Созерцание Да созерцаю Давида и Саула, человека с Духом Божиим и человека без Духа Божия (1 Цар. гл. 18), а именно: 1) как Саул боялся Давида за его добродетель и как Давид во всем был покорен Саулу; 2) как Саул притворно награждал Давида и в то же время послал его в среду филистимлян, чтобы он погиб; 3) как богоотступник всегда больше всего страшится Божия человека. Проповедь о чудесном камне на Сионе Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, [честный,] крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. Ис.28:16 Сей досточудный камень, братья, – это Сам Господь наш Иисус Христос. Ведь если бы пророк имел в виду обыкновенный камень, то не упоминал бы веру в него; а иначе он прорицал бы идолопоклонство. И у пророка Даниила говорится о камне, который отвалился от горы и разбил большого истукана, а сам сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан. 2:34–35 ). Пророчество о камне у Даниила предназначено для язычников, а у Исаии–для иудеев. Господь Иисус Христос – это Камень, положенный, во-первых, в основание всецелого Божия творения, ибо Он – Слово Божие и Божия разумность [в серб, букв.: словесность. – Пер.]; во-вторых, [положен Он] в основание Ветхого Завета как подготовительного и, в-третьих, в основание Нового Завета как заключительного. Камень краеугольный – то есть самый твердый и самый прочный, связывающий и сопрягающий другие камни и удерживающий стены разных направлений в единстве и цельности. Если же рассмотреть Господа Иисуса Христа в приложении к нашему внутреннему человеку, то Он – краеугольный Камень, связывающий и сплачивающий наши разнообразные духовные способности в единство и целостность, так чтобы всё действовало в одном стремлении, в устремленности к Богу и Божию Царству. Если же взглянуть на Господа Иисуса Христа в ретроспективе человеческой истории, то Он – краеугольный Камень, связывающий и объединяющий евреев и язычников в единый дом Божий, в Божию Церковь . Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ), – говорит Апостол Нового Завета, в согласии с пророком Ветхого Завета. Кто бы доселе ни веровал в этот Камень спасения, [тот] не постыдился. И никогда никто не постыдится, если будет в Него веровать. Ведь Камень сей – основание крепко утвержденное и воистину Он – Камень испытанный, драгоценный и честный .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю досточудную Божию помощь покаявшимся израильтянам (Суд. гл. 11), а именно: 1) как кающиеся [люди] возопили к Богу: Делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне ( Суд. 10:15 ); 2) как сошел Дух Господень на Иеффая, и разбил он аммонитян и освободил Израиль; 3) как и ныне покаяние людей примиряет их с Богом и низводит Божию помощь в напастях. Проповедь о Божией жалобе на неверный народ Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Ис. 1:2 Гнев, гнев Божий! Во гневе отвращается Бог от избранного народа, жалуясь на него всем остальным Своим творениям, возвышая Свой голос пред небом и землей. Послушайте, Ангелы Мои святые и разумные [в серб, букв.: словесные. – Ред.]; послушайте и вы, твари земные бессловесные! Хотел Я соделать сей народ святым и мудрым, а он своей нечистотой и неблагодарностью низринул себя ниже [всех] бессловесных тварей. Наименовал Я их сынами Своими и возвысил их, а они обернулись ко мне спиной и пошли вслед скверных идолов! Гнев, гнев Божий, гнев любви, в тысячный раз оказывающей благо прокаженному и в тысячный раз принимающей от него плевки. Если бы заговорили все мертвые стихии, то могли бы, вкупе со всеми тварями, засвидетельствовать великие чудеса, которые для народа израильского сотворил единый и живой Бог в Египте и в пустыне – только чтобы народ сей отвратился от идолослужения и уверовал в единого живого и всемогущего Бога. Это могли бы удостоверить вода и кровь, камень и дерево, тьма и огонь, жабы и мухи, птицы и змеи, болезнь и смерть, облако и дым, ветер и манна, медь и железо – вместе с фараоном и многочисленными народами, досточудно побежденными Божией десницей и устраненными с пути [по которому шествовал] народ израильский. И однако же, сей народ отвергся Бога и последовал за истуканами! Вот страшное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия. О братья мои, помыслите, какое бы видение имел пророк Исаия о нас, если бы сегодня явился он