Будучи, таким образом, просвещены благодатию Духа Святого, что три лица Пресвятой Троицы единосущны суть и равночестны, то есть что ипостаси их неслиянно и нераздельно пребывают вкупе в Божеском естестве и существе едином для всех их, мы, когда возносим ум свой к Богу Отцу, благодатию Святого Духа, восторгающего нас горе чрез Сына, Бога Слова, и простираем к Нему руки и очи свои, говорим: Отче наш , Иже еси на небесех! И опять, когда приступаем воздать молитвы Единородному Сыну Отца, благодатию Духа Святого подающего нам ведение и разумение, говорим: Единородный Сыне, соприсносущное Слово Бога и Отца, единый Сын из единого Отца, Бог из Бога, Безначальный из Безначального, Присносущный из Присносущного, Вечный из Вечного, Свет из Света, Жизнь из Жизни, Неприступный из Неприступного, Непостижимый из Непостижимого, Неизреченный из Неизреченного, Неизменный из Неизменного, Недомыслимый из Недомыслимого, очисти грехи наши! Также, когда призываем Духа Святого, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, божественный Дух терпения, Дух – податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух – отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух – показатель божественных таин, обручение небесного царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов, Дух любви, мира, веры, воздержания, – прииди и вселися в ны, и пребудь с нами неотлучно и нераздельно, освяти, обнови и просвети сердца наши, яко единосущный, равночестный и сопрестольный Сыну и Отцу, делающий богами по благодати тех, кои приемлют Тебя, истребляющий всякий грех и приносящий вместе с нисшествием Твоим всякую добродетель, не отвне имея приносимое Тобою, но естественно будучи всякое благо, и тех, коих избираешь в обитель Себе, делая существенно вместителями всякого добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Скачать epub pdf Глава четырнадцатая «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» ( Откр. 14:1 ). Здесь мы видим собрание великих праведников, пребывающих на Святой Земле Бога, на Сионе, куда сходил Святой Дух – это место, где находится Иерусалим. Гора Сион – прообраз небесной Горы, неких небесных высот, где обитает Бог и Его праведники. Вот как об этом говорит апостол Павел: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: „я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:18–24 ). Иоанн Богослов видит Церковь праведников, которые собираются вокруг Агнца, вокруг Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву, чтобы очистить нас от грехов. Кто называется Агнцем? Тот, Кто Кровью Своей спас нас от вечной гибели, как кровь ягненка пасхального избавила евреев от смерти во время египетского исхода. Христос умер не за одного Адама, а за всех тех, кто верит в Него, кто поклоняется Ему, кто почитает Его. В этом отрывке Апокалипсиса апостол сообщает, что видит противоположное собрание: на святой горе Сион, в Царстве Бога, стоит Агнец, и с ним – 144 тысячи людей, имеющих имя Отца, написанное у них на лбу. Эта печать Божия – противоположность той печати, которую будет ставить антихрист. Эти 144 тысячи праведников породила Церковь во времена антихриста, и они прославят своего Бога в последние дни. Они восхищаются с земли и очищаются через свои страдания. Эти праведники мыслят, как повелел им Бог Отец, исполняют волю Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа. Бог написал на их челах, что Он – их Отец. Мы знаем, что в древности Бог открывал Себя под разными именами: Яхве – Сущий, Эль Элион – Бог Всевышний, Эль Рой – Бог Видящий, Адонай – Господин мой и так далее. В Новом Завете Бог открывается людям как Отец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Говоря о реакции против рационализма Евномия в познании Бога, мы, главным образом, останавливаемся на трех великих каппадокийцах – свт. Василии Великом , свт. Григории Нисском и свт. Григории богословск ойБогослове, Назианзине. Каппадокия в IV в. – средоточие мысли, где продолжает решаться великая задача – христианизация философской техники греческого мира. Мистический интеллектуализм Александрии окажется превзойденным и преобразованным, обретя в этом доктринальном синтезе богомыслия – как его завершение – догмат о Святой Троице. Гноза Климента и Оригена будет низведена до весьма подчиненной роли; богословие (как созерцание Бога) не будет более определять некую духовность “бегства”, возвращения к Богу через разум 1 ; оно явит себя как один из необходимых элементов в общении с Богом-Троицей. Хотя эллинистические реминисценции, размываясь, все еще чувствуются у христиан Александрии (Синесий 2 , например, более обязан платонизму, чем Ориген ), в IV в. существуют и другие богословские круги, остающиеся чуждыми всему ущербному в греческом интеллектуализме. Это прежде всего – мир сирийской духовности: Афраат 3 , преп. Ефрем Сирин . У последнего очень сильна связь с Библией . Апофатический момент доминирует у него, когда он говорит о Боге, ставя акцент на религиозном страхе. Сознавая бесконечное расстояние, отделяющее творение от Творца, он отказывается от всякого достижения богопознания, ибо Неприступный по природе – страшен. Преп. Ефрем резко выступает против “испытую­щих” – рационалистов-евномиан; для него недопустимо также, когда ищут мистических даров, делая из богосозерцания цель христианской жизни. Большое место в его богословской мысли занимает Церковь как средоточие освящения, где единение с Богом реализуется в Таинствах. Из грекоязычных богословов Сирии и Палестины этот сакраментальный (таинственный) аспект созерцания Бога особенно развивает свт. Кирилл Иерусалимский (315–386). Он говорит о Боге скорее в терминах “отрицательных”: только Сын и Святой Дух обладают “чистым” видением e„likrinoj) природы Отца, которой Они совершенно причастны. Так, он заявляет, что только Сын видит Отца и что Святой Дух проницает глубины Божии (ср. 1Кор 2 – Пер.). Именно со Святым Духом и через Святого Духа Сын являет Божество ангелам – в меру, присвоенную их чинам, соответственно посильным возможностям каждого чина. Хотя ангелы “малых сих” всегда созерцают Лик Отца (ср. Мф 18 – Пер.), они не видят Бога Таким, Каков Он есть, но – настолько, насколько способны понять и вместить. Если так обстоит дело с ангелами, то и человек не должен быть смущен своим неведением. Мы можем знать о Боге только то, что различает (кесигнкеп) в Нем человеческая природа: столько, сколько может вынести наша немощь Для тех, кто находится вблизи Бога, величайшее познание заключается в признании своего неведения 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 5. Различия православной, католической и протестантской антропологии Различия в учениях о человеке, которые характерны для трех самых многочисленных христианских конфессий (православие, католичество, протестантизм), в современном богословии исследованы еще недостаточно. Чаще всего в литературе обсуждаются отличия экклесиологического характера между католичеством и православием 16 . Говоря о различиях между православным вероучением и протестантизмом обсуждают практики благочестия, отношения к таинствам и другие проблемы церковных обычаев и вероучительных определений 17 . Между тем расхождения между тремя конфессиями весьма значительны, различия в догматике и даже в культе (богослужебной культуре) зависят от понимания центральных идей – сущности и бытия Бога, сущности и цели создания человека. Различия теологического характера очевидны: у католиков за счет введения в Символ веры вставки Filioque (и от Сына) Сущность Божия оказывается превалирующей над Ипостасями, началами Персональными: «…западная мысль в своем изложении тринитарного догмата чаще всего отправлялась от единой природы, чтобы прийти к Лицам, тогда как греческие отцы шли путем противоположным – от трех Лиц к единой природе» 131], в результате чего Ипостасные свойства растворяются в Божественной сущности. В Троицу вносятся признаки субординационизма, поскольку Бог Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына, согласно Filioque, т. е. Он получает не самостоятельное бытие, но зависимое от Отца и от Сына, чем нарушается с точки зрения восточнохристианского восприятия внутритроические отношения абсолютного равенства (равночестности) и любви. Для восточной теологии Бог Отец есть единый исток Божественного Бытия и начало единства Святой Троицы. От Отца превечно рождается Бог Сын и исходит Бог Дух Святой. В католическом толковании ипостасные свойства становятся модусами, а Бог Дух Святой приобретает признаки логической связки между Лицами Отца и Сына. Второе фундаментальное отличие состоит в том, что, согласно официальной концепции томизма, Бог есть Существо простое или чистый акт бытия, соответственно Его энергии, направленные к миру и человеку, признаются тварными, в то время как богословская мысль Востока признаёт энергии Божии нетварными, но непостижимо отличными от сущности Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Отделение пятое Исповедание Богочеловечества во Христе Иисусе, Господе Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца Единородный Сын, Единосущный Отцу, Сущий от Сущего, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно, Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без отца, рождается Бог воплощенный, понесший на Себе заимствованную от Нее плоть, соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, единородный от матери. Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным Человеком – в двух естествах, ипостасно, или лично, соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно, неизменно, – Богом, облекшимся в плоть, одушевленную словесной и разумной душой, и соделавшимся нам подобным во всем, кроме греха. Один и Тот же есть земной и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, страдательный и бесстрастный, Бог и Человек, в том и другом совершенный. Один в два естества и в двух Один. Вот-вот смерть. Отрезвись, душа! Время жизни моей истрачено в суете и срамных помыслах. Даруй же мне, Господи, врачевство, чтобы вполне излечиться мне от сокровенных язв моих, и укрепи меня хотя один час усердно потрудиться в винограднике Твоем. Ибо время суетной жизни моей уже во единонадесятом часе. Ладью с моей куплей управь заповедями Твоими и мне, ничтожному купцу, даруй благоразумие продать свою куплю, пока есть еще время. Время плавания приблизилось к концу, и будто слышится уже глас Судии ко мне, рассеянному: «Покажи теперь, ленивый, куплю, какую имел ты в продолжение своей жизни». Час смертный устрашает меня, бедного. Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет, вижу нерадение свое и леность, и цепенеют кости мои. Час разлучения предстал очам моим, и я пришел в потрясающий страх, помыслив о нем. Вместо того чтобы радоваться, еще более убоялся я, потому что при благодати не делал дел, достойных Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

I. Общая характеристика новозаветного толкования Ветхого Завета а) Основоположения новозаветного толкования Самое общее основоположение новозаветного толкования Ветхого Завета заключается в учении о втором Лице Святой Троицы Господе нашем Иисусе Христе, как Слове, бывшем искони у Бога (Λγος σαρκος) и в последние дни соделавшемся плотью (Λγος νσαρκος), Ин. 1:1–14 . Из этого основоположения развиваются все частнейшие основоположения, на которых зиждется новозаветное толкование. Предвечным советом Божественным, открытым духовному взору священных толкователей новозаветных (сравн., между прочим, Апок. 19:11–13 ), Слово – Сын Божий, рожденный от Отца прежде всех веков, предназначен был к тому, чтобы в Нем и чрез Него невидимое по существу Божество делалось видимым, открывалось, как в слове – ум. «Сын называется Словом», говорит св. Григорий Богослов 43 , потому, что Он относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его. В этом смысле Он есть образ Бога невидимого 44 . «Отец» есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца, как выражается св. Ириней Лионский 45 . Начало этого откровения, явления Бога Отца в Сыне естественно совпадает с началом миротворения. Творец мира, поэтому, как и конечная цель его, есть Сын Божий, Слово Божие 46 . «Сын», учит св. Феофил антиохийский, раскрывая в этом смысле истинное понятие о Нем, как Λγος νδιθετος (слово сокровенное, мысль) и Λγος προφορικς (Слово произносимое), есть Слово всегда сущее (νδιθετος) в недре Бога. Прежде нежели чему-либо произойти, Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил в совете Своем, Он родил сие Слово вне проявленное (προφορικν), перворожденное всей твари, не так однако же, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. Посему нас учат Священные Писания и все духоносцы, из которых Иоанн говорит: в начале было Слово, и Слово было у Бога, показывая этими словами, что сначала был один только Бог и в Нем – Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Умное делание Испытания смирения   Старец и ученики на Святой Горе   Умное делание Вот так божественный Иерофей получил благодать Всесвятого Духа от своего Старца и духовного отца . И с того времени, как некий орган, вдохновляемый Духом, он начал с великим