III, Краткое истинное слово о вере, гл. 21: В святое священство вступают по большей части из девственников, а если не из девственников, то монашествующих..., из воздерживающихся от собственных жен или овдовевших после единобрачия. Второбрачного не позволяется в церкви принимать в чин священства, хотя бы он и воздерживался от жены или был вдов, разумеется, чин епископский, пресвитерский, диаконский и иподиаконский. За этим чином следует учреждение чтецов, которых могут быть избираемы…, если будет надобность, даже из вступивших после смерти первой жены в брак со второй. Ибо чтец не есть священник, но как бы книжник слова Божия... Диакониссы также единобрачны и воздерживающиеся от мужей или овдовевшие после первого брака или же приснодевы 499 . 366–364 г. 500 Амвросиаст в толковании на 1Тим. 3:2 : Хотя иметь вторую жену и не запрещено, но тот, кто достоин епископства, должен презирать даже дозволенное 501 . 380–385 г. Тимофей Александрийский в своих «различных главах». Вопрос: «Некоторые, принятые в клир, по смерти жены, берут других, одни девиц, другие вдов, и некоторые даже разведенных. Должно ли допускать их до служения или нет? Ответ: Таковых правило не допускает, но всячески отвергает; ибо они не только впали в преступление второбрачия, но и удвоили грех тем, что женились по вступлении в клир; еще более увеличили преступление женившиеся на вдовах и разведенных 502 . 385 г. Папа Сириций в 1 послании к Имерию, епископу Таррогонскому, гл. 8: Апостол повелел, чтобы как священником, так и диаконом, должен делаться муж одной жены 503 . Гл. 9: Кто довольствуется одной женой и притом взятой в девстве чрез обычное благословение священником, должен быть аколуфом и субдиаконом, а потом и диаконом 504 . Гл. 11: Конечно, всякий клирик, взявший вдову или вторую жену, должен лишиться всех прав церковного служения и пользоваться только общением мирян 505 . 386 г. Собор в Риме при Сириции пр. 4: Клирик не может жениться на вдове; пр. 5. Женившийся на вдове, будучи мирянином, не может быть принять в клир 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

9. Из Символа веры св. Афанасия Александрийского. 10. Троичен//Постная Триодь. 11. Иерейское возглашение после малой ектеньи, перед началом 2–го антифона, из последования Литургии. 12. Молитва священника на Литургии св. Василия Великого перед освящением Святых Даров. 13. Степенны, глас 6–й, «слава». Topé (церк. — слав.) — ввысь, к небу. 14. Поучения огласительные… Поучение 11. С. 190, 188, 200,191, 196–197. 15. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1.Гл. 8. 16. Стихира на великой вечерне в Пятидесятницу, гл. 2–й. 17. См.: Символ веры св. Афанасия Великого. 18. Символ веры св. Григория Богослова. 19. Любы (церк. — слав.) — любовь. 20. Поучения огласительные… Поучение 6. С. 91. 21. Там же. Поучение 4. С. 62. 22. Там же. Поучение 16. С. 348. 23. См. последование утрени. 24. Троичен//Постная Триодь. 25. Там же. 26. Стихира на литии, гл. 2–й, из последования вечерни, служба Собору Архистратига Михаила и бесплотным Силам, 8/21 ноября. 27. «Неистовствующееся бурею душеспасительною, Владыко Христе, страстей море укроти». — Ср.: Ирмос песни 6–й, канон воскресный, глас 5–й, из последования утрени. 28. Поучения огласительные… Поучение 15. С. 332. 29. Там же. 30. Напр., Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. Поучение 15. С. 332. 31. Дни богослужения Православной Церкви: В 2 т. Т. 2. 32. О Небесной иерархии. Гл. VI. 33. Ср.: Антифон 4–го гласа («От юности моея…»), из последования воскресной утрени. 34. См.: Припев песни Пресвятой Богородице; поётся перед 9–й песнью канона на утрене (кроме великих праздников). 35. Дни богослужения Православной Церкви. Т. 2. 36. Стихиры подобны, гл. 2–й, канон Ангелу хранителю. 37. Ср.: Тропарь 1–й песни 7–й, канон Бесплотным Силам. 38. Ср.: Тропарь 3–й песни 5–й, канон Бесплотным Силам. 39. Афанасий Великий, свт. Слово о девстве. хСр.: Молитва 10–я, ко Пресвятой Богородице («Пресвятая Владычица моя Богородице…»), из утренних молитв. 40. Ср.: Молитва 10–я, ко Пресвятой Богородице («Пресвятая Владычица моя Богородице…»), из утренних молитв.

