Св. Феодорит Кирский добавляет: «Апостол указал на “жертву хваления”, благоугодную Богу, но соединил с нею жертву “благотворения”, которую справедливо назвал “общением”. Ибо и Господь сказал: “Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы” ( Лк. 16:9 ). И божественный Апостол говорит: “Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство” ( 2Кор.8:14 ). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся» 2 . Также у апостола Павла встречаем: «Богатых… увещевай, …чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. ( 1Тим.6:18–19 )», а Бл. Феофилакт комментирует: «Это относится к любви. Под общительными разумей разговорчивых, приветливых людей» 3 . Цитаты об общении «Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна – высокий, другая – низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной». свт. Григорий Богослов «Бог устроил ещё, что мы имеем нужду друг в друге, чтобы и таким образом соединить нас, так как нужда особенно производит общение». свт. Иоанн Златоуст «Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек — ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе. Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым». Сир.13:19-21 Примечания: 1 Феофилакт Болгарский , архиепископ Охридский Толкование на послание к Евреям . 2 Блаженный Феодорит Кирский Толкование на послание к евреям . 3 Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский Толкование на Первое послание к Тимофею святого апостола Павла . Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/obshhenie

Лк.14:28 .  Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, Лк.14:29 .  дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, Лк.14:30 .  говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Притчей о башне Господь научает нас, чтобы мы, однажды решившись следовать за Ним, сохранили сие самое намерение и не полагали одного только «основания», то есть следовать начали бы, а до конца не последовали, как неимеющие достаточного приготовления и усердия. Таковы были те, о коих евангелист Иоанн говорит: «многие из учеников Его отошли от Него» ( Ин. 6, 66 ). И всякий человек, решившийся творить добродетель, но недостигший до Божественного знания, поскольку начал добродетель несовершенно и неразумно, строит несовершенно, так как не может достигнуть башни высокого знания. Почему и бывает посмешищем смотрящих на него людей и бесов. И иначе: под основанием можешь разуметь слово учительское. Ибо слово учителя, рассуждающее, например, о воздержании, брошенное на душу ученика, подобно основанию. На этом слове, как на основании, нужно и «построение», то есть совершение дел, чтобы «башня», то есть добродетель, которую мы вознамерились творить, была окончена у нас, и притом была крепка пред лицом неприятеля. А что слово есть основание, а дело – построение, сему довольно научает нас апостол, когда говорит: «Я... положил основание», Иисуса Христа, «а другой строит» ( 1Кор. 3, 10 ), и далее перечисляет различные построения ( 1Кор. 3, 12–15 ), то есть совершение дел или добрых, или злых. Итак, будем бояться, чтобы не стали над нами бесы смеяться, о которых пророк говорит: «дети (славянское – «ругателие») будут господствовать над ними» ( Ис. 3, 4 ), то есть отверженными от Бога. Лк.14:31 .  Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Лк.14:32 .  Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Лк.17:25 .  Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, – говорит, – если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне. Лк.17:26 .  И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: Лк.17:27 .  ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Лк.17:28 .  Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; Лк.17:29 .  но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; Лк.17:30 .  так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. И здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Примерами этими, то есть примером людей предпотопных и содомлян (пред пожаром), намекается и на то, что в пришествие антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия, что люди будут распутны и преданы преступным удовольствиям, как и апостол сказал, что «в последние дни... люди будут... более сластолюбивы, нежели боголюбивы» ( 2Тим. 3, 1–2, 4 ). И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло. Ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого, что может сделаться чистым? Итак, люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава первая Кол.1:1 . Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа Сразу же и вначале незаметно опровергает их мудрование. Ибо не ангелов апостол, а Иисуса Христа, и воля Божия на то, что он апостол Того Христа, а не ангелов. Итак, если я «по воле Бога» апостол, то ясно, что я истину проповедую. Что же такое? то, что Сыном мы приведены к Богу, что мы освободились от иудейских и эллинских обрядностей. И заметь, предлог «по» ( δια) поставлен пред словом θες, что означало Бог Отец. и Тимофей брат, Выходит и он был апостол, вероятно, он был также известен им. Кол.1:2 . находящимся в Колоссах святым и верным (братиям) во Христе (Иисусе) 1 : Колоссы – это город Фригии, который ныне называется Хоны, – это видно из того, что Лаодикия есть соседняя с ним страна. От чего же вы стали святыми? Не чрез крещение ли в смерть Христову? Почему называетесь верными? Не потому ли, что веруете во Христа? Не потому ли, что вверены вам такие тайны от Христа? Ибо верными мы называемся не потому только, что мы уверовали, но и потому, что вверены нам от Бога тайны, которых даже и ангелы не знали. Почему братия? Не по делам ли своим или добродетели? Нет, но во Христе. Как же после этого вы приписываете ангелам приведение нас к Богу? Кол.1:3 . благодать вам и мир от Бога, Отца нашего. 2 Имени Христова не присоединяет здесь, хотя это было у него обычно, чтобы не тотчас, с первых же слов, явно напасть на них и тем не восстановить их против нижеследующего содержания речи. Пусть же скажут уничижающие Святого Духа, почему Бог – Отец наш? Не чрез Духа ли? Великое и превышающее ум Кто даровал нам? Не Дух ли? Как же после этого ты Его умаляешь? Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, Иисус Христос есть Господь наш, а не слуги-ангелы. Павел показывает любовь свою к нам не только благодарением, но и непрестанной молитвой о нас, ибо и тех, которых не видел, всегда имел в себе. Кол.1:4 . услышав о вере вашей во Христа Иисуса Благодарим Бога, говорит, потому что мы слышали от Епафродита о вашей вере во Христа Иисуса, а не в ангелов. Чрез это он предрасполагает их к себе. Потому что имена эти: Христос и Иисус – символы благодеяния; ибо Он принял помазание за нас и Он же спас народ Свой от прегрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Господи премудрый, помяни и нас во Царствии Твоем. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 15 февраля 1. Св. апостол Онисим , один из семидесяти. Был рабом Филимона, человека богатого и знатного в городе Колоссы во Фригии, но чем-то не угодил своему господину и убежал в Рим, где услышал слово Евангелия из уст апостола Павла и крестился. А так как апостол Павел еще раньше и Филимона привел к правой вере, то и помирил он этих двух, Филимона и Онисима, господина и раба, написав отдельное Послание к Филимону, одно из наиболее трогательных письменных свидетельств, вообще существующих в Священном Писании . Прошу тебя , – пишет апостол Павел Филимону, – о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих... Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного . Тронутый этим Посланием, Филимон и вправду принял Онисима как брата, освободив его от рабства. Впоследствии Онисим самими Апостолами был рукоположен в епископа и по смерти апостола Тимофея принял ефесскую кафедру. Это видно из послания [священномученика] Игнатия Богоносца . В пору гонения, воздвигнутого Траяном, Онисим, уже в летах преклонных, был схвачен и приведен в Рим. Здесь он давал ответ перед судьей Тертуллом, был ввержен в темницу и, наконец, усечен мечом. Одна богатая женщина, взяв его тело, положила [его] в серебряный ковчег и честно погребла в 109 году. Онисим преславный жизнь яко раб начал – Как Христов апостол и мученик скончал. Об имени спросил его Тертулл, издеваясь. – Христианин мне имя, Онисим – прозываюсь. – Свободный или раб ты? Ответь мне, убогий! – Был раб Филимона, а ныне – Христа Бога. – За цену какую Филимон тебя продал? – Владыка Христос Кровь за меня отдал. – Скажи, почитаешь ли богов изваянных? – Не вижу богов – только каменных болванов! Зверей разных вижу, но не живых, а мертвых; Волу вы вола приносите в жертву, Барана – барану, птиц – сычам и совам; Животных живых – безжизненным скотам; Живое – бездушному вы отдать готовы,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего Тотчас же и утешает: «Господь убьет его». Ибо подобно тому, как огонь, еще до появления своего, издали приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, так и Христос одним повелением, или дуновением, исполненным Святого Духа, умертвит его, и одним пришествием Своим «истребит», то есть совершенно уничтожит его. Ибо явившись только, Он положит конец обольщению. 