Сей чиновник, снедаемый скорбью, тяжело заболел и слег в постель. Услышав, что отец Назарий прибыл в столицу, супруга чиновника поспешила найти его, поведала ему горе, выпавшее на их долю, и попросила помолиться Господу о ее муже. «Есть ли у вас медная и серебряная мелочь?» – спросил ее отец Назарий. Женщина принесла и дала ему [деньги]. И отец Назарий удалился. В тот же вечер он снова вернулся, чтобы обрадовать женщину следующим известием: «Слава Богу, все близкие к Царю обещали за вас молиться!» Женщина, разумеется, думала о царе Александре Павловиче и его дворянах, тогда как духовник имел в виду нищих по улицам, которым раздал он всю ту мелочь и послал их помолиться Богу о муже этой женщины. И действительно, пришло [доброе] известие: царь приказал вновь рассмотреть дело опального чиновника. А именно этого и хотел сей чиновник. Когда женщина стала благодарить отца Назария, он ответил: «Благодарите Господа, но не забывайте и Его вельмож: нищих и убогих; они много могут у Господа Бога». Созерцание Да созерцаю удивительную силу пророчества (1 Цар. гл. 10), а именно: 1) как Самуил предрек Саулу всё, что произойдет с ним в один из грядущих дней; 2) как сошел на Саула Дух Божий, – и он тоже пророчествовал. Проповедь о главном пророчестве пророка Исаии Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Ис. 7:14 Сие славное пророчество о рождении Господа от Девы Боговидец Исаия изрек в минуту величайшего отчаяния, в котором находился Иерусалим. Бесчисленные полчища сирийские и Ефремовы окружили город у самых его стен. Царь Ахаз, оставшись без воинов и оружия, а также [все] жители Иерусалима, были смертельно напуганы. И всколебалось сердце Ахаза и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу . В эти часы безутешной скорби царя вышел пред него пророк Исаия и, по повелению Божию, объявил: Не страшись и да не унывает сердце твое . После сего Исаия предрек, что враги не возьмут Иерусалим. Но видя, что царь ему не поверил, повелел царю просить знамения, чуда – либо с неба, либо от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю благодать Бога Духа Святого в таинстве елеосвящения, а именно: 1) как эта благодать действует через освященный елей; 2) как она, сообразно молитве и вере, исцеляет от всякой болезни и всякой немощи. Проповедь о таинстве елеосвящения И многих больных мазали маслом и исцеляли. Мк. 6:13 Так делали святые Апостолы – и нам заповедано делать то же самое. Апостол Иаков пишет нам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ). Должно призывать не кого вздумается, а священников, старейшин церковных; следует помазывать не в чье бы то ни было имя (дабы не было знахарства), а во имя Господне; не кто-либо иной воздвигает болящего, а Сам Господь, равно как и не кто-либо иной способен простить ему грехи, как только Господь. Почему [мажут] елеем, а не чем-то другим? Потому что так заповедано – и дабы мы проявили послушание и веру. Почему нам заповедано крещать водой, и миропомазывать миром, и причащать хлебом и вином? Это Божий выбор и Божие смотрение, а наше – слушать и верить. Разные составы употребляются в разных таинствах, но благодать одна, как и Господь один; и все от Господа. Для чего Господу нужно некое вещество, чтобы излить на нас Свою благодать? Вещество нужно не Господу, а нам: пока мы в веществе – нам потребно вещество. Снисходя к нашей немощи, Господь использует вещество. Бесплотным же Ангелам подает Он благодать невещественным образом. Елей немощен сам по себе, как немощна сама по себе любая материя, но всемогуща Божия благодать. Через елей Господь ниспосылает благодать Духа Своего Святого, и эта благодать исцеляет больных, воздвигает расслабленных, возвращает [рассудок] сумасшедшим. О братья мои, сколь неизреченна благость Божия! Чего только не сотворил для нас Господь! Чего бы еще могли мы пожелать? Все наши нужды знал Он наперед и для всех для них загодя приготовил врачевания. От нас же ждет Он только [того], чтобы верили мы Ему и исполняли Его повеления. Не постыдно ли и не бессовестно ли для нас, что зачастую мы более тщательно следуем предписаниям врачей – человеков, как и мы, смертных, – а заповедями бессмертного Бога пренебрегаем?