С. Успенский Второй член Символа веры И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша Вечность Сына Божия В начале было Слово, И Слово было Бог, И в Боге было Слово. Лишь Он, Предвечный, мог Вселенной дать начало И Словом оживить Все то, что зародилось, И все, что стало быть. Лишь Он – Источник жизни, И света, и людей. Тот свет горит от века, И мир Им начал быть, И ночь Его сиянья Не в силах омрачить... К. Львов Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Император Феодосий еще при жизни отдал своему сыну Аркадию царскую власть и повелел подданным воздавать ему ту же честь, что воздавалась и самому императору. Феодосий хотя и считался христианином, но не признавал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим и думал, что неправильно поступают те, которые поклоняются Ему как Богу. Епископом царствующего города тогда был святой Амфилохий. Святитель часто говорил императору, что он грешит, не воздавая поклонения Сыну Божию. Но все замечания епископа были бесплодны. Однажды святой Амфилохий пришел в императорский дворец. С подобающим почтением он поклонился самому царю Феодосию, на сына же его, Аркадия, не обратил никакого внимания. Это удивило Феодосия, и он напомнил святителю, что ему не подобает забывать и о царском сыне. На это замечание Амфилохий ответил, что довольно и того, что он почтил отца, а сын может обойтись и без царского почтения. За такой ответ император весьма разгневался на святителя. Тогда святой Амфилохий сказал: – Государь, тебе прискорбно, что люди не оказывают такого же почтения твоему сыну, какое воздают тебе. Подумай же теперь, что скажет Небесный Царь тем, которые, по твоему примеру, не хотят чтить Его, как чтут Бога Отца, между тем, как Сам Бог Отец неоднократно показывал, что Иисус Христос есть Сын Его, Истинный Бог. Выслушав это, император с тех пор стал почитать Сына Божия так же, как почитал и Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Второй член Символа Веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Поучение 32. Изъяснение второго члена Символа Веры Изъясняя второй член Символа Веры , будем говорить о втором Лице Святой Троицы, об Иисусе Христе, Сыне Божием. О Нем также говорится и в следующих членах Символа Веры до осьмого, и именно: в третьем члене говорится о воплощении Сына Божия, в четвертом – о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, в пятом – о воскресении Его из мертвых, в шестом – о вознесении Его на небо, в седьмом – о втором пришествии Его на землю. Братия! обновите ваше усердие к слушанию поучений о Христе Спасителе и о спасении, которое совершил Он на земле для всего рода человеческого, и следовательно для каждого из нас. Сам Господь Спаситель показывает, как важно и необходимо нам знать это учение, взывая в молитве к Отцу Своему: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси, Иисус Христа ( Ин. 17:3 ). Кто не знает Бога Отца и Единородного Сына Его, Христа Спасителя мира, тот не может достигнуть спасения. Поэтому как учение о Боге Отце, так и учение о Христе Спасителе надобно знать каждому православному христианину, каждому для собственного спасения, а многим и для спасения других. Так вы, родители, и вы старшие члены семейств, должны знать это как для собственного спасения, так и для спасения ваших детей или младших членов ваших семейств: на вас лежит священная обязанность, словом и примером поучать их тому, что они должны знать для своего спасения. В настоящем поучении раскроем значение второго члена Символа Веры , по порядку слов: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В предложенных словах ясно раскрывается Божественное величие Христа Спасителя мира: Он есть единородный Сын Божий, истинный Бог, вечный, единосущный Богу Отцу, Творец всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Главы богословские, умозрительные и практические преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена обители святого Мамаса Ксирокеркского Источник Скачать epub pdf Главы богословские и практические (100 глав) 1 . Для смотрящих телесно Бога нигде нет, ибо Он невидим, а для мыслящих духовно Он везде есть, ибо Он присутствует всюду. Он во всем и вне всего, поэтому Он близок к боящимся Его ( Пс. 84:10 ), но далеко от грешников спасение Его ( Пс. 118:155 ). 2 . Память о Христе просвещает ум и прогоняет демонов, а свет Святой Троицы, сияющий в чистом сердце, удаляет от всего мира и уже отсюда возносит причастника своего к будущей славе, насколько возможно вместить человеку, который, хотя и находится под действием благодати свыше, однако еще покрыт завесой плоти ( Евр. 10:20 ). 3 . Если совсем ничего другого не останется после конца видимого [мира], кроме одного Бога, Который и есть, и будет, то, несомненно, те, кто обильно приобщаются Его благодати в этом мире, несмотря на то, что остаются на земле, уже полностью устремлены к будущему веку, хотя и стонут, находясь во тьме и обремененные тяжестью. 