http://predanie.ru/book/220033-katehizic...

31 Ministrae назывались служанки при храме Весты. О постоянных сношениях Вифинии с Римом см.: Ramsay W. М. The Church in the Roman Empire before A. D. 170. L., 1893. P. 10 sqq., 255 sqq.; Zschamack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902. S. 145. Anm. 1. 32 Последнего мнения держится А. Гарнак в своем новом исследовании (Нагпаск A. Entstehung und Entwickelung der Kirchenverfassung. Leipzig, 1910. S. 94). Cf.: Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2. Aufl. Leipzig, 1906. S. 106. 36 Tert. De virg. vel. 9: Non permittitur mulieri... sacerdotalis officii sortem sibi vindicare. 37 Ignat, ad Smirn. 6 (рус. пер.: Писания мужей апостольских. СПб., 1885. С. 304); Ad Polycarp. 4 (Там же. С. 309); Polycarp. Ad Phil. 4 (Там же. С. 323); Herm. II. 4; Clement. Нот. XI. 36; Recogn. IV. 15; Clem. Alex. Paed. III. 12; Orig. In Eang. Iohann. Horn. 17; In les. Horn. 6. 39 Χρα λεγσθω, ( 1Тим. 5 ). Eliguntur (Tert. De virg. vel. 8); adlegi in ordinem – Ad uxor. I. 7 (cf.: De virg. vel. 9); De exh. cast. 7; καθιστανσθωσαν в Κατστασις το κλρου. 5 (Texte und Untersuchungen... Bd. II, 5 221). 40 Ignat. Ad Polycarp. 4 (Писания мужей апостольских... С. 309): «Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа ты будь попечителем их». Polycarp. Ad Philip. 6 (Там же. С. 321): «Пресвитеры не должны пренебрегать вдов». 41 Ср.: свт. Иоанн Златоуст : «Отчего не говорит (апостол) о девстве, отчего не говорит: почитай дев? Оттого мне кажется, что тогда их и не было» (Hom. 13 in 1 Tim.; PG. LXII. 566; рус. пер.: Творения... СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2. С. 709). Амвросий Медиоланский : «Девство не имеет ничего общего с язычниками, оно не распространено у евреев и не в обычае у прочих живых существ». «Варвары даже преследуют девство, а прочие совсем не знают его». Ambros. Mediol. De virg. I. 4 (Творения св. Амвросия о девстве и браке. Казань, 1901. С. 7). 43 Гл. 13: σπζομαι τς παρθνους τς λεγομνας χρας. Толкование этого места подвергалось многим спорам, и некоторые даже считают его лишенным всякого смысла и, следовательно, испорченным (напр., Ulhorn Н. Die christliche Liebestätigkeit in der alten Kirche. 2. Aufl. Stuttgart, 1882. Kapitel IV; Testamentum Domini Nostri Jesu Christi/Ed. Ign. Ephr. Rahmani. Moguntiae, 1899. P. 165, где он полагает, что здесь пропущено κα, читаемое в тексте пространной редакции). Но если отбросить ложную мысль о существовании в это время дев-диаконисс наряду с церковными вдовами, то смысл слов св. Игнатия будет ясен как солнце: во II в. служащие Церкви девы носили название «вдовы», так же как, начиная с III века, они называются α διακναι, а начиная с IV в. – διακνισσαι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

    О жизни во Христе, фр. перевод S. Broussaleux, с. 97.    Ориген, Толкование на Евангелие от Матфея, P.G. 13, 1188.    Цит. по о. Георгию Флоровскому (Восточные Отцы IV века).    Слово 31, §§ 26–27, P.G. 36, 161–164.     Против Македониан, § 12, P.G. 44, 1316.     Мистагогия, P.G. 91, 668.     Беседы, 61, § 1, P.G. 59, 361–362.     Толкование на Евангелие от Иоанна, XI, P.G. 74, 560.    Святой Афанасий, Послание I к Серапиону, P.G. 26, 576 А.     Послание к Ефесянам, 9:2; Послание к Магнезийцам, 14:1.    Можно привести множество текстов: Лк.1:15; Деян.1:4, 1:8, 1:17, 13:9, 1:52; Еф.1:19; Флп.1:11.    “Слово обрело плоть, чтобы мы смогли принять в себя Духа Святого”, – говорит святой Афанасий (Слово о воплощении Бога-Слова, § 8, P.G. 26, 996).     Беседы, 45, 9.     Беседы преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни, Сергиев Посад, 1914.    Антифон 4-го гласа утрени воскресной службы.    P.G. 94, 856.     Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, Сергиев Посад, 1917.    “Сотницы Каллиста и Игнатия”, в: Добротолюбие.     Недоуменные вопросы к Фалассию о Святом Писании (Ad Thal.), q. 25, P.G. 90, 333 A.    PG. 32, 133 С. См. также тайную молитву из литургии Василия Великого. См. также у святого Иоанна Дамаскина, P.G. 94, 821 ВС; у святого Григория Назианзина, P.G. 36, 159 ВС.    См. ее репродукцию в A. de Meibohm, Démons, Derviches et Saints, Paris 1956, p. 240.     Точное изложение православной веры, III, 12, P.G. 94, 1029 С.     Против ересей. I, III, гл. 22, ном. 4.     Педагог, I, гл. 6, P.G. 8, 300.     Беседы (Hom.), IV, P.G. 77. 996.     О святой и нераздельной Троице. См.: V. Mahé, “La sanctification d’après saint С. d’Alexandrie”, in Rev. d’Hist. ecclés., 1909.    Икона Богородицы, держащей младенца Иисуса, является не иконой Девы Марии, а иконой воплощения, или иконой Церкви как согласия божественного и человеческого.    Догматик 3-го гласа.     О единстве Церкви, гл. 6.     Беседа на Благовещение.    Θεοτκος, Deipara (Богородица), есть Αειπαρθτνος (Приснодева): “В рождестве девство сохранила еси”. На иконах Пресвятая Дева имеет на голове и на плечах три звезды, которые свидетельствуют о ее девстве до, во время и после рождества, и выражают абсолютную целомудренную цельность. Догматическая настойчивость на приснодевстве подчеркивает осуществленное состояние “новой твари” и завершенную тайну Церкви: “границу тварного и нетварного” (святой Григорий Палама, P.G. 151, 472 В), или тварного, преисполненного благодатью и полностью обоженного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таковы, напр., родители судьи Сампсона ( Суд. 13 гл.), прор. Самуила ( 1Цар. 1 гл.), св. Иоанна Предтечи ( Лк. 1 гл.), Пресвятой Девы Марии и др. Что касается девства, то самое обстоятельное разъяснение его находится у ап. Павла в 7-й гл. 1 послания к Коринфянам. «Относительно девства, – писал он, – я не имею повеления Господня, а могу дать совет (ст. 25). Кто может воздержаться от брака – желательно, чтобы он оставался так, потому что с браком необходимо соединены разные житейские беспокойства, скорби по плоти (ст.ст. 26:28). «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (ст.ст. 32–34). Поэтому не выдающий своей дочери замуж поступает лучше, чем выдавший (ст. 38). Таким образом, по мнению апостола, девство выше брака, но не потому, что оно само по се6е свято, а потому, что при безбрачной жизни можно достигнуть высшей степени совершенства и притом с большим удобством, чем при брачной жизни, полной житейских забот. Однако, при всем своем достоинстве, девство представляет собой такой трудный подвиг, что для несения его необходимы особые силы, особые дарования от Бога ( 1Кор. 7:7 ), которые даются не всякому. Поэтому нести его могугъ не все, а только те, кому дано ( Мф. 19:11 ). Св. И. Златоуст говорит: «Девство – такое дело, требующее такого труда, что Христос, сошедший с небес, дабы людей сделать ангелами и представить им образец тамошней высшей жизни, не решался, однако ж, ни заповедать девство, ни поставить его в закон. Он дал заповедь умирать (а что может быть тяжелее этого?), непрестанно распинаться, благотворить врагам; но не положил закона о девстве: Он оставил его на волю слушателей, сказав: «кто может снести, тот неси» (Мф. 19:12). Согласно с этим и поступает православная Церковь , предоставляя каждому полную свободу в избрании того или другого состояния – брачного или девственного, сообразно своим силам и расположению, 228 причем хотя высоко ставит достоинство девства, но не умаляет и достоинства брака. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Преуспевая в целомудрии, не надмевайся пред теми, которые ведут брачную жизнь. Ибо чиста женитва и ложе не скверно, как говорит апостол ( Евр. 13: 4 ). И ты, сохраняющий непорочность, разве рожден от не сочетавшихся браком? Не отнимай цены у серебра, потому что имеешь злато». Апостольские и соборные правила (Ап. 51, Гангр. 1, 9, 10 и 14) предают даже анафеме тех, которые презирают брак, считая его скверной, а святым только одно девство. 229

