стр. 211 и 308. [Если по уставу Студийскому не было положено всенощных бдений ни для одного дня в году, то это вовсе не значит, чтобы их не было положено и по уставу Константинопольской великой или патриаршей церкви. Устав Студийского монастыря сам по себе, а устав великой церкви и все другие уставы, бывшие в Константинопольском патриархате, в мирских церквах и в монастырях, сами по себе.] 740 Что касается до великого славословия, то по уставу патриарха Алексея в некоторые дни оно полагается,– Описание Синодальных рукописей стр. 243 fin. 743 В одной Синодальной рукописи, впрочем – позднейшей, XVI века, читается монастырский устав богослужения, по которому «состав богослужения всенощного имеет свои виды,– Описание Синодальных рукописей Горский, и Невоструев, л.10. И. И. Срезневский в своих «Древних памятниках Русского письма и языка» говорит о Новгородском монастырском уставе церковного служения, писанном по нему до 1200г., как будто о каком-то особом,– стр. 38 col. 1. [В некоторых наших монастырях ещё в XVI в., соблюдая устав Студийский, совершали преждеосвященную литургию в великом посте ежедневно,– Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева л. 334 оборот, стр. 405.– О частных отличиях устава богослужения в наших монастырях в позднейшее время см. ibid. сейчас указанное место и ещё л. 36 оборот sqq стр. 333, также описание рукописей Ундольского (уставец окозрительный архиепископа Геннадия) стр. 135.] 744 В ктиторском уставе императрицы Ирины, супруги императора Алексея Комнина, основанному ею женскому монастырю: «во святой и великий четверг долженствует быть от честнейшей игумении омовение ног в паперти церковной, где изображено и омовение, совершенное Спасителем, по содержащемуся в уставе последованию и чину»,– п. 72, у Миня в Патрологии t. 127, р. 1096. Чин омовения игуменского у Гоара в Euchol., ed. Paris, p. 745. В уставе патриарха Алексея предписывается совершать омовение ног, согласно с преданием Великой церкви, а не монастыря Студийского, как сказано в нём именно, прежде литургии, а не после её,– Описание Синодальных рукописей стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На телеканале «Спас» состоятся премьеры документальных фильмов о героизме и самоотверженности людей во время пандемии 31 мая 2020 г. 11:04 В воскресенье, 31 мая в эфире телеканала выйдет пятая серия проекта «Люди будущего». Это фильмы о тех, кто посвятил свою работу и жизнь служению ближнему. Автор цикла Юлия Варенцова побывала в эпицентре событий последних месяцев и сняла сразу два фильма о героях периода пандемии — врачах, волонтерах и священниках, окормляющих больных коронавирусом. Одним из героев первой части «Эпидемия. Волонтеры» стал предприниматель Андрей Шалунов, который организовал движение #ПомогаюПродуктами» и вместе с другими добровольцами обеспечил продовольствием более 600 семей в подмосковном Щелково. По его примеру похожие акции уже запустили в подмосковных Одинцово, Фрязино и Ивантеевке. В фильме рассказывается также о движении «Мейкеры против COVID-19», владельцах 3D-npuhmepob, которые бесплатно снабжают врачей и больницы защитными экранами и пластиковыми деталями для медицинского оборудования, а также о волонтерах Центральной клинической больницы РАН. Новый выпуск программы «Люди будущего» выйдет в эфир в воскресенье 31 мая в 14.05 и 23.00. Свое последнее интервью протоиерей Александр Агейкин , скончавшийся от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией 21 апреля, дал телеканалу «Спас» для еще одного документального фильма, снимавшегося в дни эпидемии — о Великом посте и Пасхе в условиях  карантина. Фраза отца Александра о том, что пандемия может стать опытом умножения любви стала и его завещанием, и лейтмотивом фильма, и его названием. Спецпроект «Эпидемия. Приумножение любви» выйдет на телеканале в начале июня. Авторы фильма, журналисты телеканала Иван Куприянов и Екатерина Аркалова, сняли несколько историй о том, как Церковь и ее прихожане борются, живут и служат друг другу в условиях эпидемии коронавируса, и как в новых условиях готовятся к самой необычной Пасхе последних лет. Закрытие храмов, богослужения по телевизору, священники в больницах, волонтерское движение среди церковных приходов — фильм рассказывает о приметах нового времени.

http://patriarchia.ru/db/text/5644259.ht...