4 . Господь называет блаженными не просто учащих, но тех, которые сначала через исполнение заповедей удостоились прозреть и увидели в себе просвещающий и блистающий свет Духа и благодаря ему в этом истинном видении, знании и действии познали, о чем следует говорить и чему учить других. Ибо стремящимся учить надлежит, как мы сказали, сначала возвыситься, чтобы, говоря о том, чего не познали, они не прельстили и не погубили вместе с теми, кто верят им, и самих себя. 5 . Кто не боится Бога, тот не верует, что Бог есть; такой человек – безумец. А верующий в Бога боится Его, боящийся же соблюдает Его заповеди. Кто же говорит, что боится Бога, а заповеди Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем страха Божиего. Сказано: “Где страх, там соблюдение заповедей”; если же в нас нет ни страха, ни соблюдения божественных заповедей, то мы ничем не отличаемся от язычников и неверующих. 6 . Вера, страх Божий и соблюдение Его заповедей доставляют награду в соответствии со степенью чистоты. Ибо насколько мы очищаемся, настолько возводимся от страха перед Богом до любви к Нему, а когда по преуспеянию переходим от страха к тому, чтобы любить Бога, слышим от Него: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14:21 ). Итак, приложим усилие к усилию, чтобы на деле доказать любовь. Когда же это произошло, Он, как обещал, любит нас, а когда Он нас любит, Отец Его равным образом любит нас, Дух же, конечно, приходит заранее и приуготовляет дом, чтобы в едином соборе Ипостасей мы стали обителью Отца, Сына и Святого Духа ( Ин. 14:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

О ПРИЗЫВАНИИ В МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ Отче наш, Иже еси на небесех 1. Объяснение призывания в молитве Господней Первое слово молитвы Господней: «Отче», – весьма многозначительно. Этим словом Иисус Христос научает христианина, как толкует св. Кассиан Римлянин , достигать в молитве «состояния возвышеннейшего и совершеннейшего, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной к Нему любви; и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью, как с Отцом своим. Мы говорим «Отче наш!» Если же таким образом Бога и Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим; то вместе с сим исповедуем и то, что мы из состояния рабства приведены в состояние усыновленных чад Божиих». (См. «Собеседование о молитве св. Кассиана Римлянина , гл. 23). Словом «Отче», если частнее разбирать значение его, Иисус Христос научает христианина молящегося: 1 . Чтобы он был истинным сыном Божиим по вере своей в Него, или чтобы был истинным сыном Православной Церкви Христовой, ибо право именовать Бога Отцом преподается только по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения, что видно из слов евангелиста Иоанна: «Елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотски, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» ( Ин.1:12–13 ). Истинный сын бывает совершенно послушен матери своей; следовательно, и на христианина, как сына Церкви Христовой, налагается обязанность быть совершенно послушным учению и правилам матери его, Св. Церкви. Но кто не признает Церкви матерью своей, тот не может признать и Бога Отцом своим (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10), ибо сказано: «аще кто и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 2 . Чтобы христианин, при содействии благодати, с твердой надеждой возносил к Отцу свои молитвы, ибо он просит у Отца Чадолюбивого и Премилосердного ( Лк.6:36 ), у Отца Премудрого, Всеведущего и Всемогущего. Но кто может от такого Отца ожидать не отеческого? «Аще... вы, лукави суще, – говорит Иисус Христос, – умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» ( Мф.7:11 ). Также говорит Бог устами и пр. Исаии: «Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» ( Ис.49:15 ). Отец Небесный не только не отказывает нам в том, что мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10). Итак, если кто молясь, не имеет твердой надежды на Бога, тот не умеет еще сыновне молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Глава двадцать вторая «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ). В сердцевине самого города, нового Иерусалима, протекает удивительно чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца. Что это за вода жизни? Это благодать Господа Бога, Духа Святого. Святой Дух – третья ипостась Святой Троицы. Дух Святой исходит от Бога Отца, а через Сына изливается на все творение. Как и предсказывали пророки, вода жизни – Дух Святой, Который излился теперь на людей. Дар, данный апостолам в день Пятидесятницы, станет явным после конца мира – этот дар и является сердцевиной, самой главной надеждой христиан. Почему он называется водой жизни? Потому что тот, кто выпьет этой воды, будет жить вечно. Эта вода жизни, вода бессмертия, наполняет человека так, что он уже больше не будет жаждать никогда. Как и сказал Господь: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). «Рекою, исходящею из Церкви, – объясняет святой Андрей Кесарийский , – называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его». Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются – Престолами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение. И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» ( Откр. 22:1 ). Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