2Фес.2:9 . того, которого пришествие, по действию сатаны, Апостол учит нас, кто таков антихрист, именно: он человек, имеющий в себе сатану, который будет действовать чрез него. будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, То есть он обнаружит всю свою силу, но ничего не будет иметь истинного, напротив все обманчивое. «С чудесами ложными», то есть поддельными или вводящими в обман тех, кто обращает на него внимание. Павел предрекает это, чтобы не прельстились живущие в то время. 2Фес.2:10 . и со всяким неправедным обольщением погибающих Он будет страшен повсюду своею властью, потому что все будет делать с жестокостью, чтобы прельстить людей и причинить им зло, разрушая их спасение. Но чтобы кто не пришел в недоумение, говоря: для чего Бог попустил придти ему, когда люди должны потерпеть столько вреда? апостол отвечает: не бойся! Он возобладает над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, остались бы неверующими. за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Любовью истины он называет Христа, ибо Он был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истину. Апостол намекает на то, что больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев, ибо они не приняли Христа, не уверовали в Него. Об этом и Христос говорит им: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин.5:43 ). 2Фес.2:11 . И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, «Пошлет», вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставили Бога, и ложь овладела ими. «Действием заблуждения» апостол называет дела антихриста, которые он делает для того, чтобы обольстить, или так он назвал и самого его, действующего по побуждению сатаны, чтобы прельстить многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

чтобы тебе принять его навсегда, То есть будешь пользоваться им. Флм.1:16 . не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа, ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностию, ничто; тем более время бегства. Так вместо раба прими брата; вместо непотребнаго – возлюбленного; «и по плоти», т. е. и в мирских вещах – он достоин любви, как услужливый, «и о Господе», т. е. в делах духовных. Флм.1:17 . Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. То есть, если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла? Флм.1:18 . Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Не сказал: украл, но – мягче: «обиде, или должен есть». Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: мне зачисли это в долг, меня считай должником. Флм.1:19 . Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; Превосходно говорит это, пиша с духовную благодатию и как бы так говоря: для большей уверенности, что уплачу долг, – служит мое собственноручное письмо. не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Чтобы не показалось укорным Филимону, что апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и дает собственноручную росписку, – ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – апостол (приведенными словами) дает разуметь, что надеется на него и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностию, но сверх того и самим собою ты должен мне. Флм.1:20 . Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; От сердечной речи апостол опять перешел к более важному, умоляя: «да пользуюсь», говорит, «тобою», т. е. да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, кои о Господе. успокой мое сердце в Господе. 1 . Упокой, говорит, мою любовь к тебе, или мое сердце ради Христа. Ибо не мне оказываешь благодеяние, а Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

1Фес.2:13 . Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – Здесь апостол хвалит и фессалоникийцев. Нельзя сказать, говорит он, что мы одни поступаем во всем безукоризненно, а вы показали нечто несообразное с тем, чему я вас наставлял; ибо вы слушали нас не с таким расположением, с каким слушают людей, но внимали нам так, как будто наставлял вас Сам Бог . «Слышанным словом Божиим» апостол называет проповедь, в которую веруют чрез посредство слышания. «Как веровать в Того, о Ком не слышали?» ( Рим.10:14 ). которое и действует в вас, верующих. Откуда видно, что вы приняли проповедь мою, как слово Божие? Из действий, говорит, ваших, то есть она обнаруживается в делах. Если бы вы не так приняли ее, то не перенесли бы так мужественно стольких испытаний. Ибо, как сам апостол перенесенными опасностями доказывает, что он не льстец и не обманщик, так и их мера открывается из того, что они перенесли бедствия. 1Фес.2:14 . Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, Чтобы кто-нибудь не понял под церквами в Иудее синагог иудейских, то он поэтому прибавил: «во Христе Иисусе», чтобы яснее показать, что говорится о церквах верующих. потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, Утешение великое! Ибо, если иудеи, ревнители отеческого закона, уверовавши однажды, столько потерпели, то сколько более должны вы? Немалое доказательство истины Евангелия в том, что иудеи охотно страдают за то, что прежде сами преследовали. 