Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление «Кому много дано, с того много и спросится» О Божественном попечении Об этом мы говорили, когда рассматривали судьбу Исава и Иакова, двух сыновей Исаака. Один из них избрал один путь, другой иной.. Так вот, Самуил все-таки старался воспитывать детей, но они его не слушали, а Илия не старался воспитывать своих детей , и именно это ставится ему в упрек. Оказывается, он не воспитывал потому, что имел через это некую мзду (очевидно, какой-то частью добытой неправедно добычи они делились со своим отцом), и поэтому он не очень сильно заботился о исправлении своих сыновей, думая, что все само собой устроится. За неблюдение, равнодушие к тому, что народ, вступивший в Завет с Богом, отпадает от общения с Ним оттого, что священники ведут себя недостойно, соблазнительно и нечестиво, Бог попускает страшную беду. Как раз в это время началась война с филистимлянами; израильтяне, не имея вождя, вдохновленного благодатью Божией (Илия был слаб, чтобы возглавить поход), проиграли сражение. Если бы сыновья Илии были благочестивыми и жили, думая о Боге, они воодушевили бы народ, но думали они не о Боге, хотя и желали победы, – это гарантировало дальнейшее безбедное существование при жертвеннике Божием. Так вот, они, не имея благодати в себе, решили воспользоваться ковчегом Завета, рассуждая: «раз проиграли войну, то возьмем-ка ковчег Завета – наши отцы, предводительствуемые ковчегом, победили всех врагов, значит, и мы сможем, если понесем его впереди себя». Это очень тонкое психологическое наблюдение, важное свидетельство Бога о неправде человеческой. Офни и Финеес не оригинальны в своем намерении – очень часто в истории Церкви случалось, что люди пытались скрыть отсутствие в себе благодати, используя какую-либо важную святыню. И всегда для них это кончалось очень плохо. Например, было время, когда Крест Господень много столетий спустя после Рождества Христова был увезен в Персию, когда великий град Константинополь был захвачен крестоносцами, когда на Русь пришли татаро-монголы… В чем смысл? Бог снисходит до людей, когда они не просто используют святыню, а верят в Него и пытаются жить в соответствии с верой.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/19

Офни и Финеес Аарон приношаше огнь Богу непорочный (чистый), нелестный (беспримесный), но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие. После того как Аарон был посвящен в сан первосвященника, на первую жертву, им принесенную, чудесно сошел огонь от Господа и воспламенил ее ( Лев.9:8–24 ). Этот огонь должен был с тех пор гореть неугасимо. Священники обязаны были поддерживать его день и ночь, и кроме него нельзя было употреблять в скинии другого, чуждого, со стороны взятого огня. Сыновья Аарона, употребившие в то же время огонь чуждый для курения в скинии, тотчас же были попалены от Господа ( Лев.10:1–2 ). Если для жертвы надлежало употреблять только священный огонь, однажды навсегда данный от Самого Господа, если недозволительно и небезопасно было заменять его посторонним или примешивать к нему посторонний, то понятно, с каким настроением духа надлежало являться в скинию и присутствовать в ней в виду этого священного огня. Соответственно чистоте и целости жертвенного огня душа каждого израильтянина, являющегося пред лицом Господа в Его святилище, должна была гореть огнем чистой, беспримесной любви и преданности Ему и Его святому закону. В ней не должно было оставаться места лицемерию и двоедушию. Напрасно кто из сынов Израиля стал бы думать, что он может угодить Богу одним только присутствием в Его святилище, одним внешним участием в хвалах и славословиях Ему, одними вещественными, внешними жертвами. Внешнее служение Богу угодно только в соединении с внутренним стремлением к общению с Ним и с ревностью об исполнении Его святого закона. Служение Богу без соблюдения этих условий богопротивно. Святыня скинии была оскорбляема не только внесением в нее чуждого огня для жертвы, но также отсутствием в душе огня любви к Богу, лицемерием, нечистым и оскверненным житием. Богопочтение лицемеров, их хваления и славословия Богу – суетны. Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя ( Ис. 29:13 ). Богопротивны также жертвы беззаконных. Беззаконник, приносящий в жертву тельца, – то же, что убивающий пса, и благовонное курение его – то же, что кровь свиная ( Ис.66:3 ). Как прогневляет Господа служение Ему беззаконников, видно из примера сынов первосвященника Илия – Офни и Финееса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Самуил Последним судьею народа израильского был пророк Самуил , из колена Левия. Родители Самуила долго не имели детей. Однажды мать Самуила, Анна, во время усердной молитвы перед Скинией дала Богу обет: если у нее родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, через год у нее родился сын. Анна назвала его Самуилом , что значит – испрошенный у Бога . Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Первосвященник Илий был в то время также и судьею народа Израильского. У первосвященника Илия были два сына Офни и Финеес, которые были священниками при Скинии, но они были люди порочные, без благоговения совершали службу Божию и своим дурным поведением развращали народ. Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии. Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий. Однажды Самуил сквозь сон услышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил!» Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: «вот я, ты звал меня». Илий ответил: «я не звал тебя; пойди назад ложись». Самуил пошел и лег, и снова голос позвал его: «Самуил, Самуил!» И вторично Самуил пришел к Илию, но Илий снова ответил, что он не звал его. Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Самуил лег и опять услышал голос, звавший его. Самуил ответил, как научил его Илий. Тогда Господь открыл Самуилу, что весь дом Илия погибнет за то, что Илий знал, как нечестиво поступают сыновья его и не обуздывал их. На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание. Скоро исполнилось предсказание Самуила. Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями – священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих . Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Глава 1 Рождение Самуила и посвящение его Господу. 1Цар.1:1 .  Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – ефрафянин; «Рамафаим-Цофим» – иначе Рама Самуилова (см. 1Цар.1:19 ) – местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. «ефрафянин» не в смысле «вифлеемлянин» ( Быт.35:1 ): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, а в смысле «ефремлянин», по месту своего происхождения. Ефрафа, ефрафянин, Ефрем, Ефраим, ефремлянин происходят от одного и того же еврейского корня – произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным. 1Цар.1:3 .  И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т.е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес – священниками. «Положенные дни», в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были ( Исх.34:23 ; Втор.16:16 ) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы. 1Цар.1:4 .  В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные ( Лев.7:11,21,29–34 ; Втор.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 сентября отмечается день памяти пророка Самуила. Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1 Цар. 4,22). По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей — Иоиля и Авию — судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

http://pravmir.ru/den-pamyati-proroka-sa...

Двадцатый день. Поучение 2-ое. Св. прор. Самуил. (Против неблагочинного поведения детей в храме Божием). I. Св. ныне прославляемый пророк Самуил был еще от чрева матери предуказан Богом, как судия и первосвященник народа израильского. Отец его Елкан имеет двух жен Анну и Феинану. Последняя имела детей, а Анна была неплодна. А неплодство женщины считалось большим позором у евреев, поэтому и Анна терпела поношение. Каждый год Елкан со всем своим семейством отправлялся в город Силом, где была скиния и ковчег завета и куда для принесения жертвы стекались все племена израильския. Однажды после принесения жертвы Феинана укорила Анну за неплодство; та в глубокой горести пришла в скинию (переносный храм у евреев) и пламенно молилась