Казань 1870 г.», стр. 115131. По вопросу о состоянии церковного устройства и особенно богослужения за этот период имеются сведения в сочинение Феодора Смирнова, доцента Киевской академии (ныне епископа Христофора): «Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века. Киев. 1876 г.», стр. 139 и др. (тоже сочин. в жури. «Труды Киев. дух. академии» за 1875 г., в т. II-м и след.). По вопросу о состоянии проповедничества за этот период см. статью професс. В. «Певницкого: «Церковная проповедь в век Мужей Апостольских» в жури. «Труды Киевск. духовной академии» за 1876 г. в т. I-м, стр. 284329,–еще–в книге: «Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования Антония епископа Выборского. С.-Петербург 1892 г.», стр. 3545, и – в книге Н. Барсова : «История первобытной христианской проповеди (до IV века). С.-Петербург 1885 г.» в части II-й, в разных местах глав 1, 2 и 3. О хранении апостольского предания в век Мужей Апостольских см. в статье Шуази: «Апостольское предание», перев. с французск. в жури. «Труды Киевской духов. академии» за 1879 г. т. III, декабрь, стр. 495527. К разряду общих характеристик относится статья проф. Чельцова: «Первый век христианства в писаниях Мужей Апостольских» напечатанная в «Христианском Чтении» за 1868 г. в части I-й, стран. 493517 и 769790. 3 А) Русская литература об ап. Варнаве и его послании: а) переводы послания ап. Варнавы: У нас в России известны три перевода послания ап. Варнавы: 1) в журнале Христианское Чтение за 1830 г., часть 37, стр. 349; в этой же части имеются и доказательства подлинности послания, – 2) священника П. А. Преображенского в его издании: «Писания Мужей Апостольских». Москва 1862 г., стр. 3376; недостаток этого перевода заключается в том, что он сделан с неисправного латинского текста, а не с подлинного греческого, который был найден в 1859 году известным ученым Тишендорфом вместе с синайским текстом Библии, при котором приложено и послание Варнавы в его полном составе; – 3) перевод професс. Чельцова, сделанный со вновь открытого Тишендорфовского текста и напечатанный в сочинении Чельцова: «Собрание символов и вероизложений православной церкви от времен апостольских до наших дней. С.-Петербург 1869 г.», стр. 208247 (сочинение печаталось приложением к Христианскому Чтению за 1869 и 1870 гг.); этот последний перевод самый точный и правильный; в этой же книге Чельцова (стр. 247 и дал.) есть трактат: «о тексте, времени происхождения, подлинности, церковном значении и догматической важности послания Варнавы».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

По значению, которым пользовались в течение XV в. Князья Воротынские, можно предполагать, что и Спасский монастырь, как ближайший к их удельному городу, основан в начале этого столетия; но, с другой стороны, принимая во внимание, что место, занимаемое им, лишь с половины XV в. начало пользоваться некоторою безопасностью от Татарского вторжения, а именно с 1480 года, когда Хан Ахмат, под влиянием внезапного страха, бежал именно с левого берега Угры, «никем же гонимый», обратно в свои улусы, вероятнее предположить, что и Спасский монастырь основан уже после этого события, и именно в благодарное воспоминание чудесного спасения России от нашествия страшного доселе врага. Все летописцы, описывая это событие, единогласно славят милость Божию, говоря: «Да не похваляются легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!» Синодик обители, хотя и не древний, но переписанный с древнего слово в слово, оправдывает предание о том, что она основана Князьями Воротынскими. Во главе частных родов записан род Князей Воротынских. Название близ лежащего посела – деревня Городок, и сохранившийся близ него большой насыпной курган, наводят на мысль, не было ли здесь, до основания монастыря, военного укрепления, важного в древности по своему стратегическому значению, как находящегося на возвышении, господствующем над местом слияния двух значительных рек… По надписи на одной из уцелевших книг узнаём, что обитель сия в самом конце XVII-ro столетия… была приписана к дому Крутицкого митрополита, жившего близ Москвы. Далее 1725 года уже нет данных о существовании обители, из чего и надобно заключить, что она около этого времени обращена в приходскую церковь. От древней обители осталось два храма: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы… Обе церкви стоят на левом возвышенном берегу Угры, недалеко от впадения её в Оку; с южной стороны древнего монастыря деревня Городок, впереди которой находится земляная насыпь; ровное поле, её окружающее, жители называют Карташевым, рассказывая, что в старинные времена жил здесь какой-то барин, по прозвищу Карташ, которому за богохульство поворотило на сторону лицо; когда же он сознал свою вину и покаялся, то получил исцеление от явленной иконы Спаса Преображения, находящейся в церкви того же имени…».

