Скачать epub pdf Житие митрополита Московского Алексия 115 Святый Алексий, чудотворец московский, происходил из боярского рода. Родился в Москве при великом князе Данииле Александровиче 116 . Отец его – черниговский боярин Феодор Бяконт, а восприемником во святом крещении был сын великого князя Иван Данилович 117 . При крещении отрок был назван Елевферием. Когда ему было двенадцать лет, случилось с ним чудесное происшествие. Расставлял он в поле сети для ловли птиц и вдруг внезапно уснул и слышит голос: «Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудился отрок, но вокруг никого не увидел и сильно дивился. С тех пор стал отрок Елевферий размышлять о том, что означал этот призыв. С юных лет любил он Бога и вот принял решение – оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи, чтобы служить одному Богу. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. Игуменом был тогда святой Стефан 118 , брат великого чудотворца Сергия Радонежского. Он сам постриг во иноки Елевферия-Алексия, а тому было тогда девятнадцать лет. Двадцать лет провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности. Он снискал всеобщее уважение и почитание своей богоугодной жизнью. Великий князь Симеон Иванович и митрополит Феогност его любили и почитали. И был он поставлен епископом города Владимира. После смерти митрополита Феогноста по соборному постановлению избран был митрополитом епископ Алексий. Это было при великом князе Иоанне Иоанновиче 119 . И послан был святой Алексий в Константинополь к патриарху Филофею для поставления в митрополиты. И поставил патриарх Филофей Алексия митрополитом Киевским.и всея Руси. Вернувшись из Царьграда, принял святитель Алексий правление Русской Церковью , и усугубил свои иноческие подвиги, и был светильником для всех, и всем был примером – словом, и делом, и жизнью, и верой, и духом, и любовию. Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию – что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каково его отношение к Лавре? Он любил Лавру. Он же был наместником Лавры. Да и первая исповедь в церкви Зосимы и Савватия, его мама привела, — это все памятно. Он любил Лавру, очень любил. Правда, пребывания были кратковременными, не так, как у Патриарха Алексия I, который месяцами мог жить. Он был студентом Академии, у него более широкая биография. А Патриарх Пимен часто бывал, всегда с благоговением служил в Троицком соборе, прикладывался к мощам преподобного Сергия. Святейший Патриарх был немножко закрытым человеком. О чем говорить? Тогда ничего нельзя было говорить попусту. Да и зачем? Вот это, как мне кажется, его ощущение. Зачем говорить? Ну скажешь, а дальше что? Все равно ничего не будет. Он в этом отношении напоминает святителя митрополита Филарета (Дроздова). Некоторым не нравилось, что он некоторые вещи не делал. А зачем делать, если ничего не получится? Умел просматривать вперед… Патриарх, когда бывал здесь, с наместниками был более разговорчив, более откровенен. Один на один они разговаривали очень откровенно. Здесь он мог говорить так, как хотел. В Академии бывал, на лекциях бывал, принимал участие в актовом дне. Всегда поражала его духовная собранность. Никогда ни одного лишнего слова. Речи, слова были краткими, но очень содержательными. Достаточно полистать его послания, труды, проповеди — они очень содержательные и очень краткие. Лавру он любил. Приезжал сюда на все праздники. В Великом посте всегда читал канон преподобного Андрея Критского. Приезжал, по-моему, в четверг, читал канон, а в пятницу литургию Преждеосвященных Даров служил. Первую литургию служил в Москве, и там начинал чтение канона преподобного Андрея Критского. На Пасху, на Рождество, на Покров Матери Божией приезжал, на преподобного Сергия Радонежского летнего, осеннего. Насколько помню, он часто был, очень часто. Здесь были и приемы иностранных делегаций, он принимал высокопоставленных людей. Тогда это все сочеталось — надо было быть и в церковной жизни, и уделять внимание политике и светской жизни. Приходилось… Хотя чувствовалось, что Патриарху это неинтересно, он так вымученно прочитывал подготовленный текст, как-то очень равнодушно.

