Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ [греч. ελογα τν ρτων; в греч. обиходе принят термин ρτοκλασα - хлебопреломление], чин, совершаемый по Иерусалимскому уставу на всенощном бдении. История Особое отношение к хлебу, пшенице, вину и елею наблюдается уже в ВЗ, эти продукты составляли основу ежедневного рациона питания древних израильтян (Втор 8. 8; 11. 14; 1 Пар 12. 41) и, как «начатки», полагались священникам (Втор 18. 4; Числ 18. 12; 2 Пар 31. 5), левитам, певцам и др. служителям ветхозаветного храма (Неем 10. 39; 13. 5; Числ 18. 12). Типология и символика хлеба, вина и елея в христ. вероучении в полной мере проявляются в их разнообразном богослужебном употреблении (см. Вещества таинств ). Только их, согласно Ап. 3 и 4, разрешено приносить к алтарю. Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45) Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45) В НЗ словами, сходными с греч. названием Б. х. (ρτοκλασα), обозначается таинство Евхаристии (ср.: Деян 2. 46; 20. 11). В апостольской Церкви к нему тесно примыкал чин агапы , тем более что агапа, как и Б. х., происходила во время вечерни. Это позволяет предположить, что чин Б. х. восходит к чину агапы (Э. фон дер Гольц; П. Соколов). В монашеской лит-ре IV-V вв. встречаются описания трапез, сходных, с одной стороны, с агапой, с др.- с Б. х. (ср.: Псевдо-Афанасий. О девстве. Гл. 12-13; Достопамятные сказания. С. 75 и сл.). Чины агапы и Б. х. близки друг к другу с т. зр. практического предназначения (оба представляют собой совместную трапезу, цель к-рой - утолить голод молящихся) и с т. зр. символики (оба ссылаются как на свой прообраз на чудо умножения Господом 5 хлебов (Мф 14. 13-23; Мк 6. 30-46; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-15); в апокрифических «Деяниях Павлы и Феклы» (25. 1) во время агапы фигурируют 5 караваев хлеба (то же и на раннехрист. изображениях), а молитва Б. х. прямо начинается со ссылки на это чудо: «Κριε, Ιησο Χριστ, Θες μν, ελογσας τος πντε ρτους κα πεντακισχιλους χορτσας» (                        ); хлеб, благословленный на агапе, так же как и хлеб чина Б. х., получает силу исцелять болезни и ограждать от вреда.

http://pravenc.ru/text/благословение ...

Ч. III, Краткое истинное слово о вере, гл. 21: В святое священство вступают по большей части из девственников, а если не из девственников, то монашествующих..., из воздерживающихся от собственных жен или овдовевших после единобрачия. Второбрачного не позволяется в церкви принимать в чин священства, хотя бы он и воздерживался от жены или был вдов, разумеется, чин епископский, пресвитерский, диаконский и иподиаконский. За этим чином следует учреждение чтецов, которых могут быть избираемы…, если будет надобность, даже из вступивших после смерти первой жены в брак со второй. Ибо чтец не есть священник, но как бы книжник слова Божия... Диакониссы также единобрачны и воздерживающиеся от мужей или овдовевшие после первого брака или же приснодевы 499 . 366–364 г. 500 Амвросиаст в толковании на 1Тим. 3:2 : Хотя иметь вторую жену и не запрещено, но тот, кто достоин епископства, должен презирать даже дозволенное 501 . 380–385 г. Тимофей Александрийский в своих «различных главах». Вопрос: «Некоторые, принятые в клир, по смерти жены, берут других, одни девиц, другие вдов, и некоторые даже разведенных. Должно ли допускать их до служения или нет? Ответ: Таковых правило не допускает, но всячески отвергает; ибо они не только впали в преступление второбрачия, но и удвоили грех тем, что женились по вступлении в клир; еще более увеличили преступление женившиеся на вдовах и разведенных 502 . 385 г. Папа Сириций в 1 послании к Имерию, епископу Таррогонскому, гл. 8: Апостол повелел, чтобы как священником, так и диаконом, должен делаться муж одной жены 503 . Гл. 9: Кто довольствуется одной женой и притом взятой в девстве чрез обычное благословение священником, должен быть аколуфом и субдиаконом, а потом и диаконом 504 . Гл. 11: Конечно, всякий клирик, взявший вдову или вторую жену, должен лишиться всех прав церковного служения и пользоваться только общением мирян 505 . 386 г. Собор в Риме при Сириции пр. 4: Клирик не может жениться на вдове; пр. 5. Женившийся на вдове, будучи мирянином, не может быть принять в клир 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

