Таинство Причастия Митрополит Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны» На самом деле не надо противопоставлять одну практику другой, скажем, редкое Причащение частому Причащению, потому что во всем должна быть свобода. В христианстве это самое главное. Если этого не будет, мы превратим Церковь в секту. Праздник благодарности Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Патриарх Кирилл: Мы вспоминаем о Тайной Вечере силой Святого Духа, Который делает нас ее реальными соучастниками И все то, что я сейчас произнес, не является лишь красивой метафорой, — это таинственная реальность, которая силой Святого Духа действует в Церкви, оплодотворяя весь род человеческий. Протоиерей Алексий Уминский: Искушения Великого поста (+ВИДЕО) Об искушениях Великого Поста, о том, почему опасно быть «христианином и….», почему не нужно бояться жить и о многом другом поговорил протоирей Алексий Уминский с собравшимися гостями в Издательском Совете Русской Православной Церкви на второй встрече цикла бесед о Великом посте. Встречи организованы издательством «Никея» и приурочены к переизданию книги отца Алексия «Тайна примирения». Митрополит Иларион о причащении на светлой седмице (+ Видео) Причащаться на Светлой седмице благословляется не во всех храмах, ведь никто уже не постится. Можно ли подходить к Причастию в эти праздничные дни? О таинствах Исповеди и Причащения — диалог с сектантом Спаситель заповедовал всем ищущим вечной жизни вкушать Его Тело и пить Кровь Его под видом хлеба и вина. И власть совершать это чудо из чудес, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, дана была лишь апостолам, а от них перешла к епископам и священникам. Лети! " Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сотворим здесь три кущи (три шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии " . Зачем Богу шалаш? Зачем апостолу шалаш? Какое это имеет отношение ко мне лично? И не наша ли это реакция на тот момент, когда Господь стоит близко от нашего сердца? А жил бы Ты, Господи, со святыми в моей квартире!

http://pravmir.ru/tag/tainstvo-prichasti...

Планируется, что миссионерские акции будут проходить еженедельно сначала на улицах центрального, а затем и других районов города Красноярска 3 марта, по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония в городе Красноярске состоялась первая уличная миссионерская акция, сообщает Миссия.ru . В рамках акции председатель Епархиального миссионерского отдела, настоятель храма Архистратига Михаила и чуда его в Хонех города Красноярска протоиерей Василий Жилянин и послушник храма Владимир Плеханов раздав али на улицах города листовки, рассказывающие о предстоящем Великом посте. Миссионерские акции на улицах города призваны активно противодействовать сектантским организациям, ведущим повсеместную пропаганду, и реализовывать задачи духовного просвещения населения. По словам отца Василия, акция прошла успешно, горожане реагировали на священников положительно, охотно брали православные листовки. Напомним, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сугубо подчеркивал важность уличной миссионерской деятельности на прошедших XIX Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Читайте также: Планируется, что миссионерские акции будут проходить еженедельно сначала на улицах центрального, а затем и других районов города Красноярска. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-krasnoyarske-proshla...

Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек — и мудрец, и простец — чувствует радость Пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения. Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением. Только что Вы, владыка, говоря о Великом посте, связали постное поприще с земной жизнью и крестными страданиями Спасителя. Это действительно так. Но особенно остро многие из нас ощутили эту связь в этом году, когда Церковь подверглась искушениям и воздействию враждебных сил. Это совпало с Великим постом, и сердца многих людей были уязвлены великой скорбью; многими это воспринималось как тяжкое искушение. Но удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем Первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей — может быть, мы еще узнаем более точную цифру — пришли в субботу и в воскресенье на Пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в Пасхальном торжестве и свою принадлежность Матери — Русской Православной Церкви. Это — наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся и на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры несмотря на все исторические перипетии на протяжении 2 000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни. Еще неизвестно, как то, что многим кажется сейчас значительным, важным, будет воспринято по прошествии лет нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» — и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.

http://patriarchia.ru/db/text/2163857.ht...

свят. Иоанн Златоуст Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил. Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне. свят. Тихон, патриарх Московский Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника. авва Дорофей К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи. преп. Иоанн Кассиан Римлянин Источник:  Блог протоиерея Владимира Вигилянского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 марта, 2020 28 марта, 2014 20 февраля, 2015 18 марта, 2024 1 марта, 2023 5 марта, 2022 4 апреля, 2020 14 марта, 2020 25 декабря, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-velikom-poste-narodn...

