И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух. Тропарь свв. отцам VII-ro Вселенского Собора, глас 8: Препрославен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истенней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне, слава Тебе. ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

http://pravicon.com/info-3116

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы VII Вселенского собора, свтт. - житие В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов. Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения. Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия. Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

http://pravicon.com/info-3116

Эта раскрывшаяся в христианстве истина и лежит в основе его изобразительного искусства. Поэтому категория образа, иконности, начертания не только не противоречит сущности христианства но, будучи основной его истиной, является неотъемлемой его принадлежностью. На этом и утверждается предание, показывающее, что проповедь христианства миру изначала ведется Церковью и словом, и образом. Исходя именно из этого, и отцы VII Вселенского Собора могли сказать: «Иконописание совсем не живописцами выдумано, а напротив, оно есть одобренное законоположение и предание кафолической Церкви и, по словам божественного Василия, согласно с древностию и достойно уважения» 50 ; оно существовало еще во времена апостольской проповеди. Эта изначальная присущность образа христианству и объясняет, почему он появляется в Церкви и как нечто само собой разумеющееся, безмолвно и неприметно, несмотря на ветхозаветный запрет и противодействие, занимает в церковной практике надлежащее ему место. В IV в. уже целый ряд отцов Церкви (как, например, свтт. Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и др.) ссылаются в своей аргументации на изображения как на нормальное и общепринятое церковное установление 51 . Как выглядели иконы первых веков христианства, мы не знаем и для суждения об этом не имеем никаких данных. Однако об общем направлении искусства этого периода можно на основании последних исследований иметь довольно ясное представление. В своем капитальном труде по истории византийского искусства В. Н. Лазарев, разбирая ту сложную обстановку, в которой возникало раннее христианское искусство, и опираясь на целый ряд предыдущих исследований, приходит к следующему выводу: «Примыкая во многом к античности, особенно к ее позднейшим спиритуализированным формам, оно, тем не менее, ставит себе уже с первых веков своего возникновения ряд самостоятельных задач. Это отнюдь не “христианская античность”, как это стремился доказать Зибель 52 . Новая тематика раннего христианского искусства не была чисто внешним фактом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Новый константинопольский епископ Арзакий (VI. 19) Природные бедствия и смерть императрицы (VI. 19) Избрание Аттика, смерть Иоанна, новацианский епископ Сисинний (VI. 19–22) Смеерть Аркадия, начало правления Феодосия II (VI. 23–VII. 1) Характеристика епископа Аттика, другие епископы, раскол новациан, смута в Александрии (VII. 2–7) Распространение христианства в Персии (VII. 8) Антиохийские и римские епископы (VII. 9) Аларих грабит Рим (VII. 10) Римские епископы, новацианский епископ Хрисанф (VII. 11–12) Смуты в Александрии (VII. 13–16) Чудо епископа Павла (VII. 17) Война с персами, характеристика Феодосия, победа над тираном Иоанном, провозглашение римским царем Валентиниана III (VII. 18–24) Константинопольские епископы (VII. 25–29) Крещение бургундов (VII. 30) Несторианская смута, проблема перемещения епископов (VII. 31–37) Крещение иудеев Крита (VII.38) Церковные дела в Константинополе (VII. 39–41) Чудесное избавление от варваров, брак Валентиниана III (VII. 42–44) Перенесение мощей Златоуста, новацианские епископы (VII. 45–46 Паломничество царицы в Иерусалим (VII. 47) Рукоположение Фалассия в кесарийские епископы (VII.48) Тематическая таблица свидетельствует не только о параллелизме двух историй. Сократ часто изображает события, соединяющие в себе и церковное, и христиано-имперское начало. Значительная часть материала не поддается поэтому четкому разделению: речь идет прежде всего о фактах взаимодействия государства с церковью, особенно тогда, когда соперничающие церковные лидеры обращаются к политической элите в борьбе со своими оппонентами 305 . Таблица дает представление и о динамике повествования. По мере развития сюжета учащается смена типов информации и увеличивается удельный вес христиано-имперского материала. Если в первой книге описание деятельности императора практически сводится к рассказу о его религиозной политике (эту задачу Сократ прямо ставит в I. 18 306 ), то в последующих книгах это ограничение перестает соблюдаться. Ориентация на события придает сочинению Сократа особый исторический настрой, который со всей очевидностью проявляется в сфере временной организации повествования. Событийно важное и хронологическое идут рука об руку. В этом плане Сократ достигает уровня, до которого не смог подняться ни один из последующих церковных историков. Он идет также гораздо дальше Евсевия, всепроникающий интерес которого к проблеме преемств ограничивал его хронологические изыскания датированием епископских смен по годам правлений римских императоров 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видевше сие божественнии отцы шестаго вселенскаго собора, яко в претыкание людем и в соблазн и на вред Церкви сия бываху, сего ради повелеша оттоле сему никакоже быти " (Сл.11). Взгляд на монашество, как на опору и утверждение православного учения, дает русским богословским творениям рассматриваемой нами эпохи отпечаток определенности и законченности. " Просветитель " преп. Иосифа является не только талантливым произведением знаменитого писателя; нет, помимо этого, в нем выразилась целая культура, целое глубокозаконченное миропонимание, что возможно только при условии существования определенной почвы, которой и являлось монашество, как строго определенная сумма идей, как вполне законченное направление. Дальнейшее развитие России в духе усиления вселенско-монашеских начал могло дать человечеству пример дотоле небывалой исключительно церковной жизни, но, увы, последующие за XVI веком события и некоторые русские национальные недостатки лишили монастыри их общественно-учительного значения и на долгое время (если не навсегда) столкнули русскую действительность с пути вселенско-церковной жизни. Идеализация Савонаролы в творениях блаж. Максима могла в свое время носить пророческий характер, и недовольство по этому поводу, выраженное блаж. Зиновием, есть дело человеческой немощи и больно задетого национального самолюбия. БОГОСЛОВЫ КИЕВСКИЕ I. Религия и богословие латинян Никакая в них догма крепка непщуется, ни человеческая, ни божественная, аще ни аристотельские силлогизмы утвердят сию догму (Максим Грек I.247). Частные особенности, характеризующие ту или другую ветвь Вселенской Церкви, нисколько не препятствуют ее духовному росту, если она пребывает в неизменном общении с остальной Церковью; если же она добровольно разрывает узы любви, то все ее особенности сделаются в ее жизни неизменным догматическим началом. Это совершилось в жизни знаменитой среди Церквей Церкви Римской, после ее, исполненного гордости, отделения от Апостольских Церквей Востока. Пребывая в общении с Церквами, Церковь Римская отличалась по преимуществу строгостью дисциплины, сильным значением церковной власти и преклонением перед внешним авторитетом епископского сана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/369/...

