Мария Новая, прп. † 908 г. (Болланд.). Происходила от армянских вельмож, выходцев во Фракию. Была женой фракийского турмарха. Житие, написанное около половины X в. и содержащее интересный рассказ, как о добродетелях святой, так и о чудесах на её гробе при болгарских нашествиях 913−927 гг. Не издано. Анализ его содержания сделан Г. Баласчевым («Изв. Русс. Арх. Инст. в Константинополе», 1899, стр. 190−202), а отрывки из жития напечатаны у Гедеона, В.Е., стр. 296−301. Память 2 июня. Маркелл, прп., игумен обители Акимитов. † 485 г. (Сергий). Происх. из Апамеи, подвизался в Антиохии, Ефесе и Константинополе. Обильное подробностями из монастырской жизни (стр. 720, 721, 732 и др.) житие, написанное по монастырскими преданиям о святом, издано у Migne, P.G., 116,705−745. Память 29 декабря. Маркелл, еп. Апамейский. † 389 г. (Болланд.). Позднейшая энкомия этому святителю, известному по церковной истории Феодорита (V, 21), основанная на каком-то не сохранившемся житии, напечатана В. Латышевым в «Неизданных агиографич. текстах» («Зап. Акад. Наук», 1914 г.). Там же исследование об её источниках (стр. XLIII–XLV).Naмяmь 14 августа. Маркиан Эконом прп., † 473 г. (Сергий). Происходил от переселившихся в Константинополь римских вельмож. Прославился постройками церквей. Его житие очень интересное для истории византийской архитектуры, написанное значительно позднее жизни святого, но сохранившее много подробностей. Издано Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, стр. 258−270. Другое житие, приписываемое Метафрасту и изданное у Migne, P.G., 114, 429−456, содержит некоторые оригинальные детали, отсутствующие в первом (например, о покупке земли для храма за 2.000 золотых, стр. 433). Память 10 января. Марк Афинский, прп., египетский аскет, происходивший из Афин, где получил философское воспитание. Рассказ о посещении его аввой Серапионом. Издан в AASS. Март, III, 33−35. Память 5 апреля. Мартиниан Палестинский, прп., † 399 г. (Сергий). Происходил из Кесарии. Легенда о нём издана Пападопуло-Керамевсом в «Прав. Пал. Сборн.», 1907 г. стр. 85−103. Память 13 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

CPG 7850–7853 (=CPGS 7852); DS 8. 369–389 Преп., игумен Синайского монастыря. По названию своего классического произведения часто именуется также «Лествичником». Умер ок. 649 г. (см. 4 .1820). Прежняя традиц. датировка жизни (которой продолжали придерживаться нек-рые ученые и после публикации Ф. Но) – не позднее конца VI в. Житие BHG 882–883h 1728 . PG 88. 596–608. Сост. Даниилом Раифским. Версии, рукописи и издания см. в BHG. Лествица Греческий текст Рукописи и схолии 1729 . Cataldi Palau А. С. Note alle glosse lessicografiche del ms. Urbani 29 (Genova, Biblioteca Franzoniana)//Bollettino dei classici. Roma 1990. 11. 206–221. [Глоссы в рук. Иоанна Лествичника X в. Предпол. о происх. копии и схолий из круга Арефы]. 1730 . D’Agostino М., Lugato Е. loannes Klimax, Scala Paradisi (Vat. gr. 1754, s. Xl/XII)//Oriente Cristiano e Santità Figure e storie di santi tra Bizanzio e l’Occidente/A cura di Gentile S. Venezia 1998. 181–186. 1731 . Géhin P. Le plus ancien manuscript grec de l’lnstitut Français d’Études Byzantines (IFEB 45)//REB 1995. 53. 289–293. [В первой части ркп XIV в. ряд слов в сопровождении 124 схолий; тексты второй части под именем Нила, но принадлежат, в осн., Евагрию]. 1732 . Noret J. Le dernier binion du manuscript Pantéléimon 548: du Jean Climaque avec des scholies, partiellement inédites//Philohistôr. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun P. van. Leuven 1994. 251–256. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). 1733 . Osieczkowska C. Note sur le Rossianus 251 de la Bibliothèque Vaticane//Byz 1934. 9. 261–268. 1734 . Papadopulos-Kerameus Α. Φωτου Πατρνρχου Σχλνα ες τν Κλμακα//Правосл. Палестинский сборник. 1892. 2(11). 21–24. 1735 . Smith A. Codex Climaci rescriptus. Cambridge 1909. (Horae Semiticae. 8). Иллюминированные рукописи 1736 . Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра (Иллюстрации Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого – памятник белозерского периода деятельности артели художника)//Древнерусское искусство: Рукописная книга. М. 1972. 256–285. [Анализ Лествицы в собр. РГБ, ф. 304, 162].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1, вышедший в Казани отдельным изданием через год (т. е. в 1881 г.) после упомянутой критической статьи. Профессор С.-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский в своём специальном исследовании: «Происхождение древнехристианской базилики“ СПб. 1880 названному труду проф. Красносельцева отдаёт полную справедливость, как первому в России опыту решения столь важных археологических вопросов по памятникам древности, и признаёт его «заслуживающим особенного внимания“ (стр. 24 и 19); но г. Никитин предпочёл замолчать эту книгу, так как в ней он увидел полное опровержение тем своим мыслям, какие он решился настойчиво и вопреки всем очевидным фактам истории и археологии развивать в своей книге. Каким же образом проф. Красносельцев, не симпатичный нашему автору в данной книге, оказался его союзником в статье: «О происхождении христианского храма“? спросят нас наши недоумевающие читатели. По той же причине, ответим мы, по какой гг. Фон-Фрикен и проф. Олесницкий подкрепляют в книге г. Никитина такие положения, каких не высказывал ни тот ни другой. Широко применённая в разбираемой нами книге метода подтасовывать факты, навязывать и приписывать известным авторам мысли, каких они никогда не высказывали и даже не могли высказывать, нашла себе полное приложение и по отношению к цитатам из статьи проф. Красносельцева. Мы выше имели случай отметить, что г. Красносельцев не только «не делает предположения, что возвышенный средний корабль находился и в синагоге“ (стр. 176), но прямо говорит обратную мысль. Не говорит проф. Красносельцев и такой фразы: «ниши, подобным синагогальным (?), мы имеем в катакомбах, где они заменяли собою место абсида“ (стр. 177), ни на одной из трёх процитованых г. Никитиным страниц 76, 78, 81 его «очерков из истории христианского храма“. Разобранным нами местом из послания апостола Иакова проф. Красносельцев «наталкивается на очень вероятное предположение, что в первые времена распространения христианства, когда проповедники Евангелия, приходя в какой либо город, обращались со своею проповедью прежде всего к иудеям, бывали случаи, что с обращением большинства евреев обитавших в этом городе синагога их обращалась в христианскую церковь “ (О происх.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

П. собр. р. лет. 2. 3, 115, 375 Св. Симон в первой части своего послания говорит: «Якоже во Отечнице писано...», а в конце сказания о князе Святоше: «Но что пишет блаженный Иванн, иже в Лествицы». Поликарп в начале сказания о пр. Марке печернике упоминает о древних святых, которые описали жития и чудеса отцев, «иже есть Патерик... еже мы почитающе наслажаемся духовных тех словес». «Из всех любя часто почитати учение преп. Ефрема, и великаго вселенныя учителя Иоанна Златоустаго, и Феодосия Печерскаго, бывшаго архимандрита всея Русии, вся же святых Богодохновенных книг жития их и словеса проходя и внимая почиташе...» И далее: «Достойно же есть и зде помянути слово, яже от жития пр. Савы и о патриархе Иерусалимстем Илии...» Еще далее: «Пишет бо в Златых Чепех всея вселенныя святых отец, яко бысть некий отец от преподобных...» Спустя немного: «И се есть подобно помянути повесть некоего отца духовна к сыну духовну...» Сухомлинов. Замечан. о сборниках, изв. под названием «Пчел», в Изв. II Отд. импер. Акад. наук. Т. 2. С. 222–231 Архим. Савв. Указат. для обозр. Моск. Синод. библ. С. 156, 191, 193, 218, М., 1858 Горск. и Невостр. Опис. рукоп. Синод. библ. 2. 1. С. 141; 2. 2. С. 44, 409 Лавровск. Опис. семи рукоп. импер. Публ. библ., в Чтен. Москов. истор. общ. 1858. 4. 24 Бодянск. О врем. происх. славян. письмен. 42. М., 1855 Срезневск. Древн. памятн. русск. письма и языка. 