http://bogoslov.ru/article/6171221

— Я добавлю к сказанному Вами: пост — это время воздержания не только в пище и в супружеских отношениях; это время воздержания от греховных привычек. Временное самоограничение, как свидетельствует опыт Православия, оказывает благотворное влияние на человека. Кстати, с этим согласны и ученые, которые также пришли к выводу о пользе воздержания. Пост, соблюдаемый в соответствии с традициями Церкви, позволяет человеку сосредоточиться на молитве, углубиться в размышления о предметах духовных. И вот именно этой сосредоточенности, по моему мнению, не хватает нам сегодня для того, чтобы преодолеть и наши личные греховные привычки, и общественные недуги. Всюду царит рассеянность и дух развлечения; культивируется нарочито легкомысленный, поверхностный подход ко всему — начиная с проблем семьи и воспитания детей и заканчивая религиозными вопросами или упомянутой Вами проблемой демографии. К великому сожалению, цифры статистики свидетельствуют о ежегодной убыли населения нашей страны. И Церковь постоянно обращает внимание на то, что причины нарастающего демографического кризиса лежат не столько в области социально-экономических проблем, сколько в духовной сфере. Настоящими причинами сокращения рождаемости и увеличения смертности являются распространившиеся в обществе пороки — алкоголизм, наркомания, аборты. А для борьбы с этими общественными недугами каждому из нас необходимо прежде всего то духовное трезвение, о котором мы говорим. И воздержание в широком смысле, соблюдение церковных установлений в отношении поста являются теми инструментами, которые помогают нам укрепиться духовно. Опыт благочестивой жизни, накопленный поколениями наших предков, свидетельствует о том, что благодатная «подпитка», которую получают верующие в дни Великого поста, является тем единственным надежным фундаментом, на котором возможно выстроить и крепкую семью, и долгосрочную демографическую политику в масштабах всего государства. — Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, в чем в наши дни проявляется та духовная рассеянность, о которой Вы упомянули?

http://patriarchia.ru/db/text/199029.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в., близ г. Кузнецка (ныне Новокузнецк Кемеровской обл.) - 1819, Кузнецкий у. Томской губ.), прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых), пустынножитель, ученик преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосимы (Верховского) . Наиболее подробные сведения о П. сохранились в очерке «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», составленном его учителем, прп. Зосимой. Очерк был опубликован насельником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни иноком Порфирием (Григоровым; † 1851) в составе житийного цикла, составленного старцем Зосимой,- в «Записках о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и... юродивого Ионы» (1849). В жизнеописании мон. Василиска (Гаврилова) старец Зосима, говоря о житии своего учителя, в качестве свидетельства о благодатных действиях непрестанной молитвы, к-рую творили его ученики-пустынножители, писал и о П.: «Еще свидетельствует житие ученика его, юноши Петра Алексеева, по прозванию Мичурина, который его наставлением и примером в великом постничестве и подвиге жизнь свою скончал, как в особенной книжке показано» ( Зосима (Верховский), прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским)// Он же. Записки. 1849. С. 86-87). «Особенная книжка» - это и есть жизнеописание П., составленное старцем Зосимой. П. род. в дворянской семье Алексея и Домники, с детства полюбил молитву, предпочитал ее детским забавам. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу. В 1818 г., стремясь к подвижнической жизни, получил отставку с военной службы и, «ничего не потребовав из имения и ничего не имея при себе», удалился в безлюдную тайгу к проживавшим в 50 верстах от Кузнецка старцам Зосиме и Василиску. В течение 8 месяцев П. жил в землянке, подвизаясь в молитве, посте и послушании старцам. Прп. Зосима писал, что П., «находясь еще в военной службе, оставил мясное и довольствовался постным; жажду едва утолял и много раз целые дни без пищи проводил; а когда готовился к причащению Святых Тайн, тогда пять дней ничего не вкушал, побеждая себя непрестанным возношением в сердце своем» Молитвы Иисусовой и чтением «книг священных» ( Он же. Жизнь и подвиги. 1849. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость — самое главное и лучшее, что может дать Церковь человеку 12 марта 2015 г. 09:35 7 марта 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , стала руководитель исследовательской службы «Среда» А.Ю. Багрина. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о религиозности внешней и внутренней. У меня в гостях — руководитель исследовательской службы «Среда» Алина Багрина. Здравствуйте, Алина Юрьевна! А. Багрина: Здравствуйте, владыка. Каждый год во время Великого поста мы видим, как в православных храмах увеличивается число прихожан и так называемых «захожан». Мы можем судить об этом явлении как чисто внешнем. Но точно так же мы видим и большую требовательность к себе. Меня пригласили как руководителя исследовательской компании. Зачастую исследования малоинформативны, потому что нам очень легко говорить о внешней религиозности. Это факты, их хотелось бы уважать. То, что мы видим, безусловно, важно, но то, что внутри, особенно значимо для всех. Владыка, расскажите, пожалуйста, о Вашем первом Великом посте. Что Вы о нем помните? Митрополит Иларион: Это воспоминания, связанные с моей ранней юностью. Меня крестили в 11 лет. Не могу точно сказать, какой Великий пост был первым, но я помню, что вскоре мы начали соблюдать пост. Время было советское. Жили мы с бабушкой, которая не была верующей. Она нам готовила, и, конечно, очень удивлялась всем этим внезапно возникшим диетическим рестрикциям. И, тем не менее, желание соблюдать пост у нас было. Я помню, что даже в школе, когда нам давали комплексные обеды, я отказывался от каких-то видов пищи, потому что у меня было очень горячее желание соблюдать пост. Все это было связано с общим ощущением Церкви, которая достаточно неожиданно, но очень ярко вошла в мою жизнь. В конечном итоге Церковь перевернула всю мою жизнь. Я занимался музыкой, и думал, что буду профессиональным музыкантом. Но где-то уже к пятнадцати годам я понял, что самая главная любовь моей жизни — Церковь. В Церкви я полюбил все: весь жизненный церковный уклад, удивительную атмосферу, церковное богослужение, в том числе и посты.

