В 972 году в Риме был заключен брак между сыном Оттона Оттоном II и принцессой Феофана, дочерью византийского императора Романа II. С этого момента германцы оставляют в покое Апулию и Калабрию. Это было, конечно, очень важно для Цимисхия, который был уверен в верности Византии южно-итальянских провинций и занялся преимущественно восточными и северными границами. Войска были отозваны из Италии, чем, между прочим, воспользовались сарацины, сделавшие набег на Калабрию в 976 году 1846 . В 980 году новый германский император Оттон II прибыл в Рим, чтобы поднять свой авторитет в глазах римской аристократии и ответить на происки герцогов Капуи и Беневента. Однако, ближе к истине усматривать в этом официальном поводе появления в Риме, этой двери в южную Италию, соображения и намерения иного характера. Дело в том, что, в представлении германцев, —139— Калабрия, близкая географически к германской империи, как ее реставрировал Оттон I, составляла естественную часть этой последней: византийцы были только «узурпаторами», неправильно владевшими южной Италией. Логическим выводом из этих посылок и было намерение Оттона II отнять у Византии эти области. Несомненно, что в данном случае он руководился также сведениями о военной слабости Византии, которая допустила в 976 году набег сарацин. Оттон вступает из лонгобардских областей на византийскую территорию и приближается к Matera. Отсюда он спускается в Калабрию, не добившись никаких результатов у Бари и Трани. В долине Crati он встречается с полчищем сарацин во главе с эмиром Абуль-Казем и терпит полное поражение. 1847 Оттон бежит к северу в лонгобардские герцогства; сарацины, потерявшие своего вождя и обессиленные этой битвой, спешат в Сицилию. Так, в настоящем случае сарацинский набег имел положительное значение для Византии, т. к. освободил ее южно-итальянские провинции от германцев. Интересно, что после столь неожиданного крушения планов Оттона само население северных областей Италии протестует против латинских епископов, ставленников германцев, его декреты не исполняются, германофильствующие чиновники подвергаются насилиям. 1848

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Италия жестоко страдала в течение этого периода, не только от нападения венгров и сарацин, но и от распрей своих собственных князей. По низложении Карла Толстого, итальянцы не хотели признавать чужеземного правителя. Герцог сполетский Гуй и герцог фриульский Беренгар, оба находившиеся по женской линии в связи с каролингским родом, спорили между собой из-за королевства Италии и даже императорской короны, которая предоставлена была каждому из них папами, Арнульф Германский (896 г.) и другие князья также были коронованы в Риме в качестве императоров. Но первое возрождение империи, в действительности, состоялось в лице германского Оттона Великого (961 г.), от которого достоинство это перешло к его сыну и к его внуку того же имени. Тем не менее, императорская власть Оттона была весьма непохожа на власть Карла Великого: один был верховным самодержцем, а другой только главой конфедерации государств. Итальянское и германское королевства были объединены в лице Оттонов и это подчинение Италии отдаленному государю оказало весьма важное влияние на ее позднейшую историю. Жители городов, которые уже вынуждены были укреплять себя стенами и организовывать милицию для защиты против набегов сарацин и венгров, теперь нашли, что им еще более приходилось полагаться на свою самопомощь. Каждый город, вследствие этого, считая себя совершенно изолированным, сосредоточивал свои интересы в пределах своей собственной области, и устанавливал управление по древнему образцу, что и было зародышем средневековых итальянских республик. Духовенство и монахи в значительной степени несли на себе бедствия этого периода. Во всех королевствах, принадлежавших Каролингской монархии, у князей было в обычае захватывать или для себя самих, или для предоставления своим любимцам, имения религиозных учреждений. Королевы и другие дамы пользовались доходами более крупных монастырей, нисколько не считая себя обязанными чем либо им на этом основании. Во многих случаях отчуждение духовных имуществ в знатных семействах переходило по наследству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собственно храмами, в противоположность открытым капищам, можно считать закрытые помещения, в которых стояли