P. 468). Многочисленные авторы IV-V вв. называют среди Б. п. песни Моисея, Анны, Исаии, вавилонских отроков, новозаветные ( Schneider. S. 42-50). Свт. Василий Великий († 379) писал (Ep. 2. 2), что утренняя служба включала в себя «гимны и песни» (μνοις κα δας). Др. неизвестный автор-каппадокиец, чье соч. «О девстве» (ок. 370 г.- Taft. P. 80) сохранилось под именем Афанасия, наставляет монахиню петь «на заре» после Пс 62 песнь вавилонских отроков и гимн «Слава в вышних» (PG. 28. Col. 276). К нач. V в., по свидетельству Руфина Аквилейского , гимн вавилонских отроков повсеместно считался праздничной песнью (Apologiae in sanctum Hieronymum lib. II. 33, 35//PL. 21. Col. 612, 613-614); о том, что эту Б. п. поет «вся вселенная», говорит и свт. Иоанн Златоуст († 407) (Quod nemo laeditur nisi a se ipso 16//PG. 52. Col. 477), а его ученик свт. Прокл (434-446) свидетельствует, что эту песнь исполняли ежедневно по всему миру (Orat. 5. 1//PG. 65. Col. 716). Свт. Иоанн Златоуст упоминает песни прор. Исаии (из 26-й гл.) (In epistulam I ad Timotheum. Hom. 14. 4//PG. 62. Col. 576) и Анны (De Anna 4. 3//PG. 54. Col. 664). То же - у Филона Карпафийского (PG. 40. Col. 29). Согласно сир. «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), на утренней службе пели «псалмы и 4 песни: одну из Моисея, из Соломона и какие-либо из др. пророков» (I. 26). В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) песни из Евангелия от Луки приведены для вечерней (песнь Симеона Богоприимца) и утренней (Лк 2. 14 с великим славословием) служб (Const. ap. VII. 47-48). Формирование устойчивого набора Б. п. к V-VI вв. Древнейший перечень Б. п., реально употреблявшихся за богослужением, принадлежит Никите Ремесианскому (340-414) и состоит из песней: двух Моисея, Анны, Исаии (26. 9-20), Аввакума, Ионы (Иона 2. 3-10), Иеремии (Плач 5), вавилонских отроков (Дан 3. 57 слл.) и Пресв. Богородицы (De utilitate hymnorum 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252; см. также: De psalmodiae bono 3//PL. 68. Col. 373). Хотя Никита - зап.