тщанием учиться у своего духовного отца, я не побоюсь сказать, науке наук и искусству искусств – той духовной непрестанной брани, которая бывает в нашем уме. Я имею в виду то мысленное противодействие, которое мы должны постоянно оказывать умудренным в лукавстве демонам. Впрочем, и они ведут против нас такую же брань… От Старца Иерофей научился основным приемам борьбы: как испытывать и различать прилоги помыслов, а кроме того, он научился самому различению вражеских помыслов. Я имею в виду вот что: какие помыслы от Бога, Который нас незамедлительно просвещает Благодатью Святого Духа, и какие помыслы рождает совесть, то есть действие на нас Божественного Ангела Хранителя.   Еще он научился определять по действию какие помыслы возникают от коварства демонов, какие – от естественного нашего нерадения, а какие – рождаются от боязливости. Одни помыслы нас испытывают, другие – исправляют и умудряют, третьи – рождаются от страстного состояния нашей души. Все это важно различать… От Старца Иерофей научился испытанию помыслов, откровению помыслов и ежедневной исповеди. Духовник учил его: – Ты должен научиться умному возделыванию сердца . Посредством постоянного внимания и непрестанной молитвы сердце должно ожить… Тогда-то Иерофей наконец познал, что имел в виду Псалмопевец, когда говорил: «Бойтесь Господа, святые Его…» – что это значит, и каким образом человек боится Бога,. Занимаясь, а лучше сказать, насыщаясь таким деланием, этот искушенный муж в короткое время достиг совершенного забвения земных вещей. Посредством умного делания он жительствовал как бы на небе, ненасытно наслаждаясь пречистой красотой сладчайшего Иисуса и небесного Отца. По благословению своего Старца, искусного в духовной красоте , он читал одну за другой книги богодухновенных святых Отцов.

http://isihazm.ru/?id=266

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 34 (Ин. 3:344:6)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 5. С. 257272 (1-я пагин.). (Продолжение.) —257— гое что означает изречение: едино есма, – знает именно как Сына, а не как творение, – Сына же, разумею, из сущности Его (рожденного), а не удостоенного только одного названия сыновства. Ведает, что Он есть точный образ Его собственных свойств, так что отображается в Нем вполне и отображает в Себе неизреченно Воссиявшего из Него по природе, и как имеет в Себе Сына, так и Сам пребывает в Сыне, по тожеству сущности. Вот, еретик, уразумев это, ты освободишь себя от тяжелого недуга, а нас – от неприятности словопрений. Его же бо посла Бог глаголы Божия глаголет. Если буквально понимать это изречение, то что же опять будет досточудного в Сыне? Разве и каждый из святых не был посылаем Богом и не возвещал слова Его? Так и к священноначальнику Моисею сказано: и ныне гряди, послю тя во Египет ( Деян.7:34 ) и возглаголеши к Фараону: сия глаголет Господь ( Исх.4:22 ), – или Иеремии священнейшему: не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши, и вся, елика повелю тебе, возглаголеши ( Иер.1:7 ). Что же поэтому большего будет в Сыне по природе, говорящем слова Божии, потому что Он послан Им? Пророком, как видим, Он опять должен оказаться пред нами, и ничем другим, если будем относить эти слова только к образу Его служения. Итак, слово «посла» здесь должно разуметь или в отношении к вочеловечению и пришествию с плотью в этот мир, или же опять относить к божественному и досточудному (рождению Сына от Бога Отца). Ведь Бог не сокрыл в Себе Сына, но воссиял Его из собственной природы, как отблеск из света, по неизреченному и неизъяснимому об- —258— разу божественного рождения. Это и Сам Единородный изъяснил нам в словах: Аз от Отца изыдох и приидох (16:28). Исшел от Отца в Собственное существование Сын, хотя и в Нем по природе пребывает, – и что нам обозначает в том «изыдох», на это же указывает опять здесь слово »посла». Итак, говорит, из Отца явившееся и излученное Слово, как Бог из Бога, будет употреблять слова, подобающие Богу, а Богу подобающие слова должны быть истинными и чуждыми всякого обмана. Посему приемлющий свидетельство Спасителя запечатлел, что Бог истинен, ибо Он есть действительно Бог по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первоначальное и осознанное учение церкви о Троице в ее древних символах § 95 Первую и основную форму церковного учения о Троице составляют символы древних церквей, которые, как