164, 165, 200 Комментарии Правильно: Ростислава Рюриковича († 1218), внука ошибочно названного митр. Макарием Ростислава Мстиславича. Ходатайство Верхуславы—Анастасии, дочери владимиро-суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, относится, надо полагать, уже ко времени вдовства княгини, так как оно обращено к Владимирскому епископу. Ср. попытку пересмотреть эту традиционную датировку в пользу более ранней — ок. 1219 г.: Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания. С. 87–96. Ср. коммент. Не исключено, однако, что житие полностью принадлежит перу Нифонта и относится к 70–80-м гг. XVI в., тогда как имя Андрея позаимствовано Нифонтом из летописи (Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 245–247). Ср. также коммент.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

1395 Поливанов, Палестина и Синай, Альбом. R. de Fleury, II, pl. LXIII, 1. Garrucci, CCLXVIII. P. де Флери (II, p. 70) и Мартиньи (Dict., p. 764) относят мозаику к IV в.; Крауз – ко времени после VI в. (II, 933); cf. Garrucci, vol. IV, p. 78. Подробн. свед. о происх. моз. в соч. проф. Кондакова: Путеш. на Синай в 1881 г., стр. 75 и след. С.А. Усов, Моз. в церкви Преображ. на Синае, Труд. Моск. археол. общ., т. VIII, стр. 113–115. 1397 R. de Fleury, II, pl. LXV. Фаррар, Жизнь Иисуса Христа. Перев. А.П. Лопухина , стр. 325. Bordier, 71–72. Ваген ошибочно считает его древнейшим изображением этого рода. Waagen, Kunstwerke u. Künstler in Paris, S. 206. 1401 R. de Fleury, II, pl. LXIII, 4. В Ев. публ. библ. 21 (л. 12) уцелела лишь нижняя часть изображения. 1405 Agincourt, Sculpt., XII, 24–25. Ср. снимок в альбоме Севастьянова в моск. публ. музее. Еп. Христофор (Жизнь И. X., стр. 82) исправил ошибку Мартиньи (Dict., р. 764), который отнес эту таблетку к IV в. Крауз также преувеличивает ее древность, говоря, что она едва ли восходит ранее VI в. (Kraus, R. Е., II, 933). 1408 Ср. мозаику луврского музея: Labarte, album, t. II, pl. CXX. Bayet, L’art byzant. p. 153, fig. 45. Подраж. кн. Гагарина, pl. XXIII. Также моз. флорент. ваптистерия: Gori, Thesaur., III, р. 328 sq., tab. I. Моз. палат. капеллы: Terzi, La cap. di s. Pietro, tav. V. 1413 В армянских Евангелиях XVII в. иногда удерживается древняя форма преображения: И. X. в ореоле и по сторонам Его Моисей, молодой человек с книгой, и Илия старец; три луча спускаются на апостолов (Ев. импер. публ. библиотеки 1635 г., л. 7); но в Ев. 1688 г. (Ibid.) на л. 4 об. Илия представлен лысым стариком, а Моисей со скрижалями и рожками на голове, как в известной скульптуре Микеланджело в римской церкви S. Pietro ad vincola. То же в грузинском Ев. публ. библ. 298, л. 158 об. На двух металлических окладах из Шемохмет, на омофоре Сионского собора и на окладе анчисхатского образа Спасителя (по фотографиям) древние формы. 1426 Ciampini, II, tab. XXXVIII. Agincourt, Maler., XVII, 10. Labarte, IV, 213. Garrucci, CCLXXXIV. R. de Fleury, II, pl. LXIV, 1. Ср. миланский покров: Agincourt, Sculpt., XXVI, A. 6. Sommerard, alb. 9-e sér., pl. XVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

137 Бл. Августин – Contra Adimantum, cap. 12; contra Faustum, lib. XXXIII, cap. 1; Migne, s. 1., t. XLII, col. 143. 510–511. 141 Св. Иустин Филос. – Увещание к эллинам, 14. 26. 27; пер. пр. Преображенского, Москва, 1891–92 г., стр. 419, 432–435, Климент Ал. Строматы I, 19; V, 14; пер. Н. Корсунского, Ярославль, 1892 г., столб, 101. 597. 142 Adversus Marcionem, lib. III, с. 24 etlib. IV, с. 14; Mlgne, s. 1., I, II, col. 355–358, 388–391. 144 Юнгеров П. указывает, как на принципы учения о бессмертии, на нравственное учение, учение об отношении между Богом и человеком, учение о природе человека и о смерти. Учение Ветх. Зав. о бессмертии души и загробной жизни, стр. 1–13. 145 Для обозначения духовной природы в человеке, как отличной от всего материального и жизненной силы в животных и в нем самом, Пятокнижие употребляет слово . Это слово в книгах Моисея нигде не употребляется в отношении к животным, но только в отношении к человеку и к Богу ( Быт.1:2 ; Быт.6:3 ), что указывает на родство духа человеческого с Духом Божественным. 