далее...   Светские СМИ о Великом посте Борис Кардамонов   В целом, в нынешнем, 2006 году пресса встретила начало Великого поста довольно корректными, тактичными и серьезными материалами. Видно, что большинство авторов достаточно хорошо осведомлены о предмете разговора. Среди прочего встречаются замечательные исторические экскурсы, публицистика с элементами проповеди и содержательные литургические справки. далее... 8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок   8 марта, современный праздник женщины, день весны и красоты, отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение. Историю празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Ряд историков называют религиозную причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа — евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса. далее... Архиепископ Берлинский и Германский Марк: достигнуть единства Церкви — это духовный подвиг Комиссии обеих Церквей рассмотрели все основные вопросы, поставленные перед нами на встрече Митрополита Лавра и делегации нашей Церкви со Святейшим Патриархом Алексием и некоторыми членами Синода. Эти проблемы годами стояли на повестке дня: прославление мучеников, отношения Церкви и государства, Православие и экуменизм. По этим пунктам мы проделали большую и очень нелегкую работу. далее...   Воспоминания о старце архимандрите Павле (Груздеве)   10 лет назад 13 января 1996 г. отошёл ко Господу удивительный старец — архимандрит Павел (Груздев). Более 10 лет он провёл в сталинских лагерях, в конце жизни совершенно ослеп, но при этом сохранил заповеданную Господом любовь к людям и детскую простоту. Всем посещавшим его он дарил тепло, отеческую ласку и утешение, наставляя самой своей жизнью. И молитвой творил чудеса. далее... Церковь не должна жить по законам политики   Каждая встреча Предстоятеля со своим собратом из другой Поместной Церкви является источником радости и вдохновения как для самих Первоиерархов, так и для их пасомых.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

А сам отец Никита ушел на Белое море в Анзерский скит, близ Соловецкого острова. Тут то и поселился он, дабы исполнить заветное желание души своей и вести самую строгую монашескую жизнь. Там то, в безмолвной келье, при шуме волн морских, в часы глубокой ночи переносился он в небесные селения от земли, где все скоротечные радости сопровождаются неизбежными горестями и утратами. Там то сей постник и затворник стал велики подвижником и по своим духовным доблестям примером для иноков. Посему начальник и основатель скита, преподобный Елеазар, постриг священника Никиту в монашество и наименовал его Никоном. Ему было тогда 30 лет. Анзерский скит находится на крайнем севере, в открытом море, на Анзерском острове, верстах в 20 от Соловецкого монастыря и в 200 верстах от Архангельска. Природа там скудная и суровая. Жизнь в Анзерском скиту была трудная. Братия, не более двенадцати человек жили в отдельных хижинах, раскинутых по острову и не обнесенных оградой. Монахи там не видались друг с другом и только в субботу вечером сходились в церковь . Богослужение продолжалось целую ночь; в церкви братия выслушивали всю псалтирь; с наступлением дня совершалась литургия; потом все расходились по своим кельям. Средства к жизни там были скудные. Царь ежегодно давал в Анзерский скит руги по три четверти хлеба на брата, а соседние рыбаки снабжали братию рыбой, в виде подаяния. Основателем и настоятелем скита был преподобный Елеазар, старец, отличавшийся святостью жизни и прозорливостью. Под его духовным руководством и подвизался Никон и был в числе близких и любимых учеников Елизара. Здесь Никон всей душой отдался иноческим подвигам: он проводил дни в великом посте и воздержании, спал очень мало и на каждом правиле прочитывал всю псалтирь, полагая по тысяче поклонов. Нередко при этих ночных подвигах он подвергался и диавольским искушениям. Отношения между Никоном и его наставником-старцем были добрые и близкие. Старец видел его подвиги и отличал его от других иноков. По повелению преп. Елеазара, Никон занимался иконописанием и исполнял другие его поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