Богу, да отымет Он поношение безчадия, обещая рожденное дитя, если оно будет мужеского пола, посвятить на служение Богу. Молитва Анны исходила из глубины сердца и выражалась только в движении уст, голоса же не было слышно. Бывший в то время первосвященник Илий, посмотрев на Анну, подумал, что она пьяная, и сказал: «выйди из святого места и протрезвись». Анна отвечала ему: «никогда не вкушала я ничего опьяняющаго, но в скорби души моей я изливаю пред Богом свою молитву о снятии с меня поругания за безчадие». Илий, по внушению от Бога, сказал скорбящей Анне: «иди с миром, Бог исполнит прошение твое». Она успокоилась и возвратилась домой с твердою надеждою на обетование Божие, которое скоро и исполнилось. Неплодство Анны разрешилось: она зачала и родила сына, которого назвала «Самуил», что значит испрошенный у Бога. По истечении трех лет от рождения Самуил был отведен в Силом и там, по обету матери, оставлен для служения при скинии. В то время также при скинии жили дети первосвященника Илия Офни и Финеес. Пользуясь слабостию престарелого родителя, они потеряли всякое уважение к святыне, не имели страха Божия, вели себя безчинно в доме Божием. Бог вразумляет первосвященника Илия сначала чрез одного пророка, потом чрез прор. Самуила, который не следовал примеру развращенных товарищей своих, но исполнял свои обязанности при скинии с благоговением, потому и угоден был пред Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рассуждение четырнадцатое. О смоковнице И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки: и абие изсше смоковница ( Мф.21:19 ). § I Смоковница означает: 1) добрых общества правителей, которые приносят сладкие плоды правды, мира, защищения подданных, а не утеснения. Блаженно то общество, которое имеет таковых правителей. 2) Означает добрых родителей, кои воспитывают детей и домашних своих в вере и благочестии, и как бы сладость своих добродетелей близким сердцам сообщают по подобию смоковницы, которая близ стоящей руте соки свои сообщает. Таковая смоковница были родители пророка Самуила, и родители Преблагословенной Девы Марии. Благословенны дети, кои имеют благочестивых родителей, предшествующих собственным примером в благочестии и вперяющих в оные сердца страх Божий! Таковые не погибают, якоже Офни и Финеес ( 1Цар.4:11 ). § II Спрашивается: для чего Господь проклял смоковницу? да николиже от тебе плода будет во веки ( Мф.21:19 ). 1) Дабы показать могущество и силу Свою. Ибо единым словом иссушил смоковницу, которая сочнее из всех дерев. 2) Дабы удивить и утвердить Апостолов в вере, чтоб они, увидя Его страждуща, не приписали сие Его немощи, но единому благоволению. Мог бы Он могуществом Своим изъять себя из рук убийц, но не восхотел: или мнится ти, сказал Господь пред страданиями Петру, яко не могу ныне умолити Отца моего, и представит ми вящше неже дванадесяте легеона Ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобает быти? ( Мф.26:53–54 ) 3) Дабы уверить, что скоро имеет явиться гнев Божий на Иудеях, лишённых плодов веры и благодати; гнев Божий, о коем ещё Предтеча благовестил: уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф.3:10 ). 4) Наконец дабы научить беззаконника творить плоды достойны покаяния. Нет ничего для человека приятнее, как созрелые смоквы; и нет вкусу противне, как смоквы незрелые: так пред Богом плоды добрых дел столько приятны, сколько противны дела злые.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Финеес Финеес (по Гезению, медные уста) – имена трех следующих лиц: а) ( Ucx. VI, 25 ; Nc. CV, 30 и др.) – сын первосвященника Елеазара и внук Аарона. Когда моавитяне, по совету Валаама ( Чuc.XXXI, 16 ), вовлекли израильтян в грехи против седьмой заповеди (за что были наказаны от Бога язвой), Финеес ознаменовал себя тем, что собственноручно убил двух главных преступников: Замврия, начальника поколения Симеонова, и Хаану, дочь мадиамского начальника ( Чuc. XXV, 1 и др.). За сию благочестивую ревность Бог обещал ему, что священство навсегда останется в его роде ( Чuc. XXV, 13 и др.). Он принял впоследствии начальство над войском, разбившим мадианитян в одной битве, во время которой был убит Валаам ( Чuc. XXXI, 6–8 ). Он стоял также во главе посольства, посланного к заиорданским племенам, с тем чтобы потребовать объяснений об их участии в устройстве жертвенника, вместо жертвенника, существовавшего доселе в Силоме, по каковому случаю он обнаружил ту же самую благочестивую ревность, как и прежде ( Hab. XXII, 13 ). По смерти Елеазара на Финееса было возложено первосвященничество ( Суд. ХХ, 28 ), именно в то время, когда колено Вениаминово было почти все истреблено. Далее мы видим, что в лице первосвященника Илии первосвященство перешло в род Ифамара, но оно утвердилось в роде Финееса, именно когда Соломон назначил Садока первосвященником на место Авиафара ( III Цap. II, 27, 35 ). Иосиф Флавий (Древн. VIII, 1, 3) сообщает имена членов рода Финееса, который, по его словам, существовал в неизвестности во все время первосвященства дома Авиафарова; б) ( I Цap. I:3, II:12 ) – один из нечестивых сынов первосвященника Илия. При всей важности беспорядков и бесчинств во время приношения жертв в Скинии, которые дозволяли себе он и его брат, Офни ( I Цap.II, 22 и др.), их отец довольствовался единственно выговорами и упреками, вместо того чтобы принять строгие меры наказания (ст. 23, 25). За это Бог предрек чрез пр. Самуила совершенное истребление дома Илиина (ст. 31). Финеес и Офни были убиты в битве с филистимлянами, во время которой они несли Ковчег Завета ( I Цap.IV, 4, 14 ). Жена Финееса, услыхавши о смерти своего мужа, скончалась в родах, назвав родившегося сына именем Ихавод (т. е. отошла слава от Израиля). Сам первосвященник Илий, услыхав страшную весть о взятии Ковчега и смерти своих сыновей, упал с седалища и умер. См. Первосвященник Илий ; в) ( I Eзд. VIII, 33 ) – отец Елеазара, левит, живший во времена Ездры. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

59. Сыновья Илия У первосвященника Илия были два сына, Офни и Финеес. Они были люди негодные, не знали Господа, долга своего священнического по отношению к народу не исполняли и силою отнимали у народа, приходившего к скинии, жертвы. Грех их был весьма велик, потому что они отвращали народ от жертвоприношений Господу своими поступками. Первосвященник Илий был стар, слабохарактерен, и дети его не слушали его увещаний. Пришел к Илию один человек Божий и предсказал, что сыновья Илия за грехи свои умрут в один день. Однажды ночью, когда Илий лежал на своем месте, а Самуил ночевал в самой скинии, был ему голос Божий: «Самуил! Самуил!» Самуил встал со своей постели, побежал к Илию и сказал ему: «Вот я! ты звал меня». Но Илий сказал ему: «Я не звал тебя; пойди назад, ложись». Самуил пошел и лег. Но голос послышался во второй раз и опять Самуил побежал к Илию, который сказал ему, что он не звал его и опять велел ему ложиться спать. В третий раз Самуил услышал голос и опять побежал к Илию. Тогда Илий понял, что Господь зовет отрока, и сказал ему: «Пойди назад, ложись и когда голос позовет тебя, то скажи: говори, Господи, раб твой слышит». В четвертый раз послышался голос, и Самуил ответил, что велел ему Илий. Тогда Господь сказал Самуилу, что Он сделает дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах (т.е. сделает страшное дело). Далее Господь сказал, что он накажет сыновей Илия за их грехи и самого его за то, что он не усмирял их. Самуил после того спал до утра, встал рано и отворил двери скинии. Он боялся объявить о своем видении Илию. Но Илий позвал его и сказал ему: «Сын мой, Самуил! Что сказано тебе? Не скрой от меня». Самуил рассказал Илию все. Илий ответил: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа,- Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Анне же давал часть особую, [так как у нее не было детей], ибо любил Анну [более, нежели Феннану], хотя Господь заключил чрево ее. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала [и сетовала] и не ела. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! [Она отвечала ему: вот я. И сказал ей:] что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего [и иди от лица Господня]. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

http://patriarchia.ru/bible/king1/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010