игумен Амвросий (Диденко) Отче наш, иже еси на Небесех Пресвитер Тертуллиан Когда говорим: Отче наш – то и молимся Богу и вместе веру изъявляем, коей плодом есть такое наименование. Ибо написано: «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин.1:12 ). Господь часто именовал Бога Отцем нашим и нам заповедал: «И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ). Таким образом, взывая так в молитве, мы исполняем заповедь. Блаженны те, которые познают в Боге Отца. – Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде; и даже вопрошавший о нём Моисей услышал иное некое имя; нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорит: «Аз приидох во имя Отца» ( Ин.5:43 ), – и опять: «Отче, прослави имя Твое» ( Ин.12:28 ), – и яснее: «Явих имя Твое человеком» ( Ин.17:6 ). Ориген Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в Ветхом Завете где-либо молитва, в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом. Что Бог называется в Ветхом Завете Отцом, а последователи Божественного Слова – сынами, это открывается из многих мест. Но, хотя Бог и называется в Ветхом Завете Отцом, а рождённые Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, всё-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу. По апостолу, наследник, доколе в детстве ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего. Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного ( Гал.4:1–2 ); с пришествием же Господа нашего Иисуса Христа открылась полнота времени ( Гал.4:4 ), в которое желающие получают усыновление. В Евангелии от Иоанна говорится: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 69 (Ин.5:2130)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 1. 4. С. 353368 (1-я пагин.). (Продолжение.) —353— мерною честью? Как Бог, предвидев будущее и предусмотрев клеветническое противоречие твоего невежества, Он употребил это „как“ не просто и без подобающего ему пояснения, но наперед подкрепив надлежащими удостоверениями и наперед показав, что Он есть Бог по природе. Так Он Своим Отцом объявлял Бога. А также, предварительно раскрыв, что Он есть истинно Бог и Творец и Жизнь, и вообще, так сказать, наперед выставив Себя сияющим свойствами Бога и Отца, благовременно присоединяет потом: „да все чтут Сына как чтут и Отца“. Поэтому, какое же наконец может явиться препятствие и что воспрещает, чтобы Тот, в Ком существенно присутствуют свойства и преимущества Родителя, восходил до равной с Ним меры чести‘? Ведь мы окажемся уже чтущими природу Бога и Отца, всецело отражающуюся в Сыне. Вот поэтому-то и говорит вслед за тем: „не чтущий Сына не чтит Отца, пославшего Его“. Таким образом вина непочтения к Сыну и хула на Него должны относиться не к другому кому, как к Самому истиннейшему Отцу, как бы от источника Своей природы испустившему Сына, хотя во всём святом писании Он и является соприсутствующим Ему вечно. „Так, – говорит противник, – пусть вина непочитания Сына касается чего тебе угодно, даже пусть она относится к Самому Богу и Отцу. Он конечно будет негодовать, и вполне справедливо, но отнюдь не потому, чтобы Его природа подвергалась оскорблению в Сыне, согласно только что данному нами рассуждению, – но поскольку Он есть образ Его и начертание, как совершеннейшим образом отображенный по божественной Его и неизреченной природе, —354— негодует справедливо и оскорбление всецело относит к Самому Себе. Ведь по истине было бы верхом нелепости, если бы оскорбивший божественные начертания не подвергался наказанию за грех против Самого Первообраза, – подобно тому, как и оскорбивший изображения земных царей, без сомнения, наказывается уже как преступник против самого властелина. Подобное же некоторое определение Бога и о нас самих найдем в словах: „проливаяй кровь человека вместо крови его прольется, яко во образ Божий сотворих человека“ ( Быт.9:6 ). Уже отсюда, – говорит противник, – со всею ясностью можешь видеть, что при оскорблении образа, хотя конечно он совсем не божественной природы, по мысли писания, должен негодовать Бог и Отец. Таким же поэтому образом должны быть понимаемы и толкуемы слова Христа: „не чтущий Сына и Отца не чтит“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Галаты были слушателями Павла не для того, чтобы наблюдать исполнение закона, упраздненного страстью Креста, - но для того, чтобы веровать в Самую Троицу и проповедывать новое Евангелие. Но вот пришли некие из самих Евреев, кои желали не того, чтобы отвратить их от возвещенного им Павлом Евангелия, но чтобы присоединить к нему и исполнение ими Ветхого Завета и их, благодатью освобожденных, снова подчинить игу рабства. И поелику они хвалились именем Симона (Петра), который имел преимущество среди Апостолов обрезания, то Павел начинает писать против них, говоря так: 1-6. Павел Апостол не от людей, разумей не от Симона и не чрез Симона, но чрез Иисуса Христа, открывшегося мне на пути в Дамаск (Деян.9:1 сл.), и чрез Бога Отца, воскресившаго Его из мертвых, - дабы объявить о воскресении Своем всем еретикам, отрицавшим Его воскресение. Церквам Галатии, - как те, что были поколеблены (в вере), так и те, кои были тверды, т.