13 Здесь Григорий решился до тех пор быть в подчинении избранному им старцу, пока собственным опытом не укрепится во внутренней борьбе, и не изведает средств к духовной победе над врагами спасения. Сперва он избрал своим наставником в духовных подвигах старца Никодима, который вскоре, вероятно, и воспринимал его при пострижении в монашество 14 , а после его смерти – Никифора 15 . В продолжение восьмилетнего пребывания с последним, Палама научился умному трезвению и умной молитве. Когда же и Никифор скончался, Палама, уже приобревший довольно опытности в монашеских подвигах, не избирал для себя нового, духовного отца, и решился подвизаться без постороннего руководства, только не в том монастыре, в котором он первоначально поселился, а в самой лавре св. Афанасия Афонского . Скоро, впрочем, он оставил и лавру, не потому, что ему не понравилась жизнь тамошних монахов, но потому что он желал подвизаться в совершенном уединении. В пещере близ скита Верри, Григорий десять лет провел в непрестанной молитве, слезах, посте и бдении. Здесь-тο он столько усовершился в подвигах духовных, что неоднократно сподоблялся особенных Божественных откровений и озарений свыше 16 . Самым же сильным и для всех очевидным свидетельством присутствия, в этом великом подвижнике, особенной благодати Божией были чудеса и пророчества. Так на Афоне еще и теперь указывают те места полей и виноградников, которые молитвами св. Паламы из бесплодных сделаны плодоносными 17 . Патриарх Филофей в 12-ой речи против Григораса говорит, что, когда однажды св. Палама плыл по морю, Ангелы сопутствовали ему с пением, и это пение слышали как бывшие на корабле, так и стоявшие на берегу, к которому корабль приставал 18 . А Митрофан Критопул, в своем исповедании Веры, удивляется событию пророчества св. Григория Паламы о раздроблении Римской церкви на многи части 19 . Но по мере того, как внутренний человек Григория обновлялся, – тлел и готов был разрушиться – внешний. Десятилетняя, необыкновенно строгая жизнь св. Григория в пещере, расстроила, наконец, и без того слабое здоровье его до того что он едва не умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

о. Александр: - Я придерживаюсь второй точки зрения. Терпеть и смиряться перед хамством не нужно, особенно в храме. Под видом смирения допускать унижение человеческого достоинства недопустимо. Я помню, был мальчишкой, студентом, пришел в один из храмов, где мне все очень понравилось, но я увидел в одном объявлении орфографическую ошибку. Там было написано: " просворы " . Я был в самом радужном настроении. А тут такое упущение! И я решил пойти попросить исправить. Много лет потом я помнил, что мне там сказали, кто я такой и куда бы мне лучше пойти, и что это храм Божий, и про бревно в своем глазу... И я обиделся тогда. Не знал я еще, что на церковь обижаться нельзя, а есть конкретные носители хамства, и порой нужно просто предупредить настоятеля о таких происшествиях, ничего зазорного здесь нет. Люди советского времени крепкие, их хамством из строя не выведешь. Ну, а молодые не обязаны быть более прочными, но наоборот, могут быть более хрупкими. И слава Богу! Так что хамство в церкви терпеть нельзя. Покойный Патриарх Алексий говорил о таких вещах, как об огромном грехе: нахамила тетка за свечным ящиком, нахамила и забыла через секунду, а у того, кому нахамили, появился иммунитет против церкви на год вперед. Конечно, не нужно быть совсем хлюпиком, потому что замечания бывают резонными. В целом, хамства быть не должно, и злом на зло отвечать ни в коем случае нельзя. Вопрос: - Была в храме в Крапивниках, подавала записочку, где писала " о здравии младенца Илии со сродниками " , встретила неодобрение работницы: так, мол, писать нельзя. Как на это смотреть? о. Александр: - Не знаю, в чем коллизия, думаю, что ничего особенного не случилось. Просто место в записочке немного, а обычно человек неотъемлем от сродников и поминается с ними. Если кого-то особенно хотите помянуть, пишите отдельно, не отягощая записку лишней информацией. А на Проскомидии можно поминать только тех, чьи имена указаны в записках. Вопрос: - Можно ли после Причастия есть мясо? о. Александр: - Пост подготовительный - время до самого Причастия, так что Евхаристический пост после Причастия заканчивается. Речь не идет, конечно, о Великом Посте или особых постных днях.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-posle-...