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как поклонились Ему ученики; 2) как возвращаются они в Иерусалим с великой радостью. Проповедь об источнике живой воды и о сухом колодце Подивитесь сему, небеса... говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды . Иер.2:12. 13 Сказано ли это только о том [времени] или и о сегодняшнем? Конечно, и о сегодняшнем. Относится ли это только к народу еврейскому или же и к нашему народу? Разумеется, и к нашему народу. Как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй заповедано не только для того времени, но и на все времена, и не только для еврейского народа, но и для всех народов, так и это. И это действует и сегодня, и всегда для всякого народа и для каждого человека, который поворачивается спиной к источнику живой воды во дворе своем и копает [иной] водоем, чтобы пить из него дождевую воду. Источник живой воды – это Сам Господь; Источник неиссякаемый, обильный и сладкий. Колодец же – любое человеческое дело, творимое вопреки Богу и Божиему закону; дело, от которого люди чают прогресса, и счастья, и утоления своего голода и жажды. Такие водоемы суть и безбожие, и сребролюбие, и чревоугодие, и разврат, и властолюбие, и тщеславие, и идолопоклонство, и ворожба, и всё прочее, где диавол – советчик, грех – землекоп, а ложная надежда – водонос. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь [в серб. букв.: ...и разрушьтесь. – Пер.], говорит Господь ( Иер. 2:12 )! До какой степени обезумел человек, что начал покидать воду живую и копать водоем в горящих угольях, которые еще больше распаляют его жажду! О братья, и наш народ сделал два зла: забыл он Господа как Источник всякого блага и пошел искать себе добра во зле и через зло. Можно ли найти воду в огне? И пшеницу в песке? Нельзя, братья, никак нельзя. И еще меньше можно отыскать мира, и счастья, и удовольствия, и радости, и жизни, и какого бы то ни было другого блага в кладезях греха и безбожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю воскресшего Господа Иисуса, а именно: 1) как Его Воскресение поощряет нас и укрепляет ко всякому благому труду: телесному и духовному; 2) как Его Воскресение озаряет любой наш благой труд светлой надеждой на живого Бога, подсчитывающего и измеряющего наши труды и сохраняющего их ко Дню Суда. Проповедь об апостольском трудолюбии Мы... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. 2Фес. 3:7.8 Сначала исполнить, а потом поучать. Этого правила держались все Божии Апостолы и все святые. Так и апостол Павел, прежде чем изречь заповедь: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес. 3:10 ), свидетельствует о себе и о своих помощниках в проповеди, что ничей хлеб не ели они даром, но хлеб свой зарабатывали трудом и делами. Занимались трудом и работою ночь и день ! Вот истинные труженики! Вот Христовы медоносные пчелы! Денно-нощный труд – где здесь время для греха и пороков! Денно-нощный труд – как может здесь диавол свить гнездо страстей? Денно-нощный труд – где здесь повод к соблазну? В некоторых египетских и палестинских монастырях было и по десять тысяч монахов. И все они жили от труда рук своих: от плетения всевозможных корзин, циновок и от других ручных ремесел. Денно-нощный труд – и денно-нощная молитва . Когда один монах продал корзины в городе дороже, нежели за цену, назначенную ему игуменом, то за это он был наказан. Ведь подвижники не заботились об обогащении, им была нужна только самая необходимая пища и самая простая одежда. В этом они были и есть истинные последователи великих Апостолов. О братья, бежим от лености, как из звериного логова. И если мы случайно в нем оказались, то да убегаем оттуда скорее, пока звери совсем не загородили нам выход. Логово – это дом, в котором лодырничает бездельник, а звери суть бесы, чувствующие себя в таком доме лучше, чем подле своего царя в аду. О Господи, дивный в трудах Своих и заботах о Своих созданиях, пробуди нас от лености и ободри нас к денно-нощному деланию – бодрым Духом Твоим Святым. Тебе слава и похвала [во]веки. Аминь. 