147 «Связь эсхатологии с пневматологиею (ангелологиею и демонологиею), говорит Шписс, очевидна, так как ангелы добрые и злые всегда рассматриваются, как жители внеземнаго царства, пространственно и временно находящагося за границами человеческаго мира», Spiess – Entwicklungsgeschichte der Vorstellung. v. Zustande nach d. Tode, S. 450, Anm. 149 Лев.16:8 : и бросит Аарон об обоих козлах жребий; один жребий для Господа (), а другой жребий для отпущения ( – для азазела, под которым весьма многие исследователи понимают злого духа. (См. Хрисанфа, еп. – Религии др. мира в их отношении к христианству, Спб., т. III (1878 г.), стр. 135 и дал.; Велтистова – Грех, его происх. и сущность, стр. 145–153). Если это справедливо, то у древних евреев был сильный мотив даже к различению загробной судьбы праведников и грешников. 152 По мнению св. Иоанна Златоуста , Господь, не попустив Еноху умереть, «внушает и надежду воскресения, хотя темно н не ясно» (Слово 2-е по случ. перееесенмя св. мощей в церковь ап. Фомы, 2; слова и бес. на разн. случ., т. II, над. 1865 г., стр. 256). – Более решительно выражается в этом же смысле бл. Феодорит: «одному (Авелю) попустил быть умерщвленным, а другого преложил, чтобы возвещением об Енохе провозвестить будущее воскресение. Ибо кто в этой жизни не получил воздаяние за добродетель, тот, очевидио, примет их в другой жизни» (толкования на кн. Бытия, вопр. 29; твор. ч. 1, изд. 1885 г., стр. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Ср. выше мнение Епифания Кипрского. В сочинении III–IV в De pascha cimputus, приписывавшемся Св. Киприану, днем Рождества Христова считается 28 марта, а в надписи на статуе св. Ипполита Римского — 25 марта. в недавно открытой Georgiades " ом (в Халки) части комментарии св. Ипполита на кн. пророка Даниила есть замечание: «первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 дек. в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.; а пострадал Он 25 марта в пятницу, в 18 году Тиверия в консульство Руфа и Рубелия»; но в других фрагментах того же комментария (например в древней рукописи библ. Chiggi) и в цитате этого места у армянского еп. Георгия от 714 г. не указано здесь число месяца, и оно не требуется контекстом комментария. (Kellner, Heortologie 98). Только в IV и V вв. стали решительно защищать дату 25 дек. для Рождества Христова — св. Златоуст (см. ниже) и блж. Августин (сл. 190, 1; 192, 3; 196, 1). 820. Funk, Didascalie et Constit. apost. 268. Anm. 821. Григорий Богослов. Слово 38. 822. Kellner, Heortologie 84. 823. Год по Usener " у H. Das Weihnachtfest, Bonn 1889. S. 227. Сергий архиеп. Полн. месяцесл. Востока II, 520. 824. Иоанн Златоуст. Бес. о Филог., 4. 825. Св. Златоуст со многими другими считает Захарию первосвященником и каждение его в храме при явлении арх. Гавриила — жертвою для очищения. 826. Иоанн Златоуст. Бес. на Р. Х. 827. См. выше стр. 268. 828. Usener Weihn. 320 f. 829. Василий Великий. Бес. о Стефане. Migne Patrol. s. gr. t. 85, col. 469. 830. Предания эти помещены одно у Cotelerius, Patres, qui temporibus apost florebant, Antw. 1698; другое у Combefis Hist. haer. monoph. Смирнов Ф. Происх и зн. прп. Р. Х. 81. 831. Лк. 3, 23. 832. Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51, 16. 833. Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24). 834. Иероним. На Иех. 1.1. Место написано около 411 г. Kellner, heort. 103. 835. Косма Индикоплевс. Христианская топография V, 3. (Migne, Patrol. s. hr. t. 85, col. 369.) 836. Апостольские Постановления VII, 33. 837. Lamy, Ephraemi Syri hymni et. sermones. Mechl. 1882, passim. 838. Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24) (Migne Patrol. s. gr. t. 49, col. 366. 839. Паломн. § 26. 840. Евсевий. Жизнь Конст. III, 25–40. 841. Сократ. Церк. ист. I, 17. Созомен. Церк. ист. II, 1. 842. Павлин Ноланский. Пис. к Северу 21, гл. 5. 