728. Святой Афанасий, проходя послушание трапезария, вел очень строгую подвижническую жизнь; приготовляя пищу для других и взирая на вещественный огонь, он вспоминал огонь геенны См. также: Ад ; Плач . Святой Афанасий, впоследствии Патриарх Константинопольский, служа два года трапезарием, не имел ни отдельной келии, ни постели, ни даже рогожины не только летом, но и зимой, когда бывает там снег и холод. Сон его был самый краткий, потому что в молитве и бдении он проводил ночи, стихословя Псалтирь… Пища его состояла из остатков братской трапезы, потому что он говорил с евангельской женой: “псы едят крохи, которые падают со стола господ их” ( Мф. 15:27 ). Масла и вина в течение трех лет, пока трудился в монастыре, или иного какого-либо утешения не позволял себе. Между тем, утруждаясь в приготовлении пищи и взирая на временный огонь, он вспоминал огонь геенский, неугасимый, и отсюда стяжал плач и слезы. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 373). 729. Авва Христофор, проведя десять лет во многих подвигах, сподобился увидеть в пещере святого Феодосия свечи отцов; одни из них горели, другие – нет; Ангелы сказали ему, что, если он будет молиться, они зажгут его свечу; это побудило его усилить подвиг См. также: Видение ; Молитва ; Ревность . Авва Христофор поведал: “После отречения от мира, чадо мое, я имел горячую иноческую ревность; днем я пел каноны, по ночам уходил в пещеру, туда, где покоятся святой Феодосии и прочие святые отцы, и там молился. Входя в пещеру, на каждой ступени я полагал по сто земных поклонов, а всех ступеней восемнадцать. Пройдя все ступени, я оставался там до тех пор, пока не ударяли в било. Тогда я возвращался к службе. Таким образом я провел десять лет в посте, великом воздержании и подвиге. Однажды по обычаю прихожу в пещеру. Исполнив все поклоны по ступеням, я хотел было сойти на пол пещеры, как вдруг пришел в восторженное состояние. Я увидел, что весь пол пещеры наполнен свечами. Одни горели, а другие – нет. Два мужа в мантиях – все в белом – приготовляли эти свечи. “Зачем вы наставили столько свечей, – спросил я, – так что и войти нельзя помолиться?” – “То свечи отцов!” – отвечали мне. “Почему же одни горят, а другие нет?” – “На то их воля: желающие зажгли свои.” – “Сделайте милость, – горит ли моя свеча?” – “Молись, и мы зажжем,” – было мне ответом. “Молись! – подхватил я. – Да что же я делал, даже до последнего часа?!” Но тут я пришел в себя и огляделся, но никого больше не увидел. Тогда сказал сам себе: “Христофор, если желаешь спастись, должен усилить свой подвиг.” И утром я удалился из монастыря и ушел на гору Синай, не взяв ничего, кроме одежды, которую носил. Там я подвизался пятьдесят лет… Наконец, слышу голос: “Христофор, Христофор, возвратись в обитель, где ты подвизался добрым подвигом, чтобы окончить жизнь вместе с отцами твоими.” И спустя немного времени после этой беседы, святая душа его с радостью почила о Господе. (Луг духовный. С. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

свят. Иоанн Златоуст Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил. Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне. свят. Тихон, патриарх Московский Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника. авва Дорофей К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи. преп. Иоанн Кассиан Римлянин Источник:  Блог протоиерея Владимира Вигилянского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 марта, 2020 28 марта, 2014 20 февраля, 2015 18 марта, 2024 1 марта, 2023 5 марта, 2022 4 апреля, 2020 14 марта, 2020 25 декабря, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-velikom-poste-narodn...