идолы. Иногда в качестве храмов рассматриваются дома-контины в Щетине, описанные в Житии Оттона Бамбергского. Контины были нескольких типов: в одних устраивали пиры и сходки, совершали гадания, в других хранили богатства общины и святилищ. Есть данные о том, что в них стояли идолы. Храмом можно считать только контины, где стояли идолы: в Щетине контина, «бывшая главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью постройки; она имела скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат... Там же было трехглавое изображение божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Триглавом» (Житие Оттона, Хрестоматия, 1961, с. 316). Саксон Грамматик описал храм в Арконе: «Забор, окружавший здание, украшен был кругом искусно вырезанными фигурами, покрытыми однако же грубой и безобразной раскраской. Только один вход был в нем к храму. Самый храм был обведен двойной оградой, из которых внешняя состояла из толстых стен, покрытых красною кровлею, а внутренняя из четырех колонн отделена от остальной части храма вместо стен повешенными богатыми коврами, которые опускались до земли и соединялись только с поперечными балками и кровлей» ( Срезневский И.И. , 1846, с. 46–47). В храме стоял большой, превосходящий рост человека кумир с четырьмя головами на стольких же шеях. Деревянный храм, подобный описанным, раскопан около Гросс Радена в Германии. Стены прямоугольного храма были сделаны из вертикально стоявших плах и обшиты снаружи досками, каждая из которых заканчивалась резной схематичной головкой. Здание окружено оградой из столбов. Около здания найдены череп зубра, шесть черепов коней, глиняный кубок, два наконечника копий и обломки посуды второй половины IX–X вв. Здание было повреждено в средней части, и ни идола, ни места, где он стоял, найти не удалось. Конструкция постройки и ее детали соответствуют описаниям храмов, расположена она в стороне от жилой застройки и к ней вела мощеная дорога, что характерно для культовых сооружений, тогда как общественные дома-контины обычно находятся на самих поселениях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Он стал уже простирать свои виды на Хорватию и Силезию, поддерживать домашние несогласия в Чехии. Прикидываясь другом Немцев, думал распространить свое влияние и на Славян полабских, ведших упорную и беспрерывную войну с ними. Пригласив к себе друга Оттонова, епископа Войтеха, направляет и его благочестивое рвение в свою пользу: посылает с проповедью именно к тем народам, которые всего скорее должны были сделаться его подданными и с которыми уже начата была у него война. Такой умный и энергический сосед, как князь польский, скоро должен был сделаться весьма опасным для Чехов. Приняв на себя выполнение высокой задачи – объединить славянский мир и все его силы двинуть против объединенного уже саксонскою династией романо-германского мира, он шагнул далеко за естественные границы Польши, переносил свою столицу то в Прагу, то в Киев и стремился лишить княжеской власти современных ему Премысловцев. Еще около 992 г. начавшаяся между Чехами и Поляками война прекращена была лишь при содействии немецкого правительства; недоверие и взаимное нерасположение продолжали развиваться и расти между Чехами и Поляками. Если бы чешский князь чем-нибудь возбудил в Немцах подозрение, они сразу отвернули бы глаза от Чехии, и опасность со стороны Польши для неё увеличилась бы; поэтому-то тот и другой Болеслав остаются в мире с Немцами, посылают вспомогательные отряды на помощь им. Тяжелыми утратами поплатилась Чехия за события 996–997 гг. 547 Мы видели, какая глубокая приязнь установилась между изгнанником чешским, св. Войтехом, и государями немецким и польским. Нужно войти в тогдашние отношения, в расположение умов, в глубокое религиозное движение, возбужденное во всех странах мученическою смертью св. Войтеха, 548 обратить внимание на широко распространившуюся славу об его чудесах, чтобы понять, каким нравственным несчастьем должно было отразиться это на Чехах, и как они должны были пасть в глазах друзей мученика, Оттона и Болеслава. По крайней мере мы знаем, что ласковый прием, оказанный Болеславом Войтеху в 996 г., потом выкуп тела его у Пруссов высоко подняли его в глазах Оттона и доставили молодой Польше весьма важные преимущества, как церковные, так и политические.