http://pravenc.ru/text/149135.html

4 . Иисус Христос и Его апостолы благословили или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и свой особый отпечаток. Проповедь Христа и Его апостолов о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование ( Флп. 3:12–15 ), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства, или нестяжательности ( Мф. 19:11, 12, 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 2:37 ; 1Кор. 7, 8:25–28, 32–34 ; Откр. 14:1–4 ), собственный пример Христа и апостолов, приснодевство Богоматери... – составили евангельскую основу аскетизма (Св. Григорий Нисский – «О девстве»). Такое осуществление христианства не было, однако, провозглашено исключительною формой христианской жизни. Христос и Его апостолы благословили или освятили также и брак ( Мф. 19:4–6 ; Еф. 5:22–32 ). Аскетическое осуществление христианства представляется тому, кто может его «вместить», и для избравшего – этот род жизни является обязательным. Многие последователи Христа во все времена христианской эры стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. В первые два с половиною века по P. X. аскетизм выразился в форме постничества (Иаков Праведный, Анна пророчица – Блж. Иероним 3, 105 стр.; 4, 184 стр. К. 1864. Св. Кирилл Иерусалимский Катих. 10, 19; Евсевий Церков. Истор. 2 кн., 23 гл.), нестяжательности ( Деян. 4:32 – иерусалимская община, Серапиоп, еп. Антиохийский, Киприан еп. Карфагенский, Пиерий пресв. Александрийский), девства ( Деян. 21:9 ; 1Кор. 7:8 ; Св. Кипр.– «Пис. к Помпон. о девственниц.», «Кн. об одежд. девств.».; Еп. Мефодий – «Пир десяти дев или о девстве»). В половине третьего века к этим формам кроме того присоединилось отшельничество или анахоретство, еремитство (от  ρηος – пустыня, Павел Фивейский), в VI веке замененное на востоке великосхимничеством при общежительных монастырях. Своего широкого развития в литературе и жизни аскетизм достиг в UV, V и VI веках. При сохранении основного евангельского учения об аскетизме, отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием греко-русской церкви, где с зари христианства вплоть до наших дней аскетизм составлял и составляет душу монашества. Западная церковь во взгляде на аскетизм была согласной с восточной церковью только до эпохи средних веков. В средние века в римо-католицизме аскетизм был понят, как человеческое достаточное удовлетворение Богу (Satisfactio operum) или как заслуга (merimum) человека, а в лютеранстве, со времени реформации, – как безразличное действие ( διαφορα) со знаменем: упражняйся, христианин, телесно и духовно, но знай, что это, даже искреннее, упражнение не имеет для оправданий ровно никакого значения. От такого знамени был один только шаг к отвержению аскетизма, что и сделали некоторые из протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

325 г. Первый вселенский собор, по сообщению Сократа, Созомена, Геласия Кизикского и св. Амвросия Медиоланского 492 . 374 г. Валенский собор, правило 1: Никого из второбрачных или женатых на вдовах нельзя поставить клириком. И но нужно исследовать, запятнаны они этим препятствием несчастной судьбы после божественного таинства (крещения) или будучи язычниками, так как форма божественного предписания ясна. 493 374 г. 494 Св. Василий Великий , первое каноническое послание к Амфилохию, правило 12: «Двоеженцам правило совершенно возбранило быти служителями церкви 495 . 374–377 г. Св. Епифаний Кипрский в своем Πανριον или «Об ересях» кн. I, отделение 2-е: Об евионеях, десятой или тридцатой ереси, гл. 5: когда умерла у него (одного православного в Скифополе) сожительница, убоялся он, что как ни есть уловят его ариане, и поставят клириком; ибо часто, стараясь лестию склонить его в ересь, обещали возвести на высшия степени, и, если нужно будет, удостоить и епископства. Он же утверждал, что по сей причине женился на другой жене, чтобы взбежать их рукоположения. 496 Кн. II, отд. I, о еретиках фригийских, ересь 48-я, гл. 9. «Бог Слово... чтит и единобрачие, хотя и предуказал, чтобы дарованием священства украшаемы были преимущественно воздержные из единобрачных и проводящие жизнь в девстве, почему и апостолы Его благочинно и преподобно установили это церковное правило священства. Если же после кончины его супруги по немощи будет иметь нужду сочетаться вторым браком: истинное правило не воспрещает сего, то есть, тому кто не священник 497 . Кн. II, отд. I, о кафарах нечистых, ересь 59: Что предано относительно священства по причине преимущественной важности священнодействия, о том они (кафары) подумали, будто относится равно ко всем. Слыша, что подобает епископу бить непорочну, единая жены мужу ( 1Тим. 3:4 ), воздержательну ( 1Тим. 3:8 ), а точно также диакону ( 1Тим. 3:12 ) и пресвитеру ( Тит. 1:6 ), не подумали о том, что это определение относится к сим санам. И действительно, святая Божия проповедь после Христова пришествия, по превосходству чести священства, не допускает до священства тех, которые, по кончине жены первого брака, сочетались вторым браком. И это верно с точностью наблюдает святая Божия Церковь ... А мирянам по немощи может быть дозволено, если не могут остановиться на первом браке, по смерти первой жены вступать в брак со второй 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Образ молитвы многие святые отцы предлагают, каждый от своего опыта… святой Макарий Египетский : «…аще смиренномудрием, простодушием и благостию украшени не будем, образ молитвы ничтоже нас воспользует» (Слово 1, гл. 8, 9)… «Аще же кто насилует себя к молитве, донележе не получит дарования некоего от Бога; к сим же, яко-то: к смиренномудрию, к любви, к кротости и к прочим добродетелям, тем же образом насилия себе не творит и леностию одержим есть, таковому хотя иногда по прошению его и дается благодать Божия: благ бо есть и милостив Бог, и просящим Его дает по их прошениям, но зане не приуготовил себе и не приобыкл к реченным добродетелям, то или погубляет благодать, или приемлет и абие падает, или ничтоже успевает, впадая в высокоумие. Селение бо и покой Духа Святого смиренномудрие есть, любовь и кротость и прочие заповеди Господни» (Слово 1, гл. 14). «Аще со смиренномудрием и любовию, простодушием же и благостию совокуплена не будет в нас молитва , не сама молитва сия, но маска паче молитвы есть, ни единыя же пользы принести нам могущая» (Слово 3, гл. 5) (I, 3,12–13). Молитвой стяжаются плоды духовные; без них суетны и бесполезны подвиги наши «Глава всякой добродетели, – по слову св. Макария Египетского , – и верх исправляемых дел есть непрестанное в молитве пребывание». И он же вслед за сим… паки говорит: «аще смиренномудрием, простодушием и благостию украшены не будем, образ молитвы ничто же нас воспользует. Сие же глаголем не о молитве точию, но и о всяком подвиге, или труде, или девстве, или бдении, или ином коем-либо упражнении и деле, добродетели ради творимом. Потому что все сии благочестивые делания плодов ради предприемлются и совершаются; плоды же духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, смирение и подобное; не обретающимся же в нас плодам сим суетны, бесполезны все подвиги наши» (III, 44, 117). Церковная молитва выше домашней О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются (I, 55,127). Молитва без развлечения есть дело совершенных