http://sobory.ru/article/?object=01469

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Чтобы воспитать ребенка, нам, взрослым,  важно и для себя держать планку высоко. Дети, сколько бы их ни было, берут точкой отсчета главу семейства. И если мама – это почти сам ребенок, то папа – человек отдельный, главный, мера всех вещей. В эфире радио «Вера» духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров размышляет о том, какие качества присущи настоящему мужчине, как главе семьи  сохранять достоинство и о чем не стоит забывать мужу, чтобы  сберечь в семейной жизни понимание и любовь. Ведущие передачи – Александр Ананьев и Алла Митрофанова А. Ананьев: – «Если мужчина утверждает, что он в доме хозяин, значит, он и в других случаях тоже лжет», – писал в свое время Марк Твен. Сегодня нам бы очень хотелось в очередной раз вернуться к написанию широкими мазками портрета идеального мужчины – того мужчины, которым: а) должны стать те мужчины, которые нас слушают; б) которого должны видеть те женщины, которые нас слушают, рядом с собой. И сегодня к нашей беседе мы пригласили удивительного собеседника, который любую тему превращает в поэзию, делает это легко и одухотворенно. Духовник женского Алексеевского монастыря, член Союза писателей России, замечательный поэт, проповедник, протоиерей Артемий Владимиров. – У меня к вам сразу самый простой, самый короткий и, наверное, самый сложный вопрос. Как бы вы закончили фразу, дорогой отец Артемий: мужчина – это… Кто такой мужчина, на ваш взгляд? Если коротко. Прот. Артемий Владимиров: – Мужчина – это отблеск божества, как и женщина, впрочем. Мужчина – это сын Адама. Предназначение мужчины – содействовать самому Создателю в украшении Богом сотворенного мира, распространению в нем, в этом мире, любви, красоты, чистоты. Мужчина – это по определению защитник, кормилец, это та светлая голова, которая дает ногам полный покой, мужчина – тот, кто чувствует свою силу в ответственности за всех.

http://azbyka.ru/deti/prot-artemij-vladi...

Искусство становится профессиональным и цеховым. Для Андрея Рублева иконописание было соприродно молитве, совершалось с постом и в послушании. Для Феофана Грека, свободного художника, искусство было средством проповеди, Дионисий работает со своими сыновьями за кусок хлеба, по свободному найму. В XVII веке Симон Ушаков, Кирилл Уланов, Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Карп Золотарев и другие изографы государевой Оружейной палаты приписаны к определенному ведомству со строго фиксированным жалованием. Во 2-й половине XVII века было написано замечательное произведение " Сказание о иконописцах " , содержащее 24 биографии знаменитых художников от Алимпия, монаха Киево-Печорского монастыря и первого иконописца на Руси, вплоть до мастеров XVII века. Включено в сборник и жизнеописание Андрея Рублева. Из сказания видно, сколь высок был авторитет старых иконописцев на Руси. Но Иосиф Владимиров уже ценит в художнике не святость, а прежде всего мудрость, то есть профессионализм. Однако он помнит, что ремесло не должно заслонять богословской идеи, и старается этому следовать в своем творчестве. В частности, при написании иконы " Сошествие Св. Духа на апостолов " для церкви Троицы в Никитниках, он заменяет аллегорическую фигуру космоса в виде седобородого коронованного старца, как непонятную для простого человека, и заменяет ее на фигуру Богоматери. Тем самым он выявляет важную богословскую идею: Богородица символизирует собой Церковь, ибо, как через излияние Св. Духа в день Благовещения через Марию воплотился Бог, получив человеческое тело, так и в день Пятидесятницы от Духа Святого рождается новое духовное тело - Церковь, Тело Христово. К тому же Иосиф Владимиров придерживался строго историзма - в Деяниях Апостолов сказано, что Богородица была в тот день среди учеников Христовых, ожидающих пришествия Духа. Здесь Иосиф Владимиров оказывается в русле традиции: в нем совмещается и богослов, и художник. Напротив, его друг и коллега по Оружейной палате, Симон Ушаков предпочитает живопись богословию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