26 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса на Голгофе, а именно: 1) как воины снимают с Него одежды, а Он молчит и не противится; 2) как пригвождают Его ко Кресту, а Он молчит и не сопротивляется; 3) как с шумом и гамом поднимают Крест с земли и ставят его вертикально, а Господь молчит. Проповедь о Втором пришествии Господа Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. Мф. 24:27 Второе пришестие Господа Иисуса будет пришествием во славе. Об этом Господь говорил неоднократно. Но теперь Он уточняет, на что будет похоже это пришествие. Будет оно подобно молнии, говорит Господь. Тем самым открывает Он нам пять качеств этого славного Своего пришествия. Во-первых, Его Второе пришествие будет внезапным, как молния. Оттого-то и предостерег Он нас: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа! Во-вторых, Его пришествие будет светлым, как молния. Солнце и звезды помрачатся, да и весь космос утратит лучистость своего лика, когда воссияет Он. Кто согрешает, в том меньше света и лучезарности; сколь же непроглядной будет тогда тьма под тем небесным пламенем! Посему и заповедал Он нам держать светильники душ наших наполненными елеем и приготовленными. О братья, да не окажемся во мраке в оный страшный час! В-третих, Его пришествие будет могучим, как молния. Ибо в другом месте Сам Он ясно говорит, что придет Он с силою и славою . В-четверых, Его пришествие будет всеобъемлющим и явным всем и каждому от востока до запада. Иными словами, не явится Он как в первый раз, чтобы увидели Его только ученики, или одно племя, или один народ и одна страна, одно государство, но придет, как молния, которую все люди и все племена на земле узрят [вдруг,] в одночасье. В-пятых, как блистание молнии предшествует дождю и граду, так и Его Второе пришествие будет предварением Страшного Суда, который для праведных и верных станет желанным дождем, а для неправедных и неверных – градобитием. Готовимся же, братья мои, ибо облака собираются, и из них в любую минуту может сверкнуть Божественная молния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса на суде пред Иродом, а именно: 1) как Ирод сначала очень обрадовался, что увидел Иисуса – не по какой-то душевной нужде, а из любопытства; 2) как Ирод надеялся увидеть от Иисуса какое-нибудь чудо, но ошибся в этом, ибо Господь ничего не отвечал на все его расспросы; 3) как Ирод со своей [свитой], уничижив Господа и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду. Проповедь о примирении злых ради зла И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Лк. 23:12 Даже в своем бесчестии и унижении праведник творит добро своим врагам. Он их примиряет. Правда, в этом конкретном случае их примирение означало не совместный почин в каком-то добром деле, а общее преследование Праведника. Но, по крайней мере, ослабевало и угасало пламя их взаимной ненависти. Для праведника и то воздаяние. Пилат и Ирод враждовали друг с другом. Но в тот день, когда Спаситель был приведен на суд сначала к одному, а потом и к другому, они помирились. Князь мира принес мир вздорящим сторонам – мир, который поможет вытесать для Него крест. Впрочем, и пришел Он для того, чтобы стать добровольной жертвой за грехи многих. И сегодня пребывающие в раздоре противники мирятся, когда нужно совместными усилиями ополчиться против Господа и осудить [Его]. Как только услышат они имя Его, постепенно утоляют свою обоюдную неприязнь, чтобы попытаться очернить это святое имя. Грешник легче выносит грешника, нежели праведника. Грешник грешника проще понимает и легче с ним примиряется, нежели с праведником. Даже партии в некоторых странах, наиболее рьяно друг другу противостоящие, приходят к компромиссу, когда надлежит принять решение о том, какое место следует отвести Господу Иисусу Христу в данном государстве: первое ли (какое Ему и подобает) или же последнее? В таком вопросе кровные враги мирятся один с другим – лишь бы оттеснить Господа на последнее место. Точно также и в эпоху евангельских событий враждовавшие друг с другом партии фарисеев и саддукеев помирились и объединились против Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, распятого на Кресте, а именно: 1) как [благотворно] использует Он последнее дыхание жизни и спасает разбойника на кресте; 2) как предает Он дух Свой в руки Отца: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . Проповедь о