Таким образом старец Филофей пророчески обосновывает богоизбранность России, мировое значение Русского Православия и то, что Московское Царство - Москва - Третий Рим стоит, а четвертому Риму не быть. Мы, русские, являемся продолжателями особой великой исторической традиции в православном мире. Мы - Третий Рим. Россия - последняя Православно-Христианская Империя. Мы уже никому не передадим эстафету Империи - Имперский Державный Скипетр. Россия - русские - должны осуществить своими идеалами Святой Руси, своей святой Православной верой, своей благочестивой жизнью по заповедям Божиим, своим государственным идеалом - Великой Вселенско-Православной теократической Империей - Православным Царством - осуществить перед концом истории всемирную проповедь Евангелия Божия - Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа в Православном толковании. Русский народ, создав Великую Православную Империю, осуществит всемирную спасительную православную проповедь Евангелия во всем мире для всего человечества для возможности каждому человеку уверовать и спастись в вечной жизни в Царстве Божием и для обличения и осуждения неуверовавших. После этого, когда будет осуществлена возможность обратиться ко Христу всем существующим на земле народам, способным и готовым к этому, - после этого завершается история человеческого рода на земле, происходит конец мира, второе славное пришествие Господа Иисуса Христа и Его Суд над всеми людьми. Русский народ завершит своей Миссией странствование человеческого рода на земле и возвращение его к Богу. Прославленный зарубежной Русской Православной Церковью Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец писал: «Евангелие Христово должно быть проповедано на всех языках мира в Православном толковании. Только затем наступит конец света». Вот предназначение русского народа, вот его величайшая миссия на земле, вот русская национальная идея, вот цели, задачи, смысл и идеологическая основа создания обновленной Великой Вселенско -Православной теократической Российской Империи - Православного Царства -Третьего Рима.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

6. Ряд римских богословов открывает Ап. от 70-ти, сщмч. Климент, папа рим., далее следуют мч. Иустин Философ, сщмчч. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, свт. Амвросий Медиоланский, блжж. Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин, свтт. Лев Великий и Григорий Двоеслов, папы римские. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин и блж. Иероним Стридонский только по происхождению и месту служения своего относится к Риму, но образованием и духовным устроением были обязаны многолетнему пребыванию в монастырях христианского Востока. 7. Расцвет византийского богословия начался в кон. IV в. по всей восточной части Римской империи. Из богословских школ духовное просвещение перешло в многочисленные монастыри Египта, Палестины и Малой Азии, где подвизались в V-XI вв. прпп. Исаия Нитрийский, Марк Подвижник, Варсонофий Великий, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, авва Фалассий Ливийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат Для многочисленных трудов этих св. отцов, кроме обычного круга вопросов (обличение ересей, монашеские правила, толкование Священного Писания, гимнография), - характерны и антропологические проблемы: внутренний мир человека, его духовное возрастание, смысл и цель человеческой жизни, т.е. приложение сложившегося христианского вероучения к христианской жизни. 8. Из знаменитой александрийской или новоалександрийской школы, процветавшей в IV-V вв., вышли свтт Александр Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский. Их объединяло глубокое знание античной философии и использование ее для раскрытия христианских истин. Созерцательное направление богословия александрийцев проявилось в аллегорически-таинственном толковании Священного Писания. И.В.Киреевский не упоминает зд. еще об одной богословской школе - антиохийской; ее известнейшие представители: свтт. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, прп. Исидор Пелусиот, еп. Феодорит Кирский - дополняли умозрительный взгляд на христианское вероучение александрийцев простым и логически выстроенным толкованием Священного Писания и достижениями гуманитарных наук, в перв. очередь археологии и филологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

