Карфагенский учитель III-ro века Тертуллиан признавал подлинность книги и пророчества Еноха. Он не соглашается с отказывающими в подлинности книге Еноха на основании ее отсутствия в еврейском каноне. Об этом он пишет так: «Знаю, что книгу Еноха ... некоторые отвергают на том основании, что она не входит в еврейский канон» О женском убранстве, 1, 5]. Свое признание книги Еноха Тертуллиан обосновывает тремя аргументами. Во-первых, книга может быть отражением предания: «Правнуком Еноха был переживший катастрофу [потоп. – Г.Ф.] Ной, который благодаря семейному преданию слушал о богоугодности своего прадеда и обо всех его пророчествах, т.к. Енох своему сыну Мафусалу поручил передать их своим потомкам. Итак, Ной сохранил пророчество Еноха»[там же]. Тертуллиан считает, что книга Еноха была написана до потопа, а через Ноя уцелела в потопе. При этом Тертуллиан говорит: «Но даже если бы это было не столь очевидно, есть и другой довод за подлинность этой книги. Ной также мог воссоздать ее, уничтоженную потопом, как Ездра восстановил еврейское Писание после разрушения вавилонянами Иерусалима» [там же]. Второй аргумент Тертуллиана сводится к тому, что иудеи не включили Книгу Еноха в свой канон, как свидетельствующую о Христе: «Иудеи позднее могли ее [книгу Еноха. – Г.Ф.] и отвергнуть, как и многое другое, напоминавшее о Христе. Неудивительно, что они не признали говорившие о Нем книги, если позднее не признали Его Самого» [там же]. Третий аргумент Тертуллиана : «Добавьте сюда и то, что пророчество Еноха засвидетельствовано у апостола Иуды» [там же]. Несколько другого мнения придерживался блж. Августин. Блж. Августин признает, что Енох пророчествовал и даже писал. У иудеев встречается мнение, что от Еноха началась письменность допотопной цивилизации. Однако в подлинности книге Еноха блж. Августин отказывает. В книге «О граде Божием» у блж. Августина говорится: «Нельзя, впрочем, отрицать, что Енох, седьмой от Адама, написал нечто Божественное; об этом говорит в соборном послании апостол Иуда ( Иуд. 1:14 ). Но написанного им недаром не находится в том каноне Писаний, который сохранился в храме еврейского народа заботливостию преемстовавших друг другу священников: очевидно, что по причине древности достоверность этого была признана подозрительною, и нельзя было уяснить, было ли это именно то, что он писал; т.к. не представлялось таких лиц, которые оказывались бы надлежащим образом сохранявшими это в преемственном порядке» О граде Божием, кн. 15, гл. 23].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Эта мысль блаженного Августина была уже рассмотрена выше. См. также: Августин , блаженный. О граде Божием. 11, V. Комментарии Алеексей 18 марта 2016, 15:00 Прошу прощения за серость. Прочитал статью, мало чего понял конечно,но любопытно,слов нет. Хорошо, вот бежит муравей по чистому листу бумаги, за ним следы, следы уходят в прошлое а муравей бежит в будущее, мы же берём ножницы и вырезаем отрезок его пути, и вот у нас в руках отрезок времени.Наше сознание временно и понять нам нужно во времени, простым языком. Моисей для кого это написал? для нас?(для того что бы знали, а значит понимали) он же переводит для нас от Бога. Значит мы должны понять, а мы не понимаем, ПОЧЕМУ? Скажете понимать нужно в ДУХЕ. Без знания, а значит понимания, нет и ДУХА. Бог вне времени. Как это понять. Получается для Бога, что первый день творения ещё не закончен, и закончится Апокалипсисом.? с ув. Алексей. иеродиакон Александр (Урбанович) 15 июля 2009, 23:00 Фотиние. Честно говоря, специально этим вопросом не занимался. Если под герменевтикой понимают науку, излагающую правила толкования Священного Писания, то под экзегетикой - науку, изучающую толкование самого Священного текста. Итак, герменевтика изучает скорее методику толкования, а не отдельные " толковательные " сочинения. Первым именно систематическим трудом по герменевтике обычно называют сочинение блаж. Августина " О христианской науке " . Если проф. Сагарда пишет о существовании герменевтического метода у Оригена, значит отдельные правила толкования формулировались уже Оригеном, возможно, и до него. Но сейчас ответить не готов. Фотиния 15 июля 2009, 17:00 иеродиакону Александру. Вы пишете: " Профессор Н.И. Сагарда отмечает, что в экзегетике святой Григорий стоит под сильным влиянием герменевтического метода Оригена " . А кто из святых отцов был одним из первых основателей христианской герменевтики? Непомнящих Игорь 14 июля 2009, 18:00 Да я и не возмущаюсь, я просто излагаю Ваш вывод более рельефно. И Вы, как я понял, согласны. Более того, Вы сами цитируете, как св. Григорий оценивает свое высказывание и предупреждает о том, чтобы его не высказывание не использовали для доказательства чего-либо. " ...а наше да предлагается читателям как ученическое в каком-либо училище упражнение, от которого никому никакого не произойдет вреда, если и найдется в сказанном нечто несогласное с общим мнением. Ибо слова сего не выдаем за догмат (выделено мной. – и.А.), чем подали бы повод клеветникам, но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых мыслях, а не истолковательное учение излагаем в последующем». Вообще-то меня возмущает то, что Вы так прогибаетесь перед богоборческой современной наукой, которая по мнению многих ее творцов сливается сегодня с парадигмой восточной философии, то есть с язычеством. О каком мире с ней Вы настаиваете?