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

140–155 г. (Bardenhewer, Patr. 3, 109) Ерма в Пастыре, заповедь IV, 1: (Второбрачный) не согрешает, но если останется сам по себе, то приобретет себе большую славу у Господа (Писания мужей ап. в пер. Преображ. изд. 2-е, Спб. 1895, стр. 185). 174 г. (Bardenh.. 50) Афинагор, Прошение о христианах: второй брак есть благовидное прелюбодеяние (επρεπς μοιχεα)... Отделяющийся от своей первой жены, хотя бы она умерла, есть тайный прелюбодей (μοιχς παρακεπαλυημνος), он идет вопреки определения Божия, так как Бог в начале сотворил одного мужа и одну жену, (Сочпе. др. хр. апол. пер. Преображенского. М. 1867, стр. 118). Ср. Иустин мученик . Апология 1. гл. 50. Пам. др. хр. письм. III, 50; Migne S. Gr. 6, 349. Ок. 105 г. Климент Александрийский , Строматы, кн. III, гл. 12: «Апостол по снисходительности и в предупреждение разжения и впадения в невоздержанность допускает для некоторых второй брак. Вступающий во второй брак уже не может в жизни достигнуть высшего совершенства. (Перев. Корсунского, Ярославль, 1692 г. стр. 366). После 217 г. Тертуллиан в соч. О целомудрии, гл. 9: нельзя иначе назвать второй брак, как видом прелюбодеяния (species sturpi) (Творения, ч. II, стр. 115). Ок. 233 г. Ориген в 17 гомилия на ев. от Луки: Такие (вторые, третьи и четвертые) браки изгоняют нас из царства Божия... Из собрания первородных и непорочных церкви, которая не имела скверны или порока, изгонится двубрачный: не потому, что он будет послан в вечный огонь, а потому, что не будет иметь участия в царстве Божием»... (Migne S. Bat. 17, 1896), Ср. 19 гомилию на Иеремию (Migne S. Gr. 13, 509). Ок. 300 г. Св. Мефодий, еп. Олимпийский «Пир десяти дев», гл. 12: Апостол не объявляет второбрачия хорошим делом, а только считает его лучшим разжения (Творения, изд. 2-е, 55). Подобных, хотя и менее резких, выражений о предосудительности втроробрачия не мало и у позднейших писателей (см. напр. Вас. Бел. (пр. 4, 18, 87), Григ. Богосл. Слово 37 (Творения т. 3. стр. 219–220). Советы девственникам (Творения, т. 5, стр. 220); Астерий Амасийский , Беседа на Мф. 19:3 , (Бог. Вестник 1893 г. июнь, стр. 393). Златоуст. К молодой вдове, (Творения I. 1, 373, 384 и др.), О девстве (I, 1, 324), в гомилии 15 на 1Тим. 5:11–15 , (XI, 2, 728), на 1Кор. 7:39–40 (III. 1, 220–222), 2 на Тит. 1:5–6 (XI, 2, 847), 7 на 2Тим. 3:1–7 (XI, 2, 809–8); гомилия о вдовстве, о воспитании детей и о милостыне III, 1. 334) Григорий Нисский (Творения VIII, 131) и мн. др. Об этом же говорят многочисленные церковные предписания, налагающие епитимии на второбрачных и запрещающие священнику принимать участие в совершении второго брака (см. напр. 7 неокес., ср. Творения Феодора Студита , изд. 1, ч. 1, стр. 299–300, изд. 2 с, ч. 2, 308–311, Migne 99, 1092–1093, 1 лаодик., Никифора Испов. ир. 149, Pitra II, 341: Синодальное опред. п. Сисиния, Виз. Временник II, 156–159, Синтагма Властаря т, 4 и друг.). Об обязанности священнослужителей подавать пример воздержания говорят напр.:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