http://patriarchia.ru/db/text/4011648.ht...

Церковь помогает всем и хочет, чтобы все вместе пришли к истине, но вопрос разделения остается. Раскол православных Украины, который произошел 20 лет назад, очень болезненно сказывается на всех верующих и подвигает их на молитву и труд. С так называемой «Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата» очень отношения обострились из-за того, что произошел разрыв. Не будем вникать в подробности политические, в то же время политика не может стоять далеко от нас, мы должны тоже ее понимать. И мы, граждане — не политиканы, верующие граждане, верующие люди своей страны. Чтобы приблизить это время взаимопонимания, мы сделали несколько попыток встреч с УПЦ-КП. К сожалению, эти встречи не привели ни к какому результату. Будем надеяться, что в будущие времена единоверный, единокровный народ поймет сущность Церкви, ее цель и задачу на этой грешной земле. — Как Вы думаете, слышат ли люди голос Евангельской правды, становятся ли они лучше, хотят ли они ходить в храм? — Конечно, становятся другими. Потому что нет такого человека, на которого не действует Священное Писание, которым живет Церковь и на основании которого основана Церковь. Трудный у нас путь — миссионерство отстает по сравнению с другими церквями, поэтому мы должны еще многое делать для того, чтобы проповедовать Евангелие. Но памятую при этом, что проповедовать нужно не словом, а примером, личной жизнью. Вот тогда будет достойное и оправданное наименование верующих — христианами Православной Церкви.  — Опросы общественного мнения подтверждают Ваши слова о том, что Божественная природа Церкви дает ей возможность сегодня, как впрочем, и во все времена, быть ориентиром истинной правды, вести верующих людей к единению между собой через плач о грешнике и любовь к ближнему своему. Поэтому очень хотелось бы, чтобы все простые верующие люди, священники и епископы были той солью земли, которая солонит всю закваску. Скажите, пожалуйста, как Вы думаете, что лежит в основе человеческой неправды, злости, ненависти, нелюбви к ближнему своему?