среди нашего народа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю чудесное знамение, явленное Богом Гедеону (Суд. гл. 6), а именно: 1) как в одну ночь только на шерсти была роса, а прочая земля оставалась сухой; и как в другую ночь роса покрыла всю землю, а на шерсти не было ни росинки; 2) как означало это сперва (до Христова пришествия) израильский народ среди языческого а затем (после Христова пришествия) – языческий осеняемый благодатью, и безблагодатный Израиль. Проповедь об отсрочке Судного дня – по милости Божией Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2Пет. 3:9 Милость Божия, братья, отодвигает день – по слову пророческому, пылающий, как печь ( Мал. 4:1 ). Итак, да посрамятся ругатели, насмехающиеся над Божиими словами и вопрошающие: « Где обетование пришествия Его? » ( 2Пет. 3:4 ). Не Бог запамятовал о Своем обетовании, а грешники забыли о самих себе. А Бог, по безмерной Своей милости, ждет, пока грешники одумаются, и покаются, и подготовят себя к тому дню, который не повторяется. Ибо день оный не таков, как прочие дни, подаваемые людям на покаяние и приуготовление к встрече с Богом. День оный – единственный в своем роде, уникальный; он отличается от всех остальных дней, ибо наступит он не для покаяния, а для суда. Как един и неповторим Страшный Суд, так един и неповторим и оный день. Бог не желает, чтобы кто-либо из людей погиб. Не на погибель создал Он человеков, а на спасение. Есть ли такой огородник, который, сажая овощи, хочет, чтобы они у него засохли и погибли? А [ведь] Бог премудрее и сострадательнее всех людей. Одно желание у Бога, а именно: чтобы все люди покаялись и отвратились от зла. Как веселится виноградарь, если увядшая было виноградная лоза вновь оживет, и зазеленеет, и принесет плод! Какова же тогда радость Бога и Божиих Ангелов, если души человеческие, зачахшие во грехе, обратятся [на путь истины] и в слезах покаяния обретут [утраченную] молодость и принесут плод душевной чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю чудесное превращение жезла в змея и змея – опять в жезл (Исх. гл. 4), а именно: 1) как Господь, сотворивший и змея, и жезл из праха, может Своей силой – в высших целях – претворять мертвое в живое и живое в мертвое; 2) как и мою засохшую во грехе и умерщвленную душу Господь способен, по моей вере и молитве, обратить в жизнь. Проповедь о радости от веры во Христа ...Которого (то есть Христа), не видевши, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною. 1Пет. 1:8 Это слова святого апостола Петра. Он видел Господа и любил Его. Он лицезрел Господа и веровал в Него. Именно поэтому хвалит он любовь тех, кто не видел Господа, и веру тех, кто не взирал на Него своими очами. Сам Господь сказал: Блаженны невидевшие и уверовавшие [в серб, букв.: Благо тем, которые не видели и веровали . – Пер.] ( Ин. 20:29 ). Блаженны не видевшие Господа так, как видел Его Апостол, и, однако же, любящие Его апостольской любовью. Блаженны не взиравшие на Господа так, как взирал на Него Апостол, и, тем не менее, верующие в Него апостольской верой! О братья мои, если не видим мы Господа, то видим Его дело, озарившее всю человеческую историю с одного конца до другого и просветившее духовной значимостью всякую тварь под небесами. Если не видим мы Господа, то созерцаем Его Святую Церковь , созидаемую на Его Пречистой Крови из многочисленных святых и праведных [людей], а также из несметного числа душ, крещаемых во имя Его из века в век. Если [и] не взираем мы на Господа лицом к лицу, как лицезрели Его Апостолы, [то] верим, что Он среди нас во Плоти и Крови, которыми, по Его заповеди, мы причащаемся, и, причащаясь, радуемся радостью неизреченною . Жив Господь, братья, и близко Господь! Это – наша непоколебимая вера и это искра огня, возжигающего наши сердца в пламень любви ко Господу, живому и близкому. А коли знаем [мы], что Господь, Создатель наш, по любви сошел на землю и стал ради нас человеком, а к тому же – что был Он умерщвлен и [по Воскресении Своем. – Пер.] явился живым, – то какие еще более твердые устои требуются нашей вере и какое более прочное основание [нужно] нашей любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю чудесную Божию помощь Давиду (1 Цар. гл. 19), а именно: 1) как Давид играл на гуслях перед Саулом; 2) как злой дух напал на Саула и Саул