И поистине, нужно иметь духовное сердце, чтобы суметь сладить с ребенком, который почему-то отказывается идти в храм в день воскресный, находит для себя занятия более нужные и важные, будь то лепка из пластилина, или беганье по двору за друзьями, или какое другое. Всякий раз, когда мы насильно вырываем игрушку из рук ребенка, отторгаем его от общения с себе подобными и влачим его в храм, как рабовладелец несчастного негра на торжище, мы подрываем благочестивые устои детской души, мы помогаем ей сделаться революционеркой: в оный час топнуть на все ногой и повернуться спиной к Церкви. Протоиерей Артемий (Владимиров) (род. в 1961 г.) По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно заботиться о целомудрии сердечном. Протоиерей Артемий (Владимиров) Любовь к ребенку должна быть разумной и зрячей. Во всем потворствуя и потакая ему, мы разрушим в нем нравственное чувство, испортим его сердце, обречем в будущем на одиночество и отчуждение от людей. Протоиерей Артемий (Владимиров) Правильно поступают те мамы, которые, совершая кормление младенцев грудью, напевают в это время Архангельское приветствие Божией Матери, изшедшее из уст Небожителя: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!» Вот что значит, по старинному доброму выражению, «всосать благочестие с молоком матери»! И точно, слова чудной молитвы освящают ребенка, и мир Божий почивает на нем. Протоиерей Артемий (Владимиров) Беременность и рождение ребенка Добрые христианские родители с первой минуты явления младенца на свет осеняют его существо молитвой. Христианское дитя при честной матери-христианке растет с молитвой и в молитве, подобно тому как растение получает свое строение, свою природу и свою жизнь из того воздуха, который на него влияет.

http://azbyka.ru/deti/o-detyakh-svyashhe...

    «Ученики Макаренко — дети железнодорожников, мастеровых сначала немного дичились своего нового наставника. Но как-то незаметно для них самих вышло так, что всё чаще и чаще им хотелось задержаться около молодого учителя, послушать, о чём рассказывает Антон Семёнович, какую книжку советует почитать, а то и поиграть с ним в снежки, городки и другие весёлые игры, до которых учитель оказался большим охотником» (7, с. 9).     Вспомним: « В это время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?      Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них. И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. И так, кто умалится, как дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот меня принимает» .      «И уроки у него были не такие, как у других учителей (преподавал Антон Семёнович русский язык, черчение и рисование)» (7, с. 10). «Антон Семёнович в классе был всегда весел, бодр. Сразу умел он увлечь учеников рассказом, а рассказывать он был большой мастер. И при этом каждому, сидящему в классе, казалось, что именно с ним ведёт беседу учитель, к нему обращается, от него ждёт ответа. Ученики говорили « Антон Семёнович взял меня к себе». С этого «взял к себе» начинался каждый урок. А затем, затаив дыхание, слушали ученики чудесные строки пушкинских стихов, повести Гоголя, Чехова, Короленко» (7, с. 10).       «Антон Семёнович искренне, по-настоящему любил детей. Его живо интересовали ребячьи дела и заботы, он мог помочь в беде, дать совет, развеселить шуткой, он был с ними и в минуту отдыха» (7, с. 10-11).        Прекрасные портреты, выполненные рукой Антона, представлены в музее А.С.Макаренко в Крюкове (в доме его отца). «А сколько весёлых, смешных карикатур рисовал Антон Семёнович!»» (7, с. 11). Брат считал, что «в то время он, конечно, в Крюкове был самым образованным человеком на все 10000 населения».     « Макаренко был набожным, по воскресеньям аккуратно ходил в церковь». Такое, удивившее многих, свидетельство о Макаренко тех лет появилось ещё в советские годы в журнале «Народное образование» (18). Это директор 79-й московской школы С.Богуславский в своей статье привёл интересные свидетельства своего деда Соломона Богуславского, который был известным в Крюкове портным и у которого Макаренко заказывал себе костюмы, и воспоминания своей тетки Анны Еремеевны Тамариной, которая была ученицей Макаренко в крюковской школе (18). До этой публикации уже было известно, что Макаренко в те годы учил детей церковному пению. Родственники Богуславского подтвердили, что «об Антоне Семеновиче осталось впечатление как о человеке авторитетном, всеми уважаемом».

http://pravmir.ru/pravoslavnye-istoki-pe...