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Уже после того, как выяснилось, что легенда Гумпольда появилась приблизительно лет 40 спустя после трагической смерти чешского князя (935 или 929 г.), т.е. около 70–80-х годов 10-го века, в ней были замечены исторические несообразности, отмеченные в 1863 году Томком 17 , в 1901 году Калусеком 18 и другими. Не говоря уже о монашеской характеристике князя, присущей и другим латинским сказаниям о св. Вячеславе, в труде Гумпольда мы встречаем анахронизмы: Спытигнев, княживший в Чехии в 895–905 годах или по 912 год, считается современником Генриха I (918–936), вступление на престол Вячеслава, убитого в 935 году (дата, принятая Калусеком) или в 929 году, относится к царствование Оттона (I?): sub regis serenissimi Ottonis (см. ниже стр. 13). В рассказе о намерении Вячеслава посетить Рим та же легенда допускает противоречие: сначала рассказывается, что Вячеслав решил принять монашество, для этого собирался в Рим и управление Чехиею сам пожелал передать брату Болеславу, а затем сообщается, что поездка расстроилась вследствие властолюбивых замыслов Болеслава (см. ниже стр. 42 и след.). Храм св. Вита, по словам Гумпольда, был основан и освящен Регенсбургским епископом Тутоном (занимавшим епископию с 894 по 10 октября 930 года). Но если бы допустить, что княжение Вячеслава, по сведениям той же легенды, началось при Оттоне I, то Тутон не мог бы принимать участия в освящении храма, так как умер за 6 лет до вступления Оттона на престол. – Поставляли в вину Гумпольду и то, что Спытигнева он считает первым христианским князем Чехии и ничего не знает о Боривое, что известие о перенесении и открытии мощей Вячеслава противоречит «Минейному» сказанию и т.д. и т.д. Между тем славянский текст Гумпольдовой легенды в некоторых случаях свободен от указанных несообразностей. Ему известно имя Боривоя. Латинское выражение: «in cives eminentior Zpumignev nomine» передано здесь словами: «в суседех приседя, именем Спытигнев, сыа Боривоев». Контекст речи не дает прямых оснований утверждать, что Спытигнев – по мнению составителя легенды – был первым чешским князем, принявшим крещение (см. ниже стр. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Аннон II, архиеп. Кёльнский, с церквами, к-рые он основал. Миниатюра из «Vita Annonis Minor» (Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek. Hs. 945. Fol. 1v). Ок. 1180 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, с церквами, к-рые он основал. Миниатюра из «Vita Annonis Minor» (Darmstadt, Hessische Landes-und Hochschulbibliothek. Hs. 945. Fol. 1v). Ок. 1180 г. Определяющим в развитии города стало правление архиеп. св. Бруно (953-965), младшего брата имп. Оттона I и его архикапеллана. Руотгер, составитель Жития св. Бруно, подчеркивал политический авторитет архиепископа, 2-го после императора человека в гос-ве. Во время похода Оттона I против венгров Бруно выполнял обязанности наместника империи, в 954 г. архиепископу было передано герц-ство Лотарингия, в котором Бруно обладал высшей судебной и военной властью, правом чеканить монету, собирать налоги и пошлины. Полномочия архиепископа как герцога (archidux) Лотарингии способствовали укреплению его единоличной власти над городом; одновременно прелат получил право участвовать в избрании германского короля. Т. о. оставаясь вассалом германского короля (или императора), св. Бруно стал 1-м князем-епископом, духовным и светским главой суверенной территории - церковного княжества. Основу земельных владений кафедры составили области в долине Рейна (вокруг Бонна, Юлиха, Нойса, Ксантена), позднее к ним были присоединены земли в Вестфалии (окрестности городов Аттендорн, Медебах и Зост). Единство светской и духовной власти прелата, статус К. как архиепископской кафедры и столицы сеньории подчеркивались в чеканке кёльнского денария: начиная с правления архиеп. Пилигрима (1021-1036) на одной стороне монеты был представлен правящий архиепископ, на другой - символическое изображение К. По указанию св. Бруно началась перестройка кафедрального собора (завершена при архиеп. Геро), основан бенедиктинский мон-рь при ц. вмч. Пантелеимона, которая также подверглась значительной перестройке (это был частный мон-рь кафедры). Основано крупное аббатство св. Мартина Турского (совр. ц. Грос-Санкт-Мартин). Границы города расширились, включив прилегающие непосредственно к Рейну торговые площади (районы Альтер-Маркт и Ноймаркт).