метнул копье, чтобы убить Давида; 3) как Саул не попал в Давида даже с самого близкого расстояния. Проповедь о предречении Христовых чудес Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. Ис. 35:5–6 Придите, братья, подивимся силе нашего живого Бога, отверзшего очи смертному человеку, чтобы с громадного временного расстояния видел он то, что сбудется. И притом с какими подробностями созерцает он [грядущие чудеса]: словно сам этот пророк был Христовым Апостолом, и ходил [по земле] с Владыкой Христом, и наблюдал одно чудо за другим: как Христос дает зрение слепым, и слух – глухим, и твердую поступь – хромым, а немых наделяет голосом и речью. Когда Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников, чтобы спросили они у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? – Владыка Христос ответил им словами Своего пророка Исаии: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают ( Мф. 11:3. 4–5 ). Посмотрите, как дивно устроил Господь наше спасение! То, что предрек Он о Себе устами Своих пророков, то и исполнил. Пророк некогда изрекал Его слова, внушенные Духом Святым, а теперь Он [то есть Господь] произносит слова Своего пророка. Для того это, чтобы показать, что и произнося собственные слова, и цитируя слова пророка, всегда глаголет Он только Свои слова. Следовательно, и тогда говорил Он, а не пророк, и теперь говорит Он, а не кто-то другой. И [тем самым] оправдывает Он Своего пророка как Своего верного служителя, так что никто не может возразить, что, дескать, пророк изрекал нечто ложное. Таким образом, пророки служили славе Владыки Христа, а Владыка Христос прославил Своих пророков, Своих истинных служителей. О Господи Иисусе, прославленный Своими служителями и прославивший их, помоги и нам словом, делом и мыслями послужить величественной славе Твоего имени. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 23 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю чудесный дар Божий Соломону (3 Цар. гл. 3), а именно: 1) как явился Господь Соломону в Гаваоне и спросил, чего он хочет от Бога; 2) как Соломон попросил сердце разумное , чтобы мог он судить народ, распознавая добро и зло; 3) как Бог даровал ему и то, что он просил, и то, чего не просил. Проповедь о единодушии Сына и Отца Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего. Ин. 5:19 Как следует понимать эти слова, братья? Так ли, как разумели это некоторые еретики, утверждая, в частности, что Сын меньше Отца и немощнее Его? Нет, ни в коем случае. Уста, толковавшие подобным образом слова Господни, вещали бесчестье. Глаголы сии надлежит понимать так, как мыслили о них наши Святые Отцы, а именно: что Сын равен Отцу во всем и, по причине равенства их хотения, любви и премудрости, Сын не может ничего творить наперекор воле Отчей, а также вопреки Отчей любви и Отчей премудрости. Равно как ни Отец не может ничего делать в противовес Сыну, ни Дух Святой в противовес Отцу и Сыну. Всё, что хочет, и изволяет, и о чем мыслит Отец, то и Сын, и Дух Святой хотят, и изволяют, и о том же мыслят. Гармония [ни с чем] не сравнимая, единство нараздельное, бытие несказанное! Итак, ясно, что Сын и не может, и не хочет ничего творить Сам от Себя, по собственному изволению, без сообразности и единства с силой Отчей и волей Отчей. А о том, что это изъяснение точно, свидетельствует Сам Господь Своими последующими словами: Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин. 5:21 ). Усматриваете ли равенство воли и силы? Того, чего хочет Отец, хочет и Сын; то, что может Отец, может и Сын. Итак, никто да не разделяет Божество и [да] не навлекает на себя проклятие. Бог не может разделиться, и тот, кто покушается делить Божество, умаляя одно Лицо и возвышая другое, не может спастись. Пресвятая Троица, Боже наш, тройственный по Ипостасям и единый по существу, Жизнь, Свет и Любовь , призри на нас и помилуй нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 9 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так все приговоренные к смерти спаслись вместе со святой Анастасией. При виде такого Божия чуда 120 язычников немедленно уверовали во Христа и крестились. Созерцание Да созерцаю страдания Давида за соделанный грех, а именно: 1) как пришло горе в дом Давида; сын восстал на сына, а брат – на сестру; 2) как Авессалом повел войну против отца