Дмитрий Дибров: Конечно. Прот. Алексий Уминский: Вот он был уверен, что я получаю зарплату от государства. И многие так думают. Все считают, что Церковь с государством давно срослись. Наверное, настолько срослись, что и зарплату священники получают. Священники не получают даже зарплату от Патриархии. Александр Карлов: На что же вы живете? Прот. Алексий Уминский: Получают свое содержание от прихода. Есть приход, в котором есть прихожане. Эти прихожане содержат церковь. Эти прихожане фактически за свой счет, за свои пожертвования, за то, что они покупают свечи в храме, за то, что они кладут в церковную кружку какие-то деньги за крестины, за отпевание, за какие-то другие требы. Этим, собственно говоря, содержится Церковь, которая содержит сам храм, потому что отопление, электричество, пятое-десятое. Церковь содержит храм еще как исторический памятник. Конечно, время от времени, очень редко, какой-то бонус от Правительства Москвы — если это храм-памятник, поступает, но этих денег всегда не хватает на реставрацию. Отреставрировать храм, скажем, 17-го века, как мой храм — нарышкинское барокко, как вы понимаете, это очень непросто. Со всех сторон очень непросто. И третье, на самом последнем месте, стоит содержание самого священника, плюс всех, кто в храме присутствует: хор, уборщики, уборщицы, кухарка — если надо батюшку покормить, и сам священник. Поэтому, что остается. Александр Карлов: Была такая поговорка: «Каков поп — таков приход». Получается все наоборот: «Каков приход — такое благосостояние?» Прот. Алексий Уминский: Совершенно верно. Александр Карлов: Какие драки должны быть, простите мирское оценочное мнение, какие драки должны быть между священниками за благополучные приходы, чтобы устроится туда? Прот. Алексий Уминский: А не может быть драк, потому что сам священник в этом никакого участия не принимает. Александр Карлов: А как принимается решение? Прот. Алексий Уминский: Это епископ правящий, наш Святейший Патриарх, он назначает священника на приход. У нас было так. Мне достался приход 20 лет назад в самом плачевном виде. Хотя это центр Москвы и нарышкинское барокко, как я уже сказал, но нам приходилось своими руками в 90-е годы из алтарей унитазы выносить. Храм был на несколько этажей поделен. Я не помню уже, что там было, можно долго перечислять, но надо все это было делать своими собственными руками. Я не могу сказать, что в тот период кто-то когда-нибудь захотел быть настоятелем подобного храма. И могу сказать, что 80% священников, получившие храмы в тот период, никогда не хотели быть настоятелями такого рода храмов, потому что это были руины и развалины.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