Закладку каменного храма совершил 9 мая 1861 г. священник 82-го пехотного полка о. Иоанн Лекторов. Здание возводилось подрядчиком Линдалем под надзором автора проекта. Стоимость строительства составляла 17 142 руб. серебром. В 1864 г. началась отделка, а 21 сентября 1866 г. состоялось освящение нового храма, которое провел настоятель о. Николай Попов, гельсингфорсский благочинный, прибывший в Николайштадт вместе с дьяконом Василием Голубковым и пономарем Громовым. На освящении присутствовал также финляндский генерал-губернатор граф Н.В. Адлерберг. В это время приход насчитывал около 200 человек, в основном, военных. Длина этой однокупольной церкви - 26,5, ширина - 18, высота с крестом - 24,5 м. Над притвором возвышается стройная колокольня. Внутри храм выкрашен белой краской, причем нижняя часть стен покрашена под мрамор. Купольный свод - ультрамаринового цвета и украшен позолоченными звездами. Иконостас был привезен морем из Петербурга. Иконы в нем сделаны способом метахромотипии по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. В киотах находятся образа св. Николая Чудотворца и прп. Серафима Саровского. Первый подарен командиром и офицерами 9-го стрелкового полка, второй - строителем Шиловым. Хоругви были получены в дар от о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Много пожертвовал Лисицын: икону Христа Вседержителя в серебряном окладе, лампады, ризницу, колокол и другие ценные вещи. Достопримечательность храма - плащаница, написанная на белом бархате. Она принадлежала госпитальной церкви Бомарзундской крепости на Аландских островах. После разорения крепости во время Крымской войны плащаница была увезена в Париж, где ее обнаружил русский подданный Речинский, который, выкупив, передал ее Финляндскому Духовному правлению, а оно, в свою очередь, отправило плащаницу в 1864 г. в церковь св. Николая Чудотворца. После Первой мировой войны из Валаамского монастыря в церковь были привезены и размещены на стенах четыре большие иконы: свтт. Московских Петра и Алексия, прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, свтт. Иоанна и Геннадия Новгородских, свтт. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. Эти иконы датируется серединой XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=16639

В § 3.3 рассмотрено воззрение на христианскую Пасху представителей Каппадокийской богословской школы – свтт. Григория Богослова , Григория Нисского и Василия Великого . Они, как и александрийские богословы, исходят из признания Христоцентризма и «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи. Наше спасение также мыслится в соработничестве Бога и человека. Свтт. Григорий Богослов и Григорий Нисский увязывают пасхальную тему и освещение трех аспектов Пасхи с домостроительством Божиим, Творением мира и человека. В раскрытии этой связи вполне проявились Триадологические и Христологические воззрения, характерные для всего богословия «каппадокийского синтеза». Свт. Григорий Богослов видит цель Божиего домостроительства в обожении человека, которое достигается стремлением человека к Богу. Свт. Григорий Нисский богословски истолковывает смерть и воскресение нашего Господа. Они мыслятся как итог процессов, имеющих временное протяжение и названных святителем – «разделение» и «соединение» Человеческих Души и Тела, воспринятых Господом нашим Иисусом Христом. Рассуждая о причине и трехдневном сроке пребывания Господа во аде, святитель отмечает, что Истинная Премудрость посещает сердце земли для того, чтобы смертное было поглощено жизнью, а зло обратилось в ничтожество. Начало трехдневного срока пребывания Господа во аде положено Самим Спасителем на Тайной вечери. Время окончания пребывания Господа в сердце земли – вечер субботний, в час Воскресения. О неразрывной связи воскресного дня, первого при Творении мира, с Пасхой нынешнего века и с днем всеобщего Воскресения мертвых рассуждает свт. Василий Великий , однако, тема Пасхи в его трудах подробно не освещается. В § 3.4 исследовано осмысление христианской Пасхи представителями Западной богословской школы – свтт. Амвросием Медиоланским и Львом Великим , Папой Римским. Их осмысление христианской Пасхи глубоко Христоцентрично. Благодаря их трудам, в конце IV–V вв. сохранялось единство Вселенского православия. Ими была заложена основа в богословское осмысление христианской Пасхи для принятия Западной Церковью воззрения Восточной Церкви на Пасху и для одновременного празднования этого Святого дня всей Вселенской Церковью. В связи с пасхальными спорами о Пасхе (387 г.) свт. Амвросий Медиоланский богословски осмысливает время празднования Пасхи. Он отмечает сакральность этого дня: его избрал Сам Господь, когда совершал Пасху. В выборе дня Святой Пасхи не должен действовать человеческий произвол: все попытки искать нормы определения времени Пасхи вне единства Церкви, небесной и земной, не в Священном Писании и не в Божием Законе, неминуемо приведут к мудрованию по стихиям мира сего преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bo...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010