скором Господнем пришествии Се, гряду скоро . Откр. 22:7 Неверующие враги собственных душ скажут: «Две тысячи лет тому назад обещал [Он] прийти, а всё еще не приходит!» Так насмехаются те, кто будет [стонать и] причитать в вечных муках. А мы, готовящиеся войти в радость Его Царства, знаем, что придет Он в силе и славе, как и обещал. Знаем мы, что приходил Он уже несметное число раз, являясь Своим верным. Не пришел ли Он к Иоанну Боговидцу, которому и сказал эти слова: Се, гряду скоро ? Иоанн лицезрел Его в силе и славе и почувствовал на себе Его руку, когда, устрашившись, пал к Его ногам, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою ( Откр. 1:17 ). Не Он ли пришел к Савлу, когда тот поначалу дышал ненавистью против христиан и когда на пути в Дамаск пал на землю, увидев Господа и услышав глас Его: Савл, Савл!что ты гонишь Меня ? И опять-таки не Он ли вошел в сердце апостола Павла, когда тот признался: У же не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 )! И не Он ли посещал многочисленных мучеников и мучениц за имя Его, чтобы поддержать их, исцелить, обласкать? Не Он ли являлся преподобному Антонию Великому , великомученику Феодору Стратилату, священномученику Харалампию, святой [мученице] Марине, святителю Сильвестру и многим, очень многим другим? Но о чем мы говорим? Не Он ли на третий день возвратился из царства смерти и пришел к Апостолам? И [не Он ли] так неоднократно приходил на помощь Церкви, словно из мертвых воскрешая ее, когда враги Его ликовали, думая, что навсегда предали они Его Церковь смерти? Не Он ли явил Свою силу в Церкви и в правление Нерона, как и в эпоху Константина, и при Юлиане Отступнике, как и в царствование Юстиниана, [а также] в годину арабского гнета и турецкого и монгольского деспотизма над христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, распятого на Кресте, а именно: 1) считая капли Его пречистой Крови и перечисляя мои грехи; 2) считая Его скорбные воздыхания и последовательно приводя на память глупые дни смеха моего. Проповедь о верности в страданиях и о венце жизни Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни . Откр. 2:10 Своими страданиями Господь облегчил наши страдания. Претерпел Он величайшие муки и вышел [из них] победителем – посему и может Он ободрять нас в наших малых страданиях. Он страдал и терпел за правду, мы же страдаем и терпим, неся кару за свои грехи. Посему вдвойне может Он от нас требовать, чтобы выстояли мы до конца, как выстоял Он, безгрешный. Ведь Ему никто из нас не помог и не облегчил мук и терпения, а Он, когда мы страдаем, стоит рядом с каждым из нас, облегчая нам наши беды и скорби. Потому-то и имеет Он полное право сказать любому страдальцу за Его имя: «Не бойся!» Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть , – говорит Он, – потому что [и] Сам Я перенес все страдания и знаю их. Ни одного страдания Я не убоялся, но все их воспринял на Себя и все их, в конце концов, одолел. Одолел Я их, не отвергая их или убегая от них, но приняв их все на Себя добровольно и подъяв их все до конца. Так и ты прими на себя добровольно страдания, а Я вижу и знаю, сколько можешь ты понести и как долго. Если эти страдания будут продолжаться до самой смерти и даже причинят тебе смерть – и тогда не бойся: Я дам тебе венец жизни . Увенчаю тебя жизнью бессмертной, вечной, в которой царствую Я со Отцем и Животворящим Духом. Бог и послал тебя на землю не для того, чтобы жил ты себе в удовольствие, а чтобы подготовился к жизни бессмертной. Было бы великим горем и досадой, если бы твой Создатель не мог тебе дать жизнь лучшую, более продолжительную и светлую, нежели та, что проводишь ты на земле, ибо вся она отдает тлением и смертью и короче жизни воронов. О братья мои, вонмем слову Господню – и все страдания будут нам облегчены. Если удары сего кажутся нам теперь подобными твердым камням, то, когда послушаем мы Господа, они станут [для нас мягкими], как морская пена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, шествующего под Крестом на Голгофу, а именно: 1) как терпеливо и молчаливо несет Он Свой Крест; 2) как потом снимают с Него Крест и возлагают на Симона Киринейского, и тот несет Крест, шествуя за Христом; 