843. Kellner, Heortologie, 185–189. 844. Паломн. § 48–49. 845. Созомен. Церк. ист. II, 26. 846. По рассказу Иоанна Дамаскина, ссылающегося на какого-то Евфимия Kellner, Heortol. 149), имп. Пульхерия во Влахернском храме хотела положить дело Богоматери и за советом обратилась к присутствовавшему тогда на Халкидонском Соборе Иерусалимскому патриарху Ювеналию; тот передал ей известное повествование о том, что после погребения Богоматери тела Ее не оказалось, когда гроб открыли для ап. Фомы, и вместо тела прислала для храма погребальные пелены Богоматери. 847. Keller, Heortol. 143. 848. См. выше, стр. 250. 849. Usener, Der heil. Theodosius, Lepz. 1890, S. 38–144.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

При этом предполагают, что седмичное почитание Св. Иоанна Предтечи, Апостолов и Николая Чудотворца было сначала местным в каком-нибудь монастыре и стояло в тесной связи с обычаем древности – один день недели посвящать памяти своего небесного Покровителя, во имя которого создан храм или обитель. Однако, седмичное молитвенное воспоминание об этих священных лицах из местного превратилось в общецерковное вследствие особенного значения этих лиц в истории Церкви Христовой и близости их к Иисусу Христу. 51 Время от времени молитвы «обычного начала» повторяются и в середине служб с той целью, чтобы снова привлечь внимание молящихся к этим древнейшим молитвам и содержащимся в них главнейшим истинам нашей веры. 52 Ектения происх. от глагола χτεω=эктино, протягиваю, или от греч. наречия χτενς=эктенос, усердно. 53 В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и являются, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями дьякона. 54 По древн. толкованию под «труждающимися» разумелись лица, добровольно или по обязанности погребавшие мучеников, безродных или бедных. 56 По непосредственному впечатлению все возглашения священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные… Чтобы ясно различать те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные. 57 Происхождение и смысл названия тропарь объясняют различно: 1) одни производят это слово от греческого τροπος – нрав, образ, п. ч. в тропаре изображается образ жизни святого или содержится описание праздника, 2) другие – от τροπαιον – (тропеон) трофей или знак победы, чем указывается на то, что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника; 3) иные производят от слова τρπος – троп, т.е. употребление слова не в собственном значении, а в значении другого предмета по сходству между ними, такого рода словоупотребление действительно часто встречается в тропарях; святые, напр. уподобляются в них солнцу, луне, звездам и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XXVI, 380–1. 384. 389–90. 392–3. 612–13. 607 Козма, кажется, стоял в близких отношениях к аввакумовскому московскому братству. – Мат. для ист. раск. VIII, 101–2. 616 Воронок (1687 г.), Деменка (1691 г.), Клинцы и Радуль (в конце XVII в.), Лужок (1686–90), Зыбкая (1680–90) и др. Там же, стр. 603–9. 639 Опис. раск. соч. II, 182–295. – Чиноприем совершал беглый поп или иеромонах; он читал над новоприходящим «очистительные молитвы», миропомазывал, если прием совершался вторым чином, и давал разрешение на священнодействие (Раск. дел. XVIII в. I, 620), в уверенности, что сообщает ему «воздательную благодать» на совершение таинств (Соч. Ив. Алексеева, стр. 18). 648 По одному известию, её раскольники получили в 1812 году при посредстве французов; оставлена же была она в Москве одним из русских полков. Сами раскольники давали ей происхождение с Иргиза (Тр. Киев. академии, 1881, III, 20–1). 670 Черниговские раскольники писали: «священников, пришедших к нам, приемлем... а затем доносим светскому начальству ко учинению об них, с кем довлеет, выправки, когда, кем рукоположены и не сделали-ль какого преступления...». Тр. Киев. акад. 1881, III, 20 ср. Верховский – Стародубье, I, 68. 688 Верховский – Стародубье, II, 68–72; Субботин – Происх. Белокр. иерарх. стр. 304, прим. 1. М. 1874. 