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Кроме того, Христос в Своих словах ( Матф. 19, 4–9 ) обязанности супружеской жизни представляет настолько высокими и трудными, что Его ученики высказали готовность скорее обречь себя на безбрачную жизнь 8 . «О том же, будто безбрачие вообще выше брака, в изречениях Господа и намека нет» – говорит профессор А. Гусев 9 . Не в пользу того мнения, что Христос ставил девство выше брака, говорит и само слово «скопцы» (ενοχοι), которое Спаситель выбрал для обозначения девства, вместо слова «девственник» (παρθνος). Что Христос не ставил девства выше брака, показывает притча о девах ( Матф. 25 гл.), из которой видно, что заслуга дев состояла не в их девстве, а исключительно в их добрых делах. Следовательно, девство само по себе – «an sich» – выражаясь словами Канта – не имело в глазах Спасителя никакого нравственного значения, иначе девы, не взявшие с собою масла, не услышали бы грозного приговора: «не знаю вас»! Св. Иоанн Златоуст в своей беседе на слова апостола: «имуще же той же дух веры», говорит: «Девство без милостыни не могло довести даже до преддверия брачного чертога; а милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в царство, уготованное «прежде сложения мира». Те за то, что не оказывали щедрой милостыни, услышали: «отидите, не вем вас»; а эти, напоившие жаждущего и напитавшие алчущего Христа, хотя и не отличались девством, услышали: «приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Матф. 25, 34 ); и весьма справедливо, потому что девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый есть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других. Из добрых же дел те обыкновенно ценятся выше, которые служат на пользу другим» 10 . Даже а priori нельзя признать, что Христос ставил девство выше брака, потому что последствием девства является прекращенье рода человеческого, чего Христос не мог ставить в идеал человечеству. Без сомненья к Христу не применимы слова В. С. Соловьева : «Полагать же, что проповедь полового воздержания, хотя бы самая энергичная и успешная, может преждевременно прекратить физическое размножение человеческой породы и привести ее к гибели, есть мненье столь нелепое, что, по справедливости, следует усомниться в его искренности» 11 . Некоторые указывают на превосходство девства перед браком на том основании, что Христос не был женат. Так рассуждая, забывают, что Христос не был обыкновенным человеком 12 . Протопресвитер И. Л. Янышев говорить: «Спаситель же мира, как человек, был индивидумом, личностью в особенно глубоком смысле этого слова, не только в том смысле, что по духовно-физической человеческой природе своей принадлежал своей стране, народу, племени, роду и времени, но и более всего в том, что Его человечество было ипостасью соединено с Божеством для спасения всего человеческого рода, что Он был Богочеловеком» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