http://pravoslavie.ru/31149.html

Надобно притом помнить, что и блаженства вечного достигнут многие и весьма многие нравственные существа, тьмы тем добрых Ангелов и бесчисленные сонмы праведников, и что, следовательно, и эта цель мироздания, избранная премудростию Божиею, будет достигнута. § 272. Мздовоздаяние праведникам: а) в чем будет состоять их блаженство?    I. Сколько, с одной стороны, мрачными чертами изображает Слово Божие участь грешников после всеобщего суда: столько же, с другой, светлыми и радостными участь праведников.    1) Они наследуют уготованное им царство от сложения мира (Матф. 26:34), — царство, которое называется также царством небесным (Матф. 5:3. 10; 19, 23. 24), царством Божиим (Марк 9:47; 10, 23; 1 Кор. 15:50), царством Отца (Матф. 13:43; снес. 26, 29), царством Господа Иисуса Христа (2 Петр. 1:11; 2 Тим. 4:18; Апок. 1:9); называется еще градом Бога живаго. (Евр. 12:22), домом Отца (Иоан. 14:2).    2) В этом царстве, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с самим Богом и Господом Иисусом Христом, и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. Да не смущается сердце ваше, говорил Спаситель ученикам своим пред своим отшествием из мира, веруйте в Бога, и в мя веруйте. В дому Отца моею обители многи суть; аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да идеже есмь аз, и вы будете (Иоан. 14:1—3). И потом — в молитве ко Отцу: Отче, ихже дал еси мне, хощу, да идеже есмь аз, и тии будут со мною: да видят славу мою, юже дал еси мне, яко возлюбил мя еси прежде сложения мира (17, 24). Наконец в Апокалипсисе засвидетельствовал:побеждающему дам сести со мною на престоле моем, якоже и аз победих, и седох со Отцем моим на престоле его (- 3, 21; снес. Матф. 19:27—29). Св. Апостол Павел писал Христианам: верно слово: аще бо с ним умрохом, то с ним и оживем: аще терпим, с ним и воцаримся (2 Тим. 2:11. 12), и тако всегда с Господем будем (1 Сол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Господь с нами! Простите. A. М. 201 601 Достопочтенная сестра о Господе! По случаю благополучного возвращения нашего на Майму, усердно желаю Вам успеха и укрепления в преданности воле небесного Покровителя Вашего, и в послушании видимому указанию, необходимо представляющемуся вам на пути здешней деятельности. Впрочем, не будем иметь целью видимого, но невидимое, ибо видимое временно, a невидимое вечно (2 Kop.4:18). Если мы будем довольствоваться видимым только в делах своих, то благовидность их будет временна. Она как призрак, обманывающий зрение, и не имеющий ничего существенного, исчезнет, когда мы в вечность будем преставлены. А кто в делах своих имеет целью послушание и подражание Богу, благоволение Отца небесного, прославление имени Его, распространение царства Его, исполнение воли Его, действованием и страданием в соединении с Иисусом Христом ( Ин.15:4 −5; Рим.8:14 −17; Мф.6:9 −10), того дела имеют вечное достоинство, потому что они в Боге ( Ин.3:21 ) соделываются, в духе и истине ( Ин.4:24 ) совершаются. Они бессмертны и вечны, ибо дух и истина бессмертны и вечны. Вечная память и мзда принадлежит сим делам в небесном царствии, где не может иметь места никакая нечистота тщеславного и своевольного самолюбия. Вечная память им в книге жизни (Αпοκ.21:27, 20:12−15), вечная память им в Боге и в граде Божием, Новом Иерусалиме. Вечная память им в самой совести благоразумных делателей, и в вечной радости. Посему сказано в Писании ( Апок.14:13 ), что они в след за ними идут в небесное царство, так, мне кажется, надлежит разуметь выражение это. Пришлите сюда материю для прививки оспы, а привитая здесь почти вся подсохла. Прежде, нежели пошли снимать ее, вам надлежало снять в Воскресенье, и вчера было уже поздно. Заметам и будем помнить этот урок. Видите, как вы ошиблись, хотя и сказывали, что немало успели в распознавании оспы. Благословение Господне на вас! Сходите к новокрещеным в Богадельню, и войдите в рассмотрение необходимых потребностей их, на которые посылаю им десять рублей. Но деньги пусть будут у Артемия, 602 чтобы не было безрассудно издержаны, и чтобы простодушные не были обмануты. A. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