своего, Давида; 3) как за грех царя весь народ подвергся бедствию. Проповедь о терпеливом Иове Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно! Иов. 1:21 Пусть ничего не боится праведник, братья, ибо всё с ним будет хорошо. Всё Священное Писание свидетельствует нам о том, что Бог не оставляет праведника совершенно. Пример Иова показывает нам это предельно ясно (в серб, букв.: ясно, как солнце. – Пер.). Было у Иова семь сыновей и три дочери, обладал он богатством и пользовался уважением среди людей, были у него и друзья. И всё это утратил он в один день. Однако не возроптал на Бога, но пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвратись ( Иов. 1:20–21 ). Тогда потерял Иов и здоровье – последнее, что имел, и всё его тело, от темени до пят, покрылось гнойными язвами. И сидел Иов на пепле и возносил хвалу Богу. Жена же подговаривала его, чтобы отрекся он от Бога своего. Но праведный Иов ей ответил: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать ? ( Иов. 2:10 ). Друзья упрекали его в том, что он грешен, надмеваясь пред ним своим умом и праведностью, тогда как Иов смиренно молился Богу, терпеливо перенося свои язвы и свое несчастье. И сегодня бывает, как и в ту пору, что, когда нагрянет на нас некая беда, наши соседи делают вид, что они умнее и честнее нас. Впрочем, Всепремудрый Бог попустил все эти скорби на Иова, чтобы искушать не только Иова, Своего раба, но и его сродников и друзей. И когда каждый из них показал себя, каков он есть на самом деле, и сдал экзамен пред Богом, тогда Бог Своей всесильной десницей возвратил Иову и здоровье, и богатство вдвое большее, нежели взял у него, и опять даровал ему семерых сыновей и троих дочерей. Имеющий крепкую веру, братья, обладает ясным духовным зрением – так что может видеть перст Божий и в своем благоденствии, и в своих страданиях. Имеющий крепкую веру и в скорбях проявляет большое терпение. Когда Бог дает ему, он благодарит; когда Бог берет у него, он благословляет: да будет имя Господне благословенно !

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

То же самое можно сегодня сказать о многих ученых-теоретиках, которые, строя гипотезы, руководствуются собственными мечтаниями, а не истиной Божией. Созерцание Да созерцаю событие крещения Господа, а именно: 1) Его скромный приход на Иордан, не известный никому, кроме Иоанна; 2) Его погружение в воду, порхание голубя над Ним и глас с высоты. Проповедь о таинственном Божественном Тройстве Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном 3 . 1Ин. 5:7–8 . Когда мы читаем Священное Писание , надлежит нам тщательно вникать в каждое слово. При торопливом чтении, например, не запечатлеется в глазах различие, проводимое евангелистом между тройством небесным и тройством земным. О небесном тройстве он говорит: и Сии три суть едино , а о земном – и сии три суть вкупе . Ведь есть большая разница между быть едино и быть вкупе. Отец, Сын и Дух Святой суть едино, тогда как дух, вода и кровь – только вкупе (вместе), но не едино. И враги могут пребывать вместе, но это «вместе» не значит «едино». Вода и кровь образуют тело (плоть), а дух есть дух. Плоть же желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал. 5:17 ); следовательно, не едино они суть, но все-таки вместе (вкупе). И когда человек умирает, это общение расторгается и уничтожается: кровь и вода идут в одну сторону, а дух в другую. Тогда как Божественное Тройство на небесах – не только вкупе , но и едино . Впрочем есть тройство [и] во внутреннем (в серб. букв:, во внутреннем небе. – Пер.) человека, которому подобает быть не общностью, а единством, чтобы блажен был человек и на этом, и на том свете. Это – единство ума, сердца и воли. Пока эти трое лишь в общении, человек ратует и с самим собой, и с небесным Тройством. Но если эти трое станут едино, так что никто из них не будет ни господином, ни рабом, то человека наполняет мир Божий, который превыше всякого ума ( Флп. 4:7 ), всякого слова, всякого объяснения, всякого страха и всякой скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда святой Андрей крикнул на него с гневом: «Уходи отсюда, скверная неприязнь!» И демон, отскочив вспять, злобно ответил: «Ты для меня неприязнь, какой больше нет во всем Царьграде!» Святой Андрей не захотел его тотчас прогнать, но дал ему выговориться. И