2-й и 3-й разделы В. с. («    » и «    ») более позднего происхождения. 2-й разд. состоит только из цитат: Пс 89. 2; 40. 5; 142. 9-10; 35. 10-11. Напротив, 3-й разд.- это имеющая самостоятельное значение молитва; впрочем, и она на 2/3 состоит из ветхозаветных цитат (таковыми не являются только начало и заключение раздела): Дан 3. 26; Пс 32. 22; 118. 12 (стих повторяется трижды); 137. 8. 2 редакции В. с., используемые в правосл. Церкви, имеют следующую структуру. 1-я редакция («праздничная»): 1-й разд. + 3-й разд. (без стиха Пс 137. 8 и окончания) + 2-й разд. + Трисвятое (исполняемое с повторениями, как на литургии). 2-я редакция («вседневная»; она никогда не называется «В. с.» в богослужебных книгах): 1-й разд. + 2-й разд. + 3-й разд. (полностью; при троекратном повторении стиха Пс 118. 12 его текст неск. изменяется). При этом во вседневной редакции 3-й разд. явно отделен от 2-го; в нек-рых памятниках они даже разделяются вставными текстами - напр., ектенией. 1-я редакция В. с. присутствует уже в Александрийском кодексе Библии почти полностью (без стиха Пс 32. 22 и Трисвятого) и, т. о., возникла не позднее V в. 2-я редакция составлена, вероятно, неск. позднее 1-й. Различие в употреблении редакций первоначально объяснялось местной традицией (1-я редакция В. с. известна по александрийским и древним к-польским памятникам, 2-я - по палестинским), и лишь впосл., когда за богослужением в рамках одной традиции стали использоваться обе редакции, различие в употреблении приобрело значение различения праздничных и будних дней. Богослужебное употребление Наиболее ранние памятники, достоверно свидетельствующие об использовании В. с. за богослужением,- это соч. Псевдо-Афанасия «О девстве», где гимн входит в утреннее правило девы и следует за Пс 62 и песнью вавилонских отроков. В 47-й гл. VII кн. «Апостольских постановлений» гимн надписан как утренний. В проповедях свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии, говорится о пении ангельского славословия (возможно, В. с.) перед восходом солнца ( Ioan. Chrysost. Hom. 68 (69). In Matth. 3//PG. 58. Col. 644-646). Свт. Василий Великий в письме к свт. Григорию Богослову, рассуждая о монашеской жизни, отмечает, что хорошо начинать день еще до восхода солнца с песнопений в честь Создателя, подражая ангелам ( Basil. Magn. Ep. 2).

http://pravenc.ru/text/Великое ...