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

728. Святой Афанасий, проходя послушание трапезария, вел очень строгую подвижническую жизнь; приготовляя пищу для других и взирая на вещественный огонь, он вспоминал огонь геенны См. также: Ад ; Плач . Святой Афанасий, впоследствии Патриарх Константинопольский, служа два года трапезарием, не имел ни отдельной келии, ни постели, ни даже рогожины не только летом, но и зимой, когда бывает там снег и холод. Сон его был самый краткий, потому что в молитве и бдении он проводил ночи, стихословя Псалтирь… Пища его состояла из остатков братской трапезы, потому что он говорил с евангельской женой: “псы едят крохи, которые падают со стола господ их” ( Мф. 15:27 ). Масла и вина в течение трех лет, пока трудился в монастыре, или иного какого-либо утешения не позволял себе. Между тем, утруждаясь в приготовлении пищи и взирая на временный огонь, он вспоминал огонь геенский, неугасимый, и отсюда стяжал плач и слезы. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 373). 729. Авва Христофор, проведя десять лет во многих подвигах, сподобился увидеть в пещере святого Феодосия свечи отцов; одни из них горели, другие – нет; Ангелы сказали ему, что, если он будет молиться, они зажгут его свечу; это побудило его усилить подвиг См. также: Видение ; Молитва ; Ревность . Авва Христофор поведал: “После отречения от мира, чадо мое, я имел горячую иноческую ревность; днем я пел каноны, по ночам уходил в пещеру, туда, где покоятся святой Феодосии и прочие святые отцы, и там молился. Входя в пещеру, на каждой ступени я полагал по сто земных поклонов, а всех ступеней восемнадцать. Пройдя все ступени, я оставался там до тех пор, пока не ударяли в било. Тогда я возвращался к службе. Таким образом я провел десять лет в посте, великом воздержании и подвиге. Однажды по обычаю прихожу в пещеру. Исполнив все поклоны по ступеням, я хотел было сойти на пол пещеры, как вдруг пришел в восторженное состояние. Я увидел, что весь пол пещеры наполнен свечами. Одни горели, а другие – нет. Два мужа в мантиях – все в белом – приготовляли эти свечи. “Зачем вы наставили столько свечей, – спросил я, – так что и войти нельзя помолиться?” – “То свечи отцов!” – отвечали мне. “Почему же одни горят, а другие нет?” – “На то их воля: желающие зажгли свои.” – “Сделайте милость, – горит ли моя свеча?” – “Молись, и мы зажжем,” – было мне ответом. “Молись! – подхватил я. – Да что же я делал, даже до последнего часа?!” Но тут я пришел в себя и огляделся, но никого больше не увидел. Тогда сказал сам себе: “Христофор, если желаешь спастись, должен усилить свой подвиг.” И утром я удалился из монастыря и ушел на гору Синай, не взяв ничего, кроме одежды, которую носил. Там я подвизался пятьдесят лет… Наконец, слышу голос: “Христофор, Христофор, возвратись в обитель, где ты подвизался добрым подвигом, чтобы окончить жизнь вместе с отцами твоими.” И спустя немного времени после этой беседы, святая душа его с радостью почила о Господе. (Луг духовный. С. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Дмитрий Дибров: Конечно. Прот. Алексий Уминский: Вот он был уверен, что я получаю зарплату от государства. И многие так думают. Все считают, что Церковь с государством давно срослись. Наверное, настолько срослись, что и зарплату священники получают. Священники не получают даже зарплату от Патриархии. Александр Карлов: На что же вы живете? Прот. Алексий Уминский: Получают свое содержание от прихода. Есть приход, в котором есть прихожане. Эти прихожане содержат церковь. Эти прихожане фактически за свой счет, за свои пожертвования, за то, что они покупают свечи в храме, за то, что они кладут в церковную кружку какие-то деньги за крестины, за отпевание, за какие-то другие требы. Этим, собственно говоря, содержится Церковь, которая содержит сам храм, потому что отопление, электричество, пятое-десятое. Церковь содержит храм еще как исторический памятник. Конечно, время от времени, очень редко, какой-то бонус от Правительства Москвы — если это храм-памятник, поступает, но этих денег всегда не хватает на реставрацию. Отреставрировать храм, скажем, 17-го века, как мой храм — нарышкинское барокко, как вы понимаете, это очень непросто. Со всех сторон очень непросто. И третье, на самом последнем месте, стоит содержание самого священника, плюс всех, кто в храме присутствует: хор, уборщики, уборщицы, кухарка — если надо батюшку покормить, и сам священник. Поэтому, что остается. Александр Карлов: Была такая поговорка: «Каков поп — таков приход». Получается все наоборот: «Каков приход — такое благосостояние?» Прот. Алексий Уминский: Совершенно верно. Александр Карлов: Какие драки должны быть, простите мирское оценочное мнение, какие драки должны быть между священниками за благополучные приходы, чтобы устроится туда? Прот. Алексий Уминский: А не может быть драк, потому что сам священник в этом никакого участия не принимает. Александр Карлов: А как принимается решение? Прот. Алексий Уминский: Это епископ правящий, наш Святейший Патриарх, он назначает священника на приход. У нас было так. Мне достался приход 20 лет назад в самом плачевном виде. Хотя это центр Москвы и нарышкинское барокко, как я уже сказал, но нам приходилось своими руками в 90-е годы из алтарей унитазы выносить. Храм был на несколько этажей поделен. Я не помню уже, что там было, можно долго перечислять, но надо все это было делать своими собственными руками. Я не могу сказать, что в тот период кто-то когда-нибудь захотел быть настоятелем подобного храма. И могу сказать, что 80% священников, получившие храмы в тот период, никогда не хотели быть настоятелями такого рода храмов, потому что это были руины и развалины.