a подлинная теория исторического познания... есть герменевтика» 14 . Богословие тем самым признает, что история, как наука о человеке, с необходимостью должна быть наукой богословской, коль скоро мы признаём, что конечная правда о человеке открыта в главном христианском догмате о Боговоплощении. В соответствии с богословским пониманием история обретает свой смысл и исполнение в Боге, ставшем человеком и имеющем совершить конечные судьбы мира. Итак, философы признали за историей статус науки о человеке, a богословы показали, что состояться эта наука может только в том случае, если совместит с философскими методами познания человека во времени богословское знание о предельных состояниях мира, человека и Бога. Одним из постоянных источников для современного богословия истории является блж. Августин . Попытаемся в этом убедиться сами на примере двух выявленных ключевых моментов философии и богословия истории: 1) история как наука о человеке, 2) история как наука о Боге. Для христианского богословия истории блж. Августин , как и во многом другом, оказался мыслителем, опередившим свое время. Он предложил завершенное богословие истории, наверное впервые в истории христианства получившее столь полное изложение 15 . Известный немецкий церковный историк Ханс фон Кампенхаузен в 1947 г. назвал Августина «первым универсальным историком и первым богословом истории на Западе» 16 , ведь именно он первым сумел увидеть за трагической безысходностью великих исторических потрясений их истинное значение, многократно превышавшее сами эти события; хотя для своих современников эти события, как правило, заслоняют собой всеобщую историю. Августин сумел также предложить для них универсальное богословское объяснение. Как известно, богословское истолкование истории блж. Августина получившее изложение в монументальном трактате «О Граде Божием» составленном в 22 книгах, имело поводом конкретный исторический факт современником которого Августин был сам, взятие и разграбление Рима варварами-готами Алариха в 410 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Аларик, набрав новых ратников, опять явился в Италию. Но не было уже защитника. Стиликон умерщвлен был по подозрению императора. Аларик свободно прошел по Италии и подступил к Риму. – Римляне откупались, хитрили, договаривались, не думая выполнить договор; надежда спасения все еще мелькала. Но когда один Готфский военачальник, служивший в войске императора, изменнически напал на войско Аларика, который вел переговоры с министрами Равеннскими, то Аларик, раздраженный вероломством, осадил Рим, овладел им 14-го Августа 410 года от Р. X. и отдал на разграбление своему войску. Рим, город многовековый, могущественный, которого имя с трепетом произносили народы и цари, единственный по величию и славе во всей истории человечества, не сокрушаемый, даже названный вечным, непобедимый, восторжествовавший над многими сильными и просвещенными царями и народами, пал в короткое время под ударами кочующих варваров. Мы сказали в короткое время, и – точно. В царствование Феодосия, который умер в 395 году, ничто Риму не угрожало; внутренние мятежи все укрощены; варвары, многократно пораженные, стихли; Империя сосредоточилась под державою одного государя. – И что же последовало спустя 15 лет? Величественная, непобедимая столица мира становится добычею набегших на нее диких пришельцев. – Такое необыкновенное событие выходит из круга всех дел и превратностей человеческих. Оно до чрезвычайности изумительно; но еще более изумляет нас то, что оно предсказано в Апокалипсисе предведением Божиим за триста лет со многими характеристическими подробностями и признаками. – Поместим здесь краткое описание тех ужасных бедствий, которым тогда подпали жители Рима, заимствуя сведения из рассказа современника, бл. Августина, Епископа Гиппонийского. Он, когда пришла эта плачевная весть, излил свою горесть и тоску сердца о таком грозном посещении гнева Божия в трех поучениях: de urbis excidio (о разорении Рима), и по этому же случаю написал знаменитое свое сочинение: de civitate Dei (о граде Божием) 162 . Когда Готфы овладели Римом, то убийства, грабежи, пожары, пытки и разного рода мучения составили обширную картину ужасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Если Иисус был в Индии и был воспитан ею – то отчего же в Его