3) как оборачивается Он к плачущим иерусалимским женщинам и говорит им: Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших – возвещая тем самым Свою победу и поражение Своих убийц. Проповедь о поношении Христовом как богатстве Верою Моисей... поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Евр. 11:24.26 Не пожелал Моисей ни оставаться во дворце фараона, ни именоваться фараоновым пасынком. Захотел он паче страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение . Сколь непохожи были на Моисея его потомки, по тем же самым «фараоновым» причинам осудившие Царя славы на смерть! Все они охотнее прожили бы год в растлевающем [души] дворце фараона, нежели 40 лет путешествовать с Богом по пустыне. А Моисей оставил все почести, всё богатство, всю лесть и ласку, которые мог дать только богатый Египет (да притом еще во дворце царском) и, повинуясь Божией заповеди, отправился по голодной и безводной пустыне, веря [в серб, букв.: с верою. – Ред.] в то, что за нею находится земля обетованная. Это и означает почитать поношение Христово паче всех египетских благ. Поношение Христово – это то, чего люди светские, [отдающие] сильным запахом земли, стыдятся во Христе. Се суть все Христовы скорби на земле, Его пост, бдение, молитва , скитание без крова, осуждение, унижение, позорная смерть. Это Христово поношение Апостолы, а вслед за ними и все многочисленные святые, считали богатством, вящим всех благ вселенной, ибо, претерпев уничижение, Господь воскрес, и отверз небесные двери, и явил обетованную райскую землю, в которую повел Он человечество через Свой позор, или через пустыню Своего страдания. О Господи, прославленный и воскресший, помоги нам каждую каплю Твоего пота и Твоей крови твердо и непоколебимо почитать за богатство, большее всех светских благ. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 17 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Созерцание Да созерцаю грехи царя Иорама и Божию кару (2 Пар. гл. 21), а именно: 1) как Порам перебил своих братьев и восстановил идолопоклонство в рощах и на холмах; 2) как враги ограбили и поработили его страну; 3) как получил он тяжкую болезнь во внутренностях своих и умер неоплаканный . Проповедь о Боге Духе Святом, от Отца исходящем Когда же приидет Утешитель, Которого пошлю Я вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Ин. 15:26 Непостижимы, братья, глубины Божия бытия. Впрочем, Бог не сокрыл их от нас совершенно, равно как и не открыл их нам в[о всей] полноте. Сколько способна носить наша немощь, столько нам открыто; открыто нам столько, сколько нужно для нашего спасения. О Духе Святом открыто нам то, что Он исходит от Отца и посылается Сыном. Пусть никто не требует большего, чтобы не впасть в заблуждение. Раз исходит Он от Отца – значит, с Отцом у Него одно существо; раз посылается Сыном, чтобы продолжить служение Сына, – значит, равен Он Сыну. Свидетельствует о Мне Отец ( Ин. 8:18 ), – сперва сказал Господь Иисус; а теперь говорит Он о Духе истины; Он будет свидетельствовать о Мне . Оба Свидетеля равны, и потому Господь ссылается то на одного, то на другого. И Тот, Кто свидетельствовал, и Тот, Кто будет свидетельствовать, равны в сущности, ведь не оставил бы Господь Свидетеля на будущее меньшего, чем Свидетель из прошлого. Так рассуждаем мы по-человечески, в приложении ко времени, а на самом деле – Три вечно свидетельствуют на небе, по словам евангелиста: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин. 5:7 ). Есть люди, утверждающие, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Кто открыл им это и когда? Мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца, ибо открыл нам это Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Посему отвергаем мы те прибавления к православной вере, которые не согласуются со словами Самого Господа. Однако, чтобы усвоить слова Пречистого Господа, необходима великая чистота сердца. И потому надлежит нам паче всего прочего очистить наше сердце от страстей, нежели покушаться любопытствующим умом и оскверненным сердцем проникнуть в бесконечные глубины бытия Божия, ибо всякий так поступавший впадал в ересь и губил свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010