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. Здесь, как писал патриарх Паисий, «великий между святителями отец наш Алексий митрополит во время жития своего богоугодно потрудился» 224 . Духовное завещание святителя о Чудовой обители показывает сколько живую любовь его к ней, столько и другие, еще более дивные, расположения святой души его. «Се аз смиренный, грешный раб Божий, Алексий», так писал он в грамоте. Кто это пишет? Великий первосвятитель Церкви, и он называет себя только смиренным Алексием, не называя и митрополитом. Великий святитель Божий именует себя грешным рабом Божиим. Что же должны думать о себе другие?.. «Пишу, говорит смиренный, душевную грамоту целым своим умом. Даю святому великому Архангелу Михаилу и честному его чуду село Жилинское, Черкизовское... Раменное, что есмь купил у Ильи у Озакова... А все те села (всего 12) даю с серебром и с половники и с третники и с животиною. А что моя в селех челяд, на них серебрецо». Вот на каком условии будут жить слуги обители. Если кому из них не захочется жить на земле монастырской, заплати деньги, взятые у святителя, и иди, куда угодно; свобода не отнята ни у кого. «А кто рост дает, тем воля ж». Какая благость святительская! Гражданская правда может требовать, чтобы должник сверх долга заплатил проценты. Святитель предоставляет доброй воле должника платить проценты монастырю. «Монастырь Михаила чуда приказываю тебе, своему сыну, великому князю Димитрию Ивановичу», говорит наконец святитель 225 . Моровая язва Симеонова времени являлась и при великом князе Димитрии: в Смоленске она свирепствовала три раза и от нее осталось там только 5 человек. В Москве была она один раз (1366 года). За то за год пред нею Москва страшно опустошена была пожаром. Святитель подал совет великому князю построить каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятелей-соседов 226 . Тогда как святитель с отеческою любовью заботился о нуждах чад Русской Церкви, он покровительствовал, сколько мог, и православным Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1394 году прибыл в Россию апокрисиарий патриарха с его грамотами и в следующем 1395 году, в великом посте, Киприан отправился с ним в Новгород 597 ; Новгородцы приняли митрополита, как и в первый раз, с великой честью, но в месячном суде и в соединённых с ним пошлинах снова отказали. На этот раз обстоятельства благоприятствовали твёрдой стойкости Новгородцев. За новый и как бы вероломный отказ митрополит воспылал против них, что и естественно, ещё большим гневом, чем прежде, и если бы был предоставлен самому себе, то, нет сомнения, тотчас же бы снова наложил на них то отлучение, которое только что снял; но какие-то неизвестные нам политические причины, бывшие у великого князя (приближение ли грозного врага в лице Тамерлана или что другое) связали теперь в этом отношении руки митрополиту. Не имея возможности действовать грозой гнева, он хотел достигнуть цели путями мира: В надежде привлечь в себе Новгородцев и примирить их с собой он остался в Новгороде на долговременное житьё 598 . Но и средства мирные оказались напрасными: после долговременного житья в Новгороде, митрополит должен был уехать ни с чем, не успев добиться того, чтобы Новгородцы согласились возвратить ему месячный суд и соединённые с последним пошлины 599 . Сейчас изложенным кончаются известия о тяжбе Киприана с Новгородцами из-за месячного суда, и летописи оставляют нас в неизвестности касательно того, чем кончилось дело. Но из свидетельств, относящихся ко времени преемника Киприанова Фотия, мы знаем, что оно кончилось совершенной безуспешностью стараний митрополита. После 1395 года Киприан три раза вызывал к себе в Москву новгородского архиепископа Иоанна, именно – в 1396, 1397 и 1401 году. О причине первого вызова ничего не говорится. О причине второго и третьего вызовов 1 Новгородская летопись глухо говорит, что они были «о святительских делех»: со всей вероятностью следует думать, что во все три раза архиепископ вызываем был митрополитом по поводу нашего месячного суда. Вызванный в последний раз, Иоанн был подвергнут соборному суду семи епископов и, по свидетельству Никоновской летописи, которая говорит о соборе 600 , заставлен был отписаться или отказаться от епископии 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010