демон стал рассказывать: «Чувствую я, что наступает время, когда пропадет мое ремесло. В ту пору люди станут хуже меня, равно как и дети своим лукавством превзойдут взрослых. А я тогда буду отдыхать и не стану уже учить людей ничему, ведь они сами [по себе] во всем будут творить мою волю». Спросил его святой Андрей: «Каким грехам больше всего радуется ваш род?» И демон ответил: «Идолослужению, клевете, ненависти к ближним, содомскому греху, пьянству и сребролюбию – вот чему мы больше всего радуемся». И еще вопросил его святой Андрей: «А как переносите вы то, если некто, ранее вам служивший, отречется от вас и ваших дел?» – «Это ты знаешь лучше меня, – ответил демон. – Тяжело мы это переносим, но утешаемся тем, что, может быть, снова вернем его к себе, ведь многие отрекшиеся от нас и обратившиеся к Богу паки к нам возвратились». Когда злой дух поведал сие и еще многое другое, святой Андрей дунул на него – и он исчез. Созерцание Да созерцаю праведность царя Иосии и Божию награду (2 Пар. гл. 34), а именно: 1) как Иосия истребил идолов и творил угодное пред Господом; 2) как излилось на него и на его народ Божие благословение во время его длительного царствования. Проповедь о детях и об их похвале Господу Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради 149 . Пс.8:3 При торжественном входе Господа Иисуса в Иерусалим, а затем и в самом храме дети восклицали: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне ( Мф. 21:15 ). Кажется, ничто так не раздражило иудейских старейшин, как сия похвала Иисусу со стороны малых детей. Слышишь ли, что они говорят? – спросили они Его злобно. И Господь им кротко ответил: Да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил [Себе] хвалу ? Итак, ясно, как в ясный день, что сии пророческие слова Давида относятся к тому чуду, которое произошло при входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим, то есть к сей досточудной похвале, изреченной Господу из уст малых детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дивную душу она возрастила, Всякую гордость в себе сокрушила, Божией воле себя поручила, Ясно, как солнце, Творцу послужила. И на любовь Бог ответил любовью: Душу ее научил славословью И благодать за труды ниспослал – В райскую жизнь ее дивно призвал. Божий Афанасия исполнила Завет – Ныне обитает там, где смерти нет. Рассуждение У злого царя Константина Копронима была добрая дочь, девица Анфуса, «прекрасная ветвь на худом дереве». Невзирая на все уговоры своего отца выйти за кого-нибудь замуж, она пребыла непреклонной, ибо крепко была привязана сердечной любовью ко Владыке Христу. А когда ее отец умер, Анфуса раздала свое имение нищим и стала инокиней в одном из монастырей. Сколь великое удивление вызывают многие благородные мужи, оставившие мирскую суету и последовавшие узким путем за Христом, столь сугубо изумительны и жены, презревшие и молодость, и богатство, и все тленную привлекательность [сего] ради любви Христовой. То, что богатому трудно войти в Царство Божие, сказал Сам Господь; трудно, но это не значит, что невозможно. Легко презреть богатство и весь тому, кто ни во что поставил самого себя. Созерцание Да созерцаю воскресшего Господа Иисуса, а именно: 1) как затворенными дверями входит Он к Своим ученикам и дарует им мир; 2) как для Его прославленной плоти не существует [уже] никаких физических препятствий, но является она, где хочет. Проповедь о созидаемом городе Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Евр. 13:14 Не были ли, братья, Вавилон и Ниневия великими и удивительными городами? Но сегодня только ящерицы возлежат в пыли их башен. И Мемфис, и Фивы не питали ли гордость фараона и князей человеческих? А сегодня лишь с большим трудом можно определить место, где они некогда стояли. Но покинем твердыни из камня и кирпичей и посмотрим на города из плоти, крови и костей. Люди дольше и усерднее созидают град собственного тела, нежели крепости и кафедральные соборы. В течение восьмидесяти и [даже] ста лет возводят люди города своего тела, но в конце концов видят, что труд их напрасен: то, что десятилетиями созидали они с немалой заботой и денно-нощной тревогой, во мгновение ока низвергается в могильный прах. Чей телесный град не обрушился и не обратился в пыль? Ничей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010