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Устранение Каподистрии означало утрату последней возможности чтобы греки сами возглавили собственное государство, вели самостоятельную политику внутри страны и определяли ее внешнеполитические ориентиры. Кроме того это стало и поражением традиционалистов (к числу которых несомненно относился и Каподистрия). К управлению страной вскоре пришли чуждые ей люди (в большистве своем иноверцы), далекие от православной традиции и с пренебрежением относившиеся к духовному наследию Византии. 7 мая 1832 Франция, Россия и Англия приняли совместное решение о провозглашении королем Греции сына баварского короля Людовика Оттона (Отто) Вительсбаха. Начавшийся период «Баварократии», продлился до 1862 года и принес Греческой Церкви много бед и горя. Королю Оттону на момент его назначения было всего 16 лет. По вероисповеданию он был католик и вероятно отец готовил его к принятию сана. По пути в Грецию будущий правитель посетил Рим за советом и благословением Римского папы. Для управления страной была назначена регентская комиссия из трех человек, до достижения Оттоном совершеннолетия. Церковью, образованием и правосудием в этой комиссии стал заведовать Георг-Людвиг Маурер (протестант, сын пастора). Два других регента были соответственно протестантом и католиком. В стране установилась абсолютная монархия. Все греки имевшие отношения к Каподистрии или подозреваемые в связях с Россией были удалены со всех государственных постов и вытеснены из сферы образования. Подавлялось любое инакомыслие, а богословское образование было полностью переориентировано на западные схоластические модели. Реформы Оттона были поддержаны постоянными оппонентами православных традиционалистов – новогреческими Просветителями. Они же с восторгом встретили анти-византийскую программу нового правительства. Ее кульминацией стало физическое искоренение ромейского культурного и духовного наследия. Только для строительства нового громадного кафедрального собора в Афинах было разрушено 72 уникальных церкви византийского и поствизантийского периода. На собранные от продажи участков деньги велось строительство, а части разрушенных церквей использовались в качестве строительных материалов.

http://pravmir.ru/pravoslavie-pod-udarom...

Адальберта Пражского. Эти тексты, равно как и биографические данные, характеризуют Б. К. не только как деятельного миссионера-практика неразделенной Церкви, но и как видного церковного идеолога, к-рый ратовал за сотрудничество христ. государей в деле проповеди среди язычников (Б. К. резко упрекал Генриха II за военный союз с языческим слав. племенным союзом лютичей против христианина Болеслава I). Позиция Б. К. в отношении церковной организации недавно христианизированных земель к востоку от Германской империи не до конца ясна. Похоже, что он был сторонником политики имп. Оттона I , направленной на включение их в церковную юрисдикцию империи, и потому сдержанно относился к политической программе Оттона III «renovatio imperii Romanorum» (возрождения Римской империи), приведшей к учреждению в 1000 г. самостоятельной Гнезненской архиепископии в Польше. Соч.: Monumenta Poloniae Historica: N. S. Warsz., 1969. T. 4. Pars 2; 1973. T. 4. Pars 3; Гильфердинг А. Ф. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром//Рус. беседа. М., 1856. Кн. 1: Науки. С. 1-34 [рус. пер. послания к Генриху II; новый пер. «русского» фрагмента послания см.: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 314-315]. Ист.: Wibert. Historia de predicatione episcopi Brunonis cum suis capellanis in Prussia et martyrio eorum// Kolberg A. Der hl. Bruno von Querfurt, zweiter Apostel von Preussen//Zschr. für Geschichte und Altertumskunde des Ermlandes. 1884. Bd. 8. S. 105-108; Ad é mar de Chabannes. Chronique. III 37/Ed. J. Chavanon. P., 1897. P. 152-153. Not. f.; Vita et passio S. Brunonis episcopi et martyris Querfordensis/Ed. H. Kauffmann//MGH. SS. 1934. T. 30/2. P. 1350-1367; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung. VI 94-95/Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. P. 386-388; Petri Damiani Vita beati Romualdi. 26-28/A cura di G. Tabacco. R., 1957. P. 54-64. Лит.: Voigt H. G. Brun von Querfurt, Mönch, Eremit, Erzbischof der Heiden und Märtyrer.