1Фес.2:15 . которые убили и Господа Иисуса И что удивительного в том, что они оскорбляли своих соплеменников, когда они и Господа убили? Смотри, какое утешение – быть общником Христу в страданиях! Поэтому и Павел всегда в искушениях указывает это. и Его пророков, 2 Но скажет кто-нибудь, что они Господа не узнали. Что же? Разве они не узнали собственных пророков, книги которых они носят повсюду? Как же они убили и их? Отсюда очевидно, что они ничего не делают как ревнители истины, но скорее неистовствуя против истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

21 Апреля. Поучение о воскресении мертвых Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ( 1Кор.15:35 ) Апостол Павел заранее знает о сомнениях, которые неверующие будут выражать по поводу воскресения из мертвых, и заранее отвергает их. Как воскреснут мертвые? – спрашивают и сегодня неверующие, которые не видят чудес воскресения в природе ни телесным зрением, ни тем более духовным. Безрассудный! – продолжает апостол, – то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Пока семя в земле не умрет, не прорастает злак, то есть нечто совсем отличающееся от семени. Но неверующий смотрит своими глазами и не видит, а продолжает спрашивать: «Как это может воскреснуть мертвый человек?» Как? Так, как Христос Воскрес. Он сошел мертвый во гроб, а восстал Живой. Воскресение из смерти показывает и природа; но убедительнее природы показывает Воскресший Господь. Чтобы нам было легче верить и надеяться – верить в Воскресение вообще и надеяться на собственное наше воскресение, Он Сам Воскрес из гроба, воскресив перед этим Лазаря Четверодневного, сына Наинской вдовы и дочь Иаирову. «Но в каком теле восстанут мертвые?» – спрашивают неверующие. В таком, в каком Бог пожелает. У Бога имеется бесчисленное множество видов тел. Однако апостол делит все тела на две группы: земные и небесные. В небесные тела, следовательно, облекаются те, кто умер в земном теле: нетленным заменится тленное, бессмертным заменится смертное, прекрасным заменится безобразное. Однако и в небесном теле человек узнает себя и других вокруг себя так же, как узнает себя и когда одет в нищенские лохмотья, и когда облачен в царскую порфиру. Господи Пребогатый, не предай нас вечному тлению, но как царских сынов облачи нас в одеяния бессмертные. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вера без деяний – тело без души, Внимай сим глаголам и другим внуши! Откуда все распри во вражде и злобе? От страстей нечистых в членах и утробе. Ратуют собратья, мира не желают, Тяготеют к мщению, кровь проливают. Если кто отступника к истине наставит, – Спасет сего душу, Господа прославит; В Царство вечной жизни Бог таких введет». Вот скончал Иаков свой земной черед; В час, когда евреи его истязали, и Уста его Господу славу воссылали. Бог прославил праведника в горнем Царстве света – Помоги, апостол, и нам в этом. 2. Св. Игнатий, патриарх Цареградский . Сын царя Михаила Рангаве. Взошел на патриарший престол в 846 году, после святого Мефодия. Свержен с престола в 858 году и отправлен в ссылку. На его место был избран святой Фотий, первый секретарь царя. Но когда престол занял царь Василий Македонянин, он опять вернул Игнатия на патриаршество. И управлял святой Игнатий Церковью с великой ревностью и мудростью. Построил монастырь Святых Архангелов, в котором упокоился в Господе на 89-м году своей земной жизни. 3. Преп. Иаков Боровичский . Об этом святом известно лишь столько, сколько открыл он после своей смерти, явившись во сне благочестивым людям из селения Боровичи. Его святые мощи в 1540 году приплыли по реке Мсте и встали перед Боровичским порогом. От [сих] его [святых] мощей источилось множество чудес. Рассуждение От Бога – благодать, а от нас – труд. А посему пусть никто не думает, что святые Апостолы утверждались только на дарованной им от Бога благодати, и что им было легко, и что без труда совершали они свое великое дело в Не говорит ли апостол Павел: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор. 9:27 )? И в другом месте не свидетельствует ли он, что проводил жизнь в опасностях... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11: 26. 27 )? Святой апостол Иаков питался только хлебом, и то не досыта, спал очень мало, проводя ночи в молитве. Так много молился он коленопреклоненно, что кожа на коленях у него отвердела и стала походить на кожу на коленях верблюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010