Накануне похода прибывает в Москву посол Фридерика III Николай Поппель, приемный сын барона Эренштейна. Он привез предложение своего повелителя пожаловать Ивана III в короли. Но равный равного не жалует. Есть у рыцаря Поппеля поручение от отца: уверить государя, что Антон-лекарь присвоил себе самовластно дворянское прозвание, столь знаменитое в Германии. Наступил день выступать войску на Тверь. Воевода Хабар возглавляет отряд разведчиков. Огнестрельными орудиями управляет Аристотель. Сказочника Афанасия Никитина ведут закованного — он, тверской уроженец, знает там каждый куст. И дворскому лекарю приказано сесть на коня и сопутствовать покорителю. В том походе ему вместе с Хабаром удастся отличиться при поимке тверского князя. Их вылазка сохранит город от разорения — шурин Ивана Васильевича, князь тверской, миром отопрет городские ворота Вернется немец из похода в русском платье — он желает заслужить доверие русских. Войско с победой возвращается в Москву. Антон всходит на свою половину, слышит шорох за дверью. Анастасия!.. Сама пришла к нему умолять освободить ее от чар и окреститься. Он клянется, что христианин, что почитает волшебство грехом. После ее ухода Антон твердит в душе обет: не из корысти, а из любви должен он принять русское исповедание, а не отречься от Христа, и затем просить руки боярской дочери. Но людская молва заставляет его поспешить. Антон отправляется пешком в село к Афоне Никитину. Старец выслушивает челобитье гостя, изъявляет готовность быть печальником и сватом и достойно выполняет свою миссию: отец отдает Анастасию немцу. Через час Антон-лекарь отправляется в обратный путь. В болотистом перелеске его спасает от разбойников еврей Захарий, которому он в свое время помог в Праге избежать гибели. На следующее утро происходит наказание еретиков. Одно происшествие омрачает люду это зрелище: неожиданно конь царевича Каракачи сбрасывает седока, единственного сына царевича Даньяра. Великий князь приказывает своему лекарю вылечить сына своего татарского приятеля. Антон ручается, коли он станет лечить и ему не будут мешать, царевич будет здоров. На предубеждения Даньяра государь требует от врача головы в залог. Цель вырвать Русь из рук невежества берет верх, и честный лекарь дает клятву, но при условии, что все его требования станут соблюдаться в точности, а один из доверенных бояр Иоанна будет наблюдать за этим в отсутствие врача,

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Не бьет ли Антон Владимирович мимо цели? Не видит ли он противника в единомышленнике и союзнике? Но подумавши, я готов признать, что он прав. Я не мог и не могу преодолеть своего пессимизма. Я продолжаю думать, что государство тоталитарно в своем существе, и потому противоположно Христу, и всякая работа над государством, лежащая на нас, как долг, в то же время неизбежно обречена на неудачу. Антон Владимирович этого пессимизма не разделяет. И, вероятно, он прав. Его правота есть та же верность Халкидонскому догмату. Я готов искать в Халкидонском догмате ключ к тайне Церкви и к тайне Богодухновениости Священного Писания . Антон Владимирович его находит ко всему православному деланию в мире. Если цель домостроительства Божия есть обожение твари, если мы чаем воскресения мертвых в славе «тела духовного» ( I Kop. XV, 44 ), – на нас лежит долг идти к этой предуказанной цели и путем собственной работы, собственного усилия. На этом пути, как и во всяком человеческом делании, неизбежны ошибки, срывы, падения. Никто не станет утверждать – и сам Антон Владимирович меньше, чем кто-либо, – что в его политическом служении не было таких ошибок. Но речь идет именно о служении. И цель этого служения, предуказанная Халкидонским догматом, сообщает его жизни то замечательное единство мысли и дела, в котором богословие и политика раскрываются, как два аспекта одного и того же жизненного подвига. Антоном Владимировичем написано очень много. Список изданного им весьма длинный. Но это, по большей части, статьи или небольшие брошюры. Только сейчас начнутся печатанием его двухтомные «Очерки по Истории Русской Церкви», настоящий подарок русской исторической и богословской литературе. Вообще же научный труд Антона Владимировича выражается в его преподавании. Уровень его преподавания всегда был и остается чрезвычайно высоким. Я разумею не только необычайную увлекательность его лекций, но прежде всего их научные достоинства. И та же верность Халкидону, который утверждает право человеческого начала, обязывает Антона Владимировича к тщательности критического анализа, который иногда смущает робкие души, и даже не одни только робкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