л. 201. Благословение патриарха Иакова к Иосифу. Нач. По сем же убо призвав возлюбленого сына Иосифа, его же роди от Рахили, и любезном благословением благослови его. Из Палеи же. л. 206. Мес. декебря в 21 день, мучение св. Иульяни. Нач. Царству Максимьянину и кумиром бес(ове)тво дерьжащим. л. 214 об. Анастасиа мниха, отца горы Синайская, (Слове) о шестом псалме, ими поучение св. поста. См. 12 л. 195. л. 227. Слово св. Отец о посте великом. Препод. Феодосия киево-печерского, см. 11 л. 43. л. 229. Без надписи. Нач. Братие, не весте ли, яко пьянство Богу ненавидимо есть. Слово о пьянстве, русское. л. 232 об. Слово св. отца Кирила, архиеп. кипринскаго, о злых дусех. Нач. Мнози погании еллини, манехеи в бесы вероют, диаволом прельщены, а мы суще, рекше, истинные христиане в тыяже бесы веруем. Русское, издано в Москвитянине 1811г. 1, стр. 241–245. л. 236 об. Слово о злых женах, непокоривых, злоумных, беседа на послушание. Нач. Ин который же убо зверь точен зле жене язычне. Что бо есть два лютее в четвероногых? Тоже русское. л. 239. Послание Василиа, архиеп. (новгородского), священному епископу Феодору тверскому о земном рае, в 1347 году. Напечатано в Степ. кн. ч. 1. стр. 480 и Соф. Врем. ч. 1. стр. 330. Отдел VII. Смесь 40. (2032). Синодик, устав. крупный, четкий, исх. XVI века, в лист, 33 листа, заглавные заставки на золоте. Предисловие: Сиа книга, глаголемая Сенадик, пишут в ней имена православных Царей и Цариц, благоверных В. Князей и В. Княгинь и чад их и которые христолюбцы дают в дом Живоначальной Троицы и преч. Богоматери великим и преподобным чудотворцем Сергию и Никону по своих душах села и деревни и деньги по 50 рублей себе на поминовение и роду своему, вечнаго ради покоя и вечных благ наслажениа, доколе благоволит Бог стояти св. обители сей. По счету тетрадей, в первой между л. 3 и 5 недостает трех листов, 4-й приписан в XVII веке, во второй тетради между 9 и 10 недостает двух листов, конечные также утрачены. Последний лист, заключающий род архим. Троицкаго Сергиева мон. Феодосия, приписан в исх. XVII века. Над именами киноварью выставлены фамилии, но годов не показано.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В некоторых статьях давалось разъяснение о поклонах. Так, например, предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на «коленцах», средние – в пояс. Они же назывались еще поясными и полагались только по субботам, воскресеньям и праздничным дням, когда уставом предписывалось некоторое послабление в пище. Вообще поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного русского человека. В подтверждение этого достаточно привести лишь свидетельство Павла Алеппского, присутствовавшего в одном московском храме в 1656 г., в среду 5-й седмицы поста во время чтения Великого канона преп. Андрея Критского , что все молящиеся положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона 23 . Когда патриарх Никон хотел заменить земные поклоны на малые при совершении молитвы св. Ефрема Сирина и некоторых частных богослужений, то народ и духовенство возмутились и обвинили его в ереси и произволе, ссылаясь на преп. Никона Черногорца и св. Иоанна Дамаскина , осуждавших «непоклонническую ересь». По учению этих святых отцов, поклоны, как и пост, имели ту же задачу – «томить плоть свою, да не воюет на дух». В «Истории о отцех и страдальцех Соловецких» 24 есть рассказ об одном подвижнике, который на исповеди перед смертью открыл духовнику, что келейное правило он совершил вперед на 30 лет, то есть положил бесчисленное число поклонов и прочитал сотни тысяч молитв. И этот случай не единичный. Так, преподобный Иосиф Волоколамский предписывал своим духовным детям делать в свободное время запас молитв и поклонов на будущее: «Аще ли день случится покоен, ино и на иной день вперед правила запасти льзя» 25 . Относительно так называемых малых постов (Петрова, Филиппова и Успенского) сохранилось значительно меньше предписаний. В уставах древней Русской Церкви до XIV века упоминалось лишь три поста и предписывалось христианину причащаться трижды в год: в Великий пост, в Петров и Филиппов, которые св. Иоанн Златоуст в слове о Великом посте и Апостольском называет «тремя светилами»: «Сими треми очищаются человецы от греха покаянием и милостынею» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010