http://pravenc.ru/text/153497.html

В 972 году в Риме был заключен брак между сыном Оттона, Оттоном II и принцессой Феофано, дочерью византийского императора Романа II. С этого момента германцы оставляют в покое Апулию и Калабрию. Это было, конечно, очень важно для Цимисхия, который был уверен в верности Византии южно-итальянских провинций, и занялся преимущественно восточными и северными границами. Войска были отозваны из Италии, чем, между прочим, воспользовались сарацины, сделавшие набег на Калабрию в 976 году. 157 В 980 году новый германский император Оттон II прибыл в Рим, чтобы поднять свой авторитет в глазах римской аристократии, и ответить на происки герцогов Капуи и Беневента. Однако, ближе к истине усматривать в этом официальном поводе появления в Риме, этой двери в южную Италию, соображения и намерения иного характера. Дело в том, что в представлении германцев, Калабрия, близкая географически к германской империи, как ее реставрировал Оттон I, составляла естественную часть этой последней. Византийцы были только «узурпаторами», неправильно владевшими южной Италией. Логическим выводом из этих посылок и было намерение Отгона II отнять у Византии эти области. Несомненно, что в данном случае он руководился также сведениями о военной слабости Византии, которая допустила в 976 году набег сарацин. Оттон вступает из лонгобардских областей на византийскую территорию и приближается к Matera. Отсюда он спускается в Калабрию, не добившись никаких результатов у Бари и Трани. В долине Crati он встречается с полчищем сарацин, во главе с эмиром Абуль-Казем, и терпит полное поражение. 158 Оттон бежит к северу в лонгобардские герцогства. Сарацины, потерявшие своего вождя и обессиленные этой битвой, спешат в Сицилию. Так, в настоящем случае сарацинский набег имел положительное значение для Византии, т. к. освободил ее южно-итальянские провинции от германцев. Интересно, что после столь неожиданного крушения планов Оттона, само население северных областей Италии протестует против латинских епископов, ставлеников германцев. Его декреты не исполняются, германофильствующие чиновники подвергаются насилиям. 159

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В правление О. продолжился культурный подъем, начавшийся в эпоху Оттона I - т. н. Оттоновское возрождение. Оттоновские традиции в образовании, лит-ре, изобразительном искусстве и архитектуре основывались прежде всего на наследии эпохи Каролингов, но при О. благодаря имп. Феофано усилилось также визант. влияние, более тесным стало соприкосновение с итал. культурной традицией. О. оказывал покровительство образованным клирикам. Причем в отличие от Оттона I, использовавшего их гл. обр. для политических и дипломатических поручений, а также в качестве историографов и служителей придворной канцелярии, его сын поддерживал их ученые труды, не связанные с прикладными политическими задачами. Благодаря О. успешно стала развиваться карьера Герберта Орийакского, являвшегося наставником в юные годы, а затем удалившегося от двора и пребывавшего в Реймсе, где ему покровительствовал архиеп. Адальберон (969-988). В Реймсе Герберт преподавал в соборной школе, собирал и штудировал редкие античные сочинения и ученые труды, способствовал знакомству Запада с араб. достижениями в математике и астрономии. В 981 г. в Равенне в присутствии О. состоялся публичный диспут между Гербертом и одним из самых прославленных ученых мужей на герм. землях - Отриком (ок. 910-981), учеником Адальберта Магдебургского. Предметом обсуждения было «подразделение философии», т. е. структура ученого знания. Герберт Орийакский одержал победу в диспуте, после чего был вновь приглашен к имп. двору. Впосл., при Оттоне III, он стал одним самых влиятельных советников государя. О. приблизил к себе франц. церковного писателя и педагога Адсона († 992), аббата монастыря Монтье-ан-Дер. Наиболее значительное его сочинение - «О месте и времени антихриста» (De orte et tempore Antichristi) - написано ок. 954 г. по заказу Герберги († 969), тетки О. и жены франц. кор. Людовика IV (936-954). Эсхатологические настроения в этом произведении соединились с идеей установления перед концом времен универсальной власти Римской империи под владычеством франц. государя.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010