к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, 1Пет.1:8 .   Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 1Пет.1:9 .   достигая наконец верою вашею спасения душ. Этими словами апостол указывает причину, почему праведники здесь претерпевают зло, и частью утешает их тем, что они чрез скорби становятся славнее, частью ободряет их прибавлением «в явлении Иисуса Христа», что именно тогда-то Он чрез обнаружение трудов доставит подвижникам великую славу. Присовокупляет он и нечто иное, увлекающее к перенесению скорбей. Что же такое? следующее: «Которого, не видев, любите». Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его, и притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести на вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подастся спасение душ? Если же вы имеете явиться пред Ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение, и вполне достигнете предположенной цели. 1Пет.1:10 . К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, Поскольку апостол упомянул о спасении души, а оно неизвестно и странно для слуха, то свидетельствуется пророками, которые изыскивали и исследовали о нем. Они изыскивали будущее, как, например, Даниил, которого являвшийся ему ангел назвал за это «муж желаний» ( Дан. 10, 11 )! Они исследовали то, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух. «На которое», то есть время исполнения, «на какое», то есть когда иудеи чрез различные плены дойдут до совершенного богопочтения и сделаются способны к принятию таинства Христова. Примечай, что, назвав Духа «Христовым», апостол исповедует Христа Богом. Дух же Сей указывал на страдания Христовы, говоря через Исаию: «как овца, веден был Он на заклание» ( Ис. 53, 7 ), и через Иеремию: «положим ядовитое дерево в пищу его» ( Иер. 11, 19 ), а на воскресение через Осию, сказавшего: «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

1Фес.2:13 . Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – Здесь апостол хвалит и фессалоникийцев. Нельзя сказать, говорит он, что мы одни поступаем во всем безукоризненно, а вы показали нечто несообразное с тем, чему я вас наставлял; ибо вы слушали нас не с таким расположением, с каким слушают людей, но внимали нам так, как будто наставлял вас Сам Бог . «Слышанным словом Божиим» апостол называет проповедь, в которую веруют чрез посредство слышания. «Как веровать в Того, о Ком не слышали?» ( Рим.10:14 ). которое и действует в вас, верующих. Откуда видно, что вы приняли проповедь мою, как слово Божие? Из действий, говорит, ваших, то есть она обнаруживается в делах. Если бы вы не так приняли ее, то не перенесли бы так мужественно стольких испытаний. Ибо, как сам апостол перенесенными опасностями доказывает, что он не льстец и не обманщик, так и их мера открывается из того, что они перенесли бедствия. 1Фес.2:14 . Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, Чтобы кто-нибудь не понял под церквами в Иудее синагог иудейских, то он поэтому прибавил: «во Христе Иисусе», чтобы яснее показать, что говорится о церквах верующих. потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, Утешение великое! Ибо, если иудеи, ревнители отеческого закона, уверовавши однажды, столько потерпели, то сколько более должны вы? Немалое доказательство истины Евангелия в том, что иудеи охотно страдают за то, что прежде сами преследовали. 1Фес.2:15 . которые убили и Господа Иисуса И что удивительного в том, что они оскорбляли своих соплеменников, когда они и Господа убили? Смотри, какое утешение – быть общником Христу в страданиях! Поэтому и Павел всегда в искушениях указывает это. и Его пророков, 2 Но скажет кто-нибудь, что они Господа не узнали. Что же? Разве они не узнали собственных пророков, книги которых они носят повсюду? Как же они убили и их? Отсюда очевидно, что они ничего не делают как ревнители истины, но скорее неистовствуя против истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Не льститеся, братие моя возлюбленная; Иак.1:17 .   Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, Под Отцом светов разумей Бога, а под светами или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей. у Которого нет изменения и ни тени перемены. у Негоже несть пременение, или преложения стень. У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» ( «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ) ( Мал. 3, 6 ), а выражение «преложения стень» означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены. Иак.1:18 .   Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его. Сказал «восхотев», потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Выше сказал: у Негоже несть пременения и тем показал, что Божество неизменяемо; теперь присовокупляет: «восхотев бо породи нас». Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение? А чтобы по поводу слова «породил» не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, апостол присовокупил: «словом истины», ибо, по словам Иоанна Богослова: «все чрез Него начало быть» ( Ин. 1, 3 ), то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию. Слова «начаток некий» означают преимущество и высшее достоинство, а «созданием» называет видимую природу. Иак.1:19 .   Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати [и] косен глаголати, косен во гнев Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения Божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром. Посему один богомудрый муж часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался 2 . Так и блаженный Давид заповедует: «гневайтеся, и не согрешайте» ( Пс. 4,5 ), то есть не гневайтесь скоро и не впадайте от гнева в бешенство. Подобна этой и настоящая заповедь о словах и о гневе, особенно о гневе, который, быв допущен до безрассудства, лишает правды Божией. Почему и говорит апостол:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Флп.2:27 . Ибо он был болен при смерти; Зная, говорит, что вы любите его и опечалены его болезнью, он желает поэтому видеть вас, чтобы освободить вас от печали, которая постигла вас из-за его болезни. Здесь же он представляет и нечто другое. Оправдывается пред ними, что он поздно посылает его к ним, говоря приблизительно так; это произошло не по небрежности моей, но Тимофея я удерживаю при себе, как единодушного со мной. Епафродит же заболел, и потому не мог придти ранее, так как болезнь была продолжительна, и он был даже близок к смерти. но Бог помиловал его, Что ты говоришь, манихей? Если мир, а в нем и жизнь, по-твоему, есть зло, то как теперь апостол называет оставление Епафродита в жизни милостью Божией? Еретики на это не могут ответить. Но христиане могут спросить: если добро разрешиться и быть со Христом, то почему апостол называет земную жизнь Епафродита милостью Божией? Или потому, что Епафродит, который был учителем, продолжая жизнь, должен был весьма многих обратить к Богу (что, как сказано выше, более нужно, чем разрешиться). Или же Павел говорит многое, применяясь к общему обычаю слушателей, и не везде философствует. Он говорил людям, которые были привержены к жизни и которые боялись смерти. Кроме того, настоящая жизнь сама по себе есть добро. Иначе почему бы апостол стал полагать в числе наказаний безвременную смерть? «Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ). Ибо будущая жизнь злого человека вовсе не лучшая жизнь, потому что не добра, а доброго – лучшая. и не его только, но и меня, Видишь ли, как он здесь ставит высоко Епафродита, когда восстановление его здоровья считает особенным благодеянием Божиим и особой милостью? чтобы не прибавилась мне печаль к печали. То есть чтобы вместе с печалью, которая произошла у меня вследствие его болезни, я не имел другой печали, которая могла бы произойти от его смерти. Флп.2:28 . Посему я скорее послал его, чтобы вы; увидев его снова, возрадовались, То есть немедленно послал, с тем, чтобы вы, увидев его, освободились от печали по поводу его болезни, или лучше чтобы возрадовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая Тит.2:1 .  Ты же говори то, что сообразно с здравым учением. Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали учения. Тит.2:2 . чтобы старцы были бдительны, Так как недостаток старости – леность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говорит, чтобы «были бдительны», то есть бодрствовали бы и были бы готовы на все должное. степенны, целомудренны, Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума. Ибо и между старцами бывают люди неистовые, беснующиеся и безумные, – одни от вина, другие от малодушия. здравы в вере, в любви, в терпении; Заповедь о «терпении» особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности. Тит.2:3 .  чтобы старицы также одевались прилично святым, Говорит о старицах, которые и по внешнему виду, и по одежде должны казаться приличными. Некоторые, впрочем, думают, что здесь речь о диакониссах, от которых апостол требует, чтобы они и по самому одеянию казались благоприличными, то есть отвечающими их священному служению. не были клеветницы, не порабощались пьянству, Так как к старости человек охлаждается, то является расположение к вину, а затем, не будучи в состоянии удерживаться, как слабый, побеждается не от умеренного, а от большого употребления вина, а отсюда является склонность к клеветам. учили добру; Как же в другом месте говорит: «а учить жене не позволяю» ( 1Тим.2:12 )? Там он говорит о публичном учении в церкви, которое женам не дозволяется, а здесь об учении домашнем, притом только жен младших. Что это говорит апостол, слушай далее. Тит.2:4 .  чтобы вразумляли молодых любить мужей, Не своих только дочерей, а и вообще всех юных по возрасту. Каждая старшая пусть «вразумляет» младшую, и прежде всего важнейшему домашнему благу – «любить мужа». Когда это налицо, и остальное последует, порядок в доме и изобилие в имуществе; когда же этого нет, то хотя бы и все было, все утечет. Любить детей, Кто любит корень, то есть отца, тем более полюбит и плоды, то есть «детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая 2Фес.2:1 . Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2Фес.2:2 . не спешить колебаться умом Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, – вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово «молим»? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели. и смущаться ни от духа, То есть чрез пророчество. Ибо некоторые, лицемерно объясняя пророчество, обольщали народ, говоря о пришествии уже Господа. ни от слова, То есть учением, выражаемым на живом языке (устно). ни от послания, как бы нами посланного, Обманщики поддельными посланиями, будто бы посланными Павлом, подтверждали то, что говорили. будто уже наступает день Христов. Не ужасайтесь, говорит, что настал день Господа, то есть пришествие Христа. 2Фес.2:3 . Да не обольстит вас никто никак: Ни как пророк, ни как учитель, ни как от меня пишущий таковое. ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, Не будет, говорит, пришествия Господа, если не придет отступление, то есть антихрист. Отступлением апостол назвал его, потому что он на самом деле таков: он имеет отклонить многих, даже избранных, если можно. Его же назвал и «человеком греха» потому, что он совершит всякое беззаконие и других натолкнет на беззаконие. И «сыном погибели» назвал, потому что он и сам погибнет. Кто же он такой? Уже ли сатана? Нет, но некий человек, принявший всю его силу. 2Фес.2:4 . противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, Он не будет приводить людей к идолослужению, напротив, отвергнет всех богов и все предметы почитания их, или идолов, и себя одного объявит богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава первая Гал.1:1 . Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, Тотчас же и отвергает, что он ученик людей. Ибо не люди, но свыше и от неба он призван, и не чрез человека, но чрез Самого Христа. Ибо хотя крестил его Анания, но не он призвал к вере, а с неба Христос. Почему же он не сказал: Павел призванный, но «апостол»? Потому что о том и была вся речь: говорили, что людьми он избран в апостолы. Против этого-то он и восстает, показывая, что это неверно. но Иисусом Христом и Богом Отцем, ( δια Ιησο Χριστο και θεο πατρς) воскресившим Его из мертвых, А книга Деяний говорит еще, что Духом он избран на апостольство ( Деян.13:2 ). Итак, ясно, что едина воля Сына, и Духа, и Отца. Заметь также то, что предлог «чрез» ( δια) относится и к слову «Отец», а Сын поименован первым, это ради еретиков, которые очень заняты были этим. Очень кстати упоминает о смерти и воскресении, чтобы убедить впредь не держаться закона, который ничего не принес для них, но Христа, за них умершего и воскресшего, и потому удаляться от такого Благодетеля есть великое неблагоразумие. Говорит же, что воскресил Его Отец, с одной стороны, по немощи слушателей, а с другой – потому, что все, что творит Сын, относится к Отцу. Ибо не бессилен был воскресить Себя Тот, Который даже уверовавшим в Него дал силу воскрешать мертвых посредством одной тени своих тел. Гал.1:2 . и все находящиеся со мною братия – Так как клеветали, что он один это проповедует, то показывает теперь, что и другие многие разделяют его мнение. церквам Галатийским: Обрати внимание на его негодование и скорбь. Не сказал ведь он: возлюбленным, освященным, или церквам Божиим, а просто «церквам Галатийским». А так как они разногласили между собой, то вполне справедливо называет их многими церквами, и вместе с тем, к пробуждению в них стыда, соединяет их в одно посредством этого имени (церкви). Ибо те, которые разногласят между собой во многом, не могут называться этим именем, которое означает согласие. Гал.1:3 . благодать вам и мир

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Скачать epub pdf Глава восьмая Деян.8:1–4 .  Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Сами апостолы, говорит Лука, не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости. «Стефана же погребли мужи благоговейные». Если они были «благоговейные», то как же они «сделали великий плач?» Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями? «А Савл терзал церковь ». Великое бешенство и быть одному, и врываться в дома. Это потому, что он душу свою предал за закон. Деян.8:5–8 .  Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит евангелист Лука: по убиении Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (8, 1). Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился в Иерусалиме. Лука сделал это замечание для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано христианское учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, придя к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа двенадцати апостолов, то он имел бы власть и преподавать дары Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещеных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как избранные ученики Господни. А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в «Правилах» – он свидетельствует не только о нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил по недостатку пресвитеров в Самарии, потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил Сам Дух, внушивший тому же Филиппу мысль приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых через возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