696 О раскольнических архиереях и о соборе 1765 г. – см. Ист. очер. попов. Мельникова, стр. 95–279 (М. 1864); Происхожд. Белокр. иерарх. Субботина, стр. 18–40. 725 Бр. Сл. 1884, I, 421. – К концу жизни Антония († 1881) поставленных им попов насчитывалось более 200. 733 «Окружное» издано Н. Субботиным, с приложением «устава», «омышления» и портрета Ксеноса. М. 1885. 750 В 1856 году алтари Рогожского кладбища велено было запечатать. Впоследствии раскольники сделали было придел для алтаря, но он был снят. 751 Когда (1856 г.) последовало распоряжение о закрытии Рогожских алтарей, тогда же выражена была Высочайшая воля, что на Рогожское попы «не должны быть допускаемы»; но в 1881 году, по случаю присяги на верноподданство, рогожцам удалось провести на кладбище попов (Бр. Сл. 1891, II, 535); затем, по определению собора 1883 г., для Рогожского учрежден особый причт из трех попов и двух диаконов, с жалованием (Бр. Сл. 1883. 7 и 10 стр. 348. 536). 756 Бр. Сл. 1890, II, 651. – Чин приятия в беловодское согласие, проклинает как православную Церковь , обвиняя её не только во всевозможных ересях, но и в атеизме и материализме, так и все раскольнические толки: безпоповщину, беглопоповщину и австрийщину (Хр. Чт. 1890, II, 690). Читать далее Источник: История русского раскола старообрядства/[П.С. Смирнов]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. Гл. упр. уделов, 1895. - 276, 34, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

82 Попечение по-гречески «μριμνα»=печаль, забота, пристрастие к земным благам, «попечение о них». 83 Слова «Царя всех подымем» переводят еще так: чтобы принять в Дарах Царя всех, переносимого с жертвенника на престол. 84 «Дориносима», по-греч. δορυφορομενον=дорифоруменон, происх. от слова δορυ=копье φορομενος=носимый, значит копьеносима. Такой перевод напоминает древний обычай воинов поднимать на щитах копьями своего полководца. «Дорофорумена» значит также: «сопровождаемого в качестве почетной стражи». Вся фраза во втором переводе будет иметь смысл, что ангелы невидимо сопровождают Христа во время великого входа в качестве почетной стражи. 85 Слова «милость мира» имеют еще другой смысл: «будем возносить в душевном мире дары дружбы, взаимной любви и жертву славословия». 86 Для возвещения лицам, не присутствующим во Храме, о приближении важнейшего момента Литургии – бывает Благовест, называемый звоном к «Достойно». 87 Слова Евхаристической молитвы, произносимые священником вслух народа, взяты из видения пророка Иезекииля (1, 4 – 24), Исайи (6, 3) и Ап. Иоанна Богослова ( Апок. 4, 6 – 8 ). Св. Пророк Иезекииль и Иоанн Богослов в Откровении видели Престол Божий, окруженный Ангелами – в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые немолчно восклицали. Пр. Исайя слышал, что они восклицали именно слова этой хвалебной песни: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». таким образом, и Ангелы и люди как бы духовно соединились в прославлении Бога этой победной песнью. К этой победной песне Ангелов присоединяется еще песнь еврейских детей, которою те приветствовали Спасителя при Его торжественном входе в Иерусалим, а именно: «Осанна в вышних, Благословен грядый во Имя Господне, осанна в вышних». 88 По-гречески слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» («Τ σ χ τν σν σο, προσφρομεν χατ πντα, χα δια πντα») – означают: «Твои дары: хлеб и вино – мы Тебе, Господи, приносим вследствие всех изложенных в молитве побуждений; согласно всему указанному (Иисусом Христом) порядку ( Лyk. XXII, 19 ) и в благодарность за все благодеяния. В молитве из Литургии Св. Василия Великого , читаемой во время 1 прост. ектении, эта мысль выражается еще сравнением. Здесь читается, чтобы Господь принял бы приносимую Евхаристическую бескровную жертву так же, как он принял: «Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамовы всеплодия, Моисеевы и Аароновы священства, Самуилова мирная».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010