проповеди не нашла никакого отражения фундаментальная черта индийского образа мысли и жизни – идея кастового членения? Мы действительно очень мало знаем о 30 годах жизни Христа. Но то, что мы знаем о последующей истории христианства, помогает нам исключить гипотезу об обучении Иисуса в Индии. Ибо если Иисус был научен всей мудрости индийской – то почему же Индия затем не приняла Его учеников, отторгла Евангелие? Если на индийских дрожжах взошло евангельское тесто – то отчего же Индия вот уже столько столетий подряд отвращает свой лик от этой трапезы? И если Иисус – это мост между Индией и Западом, то отчего же этот мост рухнул так быстро, что уже в начале III века Климент Александрийский именует “браминов” и “гимнософистов” – “люди невежественные и нечестивые, практикующие воздержание неразумное” (Строматы 3,7)? И почему в V веке блаж. Августин говорит о “мрачных пустынях Индии” (О граде Божием. 14,17) и индийских йогов (“гимнософистов”) не числит среди граждан Небесного Града, но причисляет их к жителям града греха, сурово говоря, что они “по человеку живут, а не по Богу” (15,20)? Отчего влияние Индии на Европу задержалось на девятнадцать веков, если сама основа европейской духовности имеет индийское происхождение? Итак, с научной доказательностью говорить об обучении Иисуса в Индии невозможно. Но не научный, а религиозный интерес движет теософами. Теософский уравнительно-религиозный азарт не признает за Новым Заветом права на новизну: Христос-де не имел права сказать ничего нового, Он должен был лишь повторять то, чему и в прежние столетия учили восточные учителя. Теософы отправляют Христа на учёбу в Индию лишь для того, чтобы оправдать собственное нежелание учиться у Самого Христа. Миф о путешествии Христа в Шамбалу нужен им, чтобы истолковать христианство в качестве бокового и не слишком удачного ответвления тибетского тантризма. Христос объявляется учеником магов – чтобы не было никаких нравственных препон для собственных магических упражнений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Августин (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных. Творения блаж. Августина, ч. 5. О граде Божием. Киев. 1882. Стр. 158). 10 Сим – сын Ноя; у Сима был сын Арфаксад, у Арфаксада – сын Каинан, у Каинана – сын Сала, у Салы – сын Евер, у Евера – сын Фалек. 12 За обстоятельным и документальным решением этого вопроса отсылаем читателя к специальному «Исследованию библейской хронологии» Спасского, Киев, 1857, стр. 51–63. 16 Keil und Delitsch. Biblischer Commentar über d. A. T. I. Th., 1. B: die Bücher Moses. Leipzig. 1861. S. 120. – Lange, Theologisch-homiletisches Bibelwerk. 1. Th.: die Genesis. Bielefeld u. Leipzig. 1864. S. 182. – Roos. Einleitung in die biblischen Geschichten des Alten Testaments. Stuttgart. 1876. S. 190 – Эбрард. Апологетика. T. П. Спб. 1877. Стр. 547, – Рождественский. Христианская апологетика. Ч. П. Спб. 1884. Стр. 357–358. 19 Ewald. Erklärung der biblischen Urgeschichte. Jabrbücher der biblischen Wissenschaft. IX. Jahrb. 1858. S. II, 14–15. 25 Мы не вводим в настоящий очерк специального, документального решения вопроса о подлинности хронологических дат именно перевода LXX, а принимаем ее на веру, опираясь на данные, представленные в «Исследовании библейской хронологии» Спасского, стр. 16–49. 27 Данные, представляемые г. Спасским в пользу хронологических показаний перевода LXX, относятся равно и к хронологии допотопного времени. 29 По замечанию Евтихия, патриарха александрийского, вавилонское столпотворение произошло на 46-м году жизни Фалека (Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca posterior, tom. CXI. Parisiis. 1863. P. 919). 31 Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. VI, Band, 1, Teil. Assyrisch-babylonische Mythen und Epen, von Jensen. 1. Hälfte. Berlin. 1900. S. 39–43. 33 Jensen. Assyrisch-babylonische Mythen und Epen. 2. Hälfte, 2. Lieferung. Berlin. 1901. S. 481. 34 Jensen. Assyrisch-babylonische Mythen und Epen. 1. Hälfte. S. 63. – 2. Hälfte, 1. Liefierung. Berlin. 1901. S. 332–333. 36 Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Примечания 1 Первое издание: СПб., 1913; три посмертных: Л., 1935-1936; см. библиографию трудов Тураева в сборнике: «Древний Восток. Памяти академика Бориса Алексадровича Тураева». М., 1980, с. 42-55). 