потому что вы стали нам любезны. Чтобы не показалось, что он ведет речь обо всем этом потому, что трудился для них, и поэтому должен пользоваться почетом от них, говорит: делаю это не по чему другому, как по любви. Ибо я не ищу вознаграждения, но делаю все ради самого долга. 1Фес.2:9 . Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Не сказал: помните благодеяния наши, но «труд», и не просто, а и «изнурение», то есть труд с большим старанием. И не только днем, но и ночью. Вот каково усердие и какова забота, – чтобы не соблазнить кого! Словами «чтобы не отяготить никого из вас» показывает, что фессалоникийцы находились в бедности. 1Фес.2:10 . Свидетели вы и Бог , Бог – достоверный свидетель, но так как людям неизвестно, свидетельствует ли об этом Бог , призывает во свидетели и тех, к кому обращено слово. как свято Все что должно исполняя, ибо это значит «свято», вместо выражения: со страхом Божиим. и праведно То есть ни у кого не вымогая денег – απαιτοντες χρημτων παιτ σεσι. 1 и безукоризненно Не оскорбляя и не давая повода к соблазну. поступали мы перед вами, верующими, Тогда как у неверных апостол назывался безбожным и обманщиком, пустословом и совершенно безрассудным. 1Фес.2:11 . потому что вы знаете. Опять называет их свидетелями – знак, что он говорит без всякой надменности. как каждого из вас, как отец детей своих, 1Фес.2:12 . мы просили и убеждали Удивительно, как он никого не оставил без утешения, но каждому высказал то, что нужно! «Просили» же о том, чтобы мужественно переносили все. Следовательно, я, говорит, не искал славы. Выше апостол уподобил себя кормилице, теперь уподобляет отцу, показывая свою любовь, власть и свою простоту. Ибо какой отец держит себя гордо пред детьми? и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Умолять (в славянском тексте – «свидетельствовать») – это уже знак очень строгого наставления. Следовательно, я, говорит, не льстил. После того как сказал: «как отец», прибавил и слово: «умоляли» («свидетельствующе»). Ибо не строго, говорит, но как отцы (свидетельствующе) «поступать достойно Бога». Смотри, как он, повествуя о прежде случившемся, учит и убеждает. Ибо, если Бог призывает нас в Царство, то должно переносить все.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

ни видов корысти: Бог свидетель! И не по страсти к деньгам мы проповедовали. Того, что я не льстил вам, и вы свидетели, а что я не корыстолюбив – Бог свидетель; ибо вам это неизвестно. 1Фес.2:6 . Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: Не сказал: мы терпели бесчестие, или: не пользовались честью, чтобы не показалось им это упреком, но: мы не искали почестей, хотя этого действительно и требовала проповедь. Ибо, если царских послов мы удостаиваем большой чести, то гораздо более должны почитать посланников Божиих. Посему, как же мы будем делать что-либо ради славы, когда в качестве учителей мы не желали почестей ни от вас, ни от других? 1Фес.2:7 . мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, Или: в чести, славе и довольстве; или: мы могли брать от вас и питаться, и быть вам в тягость. Ибо достоинство наше этого требовало, чтобы брать от вас. но были тихи среди вас, «Тихи», то есть кротки, необременительны. Или: " тихи» (νπιοι) «среди вас», то есть незлобивы, нечестолюбивы. Ибо незлобивый ничего такого не помышляет. Выражение «среди вас» имеет такой смысл: в обращении с вами я был такой же, как и вы, будто не получил высшего назначения. подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Здесь апостол показывает свою нежную любовь. Льстит ли кормилица ребенку? Ищет ли она денег от малюток? – Так и учителю должно быть кротким и любить тех, которые оскорбляют его, как и кормилица любит своих детей, хотя бы они и били ее. 1Фес.2:8 . Так мы, из усердия (μειρμενοι; у блж. Феофилакта: μειρμενοι ) к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши. μειρμενοι υμν, то есть привязанные к вам, и заботящиеся о вас, из μο (вместе) ερω (соединяю). (Далее блж. Феофилакт говорит: некоторые прочитали: μειρμενοι, то есть желающе, но это неверно). Посему, не только, говорит апостол, мы не брали ничего от вас, но «восхотели», то есть сильно желаем истощить для вас даже души свои, если нужно будет. Посему подавать благовествование – дело драгоценнейшее, но отдать душу – гораздо труднее и есть дело необыкновенной любви, – таков его вывод.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010