ч. и Н. Староверы искали заступления и помощи у последних святых пустынножителей, прославленных Русской Церковью до раскола,- преподобных Дамиана (Диомида, в схиме Диодора) Юрьегорского и Н. Список Особой редакции Жития (ОР) был обнаружен в старообрядческом Олонецком сборнике (БАН. Осн. собр. 33.3.27, нач. XVIII в.). Несмотря на краткость текста ОР содержит сведения об отшельнической жизни святого. Он обрывается на сообщении о том, что Н. в Великий пост, выкопав у кельи яму, постился 40 дней. Переписчик, видимо, имея перед собой дефектный текст, без конца, заключает: «...и тако умре». В ПР сообщается, что о Великом посте, проведенном пустынножителем в яме, поведал иером. Феодосий, проживший с Н. в пустыне 2 года. Возможно, иером. Феодосий оставил письменные воспоминания о старце, которые использовал составитель полного Жития и следы которых нашли отражение в ОР. О иером. Феодосии в ПР говорится, что он ушел без разрешения старца в «дальчайшую» пустыню, где «созда убо жертовник и начат литоргисати», за что был выдворен из пустыни игум. Никоном. В сер. XIX в. др. иером. Феодосий, постриженик и игумен Кожеозерского монастыря (июнь-сент. 1867), буд. настоятель Веркольской пуст., составил адаптированный вариант Жития (ГААО. 20 р Ц (542), ок. 1858 г.). В Кожеозерском монастыре, а после упразднения обители - в приходе, где службы совершались до сер. XIX в. 2 раза в год (в праздник Богоявления и в день памяти Н., 3 июля), долгое время хранились шуба «под паволокою», подаренная отшельнику патриархом Иоасафом I, клобук и мантия преподобного. Мощи оставались при храме свт. Николая в медной раке, над ней был помещен образ Н., на нем «венец и цата серебряные, чеканные, позлащенные, рака медная, около раки решетка железная». На гробнице положен белый покров, на покрове - крест из серебряного кружева и небольшое Евангелие киевской печати с медным распятием. Над гробом чудотворца находились медный крест с финифтью и икона Богоявления. В алтаре храма был установлен образ преподобных Александра Ошевенского и Н.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Святой Афанасий, впоследствии патриарх Константинопольский, служа два года трапезником, не имел ни отдельной кельи, ни постели, ни даже рогожины, – не только летом, но и зимой, когда бывает там снег и холод. Сон его был самый краткий, в молитве и бдении он проводил ночи, стихословя Псалтырь. Пища его состояла из остатков братской трапезы, потому что он любил повторять вслед за евангельской женой: пси питаются от крупиц, падающих от трапезы господей своих (ср.: Мф. 15, 27 ). Масла же и вина в течение трех лет, пока трудился в монастыре, или иного какого телесного утешения не позволял себе. Взирая на временный огонь в печи, он вспоминал огнь геенский, неугасимый и отсюда стяжал плач и слезы (95, 373). Авва Христофор поведал: «После отречения от мира, чадо мое, я имел горячую иноческую ревность: днем я пел каноны, по ночам уходил в пещеру, туда, где покоятся святой Феодосий и прочие святые отцы, и там молился. Входя в пещеру, я на каждой ступени клал по сто земных поклонов, всех ступеней – восемнадцать. Ступив на пол, я оставался там до тех пор, пока не ударяли в било. Тогда я возвращался к службе. Таким образом я провел десять лет: в посте, великом воздержании и подвиге. Однажды, по обычаю, прихожу в пещеру. Исполнив все поклоны по ступеням, я хотел было сойти на пол пещеры, как вдруг пришел в восторженное состояние и увидел, что весь пол наполнен свечами. Одни горели, а другие – нет. Два мужа в мантиях – все в белом – приготовляли эти свечи. «Зачем вы наставили столько свечей, – спросил я, – что и войти нельзя помолиться?» «То свечи отцов!» – отвечали мне. «Почему же одни горят, а другие нет?» – «То их воля: желающие зажгли свои...» – «Сделайте милость – горит ли моя свеча, или нет?» – спрашиваю я. «Молись, и мы зажжем», – было мне ответом. «Молись! – подхватил я. – Да что же я делал... даже до последнего часа?!» Но тут я пришел в себя и, оглянувшись, никого уже не видел более. Тогда сказал сам себе: «Христофор, если желаешь спастись, ты должен усилить свой подвиг». Утром я удалился из монастыря и ушел на гору Синай, не взяв ничего, кроме одежды, которую носил. Там я подвизался пятьдесят лет... Наконец, слышу голос: «Христофор, Христофор, возвратись в обитель, где ты подвизался добрым подвигом, чтобы окончить жизнь вместе с отцами твоими». И спустя немного времени святая душа его почила с радостью о Господе (102, 96–97). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