мы уже имели случай замечать 358 , по первоначальному своему происхождению должны быть относимы ко времени апостолов, а именно к тому времени, когда в основанных апостолами церквах поставленные ими пастыри начали совершать, по заповеди Спасителя, крещение во имя Отца и Сына и Св. Духа, причем они обязаны были приступающих к крещению предварительно научать вере в Отца и Сына и Св. Духа, а затем при крещении требовать от них точного и твердого ее исповедания 359 . Кроме веры всех древнейших церквей в древне-апостольское происхождение своих символов, весьма важно еще здесь стоящее выше всяких сомнений свидетельство некоторых учителей и писателей 2-го и 3-го века, которые, касаясь общего во всей церкви правила или символа веры и относя его происхождение ко времени апостолов, внутреннее содержание его излагают по сущности и духу совершенно так, как оно сохранено во всех дошедших до нас символах древних церквей. Так, св. Ириней противопоставляя новому учению гностиков ту веру, которую церковь приняла от апостолов и их учеников и которую она, хотя и рассеянно по всему миру, тщательно хранит, как бы обитая в одном доме и согласно проповедует и передает другим, как бы имея одну душу и уста, сущность ее изображает в таком виде: « Церковь ... приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения и в Духа Святого через пророков возвестившего все домостроительство Божие 360 . По Тертуллиану , «правило веры» (regula fidei), которое обязано своим происхождением Христу и в которое должны веровать все народы 361 , «поистине одно и, будучи непоколебимым и неизменным, состоит в том, чтобы веровать в единого Бога, Вседержителя, Творца мира и в Сына Его Иисуса Христа, рожденного от Девы Марии, распятого при понтийском Пилате, воскресшего из мертвых в третий день, возшедшего на небеса, сидящего ныне одесную Отца и имеющего прийти судить живых и мертвых, по воскресении плоти...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Дракон, отступник, зверь, поистине самый упорный и боговраждебный, еще не успокоился, еще не расстался с поселившеюся в нем злобой: постоянно разражаясь ненавистью к святым Церквам, он в дерзости своей обращает против догматов истины необузданные языки людей нечестивых и невежественных, имеющих сожженную совесть (1Тим.4:2). (Впрочем, он везде уловлен и побежден при помощи общего нашего Спасителя - Христа, обессиливающего его жестокость и свирепость его нападений.) Таким образом, еще до вас весьма многие вступали в битву со святыми нашими отцами, поднимали оружия дерзких своих уст против неизреченной славы (Христа), но были обличены как люди безрассудные и невежественные, предававшиеся суесловию и не понимавшие Истины того, что самой Истиной заявлено правильным, чистым, не подлежащим никакому нареканию. Но так как изобретатель и учитель всякого нечестия, кроме и после тех, о которых мы упомянули, возбудил против нас новоглаголивый голос Нестория, то вот по благодати Божией и по данному нам от Бога разумению все мы единогласно анафематствуем отступника, подражая славной ревности наших отцов, низлагая врагов Креста Христова, воздавая честь истинной вере и проповедуя в Церквах, что отнюдь не должно присоединяться к нечестию тех, которые говорят, что два Христа и два сына: один по естеству, истинный, как Слово от Бога Отца, а другой от семени Давидова, по усыновлению и по благодати. Согласно с исповеданием отцов, по вере чистой и безукоризненной, дошедшей к нам от предков, мы исповедуем, что един Сын и Господь, Иисус Христос, т.е. что Само Слово Бога Отца вочеловечилось и воплотилось, так что один и тот же есть и исповедуется происшедшим и от Бога Отца божественно, из Его сущности естественно, как Его Слово, и от семени Давидова по плоти, т.е. от Святой и Богородицы Марии. Иже исперва самовидцы, и слуги бывшии Словесе (Лк.1:2) преподали нам учение не о двух различных сынах, но об одном и том же Боге и вместе человеке, единородном и первородном: единородном по Божеству и первородном по человечеству, потому что, снизойдя до уподобления нам, Он явился первородным во многих братиях (Рим.8:29), не с другим человеком соединившись, как угодно некоторым мудрствовать, но Сам действительно сделавшись человеком, не переставая быть тем, чем был.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/653/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010