е. из Евреев (?). Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, призвавшего вас к всыновлению, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшаго Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящаго века лукаваго, то есть от зол, совершающихся в сем веке, - по воле Бога Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына. 6-15. Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшаго вас чрез меня к благодати Своей, чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако - это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос, или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса, или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, - если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который, конечно, не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь, если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугою, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, - или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/898/...

Разделы портала «Азбука веры» Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. ( Ин. 1:18 ) Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин. 14:7-9 ) Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе того, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире. Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни. Но ждать осталось недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир.  «У скончавшегося, как у новорожденного дитяти, открываются очи, когда он становится вне настоящей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит подлинную природу сущего; открывается слух… открываются уста… раскрывается вкус… дается сила осязания…» св. Григорий Нисский Наряду с физическим, существует духовное зрение. Духовным (внутренним) зрением Бога видят бесстрастные свидетели – святые . Преподобный Симеон Новый Богослов : Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно заботиться, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и увидеть невечерний Божественный свет. Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своим личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д. Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

http://azbyka.ru/kto-videl-boga

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 5 (Ин.8:28–34)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 3. 12. С. 305–320 (2-я пагин.). (Продолжение.) —305— указание Его на то, что, как уже ранее сказано нами, Бог и Отец одной есть со Мной природы. „И не оставил Меня одного“, ибо действительно было бы странно не иметь Мне с Собой Бога и Отца, от Коего Я родился. Но может быть скажет кто и ради любознательности спросит: по какой причине говорит это Сам Спаситель или что побудило Его дать такое изъяснение? В ответ на это укажем на то, что Он весьма благополезно и по необходимости к прежде уже сказанному присоединил и это. Так как сказал, что „как научил Меня Отец, сие говорю“, то этим самым уже необходимо показывает, что Отец соприсущ и единосущен Ему, дабы тем возбудить веру в Себя, как говорящего Его (Отца) слова, как Бога – (говорящего) Божии (слова), – как Такого, Кто от природного свойства Своего Родителя побуждается говорить богоприличное. Подобным же образом и человеческие дети, без научения имея от природы некоторые знания, как об этом говорили выше, хорошо ведают свойственное человечеству. Посему не следует соблазняться, если Он говорит, что Сын научился от Отца. Через это Он отнюдь не оказывается меньше Его или другой природы, как думают те. Можно убедиться в этом и посредством такого рассуждения. Ведь существо определяется не знанием или, незнанием чего-либо, но природой каждого. Возьмём в пример Павла и Силуана. И допустим, что Павел в совершенстве знает тайну Христову, а Силуан – несколько менее Павла. Разве они перестанут быть подобными по природе, или разве Павел будет выше Силуана по существу, как скоро —306— он более его постиг глубину тайны? Но никто, полагаю, не дойдёт до такого неразумия, чтобы видеть у них различную природу по причине большего или меньшего знания их. Если же таким образом свойства существа отнюдь не определяются точно знанием или научением, как сказали мы, то ничто не препятствует Сыну быть Богом по природе, хотя Он и говорит, что научился от Собственного Отца. Через это Он отнюдь не лишается единосущие с Ним, но без сомнения остаётся тем, что есть, то есть Богом от Бога, Светом от Света.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010