121. 762 Об этой поездке Фотия в Литву также не говорят наши летописи, как и о поездке 1411–1412 года. О ней читается в литовской летописи Даниловича и именно следующее: «В 1420 году поехал митрополит Фотий в Литву Июня 1-го, а с ним владыка Амвросий (посол патриарший), и нашёл великого князя Витовта в Новогродке, – тогда был (у Витовта) посол императоров Филантропен Грек (отправившийся в Литву, может быть, наперёд Фотия); того же лета пошёл митрополит в Киев и в Слуцке крестил князя Семёна Александровича (сына князя Александра или Олелька Владимировича, которого митрополит Иона называет кумом Фотию, – Акты Истории т. I, стр. 94 col. 1 fin.) и из Мозыри позвал назад митрополита великий князь (Витовт); того же лета был митрополит в Галиче; в 1421 году (был митрополит) и во Львове и во Владимире, (из которых в последний) приехал во вторник накануне Рождества Христова, а в Вильне был о Крещении, в оттуда поехал к Друтску и Тетерину, и был в Мстиславле у князя Семёна Лыгвения, и в Смоленске соборовал (в неделю православия) при князе Семёне Ивановиче, и приехал в Москву в великом посте», – в Учёных Записках стр. 56, в Чтениях Общества Истории и Древностей стр. 67. Если помянутую выше настольную грамоту неизвестному епископу владимирскому признавать за Фотиеву, то в ней говорится, что патриарх со своим собором и император прислали, – должно будет подразумевать: с нашими послами, соборную грамоту, которой «оправдали» митрополиту его митрополию – всю русскую землю. 764 См. указание акта от Июля 1413 года в статье А. С. Петрушевича: «О соборной Богородичной церкви и святителях в Галиче», помещённой в Галицком Историческом Сборнике, выпуск III (Львов, 1860) примечание 48 fin., стр. 117. 767 В предварительных совещаниях и приговорах о поставлении в Литву особого митрополита участвовал вместе с другими епископами Иоанн Галицкий, – Никоновская летопись V, 51 fin. и 58; на поставлении в митрополиты Григория Цамблака не присутствовал этот Иоанн, но вместо него присутствовал другой епископ Галиции – Геласий перемышльский, – Акты Западной России, т. I,

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Богословие карантина Вчера, в день памяти прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди призвал верующих воздержаться от посещения храмов и остаться дома на самоизоляции: «Есть одно место, которое может стать пустыней: это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустынями.  51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы. Я этому призыву посвятил всю свою жизнь. И надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храма. И я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая именно в течение этой недели прославляется Церковью как великая подвижница». Мнение Эту мысль более пространно неделей ранее выразил владыка Иларион (Алфеев): «Каждый из нас может и должен внести свой вклад в дело преодоления этой опасности. Сейчас очень много говорят о самоизоляции и о социальном дистанцировании. И вот если мы всмотримся в те примеры, которые нам в Великом посте предлагает Церковь, то они очень многому нас научают. Мы в следующее воскресенье будем вспоминать св. Иоанна Лествичника, перечитаем " Лестницу " и увидим, что говорит прп. Иоанн Лествичник о том, что он называет " удалением от мира " , что очень созвучно самоизоляции. Потому что " удаление от мира " — это не что иное, как отстранение от обычной жизни, от обычных, привычных для нас контактов и дел. Великий пост предоставляет нам возможность и для этого. Мы услышим в пятую неделю Великого поста о прп. Марии Египетской, которая вела распутную жизнь, но которую Господь посетил, она принесла покаяние, ушла в пустыню и пребывала в этой пустыне, не видя никого из людей, в течение многих лет. Что это, как не самоизоляция и не социальное дистанцирование? Вот вам пример, которому хотя бы временно мы можем сейчас подражать».

http://bogoslov.ru/article/6026537

Преподобный Макарий Калязинский 1 июля 2010 г. 16:30 Прп. Макарий (в миру Матфей), игумен Троицкого Калязинского монастыря, родился в 1402 г. в с. Грибково (Кожино) вблизи Кашина, в боголюбивой семье. Родители — боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) — воспитывали Матфея в вере и богопочтении. По желанию родителей Матфей согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги обещали друг другу, что в случае смерти одного из них овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два года скончалась Елена. Двадцатипятилетний Матфей поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий. С ревностью проходил он все монастырские послушания. Тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился из монастыря. Он избрал место в лесу в 18 верстах от Кашина, где срубил себе келью. Прознав об отшельнике, иноки стали стекаться к прп. Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Вскоре образовался монастырь, где игуменом был избран прп. Макарий. Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге. Через некоторое время Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам прп. Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской обл.). Множество людей просили преподобного принять их в число братии. Еще при жизни первого игумена обители из нее вышли прп. Ефрем Перекомский и прп. Паисий Угличский. По молитвам прп. Макария исцелялись недугующие и страждущие. Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Незадолго перед своей кончиной прп. Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте злом за зло или досаждением за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

http://patriarchia.ru/db/text/1192112.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010