2 Смещение времен и хронологические неточности. 3 По синодальному переводу: «Судей не злословь». 4 В литературе внутреннюю критику принято обычно называть просто библейской критикой. 5 Когда говорится: Иезекииль «написал Исайю» — это значит собрал книги Исайи воедино. 6 Кодификация означает собрание законов в систему и объявление их действующим церковным или гражданским правом. 7 Мнение о том, что супружеские отношения явились у людей лишь вследствие греха, бл. Августин считал «нелепым» (О Граде Божием, 14,23). 8 Солнце 9 Венера 10 Эсагила — башня 11 Ану — небо 12 Речь идет о теориях английского историка Арнольда Тойнби, который, в частности, изучал влияние природы на цивилизацию 13 Слово «сулам» обычно переводят как лестница, однако более точный смысл термина — насыпь, искусственное возвышение (от салал — насыпать). 14 Полигамия царей была исключением и диктовалась политическими мотивами (на Востоке размер гарема указывал на богатство царя). 15 В художественной литературе эпоха Рамсеса II нашла отражение у Г. Эберса (роман «Уарда», русск. пер. М.,1982). 16 Перевод слова «Израиль» как «племя Израиля» основано на том, что в тексте слово «Израиль» — не географическое название: перед ним стоит частица, означающая племя, народ. 17 Брат Моисея, Аарон, был старшим сыном и родился до приказа умерщвлять младенцев. 18 В древности год начинался с весны. 19 Слово «плеросай» в синод. переводе передано как «исполнить», но буквально оно означает «восполнить», «завершить». 20 Гибели Саула посвящена трагедия В. Альфьери «Саул» (русск. пер. см.: Библиотека Всемирной Литературы, т. 51). 21 Высоты, как правило, были староханаанскими культовыми центрами. Поэтому пророки видели в них угрозу чистоте веры и в конце концов добились (в VII в.) полной централизации богослужения. 22 Буквы «а» и «б» означают первую или вторую половину стиха

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

8. Бл. Иероним подчеркивает, что иудеи отнесли Кн. Даниила к «Писаниям» (Кетубим) в связи с тем, что Даниил представлен в книге не столько как пророк (в традиционном смысле слова), сколько как мудрец (бл. Иероним. Толкование на Кн. пр. Даниила, I, 3). 9.  J. Brighm. Hismory of Israel, р. 408. 10. Характерные черты мировоззрения автора Кн. Даниила, указывающие на его связь с традицией мудрецов, отмечены у G. von Rad (Old Testament Theology, v. 2, р. 308 ff.). 11. Ср.: Гесиод. Труды и дни, 109-174. См.: А. Мень. Дионис, Логос, Судьба. Миф о «золотом веке» и упадке человечества был, вероятно, заимствован Гесиодом из восточных источников. См.: ТЛДМ, с. 26, 90. 12. Ср.: Ис 13-14. Иногда символом греховного Града были Эдом или Кириам-Тоху (Город Хаоса) (см.: Авд 1, 1-3; Ис 24, 10, Малах 1, 2-5). 13. Концепция Августина изложена в его книге «О Граде Божием» (XIV, 28 сл). Идеи Августина, основанные на Библии, получили развитие в главных направлениях христианской историософии. Она отрицает как языческий циклизм, так и учение об однолинейном прогрессе, рассматривая историю как целостный поток, который до наступления Царства Божия отличается двойственным характером (см.: А. Мень. Истоки религии, гл. VIII). Град земной обречен, ибо в своих устремлениях не выходит за пределы посюстороннего. Град же Божий идет по пути бесконечного восхождения (см. Н. Бердяев. Смысл истории. Париж, 1963, с. 227). 14. Дан 4, 25 сл.; 5, 1 сл. 15. Дан 7, 2-8 «Четыре ветра» в ст. 2 указывают на всемирное значение событий, отраженных в видении. Как полагают современные экзегеты, ст. 4-5 первоначально читались так: «Первый — как лев, но у него орлиные крылья, между зубов во рту его три клыка. Ему сказано: Встань и ешь мяса много. Я смотрел, доколе не вырваны были его крылья, и поднят он был от земли. Вот еще зверь, похожий на медведя; он стоял с одной стороны и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему». Три клыка первого зверя означают, по-видимому, трех главных вавилонских царей «Человеческое сердце» второго зверя указывает на относительную мягкость законов Мидийского царства. Четыре головы третьего зверя — Кир, Ксеркс, Артаксеркс и Дарий. Рог четвертого зверя (эллинистические царства) — Антиох Эпифан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010