101 Цит. по: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч. 1. М., 1880. С. 781. См. также: Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языка. М., 1861. С. 388–389. 102 Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита. Т. II. С. 842. См. также о студийском книгохранилище: Преподобного отца Феодора игумена Студийского о останцех церковных канон. (Из Кормчей, библ. МДА, рук. 54). В: Казанский П. С. История православного русского монашества. М., 1855. С. 200, приложение 2. 103 Древнейшие списки русские Малого катехизиса: ГИМ. Собр. Чудовское. 36/238. XV в.; дальнейший перечень см. Ищенко Д. С. Огласительные поучения Феодора Студита в Византии и у славян//ВВ. Т. 40. М., 1979. С. 168–170. 104 РГБ. Собр. МДА. 51. XVI в.; РГБ. Собр. Егорова. 1117. XVI в., БАН. 34. 5. 29. XVII в.; БАН. Собр. Архангельское (бывш. Архангельской семинарии). С. 184. XVII в. 105 Цит. по: Владимиров П. В. Древнерусская литература киевского периода XI–XII в. Киев, 1901. С. 27. 109 Владимиров П. В. Указ. соч. С. 145. Сравнительный анализ поучений преподобного Феодора Студита и преподобного Феодосия Печерского см. Чаговец В. А. Указ. соч. С. 153–177. 112 Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. Библиографические материалы. СПб., 1903. С. 5. 113 Истрин В. М. Очерки по истории древнерусской литературы домосковского периода (XI–XIII вв.). Пг., 1922. С. 42. 115 Липшиц Е. Э. Указ. соч. С. 84. Пристань Студийского монастыря находилась у ворот “гранатовых яблок”, при турках — “Нарликапи”, см.: Путеводитель по Константинополю. С. 57. 116 Гранстрем Е. Э. Греческие рукописи ленинградских хранилищ. Вып. 5. Рукописи XIII века//ВВ. Т. XXV. М., 1964. С. 190. 456. 118 Из Киево-Печерского Патерика по рукописи XV в. (Уваровск. собр. 965) “Слово о Спиридоне проскурнице и о Алимпии иконописце”. Цит. по: Владимиров П. В. Указ. соч. С. 5–6. Приложение 2. 119 Цит. по: Сперанский М. Н. Указ. соч. С. 56; см. также: Сахаров И. Сказания русского народа. (Путешествия русских людей). Кн. 8. СПб., 1849. С. 53.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

К этому надо добавить, что ни у кого из нас нет стольких учеников, как у Антона Владимировича. Его научное руководство ценят и его ищут. И его дело ученики его продолжают не только по Истории Церкви, но и по Ветхому Завету, и не в одной Европе, но и в Америке. Маленькая, но характерная подробность. Перегруженность нашей программы заставляет нас ценить случайно освобождающиеся часы почему-либо отсутствующих преподавателей. Но прежде, чем о их освобождении успеют узнать другие, они, по большей части, уже бывают заняты Антоном Владимировичем: даже в его восемьдесят лет! Но Антон Владимирович не только живое звено, связующее высшую духовную школу русского рассеяния с рассадниками духовного просвещения дореволюционной России. Помимо его воли и вопреки его собственным ожиданиям, русская революционная буря вынесла его в самые первые ряды строителей новой России. Как Министр Исповеданий Временного Правительства, он открывал от имени государства в торжественном заседании в Храме Христа Спасителя в Москве Поместный Собор Русской Церкви. Можно по-разному судить о деле Московского Собора 1917/18 годов. Но каноническая жизнь Русской Церкви и на родине и за рубежом текла эти последние десятилетия, пускай с перебоями и отступлениями, но по тем путям, которые были проложены Собором. Деятельным членом Собора оставался Антон Владимирович и в 1918 г., когда он, по освобождении из заключения, жил на нелегальном положении в Москве. Этой деятельности скоро пришел конец, как он пришел, еще раньше, и его политической деятельности в России. Но и та и другая продолжались в эмиграции. Напомню, что Антон Владимирович был Председателем Русского Национального Комитета сначала в Финляндии, потом в Париже. Его активное участие в Епархиальных Собраниях и в Епархиальном Совете Русского Экзархата Вселенского Престола в Западной Европе тоже должно быть отмечено. Тем самым заграничное служение Антона Владимировича оказывается служением не только русской богословской науке, но и Русской Церкви в широком смысле слова и русскому народу. Антон Владимирович неустанно следит за тем, что происходит в России. Он чувствует Россию так, как ее почти никто теперь не чувствует. И новые эмигранты легко находят с ним общий язык. Странно сказать, в свои восемьдесят лет и после тридцати семи лет эмиграции, он остается живою связью русского зарубежья не только с духовным просвещением старой России, но и с Россией вообще: с Россией минувших лет и с теперешней подъяремной Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010