Трапеза. Роспись в катакомбах Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Трапеза. Роспись в катакомбах Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. В IV-V вв. в егип. деревнях, где долго сохранялись старые обычаи, А. продолжали совершаться - Сократ Схоластик сообщает об обычае егип. христиан причащаться по субботам после трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22 - V в.; ср.: Созомен. Церк. ист. VII 19. 8). Практика А. перешла в егип. мон-ри и отсюда была заимствована большинством монашеских традиций. В написанном, вероятно, в Каппадокии ок. 390 г. соч. Псевдо-Афанасия «О девстве» трапеза, сходная с А., совершается после «службы» 9-го часа. Молитва при преломлении хлеба совпадает с евхаристической молитвой из 9-й гл. «Дидахе»: «Как этот хлеб, рассеянный некогда, будучи собран, стал одним, так да будет собрана Твоя Церковь от пределов земли в Твое Царство» (Гл. 12-13). В дальнейшем монастырские А. трансформировались в палестинских мон-рях в чин благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на вечерне. По всем редакциям Иерусалимского устава этот чин должен совершаться каждую субботу вечером (а также по праздникам), т. е. в то время, в какое А. некогда совершались в Египте. Вероятно, тесно связано с А. происхождение и нек-рых др. чинопоследований: чина о панагии (и заменяющего его на Пасху последования артоса ), праздничных чина благословения колива (в мон-рях и приходских храмах балканских Церквей в дни чтимых святых) и чина «резания колача» (в Сербской Церкви), поминальных чина благословения кутии и обычая устраивать поминки. На Западе А. как самостоятельная традиция просуществовали дольше, чем на Востоке. По свидетельству блж. Августина, в Италии А. начали спонтанно исчезать или отменяться после увещаний отдельных епископов уже в кон. IV в. (Ep. 22, ad Aurelium), в Сев. Африке отношение к А. становится отрицательным в это же время. 29-е прав. Гиппонского Собора, известное как 51-е прав. Карфагенского Собора, запрещает клирикам «пиршествовать в церкви» и предписывает по возможности не позволять это делать мирянам. Тот же Собор своим упоминавшимся выше 28-м прав. запрещает причащаться после вкушения пищи. Тем не менее для Арелатского (Арльского) Собора (452) совместные трапезы клириков и народа - обычное явление (прав. 49 - Mansi. T. 7. P. 884), их одобряет и св. папа Римский Григорий I Великий ( 604; Ibid. T. 9. P. 1106-1107). 5-е прав. Германского Собора (743) окончательно запрещает А. в память мучеников и усопших (Ibid. T. 12. P. 367).

http://pravenc.ru/text/63076.html

28. Св. Лествичник говорит: не женатый, но обложенный путами мирских дел, подобен имеющему связанные узами руки; а находящийся в супружестве подобен носящему узы на руках и ногах (Леств.1:20). Св. Златоуст говорит: " Девство может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение всего земного " (О девстве. Гл.81). 29. Св. Златоуст говорит: " Что сладче девства? Что светозарнее? Ибо блистательнейшие самых солнечных лучей испускает сияния, и отлучивши нас от всего житейского, светлыми очами приучает созерцать солнце правды (О девстве гл. 21). Оно вдыхает в человеков ангельскую радость " (с.100.О девстве). 30. Св. Максим Исповедник говорит: " Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога " (Сотн.2 О любви. Гл.1). Симеон Новый Богослов говорит: " Как кто-нибудь, бросив персть на пламень горящей печи, угашает оный, так и житейские заботы и всякое пристрастие даже к маловажной вещи истребляет воспламенившуюся в начале теплоту сердца " (Доброт,ч.1.Гл.63). Св. Исаак Сириянин говорит: " От воспоминания мирских предметов хладеет горячность, и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания " (Христ.Чт. 1825г. ч.18). Блаж. Диадох говорит: " Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не очистив и не умягчив его страхом Божиим; а в страх Божий никто не придет, если не освободится от всех житейских попечений " (Доброт, ч.4.Гл.16,18). 31. Некто, пришедши из мира к Антонию Великому, говорил, что жизнь отшельническая не имеет большей важности, что большую цену имеет та добродетель, которая приобретается между людьми, а не в пустыне. Антоний Великий спросил его, где он живет. Пришлец сказал: " У своих родителей " . И хвалился, что при их обеспечении, будучи свободен от забот дневного труда и пропитания, он постоянно упражняется только в чтении и молитве. Антоний Великий опять спросил его: " Скажи мне, сын мой, не опечаливаешься ли ты при каких-нибудь несчастных случаях своих родственников и не радуешься ли их благополучию? " Он отвечал, что в том и другом принимает участие. Св. старец сказал: " Знай же, что ты также и в будущем веке будешь возмущаться печалью или радостью об участи тех, в пользе и вреде которых принимаешь участие в сей жизни. Такая жизнь и такое состояние гибельной теплоты причиняют тебе вред, хотя сам ты и не чувствуешь того, по словам Премудрого: биша мя и не поболех, и поругашася, аз же неразумех (Притч.23:35); или как говорится у Пророка Осии: снедоша чуждии крепость его, сей же не разуме (Ос.7:9); именно все это, по разнообразию случаев изменяя твой дух, непрестанно погружает его в земное " (Кассиан. collat. XXIV. с.11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010