42  Иоанн Златоуст , святитель. Беседа на псалом 11. Т. 5. Кн. 1//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С-Петербургская Духовная Академия, 1898. 43  Иоанн Златоуст , святитель. Слово 3. «К верующему отцу». Т. 1. Кн. 7//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С-Петербургская Духовная Академия, 1898. 44  Иоанн Златоуст , святитель. Беседа 9 на 1-е посл. к Тимофею. Как нужно воспитывать детей. Т. 11. Кн. 2//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С-Петербургская Духовная Академия, 1898. 45  Иоанн Златоуст , святитель. Книга о девстве. Т. 1. Кн. 1. Гл. 63//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С-Петербургская Духовная Академия, 1898. 46  Иоанн Златоуст , святитель. Слова и беседы на разные случаи. Т. 1//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С. Петербургская Духовная Академия, 1898. 47  Иоанн Златоуст , святитель. Пять слов об Анне. Беседы на Книгу Бытия. Слово 2. Т. 2. Гл. 6//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С.-Петербургская Духовная Академия, 1898. 48   Иоанн Златоуст , святитель. Беседа 16 «Нужно насаждать добродетели и искоренять пороки». Т. 11. Кн. 1. Гл. 6//Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста в 12 тт. – СПб.: С.-Петербургская Духовная Академия, 1898. 49 Иоанн Златоуст , святитель. Наставление православному христианину. – Киев: Свято-Троицкий Ионинский монастырь, 2010. 50 Иоанн Златоуст , святитель.//Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского в 12 тт. – СПб.: С.-Петербургская Духовная Академия, 1899. 51 Иоанн Златоуст , святитель. Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании. – М.: Издание подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Трапеза. Роспись в катакомбах Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Трапеза. Роспись в катакомбах Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. В IV-V вв. в егип. деревнях, где долго сохранялись старые обычаи, А. продолжали совершаться - Сократ Схоластик сообщает об обычае егип. христиан причащаться по субботам после трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22 - V в.; ср.: Созомен. Церк. ист. VII 19. 8). Практика А. перешла в егип. мон-ри и отсюда была заимствована большинством монашеских традиций. В написанном, вероятно, в Каппадокии ок. 390 г. соч. Псевдо-Афанасия «О девстве» трапеза, сходная с А., совершается после «службы» 9-го часа. Молитва при преломлении хлеба совпадает с евхаристической молитвой из 9-й гл. «Дидахе»: «Как этот хлеб, рассеянный некогда, будучи собран, стал одним, так да будет собрана Твоя Церковь от пределов земли в Твое Царство» (Гл. 12-13). В дальнейшем монастырские А. трансформировались в палестинских мон-рях в чин благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на вечерне. По всем редакциям Иерусалимского устава этот чин должен совершаться каждую субботу вечером (а также по праздникам), т. е. в то время, в какое А. некогда совершались в Египте. Вероятно, тесно связано с А. происхождение и нек-рых др. чинопоследований: чина о панагии (и заменяющего его на Пасху последования артоса ), праздничных чина благословения колива (в мон-рях и приходских храмах балканских Церквей в дни чтимых святых) и чина «резания колача» (в Сербской Церкви), поминальных чина благословения кутии и обычая устраивать поминки. На Западе А. как самостоятельная традиция просуществовали дольше, чем на Востоке. По свидетельству блж. Августина, в Италии А. начали спонтанно исчезать или отменяться после увещаний отдельных епископов уже в кон. IV в. (Ep. 22, ad Aurelium), в Сев. Африке отношение к А. становится отрицательным в это же время. 29-е прав. Гиппонского Собора, известное как 51-е прав. Карфагенского Собора, запрещает клирикам «пиршествовать в церкви» и предписывает по возможности не позволять это делать мирянам. Тот же Собор своим упоминавшимся выше 28-м прав. запрещает причащаться после вкушения пищи. Тем не менее для Арелатского (Арльского) Собора (452) совместные трапезы клириков и народа - обычное явление (прав. 49 - Mansi. T. 7. P. 884), их одобряет и св. папа Римский Григорий I Великий ( 604; Ibid. T. 9. P. 1106-1107). 5-е прав. Германского Собора (743) окончательно запрещает А. в память мучеников и усопших (Ibid. T. 12. P. 367).

http://pravenc.ru/text/63076.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010